СБОРНИК СВЕДЕНИЙ О ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫПУСК 1
1878 ГОД
ЗАМЕТКИ ОБ ОСЕТИНАХ.
1) Суеверие и раззорительные обычаи осетин (1).
Живя несколько лет среди осетинского населения и происходя из его среды, мы убедились на опыте, что три обычая: — уплачивание калыма за невесту, отправление поминок по покойникам и конские ристалища или скачки в честь умерших, крайне раззорительны для населения. В начале шестидесятых годов местная администрация, убедившись что осетинское население с каждым годом беднеет и что многие семейства их приходят в окончательное раззорение в экономическом отношении, — с согласия передовых людей самого населения, сократила калым за невесту до ста руб. для всех вообще, как для привиллегированного сословия и магометан, так и для христиан. Из этих ста рублей 50 р. предназначены были родителям невесты на расходы во время свадьбы, а другие 50 р. в пользование невесты в виде приданого и в обеспечение в случае смерти мужа. К такому распоряжению начальства сначала все жители округа отнеслись весьма сочувственно, но так называемые алдары, куртатинца, бадиляты и вообще все магометане, ставящие себя выше христианского населения по происхождению, первые нарушили это распоряжение начальства и опять начали брать за невесту по 300 – и до 500 руб. Христиане, видя, что их ближайшие соседи и родственники стали больше брать за своих дочерей, начали подражать их примеру. И таким образом все население опять взялось за старый раззорительный обычай – брать по 300 рублей и более за своих дочерей. Весь этот калым ..онами; но, тем не менее, распространенность русского языка должна будет служить признаком большого благосостояния племен и их экономической предприимчивости, что может быть достигнуто только более близкими сношениями с русским народом.
II.
(Терск. Ведом. 1875 г.)
_______________
_____________________
(1) К настоящему изданию предназначалась подробная статья об осетинах, но она не поспела к сроку и будет напечатана в следующем выпуске «Сборника». Ред.