ПОСТАНОВЛЕНИЯ АХТЫПАРИНСКОГО «ОБЩЕСТВА» ОБ УСИЛЕНИИ РОЛИ ШАРИАТА И ПО РАЗЛИЧНЫМ ЧАСТНЫМ ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ (НЕ ПОЗДНЕЕ 1161 / 1748 Г.)
Причина написания этих слов, находящихся в согласии с шариатом, заключается в том, что жители Ахты-пара взяли на себя следующие обязательства:
Брать по три тумана с тех юристов, главарей и богачей, которые будут нарушать шариат нашего пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует.
С прочих людей, – не входящих в число юристов, главарей и богачей, – при нарушении ими шариата, брать по два тумана, причем жители Ахты-пары будут брать эту сумму с каждого отдельного (мунфарад) домовладельца.
Если же шариат нарушит какой-либо род (кабила) или какой-либо квартал (махалла), то брать они будут сумму, соответствующую количеству домов, имеющихся в них, считая, что с каждого дома причитаются вышеназванные два тумана.
Жители Ахты-пара обязались также:
С человека, который украл что-либо, брать вдвое против украденного им. При этом сумма, равная стоимости украденного, будет возвращаема ими хозяину имущества, а еще столько же будет передаваться в пользу общины, ибо этот вор совершил преступление и по отношению к нему положено поэтому совершить воздаяние.
В случае проявления кем-либо излишества при назначении брачного дара (садука) женщине, излишки брать в пользу общины.
Брать быка с того, кто совершит ограбление кого-либо, идущего по дороге.
Брать быка с того, кто взял лихву (раба) во владении, находящимся на территории трех ахтынских волостей (махал).
С человека, который отказывается вносить закят и организовывать соответствующим образом разговение (фитра), брать в два раза больше, чем пошло бы у него на это.
Брать по десять дирхемов в неделю с того, кто прекратил молиться.
Брать по двадцать дирхемов в неделю с того, кто беспричинно нарушит пост-рамадан.
Брать десять дирхемов с того, кто поссорившись с верующим мусульманином, обвинит его б недозволенных половых сношениях.
Брать стадо овец (ганам) с того, кто станет поносить и проклинать общину.
Разрушать дома тех, кто по ночам, без разрешения хозяев, заходят в чужие дома, в чужие усадьбы, на площадку перед чужой усадьбой или же поднимаются на чужую крышу.
Если в момент спора, идущего между двумя мужчинами, кто-либо третий вмешается туда и окажет помощь одному из них, то на вмешавшегося в этот спор и оказавшего помощь кому-либо из спорящих будет наложено стадо овец, а пойдут эти овцы в пользу общины.
Если кто-либо один или же несколько человек, без разрешения общины, пойдут из Ахты в подведомственные селения и изобьют там сельских жителей, или, применив насилие, начнут там есть их еду, или захватят имущество, принадлежащее тем, то каждый из таких ахтынцев, пошедших в селения без разрешения общины, обязан будет возвратить хозяину-селянину взятое у него, а кроме того -отдать одного быка в пользу общины.
Особый тип наказании, именуемый тазир, который представляет собой, взятие с виновного определенной доли его имущества. Он имеет хождение в нашей среде на основании указаний позднего поколения ученых. Об этом, кстати, написано и в книгах по юриспруденции.
Тот, кто отрицает сказанное здесь, является человеком, отрицающим истину. Его поэтому надлежит предостерегать (тахзир), а не устраивать ему проповеди и не спорить с ним.
Помощи мы ищем только у Аллаха и только на Него мы полагаемся.
Записано это по приказу лучшего из юристов, гордости наших ученых Мухаммадхашима Ахтынского, который умер в тысяча сто шестьдесят первом (1748) году.
Затем, с согласия общины, текст этот «обновил» благородный Рамадан-эфенди, – да помилует его Аллах – а произошло это через шестнадцать лет после кончины Мухаммадхашима Ахтынского, то есть в тысяча сто семьдесят седьмом (1763/64) году.
Я же переписал данный текст четвертого числа месяца сафар 1216/1801 года, причем со второго списка, принадлежащего руке Рамадана-эфенди.

Комментарии закрыты.