Ахмад б. Фарис Кратчайшее жизнеописание

Ахмад б. Фарис ар-Рази Ауджаз Ас-Сийар Ли-Хайр Ал-Башар

(«Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей»)

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!

О, Господи, даруй облегчение, а не затруднение!

Сообщил нам[1] шейх, факих и кади Абу-л-Касим Абд ас-Самад б. Аби Абдаллах Мухаммад б. Аби-л-Фадл ал-Ансари – да помилует его Аллах*; сообщил нам знаток Корана Абу-л-Касим Исмаил б. Муха-ммад [б.] ал-Фадл ал-Исбахани – да помилует его Аллах. Мы читали эту книгу под руководством Сулаймана б. Ибрахима и факиха Абдал-лаха б. Мухаммада ан-Нили, и они сообщили нам. Мы читали эту книгу под руководством учителя чтения Корана Али б. ал-Каеима, и он сообщил нам. Мы читали эту книгу под руководством грамматика Абу-л-Хусайна Ахмада б. Фариса б. Закарии ар-Рази – да помилует его Аллах!

Я также читал это сочинение в городе Мосуле – да хранит Аллах его и прочие города мусульман и их жителей! – под руководством шейха, знатока Корана, достойного Абу-л-Хаттаба Умара б. Хасана б. Али – да простит ему милостивый и великий Аллах! И этот текст я и передаю, а текст первой передачи совпадает с ним во всем, кроме незначительных деталей, которые отмечаются буквой «син»[2]. Он сказал нам: мы читали эту книгу под руководством шейха, грамматика и лексикографа, глубокого знатока хадисов Абу-л-Касима Абд ар-Рахмана, сына проповедника Абу Абдаллаха б. Аби-л-Хасана ал-Хасами ас-Сухайли – да помилует его Аллах! – и он сказал нам: мы слушали, как читал эту книгу факих, знаток Корана, ученейший кади, паломник, обладающий обширными знаниями Абу Бакр Мухаммад б. Абдаллах б. Ахмад б. ал-Га-ри ал-Ма афири – да сделает его довольным Аллах! – и он нам рассказал: мы читали эту книгу под руководством шейха, факиха Абу-л-Фатха Насра б. Ибрахима б. Насра ал-Мукаддаси, жившего аскетом в Иерусалиме, в месяце рамадан 491 года (2-31.VIII 1098 г.), и он сообщил нам: мы читали эту книгу под руководством шейха, факиха Абу-л-ФатХа Сулайма б. Аййуба ар-Рази в 440 году (1048-49 г.), и он сообщил нам: мы читали эту книгу под руководством Абу-л-Хусайна Ахмада б. Фариса б. Закарии, и он поведал нам.

Это повествование о том, что должно помнить мусульманину и надлежит знать верующему о родословной посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – и его рождении, о том, как он рос и как выступил с пророческой миссией, рассказ об обстоятельствах его походов, перечень имен его детей, дядьев по отцу и жен. Знающий все это обладает достоинством, превосходящим достоинство того, кто не ведает, и знание этого создает приятность в груди. Не знали благочестивые собрания после Книги Аллаха – велик он и славен! – ничего лучшего, чем рассказы о посланнике Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! В этом кратком сочинении мы упомянули обо всем названном. У Аллаха мы просим помощи и у него испрашиваем благословения для украшения посланников господина миров, печати пророков и имама благочестивых Абу-л-Касима Мухаммада б. Абдал-лаха б. Абд ал-Мутталиба б. Хашима б. Абд Манафа б. Кусаййа б, Килаба б. Мурры б. Каба б. Луаййа б. Талиба б. Фихра б. Малика б. ан-Надра б. Кинаны б. Хузаймы б. Мудрики б. Илйаса б. Мудара б. Низара б. Маадда б. Аднана. До этого имени в родословной мусульманская община единогласна.

Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – родился в год Слона в понедельник 9-го числа месяца раби[3]. Мать его – Амина бинт Вахб б. Абд Манаф б. Зухра. На Амине женился Абдаллах б. Абд ал-Мутталиб, и она понесла посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! Потом Абд ал-Мутталиб послал Абдаллаха привезти ему финики из Йасриба, и там он умер. А Амина родила в понедельник посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! Он жил на попечении своего деда Абд ал-Мутталиба. Вскормила его женщина из бану сад б. бакр по имени Халима, дочь Абу Зуайба ас-Сади. Когда он подрос и начал ходить, она вернула его матери и отняла его от груди. Когда ему исполнилось шесть лет, мать его умерла в селении ал-Абва, возвращаясь из Медины, и он остался сиротой на попечении своего деда Абд ал-Мутталиба.

Когда ему исполнилось 8 лет, 2 месяца и 10 дней, умер дед его Абд ал-Мутталиб, и заботу о нем взял на себя Абу Талиб б. Абд ал-Мутталиб, брат Абдаллаха по матери и по отцу. Когда ему исполнилось 12 лет, 2 месяца и 10 дней, Абу Талиб отправился с ним торговать в Сирию и остановился в селении Тайма. Его увидел некий ученый из числа иудеев, живших в Тайма[4], монах-отшельник Бахира, и спросил Абу Талиба: «Что это за мальчик с тобой?». Тот ответил: «Это сын моего брата». Бахира спросил: «Жалеешь ли ты его?». – «Да», – ответил Абу Талиб. Тогда Бахира сказал: «Клянусь Аллахом, если ты придешь с ним в Сирию, иудеи убьют его, ведь он им враг». И Абу Талиб вернулся в Мекку.

Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – вырос. Когда ему исполнилось 25 лет, 2 месяца и 10 дней, он посватался к Хадидже. Пришел Абу Талиб вместе с бану хашим и вождями других мударитских племен, взял слово и сказал: «Слава Аллаху, который сделал нас потомками Ибрахима, отпрысками Исмаила, плодом семени Маадда и потомством Мудара, попечителями своего Дома и управителями своего Святилища[5], даровал нам неприступный Дом и безопасное Святилище и сделал нас правителями над людьми. Этот вот сын моего брата Мухаммад. Если взвесить его вместе с любым человеком, он обязательно перетянет его. Если он и не богат, то ведь богатство – это тень исчезающая и состояние переменчивое, Мухаммад – ваш сородич, как вы знаете. Он посватался к дочери Хувайлида и принес ей брачный дар – и то, что следует представить сразу, и то, что надлежит вносить позже, – из моего добра. А в будущем, клянусь Аллахом, о нем разойдутся великие вести, и ждет его славная судьба».

И он женился на ней, и она жила у него до того, как снизошло к нему откровение, 15 лет. А когда она умерла, посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – было 49 лет и 8 месяцев. Что касается его детей от нее, то их было шестеро: ал-Касим, по которому он носил кунью[6], ат-Тахир (но говорят, что его звали Абдаллах), Фатима – старшая из его детей, Зайнаб, Рукаййа и Умм Кулсум. А сын его Ибрахим был от Марии. Три его мальчика умерли еще грудными младенцами, но говорят, что сын его ал-Касим подрос настолько, что мог скакать на коне и ездить на породистой верблюдице. Что же до его дочерей, то Али – да будет доволен им Аллах! – женился на Фатиме, Абу-л-Ас б. ар-Раби – на Зайнаб, а Усман – да будет доволен им Аллах! – на Умм Кулсум. Но последняя умерла, и посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – выдал за Усмана Рукаййу. Как-то Рукаййа пришла, жалуясь на Усмана, и посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал: «Не люблю, чтобы женщина много жаловалась на мужа. Отправляйся к себе домой». Это все его дети.

Что же касается его жен, то он – да благословит его Аллах и да приветствует! – не женился [на других], пока не умерла Хадиджа. После же Хадиджи его женами были: Сауда бинт Зама, бывшая до него замужем за ас-Сакраном б. Амром; Аиша, дочь Правдивого (Абу Бакра) – да будет доволен ею Аллах! Он женился на ней, когда ей было 6 лет, и ввел ее в свой дом, когда ей было 9 лет, умер же посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – когда Аише было 18 лет. Затем женами были Хафса бинт Умар – да будет доволен ею Аллах; Зайнаб бинт Хузайма из племени хилал по прозванию «Мать бедняков»; Умм Хабиба бинт Аби Суфйан, ее посватал за него ан-Наджаши[7] и дал ей брачный дар вместо него в 400 динаров; Хинд бинт Аби Умаййа Умм Салама; Зайнаб бинт Джахш, она же Умм ал-Хакам; Джувайрийа бинт ал-Харис из племени хилал. Зайнаб бинт Хузайма умерла раньше него, он же – да благословит его Аллах и да приветствует! – умер, оставив в живых этих девятерых[8]. Он женился также на Асма бинт Каб из бану ал-джаун, но дал ей развод еще до того, как вошел к ней. Еще он женился на Умре бинт Йазид, женщине из бану ал-вахид племени килаб, но дал ей развод прежде, чем войти к ней. Он женился и на некой женщине из племени гифар, но, когда она сняла одежду, он увидел на ней белое пятно проказы и сказал ей: «Уходи к своей семье». Женился он и на одной женщине из племени тамим, но когда он вошел к ней, она сказала: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя», и он ответил: «Аллах защитил того, кто просит защиты. Уходи к своей семье». Говорят, что имя той женщины, которая предложила сама себя Пророку – да благословит его Аллах и да приветствует! – Умм Шарик.

Что касается его дядьев и теток по отцу, то у Абд ал-Мутталиба было 10 сыновей: ал-Харис, по которому Абд ал-Мутталиб носил кунью, аз-Зубайр, Хаджл, Дирар, ал-Мукаввим, Абу Лахаб, ал-Аббас, Хамза, Абу Талиб и Абдаллах. Следовательно, у него было 9 дядьев, и младший из них был ал-Аббас.

Прочитал нам Абу Дауд Сулайман б. Йазид, прочитал нам Мухаммад б. Маджа, сообщил нам Наср б. Али, передал нам Абдаллах б. Дауд слова Али б. Салиха, сказавшего, что у Абд ал-Мутталиба было 10 сыновей, и каждый из них ел собственного ягненка[9].

Теток у него было шесть: Умайма, Умм Хаким, она же ал-Байда, Барра, Атика, Сафийа и Арва – дочери Абд ал-Мутталиба.

Среди его предков были следующие женщины, носившие имя Атика: Атика бинт Хилал из бану сулайм, мать Абд Манафа б. Кусаййа; Атика бинт Мурра б. Хилал, мать Хашима б. Абд Манафа; Атика бинт ал-Аукас б. Мурра б. Хилал, мать Вахба б, Абд Ма-нафа, отца Амины. Имя Фатима носили следующие его родственницы: Фатима бинт Сад, мать Кусаййа; Фатима бинт Амр б. Джарвал б. Малик, мать Асада б. Хашима; Фатима бинт Асад б. Хашим, мать Али б. Аби Талиба – да будет доволен им Аллах; ее мать Фатима бинт Харим б. Раваха; Фатима, дочь посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует, и да будет доволен ею Аллах!

Вольноотпущенниками его были: Зайд б. Хариса, Барака[10], Аслам, Абу Кабша, Анаса, Саубан, Шукран, имя которого было Салих, Йасар, Фудала, Абу Мувайхиба, Рафи и Сафина. Вольноотпущенницы: Умм Айман, его мамка, мужем ее был Зайд б. Хариса, она мать Усамы б. Зайда; Радва; Марийа; Райхана.

Слугами его из числа свободнорожденных были: Анас б. Малик, Хинд и Асма – сыновья Харисы ал-Аслами.

Когда посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – исполнилось 35 лет, он участвовал в строительстве ал-Кабы, и курайшиты согласились между собой принять его решение о ней.

Когда ему было 40 лет и один день, Аллах – велик он и славен! – послал его ко всем людям благовестником и увещевателем, и он объявил веление Аллаха, и донес послание, и увещевал общину. Люди же возненавидели его так, что даже осадили его и его близких в ущелье. Эта осада случилась, когда посланнику Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – было 49 лет. Столько лет ему было, когда он вышел из нее. Когда ему исполнилось 49 лет, 8 месяцев и 11 дней, умер его дядя Абу Талиб, а Хадиджа – да будет доволен ею Аллах! – умерла через три дня после кончины Абу Талиба. Когда ему было 50 лет и 3 месяца, к нему пришли джинны Насибина[11] и приняли ислам. Когда ему исполнилось 51 год и 9 месяцев, он был перенесен ночью от Замзама в Иерусалим.

Когда ему исполнилось 53 года, он переселился из Мекки в Медину. Вместе с ним переселился Абу Бакр и Амир б. Фухайра, вольноотпущенник Абу Бакра, а проводником у них был Абдаллах б. Урайкит ад-Дили. Он совершил хиджру в понедельник 8-го числа месяца раби I. В этом году он ввел в свой дом Аишу.

Через 8 месяцев после хиджры он скрепил братский союз между мухаджирами и ансарами. Через 9 месяцев и 10 дней после хиджры он вошел к Аише. Через 1 год, 1 месяц и 22 дня после хиджры он женил Али на Фатиме – да будет доволен ею Аллах! Через 1 год, 2 месяца и 10 дней после хиджры он совершил поход на селение Ваддан и дошел до ал-Абва. Через 1 год, 3 месяца и 13 дней после хиджры он напал на караран курайшитов, в котором находился Умаййа б. Халаф. [Потом] он вышел в погоню за Курзом б. Джабиром, который напал на скот мединцев через 20 дней после этого. Через 1 год, 8 месяцев и 17 дней после хиджры он совершил поход к [колодцам] Бадр 17-го числа месяца рамадан. В тот день с ним было 310 с лишним сподвижников, многобожников же было от 900 до 1000. Это был день «Различения» (ал-Фуркан), когда Аллах разделил истину и ложь. Об этом слова Всевышнего: «Уже помог вам Аллах при Бадре» (Коран 3:123/119) – и до конца айата.

Потом он совершил поход на бану кайнука в ал-Кудре. Потом он совершил поход в Зу Амарр, и это поход на бану гатафан, но говорят, что это был поход на племя анмар. Потом был поход к [горе] Ухуд в третьем году хиджры и поход на бану ан-надир через 2 года, 9 месяцев и 10 дней после хиджры. Через 2 месяца и 20 дней после этого он пошел в поход Зат ар-Рика и во время его совершил «молитву перед опасностью». Через 2 месяца и 4 дня после этого он совершил поход на Думат ал-Джан-дал. Потом, через 5 месяцев и 3 дня после этого, он совершил поход на бану ал-мусталик из племени хузаа, о котором лжецы сказали то, что сказали.

Потом была «битва у рва» через 4 года, 10 месяцев и 5 дней после хиджры. Через 16 дней после этого он совершил поход на бану курайза. Потом через 3 [месяца] он совершил поход на бану лихйан. Потом он совершил поход в ал-Габу на шестой год. Потом он совершил малое паломничество[12] в ал-Худайбию в шестом году хиджры. Потом он совершил поход на Хай-бар через 6 лет, 3 месяца и 21 день после хиджры. Потом, через 6 месяцев и 10 дней после этого, он совершил «предрешенное малое паломничество».

Потом он совершил поход на Мекку и овладел ею, было это через 7 лет, 8 месяцев и 11 дней после его хиджры. Через день после этого он совершил поход в Хунайн, а затем в том же году в ат-Таиф. Через 8 лет 6 месяцев и 5 дней он совершил поход в Табук. В этом году паломничество людей возглавил Абу Бакр – да будет доволен им Аллах! – а Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – прочитал им суру «Отречение». Когда исполнилось 9 лет, 11 месяцев и 10 дней после его хиджры, посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – совершил «прощальное паломничество». А через 10 лет и 2 месяца после хиджры он скончался, достигнув возраста 63 лет – да благословит его Аллах и да приветствует!

Прочитал нам Али б. Ибрахим, сообщил нам Мухаммад б. Маджа, сообщил нам Али б. Мухаммад ат-Танафиси, сообщил нам Ваки, сообщил нам мой отец и Исраил, что Абу Исхак ас-Субайи сказал: «Я спросил Зайда б. Аркама, сколько походов совершил посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует!». Он ответил: «Девятнадцать походов, в семнадцати я был вместе с ним, а в двух походах он был без меня».

У него были благородные товарищи – Али и два его сына, Хамза, Джафар, Абу Бакр, Умар, Абу Зарр, ал-Микдад, Салман, Хузайфа, Ибн Масуд, Аммар б. Йасир и Билал.

Головы неверных перед ним рубили Али, аз-Зубайр, Мухаммад б. Маслама, Асим б. Аби-л-Аклах и ал-Микдад.

Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – охранял в день битвы при Бадре, когда он спал в шалаше, Сад б. Муаз, а также Закван б. Абд Кайс. В битве при Ухуде его охранял Мухаммад б. Маслама ал-Ансари. В «битве у рва» его охранял аз-Зубайр б. ал-Ав-вам. Его охраняли также Аббад б. Бишр и Сад б. [Аби] Ваккас. В ночь, когда он женился на Сафии в Хайбаре, его охранял Абу Аййуб ал-Анса-ри. В Вади-л-Кура его охранял Билал. Когда же было ниспослано: «О, посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» (Коран 5:67/71), он отказался от охраны.

Оружием посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – был Зул-Факар (Обладатель позвонков) – меч, который достался ему в день битвы при Бадре. У него был также меч, который он унаследовал от своего отца. Сад б. Убада подарил ему меч, называвшийся ал-Адб (Рассекающий). Из оружия бану кайнука ему достался меч, изготовленный в городе Калаа. У него были также мечи ал-Батгар (Разрубающий), ал-Хатф (Смерть), ал-Михзам (Расчленяющий), ар-Расуб (Вонзающийся). Всего у него было 8 мечей.

Из оружия бану кайнука ему досталось 3 копья. Кроме них у него было еще одно копье, называвшееся ал-Мунсани (Гнущееся). У него был также дротик, крюк на древке, жезл, называвшийся ал-Урджун (Сухая ветка), посох, называвшийся ал-Мамшук (Тонкий и длинный). У него был также пояс из кожи с удаленным верхним слоем, с тремя серебряными кольцами, с серебряной пряжкой и кончиком.

Из кольчуг у него были: Зат ал-Фудул (Совершенная), две кольчуги, которые он захватил у бану кайнука, одна из них называлась «Садистская». Говорят, что у него была еще кольчуга Дауда – мир над ним! – которую тот носил, когда убил Джалута[13].

У него был лук из дерева шаухат, называвшийся ар-Рауха (Широкий), другой лук из того же дерева, называвшийся ал-Байда (Белый), лук из дерева наб, называвшийся ас-Сафра (Желтый), и лук, называвшийся ал-Катум (Не имеющий трещин). У него был также колчан, называвшийся ал-Кафур (Камфара).

Говорят, что некий человек подарил посланнику Дллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – щит с изображением орла, он положил на него руку и Аллах – велик он и славен! – уничтожил это изображение.

У него было знамя с бахромой, называвшееся ал-Укаб (Орел), а флажок для копья у него был белого цвета. Еще у него была кольчужная сетка на голову, называвшаяся ас-Сабуг (Доходящая до плеч).

Говорят, что у посланника Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – было несколько коней. Среди них: ал-Вард (Гнедой), которого ему подарил Тамим ад-Дари, аз-Зариб (Скала) и ас-Сакб (Проворный) – первый конь, каким владел посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! Еще у него был конь по кличке ал-Муртаджиз (Произносящий стихи раджаз).

У него была также мулица по кличке Дулдул, и это была первая мулица, на которой ездили после возникновения ислама. Еще у него был осел по кличке Афир (Запыленный). Из верблюдиц у него были ал-Адба (Имеющая разрезанное ухо), ал-Касва (С отрезанным кусочком уха), дойная верблюдица Барда и ал-Багум (Ревущая). У него была также сотня овец.

Говорят, что в день смерти он оставил два платья из полосатой йеменской ткани, йеменский изар[14], два платья, изготовленных в оманском городе Сухар, рубаху, изготовленную там же, белую рубаху, изготовленную в йеменском городе Сухул, йеменский кафтан, черную четырехугольную рубаху с узорами, белое платье, три или четыре маленькие, прилегающие шапочки, изар длиной в пять пядей и плащ, выкрашенный в желтый цвет. По пятницам он носил красный плащ и чалму.

У него был ларчик, а в нем зеркало, гребень из слоновой кости, палочка для сурьмы, ножницы и зубочистка. У него была чаша, охваченная тремя серебряными скобами, кубок из камня, называвшийся ал-Михдаб (Таз), также таз для стирки из желтой меди, стеклянная чаша, бронзовый таз для мытья и большая миска. Еще у него была кровать и ворсистое одеяло.

Рассказывают, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал: «Пользуйтесь этим индийским алоэ, в нем – семь лекарств». Он также сказал: «Лучшее благовоние – мускус». Он умащивал себя алоэ, в которое добавлял камфару.

Рассказывают, что у него был железный перстень, оправленный серебром, а на нем надпись: «Мухаммад, посланник Аллаха, – да благословит его Аллах и да приветствует!». Негус подарил ему пару черных сапог без украшений, и он – да благословит его Аллах и да приветствует! – носил их.

Вот самый краткий, насколько возможно, рассказ о его рождении, о том, как он был послан пророком, и о его делах. Да благословит его Аллах и да приветствует, да почтит его и превознесет, прославит и возвеличит, да объединит нас в числе его почитателей, дарует нам смерть в его общине и поселит нас посреди его рая милостью своей и великодушием!


[1] В арабо-мусульманской исторической литературе в цепи ссылок на передатчиков (иснад) каждое последующее звено вводится часто различными терминами: хаддасана, ахбарана, анба ана и т.д. Все они переводятся обычно как «рассказал нам» или «сообщил нам». Между тем значения этих выражений не совсем одинаковы. Они отражают различные способы передачи ученых знаний, применявшиеся в мусульманской системе обучения. Абсолютно достоверное значение этих терминов пока установить не удается, в предлагаемом переводе сделана попытка передать различные термины согласно разъяснениям Ф. Сезгина. См.: GAS, Bd. 1, 58-60.

* В связи с небольшим объемом этого сочинения мы сочли возможным сохранить все формулы благопожелания.

[2] На самом деле никаких пометок буквой «син» в дошедшем до нас тексте нет. Однако даже само это упоминание заслуживает особого внимания, ибо является редким для средневековой арабской литературы примером такого близкого к современному приема выделения вариантов текста.

[3] Более подробные сведения обо всех событиях жизни Мухаммада, кратко упоминаемых в этом сочинении, см. в книге: Большаков. История Халифата. 1

[4] Ср. с. 14, где в аналогичном рассказе в «Сире» Ибн Исхака / Ибн Хишама местом проживания Бахиры назван сирийский город Босра. Последний вариант легенды более распространен. Бахира обычно – христианский монах. Здесь же он назван иудеем (правда, сохранен термин «монах-отшельник») и помещен в североаравийский город Тайма, где действительно жили иудеи. Данный вариант легенды, скорее всего, является переработкой предания о христианском провозвестнике пророчества Мухаммада в духе более многочисленных легенд об иудейских пророчествах о нем. Ср. в «Сире» Ибн Хишама, с. 17. В варианте Ибн Фариса сохранилась и антииудейская концовка изначального рассказа о христианском монахе.

[5] Дом, Святилище – ал-Каба.

[6] Кунья – прозвание человека по имени его сына. Мухаммада называли Абу-л-Касим («отец Касима»).

[7] Ан-Наджаши – негус, правитель христианской Эфиопии, под покровительство которого бежала от преследований большая часть мекканских мусульман, среди них и Умм Хабиба.

[8] В изданном тексте отсутствуют имена еще двух жен Мухаммада – Сафии (упоминается на с. 31) и Маймуны. Без них число жен, оставшихся в живых после смерти Мухаммада, оказывается не девять, а семь.

[9] Возможно, имеется в виду, что каждый из них достиг зрелого возраста и имел собственное стадо.

[10] Барака – имя вольноотпущенницы Пророка Умм Айман, упомянутой в этом же отрывке текста, здесь приведено по ошибке.

[11] Насибин (Нисибин) – город в Северной Месопотамии.

[12] Малое паломничество (пира) – сокращенный обряд поклонения ал-Кабе и другим мекканским святыням в любое время года.

[13] Дауд, Джалут – арабские формы имен Давид и Голиаф.

[14] Изар – вид одежды: набедренная повязка или накидка. В мусульманском культе белый изар – ритуальная одежда, обязательная при совершении паломничества. Следующие далее в тексте переводы названий одежд и предметов быта весьма условны. Для некоторых практически не существует точных русских соответствий. Другие отражают реалии, сейчас уже непонятные даже составителям арабских толковых словарей.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс