Ахмад б. Ханбал[1] Акида
(«Символ веры»)
Ал-Хасан б. Исмаил ар-Рабаи сказал: «Ахмад б. Ханбал, глава приверженцев Сунны, сказал мне: «Девяносто человек из последователей Пророка, имамы мусульман, ранние имамы и факихи крупных городов пришли к общему мнению[2] о том, что Сунна, завещанная Пророком, заключается в следующем: удовлетворенность решением Аллаха; подчинение его повелению; терпеливое перенесение его решения; исполнение того, что Аллах повелел; воздержание от того, что Аллах запретил; вера в предопределение Аллаха – добро его и зло[3]; отказ от дискуссий и диалектических споров о вере[4]; [ритуальное] обтирание обуви[5]; борьба за веру под руководством любого имама, благочестив он или грешен[6]; вознесение молитвы за умерших мусульман; вера словом и делом, она увеличивается от послушания и убывает от неповиновения[7]; Коран – слово Аллаха, ниспосланное в сердце пророка его Мухаммада. Он не сотворен, как бы и с чего бы его ни читали[8]; терпение под властью правителя, справедлив он или нет, мы не выступаем против правителей с оружием в руках, даже если они вершили несправедливость[9]; мы не обвиняем в неверии никого из мусульман (из людей единобожия), даже если они совершили тяжкие грехи[10]; воздержание от упоминания разногласий, случившихся между сподвижниками Пророка[11]; лучшие из людей после Пророка – Абу Бакр, Умар, Усман, Али б. Аби Талиб, сын дяди Пророка; мольба о ниспослании милости всем сподвижникам посланника Аллаха, детям, женам и зятьям его.
Такова Сунна, которую они вменили в обязанность и получили. Следовать ей – значит идти по правильному пути. Отказ от нее – заблуждение».
[1] Ахмад б. Ханбал Абу Абдаллах – основатель ханбалитской догматико-правовой школы. Родился в 164/780 г. в Багдаде. В детстве изучал хадисы и фикх у видных традиционалистов Ирака, Сирии, Хиджаза, Йемена. С 201/816 по 218/833 г. преподавал и занимался фикхом в Багдаде. В 218/833 г. был привлечен к испытанию (михна), учрежденному халифом ал-Мамуном. Отказался признать тезис о сотворенности Корана и был заключен в тюрьму. В 219/834 г. по приказу халифа ал-Мутасима был предан бичеванию, но от своих взглядов не отказался, чем снискал симпатии среди населения Багдада и ученых-традиционалистов, против которых была направлена михна. После выхода на свободу и вплоть до смерти в 241/855 г. Ахмад б. Ханбал занимался активной религиозно-политической деятельностью. Движение его последователей и составило основу ханбалитства. Оставил после себя ряд важных догматико-правовых сочинений. Среди них символы веры – акиды, сборники хадисов, в том числе и самый большой в суннитской традиции «Муснад», послания – расаил – по отдельным вопросам вероучения, права и ритуала.
Представленная в «Хрестоматии» акида известна в передаче ученика Ибн Ханбала ар-Рабаи (?). Ее полный текст содержится в «Табакат ал-ханабила» Ибн Аби Йала (Табакат, 1, 130-131, по этому изданию и сделан перевод). Написано сочинение, вероятно, в 40-50-е гг. IX в. после выхода Ибн Ханбала на свободу, в период активного формирования движения ханбалитов. Сочинения такого рода были чрезвычайно популярны в период сложения догматико-правовой системы ислама. Акида – особый жанр мусульманской богословской литературы, четкое, сжатое изложение позиции отдельного автора или школы в отношении главных вопросов вероучения. Помимо описанной Ибн Ханбал создал еще пять акид. Об их авторстве, датировке и содержании см.: Ермаков Д.В. Раннеханбалитские акиды. – ППВ (в печати).
[2] В раннеханбалитских текстах нет точного определения иджма. Ибн Ханбалу, как правило, приписывается следующее: иджма – это согласие сподвижников Пророка и согласие авторитетных богословов данной эпохи.
[3] В шести первых пунктах акиды изложены традиционалистские представления о божественном предопределении – ал-кадар. В «Книге о Сунне» Ибн Ханбал так высказывает свое отношение к этой серьезно обсуждавшейся проблеме: «Предопределение (ал-кадар) – добро его и зло, малость и обилие, начало и конец – от Аллаха, суждено им и предопределено. Никто из них не избегнет воли Аллаха. Невозможно нарушить его решение. Напротив, все они идут к тому, что он им наметил, и совершают то, что он им предопределил. Справедливость (ал-адл) – от Господа нашего» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 25).
Ханбалиты резко выступали против мутазилитской концепции «справедливости» (ал-адл) Аллаха как оправдания выбора между делами праведными и неправедными: «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра (хайр) и повиновения (ат-таа), а рабы его сами себе желают зла и неповиновения (ал-машйа) и поступают так, как хотят, утверждает тем самым, что желание рабов сильнее воли Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее, чем эта?!» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 25).
[4] По мнению ханбалитских авторов, распространение рационалистических методов в догматике, в толковании текстов Корана и хадисов привело к расколу общины. Калам во всех его проявлениях, сначала мутазилитский, затем ашаритский, стал основным объектом ханбалитской критики. Последователь Ибн Ханбала – ал-Барбахари – в своем сочинении «Шарх китаб ас-сунна» неоднократно повторяет: «Знай, безбожия, неверия, сомнений, осуждаемых новшеств, заблуждений в вере не было бы, если бы не калам» (Ибн Аби Йала. Табакат, 2, 27). Ханбалиты исходили из невозможности постижения разумом ниспосланного Аллахом, требуя воспринимать Коран и хадисы «не задавая вопроса, как» (би-ла кайфа). Функция разума (акл) связывается не с познавательной, мыслительной деятельностью человека, а с деятельностью в повседневной жизни: «Разум появляется с рождением. Каждому человеку дается столько разума, сколько пожелает Аллах. Люди отличаются по разуму, как звезды на небе. От человека требуется в делах его ровно столько, сколько дано ему разума. Разум не приобретается. Воистину, это дар Аллаха» (Ибн Аби Йала. Табакат, 2, 29-30).
[5] См. прим. 3 к разд. 3.
[6] «Борьба за веру (джихад) идет и происходит под предводительством имамов праведных или неправедных, ведь сущность ее (борьбы) не изменит произвол жестокого и справедливость справедливого» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 26).
[7] Центральным моментом ханбалитской формулировки понятия «вера» (имам) является включение в нее «дела» (амал). Именно этот пункт определяющий, по нему можно судить о подходе той или иной школы к решению ряда основных вопросов догматики. Ибн Ханбал, полемизируя с мурджиитами, включавшими в категорию «вера» (иман) лишь исповедание ее словом (каул), настаивает на включении «дела» в качестве главного условия совершенствования веры. Если вера человека увеличивается и уменьшается, то он не может утверждать, что его вера подобна вере другого человека, Пророка, его сподвижников или ангелов. Человек, следовательно, не может сказать о себе «я верую истинно» (ана мумин хаккан), для него доступно лишь сказать «я верую, как того пожелает Аллах» (ана мумин ин шаа-ллаху). Такая формулировка, принятая традиционалистскими богословами, получила особое название «оговорка в выражении веры» (ал-истисна фи-л-иман).
[8] Согласно мусульманской доксографической традиции, представление о сотворенности Корана, т.е. причастности к его передаче Мухаммадом, восходит к ал-Джаду б. Дирхаму, казненному по приказу халифа Хишама (106/724–125/743) (аш-Шахрастани. Книга о религиях, I, 14). При Харуне ар-Рашиде гонениям подвергся один из главных апологетов тезиса о сотворенности Корана – Бишр ал-Мариси (ум. в 218/833 г.) (там же, 218-219). Традиционалисты решительно выступили против тезиса о сотворенности Корана (его рукотворных, изготовленных людьми и нерукотворных – на скрижали – текстов), считая его противоречащим идее абсолютного характера божественного волеизъявления. В 218/833 г. по приказу халифа ал-Мамуна было начато испытание (михна) факихов и мухаддисов, заключавшееся в том, что их вызывали в специальные комиссии и требовали публично признать сотворенность Корана. В случае отказа людей обвиняли в многобожии (ширк). Михна была прекращена в 233/848 г. ал-Мутаваккилем, поддержавшим традиционалистское богословие.
[9] Ханбалиты признавали необходимость законного правителя из курайшитов, на которого ложится обязанность следить за выполнением воли-завета Аллаха в общине. Правитель может притеснять членов общины, не посягая, однако, на основы веры. В этом случае рекомендуется проявлять терпение (сабр). Если правитель посягает на основы веры, его следует направлять, наставлять и, в случае необходимости, выступать против него с оружием в руках. Участие в смутах (фитна) осуждается, но в случае вовлечения в смуту, необходимо защищать веру. В акиде изложена лишь часть представлений о взаимоотношениях общины и ее правителей.
[10] Ханбалиты воздерживались от вынесения решения о греховности верующего (такфир), это «право» Аллаха. Воздержание, однако, оговаривается: «Мы не можем свидетельствовать о ком-либо из «людей киблы», что его место в аду из-за греховного проступка (занб) или тяжкого греха (кабира), им совершенного. Если только по этому вопросу нет хадиса, который надо понимать так, как он дошел [до нас], и который мы должны признать верным» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 31).
[11] Традиционалистским ориентиром в вере служит пример Пророка и его сподвижников. Серьезным препятствием для идеализации образа раннего ислама явилось сохранение преданий о разногласиях и распрях между сподвижниками Мухаммада, приведших к расколу общины. Требование предать забвению эти разногласия – необходимый элемент всех традиционалистских акид. Ибн Ханбал высказывает его в «Китаб ас-сунна»: «Отказ от обсуждения споров и разногласий, вспыхнувших между сподвижниками Пророка. Тот, кто обсуждает это, вводит недозволенное новшество» (Ибн Аби Йада. Табакат, 1, 30). Ханбалиты резко выступали против попыток публичного осуждения Муавии, запрещали читать и переписывать книги об «отступничестве» (ap-puддa). He позволяя обсуждать разногласия между последователями Пророка, ханбалиты создали свою интерпретацию истории возникновения ислама, пророческой деятельности Мухаммада, эпохи «праведных» халифов.