Ахмад б. Фарис ар-Рази Ауджаз Ас-Сийар Ли-Хайр Ал-Башар
(«Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей»)
Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!
О, Господи, даруй облегчение, а не затруднение!
Сообщил нам[1] шейх, факих и кади Абу-л-Касим Абд ас-Самад б. Аби Абдаллах Мухаммад б. Аби-л-Фадл ал-Ансари – да помилует его Аллах*; сообщил нам знаток Корана Абу-л-Касим Исмаил б. Муха-ммад [б.] ал-Фадл ал-Исбахани – да помилует его Аллах. Мы читали эту книгу под руководством Сулаймана б. Ибрахима и факиха Абдал-лаха б. Мухаммада ан-Нили, и они сообщили нам. Мы читали эту книгу под руководством учителя чтения Корана Али б. ал-Каеима, и он сообщил нам. Мы читали эту книгу под руководством грамматика Абу-л-Хусайна Ахмада б. Фариса б. Закарии ар-Рази – да помилует его Аллах!
Я также читал это сочинение в городе Мосуле – да хранит Аллах его и прочие города мусульман и их жителей! – под руководством шейха, знатока Корана, достойного Абу-л-Хаттаба Умара б. Хасана б. Али – да простит ему милостивый и великий Аллах! И этот текст я и передаю, а текст первой передачи совпадает с ним во всем, кроме незначительных деталей, которые отмечаются буквой «син»[2]. Он сказал нам: мы читали эту книгу под руководством шейха, грамматика и лексикографа, глубокого знатока хадисов Абу-л-Касима Абд ар-Рахмана, сына проповедника Абу Абдаллаха б. Аби-л-Хасана ал-Хасами ас-Сухайли – да помилует его Аллах! – и он сказал нам: мы слушали, как читал эту книгу факих, знаток Корана, ученейший кади, паломник, обладающий обширными знаниями Абу Бакр Мухаммад б. Абдаллах б. Ахмад б. ал-Га-ри ал-Ма афири – да сделает его довольным Аллах! – и он нам рассказал: мы читали эту книгу под руководством шейха, факиха Абу-л-Фатха Насра б. Ибрахима б. Насра ал-Мукаддаси, жившего аскетом в Иерусалиме, в месяце рамадан 491 года (2-31.VIII 1098 г.), и он сообщил нам: мы читали эту книгу под руководством шейха, факиха Абу-л-ФатХа Сулайма б. Аййуба ар-Рази в 440 году (1048-49 г.), и он сообщил нам: мы читали эту книгу под руководством Абу-л-Хусайна Ахмада б. Фариса б. Закарии, и он поведал нам.
Это повествование о том, что должно помнить мусульманину и надлежит знать верующему о родословной посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – и его рождении, о том, как он рос и как выступил с пророческой миссией, рассказ об обстоятельствах его походов, перечень имен его детей, дядьев по отцу и жен. Знающий все это обладает достоинством, превосходящим достоинство того, кто не ведает, и знание этого создает приятность в груди. Не знали благочестивые собрания после Книги Аллаха – велик он и славен! – ничего лучшего, чем рассказы о посланнике Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! В этом кратком сочинении мы упомянули обо всем названном. У Аллаха мы просим помощи и у него испрашиваем благословения для украшения посланников господина миров, печати пророков и имама благочестивых Абу-л-Касима Мухаммада б. Абдал-лаха б. Абд ал-Мутталиба б. Хашима б. Абд Манафа б. Кусаййа б, Килаба б. Мурры б. Каба б. Луаййа б. Талиба б. Фихра б. Малика б. ан-Надра б. Кинаны б. Хузаймы б. Мудрики б. Илйаса б. Мудара б. Низара б. Маадда б. Аднана. До этого имени в родословной мусульманская община единогласна.
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – родился в год Слона в понедельник 9-го числа месяца раби[3]. Мать его – Амина бинт Вахб б. Абд Манаф б. Зухра. На Амине женился Абдаллах б. Абд ал-Мутталиб, и она понесла посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! Потом Абд ал-Мутталиб послал Абдаллаха привезти ему финики из Йасриба, и там он умер. А Амина родила в понедельник посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! Он жил на попечении своего деда Абд ал-Мутталиба. Вскормила его женщина из бану сад б. бакр по имени Халима, дочь Абу Зуайба ас-Сади. Когда он подрос и начал ходить, она вернула его матери и отняла его от груди. Когда ему исполнилось шесть лет, мать его умерла в селении ал-Абва, возвращаясь из Медины, и он остался сиротой на попечении своего деда Абд ал-Мутталиба.
Когда ему исполнилось 8 лет, 2 месяца и 10 дней, умер дед его Абд ал-Мутталиб, и заботу о нем взял на себя Абу Талиб б. Абд ал-Мутталиб, брат Абдаллаха по матери и по отцу. Когда ему исполнилось 12 лет, 2 месяца и 10 дней, Абу Талиб отправился с ним торговать в Сирию и остановился в селении Тайма. Его увидел некий ученый из числа иудеев, живших в Тайма[4], монах-отшельник Бахира, и спросил Абу Талиба: «Что это за мальчик с тобой?». Тот ответил: «Это сын моего брата». Бахира спросил: «Жалеешь ли ты его?». – «Да», – ответил Абу Талиб. Тогда Бахира сказал: «Клянусь Аллахом, если ты придешь с ним в Сирию, иудеи убьют его, ведь он им враг». И Абу Талиб вернулся в Мекку.
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – вырос. Когда ему исполнилось 25 лет, 2 месяца и 10 дней, он посватался к Хадидже. Пришел Абу Талиб вместе с бану хашим и вождями других мударитских племен, взял слово и сказал: «Слава Аллаху, который сделал нас потомками Ибрахима, отпрысками Исмаила, плодом семени Маадда и потомством Мудара, попечителями своего Дома и управителями своего Святилища[5], даровал нам неприступный Дом и безопасное Святилище и сделал нас правителями над людьми. Этот вот сын моего брата Мухаммад. Если взвесить его вместе с любым человеком, он обязательно перетянет его. Если он и не богат, то ведь богатство – это тень исчезающая и состояние переменчивое, Мухаммад – ваш сородич, как вы знаете. Он посватался к дочери Хувайлида и принес ей брачный дар – и то, что следует представить сразу, и то, что надлежит вносить позже, – из моего добра. А в будущем, клянусь Аллахом, о нем разойдутся великие вести, и ждет его славная судьба».
И он женился на ней, и она жила у него до того, как снизошло к нему откровение, 15 лет. А когда она умерла, посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – было 49 лет и 8 месяцев. Что касается его детей от нее, то их было шестеро: ал-Касим, по которому он носил кунью[6], ат-Тахир (но говорят, что его звали Абдаллах), Фатима – старшая из его детей, Зайнаб, Рукаййа и Умм Кулсум. А сын его Ибрахим был от Марии. Три его мальчика умерли еще грудными младенцами, но говорят, что сын его ал-Касим подрос настолько, что мог скакать на коне и ездить на породистой верблюдице. Что же до его дочерей, то Али – да будет доволен им Аллах! – женился на Фатиме, Абу-л-Ас б. ар-Раби – на Зайнаб, а Усман – да будет доволен им Аллах! – на Умм Кулсум. Но последняя умерла, и посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – выдал за Усмана Рукаййу. Как-то Рукаййа пришла, жалуясь на Усмана, и посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал: «Не люблю, чтобы женщина много жаловалась на мужа. Отправляйся к себе домой». Это все его дети.
Что же касается его жен, то он – да благословит его Аллах и да приветствует! – не женился [на других], пока не умерла Хадиджа. После же Хадиджи его женами были: Сауда бинт Зама, бывшая до него замужем за ас-Сакраном б. Амром; Аиша, дочь Правдивого (Абу Бакра) – да будет доволен ею Аллах! Он женился на ней, когда ей было 6 лет, и ввел ее в свой дом, когда ей было 9 лет, умер же посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – когда Аише было 18 лет. Затем женами были Хафса бинт Умар – да будет доволен ею Аллах; Зайнаб бинт Хузайма из племени хилал по прозванию «Мать бедняков»; Умм Хабиба бинт Аби Суфйан, ее посватал за него ан-Наджаши[7] и дал ей брачный дар вместо него в 400 динаров; Хинд бинт Аби Умаййа Умм Салама; Зайнаб бинт Джахш, она же Умм ал-Хакам; Джувайрийа бинт ал-Харис из племени хилал. Зайнаб бинт Хузайма умерла раньше него, он же – да благословит его Аллах и да приветствует! – умер, оставив в живых этих девятерых[8]. Он женился также на Асма бинт Каб из бану ал-джаун, но дал ей развод еще до того, как вошел к ней. Еще он женился на Умре бинт Йазид, женщине из бану ал-вахид племени килаб, но дал ей развод прежде, чем войти к ней. Он женился и на некой женщине из племени гифар, но, когда она сняла одежду, он увидел на ней белое пятно проказы и сказал ей: «Уходи к своей семье». Женился он и на одной женщине из племени тамим, но когда он вошел к ней, она сказала: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя», и он ответил: «Аллах защитил того, кто просит защиты. Уходи к своей семье». Говорят, что имя той женщины, которая предложила сама себя Пророку – да благословит его Аллах и да приветствует! – Умм Шарик.
Что касается его дядьев и теток по отцу, то у Абд ал-Мутталиба было 10 сыновей: ал-Харис, по которому Абд ал-Мутталиб носил кунью, аз-Зубайр, Хаджл, Дирар, ал-Мукаввим, Абу Лахаб, ал-Аббас, Хамза, Абу Талиб и Абдаллах. Следовательно, у него было 9 дядьев, и младший из них был ал-Аббас.
Прочитал нам Абу Дауд Сулайман б. Йазид, прочитал нам Мухаммад б. Маджа, сообщил нам Наср б. Али, передал нам Абдаллах б. Дауд слова Али б. Салиха, сказавшего, что у Абд ал-Мутталиба было 10 сыновей, и каждый из них ел собственного ягненка[9].
Теток у него было шесть: Умайма, Умм Хаким, она же ал-Байда, Барра, Атика, Сафийа и Арва – дочери Абд ал-Мутталиба.
Среди его предков были следующие женщины, носившие имя Атика: Атика бинт Хилал из бану сулайм, мать Абд Манафа б. Кусаййа; Атика бинт Мурра б. Хилал, мать Хашима б. Абд Манафа; Атика бинт ал-Аукас б. Мурра б. Хилал, мать Вахба б, Абд Ма-нафа, отца Амины. Имя Фатима носили следующие его родственницы: Фатима бинт Сад, мать Кусаййа; Фатима бинт Амр б. Джарвал б. Малик, мать Асада б. Хашима; Фатима бинт Асад б. Хашим, мать Али б. Аби Талиба – да будет доволен им Аллах; ее мать Фатима бинт Харим б. Раваха; Фатима, дочь посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует, и да будет доволен ею Аллах!
Вольноотпущенниками его были: Зайд б. Хариса, Барака[10], Аслам, Абу Кабша, Анаса, Саубан, Шукран, имя которого было Салих, Йасар, Фудала, Абу Мувайхиба, Рафи и Сафина. Вольноотпущенницы: Умм Айман, его мамка, мужем ее был Зайд б. Хариса, она мать Усамы б. Зайда; Радва; Марийа; Райхана.
Слугами его из числа свободнорожденных были: Анас б. Малик, Хинд и Асма – сыновья Харисы ал-Аслами.
Когда посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – исполнилось 35 лет, он участвовал в строительстве ал-Кабы, и курайшиты согласились между собой принять его решение о ней.
Когда ему было 40 лет и один день, Аллах – велик он и славен! – послал его ко всем людям благовестником и увещевателем, и он объявил веление Аллаха, и донес послание, и увещевал общину. Люди же возненавидели его так, что даже осадили его и его близких в ущелье. Эта осада случилась, когда посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – было 49 лет. Столько лет ему было, когда он вышел из нее. Когда ему исполнилось 49 лет, 8 месяцев и 11 дней, умер его дядя Абу Талиб, а Хадиджа – да будет доволен ею Аллах! – умерла через три дня после кончины Абу Талиба. Когда ему было 50 лет и 3 месяца, к нему пришли джинны Насибина[11] и приняли ислам. Когда ему исполнилось 51 год и 9 месяцев, он был перенесен ночью от Замзама в Иерусалим.
Когда ему исполнилось 53 года, он переселился из Мекки в Медину. Вместе с ним переселился Абу Бакр и Амир б. Фухайра, вольноотпущенник Абу Бакра, а проводником у них был Абдаллах б. Урайкит ад-Дили. Он совершил хиджру в понедельник 8-го числа месяца раби I. В этом году он ввел в свой дом Аишу.
Через 8 месяцев после хиджры он скрепил братский союз между мухаджирами и ансарами. Через 9 месяцев и 10 дней после хиджры он вошел к Аише. Через 1 год, 1 месяц и 22 дня после хиджры он женил Али на Фатиме – да будет доволен ею Аллах! Через 1 год, 2 месяца и 10 дней после хиджры он совершил поход на селение Ваддан и дошел до ал-Абва. Через 1 год, 3 месяца и 13 дней после хиджры он напал на караран курайшитов, в котором находился Умаййа б. Халаф. [Потом] он вышел в погоню за Курзом б. Джабиром, который напал на скот мединцев через 20 дней после этого. Через 1 год, 8 месяцев и 17 дней после хиджры он совершил поход к [колодцам] Бадр 17-го числа месяца рамадан. В тот день с ним было 310 с лишним сподвижников, многобожников же было от 900 до 1000. Это был день «Различения» (ал-Фуркан), когда Аллах разделил истину и ложь. Об этом слова Всевышнего: «Уже помог вам Аллах при Бадре» (Коран 3:123/119) – и до конца айата.
Потом он совершил поход на бану кайнука в ал-Кудре. Потом он совершил поход в Зу Амарр, и это поход на бану гатафан, но говорят, что это был поход на племя анмар. Потом был поход к [горе] Ухуд в третьем году хиджры и поход на бану ан-надир через 2 года, 9 месяцев и 10 дней после хиджры. Через 2 месяца и 20 дней после этого он пошел в поход Зат ар-Рика и во время его совершил «молитву перед опасностью». Через 2 месяца и 4 дня после этого он совершил поход на Думат ал-Джан-дал. Потом, через 5 месяцев и 3 дня после этого, он совершил поход на бану ал-мусталик из племени хузаа, о котором лжецы сказали то, что сказали.
Потом была «битва у рва» через 4 года, 10 месяцев и 5 дней после хиджры. Через 16 дней после этого он совершил поход на бану курайза. Потом через 3 [месяца] он совершил поход на бану лихйан. Потом он совершил поход в ал-Габу на шестой год. Потом он совершил малое паломничество[12] в ал-Худайбию в шестом году хиджры. Потом он совершил поход на Хай-бар через 6 лет, 3 месяца и 21 день после хиджры. Потом, через 6 месяцев и 10 дней после этого, он совершил «предрешенное малое паломничество».
Потом он совершил поход на Мекку и овладел ею, было это через 7 лет, 8 месяцев и 11 дней после его хиджры. Через день после этого он совершил поход в Хунайн, а затем в том же году в ат-Таиф. Через 8 лет 6 месяцев и 5 дней он совершил поход в Табук. В этом году паломничество людей возглавил Абу Бакр – да будет доволен им Аллах! – а Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – прочитал им суру «Отречение». Когда исполнилось 9 лет, 11 месяцев и 10 дней после его хиджры, посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – совершил «прощальное паломничество». А через 10 лет и 2 месяца после хиджры он скончался, достигнув возраста 63 лет – да благословит его Аллах и да приветствует!
Прочитал нам Али б. Ибрахим, сообщил нам Мухаммад б. Маджа, сообщил нам Али б. Мухаммад ат-Танафиси, сообщил нам Ваки, сообщил нам мой отец и Исраил, что Абу Исхак ас-Субайи сказал: «Я спросил Зайда б. Аркама, сколько походов совершил посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует!». Он ответил: «Девятнадцать походов, в семнадцати я был вместе с ним, а в двух походах он был без меня».
У него были благородные товарищи – Али и два его сына, Хамза, Джафар, Абу Бакр, Умар, Абу Зарр, ал-Микдад, Салман, Хузайфа, Ибн Масуд, Аммар б. Йасир и Билал.
Головы неверных перед ним рубили Али, аз-Зубайр, Мухаммад б. Маслама, Асим б. Аби-л-Аклах и ал-Микдад.
Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – охранял в день битвы при Бадре, когда он спал в шалаше, Сад б. Муаз, а также Закван б. Абд Кайс. В битве при Ухуде его охранял Мухаммад б. Маслама ал-Ансари. В «битве у рва» его охранял аз-Зубайр б. ал-Ав-вам. Его охраняли также Аббад б. Бишр и Сад б. [Аби] Ваккас. В ночь, когда он женился на Сафии в Хайбаре, его охранял Абу Аййуб ал-Анса-ри. В Вади-л-Кура его охранял Билал. Когда же было ниспослано: «О, посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» (Коран 5:67/71), он отказался от охраны.
Оружием посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – был Зул-Факар (Обладатель позвонков) – меч, который достался ему в день битвы при Бадре. У него был также меч, который он унаследовал от своего отца. Сад б. Убада подарил ему меч, называвшийся ал-Адб (Рассекающий). Из оружия бану кайнука ему достался меч, изготовленный в городе Калаа. У него были также мечи ал-Батгар (Разрубающий), ал-Хатф (Смерть), ал-Михзам (Расчленяющий), ар-Расуб (Вонзающийся). Всего у него было 8 мечей.
Из оружия бану кайнука ему досталось 3 копья. Кроме них у него было еще одно копье, называвшееся ал-Мунсани (Гнущееся). У него был также дротик, крюк на древке, жезл, называвшийся ал-Урджун (Сухая ветка), посох, называвшийся ал-Мамшук (Тонкий и длинный). У него был также пояс из кожи с удаленным верхним слоем, с тремя серебряными кольцами, с серебряной пряжкой и кончиком.
Из кольчуг у него были: Зат ал-Фудул (Совершенная), две кольчуги, которые он захватил у бану кайнука, одна из них называлась «Садистская». Говорят, что у него была еще кольчуга Дауда – мир над ним! – которую тот носил, когда убил Джалута[13].
У него был лук из дерева шаухат, называвшийся ар-Рауха (Широкий), другой лук из того же дерева, называвшийся ал-Байда (Белый), лук из дерева наб, называвшийся ас-Сафра (Желтый), и лук, называвшийся ал-Катум (Не имеющий трещин). У него был также колчан, называвшийся ал-Кафур (Камфара).
Говорят, что некий человек подарил посланнику Дллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – щит с изображением орла, он положил на него руку и Аллах – велик он и славен! – уничтожил это изображение.
У него было знамя с бахромой, называвшееся ал-Укаб (Орел), а флажок для копья у него был белого цвета. Еще у него была кольчужная сетка на голову, называвшаяся ас-Сабуг (Доходящая до плеч).
Говорят, что у посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – было несколько коней. Среди них: ал-Вард (Гнедой), которого ему подарил Тамим ад-Дари, аз-Зариб (Скала) и ас-Сакб (Проворный) – первый конь, каким владел посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! Еще у него был конь по кличке ал-Муртаджиз (Произносящий стихи раджаз).
У него была также мулица по кличке Дулдул, и это была первая мулица, на которой ездили после возникновения ислама. Еще у него был осел по кличке Афир (Запыленный). Из верблюдиц у него были ал-Адба (Имеющая разрезанное ухо), ал-Касва (С отрезанным кусочком уха), дойная верблюдица Барда и ал-Багум (Ревущая). У него была также сотня овец.
Говорят, что в день смерти он оставил два платья из полосатой йеменской ткани, йеменский изар[14], два платья, изготовленных в оманском городе Сухар, рубаху, изготовленную там же, белую рубаху, изготовленную в йеменском городе Сухул, йеменский кафтан, черную четырехугольную рубаху с узорами, белое платье, три или четыре маленькие, прилегающие шапочки, изар длиной в пять пядей и плащ, выкрашенный в желтый цвет. По пятницам он носил красный плащ и чалму.
У него был ларчик, а в нем зеркало, гребень из слоновой кости, палочка для сурьмы, ножницы и зубочистка. У него была чаша, охваченная тремя серебряными скобами, кубок из камня, называвшийся ал-Михдаб (Таз), также таз для стирки из желтой меди, стеклянная чаша, бронзовый таз для мытья и большая миска. Еще у него была кровать и ворсистое одеяло.
Рассказывают, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал: «Пользуйтесь этим индийским алоэ, в нем – семь лекарств». Он также сказал: «Лучшее благовоние – мускус». Он умащивал себя алоэ, в которое добавлял камфару.
Рассказывают, что у него был железный перстень, оправленный серебром, а на нем надпись: «Мухаммад, посланник Аллаха, – да благословит его Аллах и да приветствует!». Негус подарил ему пару черных сапог без украшений, и он – да благословит его Аллах и да приветствует! – носил их.
Вот самый краткий, насколько возможно, рассказ о его рождении, о том, как он был послан пророком, и о его делах. Да благословит его Аллах и да приветствует, да почтит его и превознесет, прославит и возвеличит, да объединит нас в числе его почитателей, дарует нам смерть в его общине и поселит нас посреди его рая милостью своей и великодушием!
[1] В арабо-мусульманской исторической литературе в цепи ссылок на передатчиков (иснад) каждое последующее звено вводится часто различными терминами: хаддасана, ахбарана, анба ана и т.д. Все они переводятся обычно как «рассказал нам» или «сообщил нам». Между тем значения этих выражений не совсем одинаковы. Они отражают различные способы передачи ученых знаний, применявшиеся в мусульманской системе обучения. Абсолютно достоверное значение этих терминов пока установить не удается, в предлагаемом переводе сделана попытка передать различные термины согласно разъяснениям Ф. Сезгина. См.: GAS, Bd. 1, 58-60.
* В связи с небольшим объемом этого сочинения мы сочли возможным сохранить все формулы благопожелания.
[2] На самом деле никаких пометок буквой «син» в дошедшем до нас тексте нет. Однако даже само это упоминание заслуживает особого внимания, ибо является редким для средневековой арабской литературы примером такого близкого к современному приема выделения вариантов текста.
[3] Более подробные сведения обо всех событиях жизни Мухаммада, кратко упоминаемых в этом сочинении, см. в книге: Большаков. История Халифата. 1
[4] Ср. с. 14, где в аналогичном рассказе в «Сире» Ибн Исхака / Ибн Хишама местом проживания Бахиры назван сирийский город Босра. Последний вариант легенды более распространен. Бахира обычно – христианский монах. Здесь же он назван иудеем (правда, сохранен термин «монах-отшельник») и помещен в североаравийский город Тайма, где действительно жили иудеи. Данный вариант легенды, скорее всего, является переработкой предания о христианском провозвестнике пророчества Мухаммада в духе более многочисленных легенд об иудейских пророчествах о нем. Ср. в «Сире» Ибн Хишама, с. 17. В варианте Ибн Фариса сохранилась и антииудейская концовка изначального рассказа о христианском монахе.
[5] Дом, Святилище – ал-Каба.
[6] Кунья – прозвание человека по имени его сына. Мухаммада называли Абу-л-Касим («отец Касима»).
[7] Ан-Наджаши – негус, правитель христианской Эфиопии, под покровительство которого бежала от преследований большая часть мекканских мусульман, среди них и Умм Хабиба.
[8] В изданном тексте отсутствуют имена еще двух жен Мухаммада – Сафии (упоминается на с. 31) и Маймуны. Без них число жен, оставшихся в живых после смерти Мухаммада, оказывается не девять, а семь.
[9] Возможно, имеется в виду, что каждый из них достиг зрелого возраста и имел собственное стадо.
[10] Барака – имя вольноотпущенницы Пророка Умм Айман, упомянутой в этом же отрывке текста, здесь приведено по ошибке.
[11] Насибин (Нисибин) – город в Северной Месопотамии.
[12] Малое паломничество (пира) – сокращенный обряд поклонения ал-Кабе и другим мекканским святыням в любое время года.
[13] Дауд, Джалут – арабские формы имен Давид и Голиаф.
[14] Изар – вид одежды: набедренная повязка или накидка. В мусульманском культе белый изар – ритуальная одежда, обязательная при совершении паломничества. Следующие далее в тексте переводы названий одежд и предметов быта весьма условны. Для некоторых практически не существует точных русских соответствий. Другие отражают реалии, сейчас уже непонятные даже составителям арабских толковых словарей.