Понятие Низама Шамиля

НИЗАМ ШАМИЛЯ.
Низам (араб. “уложение”, “устав”, “строй”) – совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафиитских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 1840-50 годах XIX века. Полного арабского текста Низама пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по вольному русскому переводу арабской копии кодекса, составленной в конце 1850-х гг. шамилевским наибом Мухамой Танусским (Мухаммад ат-Тануси), извлечению из дневника полковника А.И.Руновского, записавшего свои беседы с пленным Шамилем в Калуге (1859-1870), дагестанским арабо-язычным хроникам Абд ар-Рахмана ал-Гази-Гумуки, Мухаммада-Тахира ал-Карахи, хадж-леи- Али ал-Чухи (вторая половина XIX в.), а также по обширной арабоязычной переписке между Шамилем и должностными лицами Имамата и донесениям российских военных властей 40-50-х гг.
Кодекс был создан в годы затяжной Кавказской войны между полунезависимыми сельскими общинами (джамаат) горцев-мусульман и Российской империей. Его характер во многом предопределило движение за упрочение шариата среди мусульман Северо-Восточного Кавказа в борьбе за веру (джихад) против русских завоевателей. Шариатское движение зародилось в начале XVIII века в отдельных дагестанских джамаатах и их конфедерациях (нахийа, джайш): среди аварцев союзов Гидатля, Томурал и Джар, Мехтулинского ханства, лезгин союза Ахты-пара, даргинцев союза Акуша и др. Во второй трети XIX века оно охватило все горные районы Дагестана и Чечни, вошедшие в военно-теократическое государство (Имамат) Шамиля. Целью движения было искоренение противоречащих шариату обычаев горцев, приведение обычного права (адат, расм) в соответствие с требованиями шариата, усиление власти местных кади (дибир) и муфтиев (кади ал-джайш).
Термин Низам в значении государственного шариатского законодательства (канун) появился во второй половине 40-х годов ХIХ века, но первые вошедшие в него указы были изданы на рубеже 1830-40-х годов. Низам не был единым сводом законов. Согласно местной правовой традиции, принимаемые указы время от времени приписывались к “тетрадке” (дафтар) законов, хранившейся в резиденции Шамиля. Копии Низама рассылались заместителям-наибам имама. В упомянутой выше копии Мухамы Танусского текст кодекса состоит из 14 основных, двух дополнительных разделов (фасл) и специального положения о наказаниях. Наряду с законами, действовавшими на территории всего Имамата, Низам включает предписания для отдельных наибств (вилайа), например ограничение размера махра в Южной Чечне. Отдельные законы и даже разделы Низама (как положение о должности мудиров, 1845-1849 гг.) могли отменяться. Последние изменения в Низам внесены осенью 1858 – летом 1859 года. Уложение потеряло силу закона после военного разгрома Имамата и пленения Шамиля 25 августа (6 сентября н.ст.) 1859 года.
Среди авторов Низама следует отметить в первую очередь самого Шамиля, заслугой которого является создание первого централизованного судебно-административного устройства региона. В области собственно правовых преобразований Шамиль был менее оригинален. Он развивал идеи своих учителей и предшественников – дагестанских правоведов XVIII -первой трети XIX века Мухаммада ал-Кудуки, Давуда ал-Усиши, Саида ал-Харакани, Лачинилава ал-Хунзахи ал-Авари и др. Отдельные статьи Низама разрабатывались на совещаниях (маджлис) мусульманских правоведов, наибов и представителей джамаатов, входивших в Имамат. Такие съезды проходили в 1841, 1842 и 1845 годах в сел.Дарго, осенью 1847г.-в сел. Анди, в 1848 г. – в сел. Шали на юге Чечни, в 1847 и 1849 гг. – в аварском селении Хунзах в Нагорном Дагестане. Еще на совещании 1841 г. при имаме был создан верховный судебный законодательный орган – диван, в обязанности которого входила и подготовка Низама. Имена всех мусульманских правоведов, принявших участие в создании кодекса, не установлены. Полностью известен лишь состав участников съезда 1848 года. Кроме самого имама на нем присутствовало 47 дагестанских факихов, среди которых были шамилевские наибы хаджи Абд ар-Рахман ал-Карахи, хаджи Дибир ал-Авари, Галбац-дибир ал-Карати, Газияв ал-Анди, Кебед-Мухаммад ат-Тилитли, хаджи Йусуф из Чечни.
Постановления, включенные в низам, делятся на пять больших групп.
Большинство из них касалось военной и судебно-административной организации Имамата. Вся его территория была разделена на вилайаты, границы которых обычно совпадали с рубежами сельских конфедераций (джайш, нахийа, “вольные общества”). Число вилайатов (наибств) колебалось от 4 (в 1840 г.) до 33 (в 1855 г.). Наибства состояли из отдельных сельских общин (джамаат). Лишив власти кланы горской знати (ханов, беков) и сельской верхушки, Шамиль поставил над джамаатами своих сторонников. При этом был впервые осуществлен принцип разделения властей. Руководство отрядами ополчений горцев и все административные полномочия на местах были переданы наибам и назначавшимся ими сельским старостам (pauc, бегавул). В 1845-1849 гг. для контроля над деятельностью наибов была создана должность мудиров, каждый из которых управлял несколькими вилайатами. Суды были изъяты из ведения военных властей и переданы выборным сельским кади, или мазумам. Кассационной инстанцией являлись муфтии наибств, а также сам имам, посвящавший каждую субботу и воскресенье разбору апелляций.
Вторая группа постановлений включала нормы шариата, некоторые из них были по-новому истолкованы в Имамате. Низам закрепил осуществившийся к XVIII-XIX вв. переход мусульман Северо-Восточного Кавказа к фикху в вопросах торгового и гражданско-семейного права. К этой группе относились указы об ограничении размеров брачного дара мужа жене (махр), который был установлен в 20-28 руб. для девушек и 10-18 руб. для разведенных и вдов, запрет обычая умыкания невест, гарантии имущественных прав женщин при разводе, уравнивание в правах наследников мужского пола вне зависимости от их положения в семье и завещаний по обету (назр), гарантии прав продавцов и покупателей. В эту же категорию входили приказы беречь жизнь русских солдат, которые сдавались в плен, и предавать смерти сопротивлявшихся, правила раздела военной добычи, включая распределение ее пятой части (хумс) среди потомков Пророка (саййидов), положения о наказаниях за преступления против нравственности (худуд). Последние претерпели наибольшие изменения: к ворам применялись тюремное заключение и смертная казнь в случае рецидива, пьянство и курение табака карались палочными ударами (свыше 40).
Третья группа постановлений относилась к обычному праву, которое с некоторыми изменениями широко применялось в Имамате При Шамиле горцы продолжали обращаться к адату для урегулирования уголовных правонарушений и поземельных тяжб, касавшихся владения и пользования неделимыми общинными угодьями (мават, харим). Имам не упразднил, а лишь реформировал обычное право сельских конфедераций, унифицировав и модернизировав его процессуальные и правовые нормы. Кровомщение (кисас) было ограничено ближайшими родственниками потерпевшего. Налагался запрет на издавна распространенный среди горцев обычай насильственного отчуждения имущества односельчан или родственников неисправного должника (ишкилъ, баранта). Шире стали применяться денежные штрафы (композиции) в возмещение нанесенного физического и имущественного ущерба. Были упорядочены штрафы, взимавшиеся за потраву частных и общинных угодий, нарушение единого севооборота. Часть их теперь отчислялась в государственную казну (байт ал-мал).
Четвертая категория постановлений представляет собой запреты противоречащих шаpuaтy обычаев и нововведений (бида’), укоренившихся в быту горцев под влиянием контактов с их христианскими соседями. Подданные Имамата были обязаны воздерживаться от употребления запрещенных исламом блюд, питья вина, курения и нюхания табака. Запрещалось танцевать и играть на любых музыкальных инструментах, кроме маленького барабана, в который били в случае военной тревоги. В женскую одежду горных селений Северо-Западного Дагестана и Южной Чечни были введены шаровары. Горянок обязывали одеваться скромно и закрывать волосы и лицо на улице. Эти меры имели своей целью исламизацию быта в горных районах, где обычаи порой сильно отличались от общепринятых в мусульманском обществе норм. За соблюдением правил поведения смотрели специально назначавшиеся имамом контролеры (мухтасибун). Правонарушителей ждали побои, тюрьма и публичное унижение.
Наконец, в низам входили правила общего, нерелигиозного характера. К ним относились военный дисциплинарный устав, положение о воинских наградах, запрет для подданных Имамата входить в торговые и иные контакты с русскими властями и поддерживающими их мусульманами-”лицемерами” (мунафикун), обязательство принимать серебряные и медные российские монеты тифлисского чекана. Специальный указ карал смертью фальшивомонетчиков-рецидивистов. Уличенные в подделке российских денег были обязаны возмещать государственные и частные убытки, причиненные их деятельностью.
Дореволюционные российские исследователи преуменьшали значение правовой реформы Шамиля в Нагорном Дагестане и Чечне. Они полагали, что после разгрома Имамата горцы отказались от введенного насильно шариата, вернувшись к нормам дореформенного адата. Действительно, не все положения низама удалось претворить в жизнь. Но в целом реформа оказалась плодотворной. Она в значительной мере предопределила дальнейшее развитие горского общества и права. Централизация судебно-административного аппарата Нагорного Дагестана и Чечни, осуществленная в Имамате, помогла утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе. Опыт шамилевских реформ был использован при организации режима военно-народного управления на Северном Кавказе (1860-1917). Многие бывшие должностные лица Имамата влились в российскую администрацию Дагестанской области.
Само название кодекса Шамиля – Низам – указывает на возможный предмет подражания -реформы танзимата в Османской империи и преобразования, проводившиеся в Египте первой трети XIX века при паше Мухаммаде-Али. В этом можно видеть результат контактов между Северо-Восточным Кавказом и Ближним Востоком, сохранившихся вплоть до начала Кавказской воины. Отдельные представители северокавказской диаспоры из Машрика участвовали в подготовке Низама. Среди них следует назвать в первую очередь чеченского ученого и инженера хаджи Йусуфа, получившего образование в Стамбуле и Каире, а в 1834 г. вернувшегося на Кавказ и присоединившегося к Шамилю. С другой стороны, история складывания Низама и его применения обнаруживает любопытные параллели между Дагестаном и Алжиром накануне колониального завоевания. В Нагорном Дагестане и Чечне Низам Шамиля сыграл роль, подобную судебно-административным реформам Абд ал-Кадира в Алжире второй трети XIX века.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс