Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
Ответы на вопросы, касающиеся следования религиозному законоведу /таклид[1]/
Три метода: Предосторожность, иджтихад[2] и следование мнению
религиозного законоведа /таклид/
Вопрос № 1: Основана ли обязательность следования мнениям религиозного законоведа /таклид/ исключительно рациональным вопросом или оно имеет также шариатские доказательства?
Ответ: Оно имеет доказательства в Коране и Сунне. Разум также подтверждает то, что неосведомленный в вопросах религии человек должен обращаться к религиозному законоведу /муджтахид[3]/, отвечающему всем условиям.
Вопрос № 2: Что, по вашему мнению, предпочтительней: проявление предосторожности /ихтият[4]/ или следование мнению законоведа /таклид/?
Ответ: По причине того, что для проявления предосторожности /ихтият/ требуется достаточная осведомленность в вопросах исламского закона (где и как применять) и, следовательно, большего расхода времени, предпочтительней следовать мнению религиозного законоведа /муджтахид/, отвечающего всем условиям.
Вопрос № 3: Какова сфера применения предосторожности среди мнений ученых в вопросах исламского закона? Обязательно ли включать туда мнения предыдущих ученых?
Ответ: Под предосторожностью в сфере ее применения подразумевается принятие во внимание всех возможных вариантов в вопросах исламского закона так, чтобы религиозно обязанный был уверен, что исполнил то, что ему предписано.
Вопрос № 4: Через некоторое время моя дочь достигнет возраста, начиная с которого необходимо соблюдать предписания исламского закона (девять лет). В связи с этим ей необходимо будет выбрать религиозного законоведа, чтобы следовать ему в практических вопросах, однако осознать и понять это трудно для нее. Просим вас пояснить, как нам следует поступить?
Ответ: Если она сама не может понять свои религиозные обязанности, то вам необходимо обратить на это ее внимание и просветить ее в этом вопросе.
Вопрос № 5: Среди ученых известно, что определение области применения религиозных предписаний вверено исполняющему /мукалляф[5]/, а определение самого положения является обязанностью религиозного законоведа /муджтахид/. Тем не менее религиозные законоведы во многих случаях также выражают свои мнения по поводу области применения религиозных предписаний. Необходимо ли нам следовать их мнениям в таких случаях?
Ответ: Определение области применения религиозных предписаний вверено исполняющему /мукалляф/ и следование мнению религиозного законоведа /муджтахид/ в этом необязательно, кроме случаев, когда у него появится уверенность в верности его определения или область применения предписания будет таковой, что потребует вынесения решения, основанного на первоисточниках, самим религиозным законоведом.
Вопрос № 6: Является ли оставивший изучение положений исламского закона, касающихся ситуаций, с которыми этот человек сталкивается в своей жизни, грешником?
Ответ: Если это приводит к тому, что он оставляет обязательное \ваджиб\ или совершает запрещенное \харам\, то он является грешником.
Вопрос № 7: Некоторые малоосведомленные люди, когда мы спрашиваем их, предписаниям какого религиозного законоведа они следуют, то эти люди отвечают, что они не знают, или говорят, что следуют определенному законоведу /муждтахиду/, но фактически не следуют его мнениям и не читают сборники его фетв. Каково ваше мнение по этому поводу?
Ответ: Если их действия соответствовали предосторожности или мнениям религиозного законоведа, которому они должны следовать, то они являются правильными (с точки зрения исламского закона).
Вопрос № 8: В тех вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед /муджтахид/ выносит суждение о необходимости соблюдения предосторожности, разрешается ли обратиться к самому компетентному после него, а если последний тоже считает необходимым соблюдение предосторожности, то правильно ли обратиться к самому компетентному законоведу после первых двух? Также, если суждение третьего такое же, правильно ли обращаться к самым компетентным после них? Поясните, пожалуйста, для нас этот вопрос.
Ответ: В вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед выносит суждение о необходимости соблюдения обязательной предосторожности, обращение к другому законоведу, который имеет конкретное суждение по данному вопросу, не предосудительно, при условии соблюдения порядка следования мнению самого компетентного.
2. Ответы на вопросы, касающиеся условий следования указаниям религиозному законоведу /таклид/
Вопрос № 9: Правильно ли следовать (в практических предписаниях исламского закона) указаниям религиозного законоведа, который не имеет сборника фетв и мнение которого не авторитетно (или неизвестно, является ли оно авторитетным)?
Ответ: Наличие сборника фетв и последователей не является обязательным условием для следования мнению законоведа, отвечающему всем прочим требованиям. Если мусульманину, намеревающемуся следовать мнению определенного законоведа, станет ясно, что тот отвечает всем необходимым условиям, то следование его указаниям не предосудительно.
Вопрос № 10: Разрешается ли мусульманину следовать мнению религиозного законоведа, компетентного лишь в некоторых разделах исламского закона (например, в вопросах молитвы, поста, хаджа и т.п.)?
Ответ: Мнение такого религиозного законоведа имеет силу только для него самого. Дозволенность следования его мнению для других сомнительна.
Вопрос № 11: Разрешается ли следовать мнению религиозных законоведов из других государств, с которыми нет возможности поддерживать связь?
Ответ: Для следования мнению религиозного законоведа, отвечающего всем требованиям, не обязательно проживать в одной стране с ним.
Вопрос № 12: Отличается ли праведность /‘адалят/, которая требуется религиозному законоведу, чтобы стать муджтахидом, от той, что является необходимой для имама общественной молитвы?
Ответ: Если принять во внимание всю важность и щекотливость положения религиозного законоведа, взглядами которого руководствуются верующие, то, следуя обязательной предосторожности, кроме праведности от него требуется не быть рабом своих страстей и не обладать излишней любовью к мирскому.
Вопрос № 13: Что подразумевается под «праведным», когда говорится о необходимости следования мнению религиозного законоведа?
Ответ: Под «праведным» в подобных случаях подразумевается человек, достигший такого уровня богобоязненности, при котором этот человек умышленно не грешит.
Вопрос № 14: Является ли условием для иджтихада осведомленность религиозного законоведа об особенностях времени и места, для которых он выносит суждение?
Ответ: Возможно, что в некоторых случаях это необходимо.
Вопрос № 15: С точки зрения Имама Хомейни, религиозный законовед, взглядами которого руководствуются верующие мусульмане, должен наряду со знанием исламского законодательства (обряды поклонения и деловые отношения) быть к тому же компетентным в вопросах политики, экономики, военного дела, а также разбираться в социальных проблемах и вопросах управления. Раньше мы следовали мнению Имама Хомейни. После его смерти, руководствуясь советами некоторых ученых и собственными соображениями, мы посчитали нужным обратиться к вам и подчиняться Вашему мнению, чтобы тем самым совместить политическое и духовное руководство. Что Вы думаете по этому поводу?
Ответ: Условия, необходимые для определения того религиозного законоведа, который достоин подражания, подробно изложено в «Тахрир аль-василя» Имама Хомейни и других книгах. Выбор конкретного религиозного законоведа для следования ему вверено самому религиозно обязанному /мукалляф/.
Вопрос № 16: Является ли бо`льшая компетентность конкретного религиозного законоведа условием для следования именно ему? Как возможно определить уровень этой компетентности?
Ответ: Из предосторожности, необходимо руководствоваться мнением более компетентного законоведа в случаях, когда его мнение отличается от остальных. Критерием бо`льшей компетентности является то, чтобы религиозный законовед лучше других мог постигать божественные предписания и лучше умел выводить их из первоисточников. Также требуется, чтобы он был наиболее компетентен в понимании особенностей своего времени, когда это необходимо для определения области применения предписаний исламского закона и вынесения суждения по данному вопросу.
Вопрос № 17: Считается ли неверным следование мнению менее компетентного религиозного законоведа в случае, если есть подозрения в соответствии более компетентного муджтахида тем условиям, которые требуются для следования ему?
Ответ: Исходя из предосторожности, не разрешается в вопросах, в которых есть разногласия, следовать мнению не самого компетентного религиозного законоведа по причине одного лишь неподтвержденного предположения отсутствия у самого компетентного требуемых для следования ему условий.
Вопрос № 18: Если будет доказано, что несколько религиозных законоведов являются самыми компетентными в определенных вопросах, т.е. каждый из них будет наиболее компетентным в конкретном вопросе, то разрешается ли следовать каждому из них в тех вопросах, в которых данный законовед наиболее компетентен?
Ответ: Следование нескольким религиозным законоведам одновременно не критикуется исламским законом. И если бо`льшая компетентность каждого из них (в вопросах, в которых религиозно обязанный намеревается следовать ему) будет доказана, согласно обязательной предосторожности, следование нескольким религиозным законоведам обязательно в случае наличия разногласия в их мнениях.
Вопрос № 19: Разрешается ли руководствоваться мнением менее компетентного религиозного законоведа в случае возможности обращения к более компетентному?
Ответ: Руководствоваться мнением не самого компетентного религиозного законоведа не критикуется, если его мнение не противоречит мнению самого компетентного.
Вопрос № 20: По Вашему мнению, почему обусловлено следование именно самому компетентному религиозному законоведу? На чем вы основываетесь в этом?
Ответ: Если будет несколько религиозных законоведов, отвечающих всем необходимым для следования им условиям, и их мнения будут отличаться, то, исходя из обязательной предосторожности, необходимо руководствоваться мнением самого компетентного, разве что будет доказано, что мнение последнего будет вопреки предосторожности, а мнение не самого компетентного соответствует ей. Доказательством этого является рациональность данного метода и то, что разумные люди обращаются к более компетентным. Таким образом, доказательная сила мнения самого компетентного религиозного законоведа для следующего ему убедительна, а менее компетентного – нет.
Вопрос № 21: Мнением какого религиозного законоведа нам следует руководствоваться?
Ответ: Необходимо следовать религиозному законоведу, отвечающему всем условиям для возможности следования ему, имеющего право вынесить фетвы, и, согласно обязательной предосторожности, он должен быть самым компетентным.
Вопрос № 22: Разрешается ли начинать следовать мнению умершего религиозного законоведа?
Ответ: Исходя из предосторожности, необходимо следовать самому компетентному из живущих религиозных законоведов.
Вопрос № 23: Зависит ли дозволенность следования суждениям покойного религиозного законоведа от мнения по этому вопросу самого компетентного из живущих на данный момент религиозных законоведов?
Ответ: Дозволение начинать следовать мнению покойного религиозного законоведа или продолжать следовать ему требуется получить у самого компетентного из живущих религиозных законоведов.
Методы доказательства права на иджтихад и
определения наибольшей компетентности и получений фетв
Вопрос № 24: Нужно ли мне, после того как я выяснил посредством свидетельства двух справедливых людей, что определенный религиозный законовед соответствует необходимым для следования ему условиям, спрашивать об этом других?
Ответ: Можно положиться на свидетельство двух справедливых и компетентных людей о соответствии определенного религиозного законоведа необходимым для следования его мнению условиям, и нет необходимости дополнительно расспрашивать других верующих об этом.
Вопрос № 25: Поясните, пожалуйста, методы выбора религиозного законоведа /муджтахида/ для следования его мнению и получения его фетв?
Ответ: Выявление соответствия определенного религиозного законоведа необходимым для следования ему условиям или бо`льшей компетентности должно происходить при возникновении уверенности в этом (в том числе и в случае широкой известности данного муджтахида, которая как правило говорит о компетентности этого законоведа), а также посредством свидетельства двух справедливых людей. Фетву религиозного законоведа, мнением которого руководствуются религиозно обязанные, можно получить посредством следующих методов:
- Услышать от самого религиозного законоведа;
- Услышать от двух или даже одного справедливого человека;
- Услышать от человека, чьи слова вселяют уверенность
- Увидеть в сборнике фетв, принадлежащем требуемому религиозному законоведу, в случае отсутствия в сборнике ошибок.
Вопрос № 26: Правильно ли доверять кому-либо выбор для себя религиозного законоведа, мнению которого верующий собирается следовать (например, сын доверяет выбрать для себя религиозного законоведа своему отцу, ученик – учителю и т.п.)?
Ответ: Если это доверие будет заключаться в поиске религиозного законоведа, отвечающего всем условиям, отцом, учителем, воспитателем или кем-либо еще, то это не критикуется исламским законом. Естественно, их мнение, с точки зрения исламского закона, обладает доказательной силой только в том случае, когда дает знание, уверенность и они обладают необходимыми условиями свидетельства.
Вопрос № 27: Я спросил некоторых известных религиозных законоведов о самом компетентном из них, и они ответили, что обратиться к такому-то достаточно для выполнения своего религиозного долга. Разрешается ли мне положиться на их слова, притом, что я лично не осведомлен о том, что указаный муджтахид самый компетентный, или при предположении или уверенности в том, что он не является самым компетентным по причине наличия других, бо`льшая компетентность которых выявлена подобным образом?
Ответ: Если будет обнаружено соответствующее исламскому закону доказательство бо`льшей компетентности религиозного законоведа, отвечающего всем требуемым для вынесения суждения условиям, то пока не будет обнаружено противоречащих этому фактов, оно имеет для нас доказательную силу, и на него можно положиться. И обладание личной уверенностью не является для этого необходимым условием, и нужды в поиске противоречащих этому фактов нет.
Вопрос № 28: Разрешается ли человеку, не обладающего специальным разрешением от религиозного законоведа, при том, что человек этот в некоторых случаях ошибается и передает положения неверно, отвечать на вопросы по исламскому закону? Как нам следует поступать в случае передачи им положений, прочитанных в сборнике фетв религиозного законоведа?
Ответ: Для передачи и разъяснения мнения религиозного законоведа не требуется обладать специальным разрешением. Однако не разрешается заниматься этим, допуская при этом ошибки. И если такой человек ошибся в передаче предписания и потом понял свою ошибку, то ему необходимо сообщить об этом тому, кому он передал ее в ошибочном виде. В любом случае, слушающему не разрешается следовать передаваемым положениям, если нет уверенности в достоверности и правильности слов передающего.
Ответы на вопросы, касающиеся смены религиозного законоведа
Вопрос № 29: До сих пор в вопросе продолжения следования мнению умершего религиозного законоведа мы руководствовались мнением не самого компетентного религиозного законоведа. Если разрешение самого компетентного религиозного законоведа является условием для продолжения следования мнению умершего религиозного законоведа, обязательна ли смена его на самого компетентного и необходимо ли его разрешение для продолжения следования умершему?
Ответ: Если мнение не самого компетентного религиозного законоведа будет соответствовать мнению самого компетентного в этом вопросе, то следование мнению менее компетентного не критикуется исламским законом, и нет необходимости в смене его на более компетентного.
Вопрос № 30: Обязательно ли в переходе от одной фетвы Имама Хомейни обратиться к фетве религиозного законоведа, у которого я взял разрешение на продолжение следования умершему, или можно поступать в соответствии с фетвами других религиозных законоведов?
Ответ: Исходя из предосторожности, следует обратиться к фетве того же религиозного законоведа, разве только при наличии более компетентного религиозного законоведа, чем он, и если его фетва в вопросе такого перехода будет вопреки фетве первого религиозного законоведа, где в этом случае, согласно обязательной предосторожности, следует обратиться к самому компетентному.
Вопрос № 31: Можно ли перейти от следования мнению самого компетентного религиозного законоведа к мнению менее компетентному?
Ответ: Исходя из обязательной предосторожности, нельзя переходить от живущего религиозного законоведа к другому, в особенности, если первый является самым компетентным.
Вопрос № 32: Я юноша, соблюдающий религиозные предписания. Раньше, до достижения возраста, при котором необходимо соблюдать исламские законы, я следовал мнению Имама Хомейни, но причиной того, что я следовал именно ему, было не осознание соответствия Имама критериям, предусмотренным исламским законом, а то, что я считал, что следование авторитету Хомейни достаточно для исполнения моего религиозного долга. Спустя некоторое время, я перешел к следованию мнению другого религиозного законоведа, тогда как этот переход не был правильным и после смерти упомянутого законоведа, я перешел к следованию вашим мнениям. Проясните, пожалуйста, каково положение относительно следования упомянутому религиозному законоведу? Каково положение касательно моих деяний в то время? И как мне следует поступать сейчас?
Ответ: Все твои действия за период твоего следования покойному Имаму Хомейни, как при его жизни, так и после смерти, считаются верными. А то, что было во время твоего следования другому религиозному законоведу, если соответствовало мнению того, кому нужно было следовать, то считается выполненным верно, иначе необходимо восполнить его как пропущенное. В настоящее же время у тебя есть выбор между тем, чтобы продолжить следовать мнениям покойного религиозного законоведа или перейти к следованию мнениям подходящего на твой взгляд религиозного законоведа, однако необходимо соблюдать установленные для этого исламским законом критерии.
Ответы на вопросы, касающиеся продолжения следования мнению религиозного законоведа после его смерти
Вопрос № 33: Человек следовал мнениям Имама Хомейни, а после его смерти стал следовать мнениям другого религиозного законоведа, живущего ныне. Теперь он хочет вновь перейти к следованию мнениям Имама Хомейни. Может ли он так поступить?
Ответ: Исходя из предосторожности, не дозволяется переход от живого религиозного законоведа, отвечающего всем условиям для следования ему, к умершему. Однако, если живой религиозный законовед не соответствовал требуемыми условиями во время перехода к нему, то с самого начала этот переход был неверным, и обратившийся с вопросом может теперь вернуться к следованию мнениям Имама Хомейни или перейти к следованию мнению другого религиозного законоведа, который соответствует требуемым условиям.
Вопрос № 34: При жизни Имама Хомейни я достиг возраста, в котором необходимо соблюдать религиозные предписания, и последовал его мнению только в некоторых вопросах исламского закона, потому что тогда для меня вопрос следования религиозному законоведу не был понятен. Как мне поступить сейчас?
Ответ: Если вы соблюдали обряды религии согласно фетвам Имама Хомейни при его жизни, то практически вы руководствовались его мнениями. Таким образом, сейчас вы можете продолжить всецело следовать ему.
Вопрос № 35: Что вы думаете о продолжении следования мнениям религиозного законоведа после его смерти, если он является самым компетентным?
Ответ: В любом случае, разрешается продолжать следовать мнениям религиозного законоведа после его смерти, однако не следует пренебрегать предосторожностью при продолжении следования мнениям самого компетентного умершего религиозного законоведа.
Вопрос № 36: Требуется ли разрешение самого компетентного религиозного законоведа для продолжения следования мнениям религиозного законоведа после его смерти, или достаточно разрешения любого религиозного законоведа?
Ответ: Необязательно разрешение самого компетентного религиозного законоведа для продолжения следования мнениям религиозного законоведа после его смерти в случае, если с этим будут согласны все религиозные законоведы.
Вопрос № 37: Некто следовал мнениям Имама Хомейни, а после его смерти последовал в некоторых вопросах исламского закона другому религиозному законоведу. Теперь этот религиозный законовед также умер. Поясните, пожалуйста, как нужно поступить.
Ответ: Этот человек, как и прежде, в тех вопросах, в толковании которых он не перешел к другому религиозному законоведу, может продолжить следовать мнениям Имама Хомейни. Также он может продолжить следовать мнениям второго религиозного законоведа в тех вопросах, в которых перешел к его толкованиям, или же перейти к следованию мнениям живущего религиозного законоведа.
Вопрос № 38: После кончины Имама Хомейни я думал, что, по его мнению, нельзя продолжать следовать религиозному законоведу после его смерти, поэтому я выбрал для себя живущего религиозного законоведа. Могу ли я снова перейти к следованию мнениям Имама Хомейни?
Ответ: Не разрешается обращаться к следованию мнениям Имама Хомейни после того, как вы перешли к следованию живущему религиозному законоведу, в тех вопросах, в которых вы уже осуществили этот переход. Можно совершить этот обратный переход разве только в том случае, если мнение избранного вами живущего религиозного законоведа будет заключаться в необходимости продолжения следования мнениям самого компетентного религиозного законоведа и после его смерти. Тогда, если вы считаете Имама Хомейни более компетентным по отношению к тому живущему, которого вы выбрали, тогда вы должны продолжить следовать Имаму Хомейни.
Вопрос № 39: Разрешается ли обращаться в каком-либо вопросе то к мнению умершего религиозного законоведа, то к мнению живущего при наличии разногласий во мнениях по этому поводу?
Ответ: Разрешается продолжать следовать мнениям религиозного законоведа после его смерти до перехода к следованию мнениям живущего. После этого перехода не разрешается возвращаться к следованию умершему религиозному законоведу.
Вопрос № 40: Обязательно ли следующим Имаму Хомейни и тем, кто хочет продолжить следовать его мнениям, получить разрешение у живущих религиозных законоведов, или достаточно согласия большинства религиозных законоведов о дозволенности продолжения следования религиозному законоведу после его смерти?
Ответ: Согласно мнениям большинства современных ученых о дозволенности следования религиозному законоведу после его смерти дозволено продолжать следовать Имаму Хомейни, и нет необходимости в обращении к живому религиозному законоведу для решения этого вопроса.
Вопрос № 41: Каково ваше мнение о продолжении следования мнениям религиозного законоведа после его смерти в вопросах, касающихся предписаний, которые духовно совершеннолетний исполнял или не исполнял?
Ответ: Дозволено продолжать следовать мнениям религиозного законоведа после его смерти во всех вопросах, в независимости от того, исполнял духовно совершеннолетний их ранее или не исполнял.
Вопрос № 42: Исходя из дозволенности продолжения следования религиозному законоведу после его смерти возникает вопрос: касается ли это положение тех, кто при жизни религиозного законоведа не был духовно совершеннолетним (не достиг этого возраста), но исполнял его фетвы?
Ответ: Не предосудительно продолжать следовать мнениям религиозного законоведа после его смерти в случае, если данный человек следовал ему при его жизни, даже до достижения возраста вменения религиозных обязанностей.
Вопрос № 43: Мы из числа верующих, продолжающих следовать мнению Имама Хомейни после его смерти. По причине сложности нынешнего политического положения, когда мусульмане столкнулись с мировым империализмом, у нас появились новые вопросы, и мы думаем, что нужно обратиться к вам для их решения. Дозволено ли нам это?
Ответ: Вам разрешается и сейчас продолжать следовать мнениям покойного Имама Хомейни, и нет необходимости в смене религиозного законоведа. Для получения ответов на нерассмотренные ранее (новые) вопросы исламского закона можете переписываться с нашим офисом. Дай Аллах вам успеха в совершении благих дел!
Вопрос № 44: Какова обязанность следующего мнениям определенного религиозного законоведа в случае выявления им факта, что другой муджтахид является более компетентным в вопросах исламского закона?
Ответ: Исходя из обязательной предосторожности, в тех вопросах, в которых фетва его религиозного законоведа отличается от фетвы того, кто более компетентен, он должен обращаться к последнему.
Вопрос № 45: 1- Когда дозволено менять своего религиозного законоведа?
2- Разрешается ли перейти от следования мнениям самого компетентного религиозного законоведа к менее компетентному в случае, если фетва самого компетентного не соответствует требованиям времени или очень сложна для исполнения?
Ответ: 1- Исходя из предосторожности, переход от живого религиозного законоведа к другому не разрешается, разве только в случае, если второй будет более компетентен, и его фетва по данному вопросу не будет расходиться с фетвой первого.
2- Одного лишь предположения о несоответствии фетвы религиозного законоведа специфическим условиям времени или затруднительности ее выполнения недостаточно для перехода от самого компетентного религиозного законоведа к другому.
Ответы на вопросы, касающиеся следования мнениям религиозного законоведа
Вопрос № 46: Кто, с точки зрения исламского закона, подразумевается под термином «виновный невежда» /Джахил мукассир/?
Ответ: «Виновным невеждой» называют того, кто знает о своем невежестве и о методах его устранения, но не делает этого.
Вопрос № 47: Кто, с точки зрения исламского закона, подразумевается под термином «невиновный невежда» /Джахил касир/?
Ответ: «Невиновный невежда» – это тот, кто вообще не знает о своем невежестве или же не осведомлен о методах его устранения.
Вопрос № 48: Что подразумевается под «обязательной предосторожностью» /Аль-Ихтият аль-ваджиб/?
Ответ: Подразумевается необходимость выполнения или невыполнения определенного действия.
Вопрос № 49: Означает ли слово «предосудительно или порицается» в некоторых фетвах запретность?
Ответ: Из-за отличия обстоятельств применения этого слова значение его тоже разное. Если это слово применяется в положении, где обсуждается дозволенность чего-либо, то означает запретность выполнения.
Вопрос № 50: Такое слова, как “предосудительно”, “порицается”, “непредосудительно” и “не порицается” являются фетвой или суждением о проявлении предосторожности?
Ответ: Все эти слова имеют значение предосторожности, кроме слов “непредосудительно” и “не порицается”, которые являются фетвами.
Вопрос № 51: Какая разница между словами запретность /харам/ и выражением «не дозволяется»?
Ответ: Между ними нет разницы в исполнении.
Духовное и политическое руководство
Вопрос № 52: Какова религиозная обязанность мусульман при противоречиях между фетвами политического лидера мусульман /Вали амр аль-муслимин/ и религиозного законоведа, мнению которого следуют в вопросах исламского закона, в политических, социальных и культурных вопросах? Существует ли критерии для выбора между исламскими предписаниями, издаваемыми религиозными законоведами и политическим лидером мусульман? К примеру, если мнение религиозного законоведа в вопросах музыки отличается от мнения политического лидера мусульман, то чье мнение имеет приоритет? В целом, в каких политических предписаниях мнение политического лидера мусульман предпочтительней фетвам других религиозных законоведов?
Ответ: В вопросах, относящихся к управлению исламским государством, касающихся мусульман в целом, необходимо следовать мнению политического лидера мусульман. В индивидуальных вопросах, каждый совершеннолетний должен руководствоваться мнением религиозного законоведа, суждениям которого он следует.
Вопрос № 53: Как вы знаете, в науке «Усул аль-фикх» обсуждается вопрос «аль-иджтихад аль-мутаджаззи» (достижение определенной степени в выведении Божественных предписаний из первоисточников). Является ли решение Имама Хомейни о разделении духовной и политической власти шагом в осуществлении достижения достаточной степени для выведения Божественных предписаний?
Ответ: Разделение между политической и духовной властью не относится к этой теме.
Вопрос № 54: Если политический лидер мусульман объявляет священную войну против неверных, а религиозный законовед, мнениям которого я следую, не дает разрешения участвовать в войне, то кого я обязан слушаться?
Ответ: В общих вопросах исламского общества, одним из которых является защита Ислама и мусульман от нападения неверных и угнетателей, обязательно следовать указаниям политического лидера мусульман.
Вопрос № 55: В какой степени следует исполнять предписание или фетву политического лидера мусульман? В случае противоречия его мнения с мнением самого компетентного религиозного законоведа, какое из них приоритетней?
Ответ: Всем необходимо следовать указам политического лидера мусульман и фетва религиозного законоведа не должна противоречить его указам.
Ответы на вопросы, касающиеся политического руководства религиозных законоведов /виляят аль-факих/
Вопрос № 56: Вера в политическое руководство определенного религиозного законоведа является рациональным вопросом или исходит из исламских первоисточников?
Ответ: Политическое руководство религиозного законоведа подразумевает правление справедливого исламского ученого. Это положение исламского закона, которое подтверждается и разумом. Рациональные критерии определения политического лидера мусульман изложены в конституции Исламской Республики Иран.
Вопрос № 57: Изменяются или упраздняются ли религиозные предписания в случае, если политический лидер мусульман из-за общих интересов мусульман вынесет суждение, противоречащее им?
Ответ: Положения отменяются.
Вопрос № 58: Должны ли средства массовой информации в исламском государстве находиться под контролем политического лидера мусульман или религиозных центров?
Ответ: Они должны находиться под контролем и руководством политического лидера мусульман и обязаны служить исламу и мусульманам, распространять исламское вероучение и Божественные предписания. Они должны использоваться для решения общих для исламского общества проблем и его развития, объединения и сплочения рядов мусульман, вселения в них духа братства и т.п.
Вопрос № 59: Считается ли тот, кто не принимает абсолютную власть политического лидера мусульман, настоящим мусульманином?
Ответ: Во времена сокрытия Имама Махди (да приблизит Аллах его пришествие!) неприятие абсолютной власти политического лидера мусульман, основанное на собственном суждении, выведенном из первоисточников или по причине следования чьему-либо мнению, не лишает человека права считаться мусульманином.
Вопрос № 60: Обладает ли политический лидер мусульман «бытийным руководством» /аль-виляя ат-таквиниййа/, на основании которого он мог бы отменять религиозные предписания, например, из-за общественных интересов?
Ответ: После смерти великого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) невозможна отмена предписаний исламского закона. Изменение же области применения предписаний, наличие вынуждающих обстоятельств или временных препятствий для исполнения определенного предписания не считается его отменой. «Бытийное руководство» относится лишь к «непорочным».
Вопрос № 61: Какова наша обязанность по отношению к тем, кто считает, что полномочия политического лидера ограничиваются только государственными делами, учитывая то, что некоторые его представители тоже распространяют подобное мнение?
Ответ: Вопрос политического исламского лидерства в руководстве исламским обществом и управлении общественными делами мусульман является одной из принципиальных основ истинного имамитского толка Ислама и берет свое начало из имамата. Тот, кто на основании собственных выводов после изучения первоисточников придет к мысли, что в этом нет необходимости – прощается. Однако запрещается вносить раздоры и смуту в ряды мусульман.
Вопрос № 62: Являются ли указы политического лидера мусульман обязательными для исполнения или же их должны соблюдать лишь те, кто следует его мнению в вопросах исламского закона? Обязательно ли исполнять указы политического лидера мусульман тому, кто следует мнениям такого религиозного законоведа, который не принимает абсолютную власть политического лидера мусульман?
Ответ: С точки зрения шиитского законодательства всем мусульманам обязательно исполнять указания политического лидера мусульман и подчиняться ему. Это относится также и ко всем другим религиозным законоведам, не говоря уже об их последователях. С нашей точки зрения, подчинение политическому лидеру мусульман неотделимо от подчинения исламскому закону и руководству «непорочных» (Пророк и имамы – мир им!).
Вопрос № 63: Выражение «абсолютная власть» /аль-виляя аль-мутляка/ использовалось во времена Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) в том смысле, что если великий Пророк Ислама приказывал кому-нибудь совершить что-либо, то тот должен был беспрекословно выполнить приказ. Например, если бы он приказал кому-нибудь совершить самоубийство, то необходимо было бы подчиниться. Вопрос таков: Сохранился ли смысл этого термина (абсолютная власть) и по сей день, принимая во внимание то, что Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) был непорочным, а в наше время нет (явного) непорочного руководителя?
Ответ: Под «абсолютной властью» политического лидера мусульман, отвечающего всем необходимым условиям, подразумевается то, что истинный Ислам, последняя Божественная религия, действующая до Судного дня, является религией правления и руководства обществом. Поэтому все слои исламского общества нуждаются в политическом и духовном руководстве, чтобы тем самым защитить общину от врагов Ислама и мусульман. Необходимо, чтобы руководитель занимался сохранением исламского режима и установлением справедливости между мусульманами так, чтобы сильный не ущемлял слабого. Он должен обеспечить их всеми средствами (культурными, политическими и социальными) для прогресса и развития. Осуществление этого может препятствовать интересам и свободам некоторых людей. Лидер мусульман, взяв на себя эту наиважнейшую обязанность, должен принимать необходимые решения на основании исламских законов и издавать нужные указы. Решения политического лидера мусульман, касающиеся общественных интересов Ислама, в случае противоречия их интересам некоторых людей, пользуются предпочтением перед решениями и интересами отдельных индивидов. Это краткое изложение понятия «абсолютная власть».
Вопрос № 64: Нужно ли разрешение действующего политического лидера мусульман для того, чтобы продолжать следовать указам предыдущего политического лидера мусульман после смерти того, подобно тому, как продолжение следования мнениям религиозного законоведа после его смерти нуждается в разрешении живого религиозного законоведа?
Ответ: Указы и назначения предыдущего политического лидера мусульман остаются действительными даже после его смерти, если они не носят временный характер и не отменены действующим политическим лидером мусульман из-за изменения общественных интересов.
Вопрос № 65: Необходимо ли религиозному законоведу, проживающему в Исламской Республике Иран и не признающему абсолютность власти политического лидера мусульман, подчиняться его указам? Считается ли он нечестивцем, если противится ему? Считается ли нечестивцем тот, кто принимает абсолютность власти политического лидера мусульман, но считает свою кандидатуру более подходящей для этой должности и противится указам действующего лидера?
Ответ: Каждому необходимо подчиняться указам политического лидера мусульман, даже если он сам является религиозным законоведом. Никому нельзя противоречить лидеру мусульман из-за того, что он считает свою кандидатуру более подходящей для этой должности. Все это действительно в том случае, если политический лидер мусульман законно занял эту должность, иначе положение полностью меняется.
Вопрос № 66: Обладает ли во время сокрытия Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) религиозный законовед, отвечающий всем необходимым условиям, властью для приведения в исполнение предусмотренных исламским законом наказаний?
Ответ: Во время сокрытия Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) так же необходимо приводить в исполнение предусмотренные исламским законом наказания. Этой властью обладает только политический лидер мусульман.
Вопрос № 67: Является ли вопрос политического руководства мусульман исламским ученым /виляят аль-факих/ идеологическим или же это вопрос, в котором человек должен руководствоваться мнением религиозного законоведа?
Ответ: Политическая власть религиозного законоведа исходит из имамата, который является одной из основ шиизма. Положения, касающиеся политической власти определенного религиозного законоведа, как и все другие исламские предписания, выводятся из соответствующих первоисточников, поэтому, всякий, кто пришел к тому, что не надо принимать политическую власть, основываясь при этом на доказательствах, прощается.
Вопрос № 68: Иногда мы слышим от руководителей такое понятие как «управленческая власть» /аль-виляя аль-идарийа/, под которым подразумевается необходимость беспрекословного подчинения вышестоящему начальнику. Что вы думаете по этому поводу? Как нам следует поступать?
Ответ: Не дозволяется противиться указам руководителя, если они соответствуют утвержденному закону. Однако, такого понятия как «управленческая власть» /аль-виляя аль-идарийа/ не существует в исламском законодательстве.
Вопрос № 69: Обязательно ли подчиняться указам представителей политического лидера мусульман в вопросах, входящих в его полномочия?
Ответ: Не дозволяется противоречить указам представителя политического лидера мусульман, если его указы не выходят за рамки вверенных ему полномочий.
Раздел ритуальной чистоты \тахарата\
Вопрос № 70: Если часть медленно стекающей вниз малой воды \калиль\ попадет на скверну \наджис\, то остается ли то, что выше попавшего, ритуально чистым \тахир\?
Ответ: Да, остается, если вода будет течь сверху вниз.
Вопрос № 71: Обязательно ли, вынув из воды одежду, выжимать ее при очистке ее от скверны \наджис\ в воде большого количества \кур\ или проточной, или достаточно отжима в воде в процессе очистки?
Ответ: Выжимание не является обязательным условием для очистки одежды и подобных ее предметов в воде большого количества \кур\ или проточной. Для очистки достаточно любого действия, вызывающего выход впитавшейся воды, пусть даже легкого полоскания.
Вопрос № 72: Каково положение по поводу пригодности природной воды с большим процентом примесей, например, морской воды для совершения полного \гусль\ и малого \вуду\ омовения?
Ответ: Наличие примесей не является причиной для того, чтобы считать ее непригодной для совершения омовения; вода является для нас «чистой от примесей» \мутляк\ тогда, когда люди считают ее таковой.
Вопрос № 73: Обязательно ли для того, чтобы использовать какую-либо воду как воду большого количества \кур\ точное знание о том, что она является таковой, или достаточно лишь посчитать ее водой большого количества \кур\ (как бывает, например, в туалетах поездов, прачечных и т.п.)?
Ответ: Если известно, что раньше вода в том сосуде была большого количества \кур\, то достаточно лишь посчитать ее таковой.
Вопрос № 74: В сборнике фетв Имама Хомейни (положение 147) написано: «Не надо обращать внимание на слова ребенка (отличающего хорошее и плохое), касающиеся ритуальной чистоты, до тех пор, пока он не достигнет возраста, с которого человек обязан соблюдать религиозные предписания». Эта фетва является трудной для исполнения, так как родители должны очищать своего сына после отправления им естественных нужд до пятнадцатилетнего возраста. Какова наша обязанность по этому поводу?
Ответ: Слова ребенка в преддверии этого возраста заслуживают доверия.
Вопрос № 75: Иногда добавляют в воду вещества, делающие ее молочного цвета. Считается ли подобная вода смешанной \мудаф\? Можно ли использовать такую воду для малого омовения \вуду\ и очищения от скверны?
Ответ: Нет, подобная вода смешанной \мудаф\ не считается.
Вопрос № 76: Есть ли разница между водой большого количества \кур\ и проточной в очищении вещей от скверны?
Ответ: Разницы нет.
Вопрос № 77: Пригодна ли для совершения омовения /вуду/ дистиллированная вода, полученная из соленой воды?
Ответ: Да, если она будет чиста от примесей \мутляк\.
Вопрос № 78: Обязательно ли выжимание одежды для очищения ее от скверны в воде большого количества \кур\ или достаточно лишь погрузить в воду оскверненное место после удаления самой скверны \наджис\?
Ответ: Исходя из обязательной предосторожности, необходимо выжимание или хотя бы полоскание очищаемой вещи в воде.
Вопрос № 79: При очищении оскверненных ковров и подобных им вещей водопроводной водой очищение наступает непосредственно после попадания воды на оскверненное место (естественно, после удаления самой скверны \наджис\) или необходимо также удаление использованной для очищения воды?
Ответ: Нет необходимости в удалении использованной воды при очищении водопроводной водой. Достаточно лишь, после удаления самой скверны \наджис\, попадания воды на оскверненное место и отжима.
Вопрос № 80: Для очищения от скверны подошвы обуви или ступни ноги при ходьбе по земле необходимо сделать 15 шагов. Необходимо ли предварительное удаление самой скверны или же очищение происходит, даже если скверна удалится именно во время этих 15 шагов?
Ответ: Подошва обуви или стопа ноги, оскверненные при ходьбе по земле, очищаются примерно после 10 шагов, если не останется следа самой скверны.
Вопрос № 81: Очищает ли асфальт или подобное ему дорожное покрытие от скверны \наджиса\ подошвы обуви и стопы ног, подобно земле?
Ответ: Нет, асфальт и подобные ему покрытия не очищают.
Вопрос № 82: Является ли солнце очистителем от скверны \наджиса\, и если является, то каковы условия для очищения им?
Ответ: Солнечным светом очищается земля и любой неподвижный объект (например: дома и то, из чего состоит строение: двери, окна и пр.), при условии предварительного удаления самой скверны, влажности очищаемого объекта и того, что он будет высушен солнцем.
Вопрос № 83: Как очищается от скверны одежда из материалов, линяющих в воде настолько, что окрашивается вода, используемая для очищения?
Ответ: Если окрашивание не будет причиной появления в воде большого количества примесей (переход из мутляк в мудаф), то подобные вещи очищаются при поливании их водой.
Вопрос № 84: В случае, если кто-либо наберет воду в сосуд для совершения полного омовения после полового осквернения \гусль аль-джанаба\, и во время омовения вода с его тела попадет в сосуд, остается ли вода в сосуде ритуально чистой, и правильно ли будет продолжить омовение?
Ответ: Если вода попадет в сосуд с чистого (неоскверненного) места тела, то вода в нем останется чистой, и нет причин для отказа от завершения омовения этой водой.
Вопрос № 85: Возможно ли очищение от скверны глиняной печи, при постройке которой была использована глина, смешанная с оскверненной водой?
Ответ: Возможно очищение лишь ее внешней части мытьем, причем очищения внешней части, с которой контактирует тесто во время выпечки, достаточно.
Вопрос № 86: Остается ли оскверненное масло, после участия его в химических реакциях, вследствие которых оно приобретает новые свойства, оскверненным или же к нему применяется правило превращения /истихаля/[6]?
Ответ: Для очищения оскверненных веществ недостаточно лишь вступления их в химическую реакцию, придающую им новые свойства.
Вопрос № 87: В нашей деревне есть баня с плоским потолком, и иногда там скапливается вода, сконденсировавшаяся из пара. Является ли подобная вода ритуально чистой? И является ли правильным полное омовение \гусль\ после попадания на тело совершающего омовение капель этой воды?
Ответ: Пар в бане и его конденсат является чистым, ее попадание на тело не оскверняет и не является причиной для необходимости полного омовения.
Вопрос № 88: По результатам научных исследований, удельный вес канализационных вод на 10% превышает удельный вес природной воды, из-за наличия в ней примесей минеральных веществ и микроорганизмов. После физической, химической и биологической очистки эти воды очищаются настолько, что с точки зрения физики (цвет, запах и вкус), химии (наличие примесей) и гигиены (болезнетворные микробы и личинки паразитов) становятся чище, чем вода большинства рек озер и прочих водоемов. В таком случае, допустимо ли считать изначально оскверненную воду, прошедшую очищение описанными методами, ритуально чистой?
Ответ: Подобного очищения недостаточно для очищения оскверненной воды, кроме как в случае ее дистилляции. Однако, следует заметить, что данное правило относится лишь к заведомо оскверненной воде.
Ответы на вопросы, касающиеся правил отправления естественных нужд:
Вопрос № 89: Кочевники, особенно во время переходов, не обладают достаточным количеством воды для очищения места выхода мочи. Достаточно ли очищения деревом или камнем, и засчитывается ли молитва в таком случае?
Ответ: Место выхода мочи не очищается ничем кроме воды, но если нет возможности для очищения его водой, то молитва считается верной.
Вопрос № 90: Каково положение относительно очищения мест выхода мочи и кала водой малого количества \калиль\?
Ответ: Из предосторожности место выхода мочи следует мыть малой водой \калиль\ два раза, а место выхода кала – до полного удаления как самой скверны, так и ее следов.
Вопрос № 91: По правилам, для молящегося обязательно проведение особого очищения после отправления естественных нужд \истибра\. Если же у меня имеется порез в области паха, и во время этого очищения /истибра/ идет кровь из-за давления, оказываемого на порез, так, что оскверняется вода, используемая для очищения и одежда. И если я не буду проводить подобного очищения, то, возможно, рана заживет быстрее. Также мне известно, что из-за проведения очищения и давления, оказываемого на область пореза, рана останется в прежнем состоянии и не заживет еще 3 месяца. Прошу пояснить, совершать ли мне очищение \истибра\ или нет?
Ответ: Очищение после отправления естественных нужд \истибра\ не является обязательным действием и запрещается, если становится причиной нанесения вреда организму. Естественно, если оно не будет выполнено, и выделится какая-либо жидкость из места выделения мочи, то эта жидкость считается мочой.
Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа)…
Подробнее читайте на сайте Проститутки г москвы …
Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа)…
Подробнее читайте на сайте Женский онлайн журнал …