СБОРНИК АДАТОВ, СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕЖДУ ЖИТЕЛЯМИ АНДИЙСКОГО ОКРУГА
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
В Андийском наибстве
1. За всякое убийство виновный подвергается кровному мщению, только если оно совершено нечаянно, все общество принимает участие в примирении противников.
Виновный не изгоняется из деревни. Желание остаться в ней зависит только от него. Родственники убитого в течение трех дней нападают на имущество убийцы и все разрушают. По истечении 3-х дней грабеж прекращается, и родственники убитого принимали в знак соединения быка, или 10 руб. и чадры на саван или 2 руб. С того времени один убийца оставался кровником.
После разрушения дома убийцы, семья его не имела права строить новый, не спросив позволения у родственников убитого. Срок для кровного мщения не установлен, а определяется семьей убитого.
По совершении поранения виновный подвергается следующему взысканию: он должен скрываться в своем доме до тех пор, пока раненый не получит обличения, иначе его родственники имеют, в свою очередь, право ранить его, но не убить, иначе они подвергаются взысканию за убийство.
2. В течение болезни раненого тот человек, который его поранил, обязан обеспечивать его и нанять за свой счет лекаря.
3. Виновный платит 5 руб. в пользу общества.
4. По выздоровлении раненого родственники виновного отправляют ему 1 барана и три меры хлеба и принимают в своем доме раненого с 12-ю родственниками.
Все эти взыскания за ранения, не принесшие увечья.
Если случится, что от раны произойдет увечье, то общество назначает взыскание в пользу раненого, сообразное со степенью увечья.
За драку без оружия в пользу общества с виновных взыскивается по 5 руб.
Если кто-либо будет иметь преступные отношения с женщиной, и она забеременеет, то виновный должен жениться на ней. Если виновный, на которого заявила женщина, будет отказываться, то решение выносят почетные люди. Человек, отказавшийся жениться, будучи виновным, считается кровником.
В случае если муж застанет свою жену, а брат – сестру с посторонним мужчиной в сношении или в тайном объяснении, то они имеют право убить их обоих без всякого наказания. Если же он убьет мужчину, а родственницу оставит, то отвечает за убийство, как указано выше.
Если какой-либо мужчина из вражды или страстных побуждений снимет с девушки или вдовы платок, или затащит ее в дом, то обязан на ней жениться, заплатив 40 руб., или пахать поле той стоимости в пользу обиженной. Если женщина не изъявила желания выйти замуж, то она и родные ничего не получают, но имеют право оскорбить родственницу обидчика. За всякое прикосновение к женщине: штраф 10 руб. в пользу деревни.
Дела по воровству подлежат следующему разбирательству:
Если кто украдет у другого лошадь или другое животное, то платят штраф в пользу общества – 15 руб. (лошадь), 10 руб. (бык), корова – 7 руб., баран – 5 руб. и взыскание в пользу хозяина: двойная стоимость украденного.
Стоимость определяется хозяином с утверждением своего показания присягою. Если подозреваемый отказывается, то существуют 2 способа: или подозреваемый принимает присягу хозяину; или хозяин должен назначить 2-х человек, которые или оправдают, или обвинят виновного.
Если подозреваемый просит хозяина подтвердить свое подозрение присягою, а он не присягает, то дается только присяга подозреваемому в том, что он невинен. В случае принятия ее, он освобождается. Если 10 человек сговорились между собой и украли 1 барана, то по уличении их в воровстве с каждого взыскивается по 1 барану в пользу хозяина и по 2 – в штраф.
Кто зайдет в чужой двор ночью или днем что-либо украсть или с другой целью дурного замысла, с того взыскивается один бык в пользу хозяина дома.
Человек, обвиняемый в воровстве, не имеет права отправлять вместо себя доверенного в суд для разбирательства его дела, хотя бы он был глуп.
Вор должен расплатиться с хозяином украденного деньгами, товаром или каким-либо движимым имуществом.
Если кто из лесу увезет уже срубленное чужое бревно, то выплачивается полная стоимость дерева и 1 руб. – штраф в пользу деревни.
Если кто на чужой лошади без разрешения выедет за территорию наибства, то с него хозяину – 5 руб., а если уедет в чужие пределы – 10 руб.
За работу чужими волами – 2 руб. в пользу хозяина.
Если лицо не имеет денег для штрафа, то отдает какую-либо вещь, как залог. Если денег не собрано, то по истечении времени залога, вещь продается.
Кто не идет в пятницу в мечеть на общественную молитву без особых причин, штраф в пользу деревни – 1 руб.
Тиндальское общество
За убийство виновный подвергается следующему:
1. Изгнание из селения и кровное мщение.
2. Разорение всего имущества, ему принадлежащего.
3. Изгнание семейства убийцы из селения на 3 месяца.
4. По возвращении семейство убийцы в знак примирения отдает 180 руб. или 60 коров семейству убитого.
5. Если родственники убитого согласны примириться с убийцей, то последнему разрешается войти в селение и заплатить еще 180 руб. Разоренное имущество не вознаграждается.
За ранение виновный платит штраф обществу: 1 быка, овцу и 1 руб. Содержит больного и лекаря во все время болезни. Раненому выплачивается сумма по постановлению старейшин в зависимости от вида раны и того, в какой части тела она нанесена.
Если в драке кто-либо будет ранен или убит, а виновный не выявлен, то обвиняют того, на кого укажут родственники убитого (раненого).
За обнажение оружия без нанесения удара – штраф 3 руб. в пользу общества. За удар тургака взыскивается 1 руб. в пользу общества.
Кто прикоснется к девушке или вдове, в пользу общества: 1 бык или 7 баранов и в пользу родственников той женщины – 12 баранов.
Если женщина замужняя, то обществу: 1 бык или 7 баранов и 180 руб. – в пользу ее родственников (60 коров). Если обвиняемый не признается, то 12 человек из его родственников должны под присягой очистить его, но если хоть один откажется присягать, то его обвиняют и поступают, как указано выше.
Замужняя женщина, которую застали с посторонним мужчиной, должна быть убита вместе с ним. Если их не убили, то мужчина становится кровником и обществу – 1 быка, с женщины взыскивается корова, и она преследуется ее же ближайшими родными.
С человека, уличенного в воровстве, взыскивается в 6 раз над стоимостью украденного в пользу хозяина и 7 руб. – обществу.
Все указанные выше правила, указанные выше, одинаковы во всех деревнях Тиндальского общества.
В Хваршиском обществе
За убийство:
1. Изгнание и кровное мщение.
2. Разорение имущества.
3. Удаление семейства на 3 месяца, по прошествии которых родственники убийцы возвращаются и должны угостить родственников убитого, последние, в свою очередь должны простить их.
4. Если родственники убитого согласны на мировую, убийца должен выплатить им стоимость 150 баранов.
Штраф в пользу общества не взыскивается. Если в драке будет кто-либо убит, а убийца не определен, то родственники убитого сами назначают виновного.
За ранение:
1. Виновный предоставляет свои услуги раненому и снабжает его и лекаря продуктами и необходимыми материалами.
2. Штраф в пользу общества: 7 овец.
3. Раненому – 8 годовалых барашков и столько же лекарю, если рана до костей. Если нет, то по 3 барашка.
4. Если рана глубокая и опасная или в голову, то раненому – половинная плата за кровь.
Если два дерутся без оружия, то в пользу общества: с одного – овца, а с другого – мера муки. Если кто ввяжется, то с того – годовалого животного или стоимость его.
Кто ударит женщину, с того обществу взыскивается 3 овцы или их стоимость. Кто в драке обнажит кинжал или другое оружие, обществу платит 2 овцы, а если нанесен удар, то 7 овец.
Если кто ударит тургака, то с того в пользу общества полагается 4 овцы.
За прикосновение к незамужней женщине: обществу – 7 овец, и родственникам – 12 овец. Если женщина замужняя, то обществу – 1 бык, а родственникам – 90 овец.
Если женщина говорит, что забеременела от отношений с таким-то, то после дознания, если он виновен, 50 руб. платится обществу и 50 – родственникам женщины, если нет – то избавляется от всякого взыскания.
За всякое воровство вор платит 1 быка обществу и 6 стоимостей украденного – хозяину. Если вора не поймали, то назначается 12 человек для очищения обвиняемого. Если они его не очистят, то он платит хозяину только 1 стоимость украденного, а обществу – ничего. Если кто-либо из коренных жителей какого-либо селения подстрекает к воровству раба и раб вместе с подстрекателем или сам что-либо украдет, то обвиняют подстрекателя.
Кто в пятницу не явится в мечеть, с того взыскивается 1 бык.
В Гумбетовском наибстве
За убийство виновный изгоняется на неопределенный срок. 3 дня разоряется все имущество убийцы. Через 3 дня для примирения его родственники дают родственникам убитого 1 быка, 10 мер хлеба, материи для савана и угощают как можно большее их количество.
Если в чьем-либо доме будет найден убитый и его родственники обвиняют кого-либо, то назначается 50 человек. Если кто-то из них не примет присягу, то с подозреваемым поступают как с убийцей.
За убийство штраф не взыскивается.
За ранение с причинением большого вреда виновный платит 1 корову лекарю, 3 руб. – обществу и 1 корову – раненому, а также снабжает раненого всем необходимым. После выздоровления виновный приглашает раненого им и 12 человек родственников его к себе в дом на угощение.
Если рана не причинит особых повреждений, то по 2 овцы: раненому и лекарю, а если рана совсем легкая, то по 1 барану.
Если рана лишает руки или ноги, то с виновного: 120 рублей. Если выбит один зуб, и он еще крепкий – то 6 руб. или корову. За глаз – 40 руб.
Если убийство совершил раб, то его не берут в кровники, т.к. иметь дело с рабами – низко и предосудительно.
Если кто в драке обнажит кинжал или возьмет палку (камень), то с него штраф – 3 руб.
Если кто выйдет во двор другого и станет наносить оскорбления, то с него 1 руб. в пользу хозяина и угостить 6 человек из родни обиженного.
Если кто украдет чужую лошадь, то с него взыскивается вдвойне и 1 руб. в пользу деревни.
Если вор отказывается от совершенного преступления, то назначаются 9 человек для присяги. Число людей не зависит от количества украденного. Если 10 человек украли 1 барана, то с каждого по два барана.
За воровство любого животного в пользу деревни взыскивается 1 руб.
Если кто украдет что-либо из мечети, или мельницы, или кузницы, то взыскивается двойная плата украденной вещи и 10 руб. штрафу в пользу деревни.
Если кто в стаде отрежет хвост или ухо животному, то с виновного взыскивается целое животное и 1 руб. штрафа.
Если виновный не сознается, то назначается 9 человек.
За ослушание и неповиновение властям взыскивается штраф 1 руб.
Нечаянное убийство приравнивается к умышленному, если родственники убитого не простят виновного.
В селениях Технунцальского наибства действуют те же законы, что и в Гумбетовском наибстве, но еще есть и следующие различия:
Кто преждевременно станет есть виноград, с того штраф 2 руб.
За связь с женщиной виновный отвечает, как и за убийство, только ее родственником и мужу не полагаются бык и саван.
В селениях Ансалты и Шанрада такие же обычаи, как описаны выше. Только за прикосновение к женщине в порыве страсти, то он подвергается изгнанию из деревни сроком на один год и все это время также подвергается кровному мщению. С крыши его дома вынимают 7 бревен и 10 руб. штраф. По истечении года он платит мужу 60 руб., а тот должен простить его и примириться с ним.
Заявлению девицы о бесчестии доверяют без всяких разбирательств. С виновного: 20 руб. – девице, 10 – деревне и дитя отдается ему на воспитание. Если он женится на ней, то платит только 10 руб. штрафа.
В селениях Годобери и Зибухами
В общем, ситуация сходна, но есть свои особенности. Если убийца неизвестен, то назначаются для присяги 60 человек из лучших людей селения, но не родственников истца или ответчика.
За ранение при этих условиях назначаются 30 человек. Если хоть один из них в обоих случаях не принял присяги, то обвиняемый считается виновным. Если кто застанет кого-либо на воровстве, то имеет право убить вора.
Если собака укусит, кого и оттого произойдет рана, то хозяин подвергается наказанию, как за ранение.
За ударение тургака – штраф 1 корова.
За бесчестие женщины наказание определяется как убийце.
Если кто зайдет на чужой двор и будет вызывать хозяина на брань, то с того в пользу хозяина дома 1 годовалый бычок.
В селении Конхидиум
За убийство виновный подвергается, как и в других обществах. Разорению в течение 3-х дней, изгнанию и кровному мщению, а также родственники убийцы через 3 дня должны дать родственникам убитого быка и материи на саван.
В случае убийства тайного назначается 15 человек из фамилии убийцы по отцу и далее как в других обществах. За убийство с виновного взимается штраф 100 барашков или стоимость их в пользу Аварских ханов.
При ранении поступают, как и в других селениях Технунцала с той разницей, что для выявления тайного преступника назначается 3 человека из его фамилии по отцу. Штрафа взыскивают в пользу общества – 3 руб.
Кто в споре станет порицать отца, сестру или жену другого в дурном поведении или говорит угрозы, тот платит штраф – 3 руб.
За прикосновение к женщине виновный должен тотчас же пригласить всех ее родных к себе в дом, угостить как можно лучше, а также сделать для нее весь новый наряд, кроме того, он платит 3 руб. штрафа.
За воровство берется двойная стоимость – хозяину и 3 руб. в пользу общества.
Для очищения подозреваемого назначаются люди в числе, соответствующему украденному. Например, за вола – 15 человек, за корову – 5 и т.п.
За преждевременное потребление винограду – штраф 1 корова.
За ослушание против турчаков, которые передают приказания джамаата и старшины виновный наказывается арестом с посадкой в яму и штраф по назначению старшины.
В селениях Муни и Ортоколо
За убийство: как и в других селениях.
За ранение: как и в других селениях и должен виновный скрываться от родственников раненого до его выздоровления. Штраф – годовалый бычок.
За связь с посторонней женщиной (замужней или незамужней) или за прикосновение к ней виновный подвергается такому же мщению как за убийство. В штраф как от мужчины, так и от женщины взыскивается по одной корове или по 5 рублей.
Если женщина говорит, что такой-то человек обидел ее, то обвиненный признается без всякого разбирательства, если между ними не было никакой вражды. С виновным поступают, как указано выше.
Кто зайдет на чужой двор своровать что-либо или с другой целью, или ударит хозяина, на того налагается штраф – 1 бычок.
За обнажение кинжала – с виновного 3 меры хлеба, а за драку без оружия – по 1 мере.
За преждевременное употребление винограда или если виноградные косточки будут найдены у кого-то во дворе, штраф – 1 корова.
Кто ударит тургака – с того штраф 5 руб.
За воровство с виновного взыскивается две стоимости украденного и штраф – 1 бык.
Если обвиняемый не сознается, то ему назначается присяга с 1 человеком, которого выбирает обиженный. Количество этих людей хозяин может изменять только с согласия общества, и если общество против, то так и остается 1 человек для присяги.
Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.
Адаты Андийского округа
Автор admin, Май 6th, 2010