НАЧАЛА ЧЕЧЕНСКИХ ТЕЙПОВ
Первое начало.
Единство и незыблемость тейповых обычаев (законов) для каж¬дого члена тейпа и его родственника.
Второе начало.
Право на общинное землевладение.
Третье начало.
Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убий¬ство или общественную дискредитацию члена своего тейпа. В этом случае собирался Совет старейшин тейпа погибшего члена и принимал решение об его отмщении за его убийство. Тейп убийцы так же собирал свой Совет старейшин, который искал все спо¬собы и средства для достижения примирения с тейпом погибшего. Если две стороны не приходили к согласию, то собирался Совет племени из нейтральных тейпов и вырабатывал условия примирения. Условия были различные в зависимости от положения того или иного тейпа. В случае отказа от примирения пострадавшая сторона объявляла, кого она намеревается убить. Убийством виновного обычно заканчивалась кровная месть.
Четвертое начало.
Безусловно, запрещение брака между членами одного тейпа, если вступающие в брак из одного тейпа, то у них не будет многочисленного и здорового потомства», утверждали вайнахские старейшины, чьи наблюдения и опыт доказывали об отрицательном влиянии браков на потомство между родственниками внутри одного тейпа.
Пятое начало.
Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий и несчастий. Традицией тейповой помощи и сегодня являются так называемые белхи, сохранившиеся и ныне у вайнахов.
Шестое начало.
В случае смерти члена тейпа – объявление траура всем родом. Строгое воздержание от участия в увеселениях. Для близких родственников такой траур длился долго, а дальние же родственники снимали траур через определенный промежу¬ток времени с разрешения ближайшего родственника умершего.
Седьмое начало.
Тейп возглавлял предводитель тейпа или, как принято говорить, «тейпанан тхьамда». Тамада руководил Советом старейшин и участвовал во всех делах тейпа. Однако решающую роль в управлении тейпом играл не тамада, а Совет старей¬шин тейпа-демократическое собрание.
Восьмое начало.
Выбор предводителя, производившийся свободной договоренно¬стью членов Совета старейшин, который состоял из взрослых мужчин тейпа, не носил наследственного характера. Предводитель или военачальник (баьчча), имел свою дружи¬ну (г1ера), выбирался на эту должность за его личные качества храбрость, мудрость и красноречие. Военачальник (баьча) пользовался властью только во время войны.
Девятое начало.
Каждый тейп имел свой представительный орган – Совет ста¬рейшин (тейпанан кхел).
Десятое начало.
Совет старейшин тейпа избирался из числа мудрых и уважае¬мых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза. Хотя номи¬нально должность члена Совета старейшин и была пожизненной, однако существовало правило, при котором могли его сместить.
Одиннадцатое начало.
Совет старейшин тейпа заседал открыто: каждый че¬ченец по своему желанию мог присутствовать на нем, получить слово и высказать свое мне/tue. После окончательного решения вопроса на Совете право свободного голоса имели только выбранные члены.
Двенадцатое начало.
Все члены Совета старейшин имели равные голоса
Тринадцатое начало.
Тейп имел право назначать и смещать своих предводите¬лей (тейпанан тхьамада) и военачальников (баьчча). Хотя юридически закреплено было правило выбора и назначения, собранием членов тейпа – предводителя тейпа, однако фактически он сам выдвигался на эту должность в силу его особых личных качеств. Предводитель тейпа нес полную ответственность за проступки членов его тейпа и мо¬ральную ответственность за свое неправильное решение по отношению к ним. В свою очередь все члены тейпа должны были беспрекословно слушаться своего руководителя. Для разбора любого вопроса собирался Совет старейшин во главе с предводителем. Его решению подчинялись все. Молодежь и женщины в решении данных вопросов участия не принимали.
Четырнадцатое начало.
Бесправное положение женщины подтверждалось при решении правовых вопросов. Женщина была лишена права голоса в общественно-политической жизни тейпа. С одной стороны, женщина в семье пользовалась большим авторитетом, а с другой – она же была лишена гражданских прав. В рассматриваемое время внутри тейпа хозяином отцовского права являлся муж. Жена полностью подчинялась неограниченной власти мужа. Однако убийство женщины в прошлом осуждалось и по сей день остается величайшим позором у вайнахов. Гражданские права женщины, кроме права голоса, оберегались наравне с мужчиной.
Пятнадцатое начало.
Право на усыновление посторонних лиц- принятие в со¬став своего тейпа нового члена. Тейп с большими торжествами принимал в свой состав нового человека. При этом вступающий обязан был в честь этого зарезать быка. При¬нятые в тейп не перенимали названия тейпа, никто не принуждал их к этому. Фамилии лиц, принятых в тейп, образовывались по признакам их этнической принадлежности. Отчество этих лиц не произносили. Например, Суьлин Аба, 1андин Исраил, 1Чумкин Мус¬са и т.д. Фамилии вайнахов, как правило, образовывались от имени их блиэюайшего пред¬ка. Но были случаи, когда фамилии образовывались от названия тейпа.
Шестнадцатое начало.
Переход имущества умершего к членам тейпа. Имуще¬ство умершего после его смерти делили между собой члены его семьи и ближайшие род¬ственники. И это право сохранялось среди вайнахов длительное время.
Семнадцатое начало.
Каждый тейп имел свое определенное имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника или принадлежавшее ему одному.
Восемнадцатое начало.
Тейп занимал особую территорию и имел свою тейпо¬вую гору, указывает М.А.Мамакаев, так например: Д1айн лам, Дишнийн лам,Белг1атой лам, Тумсойн лам, Т1ерлой лам и т.д. По свидетельству Л.Ильясова «коренными чечен¬скими тейпами считаются те, которые имеют свою гору». Хотя известны случаи, когда те или иные тейпы, вынуждены были уступать свои горы в качестве платы за кровь в междоусобных войнах.
Девятнадцатое начало.
Тейпу принадлежала и своя тейповая башня, возведен¬ная его родоначальником. По местному адату, коренные жители страны вайнахов должны были иметь свои тейповые башни. Однако эти башни «принадлежали не всему тейпу», а его предводителю. Так, например, все сохранившиеся боевые башни в Чечне со¬хранили имена своих первоначальных владельцев: Унтин-г1ала, Т1ерлой-г1ала, Дугалин-г1ала, Алдам-г1езин-г1ала, Зайтан-г1ала и т.д.
Двадцатое начало.
В прошлом, надо полагать, каждый тейп имел свое бо¬жество с определенным обрядом религиозного культа. В данном случае имеется период до утверждения ислама в горах Чечни и Ингушетии, т.е. до выступления горцев Чечни и всего Северного Кавказа под руководством Шейха Майсура в 1785-1791 г.г. и националь¬но-освободительного движения на Северном Кавказе в 1-ой половине XIX в. под руково¬дством Шамиля и т.д. По-видимому, до принятия ислама религиозный культ вайнахов связывался с существованием мнимого божества у каждого тейпа, которому горцы по-клонялись. Так, например, чеченцы припоминают такие выражения в прошлом: «кхенойн дела» (бог кеноевцев).
Двадцать первое начало.
Каждый тейп справлял праздники, связанные с культом своего божества. Известно, что члены тейпа регулярно отмечали в прошлом праздники весны, праздники урожая и т.д. Торжества, как правило, устраивались па майданах пе¬ред храмом «ц1у» и сопровождались обильной едой и выпивкой. По случаю таких празд¬ников горцы варили специальное домашнее пиво (йий).
Двадцать второе начало.
Тейп имел отдельные тейповые кладбища. На таких кладбищах хоронили, как правило, только членов данного тейпа. Жену также хоронили на кладбище тейпа мужа. Обычай, связанный с тейповыми отношениями, у вайнахов существовал давно и долго. Однако впоследствии в связи с малоземельем в горах и ростом численности населения данный обычай стал постепенно нарушаться и тейповые клад¬бища стали превращаться в межтейповые.
Двадцать третье начало.
Тейповое гостеприимство вайнахов (хьошалла) – свя¬щенный закон, обязательный для всех вайнахов.
Начала чеченских тейпов
Автор admin, Май 5th, 2010