МУСУЛЬМАНСКОЕ РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВОМ
известное письмо Халифа Али бин Абу Талиба
Малику Аштару, губернатору Египта
Самое дорогое сокровище.
Да будет тебе известно, о Малик, что я посылаю тебя губернатором в страну, пережившую и справедливое, и несправедливое правление. Люди будут пристально следить за твоими действиями, так же как ты наблюдал за действиями других, и будут говорить о тебе так, как ты говорил о них. Дело в том, что люди хорошо отзываются лишь о тех, кто творит добро. Именно они подтверждают правильность твоих действий. Поэтому самое большое богатство, которое ты можешь приобрести, – это сокровище добрых дел. Держи свои желания под контролем и отказывай себе в том, что тебе запрещено, ибо только лишь таким воздержанием ты сможешь различить, что является добром для них, а что нет.
Развивай в своем сердце чувство любви к своим людям, и пускай оно будет источником доброты и благословения к ним. Не веди себя с ними как варвар и не присваивай себе то, что принадлежит им. Помни, что граждане государства бывают двух категорий. Они либо твои братья по религии, либо твои братья по природе своей. Они склонны к слабостям и совершению ошибок. Некоторые из них действительно совершают ошибки. Однако прости им, как ты хочешь, чтобы Бог простил тебе. Помни, что ты поставлен над ними, как я поставлен над тобой. А Бог стоит над тем, кто дал тебе должность Губернатора, чтобы ты мог заботиться о тех, над кем ты поставлен, и быть достаточным для них. И тебя будут судить за то, что ты делаешь для них.
Не противься Богу, ибо не имеешь достаточно силы, чтобы защититься от Его гнева, и не можешь избегнуть Его милости и прощения. Не жалей о прощении и не радуйся о наказании, которое ты определяешь для кого-либо. Не предавай себя гневу, ибо не будет от этого добра.
Не говори: “Я твой властитель и господин, поэтому ты должен склоняться перед моими приказами”, так как это испортит твое сердце, ослабит твою веру в религию и приведет к беспорядку в стране. Если ты будешь упоен своей властью, будешь чувствовать легчайшие симптомы гордости и высокомерия, посмотри на силу и величие Божественного правления Вселенной, над которой ты не имеешь никакого контроля. Это восстановит чувство баланса в твоем поколебленном сознании и даст тебе чувство спокойствия и приветливости. Остерегайся! Никогда не противься величию Бога и никогда не подражай Его всесилию, ибо Бог унизил каждого восставшего против Бога и каждого тирана среди людей.
Пускай твой ум через твои действия уважает права Бога и права человека; убеждай своих друзей и родственников поступать так же. В противном же случае ты будешь творить несправедливость по отношению к себе и человечеству. И человек, и Бог станут твоими врагами. Некому выслушать того, кто сам делает Бога своим врагом. Он будет считаться воюющим с Богом, пока не раскается и не будет искать прощения. Ничто не лишает человека божественного благословения и не возбуждает божественный гнев против него с такой легкостью, как жестокость. Поэтому Бог всегда слушает голоса угнетенных и подстерегает угнетателей.
Простой человек.
Придерживайся справедливости в управлении и не забывай о ней. Ищи одобрения людей, ибо недовольство масс делает бессмысленной удовлетворенность немногих привилегированных, а недовольство единиц теряется в удовлетворении большинства. Помни, те немногие, которые пользуются привилегиями, не соберутся вокруг тебя во времена трудностей. Они будут пытаться избежать справедливости, они будут просить большего, чем заслуживают, и не будут выражать благодарность за то, что было для них сделано. Они будут оказывать сопротивление перед судом и не будут высказывать сожалений о своих недостатках. Только простой человек является силой Государства и Религии. Именно он сражается с врагом. Поэтому оставайся в близкой связи с массами и помни об их благосостоянии.
Держись на расстоянии от того, кто выставляет напоказ слабости других. Ведь массы не свободны от слабостей. И долг государства – защищать их. Не выноси на свет то, что скрыто, но старайся избавиться от тех слабостей, которые видны. Бог следит за всем, что скрыто от тебя, и Он один будет судить это. Прилагай все усилия для того, чтобы прикрыть слабости народа, и Бог прикроет те твои слабости, которые ты хотел бы скрыть от их глаз. Ослабь узел взаимной ненависти между народом и правительством и удали все причины натянутых отношений между ними. Защити себя от любого поступка, который будет некорректным с твоей стороны. Не спеши искать подтверждения россказням и сказкам, ибо лжец приходит в одеянии друга.
Советчики.
Никогда не слушай советов скупого, ибо он опорочит твое великодушие и напугает тебя бедностью. Не слушай советов труса, ибо с ним ты потеряешь уверенность в правильности принятых решений. Также не слушай советов того, кто жаден – он посеет в тебе жадность и превратит тебя в тирана. Скупость, трусость и жадность лишают человека веры в Бога.
Наихудшим из советчиков является тот, кто служил советником у несправедливых правителей и имел отношение к их преступлениям. Поэтому никогда не позволяй людям, окружавшим тиранов или принимавшим участие в их преступлениях, давать тебе советы. Ты можешь найти лучших людей, одаренных умом и прозорливостью, незапятнанных грехами, которые никогда не помогали тиранам вершить тиранию, а преступникам совершать преступления. Такие люди никогда не будут для тебя бременем. Наоборот, они будут источником помощи и силы во все времена. Они будут друзьями тебе и противниками твоих врагов. Выбирай для себя таких людей, чтобы они были тебе и друзьями и коллегами по работе. И даже среди них выражай предпочтение тем, которые постоянно придерживаются правды, – ты убедишься в них, если будешь проверять их время от времени, – и которые не будут поощрять проявление нежности с твоей стороны, которую Бог не любит видеть в своих друзьях.
Держи возле себя справедливых и богобоязненных и давай им понять, что ты не одобряешь лесть в твой адрес и похвалы за твои хорошие деяния: ибо терпимость к лести и нездоровым похвалам поощряет в человеке гордыню и делает его заносчивым.
К хорошему и плохому не относись одинаково. Это будет воздерживать хороших от положительных поступков и поощрять плохих. Всему отдавай должное. Помни, что взаимное доверие и добрая воля между руководящим и руководимым взращивается только через благожелательность и справедливость. Поэтому сей добрую волю среди людей, ибо только их добрая воля убережет тебя от бед. За твою благожелательность они отплатят верой в тебя, а за плохое отношение – враждебностью.
Не забывай и о благородных традициях наших предков, заботившихся о гармонии и прогрессе среди людей; и не делай ничего, что могло бы уменьшить их ценность. Человек, который установил эти благородные традиции, получил от них награду; однако, на тебе будет лежать ответственность, если они будут нарушены. Всегда старайся научиться чему-нибудь из опыта ученых и мудрых, и часто консультируйся у них по вопросам государства, чтобы ты мог сохранить мир, установленный твоими предшественниками.
Разные группы людей.
Помни, что общество состоит из разных групп людей. Успехи одной группы зависят от успехов другой; ни одна группа не сможет быть независимой от остальных. Наша армия состоит из солдат Аллаха; у нас есть гражданские служащие и их гражданские институты; наше судейство; наш департамент сборов и налогов, служба связей с общественностью. Само общество состоит из мусульман и зиммисов, и среди них есть купцы, и ремесленники, безработные и нуждающиеся. Аллах предписал для них свои права и обязанности. Все они записаны и хранятся в Книге Аллаха и в традициях Его Пророка.
Армия, по милости Аллаха, как крепость для людей и достоинство для государства. Она защищает престиж Веры и поддерживает мир в стране. Без нее государство не способно существовать. С другой стороны, она не способна существовать без поддержки со стороны государства. Наши солдаты сильны перед врагами, ибо Бог дала им привилегию сражаться за Него; но им нужна материальная поддержка, которая зависит от дохода, обеспечиваемого хозяйственной деятельностью государства. И военные силы, и гражданское население, приносящее доход, нуждаются в сотрудничестве друг с другом – судейство, гражданские служащие и их институты. Кази руководит гражданским и уголовным правом; гражданские служащие собирают налоги и оказывают поддержку гражданской администрации и её институтам. И купцы, и ремесленники пополняют казну государства. Именно они руководят рынками и могут намного лучше, чем остальные осуществлять социальные обязательства. Также существует класс бедных и нуждающихся, содержание которых является обязанностью других классов. Аллах всем и каждому дал возможность службы; и у всех этих классов есть права, которые должны гарантироваться руководством в стремлении к благосостоянию всего населения – долг, который руководитель не сможет выполнить правильно без личной заинтересованности и без помощи Аллаха. В действительности, он обязан возложить эту обязанность на себя и терпеливо мириться с неудобствами и трудностями, которые являются частью этой задачи.
Армия.
Особенно помни о благосостоянии тех в армии, кто по твоему мнению, глубоко предан своему Богу и Пророку и лоялен к своему руководителю, и кто в порыве страсти может сдержать себя и спокойно выслушать протест, и кто может помогать слабому и наказать сильного, в ком грубая провокация не будет вызывать грубости, и кто всегда будет оставаться непоколебимым.
Сближайся с семьями с хорошей репутацией и честным прошлым и тянись к людям храбрым и честным, щедрым и доброжелательным по своему нраву; так как они и есть соль общества.
Заботься о них с нежностью, с которой ты заботишься о своих детях, не говори им о тех хороших поступках, которые ты для них сделал, и не игнорируй выражения ими привязанности в ответ; ибо такое поведение вызывает преданность и доброжелательность. Проявляй внимание к малейшим из их желаний, в которых ты мог бы им помочь, ибо иногда своевременное внимание к их небольшому желанию приносит им огромное удовлетворение. Конечно, эти люди не забудут тебя, когда тебе понадобится их помощь.
За тобой право выбирать себе в военачальники того, кто берет на себя, как обязанность, задачу оказания помощи своим людям и кто выделяется по доброте среди остальных офицеров и кто проявляет внимание к потребностям своих людей, и заботится об их семьях, когда они далеко от дома; причем настолько, чтобы вся армия разделяла с ними их радости и печали. Это единство цели добавит им сил против врага. Продолжай сохранять любезное отношение к ним так, чтобы они чувствовали постоянную связь с тобой. Дело в том, что настоящее счастье руководителя заключается в установлении правосудия в государстве и поддержании взаимопонимания с людьми. Их искренность в чувствах выражается в их любви и отношении к тебе, а безопасность руководителей зависит только от этого.
Твои советы армии будут бесполезны, если ты не будешь выражать привязанность и к солдатам, и к офицерам, чтобы они не расценивали правительство как гнетущее бремя и не принимали участие в его свержении.
Продолжай удовлетворять их нужды и не переставай хвалить их за их хорошие поступки. Такое отношение с Божьей помощью вдохновит смелых на более смелые поступки, а робким придаст храбрости.
Попытайся понять чувства других и не навязывай ошибки одного другому и не скупись на награды. Позаботься о том, чтобы похвала досталась не тому, кто надеется только на свои семейные связи, а тому, кто совершил великие поступки только потому, что занимает низкое положение в жизни.
Истинное руководство.
Обращайся к Богу и Его Пророку за наставлениями всякий раз, когда не знаешь, что делать. Есть заповедь Бога для тех, кому Он желает указать путь: “О люди Веры! Повинуйтесь Богу, и повинуйтесь Его Пророку и тем из вас, кто стоит у власти над вами. И обращайтесь к Богу и Его Пророку всякий раз, когда между вами есть разногласие”. Обращаться к Богу означает читать его книгу; а обращаться к Пророку означает следовать всемирно принятым традициям.
Главный Судья.
Избери себе главным судьей того, кто самый лучший среди людей; того, кто не одержим внутригосударственными интересами, кто не может быть запуган; того, кто не допускает ошибок слишком часто; того, кто не сбивается с истинного пути слишком часто, когда находит его; того, кто не эгоистичен и не жаден; того, кто не принимает решений, не зная достоверных фактов; того, кто тщательно взвешивает каждое сомнение, и выносит четкий приговор после того, как учтет все стороны данного вопроса; того, кто не будет своенравным защитником аргументов; того, кто терпеливо исследует каждый новый факт и кто будет беспристрастен в своем решении, кто не падок на лесть; того, кто не упивается своим положением. Но не легко найти таких людей.
Как только ты выберешь нужного человека для работы, оплачивай его труд достаточно хорошо, чтобы он мог жить в комфорте и в соответствии со своим положением, достаточно, чтобы держать его выше искушений. Дай ему должность настолько высокую в суде, чтобы никто даже не мечтал её домогаться, и настолько высокую, чтобы ни клевета, ни интрига не могли коснуться его.
Подчиненные судебные чиновники.
Остерегайся! Следует быть предельно осторожным в выборе других чиновников судебной власти: ибо это тот высокий орган, к которому стремятся предприимчивые карьеристы в своих эгоистичных интересах. Утверждай их в должностях только после успешного ученичества и испытательного срока. Никогда не назначай людей на ответственные посты за их личные связи, ибо это может привести к несправедливости и коррупции.
Для более высоких постов выбирай людей опытных, твердых в вере и из хороших семей. Такие люди не будут падкими на искушения и будут исполнять свои обязанности, помня о благе других. Увеличь их жалованье, чтобы обеспечить им удовлетворенную жизнь. Удовлетворенное проживание помогает самоочищению. У них не будет стремления обложить налогом доход своих подчиненных ради собственного содержания. У них не будет оправдания ни действиям против твоих указаний, ни незаконному присвоению государственных средств. Пускай за ними следят, втайне от них, лояльные и честные люди. Возможно, они могут добиться истинной честности и истинной заботы об общественном благосостоянии. Но всякий раз, когда кто-либо из них обвинен в непорядочности, и его вина подтверждена сообщением твоей службы безопасности, тогда расценивай это как достаточное обоснование для обвинения. Накажи его телесно в отведенном для этого общественном месте.
Налоговая администрация.
Следует быть очень осторожным в сборе налогов, гарантируя процветание тех, кто оплачивают доход государства; ибо от их процветания зависит благосостояние других классов, в особенности широких масс. Действительно, государство существует от доходов. Ты должен расценивать надлежащее содержание пахотной земли более важным делом, чем сбор налогов, ибо налог не может быть собран, если земля будет непроизводительной. Тот, кто требует уплаты налога, не помогая землепашцу улучшать его землю, причиняет незаслуженное затруднение землепашцу и разрушает Государство. Правление такого человека длится недолго. Если крестьяне просят о сокращении налога на землю, так как перенесли или эпидемию, или засуху, или избыток дождей, или неплодородие почвы, или наводнение, повредившее их зерновые культуры, уменьши налог, чтобы их состояние могло улучшиться. Не возражай против потери дохода от этого, ибо вернется к тебе это во много крат во времена большего процветания земли и позволит улучшить состояние твоих городов и поднимет престиж твоего Государства. Ты будешь объектом всеобщей похвалы. Люди будут верить в твое чувство правосудия. Доверие, которое они будут испытывать к тебе впоследствии, докажет твою силу, поскольку они будут готовы разделить твои трудности.
Ты можешь селить на земле любое число людей, но недовольство овладеет ими, если плодородность земли не улучшится. Причина обнищания крестьян – правители, которые лихорадочно стремятся к накоплению богатства любой ценой из опасения, что их правление не будет длиться долго. Таковы люди, которые не учатся на примерах или прецедентах.
Канцелярия.
Следи за своей канцелярией и писцами, и выбери лучших из них для своей конфиденциальной переписки, тех из них, которые обладают высокими моральными качествами и целиком заслуживают твоего доверия, людей, которые не будут пользоваться своим привилегированным положением, чтобы пойти против тебя, и которые в составлении соглашений не поддадутся внешнему искушению повредить твоим интересам, или не смогут защитить тебя от неприятности, и которые в выполнении своих обязанностей смогут нести серьезную ответственность, поскольку тот, кто не несет ответственности за себя, едва ли может взять на себя ответственность за другого. Не выбирай людей для такой работы просто на основании своих первых впечатлений о привязанности к тебе или искренности его веры; ибо на самом деле, притворство многих, которые действительно лишены честности и хорошего воспитания, может обманывать даже мудрость правителей. Выбор должен осуществляться после надлежащего испытания – испытания на праведность. Непосредственно назначая людей на должности, позаботься о том, чтобы те, на которых пал твой выбор, обладали влиянием над людьми и имели честную репутацию; ибо такой выбор приятен и Богу, и правителю. У каждого отдела администрации должен быть руководитель, которого не пугала бы никакая тяжелая задача, и не раздражало бы никакое рабочее напряжение.
И помни, что любая слабость кого-либо из твоего учреждения и писцов, за которыми ты можешь недосмотреть, будет записана против тебя в твоем свитке дел.
Торговля и промышленность.
Прими полезные схемы для тех, которые занимаются торговлей и промышленностью и помогай им мудрыми советами. Некоторые из них живут в городах, а некоторые переезжают с места на место с товарами и инструментами и зарабатывают на проживание ручным трудом. Торговля и промышленность – источники прибыли государства. В то время, как широкая публика не склонна прилагать усилия, те, кто занимается этими профессиями, стараются собирать товары и здесь, и там, везут их с земель и из-за морей, и с гор и лесов, и, естественно, получают от этого выгоду.
Это та группа миролюбивых людей, от которой не нужно бояться беспокойств. Они любят мир и порядок; действительно, они неспособны к созданию беспорядка. Посети каждую часть страны и установи личный контакт с представителями этого класса, и спрашивай этих людей об условиях их труда. Но имей в виду, что многие из них весьма жадны и склонны к несправедливым сделкам. Они копят зерно и пытаются продать его по завышенной цене; и это наиболее вредно для народа. Если правитель не будет бороться против этого зла, на его имени будет лежать пятно. Не давай им заниматься накопительством; ибо Пророк Бога – мир ему – запретил это. И позаботься о том, чтобы было как можно легче вести торговлю, чтобы не было перевеса в чью-либо сторону и цены были установлены так, чтобы ни продавец, ни покупатель не нес потерю. И если, несмотря на твое предупреждение, кто-либо пойдет против твоих указаний и совершит преступление накопительства, сурово накажи его.
Бедные.
Остерегайся! Бойся Бога, когда имеешь дело с проблемой бедных, которые не имеют защитников, которые несчастны, бедны и беспомощны и очень ранимы – жертвы в разных ситуациях. Среди них есть такие, которые не подвергают сомнению свою судьбу в жизни и которые, несмотря на нищету, не начинают нищенствовать. Ради Бога, охраняй их права; ибо на тебе лежит ответственность за их защиту. Чтобы их поддержать, выдели часть государственных средств (Baitul-mal), где бы они не жили, близко ли, далеко ли. Права и тех, и других должны быть для тебя одинаковы. Не забывай об этом даже при самых срочных и важных делах; ибо никакое оправдание, каким бы оно ни было, не будет принято Богом. Не обращайся с их интересами так, будто они менее важны, нежели твой собственный, и всегда держи их в списке своих наиболее важных вопросов, и отмечай людей, которые относятся к ним неуважительно и держат тебя в неведении об условиях их жизни.
Выбери из числа своих чиновников людей кротких и богобоязненных, которые могут держать тебя должным образом осведомленным об условиях жизни бедных. Создавай такие условия для этих бедных людей, за которые тебе не придется оправдываться перед Богом в День Суда; ибо эти люди больше чем остальные заслуживают доброжелательного отношения. Ищи награду у Бога, давая каждому то, что он заслуживает, и сделай своей непосредственной священной обязанностью, удовлетворение потребностей пожилых, которые не имеют никаких средств к существованию, но не согласны просить подаяния. И именно исполнение этой обязанности больше всего докучает правителям, но очень приветствуется дальновидными нациями. Таковыми можно считать только общества и нации, которые верно выполняют свое соглашение с Богом, исполняя свой долг перед бедными.
Открытые встречи.
Периодически встречайся с угнетенными и рядовыми гражданами на открытых встречах и, осознавая божественное присутствие, веди разговор с ними по душам, и не позволяй ни одному из твоей охраны или чиновников или полиции или службы безопасности быть рядом с тобой, чтобы бедные могли говорить о своих обидах без страха и умалчивания. Ибо, как я слышал, Пророк Бога говорил, что “никакая нация или общество не займет высокое положение, если в ней сильный не выполняет свой долг перед слабым”. Сохраняй самообладание, каким бы грубым языком они не говорили, и не раздражайся, если они не могут четко выразить свои мысли, ибо, Бог откроет для тебя дверь Своих благословений и наград. Если ты можешь им что-то дать, не скупись, а если не можешь, – скажи им об этом как можно искренней.
Есть вещи, которые требуют быстрых действий. Принимай рекомендации чиновников, дабы успокоить недовольство конторского штата. Позаботься о том, чтобы прошения и заявления для твоего рассмотрения доставлялись твоему вниманию в тот же день, когда они получены, хотя многие из твоих чиновников попытаются вмешаться. Не откладывай работу на следующий день, ибо новый день приносит новые заботы.
Союз с Богом.
Не забудь выделять как можно больше времени для общения с Богом, несмотря на то, что каждый момент твоего времени –только для Него, если оно потрачено искренне на службу твоим людям. То время, которое ты отводишь на молитву в строго религиозном смысле, должно посвящаться выполнению предписанных ежедневных молитв. Читай молитвы и днем и ночью, и для того, чтобы достичь совершенства в общении с Богом насколько возможно, не затягивай молитвы настолько, чтобы они не стали для тебя утомительными. А когда ты читаешь проповедь, старайся не затягивать её настолько, чтобы не утомлять слушающих, не вызывать у них чувство отторжения и не уменьшить ее эффект. Ибо среди слушающих могут быть инвалиды или те, кто спешит по неотложным делам. Когда я спросил Пророка о том, как мне нужно вести молитву для этих людей, он сказал “веди свою молитву так же, как это делал бы самый слабый из вас; и показывай пример уважительного поведения к верующему”.
Нежелательность отчуждения.
Помимо того, что я сказал выше, помни еще об одном. Никогда в жизни не сторонись людей, ибо будешь неосведомленным об их делах. Это развивает неправильное понятие у правителя, и он перестает различать, что является важным, а что нет. Он перестает видеть разницу между правильным и неправильным, между правдой и неправдой. Ведь правитель тоже человек; и он не может дать правильную оценку чему-либо, что находится вне поля его зрения. У правды нет никакого отличительного признака, по которому ты смог бы различать все разновидности правды или лжи. Тебе придется быть либо справедливым, либо нет. Если ты справедлив, ты не будешь держаться далеко от людей, но будешь слушать их и удовлетворять их требования. С другой стороны, если ты несправедлив, люди сами будут сторониться тебя. Что хорошего в твоем отчуждении? В любом случае, не стоит сторониться людей, особенно если твой долг – проявить внимание к потребностям людей. Жалобы о притеснении твоими чиновниками или ходатайства о справедливости не должны быть для тебя надоедливыми.
Постарайся уяснить себе, что те, кто тебя окружает, будут стремиться использовать свое положение, чтобы домогаться собственности других и будут совершать несправедливые поступки. Подави это в них. Возьми себе за правило никогда не давать даже маленькую часть земли кому-либо из своих родственников. Это отвратит их от нанесения вреда интересам других и убережет тебя от осуждения и Богом и человеком.
Верши правосудие независимо от того, кого ты судишь, даже если он твой родственник. Если кто-либо из твоих родственников или компаньонов нарушает закон, отмерь наказание, предписанное в соответствии с законом, даже если это причинит тебе боль: ибо это на благо Государства. И если люди заподозрят, что ты был несправедлив к ним в любом отношении, раскрой свое сердце перед ними и избавь их от подозрения. Таким образом ты настроишься на волну правосудия, и люди начнут любить тебя. Это выполнит твое желание пользоваться их доверием.
Мир и соглашения.
Помни, что нельзя отбрасывать предложение о мире, которое делает твой враг. Принимай его, ибо этого хочет Бог. Мир – источник спокойствия армии; он уменьшает твоё беспокойство и является залогом порядка в Государстве. Но остерегайся! Будь настороже, когда подписывается мир; ибо некоторые враги предлагают условия мира, только чтобы усыпить твою бдительность и потом внезапно напасть на тебя снова. Поэтому ты должен быть предельно бдительным и не принимать на веру их заявления. Но, если согласно мирному договору ты принимаешь какие-либо обязательства, скрупулезно выполняй их. Это доверие, и им нужно дорожить; и всякий раз, когда ты что-нибудь обещаешь, всеми силами старайся сдержать слово, ибо какими бы разными не были мнения в иных вопросах, нет ничего столь же благородного как выполнение обещания. Это признано даже среди не-мусульман, поскольку они знают страшные последствия нарушения соглашений. Поэтому никогда не ищи оправдания, если не исполняешь обязательств, и никогда не нарушай обещаний; и не обманывай своих врагов. Ибо нарушение обещания – это действие против Бога.
Действительно, божественные обещания – благословение для всего человечества. Обещание Бога – это убежище, необходимое даже для самых сильных мира сего; ибо нет риска быть обманутым. Поэтому не делай никаких обещаний, которые тебе, вероятно, впоследствии придется забрать назад с оправданиями; и не делай того, чего обещал не делать; сдерживай обещание, как бы оно тебя не раздражало. Ибо гораздо лучше терпеливо ждать полезных результатов, чем нарушить свое слово из-за каких-либо предчувствий.
Остерегайся! Воздержись от пролития крови без достаточной причины. Нет ничего вреднее, чем это. Это приводит к крушению. Преднамеренно пролитая кровь сокращает жизнь государства. В День Суда это преступление, за которое каждый должен будет ответить в первую очередь. Так остерегайся! Не пытайся строить силу своего государства на крови; ибо это та кровь, которая, в конечном счете, ослабляет государство и передает его в другие руки. Передо мной и моим Богом нет никакого оправдания за преднамеренное убийство.
Убийство – это преступление, которое наказывается смертью. Если по какой-либо причине телесное наказание, осуществляемое государством за менее значительное преступление закончится смертью виновного, пускай престиж государства не воспрепятствует родственникам убитого получить за него выкуп.
Последние наставления.
Не спеши ничего делать, если не пришло время, но и не откладывай, если пришла пора. Не настаивай на совершении неправильного поступка, но если он совершен, обязательно его исправь. Делай все в свое время, и пускай все занимает надлежащее ему место. Когда народ принимает какое-либо решение, не навязывай ему собственное мнение, и не забывай исполнять свои обязанности, которые возлагаются на тебя впоследствии. Ибо глаза людей будут следить за тобой, и ты будешь отвечать перед ними за каждый свой поступок. Малейшее нарушение обязанностей принесет возмездие. Сдерживай свой гнев и следи за своими руками и языком. Что бы с тобой не случилось, сдерживай себя, иначе ты просто добавишь себе хлопот.
Очень важно, чтобы ты тщательно изучил принципы, которые вдохновляли справедливых и хороших правителей до тебя. Хорошо подумай о примере твоего Пророка, мир ему, его традициях, и заповедях Книги Бога, и о том, что ты мог бы взять из того, как вел дела я. Старайся, как только можешь, выполнить инструкции, которые я даю тебе здесь и которым ты торжественно взял на себя обязательство следовать. Этим приказом я повелеваю тебе не поддаваться побуждениям своего собственного сердца, или же отказаться от исполнения возложенных на тебя обязанностей.
Я ищу защиты в силе Всемогущего и Его безграничной сфере благословений, и приглашаю тебя молиться со мной, чтобы Он благоволил к нам обоим, и чтобы позволил нам оправдать Его доверие и доверие Его творений; чтобы человечество лелеяло память о нас и наши усилия не были тщетными. Я ищу Бога и Его благословения и молюсь о том, чтобы он дал тебе и мне Его милость и честь страдать в Его имя. Действительно, мы должны возвратиться к Нему. Я призываю Его благословение на Пророка Бога и его потомков.