КОДЕКС «КЪОНАХАЛЛА»
(ТУКХУМ «НОХЧМАНКХОЙ»)
- Къонах – человек, твердо следующим основным принципам кодекса чести «Къонахалла».
- Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов тейпа, рода, фамилии.
- Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
- В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех. Которые могут его заставить поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.
- Созидательный труд не только не унижает. а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом, как и защита своей страны во время войны.
- Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречие с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому. кроме Отечества.
- Къонах должен быть готов к смерти в каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: отчество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь его высший дар Всевышнего человеку.
- Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это мужество знающего, осознанный шаг навстречу смерти, если иное противоречить интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.
- Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужеством, деяния къонаха должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять себя.
- Къяонах всегда отвечает за свои дела и поступки. Он всегда выполняет данное им другими людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
- Главным богатством къонаха является его честь и личное достоинством. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь и поруганное достоинство обретаются вновь лишь через достойную смерть.
- Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путем богатство настоящего къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отчества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность – разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.
- Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей, так же как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.
- Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии. Помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.
- Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.
- Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: «Нет принуждения к религии». Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.
- Къонах должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчеркивает своей религии, не подменяет истинной веры внешней формой.
- Справедливость – единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же. Как и по отношению к себе.
- Благодарность также является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къхонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.
- В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от социального статуса или возраста.
- Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить или унизить ее, ни себе. Ни другим. Честь и достоинство женщины для къонаха священны.
- Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласится с ее мнением, если она права. Уступить в споре или ссоре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.
- Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относиться с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума и не могут оградить себя от человеческой жестокости.
- Къонах с состраданием относится ко всему живому. Никогда без необходимости не срубит дерево, не причинит вреда ни одному живому существу.
- Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том чяисле и физические страдания.
- Кхонах должен достояно вести себя и веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
- Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта является нравственным долгом къонаха.
- Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость.
- В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который ее нужно ударить, то ей нужно дать развод.
- В дружбе къонах должен быть верным и преданным, защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познается и в дружбе, и в вражде.
- Къонах проявляется по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.
- Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы для любого человека.
- Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так кА любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
- Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
- Закон гостеприимства для къонаха священен. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречен на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступления.
- При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.
- Къонах в течение своей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
- Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.
- Къонах с уважением относится с к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.
- Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.