ЖОЛЫМБЕТ БАИШЕВ
Общие принципы исламского права, Теория доказательств и система Наказания
Одобрено Научно-методическим советом Министерства юстиции Республики Казахстан
Рецензенты:
доктор юридических наук М. Баймаханов,
кандидат юридических наук У. Ихсанов,
кандидат юридических наук Л. Сагиндыкова.
Баишев Ж.
Б 18 Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказания. – Алматы: Жети жаргы, 1996.– 80 с.
ISBN 5-7667-3409-3
В пособии впервые в республике описываются юридические аспекты и принципы функционирования исламского права, его источники, теория доказательств и особенности наказания. Теоретические положения проиллюстрированы на конкретных примерах государственного и правового устройства некоторых стран исламского мира, их влияния на правовые системы других государств.
Для преподавателей и студентов юридических факультетов и вузов, историков и политологов при изучении специального курса, а также для широкого круга читателей.
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель предлагаемой брошюры – помочь студентам юридических учебных заведений и другим лицам, изучающим государственное устройство зарубежных стран и различные правовые системы, освоить общие принципы исламского права, особенностью которого является изучение, развитие и применение шариата как основного источника права. К сожалению, в предлагаемых учебных программах по подготовке юридических кадров республики основное внимание уделяется правовым доктринам англосаксонской и континентальной систем права. Однако геополитическое положение Казахстана, его историческое прошлое вызывают, на наш взгляд, объективную потребность изучения и осмысления основополагающих начал исламского права, особенно в вопросах уважительного отношения к таким неординарным источникам права, как священное писание Коран (Слово Аллаха), и должного личного поведения каждого гражданина по образу и подобию жизнеописания и деятельности Пророка Мухаммеда (сунна). Познавательное значение имеют исторические факты, изложенные при этом, и попытка рассматривать ислам как всеобъемлющее, развивающееся учение. Надеемся, что предлагаемая брошюра, которая должна восприниматься лишь как учебное пособие справочно-информационного характера, лишенная политических и религиозных пристрастий, поможет читателю восполнить этот пробел, послужит фактическим материалом для сравнительного анализа различных правовых систем.
Автор выражает свою признательность докторам Хуссейну Хамиду Хассану и Махмуду Ахмаду Гази из Международного исламского университета в Исламабаде, предоставившим материал и оказавшим содействие при подготовке пособия.
Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ПРАВА
§1. ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА
Исламское право основывается, в первую очередь, на двух фундаментальных источниках – Коране и сунне. Нормы этого права вырабатывались в соответствии с предписаниями Корана и поведением Пророка Мухаммеда, примером, который он подавал, окружающим своими действиями.
Кроме этих двух основных источников, а также ряда других традиционных источников, таких, как общее мнение или согласие общины (консенсус) – иджма, принятие решения по аналогии (кияс), практики сподвижников Пророка, особенно четырех праведных халифов и их первых преемников и т.д., право ислама с самого начала признавало также принцип взаимности, то есть требовало поступать с другой стороной так же, как она поступает с вами. Этот принцип, основанный на ряде аятов Корана, практике жизнеописания Пророка и первых его преемников, наиболее эффективно претворялся в жизнь вторым халифом Омаром, который издавал свои указания на основе принципа взаимности, обозначенного впоследствии юристами исламского права термином муджаза или мумаля биль-мисль (то есть «поступать подобным образом»).
Вместе с тем основы ислама проникнуты миролюбием, терпимостью к другим. Коран и сунна представляют для мусульман вечные источники направляющих указаний и неизменную сердцевину, суть Закона, гарантирующего постоянство и стабильности исламского образа жизни в изменяющемся и движущемся мире. Тот факт, что Коран и сунна дают некоторые фундаментальные принципы регулирования отношений между мусульманами и немусульманами в благоприятных, мирных ситуациях, не оставляет сомнений в том, что раздорам между, ними не придается особого значения. В Коране есть аяты, которые показывают, что изначальной и постоянной сутью отношений между мусульманами и ««мусульманами является мир и взаимопонимание, а, вовсе не вражда и война. Коран ясно указывает мусульманам путь стремления к миру, если их противник стремится к тому же. Он провозглашает, что мусульманам нельзя обращать оружие против тех людей, которые соблюдают нейтралитет, они? должны предлагать им мир. Более того, Коран призывает мусульман быть добрыми и щедрыми к тем, кто никогда не сражался с мусульманами и не чинил им несправедливости. Примеры подобных указаний встречаются и в хадисах.
Мусульманское право, будучи частным нравом, отличается от всех других правовых систем и его отношением к существующей политической власти. Закон во всех других системах признается таковым только тогда, когда он установлен политической властью, то есть, он всегда является продуктом органов политической власти и государственного аппарата. Напротив, в исламском праве государство и политическая власть сами являются продуктом Закона, причем не только в историческом плане, но и чисто в теоретическом. Здесь Закон предшествовал государству. Вот почему в исламской истории никогда не было формального процесса законодательства, существовали органы, известные как Шура (Совет) или Ахль-ал-Халь валь-Аку (Совет решения и договора) в различных мусульманских государствах. Однако они не исполняли никаких законодательных функций.
Развитие права в исламе всегда было независимым от правительства. Верховный закон (Основной закон) всегда определялся Кораном и сунной, а все, что выходило за рамки этого, признавалось недействительным. При этом обязанность определять, выходит ли закон за рамки Высшего закона, всегда лежала на правоведах и муфтиях.
Полномочия осуществлять судебный надзор за исполнительной властью и выдвигать предложения в области законодательства (законодательная инициатива) всегда принадлежали судьям и правоведам. Как видим; концепция исламского права является отличной от западной, в которой закон рассматривался как воля монарха или правителя, облеченная в правовую форму.
Поскольку право в исламе носило частный, негосударственный характер, мусульманские правоведы II века Хиджры (мусульманской эры) первыми заложили основы правовой науки. К середине II века исламское право достигло такой ступени развития, что различные его отрасли стали развиваться в качестве самостоятельных правовых дисциплин, таких, как международное, административное, финансовое, процессуальное право. Это происходило в тот период, когда в других странах практически не существовало четких концепций права как сферы, отличной от этики и политики. Некоторые имеющиеся исторические факты свидетельствуют, что мусульманские правоведы стали уделять внимание этим отраслям права в более ранний период, еще в последние десятилетия I века ислама.
К началу II века ислама (VIII век нашей эры) эти независимые отрасли права получили дальнейшее развитие и вскоре уже четко отделились друг от друга под разными названиями. Однако их общей основой служил шариат.
Согласно учению исламских правоведов, шариат– это всеобъемлющая, всесторонняя правовая система, которая охватывает многообразие сторон жизни человека. Поэтому ее сфера значительно шире, чем у светского права. В исламе нет различия между религиозным и светским, между мирским и духовным. Это всеобъемлющий кодекс правил поведения, которым следуют люди во всех сферах жизни.
Термин шариат означает некое собрание поучений Пророка ислама, которое может быть выражено в виде Слова Аллаха, т.е. в Коране, либо на примере поведения самого Пророка, т.е. в сунне.
Шариат включает в себя божественные указания в трех сферах:
1) общие правила, мировоззрение ислама. Они определяют позицию и поведение, придают всем действиям индивида осмысленность и целенаправленность;
2) правила, определяющие внутреннее поведение человека, т.е. мир чувств и духовной деятельности;
3) кодекс практического поведения гражданина в личной, семейной, общественной, экономической и других сферах жизни.
Именно эта последняя часть шариата, известная под названием фикх, определяется как исламское право. Оно основано на фундаментальных принципах, содержащихся в Коране, конкретизированных, дополненных и продемонстрированных на конкретных примерах из жизни Святого Пророка. Наука фикх подразделяется на две основные области:
1) корни или основы (усул – методология и принципы толкования Корана);
2) ветви или отрасли (фуру – позитивное право).
Развитие концепции фикха связано, прежде всего, с именем Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии (умер в 820 г.), который в трактате «ар-Рисала», вошедшем в сборник Китаб ал-умм, изложил основы фикх-юриспруденции и впервые разработал достаточно четкие определения и систему источников фикх-права. Классическая теория исходит из того, что Коран и сунна Пророка являются основными источниками фикх-права, поскольку либо непосредственно содержат конкретные правила поведения, либо предусматривают рациональные способы их «извлечения» из божественного откровения. Третьим основным источником считается иджма, под которой постепенно стали понимать единодушное мнение наиболее авторитетных на данный момент правоведов-муджтахидов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной. Четвертым основным источником фикха признается кияс – решение вопросов, на которые нет конкретных ответов в Коране и сунне, по аналогии. Кроме того, классическая концепция фикха допускает иные рациональные приемы поиска правовых решений в качестве дополнительных, подчиненных источников фикха. Как и кияс, они считаются изначально предусмотренными основными источниками и выступают конкретизацией иджтихада. Теория фикха неодинаково трактуется разными направлениями мусульманско-правовой мысли. Различия во взглядах, характерные для мазхабов, касаются и понимают ими источников фикха, в том числе и основных. Так, маликиты считают иджму совместным мнением не всех муджта-хидов, а лишь грамотных жителей Медины. Захири-ты и некоторые ханбалиты принимают в расчет только единодушное мнение сподвижников Пророка. Специфика представлений о фикхе джафаритов объясняется принятой ими концепцией имамата. Поэтому они обращаются не только к сунне, но и к решениям двенадцати имамов, пользующихся абсолютным авторитетом. Наиболее заметные расхождения между мазхабами наблюдаются в применении ими различных рациональных способов решения правовых вопросов. Например, ханафиты широко используют истихсан, а маликиты – истислах. В то же время многие джафариты с сомнением относятся к киясу, а некоторые прямо отрицают его в качестве источника фикха. Такие различия в определенной степени отразили и разнообразие правовой практики.
Таким образом, эта последняя часть шариата, свод законов фикха, и называется обычно исламским правом, которое охватывает всю человеческую деятельность во всех ее многообразных проявлениях.
Мусульманские правоведы разделили содержание свода законов ислама на следующие области:
– правила и нормы, имеющие отношение к поклонению Аллаху. Они направлены на достижение духовного процветания и нравственного возвышения личности. Целью данного раздела права является обеспечение такой ситуации, когда личность будет полностью осознавать свою полную ответственность перед Создателем и неизбежностью держать ответ перед ним в день Страшного суда. В результате этого осознания личность будет вести себя весьма осторожно, она будет придерживаться законов осознанно, по убеждению, практически не нуждаясь в каком-либо контроле со стороны внешнего органа или государственного аппарата;
—семейное право ислама. Эта область исламского права занимает важное место в системе шариата. Ислам стоит над всеми этническими, национальными, территориальными и лингвистическими предрассудками. Он отстаивает идею создания универсальной уймы (общины, народа), которая охватит всех членов мусульманского братства – как мужчин, так и женщин. Семья составляет ядро этого всеобщего братства. Институт сильной и прочной семьи гарантирует силу, солидарность и единство общины. Поэтому шариат уделил огромное внимание защите института семьи, что считается одной из основных пяти целей самого шариата. Семейное право в исламе занимается вопросами заключения брака, правами и обязанностями супругов, отношениями между родителями и детьми, правами развода, наследования, завещания и опекунства;
—гражданское право в исламе или, используя термин фикха, законы о сделках и регулировании взаимоотношений, также занимает в исламском праве важное место. Оно представляет значительную отрасль, охватывающую огромную сферу правовых вопросов, и занимается договорами, вопросами собственности, владения, передачи собственности и т.д. В эту сферу общественных отношений входят не только гражданское право, но и то, что называют торговым и финансовым правом;
—административное и конституционное право ислама. Оно занимается вопросами создания государства (государственного строительства), правительства, его различными органами и институтами, взаимосвязями между ними. Здесь можно отметить, что, как подчеркивают правоведы ислама, в отличие от других правовых, политических и конституционных систем право (закон) в исламе превалирует над государством (или идет впереди него), а не наоборот;
— уголовное право ислама. Оно охватывает концепцию преступления и наказания в исламском праве и особо подчеркивает роль нравственного начала, так необходимого, когда дело идет о преступлениях и наказаниях за них. При этом преступления делятся на две категории:
1) те преступления, наказание за которые предусмотрено шариатом;
2) преступления, наказание за которые шариат не оговаривает.
Основной целью этого раздела шариата является обеспечение защиты жизни человека, его чести, достоинства, интеллектуальной свободы и собственности;
—процессуальное право ислама. Оно определяет роль судебной системы в исламском обществе и процедуру, которой следуют суды. Необходимо отметить, что мусульманские правоведы первыми в истории права и юриспруденции стали разрабатывать отдельные документы по процессуальному праву, независимые от других отраслей права. Первым правоведом в истории права, написавшим работу по процессуальному праву, был имам Абу Йусуф, ученик имама Абу Ханифы;
—международное право ислама также являлось достижением мусульманских правоведов, разрабатывавших его как независимую юридическую дисциплину. Первые работы по международному праву ислама были написаны во втором столетии Хиджры, т.е. в VIII веке нашей эры;
—правила, определяющие социальное поведение мусульман. Этот раздел права регулирует поведение, обычаи и взаимоотношения мусульман в общественной жизни. В нем показывается, каких норм они должны придерживаться в пище, сексуальных отношениях, одежде и т.д.
§ 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСУДИЯ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ
Концепция правосудия, предлагаемая Кораном, основывается на концепциях, встречающихся в различных хадисах (высказывания Пророка и рассказы о его деяниях). Шариат делает различие между юридическим (основанным на законе) правосудием и реальной справедливостью. Суды и другие органы государства призваны осуществлять только юридическое правосудие, основываясь на доказательствах и других сведениях. Но отдельные личности обязаны утверждать реальную справедливость, согласно своей совести и неизбежности давать отчет в своих поступках в день Страшного суда. Ядром такой концепции является высказывание Пророка ислама о том, что какая-либо из спорящих сторон может оказаться более красноречивой, более выразительной и более сильной (не объективно, а субъективно) в аргументации, что может повлиять на суд, который примет решение в ее пользу. Но это не означает, что эта сторона на самом деле объективно права. В такой ситуации Пророк советовал своим последователям отказываться от своих прав в пользу действительных владельцев собственности, даже если суд решил в их пользу (т.е. последователей), потому что, как указывал он, собственность, приобретенная в результате искаженных судебных сведений по делу, предоставленных в суд, это своего рода часть пламени, которым в конце концов человек будет наказан в день Страшного суда. Таким образом, он четко обозначил принцип юридической справедливости.
Более того, существует еще более высокая ступень правосудия и справедливости, которая даже выше уровня действительной справедливости. Это уровень исхана (добродетели или благодеяния). Шариат призывает мусульман жертвовать всем на благо другим людям, нуждающимся в чем-либо более, чем они.
§ 3. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ ЗАКОНА
Если в классическом варианте право – это установленные или санкционированные государством нормы, регулирующие общественные отношения, то наиболее важной характеристикой исламского права является тот факт, что это негосударственный закон – в том смысле, что силу и действенность он получает не от светских властей и не от государства. Основная сила закона (права) обеспечивается фундаментальными принципами, провозглашенными Кораном и сунной. Разработка и дальнейшее введение в действие закона осуществлялись в исламе независимыми законоведами без какого-либо вмешательства или влияния правительства. В каждых отдельных случаях правовед толковал закон, отыскивая или вырабатывая положения применительно к конкретной ситуации и к конкретной проблеме, тем самым не только решая проблему, но и расширяя закон. Участие в этой работе обеспечивалось не указаниями правительства (государства) или какой-то политической власти, а основывалось на необходимости в законоположениях и доверии простого человека, который считал это частное мнение законоведов авторитетным толкованием Божественного закона. Без сомнения, различные мусульманские правительства пытались и пытаются взять под контроль этот процесс в пользу усиления своей власти.
§ 4. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМА
Концепция прав
Права в исламе традиционно делятся на две категории:
1) права Аллаха;
2) права личности (человека).
Между этими двумя категориями возникают ситуации, в которых присутствуют права с преобладанием одного из названных аспектов. Под правами Аллаха понимаются такие права , где не затрагиваются интересы никого из отдельных людей. Например, шариат запрещает употребление спиртных напитков. Этот запрет считается обеспечением права Аллаха, так как его нарушение не наносит ущерба интересам какой-либо личности. С другой стороны, воровство тоже запрещено, но если оно совершено – это уже нарушение права личности. В случае конфликта между этими двумя категориями прав право личности будет иметь преимущество и правом Аллаха можно пожертвовать. Например, человек может употребить спиртной напиток для спасения своей жизни в момент крайней, смертельной жажды или голода. Примечательной чертой этих прав является то, что во всех случаях нарушения прав личности именно пострадавшая личность, а не государство, имеет право окончательного решения, будет ли она возбуждать дело против своего обидчика или нет. Даже если пострадавший или, к примеру, наследники убитого возбудят против преступника дело, они имеют право простить его в любое время до приведения приговора в исполнение.
Концепция собственности как временно переданного в управление имущества
Исламский закон не признает ничем не ограниченного права людей владеть и распоряжаться принадлежащей им собственностью. В этом отношении шариат занимает промежуточную позицию, находящуюся между двумя крайними точками зрения. В отличие от социализма и коммунизма, он не отрицает частную собственность и не считает ее злом. С другой стороны, он не дает людям полной свободы использовать эту собственность и распоряжаться ею, как они хотят. Признавая право собственника пользоваться, применять, инвестировать и передавать другим собственность, которой они на законных основаниях владеют, шариат не признает права отдельных владельцев на неограниченные полномочия по ее использованию. Он провозглашает, что в принципе вся собственность принадлежит Всевышнему, а индивидуальные «владельцы» фактически являются доверенными лицами, которые должны пользоваться, инвестировать, передавать друг другу это доверенное им имущество в рамках, предписанных настоящим Владельцем (Аллахом), в соответствии с установленным Им законом. Таким образом, шариат устраняет все возможности злоупотреблять правом, иметь частную собственность и делать из нее средство эксплуатации. С другой стороны, он преграждает дорогу любому произволу государства и не допускает нарушения свободы личности под предлогом соблюдения общественных интересов.
Концепция соблюдения принципа даман
Как уже отмечалось, в число основных целей шариата входят защита жизни человека, его достоинства, семьи и собственности. Таким образом, исламское государство обязано всеми возможными средствами стремиться реализовать эти цели. Исламское право не признает англосаксонской концепции доброго намерения или устремления в качестве основы обязательства возместить ущерб, нанесенный потерпевшему. В соответствии с исламским законом любой ущерб, причиненный любому человеку, со стороны которого не было допущено никаких ошибок или неправомерных действий, и если этот ущерб не явился результатом воли Аллаха, должен быть возмещен либо человеком, причинившим этот ущерб, либо, если установить личность такого человека не представляется возможным, – государством. Даже в случае ошибочного решения суда государство обязано выплатить потерпевшему компенсацию за этот ущерб. Многие юридические постулаты в исламе основываются на этой концепции и соблюдении принципа даман (гарантия, обеспечение, ответственность).
Глава II. ИСЛАМСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО, ТЕОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ
§ 1. ЦЕЛИ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ
Центральное место в системе исламского права занимают вопросы соблюдения всеми гражданами общепризнанных правил поведения и система наказания в случае их нарушения. В соответствии с основными принципами исламского права существенное юридическое значение имеют вопросы относимости и допустимости доказательств. Несмотря на то, что многие правоведы критически относятся к возможности применения наказания по принципу «кровь за кровь», таких санкций, как забивание преступника до смерти камнями, отсечение ему руки, физическое избиение кнутом и т.п., принцип объективного анализа правовых систем мира, сравнительного исследования юридических институтов требует описания и изучения основ исламского уголовного права и процесса.
Ислам в виде источника права рассматривается как универсальный кодекс жизни. Наряду с предписаниями и поучениями, затрагивающими все сферы индивидуальной и общественной жизни, ислам содержит детально разработанные предписания по обеспечению законности и порядка в обществе. В исламе имеется свой комплекс законов, определяющих деяния как уголовные преступления, устанавливающих наказания за них и правила обращения с преступниками. Главная цель, преследуемая при этом, – обеспечение защиты жизни человека, его достоинства и собственности, а также порядка и спокойствия в обществе. То есть, исламское уголовное законодательство призвано обеспечить защиту:
а) личности;
б) собственности;
в) чести и достоинства;
г) интересов государства;
д) канонов религии;
е) общественного порядка;
ж) нравственности и морали.
В исламе часть наказаний являются фиксированными (то есть твердо установленными), а другие гибкими, изменяющимися. Многие специалисты по уголовному законодательству к необходимым требованиям к идеальной карательной системе относят наличие одновременно как фиксированных, так и изменяющихся, варьируемых наказаний.
Карательная система ислама основана на следующей классификации наказаний:
а) хадд – фиксированные наказания,
б) касас и дийя – возмездие и выкуп за убийство,
в) тазир – наказание по усмотрению суда.
Фиксированные наказания назначаются за следующие преступления:
а) зина – супружеская неверность и прелюбодеяние. Этот вопрос ясно истолкован Кораном, по которому прелюбодеянием считается связь мужчины со всякой женщиной, которая ему не дозволена (харам), притом, что они оба знают об этом. Различается зина состоящих в браке и одиноких: в первом случае зика наказывается побитием камнями (раджм), во втором – сечением (хадд) и по обстоятельствам – изгнанием, штрафом, покаянием и др. В первом случае мужчины и женщины, свободные или невольники, наказываются одинаково. Во втором – по одним мазхабам, невольники наказываются 100 ударами, а по другим – 50-ю. Свободная женщина, по одним мазхабам, наказывается 100 ударами, а невольница – 50-ю; подругам же, свободная наказывается 50-ю ударами (половина наказания мужчины), а невольница – 25-ю (половина наказания свободной). Доказательство преступления лежит целиком на обвинении, которое должно представить четырех правомочных свидетелей, клятвенно заявляющих перед кади, что видели сам акт зина. При этом не допускаются ссылки на косвенные улики и подозрения. Иначе обвинение расценивается как клевета. Человек может сам обвинить себя в зине, четырежды поклявшись в этом перед кади, и тогда его наказывают. Миловать или смягчать наказание за зину не полагается, однако, если повинные в зяне заявят перед кади о вступлении в брак друг с другом, они освобождаются от всякого наказания. Мусульманин, женатый на иноверке и повинный в зине, по одним, мазхабам, должен быть побит камнями – как женатый, а по другим – высечен как холостой. Когда-либо наказанные за зину, по одним мазхабам, могут впредь вступить в брак только с таким же, как они, а по другим наказание и покаяние очищают их. Уличенную в зине жену муж может, не передавая суду, держать взаперти до ее смерти.
Староосманское право допускало замену сечения за зину крупным денежным штрафом.
б) каэф – ложное обвинение в зине, то есть в супружеской неверности иди прелюбодеянии. При этом преступнику назначается наказание в виде 80-и ударов кнутом.
в) сарака – воровство.
Наказывается отсечением руки.
г) хараба – грабеж.
Наказывается отсечением руки и ноги преступника или смертной казнью.
д) употребление спиртных напитков.
За это преступление предусмотрено наказание 80-ю ударами кнутом.
е) ирпшдад – отступничество от веры. Наказывается смертной казнью.
ж) баги – подстрекательство к мятежу или мятеж (бунт). Наказывается смертной казнью.
Эти преступные действия в самом Коране и сунне объявлены запрещенными, и за них назначены фиксированные наказания, называемые хадд. Когда эти преступления доказаны признанием преступника или показаниями установленного количества надежных свидетелей, чьи показания подкреплены процедурой тазкиятут-турхуд (то есть подтверждением их честности и надежности), суд не имеет права по своему усмотрению назначить другие наказания, отличные от тех, которые предусмотрены шариатом. Никто, в том числе и глава государства, не имеет права помиловать преступника или облегчить приговор. Поэтому в исламской юриспруденции хадд определяется как «фиксированное наказание, назначенное правом Аллаха», или как фиксированное наказание, предусмотренное и предписанное Священным Кораном и сунной в качестве права Аллаха.
Так как хадд налагается за преступления против закона, а не против отдельной личности, то примирение сторон и прощение невозможно, и хадд обязательно должен быть приведен в исполнение. Хадд налагается только по приговору суда и осуществляется нанесением от 40 до 100 ударов плетью или палкой, а сверх того может быть еще наложено назидательное наказание (тазир). После отбытия наказания обязательно налагаются покаяние (тауба) и искупление (каффара). Порядок хадд целиком зависит от решения суда: определяется число ударов и их сила, назначенное число ударов может быть нанесено за один раз или за несколько в зависимости от состояния наказуемого. В любом случае удары не должны быть настолько сильны, чтобы повредить внутренние органы. Если наказуемый умер при наказании, то, по одним мазхабам, его наследники должны получить возмещение (дийа) из общественных средств, по другим – считается, что в его смерти не повинен никто, кроме закона. Хадд может приводиться в исполнение в любом общественном месте, но только не в мечети, в присутствии кади или его уполномоченного. Женщина при наказании должна быть закрыта покрывалом, мужчина наказывается в такой одежде, которая бы не смягчала наказание.
По староосманскому праву хадд может быть заменен крупным денежным штрафом, и этот порядок воспринят законодательствами многих исламских государств.
Возмездие и выкуп за кровь (то есть за убийство или телесное повреждение)
Этот вид наказаний предусматривается исламом за следующие преступления:
а) катль амад – преднамеренное убийство;’
б) убийство, похожее на преднамеренное (то есть совершенное, орудием, специально не предназначенным для убийства, например, палкой, камнем и т.п.);
в) ал-катль ал-хата – убийство по ошибке или небрежности;
г) убийство, напоминающее убийство по ошибке;
д) случайное убийство;
ж) неумышленное (случайное) нанесение телесных повреждений (не приведшее к смерти потерпевшего).
Слово кисас (возмездие) происходит от слова хаос, которое означает «следовать по чьим-то следам», то есть «поступить с обидчиком или преступником так же, как он», «пролить его кровь, отомстив за преступление». Исламские юристы определяют кисас как назначение равнозначного наказания преступнику за преднамеренное (умышленное) убийство, или за отсечение какой-либо части тела, или за ее повреждение.
Кисас восходит к древним нормам талиона, несколько измененным и смягченным исламом. За предумышленное убийство кисас предполагает наказание смертной казнью. Если правонаследники согласятся оставить убийцу в живых, то он и его родственники должны уплатить компенсацию (дийа). Убийство иноверца-зимми, по одним мазхабам, наказывается смертью, по другим – только дийа. Непредумышленное убийство (в драке, по небрежности, по неопытности) наказывается уплатой дийа. За увечья полагается нанесение равного увечья, если это возможно. Например, можно отсечь виновному ухо или палец, но нельзя нанести колотую рану или разбить голову. В таких случаях полагается выплатить компенсацию.
Кисас налагается только по приговору суда, а осуществляет его либо палач, либо кто-нибудь из родственников потерпевшего. Если виновный скрылся от суда, то он заочно приговаривается к изгнанию, а.его родственники обязаны выплатить дийа.
В настоящее время кисас остается действующей правовой нормой во многих мусульманских странах. Однако его налагают только в чрезвычайных случаях, стараясь ограничиться взысканием дийа.
Тазир (наказание по усмотрению суда)
Этот вид наказаний назначается за преступления, за которые не предусмотрены фиксированные наказания или возмездие и выкуп за кровь.
К ним относятся, во-первых, действия или бездействия, нарушающие положения шариата. Например, злоупотребление средствами каких-либо фондов, взяточничество ростовщичество, неуплата заката и т.п. Во-вторых, преступления, которые являются нарушением положений шариата, а законов, правил и норм, установленных государством, имеющим право в интересах и для пользы общества установить законы, не противоречащие законам шариата.
В буквальном смысле тазир означает запрещение и наказание. В юридическом смысле это слово определяется как «наказание, характер и тяжесть которого оставляются на усмотрение суда». Большинство мусульманских юристов истолковывают термин тазир как «наказание за преступление, за которое шариатом не установлено какое-либо фиксированное наказание».
Предписания ислама предусматривают следующие цели наказания:
а) наказать преступника соразмерно тяжести его вины;
б) предотвратить повторение совершения им преступления;
в) предостеречь других от совершения подобного преступления;
г) перевоспитать преступника;
В своей основе природа наказания носит карательный, профилактический и воспитательный характер.
Таким образом, среди наказаний ислама есть такие специфические виды, как отсечение руки, забивание камнями до смерти и сечение кнутом. Хотя следует отметить, что подобные наказания назначаются только за совершение самых тяжких преступлений, которые должны быть неопровержимо доказаны. В соответствии с предписаниями ислама доказательства факта этих преступлений должны носить бесспорный характер и не оставлять ни тени сомнения. Всякое сомнение рассматривается в пользу обвиняемого и влечет за собой его оправдание. Однако, если преступление неопровержимо доказано, обвиняемый должен понести наказание. В Коране и сунне установлены наказания за убийство, грабеж, супружескую неверность, воровство и ложное обвинение в супружеской неверности. Убийство наказывается смертной казнью, но наследники убитого могут отказаться от нее и за денежную компенсацию (выкуп) простить преступника. Наказание за другие перечисленные преступления не может быть заменено выкупом; за них назначается строго фиксированное наказание.
Противники ислама, протестующие против этих видов наказаний, указывают, что они являются жестокими и негуманными. Сторонники сохранения таких наказаний считают, что, во-первых, это воля Аллаха, и никто не вправе ее отменять; во-вторых, такие наказания сейчас практически не применяются, но носят эффективный профилактический характер. Преступник знает, какое наказание обязательно последует за совершение данного противоправного деяния, и все-таки нарушает запрет. Это может означать лишь одно: виновное лицо добровольно согласилось с карательной мерой – пусть тогда ее и получает. Не будет надеяться, как сейчас, на средний, порой и низший предел наказания. Такова логика фактов и справедливости кары.
История и действительность отдельных нынешних государств свидетельствует: угроза наказания дисциплинирует людей, делает их законопослушными. Это -аксиома:’ Она лежит в основе всего человеческого общежития. Страх – боязнь уголовной ответственности – естественное чувство человека.
Наложение наказаний, предусмотренных исламом, оговаривается рядом условий, в число которых входит определение степени вины за преступление и оценка обстоятельств, при которых оно было совершено. Исламское государство несет ответственность за утверждение справедливости в обществе. Оно должно заботиться о всех гражданах, независимо от их касты, религии, языка, цвета кожи и социального положения.
Именно поэтому указанные наказания не назначаются произвольно тем или иным человеком. Это цена, которую платит общество за обеспечение и охрану своей нравственности и безопасности. Наиболее важным моментом здесь является сдерживающий, профилактический эффект наказаний, призванных предупредить тех, кто имеет склонность к совершению преступлений.
§ 2. ТЕОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ИСЛАМСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Исламское право проповедует принцип равенства всех перед законом. К примеру, в ст.5 Конституции Исламской Республики Пакистан (1956 г.) прямо закреплено, что «все граждане равны перед законом и имеют право на равную защиту закона».
Поскольку любой человек может быть обвинен в преступлении, необходимо обеспечить ему определенные права. Однако эти права должны быть уравновешены правом общества применить справедливое наказание. Этот баланс достигается установленной системой доказательства факта и состава преступления. Кроме того, современные системы уголовного права требуют вынесения окончательного суждения в целях обеспечения правовой определенности. Необходима система доказательств, которая снизит до минимума, а в идеале и вообще устранит все противоречия между фактами и правовыми заключениями (выводами).
Закрепленным в Конституции и основополагающим в системе доказательств исламского права является принцип презумпции невиновности обвиняемого. Это означает, что тяжесть доказательства факта преступления и совершения его конкретным лицом лежит на истце.
Это правило основывается на следующем аяте Корана:
«А кто не представит четырех свидетелей в поддержку своего обвинения – накажите его восьмьюдесятью ударами».
Пророк Мухаммед утверждает, что тяжесть доказательства лежит на обвинителе, обвиняемому достаточно лишь клятвы, что он невиновен.
Среди исламских правоведов существуют различные суждения по поводу того, на какого рода доказательства должен опираться судья при вынесении решения.
Юристы шафиитской, ханафитской и ханбалитской школ считают, что показания свидетелей являются доказательством, так как Коран причисляет такие показания к основным доказательствам в большинстве случаев.
Ряд других правоведов (Ибн Тайлимя, Ибн ал-Кай-ум и Ибн ал-Гарс) полагают, что доказательства не должны ограничиваться показанием свидетелей. По их мнению, такое ограничение не оправдано. Они считают, что под «доказательством» Аллах и Пророк имеют в виду все средства, которые помогают установить истину. Таким образом, истец (или обвинитель) должен предоставить все, что может подтвердить правоту его обвинения (объективные доказательства, вещественные доказательства).
Сторонники первой точки зрения утверждают, что другие средства доказательств могут использоваться только в делах гражданского характера. В уголовных же делах, на взгляд этих правоведов, доказательство ограничивается признанием обвиняемого и показаниями свидетелей,
Одним из спорных вопросов теории доказательств исламского права является возможность судьи выносить решения на основании своих собственных предварительных знаний о предмете спора.
В области гражданского и общего права решение судьи должно основываться на доказательствах, подтвержденных документами и (или) показаниями свидетелей. Это объясняется стремлением не допустить принятия решения, основанного на собственных знаниях и соображениях судьи. В гражданском и общем праве при некоторых обстоятельствах судье рекомендуется отказаться от рассмотрения дела, если он обладает касающимися дела и предмета рассмотрения сведениями, не фигурирующими в суде.
Однако этот принцип принимается не всеми исламскими юристами. Часть правоведов считает, что для достижения истины и справедливости нельзя запрещать судье выносить решение на основании имеющихся у него дополнительных ранее полученных (случайно или специально) сведений по данному делу.
По этому вопросу исламские правоведы высказывают три точки зрения:
а) судье следует запретить пользоваться внесудебными сведениями по делу (как уголовному, так и гражданскому). Это мотивируется тем, что судить на основе заранее полученных сведений – значит принимать решение без доказательств;
б) судье следует разрешить основываться на заранее полученных сведениях при разрешении как уголовных, так и гражданских дел. При этом выдвигается тезис: если судье достоверно известно, что одна из сторон виновна, то оставить виновного безнаказанным будет крайне несправедливо;
в) запретить судье выносить решение, опираясь на заранее полученные сведения, только в отношении преступлений, специально указанных в Коране (преступления, за которые установлена фиксированная мера наказания). В частности запрещено полагаться на собственное суждение при рассмотрении вопроса о супружеской измене. Это обосновывается тем, что Пророк считал, что сомнение в совершении подобных преступлений освобождает подозреваемого от ответственности.
Кроме того, за подобные преступления судья не может назначить наказание, основываясь на своем знании, если обвиняемый все отрицает.
Анализируя эти суждения, следует сделать вывод, что в исламском правоведении укрепляется тенденция к запрещению судье выносить решения по уголовным делам, основываясь на собственном знании и мнении.
Исламское право фиксирует ряд условий, которым должны отвечать доказательства, чтобы стать основой обвинения (допустимость доказательств).
Чтобы служить доказательством обвинения, факты должны в первую очередь быть убедительными, т.е. ясно и исчерпывающе подтверждать совершение преступления. Поскольку человек изначально считается невиновным, то только ясное и убедительное доказательство может опровергнуть эту презумпцию невиновности. Это же относится и к доказательству, полученному путем признания, т.е. оно должно быть ясным, подробным и соответствовать всем другим имеющимся доказательствам.
Судья выносит решение тогда, когда все имеющиеся доказательства ясно и убедительно подтверждают, что конкретный человек совершил данное преступление.
Второе условие – доказательство должно сохранять свою убедительность до вынесения приговора. Если свидетель откажется от своих показаний или обвиняемый откажется от своего признания, то ни доказательство, ни основанное на нем решение не будут убедительными.
Третье условие – представление доказательства не должно откладываться, не должно быть запоздалым, иначе оно может показаться сомнительным. Несоблюдение данных условий приводит к недействительности доказательств.
Исламские юристы имеют три точки зрения по поводу того, какой длительности может быть задержка, чтобы доказательство не потеряло свою силу или не стало считаться сомнительным. Некоторые предлагают исчислять этот срок в один месяц, другие – в полгода, а третьи полагают, что судья сам может определить приемлемый срок, допускающий задержку (опоздание) доказательства, учитывая обстоятельства дела и сложившиеся обычаи.
Эти сроки применимы ко всем видам основных преступлений, предусмотренных Кораном, кроме пьянства, где задержка может привести к исчезновению запаха алкоголя – одного из неоспоримых доказательств.
Правоведческие школы ханафитов и части шафиитов считают, что судья должен собирать и оценивать доказательства сам, и ему не разрешается принимать доказательства, направленные ему другим судьей.
Все школы права сходятся во мнении, что судья должен быть убежден в доказательстве, представленном в ходе судебной процедуры. Судья наделен полномочиями оценивать убедительность доказательств, вправе отклонять показания свидетелей и даже признание обвиняемого, если не уверен в их правдивости и надежности.
Большое значение имеют виды доказательств, применяемые в уголовной практике.
Большинство исламских правоведов полагают, что доказательство ограничивается показаниями свидетелей. Кроме этого, в качестве доказательств рассматриваются собственные признания обвиняемого. Другие виды доказательств образуют так называемую «доказательную презумпцию» (предположение).
В исламском правосудии показания свидетеля должны начинаться словами: «Свидетельствую, что…», подчеркивая тем самым, что он является свидетелем, т.о. видел все своими глазами.
Свидетель может быть приглашен на суд каждой из сторон и не может быть отведен противной стороной без объяснений. Его нельзя принудить к даче показаний, но отказ от дачи показаний без причины расценивается как серьезное нарушение религиозной обязанности (алфард). В этом качестве может быть приглашен всякий правоспособный человек независимо от социального положения и религиозной принадлежности. Однако иноверец вправе свидетельствовать только о том, что не связано с вопросами веры, а зависимый не вправе свидетельствовать в делах своего господина, покровителя или старшего родственника. Для удостоверения истины достаточно свидетельства двух свободных мужчин. К свидетельству мужчины приравнивается свидетельство двух женщин или двух невольниц. Только при удостоверении рождения ребенка достаточно свидетельства одной невольницы. Свидетель, уличенный в лжесвидетельстве, наказывается как за уголовное преступление, а его свидетельства впредь не принимаются.
В общественной жизни свидетель – лицо, берущее на себя обязанность удостоверять своим словом различные явления общественного и делового характера. Он может быть доверенным в делах сограждан и приезжих, выступать поручителем за них, давать рекомендации для ведения дел на стороне, по поручению кади удостоверять сделки неполноправных людей (несовершеннолетних, зависимых, находящихся под опекой, иностранцев, иноверцев, нечестивцев), присутствовать при разделе имущества, при наказании и т.д. Первоначально свидетелем мог быть любой согласившийся на это человек, пользовавшийся доверием окружающих. Но с IX-X вв. к свидетелю стали предъявляться особые требования: по мнению одних, он должен был обладать теми же качествами, что и кади; другие считали, что прежде всего важны его личные достоинства, недостатки же принимаются во внимание в каждом отдельном случае, как и при свидетельстве на суде, когда, например, слепой не может утверждать, что он что-либо видел, а неграмотный -что он что-то прочел. Но все сходились на том, что свидетелями должны быть люди с прочным общественным положением. С того же времени списки свидетелей стали составляться и утверждаться властями, а принадлежность к ним – расцениваться как признак высокого социального положения.
В теории и на практике выдвигаются следующие требования к показаниям свидетеля.
Свидетель должен быть взрослым. В большинстве случаев показания малолетнего не принимаются во внимание, хотя некоторые считают, что в случае убийства в процессе против других малолетних они допустимы, если нет иных свидетелей.
Свидетель должен быть умственно здоровым.
Свидетель должен иметь хорошую память, чтобы понять и запомнить событие, свидетелем v- /орого он стал. Лица, известные своей плохой памятью, не могут стать свидетелями.
Свидетель должен быть способен говорить. Некоторые школы признают свидетельства глухонемого, если он умеет записать свои показания; но другие вообще отвергают такие показания.
Свидетель должен быть зрячим, т.е. способным видеть событие, в отношении которого он свидетельствует.
Свидетель должен быть благонравным человеком, т.е. сочетать в себе набожность и разумность.
Свидетель должен представить достоверные показания, т.е. видеть преступление своими глазами, а не передавать о совершившемся со слов других.
Основным требованием к свидетелю является его принадлежность к исламской религии, хотя ханафитская школа допускает свидетельство одного немусульманина против одного мусульманина. Другие школы отвергают такую практику.
В исламском праве определены основания для признания показаний свидетеля недействительными. Среди них – наличие кровного родства свидетеля с одной из сторон, симпатии или враждебные отношения свидетеля с одной из сторон.
Процессуальное право предъявляет особые требования к показаниям по делу о супружеской неверности. Во-первых, – наличие не менее четырех надежных свидетелей. Если четырех свидетелей нет, то имеющиеся свидетели могут быть обвинены в клевете. Кроме того, все свидетели обвинения должны быть мужчинами. Однако женщины вправе быть свидетелями защиты. Некоторые правоведы допускают приравнивание показаний двух женщин к показаниям одного мужчины.
При разбирательстве дел этой категории обязательно одновременное присутствие всех свидетелей во время процесса.
Наряду и наравне со свидетельскими показаниями вторым видом доказательств, признаваемым исламской юриспруденцией, является признание самого обвиняемого в совершении преступления.
Признание должно быть сделано совершеннолетним, умственно нормальным, способным выражать свои мысли (т.е. уметь говорить или выражать их с помощью знаков) человеком, действующим по своей воле.
Признание должно быть однозначным, ясным, понятным и не оставлять никаких сомнений; оно должно быть сделано во время судебного разбирательства.
Отдельные правоведы считают, что обвиняемый обязан повторить свое признание столько же раз, сколько требуется свидетелей по данному делу.
Признание касается только самого обвиняемого, но не его соучастников. Например, если мужчина признался в супружеской неверности, которую он допустил, вступив в связь с определенной женщиной, это не означает, что она признается виновной, если против нее нет законных доказательств. В этом случае наказание несет только признавшийся человек.
Признание доказывает вину и влечет за собой наказание лишь в том случае, если судья убежден в его правдивости. Для этого признание должно согласоваться со всеми другими обстоятельствами, рассматриваемыми судьей.
Обвиняемый может в любой момент отказаться от своего признания, что тут же сделает решение судьи недействительным, если оно было основано только на этом признании.
Некоторые исламские правоведы допускают вид доказательства, называемый «презумпцией» (очевидность – т.е. сведения, основанные на очевидных наблюдениях).
Презумпция означает логический вывод, сделанный из поступка или из сопутствующих ему обстоятельств. Она может быть как слабым (второстепенным), так и сильным (основным) доказательством, убедительной или нет. Но в качестве доказательства она может приниматься лишь при достаточной убедительности. Это должна быть такая очевидность, которая делает дело ясным и определенным.
Среди исламских юристов существуют разногласия по данному вопросу. Некоторые из них отвергают презумпцию, принимая в качестве доказательств только показания свидетелей и признание. Они исходят из того, что малейшее сомнение не должно вести к осуждению обвиняемого.
Другие допускают использование очевидности в ряде случаев. Например, беременность служит доказательством прелюбодеяния, если женщина не замужем и не была изнасилована. Запах алкоголя доказывает, что человек пил.