Сборник статей по исламу

Пашков Роман Викторович
СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИСЛАМУ

Москва
2003 год
Статус адата в исламе в его перспективы.
Очень проблемным остается вопрос об адате в исламе. Достаточно широко распространена точка зрения, что это устаревшее явление, которого придерживаются по причине необразованности. Другие считают, что эту традицию нужно поддерживать. Обратимся к этой проблеме.
Адат исторически первое право самих мусульман, известное мусульманам. Вторым был соответственно шариат. Адат есть прежде всего право человеческой практики мусульман. И поэтому оно-то и возникло первым в то время, когда призыва еще не было и мусульман тоже не было. Человек шел от практического освоения мира и его понимания и формой регуляции отношений этого практического отношения стал адат, приобретя своеобразные черты через преломление ислама.
Соотношения адата и шариата сложно. Фундаменталисты настаивают на вытеснении адата шариатом. Мусульманские ученые первых веков ислама прямо писали о том, что три из четырех суннитских мазхаба, кроме ханбалитского, прямо допускают урф как метод применения адата. В современном виде адат не остался неизменным, а испытал широкое и многогранное влияние ислама. Ислам выступил фундаментом, ценностной системой адата, но именно ислам, а не шариат. Шариат задавал рамки развития адата, но прямого влияния не было.
Противоречие между шариатом и адатом заключается в том, что обе системы права регулируют одни и те же отношения, только адат – из области практики, а шариат как божественный закон. Если понимать шариат как созданное по божественным законам право и впрямую систему его развития, а не методы регулирования, то оно приближается к праву человеческого разума и в принципе им и является, но исходит из божественной религии, сохраняя ее концептуальные основы. Адат же, оставаясь в рамках мусульманского миропонимания, превращается в право племен, которые еще не интегрировались в единое ценностное и поведенческое пространство мусульман. Адат выступает здесь не как отсталое право, а как историческое право, регулирующее отношения, которые исчезают из общественной жизни.
Мусульманам надо предоставить право выбора и соответственно отказа от этого выбора. Адат мог бы выступить неосновной, консультативной, формой судопроизводства для членов племен. В рамках каждого племени возможно создание Свода адата и на центральном уровне Кодекс адата, регулирующий наиболее общие отношения. При халифе (президенте) может быть образована Комиссия по вопросам адата. Ее функции – окончательная инстанция по делам адат, назначение судей адата второй инстанции, предложения по общей политике в отношении племен. Судами второй инстанции выступят Судебные советы каждого племени численность свыше 200 тысяч человек и приравненные к ним племенные объединения. И, наконец, первичные суды адата, члены которых избираются Шурой (джиргой) племени и утверждаются главой (шейхом) племени.
Необходима настоящая интеграция адат в политическую и правовую жизнь мусульманских государств и Халифата. Только тогда, проходя через этапы своего развития, мусульмане приблизятся к достижениям человеческой мысли и ислама.
Пашков Р. В., сентябрь 2003 года
Соотношение систем права: адата, шариата и государственного права.
В рамках настоящей статьи автор хотел бы выяснить вопрос о соотношении различных систем права в рамках ислама и показать их взаимосвязь и взаимодействие, что обуславливает и их временное появление в жизни мусульман.
Прежде всего необходимо выяснить как понимается адат, шариат и государственное право в исламе. Адат или обычное право мусульманских народов можно объяснить как система права, созданная в ходе человеческой практики как повторяющееся наиболее оптимальное правило поведения в жизненной ситуации. Шариат – божественный закон, данный мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, совершенный в своем создании. Государственное право – право государства, созданное человеческим разумом в ходе своей эволюции и представляет собой наиболее рациональную форму правового регулирования.
Исторически первым появился адат как наиболее доступная система права, вырабатываемая всеми членами общества в ходе своей жизнедеятельности. Шариат не мог быть дан сразу, так как просто не был бы воспринят. Адат подготовил почву для реализации готовой формы, проще говоря, он выступил фундаментом для построения это системы. Шариат мгновенно формализовал правовые отношения, вложив их в готовую форму.
Наиболее сложным вопрос остается о статусе государственного права. Западный мир выработал полностью секуляризованное светское право, дойдя до логического завершения, в то же время мусульманский мир с трудом признавал государственное право, справедливо считая его результатом вестернизации.
К сожалению, рациональное государственное право как оригинальную систему мусульмане не выработали до сих пор, хотя работа ведется. Одновременно шариат не модернизируется, так как предполагается его неизменный характер. Шариат совершенен не в том, как он дан. а в том, как он развивается. В самом шариате заложен механизм эволюции и это возможно единственный путь его развития до момента. Когда придет новый пророк или настанет Судный день.
Необходимо развитие шариата как государственного права, вобравшего лучшие традиции первоначального того, что было дано Пророком. Та форма шариат была дана так, чтобы божественный закон был принят, иначе было бы полное непонимание. И сейчас нужно отойти от совершенного в другое историческое время.
Таким образом, адат является законом человеческой практики, шариат – божественный законом и государственное право результатом человеческого разума. Наиболее правильный путь состоит в развитии шариата, сохраняя его суть, как государственного права, исходящего из человеческой практики.
Пашков Р. В., сентябрь 2003 года
Соотношение власти халифа и султанов.
Автор надеется в настоящей статье решить вопрос о соотношении власти халифа и султанов в Халифате, понимая под ним отношения суверенитета. Данный вопрос необходимо осветить с тем, чтобы стала ясна концепция верховной власти в Халифате.
Первый исторический Халифат базировался по мнению средневековых мусульманских мыслителей на взаимосвязи трех элементов: халифа, султанов и улемов. Последние выступали как корпоративное сословие во главе религиозным главой всех мусульман шейх-уль-ислам. Именно на согласии этих трех политических субъектов базировался мир и спокойное развитие Первого Халифата. Эта концепция не осталась неизменной – изменилось время и изменилось и ее содержание, но основы не поколебались.
Халиф представляет собой верховную власть в Халифате, султаны же главы мусульманских земель – султанатов. Это разные уровни власти во Второй новом Халифате. Если раньше султаны возглавляли всю власть в султанатах, то теперь исполнительную или там все равно есть правительство как орган исполнительной власти. Появился и Меджлис как парламент мусульман. Взаимоотношения халиф и султанов можно охарактеризовать как подчинения законам в рамках своей компетенции, установленной Основным низамом Халифата и последующими законами государства.
Халиф представляет Халифат в международных отношениях, султаны представляют султанаты в отношениях с халифом как властители. Вали представляют вилайеты в отношениях с султанатами. И так далее. Данная система является оправданной и целесообразной при функционировании политических институтов Халифата.
Халиф первое лицо в Халифате, султан и они принимают решения о направлениях развития страны. Естественно, необходимо увязывание воли султанов и халифа в единое целое и одними волевыми решениями халифа много не сделаешь. Встает вопрос об органе представительства султанов, куда бы входили султаны по должности. Таким органом мог бы стать Меджлис аль Даава как верхняя палата союзного парламента Халифата.
Данное понимание соотношения власти халифа и султанов полностью соответствует мусульманского историческому властному миропониманию и позволяет приблизиться к оптимальной точке взаимодействия всех уровней власти в Халифате.
Пашков. Р. В., октябрь 2003 года
Эволюция исламской политико-правовой доктрины.
В данной статье будут рассмотрены эволюция исламской политико-правовой доктрины. Мы сопоставим классическую и современную политико–правовую доктрины ислама.
Затронем вначале вопрос о суверенитете. В классическом понимании суверенитет над мусульманами принадлежит только Аллаху как Творцу миров. Правитель же властвует как богоданное лицо. В современной доктрине: суверенитет принадлежит Аллаху, но он вручил его мусульманам до Судного дня, чтобы жили они по законам его по свободной воле. Человек есть наместник Аллаха на Земле.
В период средневековья федерация, союз не допускался. Мусульмане равны перед Аллахом и национальность их разделяет. В мусульманском мире существуют федерации, главным принципом которых является принцип единства в многообразии. Национальное более частное по отношению к исламскому и дополняет его.
Возник плюрализм политических партий. Раньше их не было, так как считалось, что мусульмане суть единая партия Аллаха. И партии их разделяют, сеют вражду. Партии вырабатывают политическую волю мусульман, обеспечивая их представительство в высших органах власти и реализацию политики в государстве.
В классическое время понятие разделения властей конечно не было. Это достижение западной политико-правовой мысли. Сейчас допускается разделение властей. Но в исламе разделение носит вторичный характер, а главное – единство и баланс властей перед лицом верховной власти правителя.
Меджлис аль Шура в классическое время, как правило, назначался правителем для совета с общиной и он имел совещательные функции. Сегодня Меджлис аль Шура имеет право принимать законы, так как Шариат есть идеальный наиболее общий закон, а Конституция и законы конкретизируют его и Шариат возможно реформировать в соответствии с новым пониманием.
В классической политико-правовой доктрине министры напрямую подчиняются главе государства. В современном понимании стал допускаться институт правительства как коллегиального органа исполнительной власти. Лавинообразно возросли функции исполнения и поэтому исламские ученые согласились с практикой создания правительства.
В судебной системе в классический период был кади всех кади. Он имел право назначать и смещать судей. Сейчас постулируется создание такого органа как Высшая судебная шура. Это коллегиальный орган, возглавляемый правителем и административно руководит судебной системой. Функции высшей судебной инстанции и управления разделены.
Возникла концепция Нового исламского мирового порядка. В классическое время мировое сообщество отсутствовало, было противоборство отдельных государств. Сейчас исламский мир стремиться занять достойное место в нем, вырабатывая свои взгляды и проводя свою внешнюю политику. Концепция Нового исламского мирового порядка предполагает равноправие и совместное развитие всего человечества и мусульман как его части.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
О природе байа.
В настоящей статье рассмотрены некоторые вопросы байа, как это представлено в исламской политико-правовой доктрине. Актуальность данного вопроса обусловлена все нарастающий процессом исламского возрождения и, в частности, активным осмыслением места правовых институтов ислама в его развитии.
Дадим определение байа, переводимого на русский язык как договор. Байа – это конституционно-правовой договор правителя мусульманской страны с высшим представительным органом – парламентом об условиях своего избрания и правления, что выражается в принятых на себя обязательствах и вытекающих из этого прав для их реализации.
То есть байа – это прежде всего конституционно-правовой договор. Западный мир знает понятие административно-правового договора, хотя вопрос является дискуссионный там. Но вот конституционно-правовой договор явление новое для современной мировой практики, но органичное и естественное для исламского мира.
В понятие договор вкладывает равноправие и свободная воля обеих сторон. В байа это присутствует в полной степени: и правитель и парламент свободны в своих действиях. Байа является следствием вступление в должности правителя в смысле того, что без договора невозможно не просто правление, а именно справедливое и мудрое правление на основе взаимных прав и обязанностей.
В содержание байа можно отнести следующие условия:
• Условия избрания, что включает в себя факт заключения договора, соблюдение процедуры избрания и условия цензов, к которым можно отнести возраст – 35 лет, мусульманин (все-таки это есть, ведь страна мусульманская, хотя возможны и исключения), добрый и справедливый нрав (имеется ввиду поведение, репутация), высшее образование, политический опыт
• Условия правления – система взаимных обязательств, возможно более конкретизированных: политических, экономических, социальных и культурных прав и обязанностей, то есть обязательства по выполнению своей предвыборной программы.
• Условия досрочного ухода с поста – импичмент, по состоянию здоровья и так далее, это больше выражается именно в байа, а не в Конституции (Основном низаме).
Процедура заключения байа выглядит следующим образом: правитель избирается в стране, Меджлис аль Байа в срок от 10 до 30 дней после избрания и не позднее чем за месяц до вступления в должность предлагает заключить договор правителю. Отказ от Байа делает избрание недействительным. Попытка вступить в должность без байа есть государственный мятеж против основ власти в стране.
Байа можно отнести к числу источников конституционного права и он стоит ниже по юридической силе Конституции и выше законов. Законы не могут противоречить байа. Меджлис аль Шура вправе вносить изменения в байа. Прощу говоря, байа есть не социальное, а правовое согласие мусульман на право властвовать над ними определенным лицом.
Таким образом, байа является одним из отличительных правовых институтов исламского конституционного права и позволяет ему динамично развиваться, не теряя связи с традицией. Байа, думается, сможет сыграть положительную роль в обретении собственно исламской государственности.
Пашков Р. В., Москва, июль 2003 года
Принцип Шура.
Сколько копий было сломано вокруг знаменитого принципа Шура в исламской политико-правовой доктрине и практике. Западный мир, считает, что это не то чтобы архаичный, но чисто декларативный принцип, не обеспечивающий реальной демократии в исламском мире. В данной статье будет рассмотрена современная трактовка этого принципа исламской политической системы.
Чем же является принцип Шура и чем он не является ? Первое, что очевидно – это принцип власти, ее функционирования и развития, причем власти государственной и в исламском мире. Точнее, это принцип исламской политической системы, а именно принцип функционирования исламской политической системы как системы политико-правовых координат, в которой нахождятся исламские государства.
Классическое знаменитое понимание принципа Шура предполгает, что есть правитель и Шура. Правитель возможно халиф или правитель обычной мусульманской реальной страны. Шуры как орган, представляющий интересы общины мусульман, это может быть община страны или община всех мусульман в халифате – умма. Принцип Шура переводится как принцип консультаций и в таком названии он и известен. Шура же в переводе означает совет. Главная суть классического понимания данного принципа: правитель при принятии решений обязан узнать, проконсультироваться с Шурой.
Западные ученые ставят вопрос ребром: консультации не обязывают, правитель может проигнорировать или сделать вид, что он принял во внимание мнение Шуры. И реальный механизм контроля отсутствует. Сама постановка такого вопроса некорректна. Правитель есть верховная власть, а Шура законодательная. Вероятно, правильнее было бы ставить вопрос о компетенции Шуры как парламента национального государства мусульман. В таком случае, Шура как принцип превращается в Меджлис аль Шура как орган.
Принцип Шура в современном понимании звучит так: правитель обязан выполнять законы, принимаемые парламентом в рамках его компетенции. Данное понимание наиболее приближено к мировому достижению правовой мысли и позволяет выразить новое значение того, что было дано в классическое время. Необходимо коренное обновление многих положений исламской политико-правовой мысли и оно-то сейчас и происходит.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
Принцип Меджлис.
Автор надеется представить на ваш суд следующую статью о принципе Меджлис в исламе. Данный принцип наиболее полно выражает то, что подвергается наибольшей критике на Западе в силу отсутствия во многом демократических традиций в верховной власти мусульманских стран.
Меджлис есть собрание, палата. Если Шура понимается как Совет общины, то Меджлис есть представительный властный государственный орган, принимающий решения. Одновременно Меджлис, как и также Шура, является принципом политической жизни мусульман. В самом общем виде Меджлис – это орган, принимающий решения конституционно-правового значения или по-другому – наиболее важные решения по вопросам государственной жизни. Отсюда Меджлис как принцип – это то, что в западном мире известно как представительное правление.
Меджлис есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира. Принцип Меджлис и принцип Шура есть единое целое, две стороны одной медали, одно без другого немыслимо и вместе они неразрывное целое.
Представительство означает выборный характер Меджлиса как свободно избранного парламента, представительства мусульман. Нарушение этого права ведет немедленно к деспотизму и тирании. Нарушение этого права позволяет говорить о сопротивлении угнетению.
Интересен вопрос о верхней палате парламента. Ранее политико-правовая доктрина не допускала ее образование, так как она строилась по территориальному принципу в федеративном государстве, а федерация не допускалась как раскалывающая мусульман. Все мусульмане едины и равны – так говорилось об этом. Сейчас произошло изменение взглядов: все равны в вере и вместе в разнообразии целое. Наиболее целесообразно верхнюю палату составлять из глав султанатов- султанов, чем достигается взаимодействие региональной и союзной властей. Возможно, данный орган позволит наиболее правильно организовать такое взаимодействие.
Мусульманский мир долго шел к этому принципу, так как божественность предполагает очевидность и самодоказуемость власти правителя, но пока эта власть не наступила, надлежит руководствоваться человеческим разумом.
Пашков Р. В., октябрь 2003 года

К вопросу о классификации Меджлисов в исламской политико-правовой доктрине.
В исламском мире идет активное обсуждение исламских доктрин конституционно-правового построения власти. К числу острых относится вопрос о классификации представительных органов мусульман.
Сначала определим, что же такое Меджлис. Меджлис – представительный орган, решающий вопросы конституционно-правового значения. Имеется ввиду и принятие законов в данном случае. Шура – профессиональный орган по рассмотрению важных государственных вопросов. Джирга – представительный орган племени или федерации племен в общинном исламе или устройстве. Диван – совет верховной власти, совещательный орган или орган по реформе.
Наиболее полное наименование Меджлисов можно представить так:
• Меджлис аль Умма (Вселенское собрание),
• Меджлис аль Байа (Собрание договора),
• Меджлис аль Шура (Палата совета),
• Меджлис аль Улема (Духовная палата),
• Меджлис аль Даава (Палата призыва),
• Меджлис аль Шариа (Палата шариата),
• Меджлис аль Эмира (Палата эмиров).
Дадим определения. Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же, первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.
Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. В принципе, если Меджлис аль Умма может составляться из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.
Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент. Как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, Ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.
Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. В принципе, говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе, и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.
Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся по сути верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура, органом. Избирается он или парламентами исламских земель или мусульманами в административно-территориальных единицах. Он обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.
Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти и в его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.
Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения. Хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третья палата парламента, но это вряд ли возможно.
Таким образом, Меджлис аль Байа, Меджлис аль Шура, Меджлис аль Улема, Меджлис аль Даава, Меджлис аль Эмира являются государственными органами. Меджлис аль Улема – духовная палата. Меджлис аль Даава и Меджлис аль Эмира органами территориального представительства. Меджлис аль Эмира и Меджлис аль Шариа – органы совещательного характера.
Пашков Р. В., Москва, июль 2003 года
Хисба.
В исламском обществе идут дискуссии по поводу вводить или нет институт хисбы в политическую жизнь мусульман. Автор хотел бы представить свое видение проблемы в ее развернутом виде, предлагая этот институт как орган административного разрешения конфликтов в сфере права.
Европа знает суд как орган разрешения конфликтов, а исламская политико-правовая доктрина обосновала административный способ разрешения конфликтов и, в том числе, конфликтов в области прав человека. Современная политическая жизнь мусульман знает такой институт как Канцелярия жалоб, которая представляет материалы конфликта для разрешения вопроса главой государства. Хисба же является межведомственным органом по административному разрешению конфликтов о праве.
Признаки хисбы:
• Орган государственной власти,
• Межведомственный орган,
• Окончательная инстанция по разрешению административных конфликтов по своей компетенции,
• Орган полицейского скоро надзора в области нравов,
• Включает в свой состав системы административных судебных трибуналов.
Хисба включает главного мухтасиба, мухтасибов провинций, Апелляционную коллегию мухтасибов, полицию нравов и судебные административные трибуналы. Таким образом, хисба имеет трехчленную структуру мухтасибов, полиции и суда.
Главный мухтасиб имеет право рассматривать споры ведомств и принимать обязательные решения, кроме решений по деятельности правительства. Стороны могут оспорить решение мухтасиба в Апелляционной коллегии мухтасибов, чье решение окончательно. Главный мухтасиб руководит полицией нравов, а мухтасибы провинций ее территорильными подразделениями.
В систему хисбы входят судебные административные трибуналы как органы суда, рассматривающие споры с участием государства и граждан. Судебные административные трибуналы включают Верховный административный трибунал и Административные трибуналы провинций. Судьи административных трибуналов назначаются и освобождаются от должности Высшей судебной шурой государства. В заключение можно отметить, что предлагаемый институт позволит эффективно решать поставленные перед ним задачи.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
К вопросу о Высшей судебной шуре.
Остро стоит вопрос о реформе судебной системы. Каким должен быть высший орган руководства судебной системы? Это орган управления государства или самоуправления судей? Включает ли он прокуроров или нет? И вообще нужен ли он или достаточно кади всех кади?
На поставленные вопросы нужно найти ответы и мы на них ответим по порядку. Прежде всего о статусе высшего судебного органа. Это орган судебной власти и поэтому он воплощает в себе государственное начало, начало государственной власти. Но при этом он не должен пересекаться с органами самоуправления судебного сообщества или с органами отправления правосудия как такового. Должно быть достигнуто равновесие.
Поднимается вопрос о кади всех кади вместо Высшей судебной шуры. Кадит всех кади будет совмещать функции и отправления правосудия и возглавлять судебную власть. На наш взгляд это не вполне правильно. Высшая судебная шура есть орган административного руководства судебной системой со стороны государства, а кади всех кади будет совмещать такие важнейшие функции. Он физически не сможет справиться с таким объемом работы и поэтому реально все будет решать его канцелярия, готовящая документы, да и в принципе это орган далекого прошлого, мусульманского средневековья.
Главу Судебной власти ИРИ назначает лидер страны (рахбар) на пятилетний срок из числа «сведущих в судебных делах муджтахидов». Глава Судебной коллегии имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль.
Вряд ли целесообразно создавать единый орган для прокурорского и судейского сообществ, тем более что прокуратура строится целиком на подчинении и централизации. В то же время судебное сообщество внутренне плюралистично и допускает широкое самоуправление.
Наконец, к вопросу о том, кто будет возглавлять Высшую судебную шуру. Кади всех кади либо глава государства. Думается, что должность кади всех кади как лица, возглавляющего судебную власть, неприменима в современных условиях. Высшую судебную шуру должен возглавлять глава государства как высшее должностное лицо, направляющее государственную политику в области административного руководства судебной системой.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года
Структура шариатской судебной системы.
Крайне острым остается вопрос о структуре шариатской судебной системы и тесно связанного с ней вопроса о понимании сущности шариата. Автор не претендует на то, что его точка зрения является единственно правильной, но полагает, что высказанное мнение приближено к оптимальной середине.
Решение данного вопроса зависит напрямую от понимания сущности шариата. Если шариат понимается как божественный закон, данный в неизменном виде, то структура будет следующая. В данном случае на самом деле будет две структуры: для мусульман и немусульман. Для мусульман наиболее вероятен такой вариант: Верховный шариатский суд, Апелляционный окружной шариатский суд и первичный (участковый) шариатский суд кади. Для немусульман западноевропейская система права и соответственно – и судебная система. Обычно это Верховный суд по уголовным делам, участковые суды по уголовным делам, Высший суд по гражданским делам и Суд по социальным и трудовым делам.
Если же шариат понимается как развивающееся государственное право с общими принципами функционирования, но проявляющее себя в разнообразных правовых формах мусульманских государств, то может быть возможна и такая система. Конституционный суд как орган исламской конституционной юстиции, система арбитражных шариатских судов во главе с Высшим шариатским арбитражным судом, система судов общей юрисдикции, включающая Верховный суд и суды по уголовным и гражданским делам. Административные шариатские трибуналы как органы административной юстиции наиболее целесообразно включить в структуру хисбы.
В принципе на самом деле, структура шариатской судебной системы во втором случае очень будет похожа на то, что мы видим в западноевропейских странах, но, возможно, будет создано и что-то глубоко оригинальное. В любом случае параллели будут очевидны. В данном случае мусульманским странам придется в какой-то степени повторить путь западного мира, творчески перерабатывая его.
Наиболее положительным здесь является опыт Германии в части построения разнообразной судебной системы и опыт Франции в области административной юстиции. Также рациональным кажется и опыт России в области арбитражных судов. В любом случае все это позволит мусульманам создать подлинно исламскую судебную систему.
Пашков Р. В., сентябрь 2003 года
Эмиратство.
Статус эмиратства в исламской политико-правовой доктрине до сих пор неясен. Понятно, что это историческая форма территориального деления мусульманских стран, но дальше этого дело не идет. Как соотносятся понятие эмиратства, вилайета и султаната.
Прежде всего определим, что такое эмиратство. Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра. Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства. Султанат – административно-государственная единица в возможном будущем Втором Новом Халифате мусульман как исламское национальное государство.
К органам эмиратства можно отнести: Эмира, Шура эмиратства, территориальные службы федеральных ведомств. Эмиром может быть гражданин Халифата., старше 35 лет, возможно немусульманин в христианском эмиратстве либо очень близкий к мусульманам, имеющий высшее образование и опыт управленческой деятельности.
Шура эмиратства составляет: половина от – руководители вилайетов и половина руководители территориальных служб федеральных ведомств. Шура эмиратства является консультативным органом при Эмире, обсуждая вопросы государственного управления. состав Шуры определяет сам Эмир и он несет ответственность за невыполнение рекомендаций Шуры эмиратства.
Предполагается, что эмиратство по территории будет совпадать с султанатом для удобства и четкости государственного управления и эмиратство делиться на более мелкие единицы не будет в отличие от султаната, включающего вилайеты, хакимияты и джамааты.
Эмиратство может образовываться по решению Премьер-министра либо Халифа и оформляется решение в виде низама. Предложение об этом может вносить Меджлис аль Эмира либо Премьер-министр. Главными критериями создания эмиратства могут быть историческая общность языка, культуры, религии и так далее. Один султанат может совпадать с территорией нескольких эмиратств, но эмиратства не должны включать территорию разных султанатов, то есть от двух и более.
Пашков Р. В., Москва, август 2003 года

Пашков Роман Викторович
Экспериментальная работа:
Материалы по обычному праву (адату)

Москва
2003
Установления адата об общих правилах судопроизводства.
Книга первая. Об исках.
Разрешение спора возможна через примирение и предъявление иска в суде.
Иски нельзя предъявлять на угрозу, а только на причиненный ущрб.
Если причиненный ущерб незначителен и стороны готовы принять мир, то в присутствии старейшин заключается примирение.
В присутствии старейшин и при их помощи стороны ведут переговоры.
Если мир состоялся, то выплачивается компенсация и свидетелями этого выступают все старейшины.
Иски бывают двух родов: положительные, когда истец имеет надлежащие доказательства для подтверждения своего иска, и иски по подозрению.
Иски предъявляются местной власти, которые назначают разбирательство дела старейшинами.
Никому не дозволяется личное удовлетворение своих прав.
Книга вторая. Истец.
Истец есть тот, кто отыскивает свое право или ищет что-либо на другом.
Истец должен указать лицо, на котором он что-либо ищет, и все те признаки отыскиваемого, по которым судья мог бы составить себе точное и ясное понятие об этом.
Иск предъявляется сам истец либо поверенный из обиженной фамилии.
Иски на договора предъявляются в случае отказа ответчика и истец должен в этом удостовериться.
Иски по духовным делам принимаются без указания лица.
Взаимные иски двух и более лиц друг на друга не уничтожают дин другого, то есть прежде разбираются и удовлетворяются иски первого заявившего, а потом последующие иски.
Книга третья. Об ответчике.
Ответчик есть тот, кто должен дать в суде ответ на все предлагаемые ему вопросы по предъявленным на него иску или претензии.
Он обязан отвергнуть или принять предъявленный на него иск.
Если призванный в суд ответчик после троекратного повторения предложенного ему вопроса не даст на этот ответ без уважительных на то причин и после того истец присягой подтвердит справедливость своего иска, то ответчик присуждается к полному удовлетворению иска.
Глухонемые обязаны делать ответы принятыми ими знаками.
Если ответчик первоначально отвергнет предъявленный против него иск и не подтвердит своего отрицания присягою, то после того уже не принимается согласие его на удовлетворение истца без признания прежде отрицаемого им иска действительным или же без утверждения истцом своей правоты присягою.
Книга третья. О доказательствах.
Всякий истец должен доказать свой иск, ответчик же обязан также доказательством себя оправдать.
Доказательства бывают трех родов: собственное признание ответчика, показание двух свидетелей и присяга истца.
Собственное признание ответчика делается добровольно без всякого принуждения и такие показания безумных и малолетних не принимаются.
Показания двух свидетелей, которые должны быть мужского пола, совершеннолетние, свободного происхождения, иметь здравый рассудок и не быть врагами того лица, против которого они будут свидетельствовать. Никто не праве отводит свидетелей если не докажет их вражды.
Когда истец не может представить доказательства, то он вправе принести очистительную присягу всем своим семейством.
Очистительная присяга проходила в присутствии почетных общинников.
Несогласие на такую присягу означает удовлетворение иска
Книга четвертая. Суд.
При принятии иска местной властью наиб (хаким) назначает дату и место суда, предоставляя право выбрать судей.
По два судьи от каждой конфликтующей стороны и одного нейтрального судью – посредника составляют суд.
Число судей может быть и больше; их количество зависит от важности или сложности рассматриваемого дела.
Ни одна из сторон не может дать отвод судьям противоположной стороны, кроме посредника.
В состав суда желательно выбирать лучших людей из свободных или же привилегированных.
Решения принимались большинством судей.
Судопроизводство велось устно.
В случае несогласия стороны или сторон мог быть созван апелляционный суд по таким же правилам и его решение окончательно.
Для обнаружения ответчика допускается скрытый донос за вознаграждение.
Допускается самовольный арест и последующая передача суда ответчика.
Судебный процесс включал четыре этапа: вначале слушалась жалоба истца, затем оправдание ответчика, после чего выступали свидетели и, наконец, выносился приговор.
Суд должен постановить: 1) состав суда, фамилии, возраст, социальное положение судей, 2) краткое описание дела, 3) размер компенсации, 4) условия и сроки ее выплаты, 5) условия организации примирительного угощения (компенсация).
Срок суда по ранениям – до выздоровления, по убийствам и изнасилованиям два месяца, по другим делам – четыре месяца.

АЛЖИРСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Статутный Закон (Статут)
№256-закегмедж от «__» _________200__г.
Принят Высшим народным советом
Настоящий закон принят во исполнение реформы законодательства государства, определяет статус обычного права в республике, порядок его применения, судопроизводство в рамках обычного права и судоустройство в данной системе.
Часть первая. Общие положения.
Секция 1. Правовая система республики.
Статья 1.
Правовая система республики представляет собой целостную саморазвивающуюся систему национального права, органично сочетающего в себе достижения мировой практики и мысли, традиции национальной государственности, принадлежность к арабской и мусульманской культуре и миру и позволяющее стране обеспечивать свой суверенитет.
Статья 2.
Правовая система республики основывается на следующих принципах:
• Единство и неразрывность всех норм права и их функционирования,
• Многообразие источников права и правовых процедур как взаимодополняющих друг друга.
• Сохранение традиций национального развития и огромное уважение к ним,
• Принадлежность к арабо-мусульманскому миру и правовой культуре.
Статья 3.
Правовая система республики представляет собой сочетание трех различных систем источников права:
• Светское государственное право человеческого разума,
• Шариат как данный мусульманам закон Аллаха,
• Обычное право (адат) как выработанный человеческой практикой родовых отношений.
Статья 4.
Основным элементом является государственное право, на котором основывается правовая жизнь республики, шариат и обычное право регулируют только гражданско-правовые отношения по обоюдному согласию сторон, реализуя тем самым право выбора системы юрисдикции.
Статья 5.
Государство обязано беречь и сохранять правовые традиции общества, реформируя право с огромной ответственностью, приумножать разнообразие и славу национального права, помогать его развивать и прислушиваться к мнению улемов, которое обязательно по ряду вопросов, установленных законом.
Секция 2. Юрисдикция обычного права.
Статья 6.
Под юрисдикцию обычного права подпадают гражданско-правовые отношения между членами родового общества племен.
Членом племени считается:
• Араб мусульманского вероисповедания,
• Старше 25 лет и в здравом уме,
• Знающий обычное право и уважающий обычаи своего племени,
• Живущий в племени и участвующий в его жизни на протяжении года перед обращением в суд.
Статья 7.
К сфере гражданско-правовых отношений относятся:
• Вопросы личного статуса члена племени,
• Семья и брак члена племени,
• Наследство в рамках племени,
• Землепользование для нужд племени,
• Собственность на скот, находящийся в племени,
• Купля-продажа, поставка, мена, дарение имущества члена племени.
Статья 8.
Нормы обычного права не регулируют отношения между членами племени и нечленами племени.
Данные отношения могут регулироваться нормами обычного права только, если вторая сторона когда принадлежала к племени получено согласие государственного суда и другой стороны.
Секция 3. Коллизии.
Статья 9.
Коллизии между нормами обычного права и нормами государственного права разрешает Совет обычного права при президенте республики.
Половина членов Совета назначается Высшим народным советом сроком на 5 лет с возможностью только повторного переизбрания.
Половина членов Совета назначается президентом республик сроком на 5 лет с возможностью только повторного переизбрания.
Статья 10.
Членами Совета могут быть лица, получившие юридическое образование, имеющие опыт работы в государственно-правовой сфере не менее 10 лет и старше 50 лет.
Члены Совета не могут принадлежать к племени и состоят на государственной службе.
Совет не входит в судебную систему страны, но действует под руководством Верховного суда республики.
Статья 11.
Республиканское коллизионное право применяется Советом обычного права при президенте республики по своему усмотрению и на основе самодостаточности.
Совет в случае несогласия с указанием Верховного суда республики может передать вопрос на рассмотрение президента респулики, решение которого в данном случае будет окончательным.
Часть вторая. Источники обычного права.
Секция 1. Система источников обычного права.
Статья 12.
Система источников обычного права является разнообразно и включает три основных элемента:
• Обычая как сложившееся правило поведения в ситуации,
• Решения Судебных советов обычного права как создающие прецедент в области обычного права,
• Кодификация нормы обычного права в кодексах, осуществляемая законодательными органами государства.
Статья 13.
Государство стремиться унифицировать систему обычного права путем принятия кодексов как кодифицирующих основополагающих норм в этой области.
Любой закон, вторгающийся сферу регулирования норм обычного права, подлежит рассмотрению главами племен и должно быть достигнуто согласие большинства из них на действие данного закона в отношении членов племен.
Секция 2. Обычай как основополагающий источник.
Статья 14.
Обычай является основным источником обычного права.
Обычай должен быть санкционирован решением государственных органов для правоприменительной практики в области государственного права при решении коллизионных вопросов.
Обычая представляет собой выработанное веками правовых отношений внутри племен правила поведения и это правило признается всеми членами племени, что позволяет ему регулировать свою сферу отношений.
Статья 15.
Суд обычного права при решении вопросов правового регулирования своей компетенции должен исходить из норм обычного права, руководствуясь при этом началами государственного права, оказывающими руководящее воздействие на систему обычного права.
Суд обычного права не может выйти за пределы своей сферы правового регулирования.
Статья 16.
Суд при решении дела должен принимать во внимание все особенности правового статуса сторон, изучать все обстоятельства дела, правильно толковать обычаи, подлежащие применению в данном случае.
Решение, принятое без учета этих обстоятельств, может быть признано недействительным.
Секция 3. Решения Судебного совета.
Статья 17.
Судебные советы обычного права создаются каждый в области проживания племени.
Члены Судебного совета выбираются членами племени и утверждаются главой племени.
Члены Судебного совета избираются из числа судей обычного права на неограниченный срок.
Статья 18.
Решение Судебного совета принятое в рамках сферы регулирования и правовых процедур является окончательным.
При несогласии одной из сторон дело передается на рассмотрение в государственный суд.
Решения Судебного совета составляет комплекс обязательного применительного права для членов племени.
Статья 19.
Судебный совет полностью самостоятелен в своих действиях.
Решения Судебного совета можно оспорить только в случае его вторжения в сферу регулирования отношения государственного права по причине вынужденной необходимости.
Секция 4. Кодификация норм обычного права.
Статья 20.
Государство через законотворческую деятельность активно участвует в правовой жизни племен, кодифицируя обычное право как полностью самостоятельную и самодостаточную систему норм права, предназначенную для регулирования отношений между племенами и внутри племен.
Кодификация обычного права является приоритетным направлением развития правовой системы республики.
Статья 21.
Основной формой закона, которым регулируется обычное право, является кодекс, принимаемый Высшим народным советом.
Кодекс в области обычного права приравнивается к органическим законам.
В подготовке и принятии проекта Кодекса должны обязательно принимать участие главы племен и также должно быть достигнуто согласие большинства Советов племен.
Статья 22.
Кодификация нормы обычного права осуществляется Советом обычного права при президенте республики.
Совет вправе образовывать Комиссию по подготовке проекта кодекса. При изменении проекта кодекса, подготовленного Комиссией, Совет должен дать мотивированное объяснение президенту республики.
Часть третья. Судоустройство.
Секция 1. Первичные суды.
Статья 23.
Первичный судом в области обычного права является суд старешин племени.
Ежегодно Совет племени при согласи главы племени утверждает судей обычного права племени.
Судьей обычного права в племени может араб мусульманского вероисповедания, живущий в племени не менее 5 лет и достигший возраста 50 лет.
Статья 24.
Первичный суд решает делает на основе настоящего Статута, Кодексов, принятых в его исполнение, решений Судебного совета племени.
Суд не может принимать во внимание решения других Судебных советов как не соответствующих правовым нормам данного племени.
Статья 25.
Первичный суд как суд первой инстанции уполномочен разрешать вопросы о правовом статусе членов других племен в их отношении в членами данного племени только при своей подсудности.
Подсудность дела данному суду возникает из факта участия в деле члена данного племени и более ранней подачи иска.
Секция 2. Судебный совет.
Статья 26.
Судебный совет действует на территории только своего племени.
Судебный совет является судом второй инстанции по спорам, регулируемым нормами обычного права.
Судебный совет не может принять к рассмотрению дела без решения суда первой инстанции за исключением дел, затрагивающим отношения в целом между племенами.
Статья 27.
Судебный совет по своему усмотрению может установить ряд вопросов правового регулирования, по которым он может дополнительно принимать решения в качестве суда первой инстанции с согласия Совета племени.
Данное решение должно быть предусмотрено в самом кодексе.
Данное решение может быть принято как на определенный срок так и на неопределенный срок по наступлении обстоятельств, его отменяющих.
Статья 28.
Судебный совет действует на непостоянной основе и его члены не являются государственными служащими.
Судебный совет может передать дело на разрешение Совета по обычному праву при президенте республики в случае особой общественной значимости дела.
Часть четвертая. Судопроизводство.
Секция 1. Иски.
Статья 29.
Иски обычного права подаются по субъекту либо против племени либо против члена племени.
Иски против племени подаются только главой племени либо членом племени с согласия Совета племени и обращаются сразу в Судебный совет обычного права.
Иски против члена племени подаются в Совет племени, назначающий судей для рассмотрения дела.
Статья 30.
Иски по содержанию подаются либо по подозрению либо по доказательствам.
Иски по подозрению предполагают установление обстоятельств юридического факта и вынесения на этой основе решения.
Иски по доказательствам направлены на установление формы вины, а не самого юридического факта.
Статья 31.
Иски по форме могут быть поданы либо в письменной форме, требующей исследования доказательств в полном объеме либо в устной с регистрацией в канцелярии племени и в таком случае письменные доказательства не исследуются.
Секция 2. Доказательства.
Статья 32.
Доказательствами в процессе в области действия норм обычного права являются показания, письменные доказательства и вещественные доказательства.
Основной формой доказательств являются показания свидетелей.
Наибольшей силой обладают письменные доказательства, исследуемые в процессе рассмотрения иска по письменной форме.
Статья 33.
Показания мужчины приравниваются к показаниям двух женщин.
Показания двух несовершеннолетних приравниваются к голосу мужчины, показания трех несовершеннолетних лиц женского пола приравниваются к голосу женщины.
Статья 34.
Письменными доказательствами могут быть только документы либо их части, которые можно исследовать в судебном процессе.
Вещественными доказательствами являются предметы, устанавливающие либо опровергающие юридический факт.
Секция 3. Судебный процесс.
Статья 35.
Судебный процесс обычного права состоит из стадии подготовки, стадии рассмотрения дела и проведения судебного следствия и стадии исполнения решения суда.
Стадия подготовки включает в себя собирание доказательств, назначение дня слушания и судей, прибытие свидетелей.
Статья 36.
Стадия рассмотрения дел должна полностью позволить участникам процесса и судьям исследовать все доказательства выносимого решения.
Стадия исполнения в случае отказа от добровольного исполнения возлагается на государственную службу судебных исполнителей.
Статья 37.
Доказательства исследуются устно.
Протокол заседания может вестись по решению сторон.
Решение дела обязательно фиксируется в канцелярии племени.
Часть пятая. Вступление в силу.
Статья 38.
Настоящий закон вступает в силу в порялдке, предусмотренном для законов в республике.
Закон подлежит официальному опубликованию.
Статья 39.
Во исполнение настоящего закона должны быть приняты кодексы и законы.
Порядок принятия данных нормативных актов устанавливает Высший народный совет.
г.Алжир, Дворец президента
№256-закегмедж от «__» _________200__г.
Президент АНДР / /

АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ
ЗАКОН «Об управлении бедуинскими племенами в республике» №36-закегресп
Принят Народным советом АРЕ «___» ____________ 200__г.
Настоящий закон устанавливает процедуры управления бедуинскими племенами со стороны государства, формы их самоуправления, органы их самоуправления.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс