Культура чеченского народа (Ильясов)

425. Умаров С. Ц. Архитектура позднесредневековой горной Чечено-Ингушетии // Памятники Оте­чества. Кн. 2. М., 1975.

426. Умаров С. Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни, XIII–XVIII вв. Автореф. канд. дисс. М., 1970.

427. Урушадзе И. Е. К семантике прикладного искусства древнего Кавказа и Закавказья // Советская археология. 1979. № 1. С. 54-70.

428. Услар П. К. Древнейшие сказания о Кавказе // Записки Кавказского отдела Русского географи­ческого общества. Кн. 12. Тифлис, 1881. С. 255-281.

429. Ушаков П. Н. Древнейшее население Малой Азии, Кавказа и Эгеиды // Вестник древней истории.  1939. № 4.

430. Фарфоровский С. Чеченские этюды (Из дневника этнографа) // Сборник сведений о Северном Кавказе. Ставрополь, 1912. Т. VII. С. 1-18.

431. Х. О. Народные развлечения у чеченцев // Революция и горец. 1929. № 6. С. 38-44.

432. Харадзе Н. В. Гекатеевы матиены // Вопросы древней истории. Кавказско-ближневосточный сборник. Вып. IV. Тбилиси, 1973. С. 111-119.

433. Харадзе Р. Л. Грузинская семейная община. Т. 2. Тбилиси, 1961. С. 162.

434. Харадзе Р. Л., Робакидзе А. И. К вопросу о нахской этнонимике // Кавказский этнографический сборник. Т. 2. Тбилиси. 1968.

435. Харузин Н. Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сб. материалов по этногра­фии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. 3. М., 1888. С. 115-157.

436. Хизриев Х. А. Из истории освободительной борьбы народов Северного Кавказа против монгол-татарских завоевателей // Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (XI-нач. XX). Грозный, 1979. С. 31-46.

437. Хизриев Х. А. Походы Тимура на Северо- Западный и Центральный Кавказ. // Изв. Чечено- Ин­гушского науч. -исследовательского ин-та истории, языка и литературы. Т. 9. Ч. 3. Вып. 1. Гроз­ный, 1974. С. 125-141.

438. Худадов В. Н. Халды-урартийцы после падения Ванского царства // Вестник древней истории. 1938. №2(3). С. 122-126.

439. Чахкиев Д. Ю. О территории и этнической основе зарождения боевых башен с пирамидальным венчанием на Кавказе // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Гроз­ный, 1979. С. 151-156.

Леча Ильясов является директором Фонда развития науки и культуры «Латта».

Автор книг «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции», М., 2004; «Материаль­ная культура чеченцев», М., 2008; «Чеченский этический кодекс», М., 2008; «Чеченский тейп: генезис и эволю­ция», М., 2008.

Автор научных и публицистических статей по русской и классической филологии, истории и культуре че­ченцев, политологии и истории средневековой архитектуры Чечни.


[1] Под археологической культурой археологи обычно понимают совокупность вещественных памятников прошлого, объединенных общи­ми признаками, или исторически сложившуюся культурную общность, отличающуюся от других таких же культурных общностей строго опреде­ленного времени только ей присущими орудия­ми труда и быта, оружием, украшениями, посу­дой, типами жилищ и, наконец, типами могиль­ных сооружений и погребальным обрядом//Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кав­каза. М., 1960. С. 381.

[2] Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность//Советская археология. 1964. №1. С. 26-43.

[3] Возможно, была и обратная миграция, как об этом свидетельствуют глубокие связи, обнару­женные исследователями между майкопской культурой Северного Кавказа и археологически­ми культурами Передней Азии той эпохи.

[4] Попытки некоторых лингвистов объединить да­гестанские и нахские языки в одну группу явля­ются совершенно безосновательными.

[5] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968. С. 102.

[6] Упоминание хурритов в переднеазиатских ис­точниках хронологически совпадает с угасанием куро-араксской культуры в Закавказье.

[7] Дьяконов И. М. Предыстория армянского наро­да. С. 42.

[8] Там же. С. 104.

[9] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959.

[10] Именно этот ареал отмечен наибольшим ско­плением археологических материалов куро-араксской культуры, в том числе и раннего эта­па ее развития.

[11] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975. С. 154.

[12] Джавахишвили А. И. Строительное дело и архи­тектура Южного Кавказа V–III тысячелетий до н. э. Тбилиси, 1970. С. 223-237.

[13] Изображения быка характерны и для племен майкопской археологической культуры. Культ быка, существовавший в мифологии Передней Азии, Средиземноморья и Кавказа, отразился в средневековом чеченском сказании о происхо­ждении озера Галанчож в Западной Чечне.

[14] История народов Северного Кавказа с древней­ших времен до конца XVIII века. М., 1988. С. 51.

[15] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 160.

[16] Дьяконов И. М. Предыстория армянского наро­да. С. 20.

[17] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 161,198.

[18] Дьяконов И. М. Предыстория армянского наро­да. С. 40.

[19] Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность // Советская археология. 1964. № 1. С. 26-43.

[20] Нахские и дагестанские языки могли иметь ди­алектные различия еще внутри кавказской языковой общности и уже в ту эпоху обрести устойчивую тенденцию к распаду.

[21] В чеченских исторических преданиях говорит­ся о том, что до прихода чеченцев в этих райо­нах жил народ, язык которого отличался от че­ченского, но был понятен для них.

[22] Кобычев В. П. Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памятников материальной культуры // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 165-181.

[23] Дьяконов И. М. Предыстория армянского наро­да. С. 44.

[24] Там же. С. 140.

[25] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 34.

[26] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 145.

[27] Большинство башенных поселений горной Чеч­ни расположены в местах с подобным рельефом.

[28] Багратиони Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1904. С. 150.

[29] Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. Тбилиси, 1961. С. 16.

[30] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 154.

[31] Идентичные им бронзовые котлы были позднее обнаружены в майкопских погребениях курган­ного могильника у селения Бамут в Чечне.

[32] Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прикубанья. М., 1965. С. 74.

[33] При этом Чечня является наименее разведан­ным в археологическом плане регионом.

[34] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 199.

[35] Предположение о консервации куро-араксских черт в более поздней материальной культуре Северо-Восточного Кавказа недостаточно ар­гументировано.

[36] Иногда эта преемственность прослеживается на территории одного поселения. См.: Нечаева Л. Г., Мизиев М. И. Поселение раннего бронзового века на р. Урух // Археологические открытия 1968 г. М., 1969. С. 105.

[37] Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прикубанья. С. 61.

[38] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 376.

[39] Культурное влияние Месопотамии в этот период почему-то не коснулось в такой же степени За­кавказья, хотя оно географически ближе к ней и
по запасам сырья золота и меди не уступало Се­верному Кавказу. В этом отношении трудно со­гласиться с гипотезой С. Н. Кореневского о пере­селении на Северный Кавказ больших групп ме­сопотамского населения с остановкой и адапта­цией в Закавказье, так как археологические на­ходки на пути предполагаемого продвижения
переднеазиатских племен не дают достаточ­ного материала для подобных предположений,
а большей частью он вообще отсутствует. См.: Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 90-92.

[40] Подобного рода связи, вероятно, более харак­терны для периода расцвета майкопской куль­туры, когда у населения, занимавшего предгор­ные и плоскостные районы, появилась потреб­ность в отгонном скотоводстве.

[41] Эта традиция сохраняется у нахских племен и в Средневековье: многие средневековые чечен­ские поселения в горах (Цой-пхеда, Васеркел,
Шарой, Шикарой и др. ) располагаются на реч­ных мысах.

[42] 42 Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 330-335.

[43] История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 48.

[44] Помимо этого, существует термин «терско-кубанская культура».

[45] Марковин В. И. Культура племен Северного Кав­каза в эпоху бронзы. М., 1960. С. 30.

[46] Для памятников майкопской культуры характерно скорченное положение погребенного, го­ловою на юг.

[47] Марковин В. И. Культура племен Северного Кав­каза в эпоху бронзы. С. 33.

[48] Там же. С. 50.

[49] Для Прикубанья – вытянутый костяк с западно-восточной ориентацией, для центральных и горных районов – скорченный костяк. По всей территории северокавказской культуры умень­шается окрашенность костяка, столь характер­ная для погребений майкопской культуры.

[50] Марковин В. И. Культура племен Северного Кав­каза в эпоху бронзы. С. 51.

[51] Там же. С. 84.

[52] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавка­за. М., 1960. С. 301-316.

[53] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. М., 2003. С. 167.

[54] У чеченцев отношение к коню как к священному животному сохраняется и до сих пор. Даже по­сле принятия ислама у чеченцев вплоть до де­портации в 1944 г. сохранялся запрет на упо­требление в пищу конины.

[55] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кав­каз. С. 177.

[56] Древнейший петроглиф, изображающий че­ловека с собакой, был обнаружен автором на стене раннесредневековой постройки в селе­нии Шарой, фи этом сам камень значительно древней самой постройки и, по всей видимости, может относиться к кобанской эпохе.

[57] Козенкова В. И. Кобанская культура. Восточный вариант. М., 1978. С. 12.

[58] У чеченцев обычай возведения надмогильных памятников-чуртов в честь умерших и похо­роненных вдали от родины сохраняется до сих пор.

[59] Козенкова В. И. Кобанская культура. Западный вариант. М., 1989С. 83.

[60] Козенкова В. И. Некоторые археологические критерии в этногенетических исследованиях // Археология и вопросы этнической исто­рии Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 53.

[61] Страбон. География // Кавказ и Дон в произ­ведениях античных авторов. Ростов н/Д., 1990. С. 190.

[62] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. С. 187.

[63] Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949.

[64] Дударев С. Л. Из истории связей населения Кав­каза с киммерийско-скифским миром. Грозный, 1991. С. 124.

[65] Страбон. С. 185.

[66] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х. СПб., 1877. С. 35.

[67] Там же. С. 38.

[68] Джавахишвили И. Основные историко-этнологические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока // Вестник древней истории. 1939. №4. С. 42.

[69] Вагапов Я. Сарматы и вайнахи. Грозный, 1990. С. 110.

[70] Этногенетические предания осетин относятся к периоду не ранее XVII в.

[71] Мошкова М. Г. К вопросу о катакомбных по­гребальных сооружениях как специфическом определителе // История и культура сарматов. Саратов, 1983. С. 28-29.

[72] Абрамова М. П. К вопросу об аланской культу­ре Северного Кавказа // Советская археология. 1978. №1. С. 72.

[73] Абрамова М. П. К вопросу о связях населения Северного Кавказа сарматского времени// Со­ветская археология. 1979. № 2. С. 50.

[74] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кав­каза. С. 311.

[75] Гадло А. В. Этническая история Северного Кав­каза IV-X вв. Л., 1979. С. 177.

[76] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х. С. 35.

[77] Гадло А. В. Этническая история Северного Кав­каза IV-X вв. С. 163.

[78] Там же. С. 177.

[79] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. Баку, 2002. С. 143.

[80] Мадаева З. А. Вайнахская мифология // Этногра­фическое обозрение. 1992. № 3. С. 109.

[81] Хасиев С. -М. О традиционном отсчете времени у чеченцев // Рукопись.

[82] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингу­шей. М., 1972. С. 26.

[83] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингу­шей. С. 29.

[84] Гомер. Илиада. М., 1980. С. 125.

[85] Хасиев С. -М. Мифы о «заячьих всадниках» // Рукопись.

[86] Возможно, это связано также с влиянием мо­нотеистической религии, осуждавшей насилие и несправедливость.

[87] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингу­шей. С. 199-200.

[88] Об этом свидетельствуют многочисленные на­ходки глиняных моделей очагов на поселениях куро-араксской культуры, которые, по всей ви­димости, применялись в ритуальных целях.

[89] Петроглифы в виде свастики, спирали и креста наиболее часто встречаются на чеченских средневековых постройках.

[90] Козенкова В. И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. М., 1996. С. 40.

[91] Кобанская символика, прежде всего свастика и спираль, встречается в большом количестве на камнях средневековых сооружений в горной Чечне.

[92] Гильденштедт И. А. Географическое и статис­тическое описание Грузии и Кавказа. СПб., 1809. С. 77.

[93] Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Владикавказ, 1893. Кн. 2. Вып. 3. С. 41-132.

[94] Смирнова Г. Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 131-135.

[95] Смирнова Г. Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии. С. 131 –135.

[96] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне. (по материалам исследований 1957–1965 гг. ) // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980. С. 184-270.

[97] Марковин В. И. Культовая пластика Кавказа // Новое в археологии Северного Кавказа. М., 1986. С. 77.

[98] Иванов М. А. Верховья реки Гехи // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285.

[99] Мадаева З. А. Народные календарные праздники вайнахов. Грозный, 1990. С. 11.

[100] Мы считаем необоснованным тезис о приня­тии ислама многими чеченскими общинами в IX-X вв., так как это не подтверждается ни ар­хеологическими материалами, ни историче­скими источниками. Согласно монгольским хроникам и летописям Тимура, еще в XIII–XV вв. чеченцы в большинстве своем не были му­сульманами.

[101] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфиз­ма. М., 1987. С. 33.

[102] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфиз­ма. М., 1987. С. 45.

[103] Акаев В. Х. Шейх Кунта-хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 48.

[104] Акаев В. Х., Вок Г. Б., Керимов М. М. Ислам в Чеч­не: традиции и современность. Грозный, 2006. С. 31.

[105] Зикр – восхваление Всевышнего.

[106] Нарты – легендарные герои древнего обще­кавказского эпоса. В чеченском фольклоре со­хранились его древнейшие пласты. Къонахом был нарт Пхармат (Прометей), который добыл с неба огонь для людей, зная, что будет обре­чен за это на вечные муки.

[107] Конфуций. Уроки мудрости // Лунь юй. М., 1999. С. 23.

[108] Конфуций. Уроки мудрости // Лунь юй. С. 23.

[109] Там же. С. 46.

[110] Конфуций. Лунь юй // Древнекитайская фи­лософия. М., 1972. Т. 1, гл. 2, 4.

[111] Конфуций. Уроки мудрости. С. 31.

[112] Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972, 1973. Т. 1. С. 167.

[113] Конфуций. Уроки мудрости //Лунь юй. С. 61.

[114] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 164

[115] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 167.

[116] Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ин­гушей. Грозный, 1979. С. 210-211.

[117] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. С. 67.

[118] Этика, йд общей редакцией А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М., 2006. С. 248.

[119] Там же. С. 256.

[120] Там же. С. 254.

[121] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. С. 67.

[122] Этика, йд общей редакцией А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. С. 252.

[123] Там же. С. 256.

[124] Книга самурая. СПб., 2000. С. 70.

[125] Инадзо Нитобэ. Бусидо Дух Японии. Киев, 1997. С. 26.

[126] Там же. С. 29.

[127] Там же. С. 37.

[128] Там же. С. 33.

[129] Там же. С. 46.

[130] Книга самурая. С. 100.

[131] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в мента­литете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 42.

[132] Чеченские песни, йр. Н. Гребнева. М., 1995. С. 12.

[133] Инадзо Нитобэ. Бусидо Дух Японии. С. 52.

[134] Книга самурая. С. 26.

[135] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в ментали­тете чеченцев. С. 41.

[136] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. С. 138.

[137] Кант. И. Основы метафизики нравственности // Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4(1). С. 274.

[138] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в ментали­тете чеченцев. С. 42.

[139] Черта, характерная для суфизма как ре­лигиозно-философской доктрины.

[140] Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 16­20.

[141] Пушкин А. С. Собрание сочинений в одном томе. М., 1984. С. 201.

[142] Там же. С. 202.

[143] Там же. С. 203.

[144] Там же. С. 453.

[145] Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал чечен­ской нации // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996. C. 44.

[146] Одним из важнейших условий свободы чеченцы считают право свободного выбора. Воз­можно, поэтому они отдали предпочтение су­фийской религиозной доктрине, согласно ко­торой даже Предопределение оставляет чело­веку выбор между Добром и Злом.

[147] Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал че­ченской нации. С. 47.

[148] Чеченцы считают къонахом человека любой национальности или вероисповедания, если он соответствует этому званию своими личными качествами и поступками.

[149] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфиз­ма. С. 50.

[150] Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 235.

[151] Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. С. 81.

[152] Чеченские песни, Пер. Н. Гребнева. С. 19.

[153] Гамрекели В. Н. Об изучении прошлого // Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII веке. Тбилиси, 1968. С. 37.

[154] Надпись греческим письмом на камне боевой башни Кирды в Аргунском ущелье.

[155] Эта азбука после революции 1917 г. легла в основу новой чеченской письменности, заме­нив собой латинскую графику.

[156] Туркаев Х. В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987.

[157] Народные актеры типа русских скоморохов.

[158] Направление в суфизме, распространивше­еся в Чечне в период укрепления и последу­ющей формализации ислама, представители которого выступали с резкой критикой хан­жества и лицемерия официального духовен­ства. Эта критика выражалась и в сатириче­ских стихах и песнях, и в виде театрализован­ных представлений.

[159] Мадаева З. А. Народные календарные праздни­ки вайнахов. Грозный, 1990. С. 20.

[160] Сулейманов А. Топонимика Чечни. Нальчик, 1997. С. 76.

[161] Мадаева З. А. Народные календарные празд­ники вайнахов. C. 31.

[162] Сулейманов С. Топонимика Чечни. С. 107.

[163] Музаев Н. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма. Цит. по кн.: Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный, 1975. С. 23-24.

[164] Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская дра­матургия. С. 17.

[165] Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драма­тургия. С. 29., Албакова Ф. Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. Тбилиси, 1990. Автореф. канд. дис. С. 8.

[166] Зубкова Е. Классика на сцене Чечено-ингушского театра // Театр. № 3. 1970.

[167] Березин К. «Сид» Корнеля на чеченской сцене// Театр. 1973. № 1.

[168] Зубкова Е. Классика на сцене Чечено-ингушского театра // Многоязыкий театр Рос­сии. М., 1980. С . 45.

[169] Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С. 8.

[170] Илланча – народный сказитель.

[171] Фольклор: песенное наследие. М., 1991. С. 245.

[172] Айдаев Ю. Музыкальная культура // Чеченцы:
история и современность. М., 1996. С. 298.

[173] Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298.

[174] Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298

[175] Мир художественной культуры. СПб., 2004. С. 218.

[176] 176Аталиков В. Т. Вайнахи в XVIII веке по извести­ям европейских авторов // История и этногра­фия и культура народов Северного Кавказа. Ор­джоникидзе, 1981. С. 124.

[177] По представлениям чеченцев, солнце утром выходило из моря и вечером в него погружа­лось.

[178] Хасиев С. -М. Тесей // Рукопись.

[179] Тесей – древнегреческий мифологический герой.

[180] Сулейманов А. Топонимия Чечни. С. 122.

[181] Там же С. 44.

[182] Районы формирования протонахских племен.

[183] Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. С. 73.

[184] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кав­каз. С. 30.

[185] Там же. С. 32.

[186] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кав­каза.

[187] История народов Северного Кавказа с древ­нейших времен до конца XVIII века. М., 1988. С. 51.

[188] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 163.

[189] Там же. С. 161.

[190] Эти племена этнически идентифицируются с протонахскими племенами.

[191] Высокая культура производства металличе­ского оружия сохраняется у чеченцев вплоть до XIX века.

[192] Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 85.

[193] История народов Северного Кавказа. М., 1988.  С. 48.

[194] История народов Северного Кавказа с древ­нейших времен до XVIII века. М., 1988. С. 62.

[195] Козенкова В. И. Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-юрт. М., 1982. С. 42.

[196] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кав­каз. С. 171.

[197] Там же. С. 175.

[198] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. С. 166.

[199] Асхабов И. Чеченское оружие. М., 2002.

[200] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 228.

[201] К примеру, в основание Хаскалинской боевой башни уложены каменные глыбы весом более тонны.

[202] Абрамова М. П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа. С. 75.

[203] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х.

[204] Козенкова В. И. Культурно-исторические про­цессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. С. 40.

[205] Дьяконов И. М. Предыстория армянского на­рода. С. 62.

[206] Ксенофонт. Анабасис // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990.  С. 85.

[207] Хасиев С. -М. Календарный год у вайнахов // Новое в этнографических и антропологиче­ских исследованиях. М., 1974. С. 72.

[208] Аполоний Родосский. Аргонавтика // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ро­стов н/Д, 1990. С. 114.

[209] Витрувий. Об архитектуре // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990. С. 196-197.

[210] Страбон. География. С. 193.

[211] Джандиери Н. Ш., Цицишвили И. Н. Архитекту­ра Грузии от истоков до наших дней. М., 1976. С. 15.

[212] Ипполитов А. Этнографические очерки Аргун­ского округа // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Т. I. С 51.

[213] Головинский П. И. Заметки о Чечне и чеченцах // Сб. сведений о Терской области. Владикав­каз, 1878. Вып. 1. С. 241-261.

[214] Иванов М. А. Верховья р. Гехи // Изв. Кавказско­го отдела Русского географического общества.  Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285.

[215] Гольдштейн А. Ф. Средневековое зодче­ство Чечено-Ингушетии и Северной Осетии. М., 1975. С. 29.

[216] Робакидзе А. И. Жилища и поселения горных ингушей // Кавказский этнографический сбор­ник. Тбилиси, 1968. Т. II. С. 41-117.

[217] Ган К. Ф. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей // Кавказский вестник. 1900. №6. C. 66.

[218] Кобычев В. П. Поселения и жилище народов Се­верного Кавказа в XIX-XX вв. М., 1982. С. 80.

[219] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957– 1965 гг. ). С. 184-270.

[220] Джанберидзе Н. Ш., Цицишвили И. Н. Архитек­тура Грузии. М., 1976. С. 164.

[221] Марковин В. И. Памятники зодчества в гор­ной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг. С. 184-270.

[222] Миллер В. Ф. Терская область. Археологиче­ские экскурсии // Материалы по археологии Кавказа. М., 1888. Вып. 1. С. 2-36.

[223] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957– 1965 гг. ). С. 184-270.

[224] Щеблыкин И. П. Искусство ингушей в памят­никах материальной культуры // Изв. Ингуш­ского научно-исследовательского института истории и культуры. Владикавказ, 1928. Вып. 1. С. 282.

[225] Виноградов В. Б., Чахкиев Д. Ю. Некоторые тра­диции военного искусства вайнахов в средне­вековье // Советская этнография. 1984. № 1. С. 98-110.

[226] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. С. 143.

[227] Кобычев В. П. Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памят­ников материальной культуры // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 165-181.

[228] Марковин В. И. Архитектурные памятники че­ченского исторического общества Чаберлой // Археологические памятники Чечено-Ингу­шетии. Грозный, 1979. С. 95.

[229] Берже А. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990. С. 33.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Есть 1 комментарий. к “Культура чеченского народа (Ильясов)”

  1. Ольга пишет:

    Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа)…

    Подробнее читайте на сайте Женский онлайн журнал …

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс