ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ВИКИПЕДИЯ)
Исламская экономика относится к объекту исламской научной литературы, который “определяет и продвигает экономический строй, соответствующий исламскому священному писанию и традициям”, а в экономическом мире беспроцентная исламская банковская система, основана на запрещенной Шариатом процентной ставке (Riba). Литература, зарождалась в “конце 1940-ых, и особенно” после “середины 1960-ых” годов. Банковская система развивалась в течение 1970-ых годов. Центральные функции исламской экономической литературы были названы “поведенческими нормами”, извлеченными из Корана и Сунны, налог закат (zakat), в качестве основы исламской фискальной политики и запрета на интерес.
В шиитском Исламе некоторые ученые, такие как Махмуд Талегани, и Мохаммад Бакир ас-Садр, развили “исламскую экономику” выделяя, что поднятие малоимущих масс, основная роль государства в таких вопросах, как оборот и справедливое распределение богатства, и обеспечение участников торговой площадкой, будут вознаграждены за то, что подвергались риску и/или ответственности.
Исламистские движения и авторы вообще описывают исламскую экономическую систему не как Социалистическую или Капиталистическую, а как “третий путь” без недостатков двух других систем.
История
Традиционные исламские концепции, связанные с экономикой включают:
- Zakat – “обложение налогом определенных товаров, таких как урожай, подразумевая направление этих налогов на расходы, которые также четко определены, например помощь нуждающимся”.
- Gharar – “запрет непредвиденного обстоятельства… то есть, наличия любого элемента неопределенности, в договоре (который исключает не только страхование, но также и предоставление денег без участия в рисках)”,
- Riba – “называемого ростовщичеством (современные исламские экономисты пришли к согласию, что это не относится только к ростовщичеству, скорее Riba, является неким видом дохода)”,
Эти, как и остальные понятия в мусульманском праве, прибыли из “предписаний, анекдотов, примеров, и слов Мухаммеда, собранные вместе и систематизированные толкователями согласно индуктивному, казуистическому методу”. Иногда были использованы другие источники, такие как al-urf, (обычай), al-aql (причина) или al-ijma (согласие юристов).
Кроме того, исламское право развило области права, которые соответствуют светскому договорному праву и деликтам.
Ранние реформы в Исламе
Некоторые приводят доводы, что ранняя исламская теория и практика сформировали “последовательную” экономическую систему с “основой для нового порядка в обществе, где всех участников будут рассматривать более справедливо”. Майкл Боннер, например, писал, что “экономика бедности” преобладала в Исламе вплоть до 13-ого и 14-ого столетия. Согласно этой системе руководство Бога гарантировало, что поток денег и товаров был “очищен”, будучи направленным от тех, у кого была большая часть этого к тем, у кого было мало, поощряя zakat (налог) и препятствуя riba (ростовщичество/интерес) на кредиты. Боннер полагает, что Мухаммед также помогал бедным торговцам, дозволяя иметь только палатки, а не капитальные здания на рынке Медины, и не взыскивая там взносы и аренду.
Классическая мусульманская экономическая мысль
В некоторой степени ранние мусульмане базировали свои экономические анализы на Коране (как например непринятие riba, имея в виду ростовщичество/интерес), а также из Сунны, высказываний и дел Мухаммеда.
Возможно, самым известным исламским ученым, который писал об экономике, был Ибн Хальдун (1332-1406), который считается отцом современной экономики. Ибн Хальдун писал об экономической и политической теории во введении, или Muqaddimah (Пролегомена), его Мировой Истории (Китаб аль-Ибар). В книге он обсуждал то, что назвал asabiyya (социальное единство), которое он определял как причину того, что некоторые цивилизации становились великими, а другие нет. Ибн Хальдун считал, что многие общественные силы являются циклическими, хотя и могут случаться внезапные крутые повороты, которые ломают структуру
Его идея о преимуществах разделения труда также касается asabiyya, чем больше социальное сплочение, тем может быть более сложное успешное разделение, больший экономический рост. Он отметил, что рост и развитие положительно стимулируют как спрос, так и предложение, и что силы спроса и предложения – то, что определяет цену товаров. Он также выделял макроэкономические силы прироста населения, развитие человеческого капитала, и влияние технологического прогресса на развитие. Фактически, Ибн Хальдун полагал, что прирост населения напрямую зависел от благосостояния.
Другие важные ранние мусульманские ученые, которые написали об экономике: Абу Ханифа, Абу Юсуф (731-798), Ишак бин Али аль-Рахви (854-931), аль-Фараби (873-950), Кабус (d. 1012), Ибн Сина (Авиценна) (980-1037), Ибн Мискавейх (b. 1030), аль-Гхазали (1058-1111), аль-Маварди (1075-1158), Насир аль-Дин аль-Туси (1201-1274), Ибн Таймиях (1263-1328) и аль-Макризи.
Экономика в Халифате
Во время арабской Сельскохозяйственной Революции социальное преобразование произошло в результате изменений, когда лицам любого пола, этнической или религиозной принадлежности предоставлялось право владения, право покупки, продажи, право заложить и унаследовать землю. На основе Корана, требовалось подписание договоров для крупных финансовых операций относительно сельского хозяйства, производства, торговли, и занятости. Копии договора обычно хранились обеими участвующими сторонами.
Существуют общие черты между исламской экономикой и левыми или социалистическими принципами экономической политики. Исламские правоведы утверждали, что приватизация происхождения нефти, газа, и другого производящего огонь топлива, пахотной земли, а также воды запрещена. Принцип государственной или совместной собственности был выработан мусульманскими правоведами из следующего хадиса Пророка Ислама:
Ибн Аббас гласил, что Мухаммед сказал: “Все мусульмане являются партнерами в трех вещах – в воде, траве и огне”. (Передано Абу Даудом и Ибн Маджахом) Анас добавил к вышеупомянутому хадису, “Его цена – Haram (запрещена)” Правоведы утверждали, что согласно qiyas, вышеупомянутое ограничение на приватизацию может быть расширено на все главные ресурсы, которые приносят пользу обществу в целом.
Кроме похожих черт социализма, в Халифате присутствовали ранние формы прото-капитализма и свободных рынков. Ранняя рыночная экономика и ранняя форма торгового капитализма сложились между 8-ым и 12-ым столетиями. Энергичная монетарная экономика развивалась на основании широкого обращения единой валюты (динар) и интеграция ранее независимых денежных областей. Деловые методы и формы деловой организации, которые использовались в это время, включали, предварительные договоры, векселя, международную торговлю, ранние формы партнерства (mufawada), такие, как товарищества с ограниченной ответственностью (mudaraba), и ранние формы кредита, задолженности, прибыли, убытков, капитала (al-mal), накопление капитала (nama al-mal), оборотный капитал, капиталовложение, доход, чеки, долговые обязательства, тресты (waqf), сберегательные счета, транзакционные счета, залог, заем, обменные курсы, банкиров, менял, бухгалтерские книги, депозиты, ассигнования, бухгалтерская система двойной записи, и судебные процессы. Также, в средневековом исламском мире существовали организационные предприятия, подобные независимым от государства корпорациям. Многие из этих понятий были приняты и получили дальнейшее развитие в средневековой Европе с 13-ого столетия.
Понятия благосостояния и пособия присутствовали в раннем мусульманском праве как формы Zakat(а) одного из Пяти Столпов Ислама со времен Rashidun халифа Умара в 7-ом столетии. Налоги (включая Zakat и Jizya) собранные в казначействе (Bayt al-mal) исламского правительства использовались для обеспечения дохода для нуждающихся, включая бедных, пожилых, сирот, вдов, и инвалидов. Согласно исламскому правоведу Аль-Гхазали (Algazel, 1058-1111), от правительства также ожидали накопления запасов продовольствия в каждом регионе на случай, если случится бедствие или голод. Таким образом, Халифат был одним из самых ранних государств всеобщего благосостояния.
Постколониальная эра
Во время новой постколониальной эры, так как Западные идеи, в том числе Западная экономика, начали оказывать влияние на мусульманский мир, некоторые мусульманские авторы стремились создать дисциплину исламской экономики. Поскольку некоторые исламские ученые рассматривали Ислам как нечто большее, чем духовную формулу, дополняющую систему жизни во всех ее направлениях, то, по мнению этих авторов, логически должно следовать то, что у Ислама также должна была существовать своя собственная экономическая система, отличная от вышеупомянутых неисламских систем. Однако, до настоящего времени, не существует единого мнения относительно методологического определения и объема исламской экономики.
В 1960-ых и 70-ых годах шиитские исламские ученые работали над созданием уникальной исламской экономической философии с “ее собственными ответами на современные экономические вопросы”. Особенно выделялись несколько работ,
- Eslam va Malekiyyat (Ислам и Имущество) Махмуд Талегани (1951),
- Nidham ul-Iqtisad fil Islam (Экономическая система Ислама) Такиуддин Набхани (1953),
- Iqtisaduna (Наша Экономика) Мохаммад Бакир аль-Садр (1961) и
- Eqtesad-e Towhidi (Экономика Божественной Гармонии) Абольхасан Банисадр (1978)
- Некоторые интерпретации прав собственности, капитала и рабочей силы с исламской точки зрения Хабибула Пейман (1979).
Аль-Садр в частности, был описан как “практически в одиночку разработавший понятие исламской экономики”.
В своих трудах Садр и другие авторы “стремились изобразить Ислам, в качестве религии, которая была предана социальной справедливости, справедливому распределению богатства, и благому делу для малоимущих классов”, с доктринами, “приемлемыми для исламских правоведов”, опровергая существующие неисламские теории капитализма и марксизма. Эта версия исламской экономики, которая повлияла на иранскую Революцию, призывала к государственной собственности на землю и крупные “промышленные предприятия”, в то время как частная деловая активность продолжалась “в разумных пределах”. Эти идеи помогли сформировать крупный государственный сектор и государственную политику субсидий для иранской революции.
В 1980-ых и 1990-ых годах, когда Исламская революция не смогла достигнуть уровня дохода на душу населения, который был у свергнутого режима, а коммунистические государства и социалистические партии в немусульманском мире отвернулись от социализма, мусульманский интерес сместился далеко от государственной собственности и регулирования. В Иране сообщается, что “eqtesad-e Eslami (подразумевается как исламская экономика, так и экономика)… когда-то революционный шибболет, несомненно, отсутствует во всех официальных документах и СМИ. Исчез из иранской политической речи приблизительно 15 лет назад [1990]“.
Но в других частях мусульманского мира термин продолжал жить, перемещая форму к менее амбициозной цели беспроцентного банковского дела. Некоторые мусульманские банкиры и религиозные лидеры предложили пути для интеграции использования денег в мусульманском праве в современные концепции этического инвестирования. В банковском деле это было реализовано с помощью использования сделок купли-продажи (с акцентом на фиксированном показателе возвращения ставки), для достижения аналогичных показателей дохода. Это было подвергнуто резкой критике со стороны многих современных авторов, как средство скрытия обычного банковского дела, под видом ислама.
Традиционный подход
В то время как многие мусульмане полагают, что мусульманское право является совершенным на основании того, что оно было открыто Богом, исламское право по экономическим вопросам не было/не является “экономикой” в смысле систематического исследования производства, распределения, и потребления товаров и услуг. Пример традиционного подхода улемов к экономическим вопросам – работа Имама Хомеини Tawzih al-masa’il, где термин «экономика» не появляется, и где глава о продаже и покупке (Kharid o forush) идет вслед за паломничеством. Как выразился Оливье Рой, работа “представляет экономические вопросы как отдельные действия, открытые для морального анализа: «Предоставить займ [без дохода, по расписке от кредитора] является одним из добрых дел, которые особенно рекомендуется в стихах Корана и в Традициях”.
Имущество
Коран заявляет, что Бог – единственный владелец всего материального на небесах и на земле. Однако человек является наместником Бога на земле и хранит имущество Бога в доверительном управлении (amanat). Исламские правоведы разделили собственность на три категории:
- Общественная собственность
- Государственная собственность
- Частная собственность
Общественная собственность
Общественная собственность в Исламе имеет отношение к природным ресурсам (леса, пастбища, невозделанная земля, вода, шахты, ресурсы океана и т.д.), на которые каждый человек имеет равные права. Такое имущество находится под опекой и контролем исламского государства, и может использоваться любым гражданином, до тех пор, пока это не нарушает права других граждан.
Согласно мусульманскому праву, некоторые типы общественной собственности не могут быть приватизированы. Изречение Мухаммеда о том, что “люди являются партнерами в трех вещах: вода, огонь и пастбища”, принудила некоторых ученых полагать, что приватизация воды, энергии и пахотной земли не допустима. Другие типы общественной собственности, такие как золотые рудники, было позволено приватизировать Мухаммедом, в обмен на налоги для исламского государства. Новый владелец бывшей общественной собственности, которая теперь была приватизирована, должен заплатить zakat, а также khums, согласно шиитским ученым. В целом приватизация и национализация государственной собственности является предметом обсуждений среди исламских ученых. Таким образом, общественная собственность, в конечном счете, становится государственной собственностью или частной собственностью.
Государственная собственность
Государственная собственность включает определенные природные ресурсы, так же как другое имущество, которое не может быть немедленно приватизировано. Исламская государственная собственность может быть движимой, или недвижимой, может быть приобретена посредством захвата, или мирными средствами. Невостребованное, незанятое и не имеющее наследников, имущество, включая невозделанную землю (mawat), может рассматриваться как государственная собственность.
Во времена Мухаммеда одну пятую военной техники, захваченной у врага на поле битвы, считали государственной собственностью. Во времена своего правления, Умар (по рекомендации Али) считал, что завоеванная земля являлась государственной собственностью, а не частной собственностью (как это было в обычной практике). Причина этого состояла в том, что приватизация этого имущества будет концентрировать ресурсы в руках немногих, и препятствовать тому, чтобы это имущество использовалось для общей пользы сообщества. Имущество оставалось в пользовании у культиваторов, но налоги, взимаемые с него, шли в государственное казначейство.
Мухаммед сказал, что Старые и залежные земли для Бога и Его Посланника (то есть государственная собственность), затем они для вас”. Правоведы сделали из этого вывод, что, в конечном счете, частная собственность берет под контроль государственную собственность.
Частная собственность
Существует единая точка зрения среди исламских правоведов и социологов, что Ислам признает и поддерживает право частного лица на частную собственность. Коран экстенсивно обсуждает налогообложение, наследование, запрет на кражу, законность владения, рекомендации по благотворительности и другие темы, связанные с частной собственностью. Ислам также гарантирует защиту частной собственности, налагая строгие наказания на воров. Мухаммед сказал, что тот, кто умирает, защищая свое имущество, подобен мученику.
Исламские экономисты разделяли приобретение частной собственности на три категории: непреднамеренное, договорное и внедоговорное. Непреднамеренное означало – наследование, получение по завещанию, и подарки. Внедоговорное приобретение, включает накопление и эксплуатацию природных ресурсов, которые ранее не были заявлены как частная собственность. Договорное приобретение включает в себя такие виды деятельности, как торговля, покупка, аренда, наем труда и т.д.
По традиции, которая приписывается Мухаммеду и с которой согласны как суннитские, так и шиитские правоведы, если право на частную собственность наносит ущерб другим, то Ислам выступает за урезание прав в этих случаях. Правоведы Малики и Ханбали утверждают, что если частная собственность подвергает опасности общественный интерес, то государство может ограничить сумму, которую разрешается иметь частному лицу. Однако, эта точка зрения дискутируется другими.
Рынок
Ислам принимает рынки в качестве основного координационного механизма экономической системы. Исламское учение полагает, что рынок, через совершенную конкуренцию, позволяет потребителям получать желаемые товары, а производителям продавать их товары по взаимоприемлемой цене.
В исламских первоисточниках упомянуты три необходимых условия для операционного рынка:
- Свобода обмена: Коран призывает верующих принять участие в торговле, и отрицает утверждение, что торговля запрещена.
- Частная собственность (см. выше).
- Безопасность контракта: Коран призывает к выполнению и соблюдению контрактов. Самый длинный стих Корана относится к коммерческим контрактам, включающим немедленные и будущие платежи.
Интерференция
Ислам поощряет рынок свободный от вмешательств, таких как фиксирование цен и накопление запасов. Однако, при определенных обстоятельствах, допускается вмешательство правительства.
Ислам запрещает фиксирование цены группой покупателей или продавцов, которые стали доминирующими на рынке. Во времена Мухаммеда небольшая группа торговцев использовала встречи с сельскохозяйственными производителями за городом, чтобы покупать у них весь урожай, таким образом, создавая монополию на рынке. Позднее продукт продавали в городе по более высокой цене. Мухаммед осудил эту практику, так как она приносила урон для всех, как для производителей (которые в отсутствие большого количества клиентов были вынуждены продавать товары по более низкой цене), так и жителям Медины.
Вышеупомянутые сведения также используются, чтобы оправдать тот аргумент, что исламский рынок характеризуется свободой информации. Производителям и потребителям нельзя отказать в информации по спросу и условиям поставки. От производителей ожидается информирование потребителей о качестве и количество товаров, которые они намереваются продавать. Некоторые ученые полагают, что, если продавец влияет на неопытного покупателя, то потребитель может аннулировать сделку, если осознает несправедливое обращение продавца. Коран также запрещает предвзятое отношение при сделках.
Правительственное вмешательство на рынок оправдывается только в исключительных случаях, таких как защита общественного интереса. При обычных обстоятельствах должно сохраняться правительственное невмешательство. Когда Мухаммеда попросили установить цену для товаров на рынке, он ответил, “Я не буду устанавливать такой прецедент, чтобы позволить людям вести их деятельность и получать обоюдную выгоду “.
Денежная & Фискальная политика
Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика может включать в себя развитие как для государства в переходе к исламской модели, так и когда оно достигнет равновесия.
В Равновесии
Денежная политика придает особое значение сохранению инфляции на теоретически нулевом уровне. Стоимость валюты поддерживается в соответствии с корзиной товаров и услуг, что является отражением экономики, а также стоимости корзины валют, которые будут представлены их уровнем товарооборота с исламским государством. Пропорция двух, взвешивается относительно пропорции внешней торговли к внутреннему потреблению. Это соответствует классическим и неоклассическим идеалам.
Расширение денежной массы индексируется непосредственно к населению, а не через банковскую систему, чтобы избежать несправедливой выгоды для банков за счет населения. Усиление регулирующих полномочий государства, конфликт интересов и политическое вмешательство можно избежать, благодаря предполагаемой независимости банковской системы и статистических органов.
В процессе перехода
Постепенный переход предпочтительнее, чем радикальные изменения, требуется переходное состояние, подобное переходному состоянию от Коммунизма к Социализму. Ухудшение банковской системы, дифференцированные увеличения резервных показателей и постепенный подход в общей основе регулирования считаются предпочтительными.
Кейнсианская фискальная политика призывает противодействовать падению денежной массы, вызванной переходной политикой. Сроки и пропорции рассматриваются как имеющие решающее значение для успеха такого перехода.
Банковское дело
Процент
Коран (3: 130), твердо осуждает то, что называется арабским термином “riba”, обычно переводимым как “процент”: “O, Вы, кто уверовали! Не поглощайте удвоенный и удвоенный riba, а остерегайтесь Аллаха; возможно, таким образом, Вы будете процветать”.
Долговые обязательства
Большинство исламских экономических учреждений рекомендуют совместные договоренности между капиталом и рабочей силой. Последнее правило отражает исламскую норму, что заемщик не должен понести все расходы в случае неудачи, так как “именно Бог определяет эту неудачу, и предназначает, чтобы она пала на всех вовлеченных”.
Таким образом, традиционные долговые меры обычно недопустимы – но традиционные структуры венчурного инвестирования применяются даже в очень мелких масштабах. Однако, не каждая долговая договоренность может быть рассмотрена с точки зрения структуры венчурного инвестирования. Например, когда семья покупает дом, она не инвестирует в деловое предприятие – убежище лица не является деловым предприятием. Точно так же покупки прочих предметов для личного использования, таких как автомобили, мебель, и так далее, нельзя реалистично рассматривать как венчурные инвестиции, при которых исламский банк разделяет риски и доход для прибыли предприятия.
Сберегательные инвестиции
Альтернативная исламская сберегательно-инвестиционная модель может быть построена вокруг: 1. Фирм венчурного капитала; 2. Инвестиционных банков; 3. Реструктурированных корпораций; и 4. Реструктурированного фондового рынка. Эта модель обращает внимание на устранение банковского дела, основанного на взаимной выгоде и на замену неэффективности рынка, например, субсидирование кредитов по инвестициям с разделением прибыли вследствие двойного налогообложения и ограничений на инвестиции в частный акционерный капитал.
Обмен денег
Вследствие религиозных санкций против одиозного долга тамильские мусульмане исторически занимались обменом денег (а не кредитованием) по всей Южной и Юго-Восточной Азии.
Природный капитал
Возможно из-за нехватки ресурсов в большинстве исламских государств, эта форма экономики также подчеркивает, ограниченное (и некоторые требуют также экологическое) использование природного капитала, то есть то, что производит земля. Последние восстанавливают традиции haram и hima, которые были распространены в ранней мусульманской цивилизации.
Благосостояние
Социальное обеспечение, безработица, государственный долг и глобализация были повторно рассмотрены с точки зрения исламских норм и ценностей. Исламские банки недавно выросли в мусульманском мире, но имеют очень маленькую долю в мировой экономике по сравнению с Западной долговой банковской парадигмой. Еще предстоит выяснить, найдут ли они ниши – хотя гибридные подходы, например, Банк Grameen, который применяет классические исламские ценности, но использует обычный порядок кредитования, очень хвалят некоторые сторонники современной теории развития человека.
Исламские акции
В июне 2005 Индексы Доу Джонса, Нью-Йорк, и ценные бумаги RHB, Куала-Лумпур, объединились, чтобы запустить новый “Исламский Индекс Малайзии” – набор из 45 акций, представляющих малайзийские компании, которые соответствуют множеству критериев основанных на шариате. Три переменные (общая сумма долга индексируемой компании, ее общая наличность плюс процентные ценные бумаги и ее дебиторская задолженность) должны каждый составлять менее 33 % замыкающей 12-месячной средней капитализации, как пример. Исламские облигации, или sukuk, используют доходы актива для платежей инвесторам, для выполнения запрета религии на проценты, и в настоящее время ими конфиденциально торгуют на внебиржевом рынке. В конце декабря 2009 Бурса Малайзия объявила, что рассматривает возможность предоставления частным лицам возможность иметь торговую задолженность в соответствии с законом шариата на его бирже, как часть плана по привлечению новых инвесторов для ценных бумаг.
Экономическое Моделирование и Новая Наука о Мусульманской Экономике
Экономическое моделирование в исламском контексте надеется найти альтернативные переменные и параметры. Например, многие из ключевых моделей в современной экономической теории включают проценты (riba) в качестве основного элемента. Согласно одному автору, Коэффициент Тобина q может быть заменой для процентов. Исламская экономика все еще нуждается в первооткрывателях, чтобы создавать кирпичи исламской эконометрики.
Популярность и доступность
Сегодня существует много финансовых учреждений, даже в Западном мире, которые предлагают финансовые услуги и продукты в соответствии с нормами исламских финансов. Например, правовые изменения, введенные канцлером Гордоном Брауном в 2003 году, позволили британским банкам и строительным кооперативам предложить так называемые мусульманские ипотеки для покупки недвижимости.
В 2004 в Великобритании был учрежден первый крупный банк, соответствующий законам шариата, Исламский Банк Великобритании. Несколько банков, такие как Mudaraba, Murabaha, Musharaka и Qard предлагают продукты и услуги своим британским клиентам, используя исламские финансовые принципы.
Исламский финансовый сектор стоил между 300 и 500 миллиардов долларов (237 и 394 миллиарда евро) на сентябрь 2006 года, по сравнению с 200 миллиардами долларов в 2004 году. Множество исламских банков, которые занимаются обслуживанием мелкой клиентуры и инвестиционных фондов, исчисляются в сотнях Западных финансовых учреждений, которые предлагают продукты, выполняющие Закон шариата, включая Citigroup, Deutsche Bank, HSBC, Lloyds TSB и UBS. В 2008 году, по крайней мере, $500 миллиардов активов по всему миру работали в соответствии с шариатом, или мусульманским правом, а сектор рос больше чем на 10 % ежегодно. Исламские финансы стремятся способствовать социальной справедливости, запрещая эксплуатационные методы. В действительности это сводится к ряду запретов – на выплачивание процента, на спекулятивные игры с деривативами и опционами, и на инвестирование в фирмы, которые производят порнографию или свинину.
Патенты на способ ведения бизнеса
С недавно появившейся возможностью патентовать новые методы ведения торговли в Соединенных Штатах, было зарегистрировано небольшое количество заявок на патентование методов по предоставлению финансовых услуг в соответствии с шариатом. Эти ожидающие решения заявки на патент включают:
- Американское US20030233324A1 Уменьшение баланса совместного обязательства по финансированию. Это раскрывает, предположительно соответствующее шариату, финансовое соглашение для покупок жилья и рефинансирование, которое не включает выплату процентов.
Точки зрения
Исследование Сораба Беады утверждает, что экономическая система, предложенная Исламом, является по существу капиталистической.
Критика
Несмотря на ее популярность, существовала сильная критика исламской экономики. Она подвергалась нападению за свою предполагаемую “бессвязность, незавершенность, непригодность, и бесполезность”; ведомая “национально-культурной спецификой”, а не решением задач. Другие отвергали ее как “мешанину популистских и социалистических идей” в теории и “не что иное как неэффективный государственный контроль экономики и почти настолько же неэффективная политика перераспределения”, на практике.
В политическом и региональном контексте, во время того, как исламисты и улемы утверждают, что имеют точку зрения относительно всего, удивляет, как немного они могут сказать о самой центральной из деятельности человека, за пределами постоянных рассуждений о том, что их модель не является ни капиталистической, ни социалистической.
Взимание процентов (Riba) и вовлечение в торговлю на биржах (Gharar) четко запрещаются подробными каноническими текстами. Исходя из этого запрета, по-видимому, финансовые структуры всех исламских продуктов должны быть освобождены от процентов и спекуляции. Однако, некоторые новые эмпирические исследования выдвигают гипотезу, что структура “исламских финансовых продуктов основана на исламских запретах; однако, риск-менеджмент для этих продуктов все еще основан на отмене базовых запретов”. Самый видный пример – это такие продукты исламского финансового рынка как, среди прочего, Salam и Istisna, эти продукты используются при методах хеджирования для исламских облигаций, известных как Sukuk. Если учредитель Sukuk или инвесторы хотят застраховать себя от изменения процентной ставки и валютных рисков, то они должны использовать один из прежних методов. Эти методы, поскольку они изначально имитируют обычную практику риск-менеджмента, должны включать или проценты или торговлю с понижением на бирже или даже и то и то. Существуют некоторые инновации, которые пытаются избежать провала операций, основанных на взаимной выгоде, и/или спекуляциях. Параллельный Salam и синтетические ценные бумаги являются одними из последних.
Исламская экономическая юриспруденция (википедия)
Автор admin, Сентябрь 6th, 2011