РАЗДЕЛ I.
ОБЫЧНОЕ ПРАВО АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ)
№ 1
ПОСТАНОВЛЕНИЯ О СОСЛОВИЯХ В КАБАРДЕ
Кабардинские князья, уздени и холопы издревле имели свой народный обычай, служивший для них законом.
Кабардинские князья произошли от Инала и сыновей его, между коими впоследствии совершен был фамильный раздел.
Народ кабардинский разделен на следующие касты, по званиям своим:
1) Узденя: Тамбиевы, Куденетовы, Анзоровы, Коголковы и Нардоковы сыновья; по-кабардински именуются тлохотлеш, или высокопоставленные.
2) Степенные узденя, т.е. личные княжеские узденя, называемые пшекау.
3) Узденские узденя орх шалтухуса, старшие по званию княжеских узденей.
4) Чагары, состоящие под покровительством князей, то есть вроде холопов.
5) Чагары узденей, коим положено иметь их.
6) Всякого рода холопы, или холопы-рабы, невольники как княжеские, так и узденские, живущие у своих господ.
Отпущенники княжеские и узденские по выкупу или в награду.
Народ кабардинский разделен от Иналовых детей на четыре фамилии:
1) Бек-Мурзина;
2) Кайтукина;
3) Мисостова;
4) Атажукина.
1. Степенные уздени, где бы ни находились, по первому извещению князя должны явиться к нему и находиться при нем, сколько заблагорассудится князю.
2. Когда князь отъезжает в Персию, Россию, Турцию и пр., при нем находиться должен один первостепенный уздень, занимающий почетное место, хотя бы были тут люди старшие его летами; он кушает с князем и получает более прочих подарки. Другие же узденя при князе равны в правах своих и получают награды по заслугам.
3. Узденя пшекау, то есть княжеские, исполняют все приказания князя (они не вроде холопов, но и не равняются узденям); они находятся безотлучно при князе и исправляют его домашнюю работу, смотрят за порядком в его доме и охраняют его, а князь защищает их от всяческих несправедливых обид, по обычаю вступаясь за них, наказывает виновных, народ же терпеливо сносит присуждаемые от князя наказания и не может ничему противиться, ибо не разбирает, право или не право поступает князь, – то есть его воля.
4. Если с кем-нибудь уздень пшекау будет ссориться и в ссоре убьет противника, то князь вступается за это и в случае, если убийца не удовлетворит родственников убитого по обычаям, князь ищет мщения кровь за кровь убийством, сверх этого взыскивает с виновного за одного убитого три семьи, в каждой по девяти душ, из коих отдает два семейства ближним родственникам убитого, а третье берет себе. В случае же, если у убийцы нет девяти душ, все семейство и имущество его подвергается ограблению и продается по разным местам.
5. Чагары княжеские должны из каждого дома всякий день являться верхом на собственной лошади и с оружием к князю для услуг и исполнять все приказания его; если кто из чагаров будет убит в ссорах, за него взыскивается тоже девять душ в пользу родственников убитого; но князь из того ничем не пользуется.
6. Все узденя добровольно, непринужденно служат князьям и получают за это достаточную награду: в виде оружия, лошадей, скота, холопов, смотря по усердию каждого.
При переселении князей на другое место узденя, им принадлежащие, следуют за ними и живут не в дальнем расстоянии от аулов; если, впрочем, переселение будет внутри Кабарды; а когда князья пойдут в другие места, за Кубань и далее, то узденя даже против воли своей остаются в Кабарде; ибо народ удерживает их от переселения: один только князь имеет полную свободу выходить беспрепятственно из Кабарды, куда пожелает. Если уздень будет обижен князем или не получит назначенных подарков, то вправе от князя переселиться на другое место.
С узденя, чагара и холопа, если окажут неуважение своему князю или что-либо у него украдут, взыскиваются штрафы.
Если кто-либо украдет у князя из дома лошадь и в этом изобличен будет, то виновный с возвращением украденного платит князю особо в штраф восемь лошадей своих, одну холопку или холопа из лучших. Таким же порядком с того, кто учинит кражу лошадей из княжеского табуна, взыскивается за каждую лошадь по 8-ми, а 9-я украденная, и по холопу на лошадь или по лучшей холопке; сколько бы ни было лошадей украдено, за все платится в этом же размере.
8. Если кто в проезд к какому-либо князю из других мест, не доезжая до него, будет ограблен в дороге и воры будут узнаны, то взыскивается с них за бесчестие за каждую лошадь по 8 лошадей и холоп за ограбление едущего к князю.
9. Хорошую охотничью собаку князь вправе взять у всякого из подвластных, а при неотдаче ее по требованию его, взыскивается с противящегося в штраф пара быков. Впрочем, и сам князь по получении собаки вознаграждает за нее хозяину, смотря по достоинству ее и своей воле.
10. Таким же порядком поступают, когда князь пожелает взять у кого барсучьи чехлы.
11. Если князь по каким-либо причинам захочет у узденей и чагаров взять баранту, а уздень или чагар в том воспротивится или баранту по дороге у князя возьмет назад, за это платит в штраф князю одну хорошую холопку или пару волов, а в баранте делается народное разбирательство, и если окажется, что князь неправильно оную взял, то отбирается и отдается по принадлежности хозяину; но последний и при правоте его от платежа сказаного штрафа за неповиновение князю не избавляется.
12. Для собственного и двора своего продовольствия князь имеет право брать у своих подданных и узденей баранов у кого только есть, не разбирая, им или посторонним принадлежит скот, с каждого дома в год по одному барану и ягненку, с тех кошей, которые принадлежат узденям князя и подвластным им.
13. Узденя, чагары и прочие вольные люди, если терпят от своего князя какую обиду, то жалобщик имеет право уйти от своего узденя к князю, к какому хочет, и просить разбирательства, которое князь делает и по окончании приказывает господину, если жалоба на него справедлива, чтобы он обходился лучше, между тем просителя возвращает по-прежнему к его господину. Это иногда повторяется несколько раз в случае продолжения притеснения.
14. Когда князю нужны лошади, лошади для своих товарищей, не имеющих таковых, он может из табуна узденей, чьих бы то ни было, взять лошадей и ездить на них, а потом обращать их по-прежнему в табун. В случае из них какая от изнурения падет, князь за нее платит хозяину такую же лошадь.
15. Если кабардинцы, при разъездах партиями для розысков и наказания за какие-либо шалости или грабежи других племен горских, разобьют и возьмут у них добычу людьми, скотом и прочим, то старшему князю, хотя бы он не был в партии, дают из лучших пленных одного человека, а когда людей в добычу не достанется, то выдают князю скотом и прочим, по стоимости человека; остальную добычу делят по частям участвовавшие в партии между собой.
16. Если два человека, какие бы ни были, подерутся при лице князя на улице, на дворе или в доме, то зачинщик драки платит в штраф князю одну холопку за несоблюдение благопристойности к князю.
17. Если кто со служанкой князя будет иметь прелюбодеяние и в этом изобличится, платит князю в штраф холопку хорошую.
18. Полученные во время бытности князя в чужих краях за Кубанью или в другом месте подарки узденя его делят постепенно, кому что следует.
19. Из полученного князем за дочь, при выдаче ее в замужество, калыма дается часть его узденям и разделяется постепенно, кому что следует.
20. Когда князь женится, то в калыме за невесту помогают ему платить его узденя, смотря по состоянию каждого.
21. В калым за дочь свою князь берет: 1) лучший панцирь, стоящий двух крестьянок; 2) другой панцирь попроще, стоящий одной холопки;
3) налокотники, стоящие одной крестьянки; 4) еще налокотники и шишак, стоящие одной крестьянки; 5) саблю, стоящую служанки; 6) саблю попроще; 7) пять лошадей, из коих первая стоила бы непременно одной служанки, а прочие похуже и без цены, но только на выбор; но если прописанных вещей и лошадей не сыщет, то платит служанкам.
22. Когда князь умрет и останутся долги на нем кому бы то ни было и он их при жизни не заплатил, долги те остаются без платежа, и наследники за них не ответствуют.
23. Когда князь находится у карабулаков, назранов, ингуш или у тагурцев и он кого-либо пошлет по какому делу, а последнего ранят и не послушают, за это виновные платят князю 15 штук лошадей, саблями, ружьями, шашками, пистолетами, так, чтобы каждая штука стоила непременно одной крестьянки.
Князья не имеют права, по обычаю народа, обижать узденей без причины.
24. Князья женятся на княжеских дочерях, а узденя на узденских дочерях, вольные на вольные, холопы на холопках, чагары у чагаров берут; по желанию же родителей и холоп может брать у вольного, а чагары у холопов.
25. Холопы исполняют в полной мере все приказания господ и работают безоговорочно, что ни прикажут.
26. Чагары платят годовую подать господину своему и работают по нижеследующему положению в народе:
1) Когда чагар будет иметь в пашне две пары волов, тогда обязан в год своему господину отдать три арбы обмолоченного проса, а при неурожае и недостатке ничего не давать; а кто будет пахать одной парой, то на том же основании дать господину одну арбу тоже при урожае и достатке, а когда три пары будет в пашне – дать четыре арбы проса.
2) Каждый дом крестьянский ежегодно засевает землю на один тулук (т.е. мешок в 5 мер) просяными зернами господину и потом отдает ему все готовое; при работе продовольственные припасы в достаточном количестве выдаются от господина, а при неимении таковых в прочее время у господина, крестьяне обязаны сами себе продовольствовать.
3) В сенокосное время чагары обязаны работать для господина так: три дня косить и два дня убирать скошенное и в стога класть с помощью крестьян, которые и сено возят совместно с первыми и кутаны или дома, в том самом количестве, какое каждым из них накошено. Из этого исключаются чагары, которые в первый раз косят, по их малолетству, баранщики, табунщики, муллы и крестьяне, имеющие своих холопов. В случае же, когда господин не захочет косить по каким-либо причинам или не даст к прокормлению рабочим провизии, тогда крестьяне, за свободное от покоса время, обязаны дать ему с каждого двора по 7 ароб готового сена.
4) В отношении дров крестьяне должны давать господам в год по восьми арроб с двора, если, впрочем, предоставляется возможность возить их по местоположению из гор; если же в том будет препятствие, то взамен дров каждый дом обязан доставить 15 толстых брусьев, годных к строению, и возить их зимой волоком волами.
5) Как прежде позволение кабардинцам ездить на Линию за солью, то всякий, кто поедет из крестьян на собственных своих быках или конных арбах, обязан был выдать господам по сапетке соли с быка или конной арбы; а кто таковых не имеет и поедет на выпрошенных у кого-либо быках или лошадях, те ничего не дают.
6) Кто будет делать железо, то из сделанного отдает господину в год с двора по одной полосе.
7) В случае понадобится князю дом большой с кухней, а снохе – малый, обязаны безоговорочно строить крестьяне, мазать женщины их, глину же возить и делать – дворовые люди.
8) Огородные плетни делают крестьяне обще с дворовыми людьми; чистка сада от травы производится женщинами крестьянскими, по одной из дома, в лето один раз.
9) Плетни около всего дома, где нужно, должны делать крестьяне без дворовых холопов; также колья и хворост возить на крестьянской скотине.
10) Кто из крестьян имеет девок-дочерей, при выдаче их замуж отдает из получаемого за нее калыма господам с каждой девки по три скотины посредственных, без выбора лучших, господа же обязаны при выдаче девки замуж сделать для нее шелковый кафтан, а когда оного не даст, то и им не давать ни одной скотины, поступающей собственно за кафтан.
11) В бывающие в году два праздника – рамазан и курбан – делать для господ бузу из крестьянского проса; посуда господская.
12) Кто из крестьян будет иметь пчел, тот сначала три года господам ничего не дает, а по прошествии трех лет, если от одного улья составится только три, все они отдаются господам, а если в хороший год более трех сапеток, то все остаются в пользу водившего. Когда же нехороший год для пчел и мало роев, то отдать господам только матку или два улья, как случится.
13) Если несколько братьев-крестьян, живших совместно, пожелают разделиться, обязаны давать господам по 40 баранов с ягнятами. Это установлено для того, чтобы не делились врознь, но жили вместе, а кто баранов не имеет, тот и делиться не вправе.
14) Если прибудет к господам в дом из женского пола гостья, состоящую при ней прислугу и волов кормят крестьяне.
15) Когда кого из крестьян чагары или другие люди убьют по мщению или другому чему, по азиатскому обычаю, платить за убитого двух человек, из которых один берется семьей убитого, а другой господином последнего.
16) По взятии кого из крестьян где-либо в плен выручает выкупом из оного семейство пленного, пополам с господами.
17) Крестьяне должны давать для господ в их поездку лошадей, кто имеет, в то время, когда они праздны, а когда нужны куда в поездке или по другим надобностям самому хозяину, то оных могут не дать и господа не вправе насильно брать оных у крестьян; когда же из взятых лошадей будет украдена, загнана или от другого падет, в таком случае господа за то производят крестьянину плату.
18) Кто из крестьян зарежет рогатую скотину собственную, а не подаренную, тот обязан, сваривши, переднюю лопатку принесть господам.
19) Во время рамазана, то есть поста, всякий крестьянин с двора должен в одну кушанье и питье принесть господину приличное состоянию его, но не свыше достатка крестьянина.
20) Кто из крестьян имеет баранов, обязан дать господину однажды в год, когда бывает заготовление копченой баранины в декабре месяце, с двора по лопатке оной.
21) После уборки хлеба крестьянами и возвращения с работы каждый крестьянин должен дать господину с двора по кубышке бузы и по одному большому просяному чуреку.
22) При всяком делании бузы, много или мало, крестьянин обязан отнесть один кувшин своему господину.
23) Если господин пожелает строить вновь дом или поправить, крестьяне строят, а старое, бывшее у него строение от дома, годное и негодное, берут себе на надобности.
24) Когда господин поедет на поминки к родственнику, тогда арбы с волами должны давать крестьяне по очереди.
25) Если пожелает господин выбрать из крестьян табунщика, взять может, только дает по выбору лучшего жеребенка табунщику в год, из числа пасомых лошадей; одежда у табунщика своя, но исключается из подати с него одна арба проса, а когда зимою господин станет резать кобылу для пищи, то внутренность и шея вся табунщику отдается, только малое количество их внутренности берет себе господин.
26) По всем прописанным статьям, кто окажется нарушителем, обязан заплатить за всякое невыполнение своему господину быка.
27) Кабардинские князья имеют в подданстве разных сословий горцев, а именно: карабулаков, назрановцев, ингуш, осетин и абазинцев, кои платят дань по нижеследующему порядку.
Ингуши, назраны и карабулаки ежегодно платят по очереди кабардинским князьям по рублю серебром с дома, и тот князь, который получит те деньги, должен весь год от обид его защищать и дает для того человека, который состоит на всем довольствии от них с лошадью; притом ему дают несколько платьев за охранение.
Тагаурские осетины на том же основании платят, как ингуши и назраны, до самой Дигории.
Дигорский народ, живущий на плоскости и в горах, платит с двора по барану, а также дается им для защиты от обид человек от князя, на всем мирском продовольствии.
С балкарцев никакой дани не получают, но только в случае кражи у кабардинцев лошадей платят штраф и наказываются за все проступки, наравне по правилам кабардинцев.
Дигорцы за воровство у кабардинских князей платят штрафы такие же, как и кабардинцы.
Чеченцы и уруспиевские осетины с давнего времени принадлежат Атажукинской фамилии, и никто в них не вмешивается, а князь Атажукинской фамилии требует с них дань, сколько назначит, отчего они отнюдь отказаться не могут.
Хулампы, безенги-осетины по очереди в год дают князьям по барану с дома.
Карачаевцы-осетины между князьями не раздельные, в подданстве с самых давних времен; у кабардинцев они платят князю, старшему летами в Кабарде, ежегодно 300 баранов от всех, от каждого дома особенно по сапетке пшеницы и по большому кувшину коровьего масла. Когда малолетний сын какого-либо князя в первый раз приедет к карачаевцам, как только начнет ездить на лошади, в то время всякий житель карачаевский из черного народа обязан ему дать, у кого есть табуны лошадей – лошадь, если же оных не имеет, – корову, быка или барана, а старшины дарят ему хорошие ружья, шашки, пистолеты и прочие приборы, к убранству военному нужные. Всякий князь может посылать в Карачай и берет, что потребуется, лошадьми или коровами и прочим, что только нужно; если кто будет противиться, то посланный от князя заарестовывает и неповинующегося дом, так что если положит камень в дверях, то не только его снять никто не может, даже и перейти не смеет до тех пор, пока камня не прикажет сам князь снять; при этом люди, оставшиеся внутри покоя, не выходят во двор, находившиеся на дворе не могут войти через камень в покой. Таким же порядком князь может положить камень и на пашни; в это время производящие пахоту не могут его переехать и если переедут, платят в штраф князю хорошей холопкой.
6 частей абазинцев принадлежат с давнего времени кабардинцам и разделены между их князьями следующим образом: племена Клычева, Кашава, Дударукова – фамилии Атажукиной; беселбаевцы, бибирдиоевцы и половина Лоовых – Жанбулатовской фамилии, а последняя половина Лоовых принадлежит Мисостовой фамилии и платит дань князьям тех фамилий наравне с ингушами, назрановцами и карабулаками, и также поступается с ними в наказаниях и штрафах.
№ 2
НАРОДНОЕ УСЛОВИЕ, СДЕЛАННОЕ 1807 ГОДА ИЮЛЯ 10,
ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ В КАРАБДЕ ЗАРАЗЫ, В ОТМЕНУ
ПРЕЖНИХ ОБЫЧАЕВ
- Убавлен калым при взятии в замужество княжеских дочерей: платить за девицу 500 руб. серебром, на скот по оценке или оружием, а если вдова – калыму 300 рублей.
- Узденям первостепенным платить калыму за девицу 350 руб., за вдову – 200 руб., по оценке на скот, лошадей и вещами.
- Меньшие узденя за девицу – 220 руб., за вдову – 150 руб. за вдову – 150 руб. серебром.
- Вольные за девку – 150 руб., за вдову – 100 руб. серебром.
- Княжеских, узденских и вольных дочерей насильно не брать, как прежде было, кто какую хорошую девку заметит, мог самовольно брать самым разбоем, за что происходили, кроме ссор, убийства, и кто насильно взял девку, тот только платил калым родственникам. Это отменено с тем, что без согласия родственников и без венчания муллы своего аула никто ни у кого девки взять не вправе, а кто в противность этому возьмет девку буйством, тот подвергается штрафу 400 руб. серебром, а если посторонний мулла вмешается, штрафуется 30 руб. серебром.
- Никто ни о каком деле не может просить кадия скрытно: истец и ответчик обязаны просьбы свои и жалобы приносить оба, в чем только в состоянии разрешить их кадий; если же кто один будет у кадия просить объявления преждевременно, чем может дело кончиться, то при дознании об этом проситель подвергается штрафу 20 руб. серебром; равно и кадий тому же штрафу подлежит, при допущении просителя вопреки этого правила; эти штрафы берет в пользу свою валий, т.е. главный князь.
- По явке к кадию просителя и ответчика в каком-либо деле кадий приказывает в доказательство выставить свидетелей, которые должны представиться в течение 15 дней; по неявке их в срок отказывается просителю в просьбе; представление свидетелей по истечении 15 дней в уважение не принимается.
- Когда прежде какое дело было решено шариатом, или третейским судом, или по согласию, в таких делах просьб возобновлять и разбирательства не делать.
- Если какие-либо дела решены эфендием, недовольная сторона не вправе просить другого эфендия о перерешении, к чему он и приступить не смеет, равно не вмешиваются в деле кабардинцев посторонние эфенди из кумык и прочих, под опасением платежа в штраф 10 руб. серебром.
- Прежде было в Кабарде два мехкемэ, то есть «суда»: один в Мисостовой и Атажукиной фамилиях, другой в Бекмурзиной и Кайтукиной, и один другому не препятствовал в разбирательствах, а всякий судил свой народ, исключая просьб, по которым решалось дело по просьбе одного просителя, при неимении ответчика; это оставлено в своей силе, с добавлением, в случае принадлежности истца к одной мехкемэ, а ответчика к другой, дело разбирать по местонахождению ответчика.
- По решению шариата виновный обязан платой претендателю в назначенный срок, в противном случае долг этот взыскивается через продажу имущества и сверх этого берется с виновного 20 руб. серебром штрафа.
- Кто имеет пчел, сеет просо, водит баранов и рогатый скот, тот обязан отделять ежегодно из меду и проса 10-ю часть, из баранов 40-ю, из рогатого скота 30-ю, из товаров и из денег 40-ю же части, которые по получении эфенди делят по частям: одну себе, другую мулле, третью бедным, все по равной части, и, если нужно, то и сам валий требует народного пособия.
- Запрещается кабардинцам брить бороды, курить трубку и разводить табак.
- Если кто умер до учреждения этих правил и сделал по имению какое-либо завещание или распоряжение, а дети или родственники еще не выполнили, то обязаны выполнить.
- Эфенди и мулл, живущих в аулах, в случае обид, обязан во всем защищать главный эфенди, в мехкемэ присутствующий.
- Если мулла решит дело в ауле, то решение это считается равным решению к мехкемэ, и никто оному противиться и перерешать не может.
- С бедных людей, живущих в аулах, если о них будет свидетельствовать владелец и эфендий, положенных народом податей не требовать.
- За свободных простых или вольноотпущенных девок платить калыму 160 руб. серебром и венчать по религии, с согласия родственников, самовольно же и тайно выходить замуж по-прежнему воспрещается. Самовольно вышедших в замужество девок народ предположил отобрать и с прижитыми детьми обратить к прежним их владельцам; но оставил это без исполнения, во избежание могшего воспоследовать через это разорение и самого бунта.
- Дела, решенные до учреждения мехкемэ, ни в каком случае не возобновлять.
- Дела, оказавшиеся нерешенными с учреждения мехкемэ, разобрать для оказания обиженным удовлетворения, исключая дел черни, которые обязан решить без замедления один валий и депутат, а на будущее время всякое дело в народе решать по шариату, за исключением претензий князя с узденями, узденей с их крепостными, так как они, по желанию их, предоставлены разбирательству по древним обрядам.
- Князь не имеет права требовать обратно подарки, ему данные с давних времен узденем, но последнему не воспрещается добровольно возвратить.
- Уздень не имеет права переселяться в другое владение князя, и всякий уздень должен жить близ своего князя аулом, хотя бы и не вместе.
- Отпущенные князьями и узденями люди на волю не вправе отходить из их аулов в другие, а должны жить в оных как сами, так и происшедшие от них дети и проч.
- Узденский уздень, после смерти своего узденя, по собственному желанию может остаться у родственников умершего узденя или его князя, но в другое место и фамилию отойти не может.
- Имение, оставшееся после умерших нераздельным, за 40 лет до мехкемэ, позволяет разделить, смотря по наследству, кому что следует.
- Прежнее самовластие князей в больших поборах с народа, штрафах, убийствах, бывших до учреждения мехкемэ, этим постановлением уничтожено, исключая сбора порции с народом скотом, который поступает в мехкемэ.
- Мехкемэ есть суд, в котором старший судья – валий, членами два или три князя, прочие же члены из узденей, очередующихся каждый на три месяца, всех вообще 12 членов, в том числе секретарь и кадий.
- Если уздень по ссоре с князем ранит его лошадь по нечаянности, то обязан князя удовлетворить пятью душами крестьян, пятью лошадьми и пятью ружьями.
- Когда уздень поссорится с своим чагаром и его убьет, обязан семейству убитого дать человека или брата убитого отпустить на волю.
- Когда уздень обидит в чем-либо чагара своего и он будет просить за него разбирательства в обиде, в то время обиженный чагар остается свободным от услуг, покуда кончится разбирательство, прочие же чагары ни малейшего ослушания господину не делают, а служат по обыкновенному порядку.
- Если холоп или чагар иметь будет подаренный от родственников скот, то князь или уздень из этого скота не вправе от него ничего брать; для открытия же подлога, в случае сомнения господина в действительности подаренной скотины, холоп или чагар к оправданию своему обязан указать подарившего ему ту скотину родственника, который по вызове обязан в справедливости присягнуть; при невыполнении присяги скотина признается не за подаренную, а за собственную холопью, и господин вправе оную у чагара или холопа отобрать.
- Если чагар женится и калым заплатит собственно сам, без помощи его узденя, то он вправе при потере расположения к жене согнать или отпустить ее; в этом ему препятствия не делать, исключая холопов, которые женятся с платежом калыма на счет господ; тогда холоп, хотя бы ему жена и не понравилась, то согнать ее воли не имеет; холоп дочь свою выдает за другого холопа, но брать калыма за нее не может, а получает его господин.
- Если чагар украдет что у узденя своего из скота, вора отдать для наказания в непосредственное распоряжение его господину, с отобранием скотины; если же у вора будут братья или другие родственники и пожелают выкупить его от господ, то платить за то 150 руб. серебром или по оценке из скотину.
- Если холоп или чагар, не заносивший никакой жалобы на господина своего своему князю, бежит за Кубань или в Чечню, а впоследствии пойман будет господином, то последний может его продать кому хочет, и родственники не имеют права вступиться за беглеца; но имуществом его пользуется господин тогда только, если у беглеца нет родственников, а когда таковые есть и жили с ними, то имение остается у них.
- Если чагар до того обеднеет, что не в состоянии господину своему уплатить положенной подати, то должен служить у господине во дворе наравне с холопами, скот же господин не вправе забирать, и когда он от своего скота получит прибыток и на оный купит себе жену, в то время господин не вправе иметь его дома, а отпускает с женою по-прежнему жить особо, и чагар платит господину годовую дань.
- Когда господин поможет чагару в платеже калыма за жену, в то время чагар не вправе жену сослать или отпустить.
- Если чагар в доме у господина исправится и в состоянии будет жить своим домом, то может к этому приступить и забрать свой скот, который привел к господину.
- Уздень волен холопа обратить в чагара, дав ему на первый раз к домашнему обзаведению пару волов, пару коров, котел и восемь тулупов.
- Если уздень имеет в доме холопов и из них есть чагар, а прочие издревле холопы, но состоянием исправнее чагара, то по желанию их уздень не вправе сделать их чагарами, преимущественно настоящего, хотя бы он и беднее был холопов.
- Чагар или холоп при женитьбе на какой-либо из служанок своего господина может ходить к ней только для ночлега, по жительству ее в доме, но к себе брать не вправе; ибо этого рода жена не считается законной; посему и происходящие от них дети принадлежат господину и как мать, так и чагар не вправе называть их сыном или дочерью, а сии именовать их законными родителями.
- Когда у холопа жена окажется распутного поведения, как-то: прелюбодейцей, воровкой и не повинующейся мужу – и от этого происходить будут между ими ссоры, холоп бросает ту жену, а господин, если не в состоянии исправить, продает холопку по своей воле; но если при этом возьмет за нее более заплаченного в калым, то половину барыша берет себе, а другую отдает тому, от кого холопка взята, мужу же ее приискивает другую жену. В случае невыручки сполна заплаченного за распутную холопку при продаже ее, господин требует вдобавок вырученной суммы
50 руб. серебром с того, кому принадлежала прежде холопка.
В дополнение кабардинских обрядов установлено преимущество, до узденей Куденетовых относящееся.
Если князь выдает свою дочь в замужество, и у него есть уздень из Куденетовых, тогда дает ему лучшую лошадь.
При своре двух князей между собою и убийстве из них одного, если будет в доме виновника находиться кто-либо из узденей Куденетовых, при нем родственники убитого не вправе мстить за кровь последнего, до отбытия из дому узденя Куденетова, который, впрочем, не должен жить в доме более недели, пока убийца приготовится ухать в Чечню или другое место для приискания себе прибежища.
Если кто из князей или узденей кого-либо из Куденетовых ударит, хотя бы и не ранил, платит за то обиженному холопу лучшую лошадь, хорошую саблю, шишак вызолоченный, налокотники, панцирь лучшей доброты и сверх этого виновный собирает людей, варит бузу и, угощая оной народ и Куденетова, просит у последнего прощения, а вместе с тем отдает все вышепрописанные вещи и холопку.
Узденя Куденетовы имели право вступаться в обиде за черный народ и ходатайствовать за них в мехкемэ безотступно.
Где бывают Куденетовым, при бытности их не может никакой князь барантовать за вины в кошах и аулах.
Если кто из Куденетовых даст кому-нибудь слово в обещаниях или безопасности в жизни, этого никто из князей и узденей не вправе нарушать, под опасением за противное строгого оштрафования.
Кто из Куденетовых поедет с князем и, встретясь с другим князем, будут друг в друга на дороге стрелять, и Куденетов за своего князя вступится, то хотя бы убил другого князя, мщения Куденетову не будет, а падет на князя, с которым Куденетов был.
Кто у Куденетовых украдет лошадь со двора или из табуна и будет обличен, платит Куденетову три лошади за каждую.
Если приобретена будет добыча в других местах за какие-либо непокорности народов, кабардинцам принадлежащих, из оных давать Куденетову без всякого счета лошадь лучшую, а свою часть он получает особо; впрочем, это исполняется в том случае, когда кто-либо из Куденетовых будет находиться в партии.
Когда князь женится, то к узденям Куденетовых без согласия их не вправе отвесть жену.
3-й же степени узденям за обиды от князей и узденей производить удовлетворение саблею и лошадью.
После умерших чагаров имение детей следует отдавать под опекунское управление братьям и другим ближним родственникам, а узденям в имение, скотоводство и в семью не вмешиваться; таким же порядком поступить и с дворовыми холопами, при разделе чагар в отдаче господину состоят разные постановления: некоторые дают господину пару быков, другие холопку, а некоторые сто баранов или пять лошадей, а по неимению оных и рогатого скота полагаются особо разные с господами условия.
Всякий уздень волен свою холопку отдать мужчине, какому хочет, с тем, что прижитые ими дети принадлежат узденю, который притом всегда вправе отобрать холопку от того, кому дал, исключая, если за нее калым будет взят; тогда узденю до холопки и детей дела нет, ибо она будет холопу законная жена.
Владелец земли за покос в бод барана с каждого дома, кто на его земле будет косить, равно и за поселение на его земле тоже с двора берет по барану; но это не относится до князей, а только узденей вольных и чагар.
Когда князь отдает на воспитание своему узденю или другому кому из простонародных сына своего, в то время бывает гулянье, и музыканту, при оном бывшему, аталык, т.е. воспитатель, дает лошадь и кусок дараи, т.е. какой-либо шелковой материи.
Уздень, женившись, отправляется с женой на время в дом какого-либо чагара, где производится гулянье, и чагар, у которого в доме будет уздень с женою, платит музыканту быка и штуку товара, какой случится.
Кто имеет из князей и узденей баранов, по снятии с них шерсти, белую всю оставляет у себя, а их черной сколько нужно на бурки, полсти для плотников и прочие надобности; затем, что останется, разделяет дворовым людям, по положению для одежды и проч.
Кто в праздник джумэ не явится в мечеть на богомолье, того хозяин аула штрафует пятью рублями серебром.
Когда князь за кем гонится с намерением убить, а тот, заметив это и обороняясь в крепком месте, убьет у князя лошадь, за это взыскания и мщения нет, но обязан заплатить князю за убитую лошадь.
Когда с женою чагара поступит такой скот, подаренный ее родственниками, и оным господин пользоваться не вправе и при продаже чагара не отнимается от жены его скотина, сколько бы ни было в течение времени приплода. Так же поступать и с холопами.
При женитьбе чагар и дворовых нам первую ночь дает чагар из собственности жене их корову и сколько бы от нее ни произошло приплода в течение времени, ни муж, ни господин не вправе в оный мешаться, а остается всегда в пользу жены, даже и при продаже чагара другому господину; то же исполняется и в отношении скотины, данной дворовым, по неимению у них собственной.
Если чагар заплатит калым из собственности за жену, то при расстройстве с нею может сделать ее свободною, и господин препятствовать этому не вправе. Если же дворовый человек, женясь на девке такого же состояния, с платой за нее калыма из господского имения и поступив потом по каким-либо сделкам в чагары по несогласию с женой, пожелает дать ей свободу, – сделать это без воли господина не может.
Каждый чагар вправе иметь у себя холопов, но по правам народным не вправе без воли своего господина их ни продать, ни подарить, ни на других такого же состояния променять.
Когда чагар, имея холопов, с позволения своего господина захочет продать их, тогда избирает трех покупщиков, в числе которых должен находиться сам господин, и предоставляет более самому холопу назначить себя в продажу кому-либо.
Если чагар упустит время, назначенное к подати или работам господским, за это господин вправе штрафовать, по положению, парой или двумя парами быков, смотря по упущению.
А когда чагар окажется ослушным посланному от господина для взыскания штрафа, тогда налагается двойной.
Когда бывает собрание народное по делам, тогда аул становится кошами врознь, и если в это время у кого родится сын – отец его дает на пищу своему аулу корову, а за сопротивление платит штраф; в случае если коров наберется так много, что съесть их аулом не могут, излишние остаются для другого собрания.
Если украдут у баранщика княжеского другие таковые же барана и виновный откроется, то платит баранщику, у которого учинил воровство, двадцать баранов за одного, которые и поступают в пользу баранщика, а хозяину до них дела нет. Это правило применяется в равной силе и к узденским и прочим баранщикам.
Если пристанут к какому баранщику чужие бараны, он должен об них объявить по всей окрестности, и в случае неотыскания хозяина, пригульные бараны остаются в пользу баранщика, а хозяин коша в них не вмешивается; но при неотыскании хозяина к приставшим лошадям оные предоставляются в пользу одного княжеского табунщика.
Табунщику платят за пастьбу лошадей по расчету, с четырех кобыл по стригуну; княжеский табунщик выбирает в помощь себе другого табунщика, который и обязан на этот выбор дать быка; табуны составляются дворов из 30, 40 или более и менее, как случится.
Кто получает по стригуну с дома, тот платит прочим табунщикам, с ним находящимся, в год двадцать пять баранов и корову; два раза варит бузу, в каждой из пяти пудов меду и прочих припасов.
За пастьбу рогатого скота из аула дают пастухам по равной части с двора, по общему согласию и смотря по количеству скота.
Старший при пчельнике князя или узденя выбирает себе помощника, обязанного дать за выбор быка; пчелинцам ха караул платится по фунту с пуда, кто сколько будет иметь меду.
Когда уздень пшекау поссорится в доме князя, с него за это штрафа никакого не полагается. Из всего аула выбирается обществом один человек для повестки народу обо всем, что потребуется к исполнению, и за это он исключается из народной подати; но если выбран будет чагар, то платит господину наравне с прочими его чагарами.
В пользу того узденя или чагара, у которого будет находиться княжеская жена в первый раз после женитьбы, остаются лошади, которые ее привезут.
Когда чагар умрет и оставшийся его брат возьмет его жену себе в замужество, платит в пользу родственников жены одного быка, сверх прежде уплаченного за нее калыма, и родственники не вправе воспретить брату на ней жениться. Если после умершего князя или узденя останутся сын и две дочери его, из имения отца их получают: сын – две части, а дочери по одной.
Жене после смерти мужа предоставляется с детьми осьмая часть, без детей – четвертая.
В прочих разделах делается разбор, смотря по родству, кому что следовать будет, но в таком только случае, если после умершего не останется детей, которые считаются прежними наследниками всего родительского имения.
Ш.Б.Ногмов. История Адыхейского народа. Нальчик – Эльбрус, 1994, с. 152 – 169.
№ 3
ОПИСАНИЕ О ПОДАТЯХ, ЧИНИМЫХ
ОТ ЧЕРНОГО НАРОДА СВОИМ УЗДЕНЯМ
Некупленая, а оставшаяся по наследству от предков собственная оброчная чернь платит дани в год главному узденю своему Исмаилу Дударовы фамилии Анзоровых, который жительства имеет за рекою Тереком на реке Лескане, а именно:
Первыя
- Проса, ежели кто на коликом числе волах пахал, с каждого вола по одному возу. 2. В праздник наш, то есть в байрам, по одному барану. 3. А после нашего поста на разговенье даютца з двора хлеб печеный, или мяса варенаго кусок, или севрюжья спинка, а ежели кто из сих трех вещей ничего не принесет, то в штраф за непочтение узденя захватываетца один бык. 4. В сенокосное время три дня работать, а ежели кто не пойдет на сенокос в те дни, то з двора в штраф один же бык захватываетцаю 5. Зимнее время до весны должны узденям возить на дом их по очереди дрова, а если кто до весны не привезет дров, то с того в штраф беретца бык. 6. А кто имеет пчел, те меду по три маты (т.е. сапетки – Х.Д.) дают, а ежели кто не отдаст, беретца в штраф бык один. 7. Когда у них, черных народов, бывает моление, тогда дают по одному бараьему плечу, а ежели кто не даст, то в штраф беретца по одному быку. 8. Когда мы чернь осению за зимовое свое содержание режим в мясо баранов, то даютца по одному бараньему плечу и голове, а ежели кто не дает, в штраф беретца по одному быку.9. Когда случается с места на место уздень переселяетца или обветшает дом, то делаем по обычаям узденю дом и половину двора огораживаем, а другую половину двора и протчее во дворе строение, то есть сарай, хлевы, собственныя и дворовыя, узденские холопья исправляют, а естли кто на ту работу не пойдет, то с того по обычаям беретца в штраф один бык. 10. Из узденского данного проса должны варить на его расход каждый двор, кому сие препоручено будет, брагу и относить ему, а ежели кто попупрямитца и не будет браги варить, с того в штраф барютца один бык. 11. Когда мы, черной народ, отдаем дочь свою замуж, то по обычаям из получененного калыму даем по одному быку, а естли кто и не даст добровольно, то и насильно уздень должен быка захватит. 12. Ежели поедем за солью, то по привозе оной дастца з двора по одной мере, а ежели кто не даст, в штраф – один бык. 13. Когда к узденю гость или канак приедет, то оныя отдаютца нам на постой, а ежели кто поупрямитца и не примет того гостя, то штрафу берютца по два быка. 14. Когда большому рогатому скоту случается падеж, то хворовых режим в мясо, и из того даютца от каждой скотины к заду от средины часть, а ежели кто не дает, в штраф бык один беретца. 15. Когда уздень пожелает куда съездить, даютца лошади, а которую лошадь кто для своей домашней надобности особливо кормит и бережет, то никогда не дается.
Тех же Анзоровых некупленая, а оставшаяся равно ж по наследству от предков собственныя безоброчный дворовые люди той же черни имеют издревле обычай и поступают по сему:
Вторыя
- Когда оне отдают дочерей своих в замужество, то из получаемого калыму ничего не даетца. 2. Лошади от них без дозволения их не берютца, а по прошению или по приказанию давать узденю должны. 3. Кто к ним знакомой или родственник приедет и попросит, что б ни случилось, хлеба, сена. дров и протчее, то даем без запрещения узденскаго и в том имеют волю. 4. Когда оне сами женитца желают или детей своих мужаска полу женит пожелаем, то за невесту калым платим сами, не требуя от узденя своего помощи, и ему узден. не даетца. 5. Протчее, что до узденской работы принадлежит, то оне: что бы не заставил, исправлять беспрекословно должны.
Анзоровых же кабаков малинким узденям Магомету Парытову принадлежащия из такашовых детей холопья платят в год з двора, а именно:
Третия
- В который год проса довольно уродитца, даем столько, сколько уздень пожелает, беспрекословно, а когда мал урожай будет, так, что и сами не надеемся годовое время себя пропитать, то ничего не беретца. 2. В летнее время с каждого двора даем по ягненку, а когда кто не даст ягненка, то уздень должен взять сильно за штраф барана одного. 3. После нашего поста на разговение кто зарежет барана, то половину барана отдаем узденю, а когда у кого нет барана зарезать, а случитца из большаго рогатого скота, кто тогда зарежет, то из того кусок мяса, а когда и сего не случитца, то из рыб севрюги, или лососью спинку, или по нужде печеной хлеб, а когда кто и сего ничего не отдает, то за непочтение в штраф сильно уздень должен брать барана одного. 4. В сенокосное время три дни работать, а в зимнее время перевозить, а естли кто не будет в работе, то в штраф беретца по одному быку. 5. Осенью при наступлении уже самой зимы уздень должен зарезать трех баранов и браги заготовить и всех нас такашоевых почестит, а после уже начинаем до весны на него возить дрова столько, сколько надобно (а ежели не зделает уздень им почести, то каждой двор должен только по осими возов к нему привести), когда ж кто из них не будет возить дров, то с того штраф уздень взять должен быка. 6. Кто имеет пчел, тот должай давать меду по одной мате, а ежели кто не дает меду, то тогда должен узденю в зарплату отдать против маты меду два барана. 7. Естли кто из них пшеницу или ячмень посеет, тогда тот урожай или хотя и неурожай будет, по снятии онаго должен дать узденю один козловой тулук пшеницы и другой – ячменя. 8. Когда у нас бывает моление, тогда даем по одной бараньей передней лопатке, а естли кто не даст, то в штраф беретца один баран. 9. Сверх того, кто в котором дворе в которой день одного или б десять или б двадцать баранов для себя зарезал, то даем з двора по одной передней лопатке, а ежели кто тайно зарежет или не даст плеча, с того беретца в штраф один баран. 10. Когда случаетца у узденя дом обветшает или на другое место пожелает переселитца, то должны делать ему дом, кухню и половину двора огородить, а кто не будет в сей работе, то уздень должен за штраф взять сильно быка одного, а другую половину двора и протчее строение: сарай, амбар, хлевы – оканчивает своими дворовыми людьми. 11. Когда уздень брата или сына своих женит, то оной не принимаетца им в дом свой, а отдаетца из нас каташовым[1] достаточному во двор, то онаго должен принять и жене зделать и подарить в меру ушитую шубу одну, подушку одну и камышенную цыновку, и им молодым где жить, надобно зделать тут же во дворе особливой домик, и при сех веселаска[2] бывают играки, то тем даютца за то на пищу один бык. А кто сего не зделает, взять с того виноватого жениху самому в штраф быка одного. 12. Когда мы выдаем своих дочерей замуж, то из получаемого калыма даем быка одного, корову одну. 13. Ежели кто из узденей, то есть сам, или брат, или сын ево, или родственники узденския мужеска полу, умрет, тогда уздень на делание браги дает проса, которое изготовим, а при том на поминовение умершего з двора по варному барану к узденю в дом относим, а кто сему противен окажетца, с того в штраф бык беретца. 14. Когда уздень захочет ехать куда и попросит под съезд лошади, то из чести иныя дают, а другия, жалея свою лошадь, и не дают, тогда уздень сильно из табуна захватывает, но как им сильно по обычаям не должно брать, то потому от них обратно отнимаем, за что никакова штрафа не берютца. 15. Когда ездим за солью и привозим оную, то из оной третью часть каждой двор отдает, а кто не даст сам, тогда в штраф берютца за то один бык. 16. Когда большому рогатому скоту падеж бывает, то хворых прирезываем и от каждой скотины от средины к задней половине часть отнимая, отдаютца узденю, а естли кто не дает, то в штраф берут один бык. 17. Когда между собой живут братья в одном дворе, то есть двоя, троя или четвера, хотя б и до двадцати человек их было, и пожелают разделитца, в том им воля, но по разделе тот двор от общества своего должен узденю дать пять лошадей или сто баранов. 18. Когда уздень наш отъедет с протчими какими-нибудь владельцами Тоу-суртаоновыми и главными Анзоровыми узденями для добычи в дальне место на воровство и когда по случаю обидимыя дознаютца и будут искать своего обратно или заплатою удовольствия, то тогда мы такушовы[3] за узденя своего ево часть уплачиваем, а когда здесь, в Кабарде, воровством обучю получит, то должен он уздень сам от себя платить, а она платы за него не чинят; 19. Случаетца иногда, в ссорах и драках друг друга и чужаго кто убьет, то за кровь платим узденю одного убийца, другова ясыря, и отдаютца то родственнику убитого, а когда из нас кого убьют, то так же два ясыря взыскиваетца от стороны убийцы и отдаютца один узденю, другой во двор убитого родственника. 20. Всякий год должны огораживать и вспахивать под овощь огороды, а ежели кто не будет в сей работе, то с того двора в штраф берутца бык один. // 21. Сверх сего что мелким узденям платим, еще даем и главному узденю Исмаилу Дударову Анзорову ежегодно по два ягненка и 12-ти тулуков, ежели случитца урожай, проса, а когда нет урожая, то ничего.
Четвертыя
Токашовой черни холопья и ясыри.
Дани никакой узденям большим и мелким не платят, а как оне уже принадлежат такашовым, то потомувсякую работу исправляют и хлеб пашут на них, такашовых, а иногда вместо их ходят и на узденску. работу, когда потребуетца; пропитание имеют он обще с ними такашовыми, для чего те холопья и ясыри на себя особливого хлеба оне не пашут.
Узденя Батыгирея Гещекина чернь роду токашава платят в год дани з двора:
- Проса, когда урожая, кто на семи или на шести или на четырех быках пахал, единственно по четыре арбы, а ежели на двух быках, то две арбы, а когда нет урожая, то никто ничего; против сего кто при урожае не дает положенного числа в подать проса, тогда за четыре арбы беретца штраф по три, а за две арбы по два быка, сверх того за честь дают проса при урожае по два тулука, а кто не принесет, в штраф берютца по одному барану. 2. По два ягненка, а кто не даст, беретца в штраф по одному быку. 3. После посла нашего на разговенье один хлеб, пешлек, то есть сыр, или из рыб спинки севрюги, или лососью, а ежели кто из сего ничего не принесет, то в штраф берютца баран.