АСАРИ-ДАГЕСТАН
(Исторические сведения о Дагестане)
СЛОВО ОБ АЛКАДАРИ
Настоящая книга представляет собой первую попытку переизда¬ния трудов выдающегося ученого-историка, философа, поэта-про¬светителя, общественно-политического деятеля Дагестана конца XIX и начала XX веков Гасана-Эфенди Алкадари (1834—1910), внука известного шейха, учителя Шамиля и всех имамов Магоме¬да из Ярага (Магомеда Ярагинского).
Гасан Алкадари родился 15 октября 1834 года в селении Бала-хани Аварского округа (ныне Унцукульского района), куда его отец Абдулла, сын Курбанали из селения Алкадар Кюринского округа (ныне Сулейман-Стальского района), переселился вместе со своим учителем Магомедом. Ярагинским, на дочери которого (ее звали Афисат) Абдулла женился, и родился у них сын Гасан — буду¬щий крупнейший ученый и поэт дореволюционного Дагестана.
Вскоре Абдулла вместе с семьей возвращается в родной Алка¬дар, где Гасан учился у своего отца арабской грамоте, а отец его считался большим знатоком восточных наук: грамматики, логики, Корана, Хадиса, толкования снов, математики, основ стихосложе¬ния и т. д.
Прошли годы. И Гасан в совершенстве овладел арабской гра¬мотой, мусульманской юриспруденцией, изучил тюркский и персид¬ский языки, ознакомился с основами естественных наук, астроно¬мией и т. д.
Алкадари преподавал арабские науки в алкадарском медресе, был секретарем Кюринского правителя генерала Юсуфхана, чле¬ном окружного суда (диванбегом), наибом Южного Табасарана в течение двенадцати лет, писал книги, совершенствовался в науках, сотрудничал и с известными в то время, газетами, журналами, вел оживленную переписку с видными учеными, поэтами, религиозны¬ми деятелями.
В 1877 году в Дагестане вспыхнуло восстание, и Гасан Алкада¬ри был обвинен в участии в этом восстании, заключен в тюрьму, а затем сослан в ссылку в город Спасск, Тамбовской губернии, где он вступил в тесные связи с местным мусульманским населением, так как был знатоком исламской религии и шариата.
Здесь, в городе Спасске, вокруг которого было много татарс¬ких сел, Алкадари познакомился со многими образованными, изве¬стными татарскими учеными, поэтами, религиозными деятелями, пользовался у них большим уважением и авторитетом за его боль¬шой ум, ученость, широкий кругозор, доброту и благородство, за глубокие знания мусульманской религии, мусульманского права, обычаев, традиции.
Имамы окрестных деревень часто приглашали Алкадари на свои торжества, праздники. Свои впечатления об этом крае Алкадари подробно описывает в книге «Диван ал-Мамнун».
Гасан Алкадари хорошо знал историю и культуру народов Да¬гестана, жизнь, быт, обычаи, сам был участником и свидетелем многих исторических событий. Так, ему случилось присутствовать при пленении Шамиля 25 августа 1859 года., По словам известно¬го аварского ученого-арабиста М-С. Саидова, через 50 лет (т. е. в 1909 году), когда всех оставшихся в живых свидетелей пленения Шамиля пригласили на торжество по этому поводу в Гуниб, Га-сан Алкадари не смог принять в нем участия, так как был стар и болен а, может, просто и не захотел, ибо к Шамилю он относился с большой симпатией и пленение его считал трагическим событи¬ем в истории Дагестана.
Перу Гасана Алкадари, который писал на классическом арабс¬ком, тюркском, персидском, языках, принадлежит множество книг, научных трактатов, поэтических посланий, эпистолярных произве¬дений. Среди них особой известностью пользуется его знаменитая историческая хроника «Асари-Дагестан» (исторические сведения о Дагестане»), где впервые изложена история народов Дагестана на протяжении многих веков на основе многочисленных источни¬ков: тюркских, арабских, персидских и т. д.
Книга «Асари-Дагестан» впервые издана на азербайджанском языке в г. Баку в 1903 году. В 1929 году она вышла на русском языке в превосходном переводе сына Алкадари Али Гасанова, ко¬торого в свое время называли «профессором Востока». Он окончил до революции 1917 года два факультета (исторический и юриди¬ческий) Петербургского университета, кроме русского, владел тюркским, арабским, персидским языками.
Сегодня, уважаемые читатели, вы являетесь свидетелями второ¬го рождения знаменитого сочинения Гасана Алкадари, спустя 65 лет, прошедших со дня первого ее выхода в свет на русском язы¬ке.
Среди других работ Алкадари следует отметить наиболее из¬вестные книги его: «Диван ал-Мамнун» (1913 г., на арабском язы¬ке) — сборник стихов, где подробно описаны события 1877 года.; «Джираб ал-Мамнун» (на арабском языке, 1912 г.) — Эта книга была настольной для многих дагестанских кадиев. В ней изложены основные положения мусульманского права и другие вопросы ис¬ламской религии, даны подробные разъяснения и ответы многим людям, обращавшимся к Алкадари с разными вопросами с разных концов Дагестана и за его пределами.
По признанию крупного ученого-арабиста М-С. Саидова, это очень серьезная и значительная книга, где автор обоснованно изла¬гает точки зрения крупнейших мусульманских ученых, особенно шафиитского толка.
Выдающийся ученый, алим-арабист, крупнейший деятель духов¬ной культуры Дагестана Гасан-Эфенди Алкадари оставил после себя богатое и бесценное научное и культурное наследие.
«Я считаю желательным изучения наследия Гасана Алкадари, включение в исследовательские планы его «Джираб аль-Мамнун» как образцы отображения мусульманского права и местных адатов в Дагестане», — отмечал названный выше видный ученый-арабист М-С, Саидов в своем докладе на юбилейной научной сессии в 1984 г., посвященной 150-летию со дня рождения Гасана-Эфенди Алкадари,
«Личностью исключительно самобытной и яркой индивидуаль¬ности вошел в историю дагестанской многонациональной культу¬ры Гасан Алкадари, — говорил на той же сессии председатель Президиума Дагестанского Филиала Академии наук СССР Гаджи Гамзатов. — Нет преувеличения в том, что без его многогранной и плодотворной деятельности на поприще науки, просвещения и общественно-политической жизни немыслимо представить себе ис¬торию культуры Дагестана второй половины XIX и начала XX ве¬ков. Автор исторического сочинения «Асари-Дагестан», в которой впервые изложена история народов Дагестана на протяжении мно¬гих веков, историко-биографической и поэтической хроники «Диван ал-Мамнун», юридического и этико-философского трактата «Джи¬раб ал-Мамнун», многочисленных поэтических посланий, признан¬ный знаток истории и мусульманской юриспруденции — таков Га-сан Алкадари, широко образованный ученый, поэт, общественно-политический деятель, имя и свершения которого пользовались ог¬ромной для своего времени популярностью в Дагестане и за его пределами. Вместе с тем и прежде всего — это глубокий и тонкий знаток жизни, быта, дум Дагестанского народа, выразитель их ча¬яний. Это с его именем связано создание одной из первых в Дагес¬тане светских школ, двери которой были открыты для всех дагес¬танских детей»
Воздавая должное Алкадари, его заслугам, мы однако забыва¬ли и забываем о главном — о подлинном возрождении его научно¬го, духовного и культурного наследия, переиздании его трудов, на¬иболее полном выявлении и собирании всего его богатого насле¬дия, всех его работ, хотя это связано с немалыми трудностями, связанными прежде всего с переводами наиболее значительных сочинений Алкадари, созданных на арабском, тюркском, персидс¬ком языках с соответствующими комментариями. Но, как говорится, черт не так уж страшен, как его малюют, Надо только желания.
Дагестан еще в долгу перед своим славным и преданным сыном и по части увековечения его памяти. Как ни странно, до сих пор ни одна школа, ни один институт, ни одна улица не носит имя вид¬ного ученого и деятеля просвещения Гасана Алкадари, творчество которого пронизано огромной любовью к Дагестану, идеями друж¬бы и единства дагестанских народов, мыслями об их прогрессе и процветании, приобщении к передовой русской, европейской и ми¬ровой цивилизации.
Имя Гасана Алкадари заслуживает должного признания и ши¬рокой пропаганды, а труды его должны занять подобающее место в программах учебных заведений.
Общественный Фонд имени Алкадари видит свое предназначе¬ние в возрождении научного, духовного и культурного наследия не только этого замечательного ученого, поэта и просветителя, но и других выдающихся мыслителей Дагестана прошлого.
«Асари-Дагеста.н». Вот уже боле)е 100 лет пережила эта уни¬кальная историческая хроника, энциклопедия по истории Дагеста¬на многих веков. Нет сомнения в том, что ока переживет еще не од¬но столетие.
Шихзада ЮСУФОВ,
писатель, журналист, председатель общественного фонда Алкадари.
Книга
(Исторические сведения о Дагестане)
Составил Мирза Гасан-Эфенди сын Гаджи Абдулла-Эфенди Алкадари Дагестани.
ОТ АВТОРА
Сведения о Дагестане Благословенном1).
Во имя творца земли и неба,
Владыки милостивого и руководителя милосердных.
Начинаю задуманный мною труд,
Хваля аллаха за его благодеяния,
Прося его помочь мне окончить его.
Так, чтобы улемы2) были им довольны.
Поистине он славен, лучший покровитель.
Он научил людей тому, чего они не знали.
Он из них одну группу наделил благочестием,
И та поднялась на высокую ступень,
И справедливость его решила оставить
Некоторых несведущих в состоянии слепоты.
Так он судья справедливый во всем.
Он велик в своих решениях праведных.
Он послал великих мудрых пророков
Людям, включая вождя последнего3),
Славнейшего избранного, лучшего из вестников,
Который передал от него то, что он ниспослал.
Боже, благослови их, а также
Их народы и их последователей почтенных.
Спаси и помилуй раба твоего М е м н у н а4)
И тех, кто относится к нему сочувственно.
Боже, обнажи его мысль и облегчи ему
Труд, который дал бы писателям хоть кое-что.
Затем я недостойный5) Гасан Алкадари Дагестане, сын покой¬ного богослова Гаджи Абдулла-Эффенди, начну речь и объясню свою цель следующим образом.
Г а з е л ь6).
Повод к этому труду дал мне некто гордость Дагестана Эмир7) бесподобный, сведущий и приятный, Земель Табасаранских, владетельного дома, Усовершенствовавшийся в превосходстве среди сородичей, Скромный, веселого нрава, приятной наружности, хороший
собеседник,
Житель Гимейды8) Бейбала бека сын Ахмед-хан. Да даст бог постоянный почет ему с его близкими. Да даст ему успех в добрых делах всю жизнь. Если сведения эти окажутся смутными, а речь моя
печальною,
То не удивительно, ибо и меня судьба смутила и опечалила. Каждый может дать лишь то, что имеет; по хозяину
и вещь его9):
Эти верные поговорки подходят ко мне. В начале этого труда Мемнун написал дату Года Гаваши без ляма10) месяца Шаввала благоприятного11).
1307 (1890).
Краткое указание содержания Асар12).
Моя цель — сообщить лишь заочным друзьям Некоторые сведения о Дагестане, стране забытой. Пусть знают, как здесь подвергались мукам И потонули в море и божьей1^ честные и све¬дущие лица,
Сколько сподвижников пророка создало последователей, И как от хазар пострадали эти края чистые14), Как имя завоевателя страны получил Абумуслим, Да будет он поминаться добром во-веки, Сколько шамхалов, ханов, уцмиев, майсумов и кадиев Укрепило в народе здесь веру истинную, Сколько мечетей воздвигли они ради аллаха, Сколько школ, крепостей и часовень построили, Сколько веков управляли они округами, Хотя деяния эти теперь не вполне известны. Были они под протекторатом властителей Аббасидских, Пока Тимур-калека15) не покалечил их слегка.
То здесь главенствовали шахи Персии,
То распоряжались здесь некоторые хункяры16),
То в десятом веке Гиджры17)
Вырвались лезгины на свободу, потревожили весь свет,
Попирая тленный мир своей революцией,
Рассыпались как дикари, всюду проливая кровь:
Кто повел войска на Ширван, Гянджу и Ардебнль,
Кто вытоптал конницей Джары и Грузию.
То Крымские султаны бросили сюда войска,
То здесь скитался отряд татарский,
То выступил здесь шейх Мансур возобновить веру,
То Гази-Магомед, то Гамзат возвысились,
То Шамиль-эфенди распространил здесь свою власть,
Приказом набрал отовсюду мобилизованные войска,
Хвала аллаху, дошла теперь очередь до России,
Создался контроль над справедливостью в народе,
Для дагестанцев открылись двери к просвещению,
И открылось поприще для честного мирного труда.
Но лезгины теряют время, лежа
Беспечно в постели18), не просыпаются от сна.
Не скажут: боже, теперь и мы ведь люди на свете.
Будем же учить детей, пусть знают, что есть, чего нет;
Пусть обучаются грамоте под сенью сей державы.
Пусть позадумаются над своим человеческим бессильем.
Пусть откроются их глаза и увидят, что нужно в жизни,
И пусть они совершат поездки на пароходах и по
железным дорогам.,
Остались братья-лезгины в запустеньи и скудости, Подумаешь, им с неба пища падает с дождем. Правда, есть среди них некоторые понимающие, Осведомленные о нуждах и запросах эпохи, И они стараются дать образование детям. Но ведь несколько роз не превратят степей в цветник. Необходимо о будущем серьезно подумать И не пропустить удобного случая ветренно.
Есть пословица, — умному довольно намека, а глупец не поймет, Если даже повторно прочесть ему Тору, Евангелие и Псалмы. До посева зерна нужно возделать поле. Нужен уход за деревьями, чтобы фрукты были хороши. Да ниспошлет бог своим рабам стремление к добру. Такова молитва Мемнуна, пусть услышит ее всепрощающий.
Для облегчения охвата Асари-Дагестан, составление коего я предпринял, я решил разделить его на предисловие, двенадцать глав и заключение, а именно:
Вступление — о группах населения Дагестана и округах в нас¬тоящее время, о распространенных здесь языках и известных наре¬чиях, а также о верованиях населения, жившего здесь до ислама.
Глава первая. О событиях после распространения мусульманс¬кой религии в области до прихода сюда Тамерлана.
Глава вторая. О жизни и событиях после появления Тамерлана до распространения на область влияния и власти Оттоманской империи и Сефевидской Кизилбашской державы.
Глава третья. О событиях между появлением этих двух мусуль¬манских держав и первым приходом сюда войск Российской им¬перии.
Глава четвертая. О событиях, произошедших в промежутке ме¬жду первым приходом сюда и обратным уходом русских войск.
Глава пятая. О событиях в период после ухода из Дагестана русских войск до прихода сюда императора Петра Великого с вой¬ском своим.
Глава шестая. О событиях после ухода из Дагестана Петра Ве¬ликого до появления Надир-шаха.
Глава седьмая. О событиях после появления в Дагестане На¬дир-шаха, до его убийства.
Глава восьмая. О событиях после смерти Надир-шаха до при¬хода сюда русских войск в третий раз.
Глава девятая. О событиях после третьего прихода в Дагестан русских войск до их ухода отсюда.
Глава десятая. О событиях, произошедших в Дагестане, после третьего ухода русских войск до возникновения Каджарекой дер¬жавы и четвертого появления здесь русских войск.
Глава одиннадцатая. О событиях после появления Каджарской династии и четвертого прихода сюда русских войск до заключения между этими двумя государствами Гюлистанского мира.
Глава двенадцатая. О событиях, произошедших в Дагестане пос¬ле заключения между упомянутыми державами Гюлистанского ми¬ра до настоящего времени.
Заключение. О нравах и обычаях дагестанских народностей» и о некоторых умерших и частью живых правителях и ученых.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Положение, наименование, деление.
Известно, что страна, называемая Дагестаном, считается счаст¬ливым краем, занимающим на земном шаре место между 63 и 66 градусами восточной долготы и между 42 и 44 градусами северной широты19). У некоторых арабских историков эта страна известна под именем Лан. Наименование Дагестан дано стране вследствие того, что большею частью она покрыта горами. Первоначальные границы Дагестана — с востока Хазарское море, с севера река Терек, с запада Осетия и Кабарда и с юга Грузия и Ширван. Но из этой территории Джарский20) округ выделен в Тифлисскую гу¬бернию, а Кубинский уезд в Бакинскую губернию. Остальная тер¬ритория обращена в одну губернию, известную под именем Дагес¬танской, и находится под управлением господина военного губер¬натора, пребывающего в городе Темир-Хан-Шуре. Губерния эта разделена на следующие округа:
1) Темир-Хан-Шуринский округ, куда входит кроме этого горо¬да еще Петровск, расположенный на берегу Хазарского моря и очень удобный для стоянки судов, затем селение Тарки, бывшее в последнее время столицей дагестанских шамхалов (это самое Тар¬ки перед эпохой ислама было очень укрепленным хазарским посе¬лением, и у древних историков ему присвоено было название Ба-ланджар, а у некоторых тюркских историков он назывался Семен-дер) и такие известные селения, как Буйнак, Нижний и Верхний-Казанищ, Кафир-Кумык, Нижний и Верхний-Дженгутай, Карабу-дахкент, Губден, Гелли, Параул. Большинство населения этого ок¬руга говорит на джагатайском тюркском языке, а некоторые селе¬ния говорят на даргинском, т. е. акушинском языке21).
2) Даргинский округ, куда входят Акушинскин, Цудахарский, Сюргииский и Мекегинский участки. Язык у них — даргинский.
3) Округ Кайтага и Табасарани, куда входят Нижний и Верх¬ний Кайтагские участки и Северо-Табасаранский участок. Сюда же входит и селение Кубачи, родина мастерства (это селение у древних историков упоминается под именем Зирахгеран). В этом округе селения Терекемейского магала и из Северо-Табасаранских селений Марата, Мугатырь, Дарвах и Хучки говорят на азербайд¬жанском тюркском языке, а жители селений Джалган. Рукель, Ке-мах, Зидьян, Гимейди, Митаги и Бильгади говорят на татском язы-кё, который, подооно языку местных евреев, относится к ветвям персидского языка. В этом же округе селения Нижнего и Верхне¬го Кайтага в большинстве говорят на джагатайском тюркском языке, а некоторые на даргинском языке. Общество сел. Кубачи говорит на особом языке, на котором в этом округе ни одно обще¬ство, кроме этого, не говорит. Лишь в Казикумухском округе об¬щество селения Кумух говорит с Кубачинцами на их языке22).
В этом же округе верхние селения Табасарани, т. е. общества сорного района, говорят на табасаранском языке называемом каб-ганским23).
4) Кюринский округ, куда входят селения магалов Кюра, Юж¬ная Табасарань – Агул, Кушан, Ахмар и Улус. Здесь в Улусском магале 9 селений говорят на азербайджанском тюркском языке. Магалы Кюринские говорят на Кюринском языке, а также некоторые селения Южной Табасарани и селения магала Ахмар говорят на кюринском языке. Остальные селения Табасарани говорят на кабганском языке. Магалы Агул и Кушан говорят на своем осо¬бом языке. В этом округе в трех селениях живут евреи, которые говорят на своем еврейском языке.
5) Самурский округ, куда входят магалы Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара, Рутул, Цахур, и Борч. В этом округе многие общества говорят на кюринском языке. Рутульские и цахурские общества имеют самостоятельные языки, а также самостоятельный язык имеет магал Борч.
Здесь же общество Катрух говорит по-азербайджански24), а также есть некоторые общества, говорящие на казикумухском язы¬ке.
6) Казикумухский округ, куда входит прежде всего город Ку-мух, старая резиденция поставленных в начале ислама правителей Дагестана, называемых шамхалами. В некоторых арабских источ¬никах этот город называется Лак, подобно тому, как весь Дагес¬тан назывался Ланом, как указано выше. В некоторых тюркских ис¬точниках он называется Кумук, а в некоторых Куймук. Население этого округа издревле себя называет именем лак, а кюринцы из-стари промеж себя называют казикумухцев именем яхул. В общем, когда арабы пришли сюда распространять ислам, казикумухцы не противились принятию этой религии и ради ее распространения среди аварцев и в других местностях вели войны и агитацию, со¬пряженную с опасностями. Поэтому они в то время получили проз¬вище гази кумух25 и до сих пор сохранили это имя.
Большинство населения Казикумухского округа говорит на ку-мухском, или иначе лакском, или еще иначе яхульском языке. Часть селений говорит на аварском языке, часть на агул-кушане-ком языке. Селение Кумух с кубачинцами говорит на их специ¬альном языке26. В том же округе жители одного селения по имени Арчи говорят на своем специальном самостоятельном языке (Ал¬лах великий!). Название этого селения Арчи в некоторых старых источниках написано с искажением букв, — Арчуб, а в некоторых Гарчуб.
7) Гунибский округ, куда входят селение Гуниб (или также без буквы б — Гуни), известное, как место сдачи последнего из има¬мов, выступавших в последние времена для установления в Дагес¬тане шариатской власти, Шамиль-эфенди Российской державе; за-тем магал Андалял и другие. Население этого округа говорит на аварском языке, который они называют маарским языком72.
8) Аварский округ, куда входят: селение Хунзах, которое до прихода сюда ислама и после того до покорения аварцев Россией было их столицей и родиной храбрецов; селение Гимры, бывшее ро¬диной Казн Магомеда и Шамиль-Эфенди; затем бывшее родиной Гамзат-бека селение Гоцатль. Среди населения аварцами называ¬ют всех, говорящих на аварском языке. Жители этого округа гово¬рят на аварском, или иначе, на маарском языке.
9) Андийский округ, население коего частью говорит на аварс¬ком языке, а частью на чеченском28.
10) Владение города Дербента, управляемое как самостоятель¬ная волость. Этому городу в арабских источниках присвоено наз¬вание Бабуль-Абваб, или Бабуль-Хадид, а в некоторых тюркских источниках название Демир-Капу, или Темир-Капу29 ). Жители этого города говорят: мусульмане на азербайджанском тюркском языке, евреи на еврейском и армяне на армянском языке.
Примечание. Население, входившего раньше в состав Дагестана, а те¬перь присоединенного к Баку Кубинского уезда говорит: в Хазрийском мигаде на кюринском языке, в Караязком магале, на особых языках, а остаиьные: мусульмане на азербайджанском тюркском, евреи на еврейском, армяне да армянском языках. В Кубинском уезде есть также некоторые селения мусульманские, говорящие на татском языке.
Численность населения Дагестанской губернии в настоящее время и размер ее поверхности.
По выяснившимся результатам переписей и подсчетов, произве¬денных на Кавказе в_1888 году по распоряжению г. Кавказского наместника генерал-ад ютанта кн. Дундукова-Корсакова, население Дагестанской губернии, мужчин и женщин всего, определялось в 592.533 души, а поверхность земли определялась в 25.122 версты (квадр. Перев.). Таким образом, в среднем на 1 версту приходит¬ся 23 человека. В то же время на всем Кавказе население, мужес¬кое и женское вместе, определялось в 7.307.819 душ, а поверхность земли в 408.44 верст, так что на 1 версту приходится 18 душ.
Большинство населения Дагестана мусульмане и большею частью суннитского шафиитского исповедания. Только большинство населения Дербента, а также некоторые селения Улусского магала и селение Мискинджи. Самурского округа, состоят в шиитском имамском исповедании. Некоторые лица в Терекемейских селени¬ях относятся к ханефитскому исповеданию. Несомненно, предки здешних мусульман произошли от смешения и скрещения групп, живших здесь издревле до прихода ислама, с арабами, пришедши¬ми с исламом, и с другими, ибо преданием доказывается, что вож¬ди и правители, назначенные здесь в начале ислама, были назна¬чены из арабов, а также что от них осталось потомство, и что с ни¬ми извне иммигрировали арабские и прочие войска, необходимые для защиты горных проходов, крепостей и для функций управле¬ния.
Что же касается вопроса о том, составляли ли все один народ, и какую религию исповедывали группы, жившие здесь до прихода ислама, то в этом отношении из исследований вытекает, что они раньше не были одним народом, и религия у них была не одна, так как раньше того эта область была спорной между иранскими шахами и хазарами, и при победах то одной, стороны, то другой, каждая поселяла здесь своих соплеменников и свои войска для охраны границ и проходов. Иранские шахи в то время были огне¬поклонники и, будучи очень сильны, оставили здесь удивительные памятники старины, поражающие зрителя, как, например, оставши¬еся от них в городе Дербенте крепость и сооружения, большая сте¬на, возведенная вокруг города и продолжение северной стены от морского берега на запад, по направлению к Черному морю, с кре-постями30 там и сям среди гор. Даже большинство историков эти удивительные остатки уверенно считают стеной Зуль-карнейна3″. Так вот возведшие эти сооружения и озабоченные охраной границ от хазар поселили у этих границ и горных проходов своих едино¬верцев-огнепоклонников. Точно также и хазары, бывшие сначала идолопоклонниками, а под конец, как достоверно указывается, быв¬шие иудеями, много раз совершив здесь завоевания, устанавлива¬ли свою власть, и вероятно тоже поселяли здесь своих единовер¬цев. Точно также остались в Дагестане из древних групп евреи и армяне, не приняв ислама, уплачивавшие выкуп. Между прочим предание гласит, что табасаранский народ раньше был иудейским. Хотя это предание нельзя отнести ко всему тому населению, но мо¬жно отнести к тем сельским обществам, которые в настоящее вре-мя говорят на еврейском языке. Затем устное предание о том, что жители селения Гапцах Кюринского округа раньше были христиа¬нами, подтверждается обнаруживающимися иногда под землею в том; селении вещами и изделиями. Точно также в Самурском окру¬ге в отношении селения Микрах обнаружены обстоятельства вроде сообщенных относительно селения Гапцах. Также по преданию го¬ворят, что правившие в Аварии до ислама предки Хунзахских ха¬нов были христиане, так же как и некоторые селения того округа и Кумухского32. Точно так же здесь во многих местах при обнару¬жении старых могил выяснилось, что покойника хоронили в моги¬ле некоторым образом в положении сидящего человека и около не¬го клали кое-какую посуду для пищи. Но известно, что мусульма¬не, евреи и христиане покойника в могилу укладывают, но не ос¬тавляют в сидячем положении. Из этого, а также из наличия мно¬гих народов и языков и из общего признания историков очевидно и несомненно, что население Дагестана составлялось из потомков групп различных вероисповеданий и потомков многих народнос¬тей33.
В настоящее время в Дагестане кроме групп, говорящих на азербайджанском и джагатайском тюркских языках, остальные вес мусульмане называются лезгинами, и все их языки называются лез гинскими языками. Известно также, что слово лезги употребляется и с перестановкой букв г и з в форме легзи, так как в арабских словарях это имя приведено в последней форме. В настоящее вре¬мя у населения, говорящего на азербайджанском языке, письма и книги пишутся на том же языке, но у остальных дагестанских групп все письма и книги ведутся по-арабски. Хотя на джагатайс¬ком тюркском языке письменно изложить мысль легко, но до сих пор это не вошло в обыкновение. На всех лезгинских языках, кро¬ме табасаранского (или кабганского) языка, имеются все виды благозвучных стихов и красивых песен, но некоторые звуки нель¬зя изобразить арабскими и тюркскими буквами, они относятся к разряду грудных и жужжащих звуков, для которых арабские и тюркские буквы оказываются несоответствующими и недостаточ¬ными. Поэтому ими до сих пор не пользуются для письма. Хотя, после покорения Дагестана Россией, лингвист, начавший изучать кавказские языки, генерал барон Петр Карлович Услар изобрел для аварского, казикумухского, кюринского и табасаранского язы¬ков самостоятельные письмена, собрав необходимые буквы из рус¬ского и европейских алфавитов, и даже составил первоначальные грамматики, тем не менее изобретенная им новая письменность до сих пор не получила распространения. Когда этот генерал в 1885 году умер, после того не нашлось другого, который бы так потру¬дился над другими языками и наречиями или довел бы до конца его солидные изыскания.
Тем не менее лезгины развивают свои языки, составляют на них песни, стараются изучить их хоть словесно и, таким образом, уде¬ляют своим языкам должное внимание. Только табасаранцы свое¬му языку (кабганскому языку) не оказывают никакого внимания и всячески пренебрегают им. Уж не говоря о сочинении на нем цель¬ного сказания или песни, даже говорить на нем избегают и боль¬шинство народа говорит на кое-как изученных чужих языках — кюринском и тюркском. Даже женщины на свадьбах и при опла¬киваниях умерших не поют на своем языке веселых и печальных песен, а выражают свои чувства некоторые на ломанном тюркском, некоторые на кюринском языке. При всем том кабганский язык, подобно остальным лезгинским языкам, вполне пригоден для сказаний и песен, и упомянутый выше генерал очень удивлялся этому обстоятельству и осуждал табасаранцев.
Дагестанские лезгины, говорящие на различных языках при встрече друг с другом, не зная языков друг друга говорят на азер¬байджанском или джагатайском тюркоском языке и кое-как обхо¬дятся и довольствуются этим. Но когда некоторые говорят по-тюрк-ски, слушатель получает удовольствие, например: «как ты пожи¬ваю?», или «ты откуда иду?» Точно так же некоторые полуграмот¬ные муллы, умеющие лишь отпевать покойников, будучи разноязычными, и, не находя общего языка, прибегают к арабскому языку и коверкают этот несчастный язык.
Автор «Гюлистани-Ирем» Абас-Кули-ага в своей книге пишет, что если принять во внимание характер, черты лица и говор кази-кумухцев, то можно подумать, что они русские. Например, они храбры, как русские, они телом здоровы, а когда встречаются друг с другом, то младший старшему говорит «изров» и снимает шапку. Слово же «изров» похоже на русское слово «здорово». Точно так¬же некоторые историки пишут, что кубачинцы — народ, пришед¬ший из Франции и потому они больше остальных дагестанцев раз¬вивались и усовершенствовались в знании ремесел. Но, не согла¬шаясь с этими мнениями, я позволю себе сказать, что и казику-мухцы не русского происхождения, и кубачинцы не французского происхождения. Они, как и другие лезгинские группы, являются поселившимися здесь группами неизвестного происхождения. В подтверждение своего мнения привожу следующие соображения. Прежде всего, другие дагестанские племена — аварцы и даргинцы — точно также воинственны и храбры и у них лица также крас¬ные. Но казикумухцы, в виду отсутствия у них пахотных земель, достаточных для жизни, ежегодно, начиная с сентября месяца, в течение семи месяцев отправляются на заработки в отдаленные пу¬тешествия, даже в Россию, Турцию и Персию. Они воспитываются, усваивая языки и цравы разных стран и делаются беззастенчивыми, С таким трудом заработанные деньги они, по возвращению сюда тратят в течение двух-трех месяцев на кутежи и, выпив чрез мерно бузы, раскраснеются и гуляют. Тоже самое в следующем го¬ду. В настоящее время* ежегодно из Казикумухского округа на за¬работки далеко отлучается более десяти тысяч человек, кои на месте отлучки занимаются, кто слесарным мастерством, кто золо¬чением, лужением, кто сапожным ремеслом, а большинство как чернорабочие. Если они не будут так странствовать, то на родине не сумеют прожить. А если бы слово «изров» у них осталось от русских, как у происходящих от них, то не осталось бы одно это слово, осталось бы много слов. Ведь население из евреев, приняв¬шее ислам, и теперь говорит на своих языках, а в Грузии грузины, перешедшие в ислам, сохранили свой язык. Чествование же млад¬шим старшего посредством снятия шапки, не есть свойство одних казикумухцев, а есть обычай, издревле сохранившийся в Дагеста¬не в каждом округе, но у каждого народа есть свои выражения че¬ствования вроде «изров». Например, у аварцев при встрече млад-ший старшему для оказания почета снимает шапку и приветству¬ет, произнося «варчами», если встреча происходит до полудня, по¬добно тому, как казикумухцы говорят «изров», а если после по¬лудня, то, снимая шапку, говорят «кади-нахи», взамен чего кази¬кумухцы говорят «карабуз». Также и даргинцы, снимая папаху, до полудня говоярт «валхунди», а после полудня «чарукатди» и этим оказывают почет, подобно тому как в группах, говорящих в Дагестане на джагатайском тюркском языке, младший старшего приветствует, снимая шапку и говоря — до полудня «танг-яхши-болсун», а после полудня — «тюш-яхши-болсун», а вечером — «гач-яхши-болсун». Тоже самое и в других округах. Что касается кубачинцев, то доказательством их не французского происхожде¬ния служит то, что, если бы они действительно были народом, при¬шедшим из Европы, то там не могло бы не найтись их корня или признаков, а также приезжавшие сюда из французских и русских ученых п исследователей не могли бы до сих пор не обнаружить этого, а обнаружив, сочли бы для себя приобретением огласить по¬добное удивительное явление. Если бы подобно этому мастерство и знание переходило по происхождению, то вместе с кубачинцами доля наследства в мастерстве досталась бы также одноязычным с ними кумухцам, тогда как эти бедняки в своей изолированной до¬лине живут, пренебрегая мастерством. Причина же, почему куба¬чинцы мастера, в том, что окрестности их селения неудовлетвори¬тельны для посевов к потому они издавна отказались от земледе¬лия и занялись производством оружия и золотых дел мастерством, а их жены научились изготовлять хорошие сукна. В прежние вре¬мена правители и население, нуждаясь в оружии, выказывали им уважение, а в отношении цек за изделия удовлетворяли их с избыт¬ком. Даже от всевозможных тягот и повинностей кубачинцы осво¬бождались и избавлялись, и, таким образом, все члены общества, один в подражание другому, стали мастерами. Когда-то персы в этих странах, нуждаясь в кубачинцах, заказывали их оружие, сед¬ла, кольчуги и пр. На персидском языке куОачинцы получили имя «Зирехгеран»31.
В общем, у нас, если кто-либо усовершенствуется в производст¬ве, то про него говорят, что он настоящий француз, В этом смысле про кубачинцев можно сказать, что они французы. При этом чело¬веку свойственно развивать знание, и если подобно кубачинцам кто-нибудь из остальных дагестанцев станет стараться в приобре¬тении мастерства, разве не достигает цели, или нет таких фактов? Сейчас в Казикумухском и других округах есть металлисты и зо¬лотых дел мастера, работающие лучше кубачинцев. Даже в нашем Кюринском округе в селении Койсун был оружейник и золотых дел мастер, обладавший искусством, по имени Гаджи-Магомед-Али и ружье, сделанное этим покойным, нельзя было отличить от ружья покойного Гаджи-Мустафы, пользовавшегося в одно время славой в Крыму. Он в золотых дел мастерстве превосходил кубачинцев, а также делал очень хорошие «револьверы» — шестизарядные пис¬толеты. Аллах лучше знает35.
ГЛАВА 1-ая.
О событиях в Дагестане после появления Ислама и до эпохи, Хромого Тимура.
О том, когда именно истинная религия мусульманская пришла в Дагестан, между арабскими историками возникло некоторое раз¬ногласие, а именно: историк Ибн-Кесир в «Истории начала и кон¬ца» пишет, что проникновение ислама в Дагестанские окраины на¬чалось по одному рассказу в царствование Омара Ибн Хаттаба, да будет он угоден аллаху, в 22 году Гиджры, 643 году русском, а по другому рассказу в царствование Османа Ибн-Аффана, да бу¬дет он угоден аллаху, в 32 году Гиджры. Когда бы ни было нача¬ло, но по приказу халифа того времени Сурака бен Амр, по проз¬вищу Зуннун, двинулся сюда с мусульманским войском со стороны Армении.
Командиром авангарда был Абдурахман бен Рабиа, и этот Аб-дурахман также имел прозвище Зуннун. Командиром одного кры¬ла войска был Хузайфа бен Асад, а другого Бекир бен Абдулла. Заведующим снабжением был брат упомянутого Абдурахмаиа, Салман бен Рабиа. Когда в таком порядке Сурака достиг границ Армении, то между ним и царем Армении Шахрияром начались мирные переговоры и был составлен мирный договор, который был послан халифу. Неизвестно: на каких условиях он был заключен, но Сурака оттуда прошел без боя, двинулся в сторону Дагестана, завладел Дербентом и начал войну с племенами и группами, жив¬шими к северу, и к западу от его окраин, в особенности с хазара¬ми, которые, будучи могущественны и владея теми странами, име¬ли большие силы в Баланджаре (в Тарки36) и его окрестностях. Между тем от халифа того времени прибыло из Сирии на помощь еще некоторое количество войска из сирийцев. Командиром этого отряда был сириец Хабиб бен Маслама. И вот здесь главнокоман-дующий, упомянутый Сурака, умер и на его место по приказу ха¬лифа главнокомандующим был назначен Абдурахман бен Рабиа. По прошествии значительного времени в битве с хазарами около сел. Тарки Абдурахман пал в бою и там же пали многие мусуль¬мане; но уцелевшие воины того отряда уложили тело Абдурахмана в гроб и похоронили в той стране, так что впоследствии его моги¬ла для мусульман стала местом поклонения. Однако Ибн-Кесир не пишет определенно, где эта могила, а также и в этих краях нет достоверно знающих ее. Вероятно, он тогда был похоронен на се¬верной стороне Дербента на кладбище павших за веру, известном под названием «Кирхляр», и затем, когда здесь же были погребе¬ны мусульмане, павшие за веру впоследствии, он очутился на одном с ними кладбище, ставшем священным саркофагом и местом поклонения для мусульман.
После того как Абдурахман умер, из уцелевших воинов сирий¬цы, прибывшие позже в подкрепление со своим Хабибом, захотели, чтобы главнокомандующим стал Хабиб, но воевавшие здесь рань¬ше них куфийцы захотели, чтобы главнокомандующим стал быв-ший здесь брат Абдурахмана, вышеупомянутый Салман бен Рабиа. На этой почве в мусульманском войске произошел раскол, дошед¬ший до сражения одной партии с другой. Время этого раскола ис¬торики приурочивают к эпохе царствования почтенного Османа, так как это явствует из стихотворения, написанного одним куфий-цем во время этой усобицы сирийцам37 :
Если вы нападете на Салмана, то мы нападаем на вашего Ха-биба.
Если вы вернетесь к Ибн-Аффану38, то и мы вернемся. Если судить по справедливости, то фронт этот есть фронт нашего вождя.
И он вождь, к которому прислушиваются племена, Мы владеем границами, мы их защитники, Ночами сражавшиеся за каждый порученный нам проход.
Почтенный Ибн-Кесир рассказывает, кто, когда, наконец меж¬ду мусульманскими отрядами оказалось возможным примирение, главнокомандующим над ними стал Салман бен Рабиа. Он пишет также, что этот раскол, произошедший здесь между сирийцами, и куфийцами, был первым из расколов, возникавших среди мусуль¬ман. В общем, когда Салман стал главнокомандующим, между му¬сульманами и хазарами произошли ожесточенные битвы около сел. Тарки и здесь Салман и с ним многие воины пали за веру. Уцелев¬шие мусульмане, потерпев жестокое поражение, бежали оттуда назад, но взяли с собой тела Салмана и его товарищей и похоро¬нили их на северной окраине Дербента на известном священном кладбище Кирхляре, да будет к ним милостив аллах. Рассеевшие-ся остатки войск разбрелись оттуда, некоторые мимо Армении вер¬нулись в Сирию, а большинство ушло в Туркестан, Джирджан и Джилан (Джирджан и Джилан арабизированные Гиркания и Ги-лян). В числе последних находились из лиц, достойных уважения, мир им, Абу Хурейра и Салман Фарис39, да будет к ним милостив аллах.
Примечание: В «Гюлистан-Ирем», а также в некоторых тюркских источ¬никах и в «Дерсектннйме» написано, будто из Дероштском Кирхлярском кладбище похоронены Салман и Рабиа с другими .павшими за веру. Но это ошибка!, потому что Рабиа) — отец Салмана и Абдуракмагаа,, и о» не приезжал в эти край. Надо было вместо того написать, что похоронен Салман бен40 Рабиа, или же, пропустив слово сын на персидский и тюркский манер, похоронен Салман Рабиа, так как пропуск слова сын у, них общепринят. Напр., Сайда) бен Вакаса называют Саад Вакас, а Рус-тама бен Зала — Рустем-Зал.
После ухода из Дагестана войск Салмана хазары, достигнув своей цели, установили в этих краях свою власть. Затем до 42 г. Гиджры (662) нет известий о приходе сюда войск мусульманских халифов. А в этом году, по словам Ибн-Кесира, прибыл в эти края мусульманский отряд, который имел сражения с хазарами и вер¬нулся отсюда в Сирию с богатой добычей. Это произошло в царст¬вование Моавия бен Абу-Суфьяна.
После этого события вплоть до 89 (703) года нет известия об отправке сюда войск со стороны мусульман. В последнем же году в царствование Валида бен Абдул-Мелика сюда по его приказу совершил поход с большим войском Кутейба бен Муслим, который, как пишет Ибн-Кесир, отнял здесь у хазар многие города и кре¬пости, а потом вернулся обратно с богатой добычей41.
Также Ибн-Кесир пишет, что 91 (710) году упомянутый Валид бен Абдул-Мелик послал с войском в Дагестан своего брата Мас-ламу бен Абдул-Мелик, но и этот Маслама на этот раз после по¬бед, одержанных в этих краях в битвах с хазарами, вернулся от¬сюда в Сирию с большой добычей.
Также Ибн-Кесир пишет, что в 105 (724) году, в царствование Язида бен Абдул-Мелика, сюда по его приказу был совершен по¬ход под предводительством Джарраха бен Абдуллы Хакеми. Но и на этот раз мусульманские войска, собрав добычу, вернулись от-сюда в Сирию.
Также Ибн-Кесир пишет, что, когда власть над мусульманами перешла к Гишаму бен Абдул-Мелику, то по его приказу упомяну¬тый его брат Маслама бен Абдул-Мелик прибыл сюда с войском, повоевал немного, и с большой добычей вернулся в Сирию. После того хазары со своими войсками направились из Дербента на юг и, покоряя все округа, дошли до Ардебиля. Между бывшим там в то время Джаррахом беи Абдуллой и хазарами произошло сраже¬ние около Ардебиля. В этой битве Джаррах был убит и его войска рассеялись. Когда слух об этих, событиях дошел до Гишама бен Абдул-Мелика, он снова заставил собрать большие отряды и с ни¬ми в 112 (730) году послал сюда упомянутого своего брата Масла-му бен Абдул-Мелик. На этот раз Маслама прошел через Дербент и отнял у хазар все округа и города вплоть до Баланджара (Тар-ки).. В происходивших при этом сражениях был убит также сын хазарского царя. На этот раз Маслама бен Абдул-Мелик, желая превратить Дагестан в мусульманскую страну, позаботился поста¬вить здесь в разных местах мусульманские отряды, назначить ко-мендантов и принять меры к выполнению:необходимых распоряже¬ний. В итоге в 115 (733) году благодаря целесообразным распоряжениям и проницательным мероприятиям этого самого Масламы, покорение Дагестана было закончено42. По его же приказанию были назначены кадии и ученые для обучения исламу населения деревень и городов, а также правители и старейшины для управ¬ления ими, и были построены мечети и минареты. Хвала Аллаху великому за это, и да будет бог милостив к нему, к сражавшимся вместе с ним за веру и к их верным спутникам во веки веков.
Примечание. Как выше выяснилось, завоевателем Дагестана был Мас-лама бен Абдул-Мелик. Но по молве, распространенной среди мусульман и не мусульман, этому завоевателю присваивается имя Абу-Муслим. По пводу (Присвоения ему этого прозвища критики разноречивы: некоторые объясняют, что-де этот почтенным Маслама в действительности имея так¬же прозвище Абу-Муслим, под каковым он и стая известен в эпик стра¬нах, а некоторые пишут, что здесь ему с самого начала было, несомнен¬но – по ошибке, присвоено ими Аба-Мушим, которое так и сохранилось в предании. Во всяком случае завоевателем Дагестана был этот почтенный Маслама; беи Абдул-Мелик. Умер он в 121 (739) году в Сирии в местности Хайут, да. будет к нему благость и милость. Историк Йбн-Кесир пи¬шет, что упомянутый Маслама был великий полководец, обладавший со¬вершенством, известный храбростью и равный почтенному Халиду бен Ва¬лиду, да будет к нему милостив бог.
Если, говорят, что помимо него другой Абумусяим является за¬воевателем, то это наверно, так как кроме него было выступавших два; ли¬ца по имени Абумусяим, но ни один из них не мог в то время отправить¬ся в Дагестан. А именно один — это тот Абумуслим, который в 129 (747) году, выступив из Хорасан содействовав переходу власти от Омейядов к Аббасидам. Его походы ограничились теми краями, а в Дагестан ни одно¬го его похода не было. Другой же тот Шейх Абумуслим, который в пя¬том- веже Гиджры*3) прибыл сюда с семьею из Аравии, занялся в Дагестан¬ке обучением религия и распространением шариата и под конец умер в Аравии в центральном селении Хунзаке, где его могила, стала известным местом поклонения.
Исключительное известке
Автор «Гюлистани-Ирем» заимствуя из истории Кятиб Челеби44 рассказывает, что когда Абумуслим (почтенный Маслама) был за¬нят покорением Дагестана, мусульманский падишах того времени и брат упомянутого завоевателя — Гишам бен Абдул-Мелик при-был в Дагестан, лично наблюдал присходившие здесь события, и что по просьбе лиц, принявших здесь новую религию ислам45), Ги¬шам оставил у них на хранение свою саблю и велел ее положить в какую-то пещеру, чтобы она была, памятью о нем. Поэтому те лица и их потомки почитали ту пещеру и охраняли там ту саблю.
Я позволю себе сказать, что теперь подтверждением этого из¬вестия может служить то, что в Северной Табасарани в Кыракском магале в селении Чордаф есть пещера, в которой находится какое-_ то оружие вроде кинжала. Местное население говорит, что это кин¬жал Абумуслима завоевателя и они всегда свою поминальную милостыню приносят туда во имя Абумуслима и раздают. В настоя¬щее время этот кинжал хранится в доме одного благонадежного жителя селения Чордаф, дабы кто-нибудь его не украл из пещеры. Кроме этого случая здесь почитания сабли нет. Покойный Аб ас-Кули-Ага, в порядке толкования, пишет, что, вероятно, Кятиб-Че-лебк сообщает это, усльцхав о кинжале, как о сабле.
Мероприятия завоевателя Абумуслима в Дагестане
Взяв Дербент, Абумуслим построил там великолепную беспо¬добную соборную мечеть, сохранившуюся до сих пор и, кроме того, в отдельных магалах построил маленькие мечети. В Кайтаге и Та-басарани он построил мечети в разных местах. Тоже самое и в Даргинском округе, и, в частности, как передают, в городе Акуше большая мечеть была построена во имя его. Так же в Кюринском округе он приказал построить мечеть в селениях Рнча, Фита и Куч-хюр и эти мечети в настоящее время известны среди населения н упоминаются, как связанные с именем самого Абумуслима, как по¬строенные его именем. Также и в Самурском округе он построил мечети, причем в большом селении Ахты построенную от его име¬ни мечеть называют мечетью Абумуслима. В том же округе в се¬лении Кар-Кюрта есть великолепная мечеть, построенная в его время и его именем. Также в Казикумухском округе, в частности, в городе Кумухе большая соборная мечеть построена и названа его именем. И также в остальных районах Дагестана, как-то: Аварс-ком, Сюргинском, Цудахарском и других46.
В «Дербент-маме» написано, что, когда Абумуслим, взяв Дербент, построил мечети и утвердил религию ислам, то он разбил город на 7 магалов и в каждом; магале поселил группы из мусульман, при¬веденных им с собой. Кроме большой соборной мечети каждая ме¬четь, построенная в магале, была названа сообразно происхожде¬нию поселенных в том магале воинов. Например в одном магале были поселены мосульцы, и их мечети присвоено было наименова¬ние мосульской. В магале, в котором поселены были палестинцы, мечеть названа была палестинской. В магале, где поселены были дамасские выходцы, мечеть была названа дамасскою. В магале, где поселены были хамецы, мечеть была названа хамсскою. В ма¬гале, где поселены были иорданцы, мечеть была названа иорданс¬кой. В магале, где поселены были месопотамцы, мечеть названа была мессопотамской. Соборная же мечеть, бывшая в одном из ма¬галов, так и названа соборной мечетью. Кроме того, Абумуслим, сделав в Дагестане в разных местах необходимые распоряжения, назначил для всей Дагестанской страны на должность правителя одного бывшего при нем в этом походе потомка почтенного Аббаса, да будет милостив к нему аллах, уважаемого дяди великого нашего пророка, да будет над ним и его народом благословение и благо¬денствие. Этот правитель известен под именем Шамхала и он сын Абдуллы, сына Касыма, сына Абдуллы, сына Аббаса. В отношении упомянутого его имени историки разноречивы. Некоторые пишут, Шах-лал, с искажением стало Шамхал. Некоторые же пишут, что так как это лицо было жителем Сирии (Шам) селения Хал, то оба эти названия были соединены и, таким образом, ему присвое¬но было имя Шамхал. В результате вошло в обыкновение этим име¬нем называть после него всякого, из его потомков, занимавшего должность правителя Дагестана и, таким образом, его имя превра¬тилось в название должности.
Этому правителю Абумуслим назначил резиденцией город Ка-зи-Кумух. Причина, почему Абумуслим Кази-Кумухскому народу дал прозвище «гази», в том, что как выше было сказано, они не от¬казались сопутствовать ему и воевали с аварским народом для рас¬пространения религии, так как до того времени царствовавшие в Аварии лица, имевшие резиденцией своей Хунзах, а старший из них именовался прозвищем «нуцал», были христиане и выступили войной, не желая принять ислам. В виду этого Абумуслим остерег¬ся дать из них даже принявшим ислам какую-либо в Дагестане большую должность вроде правителя. Из них он нашел возможным оставить только правителя собственно в Аварии в звании нуцала и распорядился, чтобы нуцалы во всяком деле повиновались Шам-халу47.
Также Абумуслим назначил из своего племени Амир-Гамзу старшим правителем в Кайтагский район, а при нем поставил дру¬гих лиц и отряд из арабов. Первоначальное их местожительство и теперь называется «Кара-Корейш», или иначе «Кала-Корейш», причем первое название есть сокращенное из слов Карьяи-Ко-рейш, а второе из Кал аи-Корейш48). По преданию рассказывают, что кайтагцы также без войны приняли религию ислам и Абумус¬лим с ними тоже обошелся хорошо. И вошло в обыкновение прис¬ваивать прозвище Усми каждому назначавшемуся правителем в этот район из потомков упомянутого Амир-Гамзы. Относительно причины присвоения этого прозвища некоторые пишут, что оно про¬изошло от изменения слова исми, а исми в арабском языке, буду¬чи производным от исм49, относится к обозначениям похвалы, вро¬де именитого и известного.