Чеченская общественная история

ЧЕЧЕНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
1. ЧЕЧЕНСКОЕ ГОРСКОЕ РОДОВОЕ ОБЩЕСТВО.
Элементы территории и народа.
Чечня делится на две части: равнинная или Малая Чечня и (Притеречная и Надтеречная) и горная или Большая (Шары-Аргун и Ичкерия, “нохчи мохк” – земля нохчей). Также входила и Салатавия, вниз по Тереку (чеченцы из тукхума Аккьхий). Исторически чеченцы включали три народа: бацби, чеченцы-кистинцы Ахметовского района Грузии, аккьхи, чеченцы-аккинцы Ауха Дагестана и нохчи, чеченцы Чечни.
Структура чеченского горского родового общества.
Чеченское общество можно структурировать по следующим признакам: этносоциальному, этноконфессиональному и этнотерриториальному.
Этносоциальная структура чеченского общества большинством исследователей представляется следующим образом (от частного к общему): дойзал (моногамная семья) – нек’и (родовая община) – ц’а (союз родовых общин) – тейп (род) – тукхум (союз тейпов) – к’ам (нация).
Этноконфессиональная структура может быть представлена следующим образом (от частного к общему): сельская умма (мюриды) одного вирда во главе с муллой – вирд во главе с устазом – тарикат (содружество нескольких вирдов во главе с шейхом) – суфийское сообщество тарикатов – единая мусульманская умма.
Этнотерриториальная структура чеченского общества выглядит следующим образом (от частного к общему): куп (община) – сектор (союз нескольких купов) – сельская община (в границах села) – районная община (в границах административных районов) – республиканская община (все граждане, населяющие Чеченскую Республику).
Особенности чеченского горского родового общества.
Особенности чеченского горского родового общества:
• Жесткое разделение по родовой принадлежности, которое пронизывало всю общественную жизнь чеченца.
• Советы старейшин возглавляют власть на каждом уровне управления и эти Советы в принципе не носят наследственного характера.
• Большая роль адата, выступающего основой правовой системы вайнахов и шариат в данном случае допускался только по согласию обеих конфликтующих сторон.
• Укрепление религиозных и общинных структур по все возрастающей в ущерб публичным общественным иститутам.
• Любая общественная власть вырастает из родового общества и подчиняется ему и существует только в той мере, в какой в обществе достигнуто согласие по данному поводу.
О понятиях.
Как соотносятся между собой понятия чеченское горское родовое общество, традиционное общество.
Традиционное общество есть общество, сохранившее свою структуру и мировоззрение как элемент экологической среды обитания. Традиционное общество делится по среде обитания на горское, пустынное, пойменное. Пойменное обладает наибольшей мобильностью к развитию институтов государственности в силу накопления материальных средств. Пустынное наименьшей.
Чеченское горское родовое общество есть тип родового общества, возникший в определенных жестоких условиях выживания в горах Кавказа, основанное на моральное кодексе «нохчалла», огромной роли общины, приоритете личной свободы чеченца перед общественными обязательствами и обладающее крайне устойчивостью.
Родовая структура чеченского горского родового общества.
Тукхум.
Тукхум есть военно-политический союз группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую организацию для решения совместных задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум был территориальным и диалектологическим единством. В Чечне 19 века 7 тукхумов. В настоящее время их нет. Тукхум ни в коем случае нельзя считать племенем, хотя данное пониманрие удачно бы вписалось в процесс этнического развития чеченского народа. Тукхум именно союз группы тейпов, но никак не является единицей этнического единства. Хотя при этом надо заметить, что у тукхума Аккьхий (сейчас чеченцы-аккинцы) сохранился свой диалект чеченского языка.
Тейп.
Тейп есть патриархальная, экзогамная группа людей, происходящих от одного общего предка. В Чечне 19 века 135 тейпов, из которых 35% имеют нечеченское кровное происхождение. Горных тейпов всего 100-110, равнинных – 60-70 в настоящее время. Принципы организации тейпа соответствуют общепринятым:
1. Единство и незыблимость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
2. Право на общинное землевладение.
3. Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
4. Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
5. Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
6. В случае смерти члена тейпа – объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от уачстия в увеселениях.
7. Тейпом руководил тайпанан хьалханча – предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
8. Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
9. Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
10. Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
11. Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать свое мнение.
12. Все члены Совета старейшин имели равные права.
13. Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
14. Бесправное положение женщины при решении праовых вопросов.
15. Право на усыновление посторонних людей –принятие в состав данного тейпа.
16. Переход имущества умершего к членам тейпа.
17. Каждый тейп имел свое определенное имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
18. Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
19. Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
20. Тейп имел свое божество с определенным образом религиозного культа.
21. Тейп открываал праздники, связанные с культом своего божества.
22. Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
23. Тейповое гостеприимство.
2. ПУБЛИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ ЧЕЧЕНСКОГО ГОРСКОГО РОДОВОГО ОБЩЕСТВА.
Духовная организация власти.
Духовный совет страны.
Духовный совет страны составлялся из глав имамов тукхумов. Он выражал духовную организацию власти. Данный совет составлялся как бы автоматически по должности духовного лица и не нуждался в чьем-либо одобрении. Его решения по духовным вопросам были исключительны. Неофициально он одобрял все законы с точки зрения их древним законам вайнахов. Шариат касался только суда и религиозных моментов.
Имам тукхума.
Имам тукхума выбирался на Совете старейшин тукхума. Должность эта предполагала известную образованность, обязательно мусульманское вероисповедание, принадлежность этническую к вайнахам. Должность эта занималась на неопределенный срок. Имам выступал духовным главой тукхума. По духовным вопросам его слово было последнее.
Кади тукхума.
Кади тукхума назначался имамом тукхума. Обязательно естественно мусульманское вероисповедание. Этническая принадлежность была несущественна, могли быть и арабы. Кади разбирал дела по шариату с согласия обеих сторон, то есть шариат допускался только по выбору обеих сторон. Но так как подобные случаи были редки, то кади тейпа не было, а был только кади тукхума.
Имам тейпа.
Имам тейпа выбирался Советом старейшин тейпа. Должность эта занималась на неопределенный период и предполагала специальную образованность. Имам тейпа был высшим духовным лицом в тейпе.
Гражданская организация власти.
Совет страны.
Совет страны был именно верховным органом, уполномоченным принимать исключительные решения. По вопросам войны и мира и отношений между тукхумами вообще никто не мог принять решения от имени вайнахов, кроме Совета страны. В Совет страны входил Совет тукхумов, Главнокомандующий, Глава страны, Глава правительства страны, члены Высшего суда, Духовный совет и Военный совет. Решения принимались большинством голосов и были обязательны для исполнения. Право заключения договоров было только у Совета страны.
Совет тукхумов страны.
Совет тукхумов страны был высшим представительным органом вайнахского народа. В него входили по несколько представителей от каждого тукхума. Представители эти выбирались на Советах старейшин тукхумов. Число представителей могло варьироваться в зависимости от могущества тукхума. Совет тукхумов мог принять решение по любому вопросу, кроме исключительной компетенции Совета страны.
Глава страны.
Глава страны мог быть избран только на Совете страны. Он представлял весь вайнахский народ в переговорах. Избирался он чаще на неопределенный срок, но мог быть избран и на 5 лет с возможностью переизбрания. Главой страны мог быть избран только чеченец и только мусульманин, обычно также старше 30 лет и в добром уме. Глава страны принимал решения по вопросам повседневной жизнедеятельности вайнахского народа.
Глава правительства страны.
Глава правительства страны избирался только на Совете страны и перед ним нес ответственность. Он мог быть смещен только по решению Совета страны. Глава правительства страны руководил исполнительным аппаратом страны. Глава правительства страны целиком и полностью формировал правительство и распускал его.
Правительство страны.
Правительство страны был коллегиальным исполнительным органом. Оно полностью формировалось главой правительства страны. Только главе правительства страны оно было подотчетно. Глава правительства страны мог сместить любого помощника и любое должностное исполнительное лицо.
Предводитель тукхума.
Тукхум возглавлял официальный глава, называвшийся предводитель тукхума. Он избирался только на Совете старейшин тукхума и больше нигде. Должность эту присвоить было нельзя. Наследственность исключалась, только выборность. Должность занималась на неопределенный срок. Только Совет старейшин тукхума мог отстранить главу тукхума. Предводитель тукхума представлял весь тукхум.
Совет старейшин тукхума.
Совет старейшин тукхума был высшим представительным органом самоуправления делами тукхума. В него входили только старейшины тейпов. Порядок избрания в него варьировался. Многое определяло влияние тейпа и его престижность среди других тейпов. Совет старейшин тукхума решал все вопросы жизнедеятельности тукхума.
Предводитель тейпа.
Предводитель тейпа возглавлял чеченский род или тейп. Он мог быть выбран только на Совете старейшин тейпа. Главой тейпа мог быть только вайнах по крови и мусульманин. Избирались на неопределенный срок, но наследственность исключалась. Во внимание принимались только заслуги и доблести.
Совет старейшин тейпа.
Совет старейшин тейпа выбирался на сходах селений тейпа. Как следует из названия в него входили столько старейшины. Ими могли быть члены тейпа по усыновлению и присяге, необязательно по крови.
Судебная система.
Высший суд страны.
Высший суд страны составлялся из глав судов тукхумов. Должность занималась как бы автоматически. Суд шел по древним законам адата и только по нему. Решения принимались большинством голосов. Дела рассматривались особой сложности и по поручению Совета страны. Решения Высшего суда страны были окончательны и немедленно исполнялись.
Суд тукхума.
Суд тукхума составлялся из наиболее авторитетных старейшин тукхумов по правовым вопросам. Состав его утверждался на Совете старейшин тукхума. Должность занималась на неопределенный срок. Дела были повышенной сложности и в качестве второй инстанции.
Суд старейшин.
Суд старейшин тейпа был первичным низшим судом адата. Суд старейшин формировался старейшинами селения и проходил по древним законам адата. Решения были обязательны для исполнения.
Военная организация власти.
Главнокомандующий страны.
Главнокомандующий избирался только на Совете страны на время ведения войны. Ответственность он нес только перед Советом страны, хотя глава страны мог потребовать объяснения и отчета. Главнокомандующим мог быть только мусульманин и вайнах. Главнокомандующий мог принять любые решения по военным вопросам по своему усмотрению, за исключением только тех, которые мог пересмотреть Военный совет страны.
Военный совет страны.
Военный совет страны формировался из военных предводителей тукхумов, то есть как бы автоматически на период ведения войны. Если главнокомандующим мог быть только вайнах, то в Военный совет могли входить и не чеченцы. Военный совет обладал исключительным правом принимать решения по любым вопросам. Обычно главнокомандующим стремился добиться единства мнений и поддержки Военного совета страны.
Военный предводитель тукхума.
Военный предводитель тукхума выбирался на Совете старейшин тукхума. Им мог быть не чеченец и даже не мусульманин. Главным было наличие военных доблестей и военного опыта. Военный предводитель тукхума командовал гвардией тукхума, то есть конницей и ополчением тейпов.
Военный предводитель тейпа.
Военный предводитель тейпа выбирался на Совете старейшин тейпа. Должность эта была постоянной. Военный предводитель тейпа мог быть не чеченцем и не мусульманином, главным было наличие военных доблестей.
3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЧЕНСКИХ ГОСУДАРСТВ.
1. Генезис истории чеченских государств:
Исторически чеченские государства существовали на четырех областях Чечни, развитие которых существенно различается:
1. Чеченцы акинцы – область Ауха, самое крупное государственное образование здесь было Окоцкое владение, зависимое от кумыков и рано вошедшее в орбиту российского влияния.
2. Плоскостная Чечня – на плоскости чеченцы селились с 8-9 веков, в 12 веке возникает независимое исламское Эмиратство Сим-Сим, уничтоженное Тимуром. После этого появляются гребенские казаки и чеченцы возвращаются сюда только в 70-е годы 20 века, в настоящее время Терское казачье войско является больше мифом и это полностью территория, заселенная чеченцами.
3. Западная Чечня – в 8 веке возникает христианское Царство дзурдзуков как вассал Грузии, уничтожено монголами, затем возвращение к язычеству и с 16 веке усиленная исламизация, в том числе и среди ингушей.
4. Восточная Чечня – ядро «нохчи мохк», земли нохчей. Здесь чеченское родовое общество не зало до шамиля никаких государственных форм, сохраняясь в чисто виде. Необходимо отметить, что 5 тукхумов это области чеченцев обрели свою единую языческую религию к 17 веку, до этого у каждого тукхума были свои божества.
Таким образом, к 18 веку, плоскость была заселена гребенскими казаками, Западная Чечня была определенно исламской, но сохраняла родовые черты, собственно восточная Чечня была родовым обществом с языческой религий и наконец, Аух был вассальным владением России.
2. Чеченская демократическая революция.
Антифеодальная средневековая революция у чеченцев протекала достаточно долго и в основном в Восточной Чечне, такие революции известны многим народам Кавказа. Смысл в коренной ломке феодальных отношений, когда дворяне лишались всех средневековых сословных привилегий, приравняясь в своих правах и обязанностях ко всем остальным. Однако это не означало полной экспрориации имущества, а лишь уравнивание его в правовом режиме с имуществом общины. Община снова становилась центральным местом общественной жизни чеченца, а не взаимоотношения с дворянством. Вместо дворян появилось понятие мужчины-воина, чести воина как выдающихся представителей народа, защищающих его. У чеченцев эта революция произошла в 15 веке, после того как процесс значительно был усилен в эпоху после нашествия монголов Мункэ в 1236 году на Кавказ, а сдетонирована ситуация была нашествием Тимура в конце 14 века, когда чеченцы были поставлены в условия выживания. Демократическая революция у чеченцев была самой последовательной среди кавказских народов и привела к тму. что понятие чеченское дворянство стерлось из памяти народа, что однако не означат, что его не было. В результате никаких следов чеченских князей не осталось, а князья с 16 века были по происхождению кумыкскими в равнинной Чечне. Не осталось также и следов Чеченского дворянского кодекса чести, но исходя из общей эволюции кавказских народов, нельзя сомневаться в том, что он был.
3. Царство Дзурдзуков.
Дзурдзукети(я) или Царство дзурдзуков – христианское царство западных чеченцев и ингушей. Оно образовалось в 9 веке нашей эры и просуществовало до середины 13 века, когда было полностью уничтожено монголами Мункэ. Царство это было христианским: если осетины принадлежали к византийской православной церкви, то друзрдзуки к грузинской.
Православная церковь дзурдзуков были ли автономной неизвестно, но наличие тесных связей с грузинским православием налицо. Цари дзурдзуков очень активно участвовали во внешней политике Грузии, часто ее поддерживая. Отряды дзурдзуков неоднократно участвовали в войнах Грузии. Дзурдзукети в принципе средневековое грузинское название вайнахов, но вайнахов именно христианских, а не всех. Языческих вайнахов, впоследствии ставших ядром ислама в Восточной Чечне, изначально называли нохчи, а грузины позднее после исчезновения дзурдзуков – кистинцами.
Дзурдзукети занимало территорию грузинской Тушетии (современное расселение цова-тущинов, грузинских племен горцев Восточной Грузии), горной Ингушетии и горной Западной Чечни. От блестящей культуры дзурдзуков практически ничего не осталось и процесс христианизации вайнахских народов был прерван, никогда больше не возобновившись.
Истрия показывает, что монголы Мункэ в 1236-1240 годах, нанося удар с Юга по половцам (кумыкам) (Бату с Севера через Русь – союзников половцев) уничтожил христианскую Дзурдзукетию, одновременно вызвав к жизни процесс образование небольших мусульманских государству у вайнахов по Тереку, на плоскости, из которых известно Эмиратство Сим-Сим и Окоцкое владение (Шихов улус).
4. Эмиратство Сим-Сим.
Эмиратство Сим-Сим является очаговым государственным опытом вайнахов на равнинной Чечне, образовалось оно в начале 14 века и просуществовало до конца 14 века до опустошительного вторжения на Кавказ Тимура, будучи зависимым от Орды, точнее от кумыков. Известно очень мало, разве только что название и еще некоторые сведения, ничего не сохранилось, неизвестны даже имена правителей, границы, герб, летописи. Достоверно известен исламский характер этого небольшого государственного образования наряду с уцелевшим государственным образованием Ауха (Шихов услус). Однако сам факт названия эмиратство указывает, что возможно это независимое образование возникло значительно раньше 14 века, название улус нам неизвестно, а именно оно указывает на зависимость от кумыков.
5. Окоцкое владение.
Аккинцы, являются одним из народов вайнахов со своим языком и проживают на севере Дагестана. Аух («Окох») имел свою княжескую династию кумыкского происхождения, завязавшую во 2-й пол. XVI в. оживленные связи с Московским Государством. В 80-х гг. XVI в. Ших-Мурза Окоцкий стал одним из самых влиятельных союзников Руси на Кавказе. Он отправлял послов в Москву и получал жалованные грамоты и богатые дары. Его влияние распространялось не только на Аух, но и на равнинные земли Чечни и части Северного Дагестана (Шихов улус, Шихов-юрт). Название Шихов-улус ясно указывает на связь Окоцкого владения с кумыкскими князьями и владетелями.
В 1596 г. он был убит в войне с феодальными соперниками и ему унаследовал Ботай-мурза, признавший себя вассалом кумыкского правителя Салтан-Магмута Эндерейского. Все последующие князья Ауха были также кумыкского происхождения, как и на плоскостной Чечне.
В русскую крепость — Терский город (Терки) бежало после смерти Ших-Мурзы 160 семейств окочан, выезды из «Окох» в Терки аккинских мурз (Кохостровы, Бийтемировы), узденей и рядовых крестьян продолжались и в нач. XVII в. Здесь возникла крупная Окоцкая слобода, жители которой были отданы под управление кабардинского служилого князя Сунчалея Черкасского. Окочане служили своеобразным дипломатическим воинством Русского царства на Кавказе, выполняя самые разнообразные поручения и занимаясь, наряду со службой, земледелием и торговлей.
6. Кавказский имамат.

Имамат является исламским государством, в котором лидером является религиозный духовный руководитель имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможен его глобальный характер как у халифата.
Северо-Кавказский имамат (Имамат Шамиля) — исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829—1859 гг. Завоевано и поглощено Российской Империей. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834—1859).
Шамилю удалось сплотить полиэтничный регион и сформировать стройную централизованную систему управления. Территория была разделена на административные единицы – наибства, число и размер которых менялись в зависимости от военно-политической обстановки. Более или менее постоянными были 20, иногда их число доходило до 50. Некоторое время их объединяли в 4 губернии (округа) во главе с мудирами. Наибства делились на участки под управлением мазунов, которые занимались военными сборами и заготовкой провианта. Судебные и административные функции выполняли кадии, муфтии, алимы. Низшей единицей административного деления являлся аул, в котором сохранялась выборная система управления, однако старшины стали утверждаться имамом по представлению наибов.
Глава государства – имам-уль-Аззам (великий имам), «отец страны и шашки» являлся духовным, военным и светским вождем, имел огромный авторитет и решающий голос, однако его власть нельзя считать неограниченной. Примерно с 1841 года ежедневно, кроме пятницы, при нем заседал Диван-ханэ (высший совет) и рассматривал административные, военные, хозяйственные, судебные дела, заслушивал доклады наибов. Периодически созывались съезды наибов и алимов для обсуждения важнейших государственных проблем (1841,1845,1847,1851,1858,1859 гг.)
Местное управление находилось в руках назначаемых Шамилем наибов. Их деятельность регламентировало «Положение о наибах» : сбор налогов и ополчения, суд, наказания, забота о вдовах и сиротах. Наиба сопровождали муфтий, палач, отряд охраны – муртазикаты. Они выполняли не только роль личной гвардии высших должностных лиц имамата, но и составляли ядро войска. Эти воины отказывались от семьи, давали присягу, были наиболее религиозны и фанатично преданы имаму. Низшую административную инстанцию представляли старшины, избранные народом и утвержденные Шамилем по представлению наибов. Старшины и кадии заботились об исполнении указов и распоряжений имама, отвечали за порядок в ауле.
7. Северо-Кавказский эмират.
Эмират есть небольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.
Северо-Кавказский Эмират – исламское государство, существовавшее на территории Чечни и Западного Дагестана с сентября 1919 года по март 1920 года. Поглощено РСФСР.
К середине 1918 года для борьбы с белогвардейскими армиями началось объединение горцев вокруг шейха Аварии, панисламиста Узун-Хаджи. Узун-Хаджи с небольшим отрядом горцев занял аул Ведено и объявил войну Деникину. Вскоре было провозглашено образование Эмирата Северного Кавказа.
В сентябре 1919 года в аул Ведено к Узун-Хаджи прибыл гонец, некий Иналук Арсанукаев Дышнинский, с грамотой якобы от турецкого султана. После ряда совещаний со своими сподвижниками Узун-Хаджи, по сведениям историков, объявил о создании Эмирата Северного Кавказа в качестве самостоятельной шариатской монархии под протекторатом халифа его величества оттоманского императора Магомета Вахитт Дина Шестого. Временная столица эмирата была учреждена в ауле Ведено, предполагалось при этом иметь постоянную столицу в городе Грозном. Себе Узун-Хаджи присвоил титул: его величество имам и эмир Северо-Кавказского Эмиратства, шейх Узун Хаир Хаджи Хан.
В созданном эмирате, как и в других монархических государствах, стали образовывать привилегированные сословия. Вооруженные силы эмирата состояли из 7 армий. Для управления страной было сформировано правительство во главе с великим везирем (высшим сановником) князем Дышнинским, являвшимся одновременно главнокомандующим Северо-Кавказского эмирата. В состав правительства входило 8 министров, имевших, за исключением министра юстиции, звание генерал-майора.
Описание:
_________________________________________________________________________________________
Название – Царство Дзурдзуков или Дзурдзукети
Независимость – зависело от Грузии
Время существования –9 – середина 13 века
Религиозный характер – христианское
Территория – Западная горная Чечня, горная Ингушетия и грузинская Тушетия
_________________________________________________________________________________________
Название – Эмиратство Сим-Сим
Независимость – определенно да
Время существования – 12 – конец 14 века
Религиозный характер – мусульманское
Территория – плоскостная Чечня
_________________________________________________________________________________________
Название – Окоцкое владение или Шихов улус
Независимость – зависело от кумыков
Время существования –14-18 века
Религиозный характер – мусульманское
Территория – Аух, Салатавия по Тереку, север Дагестана
_________________________________________________________________________________________
Название – Кавказский имамат
Независимость – определенно да
Время существования – 1829-1859 годы
Религиозный характер – мусульманское
Территория – горный Дагестан и горная Чечня
_________________________________________________________________________________________
Название – Северо-Кавказский Эмират
Независимость – определенно да
Время существования – сентябрь 1919 годы – март 1920 года
Религиозный характер – мусульманское
Территория – горный Дагестан и горная Чечня
4. ПРАВОВОЙ КОРПУС ЧЕЧЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА (АКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ).
Общечеченское право:
Великое горное родовое чеченское уложение – условное наименование эпохи расцвета чеченского родового общества периода 16-17 веков, включало в себя нормы об организации чеченского родового общества, своеобразном конституировании чеченцев как единого общества, распределяло права и взаимодействие властных органов чеченцев
Начала чеченских тейпов – условное наименование, начала родовой организации чеченцев, ядро структурной организации тейпов, сложились к 17 веку. Тейповая организация была основной в системе исторических координат чеченцев.
Установления чеченского адата о судопроизводстве – адат является обычным правом мусульманских народов до принятия шариата, сложились к 17 веку и касались норм процессуального гражданского и уголовного права адата чеченцев.
Установления чеченского адата – адат является обычным правом мусульманских народов до принятия шариата, сложились к 17 веку и касались норм гражданского и уголовного права адата чеченцев, основным наказанием был штраф как средство предотвратить вражду внутри чеченского общества.
Кодекс «Нохчалла» – общечеченский кодекс обычных этических норм права, распространявшийся на все стороны жизни чеченца, это кодекс чеченского характера, сложился в 15-16 веках после трансформации из рыцарского чеченского кодекса чести.
Акт о принятии ислама – историческое условное наименование принятия ислама чеченским народом, чеченцы приняли ислам в первой трети 19 века.
Право тукхумов:
Кодекс «Къонахалла» – исторический кодекс мужчин тукхума Нохчманкхой, аналог понятия воин, кодекс чести воина (но не дворянина), в каждом тукхуме был свой мужской кодекс чести, однако до наших дней дошел в полном виде только данный кодекс, приблизительное время складывания неизвестно, вероятно к 10 веку, часто ошибочно распространяется на всех чеченцев, хотя исторически принадлежал только одному тукхуму
Общечеченское историческое право:
Горное уложение чеченцев – историческое условное наименование, включало в себя нормы об организации чеченского родового общества, своеобразном конституировании чеченцев как единого общества. Распределяло права и взаимодействие властных органов чеченцев
Второе горное уложение чеченцев – историческое условное наименование, включало в себя нормы об организации чеченского родового общества, своеобразном конституировании чеченцев как единого общества. Распределяло права и взаимодействие властных органов чеченцев
Чеченский дворянский кодекс чести – феодальный рыцарский средневековый кодекс чести, дворянство возникло у чеченцев к 12 веку, частично было уничтожено нашествием монголов и окончательно после Тимура, когда у чеченцев произошла антифеодальная средневековая революция, связанная с полным стиранием из памяти народа сведений о чеченских дворянах, у многих кавказских народов известны «демократические революции», когда дворяне лишались сословных привилегий, данные кодексы особенно известны у адыгов под названием «Уэркъ Хабзэ» (уэркъ – рыцарь, дворянин; хабзэ – кодекс обычно-правовых, этикетных норм). Исторически рыцарский кодекс у чеченцев трансформировался в общечеченский кодекс «Нохчалла», хотя у адыгов рыцарский кодекс «Уэркъ Хабзэ» отличался от «общеадыгского «Адынэ Хабзэ», став к 20 веку его частью.
Чеченская демократическая революция – антифеодальная средневековая революция у чеченцев, такие революции известны многим народам Кавказа. Смысл в коренной ломке феодальных отношений, когда дворяне лишались всех средневековых сословных привилегий, приравняясь в своих правах и обязанностях ко всем остальным. Однако это не означало полной экспрориации имущества, а лишь уравнивание его в правовом режиме с имуществом общины. Община снова становилась центральным местом общественной жизни чеченца, а не взаимоотношения с дворянством. Вместо дворян появилось понятие мужчины-воина, чести воина как выдающихся представителей народа, защищающих его. У чеченцев эта революция произошла в 15 веке, после того как процесс значительно был усилен в эпоху после нашествия монголов Мункэ в 1236 году на Кавказ, а сдетонирована ситуация была нашествием Тимура в конце 14 века, когда чеченцы были поставлены в условия выживания. Демократическая революция у чеченцев была самой последовательной среди кавказских народов и привела к тму. что понятие чеченское дворянство стерлось из памяти народа, что однако не означат, что его не было. В результате никаких следов чеченских князей не осталось, а князья с 16 века были по происхождению кумыкскими в равнинной Чечне. Не осталось также и следов Чеченского дворянского кодекса чести, но исходя из общей эволюции кавказских народов, нельзя сомневаться в том, что он был.
Исторические акты чеченского права:
Законы царства Дзурдзуков – Дзурдзукети(я) или Царство дзурдзуков – христианское царство западных чеченцев и ингушей. Оно образовалось в 9 веке нашей эры и просуществовало до середины 13 века, когда было полностью уничтожено монголами Мункэ. Царство это было христианским: если осетины принадлежали к византийской православной церкви, то друзрдзуки к грузинской.
Православная церковь дзурдзуков были ли автономной неизвестно, но наличие тесных связей с грузинским православием налицо. Цари дзурдзуков очень активно участвовали во внешней политике Грузии, часто ее поддерживая. Отряды дзурдзуков неоднократно участвовали в войнах Грузии. Дзурдзукети в принципе средневековое грузинское название вайнахов, но вайнахов именно христианских, а не всех. Языческих вайнахов, впоследствии ставших ядром ислама в Восточной Чечне, изначально называли нохчи, а грузины позднее после исчезновения дзурдзуков – кистинцами.
Дзурдзукети занимало территорию грузинской Тушетии (современное расселение цова-тущинов, грузинских племен горцев Восточной Грузии), горной Ингушетии и горной Западной Чечни. От блестящей культуры дзурдзуков практически ничего не осталось и процесс христианизации вайнахских народов был прерван, никогда больше не возобновившись.
Истрия показывает, что монголы Мункэ в 1236-1240 годах, нанося удар с Юга по половцам (кумыкам) (Бату с Севера через Русь – союзников половцев) уничтожил христианскую Дзурдзукетию, одновременно вызвав к жизни процесс образование небольших мусульманских государству у вайнахов по Тереку, на плоскости, из которых известно Эмиратство Сим-Сим и Окоцкое владение (Шихов улус).
Низам Эмиратства Сим-Сим – Эмиратство Сим-Сим является очаговым государственным опытом вайнахов на равнинной Чечне, образовалось оно в начале 14 века и просуществовало до конца 14 века до опустошительного вторжения на Кавказ Тимура, будучи зависимым от Орды, точнее от кумыков. Известно очень мало, разве только что название и еще некоторые сведения, ничего не сохранилось, неизвестны даже имена правителей, границы, герб, летописи. Достоверно известен исламский характер этого небольшого государственного образования наряду с уцелевшим государственным образованием Ауха (Шихов услус). Однако сам факт названия эмиратство указывает, что возможно это независимое образование возникло значительно раньше 14 века, название улус нам неизвестно, а именно оно указывает на зависимость от кумыков.
Установления Окоцкого владения – Аккинцы, являются одним из народов вайнахов со своим языком и проживают на севере Дагестана. Аух («Окох») имел свою княжескую династию кумыкского происхождения, завязавшую во 2-й пол. XVI в. оживленные связи с Московским Государством. В 80-х гг. XVI в. Ших-Мурза Окоцкий стал одним из самых влиятельных союзников Руси на Кавказе. Он отправлял послов в Москву и получал жалованные грамоты и богатые дары. Его влияние распространялось не только на Аух, но и на равнинные земли Чечни и части Северного Дагестана (Шихов улус, Шихов-юрт). Название Шихов-улус ясно указывает на связь Окоцкого владения с кумыкскими князьями и владетелями.
В 1596 г. он был убит в войне с феодальными соперниками и ему унаследовал Ботай-мурза, признавший себя вассалом кумыкского правителя Салтан-Магмута Эндерейского. Все последующие князья Ауха были также кумыкского происхождения, как и на плоскостной Чечне.
В русскую крепость — Терский город (Терки) бежало после смерти Ших-Мурзы 160 семейств окочан, выезды из «Окох» в Терки аккинских мурз (Кохостровы, Бийтемировы), узденей и рядовых крестьян продолжались и в нач. XVII в. Здесь возникла крупная Окоцкая слобода, жители которой были отданы под управление кабардинского служилого князя Сунчалея Черкасского. Окочане служили своеобразным дипломатическим воинством Русского царства на Кавказе, выполняя самые разнообразные поручения и занимаясь, наряду со службой, земледелием и торговлей.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс