Ибн Батта ал-Укбари
Аш-шарх ва-л-ибана ала усул ас-сунна ва-д-дийана
(«Истолкование и разъяснение основ сунны и религии»)[1]
Согласно Сунне, воздевание рук во время молитвы следует в начале, когда совершают коленопреклонение и когда поднимают голову после него. Это увеличивает добрые дела[2].
Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует!* – сказал: «Воздается за каждый благочестивый жест».
Согласно Сунне, обтирает обувь тот, кто осквернился после того, как обулся, находясь в состоянии полной ритуальной чистоты, если он был в пути три дня и три ночи или пребывал на одном месте день и ночь. Так обычно поступал посланник Аллаха. Так действовал он сам и его сподвижники, таким был обычай первых мусульман, и приняли это богословы. Отрицает и отвергает это лишь тот из людей, кто вводит новшества, противоречит посланнику Аллаха, отказывается следовать его примеру и опровергает слова его[3].
Согласно Сунне, досрочное разговенье вечером (ифтар) и задержка принятия пищи перед восходом солнца; более раннее совершение вечерней молитвы, когда солнце уже село, а звезды еще не появились. Ведь посланник Аллаха сказал: «Моя община пребудет во благе, пока досрочно разговляется и задерживается с принятием пищи перед восходом солнца». Он (Пророк) сказал: «Люди пребудут во благе, пока не станут откладывать вечернюю молитву до появления звезд». Сказал Сулайман б. Дауд ал-Ауди: «Я совершал вечернюю молитву с Али б. Аби Талибом не зная, село солнце или нет»[4].
Согласно Сунне, тому, кто пожелал развестись с женой, следует произнести формулу развода только один раз, если жена очистилась от менструаций, а он не совокуплялся с ней во время этой чистоты. Затем он оставляет ее, пока не пройдет положенный срок. Если же человек произнесет формулу развода троекратно одной фразой в период чистоты, во время которого он совокуплялся с ней (женой), или же когда у нее была менструация, то развод его – новшество. Жена запретна для него и не разрешена, пока не выйдет за другого, а тот либо оставит ее вдовой, либо разведется, прежде совокупившись и войдя к ней[5].
Согласно Сунне, при погребении произносят «Аллах велик!» (такбир) четыре раза. Если твой имам произнес такбир больше четырех раз, то и ты, согласно Сунне, должен следовать ему, даже если полагаешь, что их (такбиров) уже четыре[6]. Ибн Масуд[7] сказал: «Произноси «Аллах велик!» столько раз, сколько произнес твой имам».
Согласно Сунне, не произноси громко «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!», не проси [ни о чем] в утренней молитве, если не постигают мусульман беды от их врагов. Тогда имам произносит формулу мольбы, и ты следуй за ним.
Дополнительная ночная молитва (витр) совершается одним ракатом отдельно от предшествующей ей обязательной молитвы. Формула мольбы при этом – после коленопреклонения[8].
Согласно Сунне, повторный призыв к молитве (иками) – один раз[9].
Согласно Сунне, войдя в мечеть, совершай два раката до того, как сядешь, если уже совершил омовение, или в пятницу, когда имам читает проповедь[10].
Согласно Сунне, молча внимай проповеди, слушай ее, обращай лицо к проповеднику, видишь его или нет, и сохраняй молчание. Ведь Пророк сказал: «Произнесший «тсс!», когда имам читает проповедь, нарушил молчание. А кто нарушил молчание, пятничная молитва того недействительна». Он [также] сказал: «Заговоривший, когда имам читает проповедь, уподобился ослу, таскающему священные книги». И он [еще] сказал: «Кто заговорил, когда имам читает проповедь, тот получил от пятничной молитвы горсть праха»[11].
Согласно Сунне, входя в мечеть или в другое помещение или когда выходишь, следует приветствовать тех, кого встречаешь.
Не запрещай что-либо из того, что разрешил Аллах – велик он и славен! Ибо совершающий это клевещет на Аллаха, опровергает слова его, противится [ему], совершает несправедливость. Аллах – велик он и славен! – сказал: «Скажи: «Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное и дозволенное?». Скажи: «Аллах разрешил вам это, или вы измышляете на Аллаха ложь?» (Коран 10:59/60). В другом месте Аллах сказал: «О, вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!» (Коран 5:87/89). Он осудил иудеев за запрещение заклания верблюдов, которое [он] разрешил им и всем людям. И сказал – велик он и славен: «И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, те – неправедные!» (Коран 3:94/88). И сказал – велик он и славен: «Всякая пища была дозволена сынам Исраила, кроме того, что запретил Исраил сам себе раньше, чем была ниспослана Тора. Скажи: «Принесите же Тору и читайте ее, если вы правдивы» (Коран 3:93/87). Сказал – велик он и славен: «И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, те – неправедные!».
Рафидиты[12] уподобились иудеям в запрете того, что разрешил Аллах. Они отвергли сказанное Аллахом – велик он и славен! – возвели ложь на него. Они объявили запретным из рыбы угря, а из мяса животных – жертвенного верблюда. А ведь посланник Аллаха сказал: «Запрещающий то, что разрешил Аллах, подобен разрешающему то, что он запретил». Видимо, большинство из тех, кто запрещает это и осуждает употребление в пищу, – те самые, кто прелюбодействует, пьет вино и несправедливо отбирает у людей добро.
Есть люди, не придающие значения их (рафидитов) запрету на эту пищу, считающие маловажными их поступки. А ведь ученые относят это к тяжким грехам и отвратительным делам, поскольку [в этом] – соперничество с Аллахом, опровержение сказанного им о том, что он разрешил, ограничение того, что он допустил, запрещение того, что он позволил. А [Аллах] пересчитал нам свои милости и перечислил благодеяния в словах своих: «Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом» (Коран 16:14). [Пророк] сказал о море: «Вода его чиста, мертвечина из него дозволена»[13].
Аллах знал, что угорь [живет] в море, да и как же он мог не знать этого, если сам сотворил его. И посланник Аллаха знал, что угорь живет в море. Неужели ты думаешь, что они оба не могли оговорить запрет на угря?
Он (Аллах) определил заклание[14] жертвенного верблюда одним из важнейших [дел], посредством которого приближаются к нему и ищут спасения у него. И сказал – велик он и славен: «Тучных мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо» (Коран 22:36/37). Он (Аллах) определил наказанием заклание «тучных» [верблюдиц] тому, кто нарушил хаджж, совершив самое запретное – половое сношение.
Сказал Исраил б. Аби Исхак[15]: «Я принес в дом Зайда б. Али[16] – да будет доволен им Аллах! – угря. На следующий день я встретил его, и он сказал мне: «Мне эта рыба понравилась, но я слышал, что некоторые люди запрещают [есть] ее и нас призывают [присоединиться] к этому запрету. Но разве на того, кто говорит подобное и поступает таким образом, не ложится проклятие Аллаха и проклинающих?».
Сказал ал-Хасан б. Салих[17]: «Я обратился к Джафару б. Мухаммаду[18] – да будет доволен им Аллах: «О, сын посланника Аллаха, что ты думаешь об угре?». Он ответил: «Это то самое кушанье, которое мне нравится, и редко он ускользал от меня». Абу Усама[19] сказал: «Как-то зашел к нам ал-Амаш[20] и сказал: «Сегодня я ел вкусную еду. Шайтан знал, что она вкусна, и запретил ее дуракам». Мы спросили: «Что же это такое, Абу Мухаммад?». Он ответил: «Я ел спинку угря».
Согласно Сунне, знай, что лично видевшие Пророка и признавшие верным то, с чем пришли их имамы, превосходят друг друга в страхе перед Аллахом – велик он и славен! – в возвеличивании и почитании, ведь они видели явные доказательства и знаки [пророчества]. Также и люди веры в признании истинным возвышаются друг над другом. Также и [богоугодные] дела зависят от того, в какой степени утвердилось в сердце познание Аллаха и вера [в него].
Согласно Сунне, знай, что временный брак запретен до Дня воскресения. Ведь Умар б. ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Когда ко мне приводили человека, вступившего во временный брак, зная о его запрете, я непременно побивал его камнями, если он до этого уже был женат, или порол, если он вступил в брак впервые». К Али б. Аби Талибу – да будет доволен им Аллах! – привели человека, заключившего временный брак. Он сказал: «Если бы я узнал об этом раньше, то побил бы его камнями»[21].
Брак заключается только в присутствии представителя со стороны невесты и двух свидетелей, а сват должен быть женат. Период чистоты – обязанность, определенная Аллахом – велик он и славен! Она является непременной для каждой разведенной окончательно или по договору [за денежный выкуп], с которой совокупился [супруг], и для каждой, у которой умер муж, совокуплявшийся или не совокуплявшийся с ней. Осуждает период чистоты для женщины лишь тот, кто вводит новшества, противоречит Аллаху и посланнику его, опровергает слова их, не верит в Книгу Аллаха – велик он и славен!
Сунной считается необходимым подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, поступать, как поступал он, быть достойным его дела, чаще передавать с его слов все, что он установил и одобрил, к чему призывал и на что поднимал общину свою, дабы [люди] поступали согласно этому, и тогда поведение их в этой жизни улучшится и достоинство их увеличится пред Аллахом[22].
Из того, что [Пророк] повелел и что разъяснено в рассказах с его слов, – поминание Аллаха на местах проживания и во время переездов, например «Во имя Аллаха» в начале омовения[23].
Следует проявлять усердие в промывании ноздрей водой и в мольбе к богу согласно тому, что передают с его слов об омовении частей тела[24]. Человеку следует начинать омовение частей тела, надевать одежду, туфли, сандалии, всю одежду правой рукой, а снимать – левой. Также [начинать] есть и пить следует правой рукой, а заканчивать – левой. Начинать подмывание следует левой, а заканчивать правой рукой. Входить в отхожее место следует с левой ноги, произнося после поминания имя Аллаха: «О, Аллах, огради меня от нечистоты и гадости». Выходить же следует с правой ноги, произнося: «Слава Аллаху, который отвел от меня беды и защитил».
Выполнять десять [правил], которые относят к обычной чистоте[25]. Ведь это сунна отца нашего Ибрахима – мир ему! Пять из них касаются головы, а пять – тела. Те, что для головы: полоскание рта, промывание водой ноздрей, чистка зубов[26], стрижка усов, расчесывание волос. Те, что для тела: подмывание, обрезание[27], удаление волос с лобка, стрижка ногтей, выщипывание волос под мышками.
Согласно Сунне, входить в мечеть [следует] с правой ноги и задерживать ее при выходе. Произносить при входе следует: «О, Аллах, благослови Мухаммада-Пророка и да приветствуй! Прости мне мои прегрешения и открой врата милости твоей». А при выходе следует [произносить] то же самое, за исключением слов: «Открой мне врата щедрости твоей».
Согласно Сунне, следует [хранить] степенность и спокойствие при ходьбе, идя на молитву. Человеку не следует щелкать пальцами, когда он собирается молиться, скрещивать руки во время молитвы, играть [руками] во время нее, оборачиваться, играть перстнем и бородой. Смирение постоянно, взгляд обращен на место поклона. Правую руку следует класть на левую, как это делал Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – и велел делать так: громко произносить «Амин» при словах имама «ва-ла-д-даллин» («и не заблудших») и тянуть [амин] голосом.
В мечети часто поминать Аллаха, говорить о [богословской] науке, не пускаться в рассуждения, не сплетничать, не рассказывать о мирской жизни, ибо это осуждается.
Об этом рассказаны тяжелые, удручающие хадисы, переданные путями (способами) хорошими и верными, передатчиками надежными. Среди них те, что передал Абдаллах б. Масуд со слов Пророка, который сказал: «В конце времен появятся люди, которые будут заседать в мечетях, имамом их будет мирская жизнь. Не участвуйте с ними в собраниях. А Аллах в них не нуждается». Среди хадисов есть тот, что передал Абдаллах б. Амр[28] о том, что [Пророк] сказал: «Час воскресения не наступит до тех пор, пока в мечетях не соберутся люди, обсуждая земные дела, среди них не будет ни одного верующего». Среди хадисов есть тот, что рассказал ал-Хасан: «Настанет для людей время, когда они соберутся в мечетях группами, обсуждая земные дела. Не собирайтесь с ними, ибо Аллах – велик он и славен! – оттолкнул их от себя». Все это из хадисов о мирской жизни и людях ее в мечетях.
Продажа и покупка со спорами и пререканиями[29], декламация [стихов], уводящих с пути истинного, и газелей[30], повышение голоса[31], обнажение мечей, чрезмерный шум[32], появление детей и женщин[33], помешанных и находящихся в состоянии ритуальной нечистоты[34], извлечение прибыли в мечети, использование мечети для ремесла и торговли, подобно лавке, – все это осуждается. Совершающий это грешит в отношении запрета посланника Аллаха, осуждение его над тем, кто поступает так.
Из того, что запретил посланник Аллаха и осудил совершающих это, – пребывание двух мужчин под одним покрывалом, если их не разделяет что-либо[35]. Он проклял также тех, кто надевает изар на голое тело. Он запретил мукамаа, то есть пребывание двух обнаженных мужчин под одним покрывалом[36]. Он запретил мужчине раздеваться догола дома или в другом месте, смотреть на наготу другого[37], мужчине[38] рассказывать о том, чем он занимается со своей женой, запретил человеку кидать камни и швырять сухую грязь в населенных местах.
Он запретил давать ложную клятву[39]; продавать незрелые финики[40], а они зрелые, когда желтеют и становятся коричневыми; продавать собак, обезьян и свиней[41], играть в нарды и шахматы[42]; мужчине – оставаться с женщиной, когда она без махрама[43]; человеку – произносить: «Ты пребудешь во благе, пока с нами», «я пожелал того, что пожелал Аллах»[44]; клясться не именем Аллаха[45]; затачивать клинок, когда на него смотрит овца, [приготовленная для убоя][46]; использовать работника, пока он не узнает о величине своего заработка; подстраивать покупку (когда человек завышает [цену] вещи, в которой ему нет нужды)[47]. Запрещается употреблять в пищу мясо, молоко, яйца животных, питающихся навозом, – верблюдов, коров, овец, кур. Говорят: «Держи взаперти верблюда сорок дней, корову – тридцать дней, овцу – семь дней, курицу – три дня»[48].
Он запретил рискованную продажу[49]; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет[50], выставление двух условий при продаже[51]. [Он запретил] бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо[52], плевать в лицо человеку; женщине – отказывать в ложе мужу своему[53]; мужчине – говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить[54]; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым[55]; печалиться по мирской жизни и радоваться ей[56].
Запрещается потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними[57].
Он запретил обижать соседа, оскорблять, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если они совершили семьдесят проступков за день[58].
Он запретил мужчине «кланяться» при молитве так, как клюет петух; совершать коленопреклонение прежде, чем поднимет голову свою после поклона; простирать руки во время коленопреклонения подобно тому, как распластывается собака; садиться [на корточки], как садится обезьяна; поднимать и опускать голову, опережая имама или же делая это одновременно с ним. Он сказал: «Разве не боится тот, кто поднимает голову раньше имама, что Аллах заменит ее на голову осла?». И [еще] он сказал: «Тот, кто поднимал и опускал голову раньше имама, – молитва того недействительна».
Он запретил чесаться во время молитвы. Он запретил обмывать подошву ног ладонью правой руки несколько раз; зевать, громко дышать, катать ногой гальку во время молитвы; отирать прах со лба прежде, чем произнесет завершающую фразу молитвы; поднимать взор к небу во время молитвы; закрывать глаза во время коленопреклонения; цитировать [Коран] в поклоне; распахивать нижнюю одежду или платье [вообще]. [Он запретил] молиться, завернувшись в одежду и придерживая ее изнутри руками; молиться в расстегнутой одежде, если поверх рубахи нет плаща, а под ней нет изара; молиться в тонкой рубахе, если под ней ничего нет; перешагивать через людей во время молитвы; человеку стоять во втором ряду, если есть свободное место в первом; опираться о стену во время молитвы; молиться в бане, там, где испражнялись верблюды, посреди дороги, на кладбище, на бойне, у свалки, на крыше Священного Дома Аллаха (ал-Кабы); уходить с молитвы, сомневаясь в ней[59].
Он (Пророк) проклял женщину, наносящую татуировку, и ту, которая просит об этом, то есть ту, которая накалывает зеленым, и ту, которой накалывают; ту, которая удлиняет короткие волосы, и ту, которой удлиняют, то есть ту, которая прикрепляет накладные волосы, и ту, которой прикрепляют; удаляющую волосы и ту, которой удаляют, то есть ту, которая выщипывает волосы на теле, и ту, которой выщипывают; подпиливающую зубы и ту, которой подпиливают, то есть ту, которая разделяет зубы, и ту, которой разделяют. Он (Пророк) сказал: «Любая женщина, оставившая одежду не в доме мужа своего, разрывает завесу целомудренную между собой и Господом своим (т.е. позорит себя перед Аллахом)».
Среди того, в чем наставлял он общину свою и побуждал людей к высшей морали и благородным поступкам, лежит его запрет человеку есть то, что перед братом его, и есть с верха блюда. Он сказал: «Благословение нисходит в середину него». Он велел омывать руки перед едой и после нее и сказал: «Это избавляет от бедности». Еще он сказал: «Аллах отвратит нужду ото всех, кто всегда совершает омовение перед едой и после нее». Он велел съедать то, что рассыпалось под столом, и сказал: «Тот, кто ест это, будет избавлен от бедности, а его дети – от глупости».
Он запретил спать с грязными руками, есть и спать в состоянии ритуальной нечистоты. Он одобрял того, кто в состоянии ритуальной нечистоты, собираясь спать или есть, совершает омовение, как перед молитвой.
Он запретил есть два финика из-за того, что делающий так нарушает [правила] трапезы; запретил смотреть на кусок сотрапезника. Он любил накрывать мясную похлебку хлебом, говоря: «Благословение нисходит на нее». И запретил есть ее горячей.
Он запретил пить из бурдюка, поскольку пьющий из него не знает, что внутри. Рассказывают, что один человек отхлебнул из бурдюка, а в нем сидела змея, о чем он узнал, когда она вползла ему в глотку. Говорят также, что питье [прямо] из бурдюка меняет запах [содержимого] в нем.
Он запретил также людям укладываться спать посреди дороги, потому что середина дороги – место, где ходят люди, лев, джинны, и потому что это мешает прохожим; спящий же не ведает о том, что случится с ним на [дороге].
Он запретил испражняться посреди дороги, сказав: «Опасайтесь нечистот». [Его] спросили: «Каких нечистот?». Он ответил: «Испражнений на дорогах». Говорят: «Когда на дорогах скапливаются нечистоты и испражнения, прекращаются дожди». Он запретил испражняться под плодоносящим деревом, ведь плод может упасть в испражнения или рядом с ними, они сделают отвратительным запах плода, и он пропадет. Он запретил совершать половой акт под плодоносящим деревом; разговаривать двум испражняющимся или разговаривать тому, кто в уборной; разговаривать тому, кто совершает половой акт, или смотреть на половой орган жены во время него, а ей – смотреть на то же самое у мужа; или им обоим вытираться одним куском ткани.
Среди запретов его был и запрет вставать человеку перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом. Он запретил кому-либо одобрять, чтобы перед ним вставали. Он сказал: «Тот, кому нравится, чтобы человек представлялся ему стоя, непременно обретет свое место в огне». Он сказал: «Аллах не обратит своего взора на того, кто встает, чтобы и люди вставали из-за его вставания». Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился перед ним, вера того убыла на треть»[60].
Из правил поведения, предписанных им (Пророком), лежит запрет дуть [на горячее] во время еды и питья. Он сказал: «Тот, у кого из рук выпадет кусок, должен поднять его и съесть или же пусть съест другой, но не оставлять его Шайтану». Он ел финики и йатну, а это означает класть финик на ладонь и кончиками пальцев вынимать косточку.
Эти и подобные им правила хорошего поведения, повеления и запреты, перечень которых удлинил бы книгу, каждая тварь божья должна использовать и изучать, следовать в этом ему, стремиться повиноваться ему, держаться его Сунны, потому что разум указывает на это и душа разумного склоняется к этому. Во всем этом – правильное поведение, чистота и защита от неодобряемых действий.
Мы упомянули лишь то, что имеется в нашем распоряжении, а также то, что не стоит труда напомнить из того, что нужно знать людям и что они непременно должны использовать из того, в чем часто нуждаются. Незнание и пренебрежение этим не прощаются.
Теперь в заключение этого мы упомянем введенные и созданные людьми новшества, не имеющие основы в Коране и не содержащиеся в предании. Даже если совершающий их не отказывается от веры и не выходит из сообщества мусульман – все равно он совершает тяжкий грех своим нововведением в то, чего не дозволил Аллах.
Из того, что запретил посланник Аллаха и вслух осудил, – оплакивание [умершего] и внимание плачу. Он сказал: «Это языческое действие». И сказал: «Заработаное плакальщицей – недозволено». Он проклял плакальщицу и в другом месте. И Ибн Умар сказал: «Оплакивание запретно, внимать ему – недозволенное новшество». Ведь Ибрахим сказал: «Приобретеное пением и оплакиванием не дозволено».
К Умару б. ал-Хаттабу – да будет доволен им Аллах! – привели плакальщицу. Она стала мотать головой, и ее волосы вылезли наружу. Сказали ему: «Эмир верующих, у нее вылезли наружу волосы». Он сказал: «Да удалит ее Аллах, ибо нет у нее чести». Спросили: «Почему?». Он сказал: «Потому что она велит печалиться, а ведь Аллах – велик он и славен! – запретил это. Она запрещает терпеть, а ведь Аллах – велик он и славен! – велел терпеть. Она берет дирхамы за свои слезы, плачет по горю других. Она вызывает скорбь у живого и причиняет страдания умершему».
Сказал Ибн Аун: «Я пришел в Куфу и увидел, как люди оплакивают [покойника] посреди дороги. Я спросил об этом. Сказали: «Они оплакивают ал-Хусайна – да будет доволен им Аллах!»[61]. Я пришел к Ибрахиму [ан-Нахаи] и рассказал ему об этом. Он сказал: «Эти куфийцы каждый год вводят недозволенные новшества, так что и истина у них становится недозволенным новшеством»[62].
Среди недозволенных новшеств – заводить певиц и слушать пение. Сказал Ибн Масуд: «Пение взращивает в сердце лицемерие, как вода – растение»[63].
Среди недозволенных новшеств – звезды и гадание по ним, поиск защиты [у них]. Ведь это – одна из сторон многобожия и претензия на знание сокрытого[64]. Все это запрещено подобно гаданию по звездам, гаданию по следам, прорицанию, предсказанию беды, гаданию по полету вспугнутых птиц[65]. Он сказал: «Пришедший к прорицателю или гадателю и поверивший ему разуверился в том, что Аллах ниспослал в сердце Мухаммада». И сказал он: «Кто возьмет немного от гадания по звездам, тот возьмет немного и от многобожия. Кто больше возьмет от гадания по звездам, тот больше [возьмет от многобожия]».
Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Я предостерегал вас от науки о звездах, если только ей не руководствуются во мраке на суше и на море, ибо астролог подобен колдуну, а колдун – прорицателю, прорицатель – неверующему, а неверующий – в Огне».
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина красит бороду и [волосы на] голове своей в черный цвет[66] или выбривает щеки, или отпускает длинные усы. Ведь говорят: «Первым выкрасил [волосы] черным Фараон». И говорят, что «он – красильщик обитателей Огня». Пророк велел отпускать бороду и сбривать усы.
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина носит изар, то есть шаровары длиной до пят. Пророк сказал: «Аллах – велик он и славен! – не смотрит на того, кто удлиняет изар из тщеславия».
Осуждаемым новшеством считается рассуждать о книгах заклинаний[67] и следовать им, претендовать на общение с джиннами, на использование их и на убийство некоторых из них.
Недозволенным новшеством считается ношение амулетов от сглаза и оберегов без какой-либо для их владельца нужды и причины.
Недозволенным новшеством считается женщинам следовать за носилками с покойником и бить себя по щекам во время этого; мужчинам – идти перед женщинами босыми, словно не в себе.
Недозволенным новшеством считается кричать, бить себя по щекам и рвать одежду, слушая поминание [Аллаха] и [чтение] Корана. Это происходит из введенных людьми и придуманных новшеств.
Сказал Анас б. Малик: «Посланник Аллаха прочитал нам проповедь, от которой сердца преисполнились страхом, а из глаз потекли слезы. Но вот кто-то крикнул рядом с мечетью. Тогда Пророк сказал: «Кто этот, затемняющий нам нашу религию? Если он был искренен, то прославился, если же он лжец, то пусть его истребит Аллах».
Сказал Фудайл б. Ийад: «Муса б. Имран – да благословит его Аллах и да приветствует! – проповедовал народу своему. Один человек [при этом] разодрал свою одежду, и вот [тогда] Аллах – да благословен он и возвышен! – внушил Мусе – да благословит его Аллах и да приветствует: «Скажи ему, если он был искренен, то пусть разорвет свое сердце ради меня». Сказал Ибн ал-Мубарак: «Тех, кто лишается чувств при слушании [имени Аллаха], посади на высокую стену, читай им [Коран] и смотри – свалятся ли они».
[Одна] категория людей, проявляющих крайнее воздержание, избрала своим обычаем слушать касыды и собираться для этого, чтобы отвлечь себя этим и возбудить свои сердца. Среди них есть такие, кто приплясывает, хлопает в ладоши, разрывает свою одежду, говоря: «Сказал Аллах – велик он и славен; сказал святой, сказала черноокая». Они говорят то, чего не говорил Аллах, чего нет ни в предании, ни в Сунне, чего не говорила ни черноокая, ни святой. Это новшество, ложь и обман.
Другая категория проявляет воздержание и подвижничество [в служении Аллаху], считает запретным извлекать прибыль и [добывать] средства на жизнь. Они считают необходимым настырно попрошайничать и нищенствовать, называя «страстное желание» и любовь [к Аллаху] подавлением страха и надеждой. Все это новшество. Претендующий на это проклят богословами и гностиками, ведь Аллах – велик он и славен! – разрешил зарабатывать, заниматься ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час. Он объявил запретным попрошайничество и нищенствование одновременно с богатством, приобретенным вследствие этого. Богословы единогласно сошлись на том, что Аллах – велик он и славен! – предписал людям страх и надежду, что он призвал рабов своих к себе желанием и боязнью.
Среди введенных новшеств, выдуманных и не имеющих основы ни в Коране, ни в Сунне, новшеств, в которых они подражают языческой практике, – объединение [людей] и заключение союзов между ними для взаимопомощи и поддержки. А это ведь осуждаемое новшество. Язычество совершало подобное, но Аллах – велик он и славен! – искоренил это исламом и запретил устами Пророка своего. Пророк сказал: «Нет союза в исламе, любой союз времен язычества ислам превзошел именно прочностью».
Свидетельство – новшество, отречение – новшество, приемлемость – новшество. Свидетельство – это когда о том, о ком нет известий, свидетельствуют, что он в раю или в аду. Приемлемость – это когда приемлют одних людей, отказываясь от других. Отречение – это когда отрекаются от людей, придерживающихся исламской религии и Сунны[68].
Недозволенным новшеством считается, когда султан хватает человека, затем бьет [плетьми] и наказывает, говоря: «Ты сделал, ты совершил то-то?», пока не погубит его или не принудит [к признанию].
Недозволенным новшеством считается повторять вслух много раз в мечетях: «Нет божества, кроме Аллаха»; женщинам – ездить в седлах; мужчинам – ездить в седлах из тигровой шкуры; пользоваться сосудами из золота и серебра; одеваться в шелк и парчу.
Недозволенным новшеством считается строить на могилах и штукатурить их; совершать паломничество к ним[69].
Недозволенным новшеством считается возвеличивать смерть, рвать одежду, когда смерть нисходит; красить двери в черный цвет, обрезать чубы, сидеть у дверей покойника после похорон; семье покойника – брать пищу, предназначенную для пришедших людей; ночевать [в семье покойника].
Недозволенным новшеством считается читать Коран и провозглашать первый призыв на молитву нараспев и уподоблять их пению.
Недозволенным новшеством считается украшать свитки Корана, разукрашивать мечети, делать выше минбары.
Недозволенным новшеством считается брать плату за [провозглашение] первого призыва к молитве, за руководство [молитвой], за обучение Корану, омовение покойников.
Согласно Сунне, полная и совершенная вера – отречение от любого названия, вступившего в противоречие с Сунной и вышедшего за [пределы] согласия общины; отмежевание от его приверженцев и отделение от тех, кто исповедует веру его и приближение к Аллаху – велик он и славен! – путем противодействия ему. Согласно их мнению, это рафидиты, шииты, джахмиты, мурджииты, харуриты, мутазилиты, зайдиты, имамиты, мугириты, ибадиты, кайсаниты, суфриты, шурат, кадариты, мананиты, азракиты, хулулиты, мансуриты, вакифиты и те, кто отрицал божественные свойства и лицезрение [Аллаха]. [Отречение] от всякого мнения нововведенного, суждения выдуманного и всякой страсти, которой следуют [люди].
Все эти, подобные им и отделившиеся от них или сблизившиеся с ними – дурные мнения и плохие учения, приверженцы которых отошли от истинной религии, а те, кто признал их, вышел из общности мусульман.
Главы этих учений и толков – из числа «людей заблуждения», предводители в неверии и дурных речах. Они наговаривают на Аллаха то, чего не знают, порицают «людей истины» (т.е. приверженцев Сунны. – Д.Е.) за то, чему те следуют, подвергают сомнению надежных в передаче [преданий] и не подвергают сомнению свои взгляды об аллегорическом толковании [Корана]. Подняв знамена недозволенных новшеств, устроив базар смуты и открыв врата несчастья, они возводят напраслину на Аллаха и усматривают в Книге его ложь и враждебность собратьев шайтанов, врагов верующих, прибежище притеснителей, убежище завистников[70].
Это народы, племена, подразделения, роды и общины. Я упомяну несколько их названий и некоторые их черты, поскольку их книги уже распространились, а учения, которых не знает молодое поколение и юношество, стали известны. Смысл их скрыт для большинства читающих их, а ведь молодому человеку может попасться книга какого-нибудь сторонника этих учений. Книга начинается с прославления Аллаха, благодарности ему, неоднократного повторения молитвы по посланнику Аллаха, затем он [излагает] тонкости неверия, скрытый вымысел и зло. И молодой, ничего не знающий человек, перс или неискушенный подумает, что составитель этой книги – один из богословов или факиров. Возможно, он признает в этой общине то, что видят в ней идолопоклонники и те, кто соперничает с Аллахом и дружит с Шайтаном.
Среди их вождей, первых в заблуждении, – ал-Джахм б. Сафван, заблуждающийся, вводящий в заблуждение. Сказали ему, когда он был в Сирии: «Куда хочешь [идти]?». Он сказал: «Ищу господина, которому стану поклоняться». Его учению последовали группы заблудших. А ведь Ибн Шаузаб сказал: «Из-за сомнений Джахм не молился 40 дней».
Среди его последователей и приверженцев, среди подобных им из числа заблудших – Бишр ал-Мариси, ал-Мурдар, Абу Бакр ал-Асамм, Ибрахим б. Исмаил б. Улаййа, Ибн Аби Дуад, Баргус, Рабавайх, ал-Армани, Джафар ал-Хазза, Абу Шуайб ал-Хаджжам, Хасан ал-Аттар, Сахл ал-Харрар, Абу Лукман ал-Кафир. Все богословы говорят о тех, кого мы назвали, что это наставники неверия, главы заблуждения.
Среди их вождей – а это сторонники свободы воли (кадариты) – Мабад ал-Джухани, Гайлан ал-Кадари, Сумама б. Ашрас, Амр б. Убайд, Абу-л-Хузайл ал-Аллаф, Ибрахим ан-Наззам, Бишр б. ал-Мута-мир. Во главе группы помимо них есть и другие люди неверия и заблуждения. Среди них – ал-Хасан б. Абд ал-Ваххаб ал-Джуббаи и Абу-л-Анбас ас-Саймари.
Среди рафидитов – ал-Мугира б. Саид, Абдаллах б. Саба, Хишам ал-Фувати, Абу-л-Карус, Фудайл ар-Ракаши, Абу Малик ал-Хадрами, Салих Кубба. Их, однако, слишком много, чтобы перечислить в книге или назвать в речи. Я упомянул некоторых их последователей, чтобы молодой человек и тот, у кого нет сведений, избегали упоминать их и общаться с тем, кто в качестве доказательств приводит их мнение и спорит, опираясь на их книги.
Самые гнусные из них те, кто на словах защищает Сунну и способствует ей, а их учения – самые гнусные. [Это] Ибн Куллаб, Хусайн ан-Наджжар, Абу Бакр ал-Асамм, Ибн Улаййа.
Да защитит Аллах нас и тебя от их учений и избавит нас и тебя от зла их толков. И даст он нам и тебе жизнь в соответствии с исламом и Сунной. И пошлет нам смерть и соберет [в День суда] в соответствии с этим. И не изменит нам и тебе в своей милости и все увеличивающемся благодеянии. Не обделит нас добром своих выгод и красотой своих польз. И сделает он нас и тебя хранителями своих заповедей, блюстителями своих прав. Пусть будет полезным нам и тебе то, чему он нас обучил, и что мы используем в деле праведном, принимаемом с удовлетворением. Пусть соберет он нас и тебя вместе с близкими Пророка и сподвижниками его. Воистину, он – источник надежды в том, на что надеются, повелитель в нужде и достатке. Слава Аллаху от начала и до конца. И да благословит Аллах Пророка своего скрыто и явно.
Закончена «Книга истолкования и разъяснения основ Сунны и религии». Слава Аллаху, Господину миров. И да благословит Аллах Пророка народа, не имевшего Писания, и род его.
[1] Убайдаллах б. Мухаммад б. Батта ал-Укбари (304/917 – 387/997) – видный идеолог раннего ханбалитства, выходец из купеческой семьи г. Укбара. Был отправлен отцом в Багдад, где обучался у ханбалитских авторитетов. Много путешествовал. Вернувшись в сорокалетнем возрасте домой, занялся разработкой ханбалитской идеологии. Ибн Батта – самый плодовитый ханбалитский автор IV/X в. Ему принадлежит около 20 сочинений, сборников хадисов. О нем см.: Ибн Аби Иала. Табака. 2, 144-153; ал-Багда-ди. Тарих. 10, 371-375; ал-Багдади Ибн Раджаб. Зайл ала табакат ал-ханабила. 1. Бейрут, [б. г.], 365;GAS, Bd. 1, 514.
Значительная часть ханбалитской литературы IV/X в. не дошла до нас. В настоящее время об идеологии движения в этот период мы можем судить по двум работам: «Шарх китаб ас-сунна» ал-Барбахари и «ал-Ибана» Ибн Батты ал-Укбари.
«Ал-Ибана» появилась в то время, когда ханбалитство, по сути, утвердило себя в качестве одной из достаточно влиятельных богословских школ, постепенно расширявшей влияние на Востоке и Западе мусульманского мира. Сочинение Ибн Батты носит подчеркнуто учебный характер. Оно обращено к молодым людям и иноверцам, принимающим ислам. Именно это обстоятельство делает работу особенно интересной для исследователя. Дело в том, что автор вынужден наряду с наиболее полемическими вопросами излагать и прописные истины, т.е. представлять ханбалитскую идеологию в динамике. Таким образом демонстрируется гибкость ханбалитского подхода к решению проблем веры, права, этики, морали.
Сочинение строится следующим образом. Автор предваряет «ал-Ибану» введением, в котором разъясняет причины, заставившие его написать работу, раскрывает свой замысел. Первая часть «ал-Ибаны» представляет собой обширный свод цитат из Корана, хадисов, изречений мусульманских авторитетов по ключевым разделам ханбалитской идеологии.
Во второй части излагаются основные положения ханбалитского истолкования вероучения. Третья часть посвящена ритуальным предписаниям, моральным и этическим нормам. Четвертая часть целиком посвящена проблеме осуждаемых «недозволенных» новшеств.
В «Хрестоматии» представлен перевод третьей и четвертой частей «ал-Ибаны». Их содержание в известном смысле уникально. Автор посвятил их подробному анализу живую практику мусульман в окружающем его мире. Позиция Ибн Батты определена, во-первых, общей направленностью ханбалитской идеологии на решение проблем земной жизни; во-вторых, ханбалитским неприятием новшеств, не имеющих обоснования в Коране и хадисах.
Текст «ал-Ибаны» написан понятным, хотя иногда и излишне «наукообразным» языком. Он вполне доступен и, безусловно, является хорошим введением в круг текстов и проблем, изучаемых современным исламоведением.
В своей работе Ибн Батта опирается на хадисы, цитируя их, ссылаясь на них или пересказывая содержание. В примечаниях приведены параллельные хадисные тексты, послужившие источником для автора. Это позволяет не только показать методы создания сочинений типа «ал-Ибаны», но и прокомментировать ряд положений с позиций традиционного подхода. Все хадисы извлечены из «ал-Муснада» Ахмада б. Ханбала. Перевод выполнен по изданию: Ибн Батта. Ал-Ибана. Подробнее о ханбалитах и традиционалистской идеологии см. в разделе 4.
[2] Воздевание рук – раф ал-йадайн – в начале молитвы во время произнесения такбир ат-тахрим. Руки подносят к голове ладонями вперед, большие пальцы касаются мочек ушей. Произносится фраза «Аллаху акбару!» (такбир) – «Аллах велик!».
«Сказал Абдаллах (сын Ахмада б. Ханбала), рассказал мне отец, рассказал нам Ваки, рассказал нам Суфйан со слов Асима б. Кулайба, со слов Абд ар-Рахмана б. ал-Асвада, со слов Алкамы, который сказал: «Сказал Ибн Масуд: «Разве я не показываю вам молитву Пророка?». И сказал: «А ведь он (Пророк) совершал молитву, воздевая руки лишь раз» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 388).
«Сказал Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Измаил, сообщил нам Аййуб со слов Нафи, со слов Ибн Умара, а тот возвел [хадис к Пророку], сказав: «Руки опускаются, как и лицо [в поклоне]. Если один из вас коснулся лицом земли, то пусть коснется и руками. Когда он поднимет лицо, то пусть поднимет и руки» (Ибн Ханбал. Муснад, 2, 6).
«Сказал Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Ваки со слов Суфйана, со слов Асима б. Кулайба, со слов Абд ар-Рахмана б. ал-Асвада, со слов Алкамы, который сказал: «Сказал Абдаллах: «Я молюсь с вами молитвой посланника Аллаха, а ведь он воздевал руки в начале [ее]» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 442).
* Далее благопожелание «Да благословит его Аллах и да приветствует!» опускается.
[3] Обтирание обуви – масх ала-л-хуффайн – заменяет омовение ног перед молитвой. Допускается не только ханбалитским, но и другими суннитскими мазхабами. См.: Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 130, 294-295. Особая тема полемики с хариджитами и шиитами, осуждавшими молитву в обуви. См. там же, с. 1, 34.
[4] Ифтар – ежевечернее разговенье во время рамадана, продолжающееся до восхода солнца.
«Рассказал нам Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Мухаммад б. Джафар, рассказал нам Шуба со слов Сулаймана, который сказал: «Я слышал, как Хайсама рассказывал со слов Абу Атии. Тот сказал: «Мы сказали Аише: «Среди нас двое сподвижников Пророка. Один из них досрочно разговляется и откладывает трапезу перед восходом солнца. Другой же откладывает разговенье вечером и спешит с утренней трапезой». Сказала Аиша: «Кто из этих двоих досрочно разговляется и не торопится с трапезой перед восходом солнца?». Я ответил: «Это Абдаллах». Сказала Аиша: «Так поступал посланник Аллаха». (Ибн Ханбал. Муснад, 6, 173).
«Рассказал нам Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Муса б. Дауд, рассказал нам Ибн Лахиа со слов Салима б. Гайлана, со слов Сулаймана б. Аби Усмана, со слов Ади б. Хатима ал-Химси, со слов Абу Зарра о том, что Пророк сказал Билалу: «Билал, выкрикивай призыв к молитве, когда заря засверкает на небе. Сейчас же заря еще не наступила, а [настоящая] заря [должна быть] явной». Затем он (Пророк) призвал к своей утренней трапезе и потрапезовал. Он говорил: «Моя община пребудет во благе, пока не торопится с утренней трапезой и спешит с вечерним разговеньем» (Ибн Ханбал. Муснад, 5, 172).
[5] Троекратное произнесение формулы развода (талак) означает полное прекращение брачных отношений. Развод в неустановленные сроки не гарантирует прав рожденных после него детей, может стать причиной споров о наследстве, разделе имущества и т.д. «Окончательный» развод в неустановленные сроки отвергается ханбалитским мазхабом.
«Рассказал нам Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Йакуб, сообщил мне мой племянник Ибн Шихаб со слов своего дяди, сообщил нам Салим б. Абдаллах о том, что Абдаллах б. Умар сказал: «Я развелся с женой, когда у нее была менструация». Умар упомянул об этом посланнику Аллаха. Посланник Аллаха разгневался и сказал: «Пусть он (Абдаллах) вернет ее, пока у нее не пройдет менструация вроде той, при которой он развелся с ней. Если ему нужно развестись с ней, то пусть разведется, когда она очистится от менструации. Это развод по положенному сроку (идда), как повелел Аллах – велик он и славен!». А Абдаллах развелся окончательным разводом. И вернул ее (жену) Абдаллах, как ему велел [Пророк]» (Ибн Ханбал. Муснад, 2, 130).
[6] «Рассказал нам Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Йахйа б. Саид со слов Шубы, сказавшего, рассказал мне Амр б. Мурра со слов Ибн Аби Лайлы о том, что Зайд б. Аркам при погребении у нас произносил «Аллах велик!» (такбир) четыре раза, а на [других] похоронах произнес «Аллах велик!» пять раз. Его спросили [об этом], и он сказал: «Посланник Аллаха [так] произносил «Аллах велик!» при погребении» или же [сказал]: «[Так] произносил «Аллах велик!» при погребении Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует!» (Ибн Ханбал. Муснад, 4, 416).
[7] Абдаллах б. Масуд – сподвижник Пророка. Умер в Медине в 33/653 г. Считается одним из первых муфти и чтецом Корана. Был послан Умаром в Куфу проповедовать ислам. О нем см.: Ибн Хаджар. Тахзиб, 6, 27-28, № 42; Ибн ал-Имад. Шазарат, 1, 38-39; Wensinch A. J. Ibn Masud. – EI, 2, 403-404.
[8] Витр – дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного числа ракатов – 1, 3, 5, 7. Произносится после ночной молитвы и перед заходом солнца. Кунут ал-витр – мольба, произносимая после витра или после утренней молитвы. Кунут ал-витр для ханбалитов не является Сунной, что и отмечено в тексте – соответствующее предписание не предваряется формулой «согласно Сунне».
Рассказал нам Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Мухаммад, рассказал нам Шуба со слов Абу Бишра: «Я слышал, как Абдаллах б. Шакик рассказал со слов Ибн Умара, что человек спросил Пророка о дополнительной ночной молитве (витр), а я проходил мимо этого человека. Посланник Аллаха сказал: «Ночная молитва (салаг ал-лайл) – двумя парными ракатами, а дополнительная ночная молитва (витр) – в один ракат». Шуба сказал: «Он (Пророк) не говорил, что [витр] – в конце ночи». (Ибн Ханбал. Муснад, 2, 81).
Слова мольбы (кунут ал-витр): «Рассказал Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Ваки, рассказал нам Йунус б. Аби Исхак со слов Йазида б. Аби Марйама ас-Салули, со слов Абу-л-Хаура, со слов ал-Хасана б. Али, который сказал: «Посланник Аллаха научил меня словам, которые я должен произносить в просьбе (кунут) во время дополнительной ночной молитвы (витр): «О, Аллах, веди меня среди тех, кого ты ведешь правильным путем. Исцели меня среди тех, кого исцеляешь. Прими меня под свое покровительство среди тех, кого принимаешь. Будь милостив ко мне в том, что даешь, и убереги от зла, предопределенного тобой. Воистину, ты повелеваешь, но никто не повелевает тобой. Не будет унижен тот, кому ты покровительствуешь. Будь благословен, Господь наш, и возвышен» (Ибн Ханбал. Муснад, 2, 199; другой вариант того же хадиса см. там же, 200).
[9] Икама – повторный призыв к молитве, в котором ханбалиты в отличие от ханафитов повторяют слова азана только один раз. Такой способ провозглашения икамы возводится Ибн Ханбалем к Билалу, именно ему следовали жители Медины. См.: Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 65; Juynboll Th. W. Ikama. – El, 2, 457-458.
[10] «Войдя в мечеть, не садись, пока не совершишь два раката, приветствуя мечеть» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 345).
[11] «Рассказал нам Абдаллах, рассказал мне отец, рассказал нам Мухаммад б. Джафар, рассказал нам Саид со слов Йусуфа, со слов Амра б. Шуайба, со слов отца, со слов деда о том, что посланник Аллаха сказал: «На пятничной молитве присутствуют три [типа] людей. Один присутствует на ней с мольбой и молитвой. Человеку, обратившемуся к Господу своему с мольбой, тот, если пожелает, даст, а если пожелает, откажет. Человек, присутствовавший на ней тихо и молча, вел себя правильно. А человек, присутствовавший на ней и болтавший, – в этом и есть его доля от пятничной молитвы» (Ибн Ханбал. Муснад, 2, 181).
[12] Рафидиты – здесь общее название шиитов. Подробнее см.: ан-Наубахти. Секты, c. 208-209; аш-Шахрастани. Книга о религиях, с. 1, 190. Подробнее см. в разд. 4.
[13] Мертвечина (майта) – морская живность, не забиваемая в соответствии с ритуалом. Разрешается ханбалитами для употребления в пищу. См.: Schacht J. Maita. – EI, 3, 156-157.
[14] В тексте нахр – способ убоя, при котором животному протыкают горло.
[15] Исраил б. Аби Исхак – Исраил б. Йунус б. Аби Исхак ал-Хамдани Абу Йусуф ал-Куфи, мухаддис из Куфы (ум. в 160-162/776-779 гг.). См.: Ибн Хаджар. Тахзиб, 1, 261-263, № 496.
[16] Зайд б. Али – Зайд б. Али б. ал-Хусайн, брат 5-го шиитского имама Мухаммада ал-Бакира (ум. в 114/732 г.). Погиб в 122/740 г. в Куфе. Его сторонники – зайдиты – «выделились в особую партию, стремившуюся к созданию теократического государства во главе с имамом из рода Алидов» (аш-Шахрастани. Книга о религиях, 1, 225). Подробнее см. в разд. 4.
[17] Ал-Хасан б. Салих б. Хайй (100/719 – 167/783) – зайдитский богослов. О нем см.: аш-Шахрастани. Книга о религиях, 1, 226.
[18] Джафар б. Мухаммад – Джафар б. Мухаммад ас-Садик, 6-й шиитский имам, сын Мухаммада ал-Бакира. Умер в Медине в 148/765 г. Пользуется авторитетом у суннитов.
[19] Абу Усама Хаммад б. Усама б. Зайд ал-Кураши (ум. в 201/816 г.) – куфийский богослов и факих. О нем см.: Ибн Хаджар. Тахзиб, 3, 2-3.
[20] Сулайман б. Михран ал-Амаш (ум. в 148/765 г.) – мухаддис из Куфы. Аш-Шахрастани относит его к «авторитетам у шиитов из числа мухаддисов» (аш-Шахрастани. Книга о религиях, 1, 165-166)
[21] Временный брак (мута) заключается по договору. Допускается шиитами на основании коранического положения (Коран 4:24/28). Суннитские догматико-правовые школы запрещают временный брак. Однако подобная практика наблюдается, например, во время ид ал-фитр после совершения хаджжа, а также в повседневной жизни. Противоречивое отношение к мута отразилось в хадисах. Среди них есть и разрешающие временный брак:
Страницы: 1 2