425. Умаров С. Ц. Архитектура позднесредневековой горной Чечено-Ингушетии // Памятники Отечества. Кн. 2. М., 1975.
426. Умаров С. Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни, XIII–XVIII вв. Автореф. канд. дисс. М., 1970.
427. Урушадзе И. Е. К семантике прикладного искусства древнего Кавказа и Закавказья // Советская археология. 1979. № 1. С. 54-70.
428. Услар П. К. Древнейшие сказания о Кавказе // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Кн. 12. Тифлис, 1881. С. 255-281.
429. Ушаков П. Н. Древнейшее население Малой Азии, Кавказа и Эгеиды // Вестник древней истории. 1939. № 4.
430. Фарфоровский С. Чеченские этюды (Из дневника этнографа) // Сборник сведений о Северном Кавказе. Ставрополь, 1912. Т. VII. С. 1-18.
431. Х. О. Народные развлечения у чеченцев // Революция и горец. 1929. № 6. С. 38-44.
432. Харадзе Н. В. Гекатеевы матиены // Вопросы древней истории. Кавказско-ближневосточный сборник. Вып. IV. Тбилиси, 1973. С. 111-119.
433. Харадзе Р. Л. Грузинская семейная община. Т. 2. Тбилиси, 1961. С. 162.
434. Харадзе Р. Л., Робакидзе А. И. К вопросу о нахской этнонимике // Кавказский этнографический сборник. Т. 2. Тбилиси. 1968.
435. Харузин Н. Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сб. материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. 3. М., 1888. С. 115-157.
436. Хизриев Х. А. Из истории освободительной борьбы народов Северного Кавказа против монгол-татарских завоевателей // Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (XI-нач. XX). Грозный, 1979. С. 31-46.
437. Хизриев Х. А. Походы Тимура на Северо- Западный и Центральный Кавказ. // Изв. Чечено- Ингушского науч. -исследовательского ин-та истории, языка и литературы. Т. 9. Ч. 3. Вып. 1. Грозный, 1974. С. 125-141.
438. Худадов В. Н. Халды-урартийцы после падения Ванского царства // Вестник древней истории. 1938. №2(3). С. 122-126.
439. Чахкиев Д. Ю. О территории и этнической основе зарождения боевых башен с пирамидальным венчанием на Кавказе // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 151-156.
Леча Ильясов является директором Фонда развития науки и культуры «Латта».
Автор книг «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции», М., 2004; «Материальная культура чеченцев», М., 2008; «Чеченский этический кодекс», М., 2008; «Чеченский тейп: генезис и эволюция», М., 2008.
Автор научных и публицистических статей по русской и классической филологии, истории и культуре чеченцев, политологии и истории средневековой архитектуры Чечни.
[1] Под археологической культурой археологи обычно понимают совокупность вещественных памятников прошлого, объединенных общими признаками, или исторически сложившуюся культурную общность, отличающуюся от других таких же культурных общностей строго определенного времени только ей присущими орудиями труда и быта, оружием, украшениями, посудой, типами жилищ и, наконец, типами могильных сооружений и погребальным обрядом//Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. С. 381.
[2] Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность//Советская археология. 1964. №1. С. 26-43.
[3] Возможно, была и обратная миграция, как об этом свидетельствуют глубокие связи, обнаруженные исследователями между майкопской культурой Северного Кавказа и археологическими культурами Передней Азии той эпохи.
[4] Попытки некоторых лингвистов объединить дагестанские и нахские языки в одну группу являются совершенно безосновательными.
[5] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968. С. 102.
[6] Упоминание хурритов в переднеазиатских источниках хронологически совпадает с угасанием куро-араксской культуры в Закавказье.
[7] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. С. 42.
[8] Там же. С. 104.
[9] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959.
[10] Именно этот ареал отмечен наибольшим скоплением археологических материалов куро-араксской культуры, в том числе и раннего этапа ее развития.
[11] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975. С. 154.
[12] Джавахишвили А. И. Строительное дело и архитектура Южного Кавказа V–III тысячелетий до н. э. Тбилиси, 1970. С. 223-237.
[13] Изображения быка характерны и для племен майкопской археологической культуры. Культ быка, существовавший в мифологии Передней Азии, Средиземноморья и Кавказа, отразился в средневековом чеченском сказании о происхождении озера Галанчож в Западной Чечне.
[14] История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1988. С. 51.
[15] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 160.
[16] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. С. 20.
[17] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 161,198.
[18] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. С. 40.
[19] Крупнов Е. И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность // Советская археология. 1964. № 1. С. 26-43.
[20] Нахские и дагестанские языки могли иметь диалектные различия еще внутри кавказской языковой общности и уже в ту эпоху обрести устойчивую тенденцию к распаду.
[21] В чеченских исторических преданиях говорится о том, что до прихода чеченцев в этих районах жил народ, язык которого отличался от чеченского, но был понятен для них.
[22] Кобычев В. П. Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памятников материальной культуры // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 165-181.
[23] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. С. 44.
[24] Там же. С. 140.
[25] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 34.
[26] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 145.
[27] Большинство башенных поселений горной Чечни расположены в местах с подобным рельефом.
[28] Багратиони Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1904. С. 150.
[29] Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. Тбилиси, 1961. С. 16.
[30] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 154.
[31] Идентичные им бронзовые котлы были позднее обнаружены в майкопских погребениях курганного могильника у селения Бамут в Чечне.
[32] Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прикубанья. М., 1965. С. 74.
[33] При этом Чечня является наименее разведанным в археологическом плане регионом.
[34] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 199.
[35] Предположение о консервации куро-араксских черт в более поздней материальной культуре Северо-Восточного Кавказа недостаточно аргументировано.
[36] Иногда эта преемственность прослеживается на территории одного поселения. См.: Нечаева Л. Г., Мизиев М. И. Поселение раннего бронзового века на р. Урух // Археологические открытия 1968 г. М., 1969. С. 105.
[37] Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прикубанья. С. 61.
[38] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 376.
[39] Культурное влияние Месопотамии в этот период почему-то не коснулось в такой же степени Закавказья, хотя оно географически ближе к ней и
по запасам сырья золота и меди не уступало Северному Кавказу. В этом отношении трудно согласиться с гипотезой С. Н. Кореневского о переселении на Северный Кавказ больших групп месопотамского населения с остановкой и адаптацией в Закавказье, так как археологические находки на пути предполагаемого продвижения
переднеазиатских племен не дают достаточного материала для подобных предположений,
а большей частью он вообще отсутствует. См.: Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 90-92.
[40] Подобного рода связи, вероятно, более характерны для периода расцвета майкопской культуры, когда у населения, занимавшего предгорные и плоскостные районы, появилась потребность в отгонном скотоводстве.
[41] Эта традиция сохраняется у нахских племен и в Средневековье: многие средневековые чеченские поселения в горах (Цой-пхеда, Васеркел,
Шарой, Шикарой и др. ) располагаются на речных мысах.
[42] 42 Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 330-335.
[43] История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 48.
[44] Помимо этого, существует термин «терско-кубанская культура».
[45] Марковин В. И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы. М., 1960. С. 30.
[46] Для памятников майкопской культуры характерно скорченное положение погребенного, головою на юг.
[47] Марковин В. И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы. С. 33.
[48] Там же. С. 50.
[49] Для Прикубанья – вытянутый костяк с западно-восточной ориентацией, для центральных и горных районов – скорченный костяк. По всей территории северокавказской культуры уменьшается окрашенность костяка, столь характерная для погребений майкопской культуры.
[50] Марковин В. И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы. С. 51.
[51] Там же. С. 84.
[52] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. С. 301-316.
[53] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. М., 2003. С. 167.
[54] У чеченцев отношение к коню как к священному животному сохраняется и до сих пор. Даже после принятия ислама у чеченцев вплоть до депортации в 1944 г. сохранялся запрет на употребление в пищу конины.
[55] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. С. 177.
[56] Древнейший петроглиф, изображающий человека с собакой, был обнаружен автором на стене раннесредневековой постройки в селении Шарой, фи этом сам камень значительно древней самой постройки и, по всей видимости, может относиться к кобанской эпохе.
[57] Козенкова В. И. Кобанская культура. Восточный вариант. М., 1978. С. 12.
[58] У чеченцев обычай возведения надмогильных памятников-чуртов в честь умерших и похороненных вдали от родины сохраняется до сих пор.
[59] Козенкова В. И. Кобанская культура. Западный вариант. М., 1989С. 83.
[60] Козенкова В. И. Некоторые археологические критерии в этногенетических исследованиях // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 53.
[61] Страбон. География // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д., 1990. С. 190.
[62] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. С. 187.
[63] Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949.
[64] Дударев С. Л. Из истории связей населения Кавказа с киммерийско-скифским миром. Грозный, 1991. С. 124.
[65] Страбон. С. 185.
[66] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х. СПб., 1877. С. 35.
[67] Там же. С. 38.
[68] Джавахишвили И. Основные историко-этнологические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока // Вестник древней истории. 1939. №4. С. 42.
[69] Вагапов Я. Сарматы и вайнахи. Грозный, 1990. С. 110.
[70] Этногенетические предания осетин относятся к периоду не ранее XVII в.
[71] Мошкова М. Г. К вопросу о катакомбных погребальных сооружениях как специфическом определителе // История и культура сарматов. Саратов, 1983. С. 28-29.
[72] Абрамова М. П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа // Советская археология. 1978. №1. С. 72.
[73] Абрамова М. П. К вопросу о связях населения Северного Кавказа сарматского времени// Советская археология. 1979. № 2. С. 50.
[74] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. С. 311.
[75] Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1979. С. 177.
[76] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х. С. 35.
[77] Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. С. 163.
[78] Там же. С. 177.
[79] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. Баку, 2002. С. 143.
[80] Мадаева З. А. Вайнахская мифология // Этнографическое обозрение. 1992. № 3. С. 109.
[81] Хасиев С. -М. О традиционном отсчете времени у чеченцев // Рукопись.
[82] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972. С. 26.
[83] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. С. 29.
[84] Гомер. Илиада. М., 1980. С. 125.
[85] Хасиев С. -М. Мифы о «заячьих всадниках» // Рукопись.
[86] Возможно, это связано также с влиянием монотеистической религии, осуждавшей насилие и несправедливость.
[87] Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. С. 199-200.
[88] Об этом свидетельствуют многочисленные находки глиняных моделей очагов на поселениях куро-араксской культуры, которые, по всей видимости, применялись в ритуальных целях.
[89] Петроглифы в виде свастики, спирали и креста наиболее часто встречаются на чеченских средневековых постройках.
[90] Козенкова В. И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. М., 1996. С. 40.
[91] Кобанская символика, прежде всего свастика и спираль, встречается в большом количестве на камнях средневековых сооружений в горной Чечне.
[92] Гильденштедт И. А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. СПб., 1809. С. 77.
[93] Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Владикавказ, 1893. Кн. 2. Вып. 3. С. 41-132.
[94] Смирнова Г. Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 131-135.
[95] Смирнова Г. Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии. С. 131 –135.
[96] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне. (по материалам исследований 1957–1965 гг. ) // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980. С. 184-270.
[97] Марковин В. И. Культовая пластика Кавказа // Новое в археологии Северного Кавказа. М., 1986. С. 77.
[98] Иванов М. А. Верховья реки Гехи // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285.
[99] Мадаева З. А. Народные календарные праздники вайнахов. Грозный, 1990. С. 11.
[100] Мы считаем необоснованным тезис о принятии ислама многими чеченскими общинами в IX-X вв., так как это не подтверждается ни археологическими материалами, ни историческими источниками. Согласно монгольским хроникам и летописям Тимура, еще в XIII–XV вв. чеченцы в большинстве своем не были мусульманами.
[101] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 33.
[102] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 45.
[103] Акаев В. Х. Шейх Кунта-хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 48.
[104] Акаев В. Х., Вок Г. Б., Керимов М. М. Ислам в Чечне: традиции и современность. Грозный, 2006. С. 31.
[105] Зикр – восхваление Всевышнего.
[106] Нарты – легендарные герои древнего общекавказского эпоса. В чеченском фольклоре сохранились его древнейшие пласты. Къонахом был нарт Пхармат (Прометей), который добыл с неба огонь для людей, зная, что будет обречен за это на вечные муки.
[107] Конфуций. Уроки мудрости // Лунь юй. М., 1999. С. 23.
[108] Конфуций. Уроки мудрости // Лунь юй. С. 23.
[109] Там же. С. 46.
[110] Конфуций. Лунь юй // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1, гл. 2, 4.
[111] Конфуций. Уроки мудрости. С. 31.
[112] Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972, 1973. Т. 1. С. 167.
[113] Конфуций. Уроки мудрости //Лунь юй. С. 61.
[114] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 164
[115] Древнекитайская философия. Т. 1. С. 167.
[116] Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979. С. 210-211.
[117] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. С. 67.
[118] Этика, йд общей редакцией А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М., 2006. С. 248.
[119] Там же. С. 256.
[120] Там же. С. 254.
[121] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. С. 67.
[122] Этика, йд общей редакцией А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. С. 252.
[123] Там же. С. 256.
[124] Книга самурая. СПб., 2000. С. 70.
[125] Инадзо Нитобэ. Бусидо Дух Японии. Киев, 1997. С. 26.
[126] Там же. С. 29.
[127] Там же. С. 37.
[128] Там же. С. 33.
[129] Там же. С. 46.
[130] Книга самурая. С. 100.
[131] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 42.
[132] Чеченские песни, йр. Н. Гребнева. М., 1995. С. 12.
[133] Инадзо Нитобэ. Бусидо Дух Японии. С. 52.
[134] Книга самурая. С. 26.
[135] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев. С. 41.
[136] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. С. 138.
[137] Кант. И. Основы метафизики нравственности // Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4(1). С. 274.
[138] Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев. С. 42.
[139] Черта, характерная для суфизма как религиозно-философской доктрины.
[140] Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. С. 1620.
[141] Пушкин А. С. Собрание сочинений в одном томе. М., 1984. С. 201.
[142] Там же. С. 202.
[143] Там же. С. 203.
[144] Там же. С. 453.
[145] Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал чеченской нации // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996. C. 44.
[146] Одним из важнейших условий свободы чеченцы считают право свободного выбора. Возможно, поэтому они отдали предпочтение суфийской религиозной доктрине, согласно которой даже Предопределение оставляет человеку выбор между Добром и Злом.
[147] Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал чеченской нации. С. 47.
[148] Чеченцы считают къонахом человека любой национальности или вероисповедания, если он соответствует этому званию своими личными качествами и поступками.
[149] Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. С. 50.
[150] Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 235.
[151] Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. С. 81.
[152] Чеченские песни, Пер. Н. Гребнева. С. 19.
[153] Гамрекели В. Н. Об изучении прошлого // Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII веке. Тбилиси, 1968. С. 37.
[154] Надпись греческим письмом на камне боевой башни Кирды в Аргунском ущелье.
[155] Эта азбука после революции 1917 г. легла в основу новой чеченской письменности, заменив собой латинскую графику.
[156] Туркаев Х. В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987.
[157] Народные актеры типа русских скоморохов.
[158] Направление в суфизме, распространившееся в Чечне в период укрепления и последующей формализации ислама, представители которого выступали с резкой критикой ханжества и лицемерия официального духовенства. Эта критика выражалась и в сатирических стихах и песнях, и в виде театрализованных представлений.
[159] Мадаева З. А. Народные календарные праздники вайнахов. Грозный, 1990. С. 20.
[160] Сулейманов А. Топонимика Чечни. Нальчик, 1997. С. 76.
[161] Мадаева З. А. Народные календарные праздники вайнахов. C. 31.
[162] Сулейманов С. Топонимика Чечни. С. 107.
[163] Музаев Н. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма. Цит. по кн.: Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный, 1975. С. 23-24.
[164] Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драматургия. С. 17.
[165] Айдаев Ю. Чечено-ингушская советская драматургия. С. 29., Албакова Ф. Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. Тбилиси, 1990. Автореф. канд. дис. С. 8.
[166] Зубкова Е. Классика на сцене Чечено-ингушского театра // Театр. № 3. 1970.
[167] Березин К. «Сид» Корнеля на чеченской сцене// Театр. 1973. № 1.
[168] Зубкова Е. Классика на сцене Чечено-ингушского театра // Многоязыкий театр России. М., 1980. С . 45.
[169] Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С. 8.
[170] Илланча – народный сказитель.
[171] Фольклор: песенное наследие. М., 1991. С. 245.
[172] Айдаев Ю. Музыкальная культура // Чеченцы:
история и современность. М., 1996. С. 298.
[173] Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298.
[174] Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298
[175] Мир художественной культуры. СПб., 2004. С. 218.
[176] 176Аталиков В. Т. Вайнахи в XVIII веке по известиям европейских авторов // История и этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. С. 124.
[177] По представлениям чеченцев, солнце утром выходило из моря и вечером в него погружалось.
[178] Хасиев С. -М. Тесей // Рукопись.
[179] Тесей – древнегреческий мифологический герой.
[180] Сулейманов А. Топонимия Чечни. С. 122.
[181] Там же С. 44.
[182] Районы формирования протонахских племен.
[183] Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. С. 73.
[184] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. С. 30.
[185] Там же. С. 32.
[186] Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа.
[187] История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1988. С. 51.
[188] Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. С. 163.
[189] Там же. С. 161.
[190] Эти племена этнически идентифицируются с протонахскими племенами.
[191] Высокая культура производства металлического оружия сохраняется у чеченцев вплоть до XIX века.
[192] Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004. С. 85.
[193] История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 48.
[194] История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII века. М., 1988. С. 62.
[195] Козенкова В. И. Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-юрт. М., 1982. С. 42.
[196] Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. С. 171.
[197] Там же. С. 175.
[198] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. С. 166.
[199] Асхабов И. Чеченское оружие. М., 2002.
[200] Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). С. 228.
[201] К примеру, в основание Хаскалинской боевой башни уложены каменные глыбы весом более тонны.
[202] Абрамова М. П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа. С. 75.
[203] Ширакаци Анания. Армянская география VII века до р. х.
[204] Козенкова В. И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. С. 40.
[205] Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. С. 62.
[206] Ксенофонт. Анабасис // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990. С. 85.
[207] Хасиев С. -М. Календарный год у вайнахов // Новое в этнографических и антропологических исследованиях. М., 1974. С. 72.
[208] Аполоний Родосский. Аргонавтика // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990. С. 114.
[209] Витрувий. Об архитектуре // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов н/Д, 1990. С. 196-197.
[210] Страбон. География. С. 193.
[211] Джандиери Н. Ш., Цицишвили И. Н. Архитектура Грузии от истоков до наших дней. М., 1976. С. 15.
[212] Ипполитов А. Этнографические очерки Аргунского округа // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Т. I. С 51.
[213] Головинский П. И. Заметки о Чечне и чеченцах // Сб. сведений о Терской области. Владикавказ, 1878. Вып. 1. С. 241-261.
[214] Иванов М. А. Верховья р. Гехи // Изв. Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285.
[215] Гольдштейн А. Ф. Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии. М., 1975. С. 29.
[216] Робакидзе А. И. Жилища и поселения горных ингушей // Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1968. Т. II. С. 41-117.
[217] Ган К. Ф. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей // Кавказский вестник. 1900. №6. C. 66.
[218] Кобычев В. П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. М., 1982. С. 80.
[219] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957– 1965 гг. ). С. 184-270.
[220] Джанберидзе Н. Ш., Цицишвили И. Н. Архитектура Грузии. М., 1976. С. 164.
[221] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг. С. 184-270.
[222] Миллер В. Ф. Терская область. Археологические экскурсии // Материалы по археологии Кавказа. М., 1888. Вып. 1. С. 2-36.
[223] Марковин В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957– 1965 гг. ). С. 184-270.
[224] Щеблыкин И. П. Искусство ингушей в памятниках материальной культуры // Изв. Ингушского научно-исследовательского института истории и культуры. Владикавказ, 1928. Вып. 1. С. 282.
[225] Виноградов В. Б., Чахкиев Д. Ю. Некоторые традиции военного искусства вайнахов в средневековье // Советская этнография. 1984. № 1. С. 98-110.
[226] Арсанукаев Р. Д. Вайнахи и аланы. С. 143.
[227] Кобычев В. П. Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памятников материальной культуры // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 165-181.
[228] Марковин В. И. Архитектурные памятники чеченского исторического общества Чаберлой // Археологические памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 95.
[229] Берже А. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990. С. 33.
Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа)…
Подробнее читайте на сайте Женский онлайн журнал …