Ахмад б. Ханбал Символ веры

Ахмад б. Ханбал[1] Акида

(«Символ веры»)

Ал-Хасан б. Исмаил ар-Рабаи сказал: «Ахмад б. Ханбал, глава приверженцев Сунны, сказал мне: «Девяносто человек из последователей Пророка, имамы мусульман, ранние имамы и факихи крупных городов пришли к общему мнению[2] о том, что Сунна, завещанная Пророком, заключается в следующем: удовлетворенность решением Аллаха; подчинение его повелению; терпеливое перенесение его решения; исполнение того, что Аллах повелел; воздержание от того, что Аллах запретил; вера в предопределение Аллаха – добро его и зло[3]; отказ от дискуссий и диалектических споров о вере[4]; [ритуальное] обтирание обуви[5]; борьба за веру под руководством любого имама, благочестив он или грешен[6]; вознесение молитвы за умерших мусульман; вера словом и делом, она увеличивается от послушания и убывает от неповиновения[7]; Коран – слово Аллаха, ниспосланное в сердце пророка его Мухаммада. Он не сотворен, как бы и с чего бы его ни читали[8]; терпение под властью правителя, справедлив он или нет, мы не выступаем против правителей с оружием в руках, даже если они вершили несправедливость[9]; мы не обвиняем в неверии никого из мусульман (из людей единобожия), даже если они совершили тяжкие грехи[10]; воздержание от упоминания разногласий, случившихся между сподвижниками Пророка[11]; лучшие из людей после Пророка Абу Бакр, Умар, Усман, Али б. Аби Талиб, сын дяди Пророка; мольба о ниспослании милости всем сподвижникам посланника Аллаха, детям, женам и зятьям его.

Такова Сунна, которую они вменили в обязанность и получили. Следовать ей – значит идти по правильному пути. Отказ от нее – заблуждение».


[1] Ахмад б. Ханбал Абу Абдаллах – основатель ханбалитской догматико-правовой школы. Родился в 164/780 г. в Багдаде. В детстве изучал хадисы и фикх у видных традиционалистов Ирака, Сирии, Хиджаза, Йемена. С 201/816 по 218/833 г. преподавал и занимался фикхом в Багдаде. В 218/833 г. был привлечен к испытанию (михна), учрежденному халифом ал-Мамуном. Отказался признать тезис о сотворенности Корана и был заключен в тюрьму. В 219/834 г. по приказу халифа ал-Мутасима был предан бичеванию, но от своих взглядов не отказался, чем снискал симпатии среди населения Багдада и ученых-традиционалистов, против которых была направлена михна. После выхода на свободу и вплоть до смерти в 241/855 г. Ахмад б. Ханбал занимался активной религиозно-политической деятельностью. Движение его последователей и составило основу ханбалитства. Оставил после себя ряд важных догматико-правовых сочинений. Среди них символы веры – акиды, сборники хадисов, в том числе и самый большой в суннитской традиции «Муснад», послания – расаил – по отдельным вопросам вероучения, права и ритуала.

Представленная в «Хрестоматии» акида известна в передаче ученика Ибн Ханбала  ар-Рабаи (?). Ее полный текст содержится в «Табакат ал-ханабила» Ибн Аби Йала (Табакат, 1, 130-131, по этому изданию и сделан перевод). Написано сочинение, вероятно, в 40-50-е гг. IX в. после выхода Ибн Ханбала на свободу, в период активного формирования движения ханбалитов. Сочинения такого рода были чрезвычайно популярны в период сложения догматико-правовой системы ислама. Акида – особый жанр мусульманской богословской литературы, четкое, сжатое изложение позиции отдельного автора или школы в отношении главных вопросов вероучения. Помимо описанной Ибн Ханбал создал еще пять акид. Об их авторстве, датировке и содержании см.: Ермаков Д.В. Раннеханбалитские акиды. – ППВ (в печати).

[2] В раннеханбалитских текстах нет точного определения иджма. Ибн Ханбалу, как правило, приписывается следующее: иджма – это согласие сподвижников Пророка и согласие авторитетных богословов данной эпохи.

[3] В шести первых пунктах акиды изложены традиционалистские представления о божественном предопределении – ал-кадар. В «Книге о Сунне» Ибн Ханбал так высказывает свое отношение к этой серьезно обсуждавшейся проблеме: «Предопределение (ал-кадар)добро его и зло, малость и обилие, начало и конец – от Аллаха, суждено им и предопределено. Никто из них не избегнет воли Аллаха. Невозможно нарушить его решение. Напротив, все они идут к тому, что он им наметил, и совершают то, что он им предопределил. Справедливость (ал-адл) – от Господа нашего» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 25).

Ханбалиты резко выступали против мутазилитской концепции «справедливости» (ал-адл) Аллаха как оправдания выбора между делами праведными и неправедными: «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра (хайр) и повиновения (ат-таа), а рабы его сами себе желают зла и неповиновения (ал-машйа) и поступают так, как хотят, утверждает тем самым, что желание рабов сильнее воли Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее, чем эта?!» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 25).

[4] По мнению ханбалитских авторов, распространение рационалистических методов в догматике, в толковании текстов Корана и хадисов привело к расколу общины. Калам во всех его проявлениях, сначала мутазилитский, затем ашаритский, стал основным объектом ханбалитской критики. Последователь Ибн Ханбала ал-Барбахари в своем сочинении «Шарх китаб ас-сунна» неоднократно повторяет: «Знай, безбожия, неверия, сомнений, осуждаемых новшеств, заблуждений в вере не было бы, если бы не калам» (Ибн Аби Йала. Табакат, 2, 27). Ханбалиты исходили из невозможности постижения разумом ниспосланного Аллахом, требуя воспринимать Коран и хадисы «не задавая вопроса, как» (би-ла кайфа). Функция разума (акл) связывается не с познавательной, мыслительной деятельностью человека, а с деятельностью в повседневной жизни: «Разум появляется с рождением. Каждому человеку дается столько разума, сколько пожелает Аллах. Люди отличаются по разуму, как звезды на небе. От человека требуется в делах его ровно столько, сколько дано ему разума. Разум не приобретается. Воистину, это дар Аллаха» (Ибн Аби Йала. Табакат, 2, 29-30).

[5] См. прим. 3 к разд. 3.

[6] «Борьба за веру (джихад) идет и происходит под предводительством имамов праведных или неправедных, ведь сущность ее (борьбы) не изменит произвол жестокого и справедливость справедливого» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 26).

[7] Центральным моментом ханбалитской формулировки понятия «вера» (имам) является включение в нее «дела» (амал). Именно этот пункт определяющий, по нему можно судить о подходе той или иной школы к решению ряда основных вопросов догматики. Ибн Ханбал, полемизируя с мурджиитами, включавшими в категорию «вера» (иман) лишь исповедание ее словом (каул), настаивает на включении «дела» в качестве главного условия совершенствования веры. Если вера человека увеличивается и уменьшается, то он не может утверждать, что его вера подобна вере другого человека, Пророка, его сподвижников или ангелов. Человек, следовательно, не может сказать о себе «я верую истинно» (ана мумин хаккан), для него доступно лишь сказать «я верую, как того пожелает Аллах» (ана мумин ин шаа-ллаху). Такая формулировка, принятая традиционалистскими богословами, получила особое название «оговорка в выражении веры» (ал-истисна фи-л-иман).

[8] Согласно мусульманской доксографической традиции, представление о сотворенности Корана, т.е. причастности к его передаче Мухаммадом, восходит к ал-Джаду б. Дирхаму, казненному по приказу халифа Хишама (106/724125/743) (аш-Шахрастани. Книга о религиях, I, 14). При Харуне ар-Рашиде гонениям подвергся один из главных апологетов тезиса о сотворенности Корана – Бишр ал-Мариси (ум. в 218/833 г.) (там же, 218-219). Традиционалисты решительно выступили против тезиса о сотворенности Корана (его рукотворных, изготовленных людьми и нерукотворных – на скрижали – текстов), считая его противоречащим идее абсолютного характера божественного волеизъявления. В 218/833 г. по приказу халифа ал-Мамуна было начато испытание (михна) факихов и мухаддисов, заключавшееся в том, что их вызывали в специальные комиссии и требовали публично признать сотворенность Корана. В случае отказа людей обвиняли в многобожии (ширк). Михна была прекращена в 233/848 г. ал-Мутаваккилем, поддержавшим традиционалистское богословие.

[9] Ханбалиты признавали необходимость законного правителя из курайшитов, на которого ложится обязанность следить за выполнением воли-завета Аллаха в общине. Правитель может притеснять членов общины, не посягая, однако, на основы веры. В этом случае рекомендуется проявлять терпение (сабр). Если правитель посягает на основы веры, его следует направлять, наставлять и, в случае необходимости, выступать против него с оружием в руках. Участие в смутах (фитна) осуждается, но в случае вовлечения в смуту, необходимо защищать веру. В акиде изложена лишь часть представлений о взаимоотношениях общины и ее правителей.

[10] Ханбалиты воздерживались от вынесения решения о греховности верующего (такфир), это «право» Аллаха. Воздержание, однако, оговаривается: «Мы не можем свидетельствовать о ком-либо из «людей киблы», что его место в аду из-за греховного проступка (занб) или тяжкого греха (кабира), им совершенного. Если только по этому вопросу нет хадиса, который надо понимать так, как он дошел [до нас], и который мы должны признать верным» (Ибн Аби Йала. Табакат, 1, 31).

[11] Традиционалистским ориентиром в вере служит пример Пророка и его сподвижников. Серьезным препятствием для идеализации образа раннего ислама явилось сохранение преданий о разногласиях и распрях между сподвижниками Мухаммада, приведших к расколу общины. Требование предать забвению эти разногласия – необходимый элемент всех традиционалистских акид. Ибн Ханбал высказывает его в «Китаб ас-сунна»: «Отказ от обсуждения споров и разногласий, вспыхнувших между сподвижниками Пророка. Тот, кто обсуждает это, вводит недозволенное новшество» (Ибн Аби Йада. Табакат, 1, 30). Ханбалиты резко выступали против попыток публичного осуждения Муавии, запрещали читать и переписывать книги об «отступничестве» (ap-puддa). He позволяя обсуждать разногласия между последователями Пророка, ханбалиты создали свою интерпретацию истории возникновения ислама, пророческой деятельности Мухаммада, эпохи «праведных» халифов.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс