№ 49

1628 г. позднее октября 4. – Отписка терских воевод князя И.А.Дашкова и Б.Г.Прикпонского в Посольский приказ о нападении шибутских людей на гребенские казачьи городки и о присяге, данной шибутянами Лаварса- ном Языевым и Затышкой Лаварсановым за 20 дворов в 1627 г.

л. 218

// Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Ивашко Дашков, Богдашко Прикпонской челом бьют.

В нынешнем, государь, во 137-м году октября в 4 день приехали на Терек из Гребеней[1] из Кошлаковсково городка[2] атамана от Куземки Луковки гребенской казак Ивашко Григорьев Садовников, а в роспросе нам, холопям твоим, сказал: сентября в 28 день приходили де на их городок шибуцкие люди Арасланко да Декитко, а с ними человек с 30, и к городку приступали и многих людей побили, а иных ранили, и лошади и всякую животину отогнали. Да и прежде де, государь, те шибуцкие люди твоих государевых людей побивали ж и городки разоряли ж. И мы, холопи твои, князь Шолоха Черкасково призывали и с ним говорили, есть ли тех шибуцких людей в Терском городе заклады и тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, те шибуцкие люди шертовали ли, что им тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, служити и прямити и твоих государевых людей не побивати. И нам, государь, холопям твоим князь Шолох Черкаской

л. 219

// сказал, что тех шибуцких людей в Терском городе закладов нет, а то де они шибуцкие люди Лаварсанко Языев да Затышко Лаварсанов[3] за 20 дворов тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, в прошлом во 135-м году шертовали, что им тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии служити и прямити и ясак давати по кулю меду на год[4] и твоих государевых людей не побивати и не грабити. И те шибуцкие люди Лаварсанко да Затышко ту свою шерть нарушили, твоего государева ясаку не платят и твоих государевых людей побивают и х казачьим городком приступают. И мы, холопи твои, на тех твоих государевых непослушников на шибуцких людей твоих государевых ратных людей без твоево государева указу посылати не смеем. И о том нам, холопям своим, как укажешь.

На л. 219об. адрес: Государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Русии.

В Посольской

Помета: Государь указал: будет учнут дуровать и не будут под государевою рукою, и о том, поговоря с кабардинскими и с кумыцкими князи и мурзами, которые государю прямят, послать на них велеть потеснить, чтоб были под государево рукою, и аманаты взять добрые. Да и иные, которые учнут д ровать и не захотят быти под государевою рукою, такоже поговоря с князи и с мурзами, которые государю прямят, посылать на непослушников и велеть приводить под государеву руку и аманаты имать добрые. А в волю никово не допущать и дурна большого на себя не дожидатца, посылать уговаривать и писать и государским жалованьем обнадеживать и давать что кому доведетца. А непослушников и завотчйков, которых мочно, приводить грозою и страхом, чтоб в свою волю не вошли и дурна большого не учинили. И жить с великим береженьем, разсматривая всякого дурна и разведывая подлинно а смуте напрасной не верить, не розведав чево подлинно, без дела жесточью не делать. У татар и у черкас обычай таков: друг на друга ссорят и затевают не делом, за то стоять не за что, что у них меж себя ссора или задоры, только б от государя отступны не были и были под государевою рукою в прямом холопстве[5].

ЦГАДА, ф. Ногайские дела, 1628, л. 218-219об. Подлинник.


[1] Гребени – Терский хребет, горы по правобережью Терека. С середины XVI в. в Терских гребенях зафиксированы поселения гребенских казаков. Известны поселения гребенцов на р. Теплой, откуда на Терек приезжал казачий атаман Яков Иванов Гусевской. Городок атамана Осипа Малово находился на р. Быстрой. См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 541; он же. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639–1640 гг.). – ЧОИДР. Кн. 2. М., 1887, с. 302. – Ред.

[2] Кошлаковский городок гребенских казаков. В «Описании гребенских казаков» 40-х годов XVIII в., составленном, по мнению В.Б.Виноградова и Т.С.Магомадовой, А.Ригельманом, Кашлаковское ущелье (в тексте копии, опубликованной М.О.Косвеном, ошибочно – Кашлановское) названо, со слов старожилов-казаков, одним из мест первоначального поселения казаков, т.е. оно существовало еще в XVI в. См.: Ригельман А. История, или повествование о донских казаках. М., 1846, с. 138–140; Косвен М.О. Описание гребенских казаков XVIII в. – Исторический архив. 1958, № 5, с. 181 –184; он же. Этнография и история Кавказа. М., 1961, с. 25, 248; Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков. – СЭ. 1972, № 3, с. 31–42. В.Б.Виноградов и Т.С.Магомадова предложили отождествлять Кашлаковское ущелье с Аргунским. Толкование термина, основанное на ошибочном чтении копии «Описания» – Кашлановское, вызывает сомнение, но местонахождение Кашлановского городка к югу от Сунжи возможно. Критику гипотез В.Б. Виноградова и Т.С.Магомадовой по поводу первоначального расселения гребенских казаков см.; Мужуков и М. Б., Плиев А.А. Об одной попытке определения места первоначального расселения гребенских казаков. – Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т. X. Г розный, 1976, с. 351–358.

В 1628 г. кабардинский мурза Каншов Битемрюк при «расспросе» в Посольском приказе в Москве говорил о «землице Таабыста», которой владеют мурзы Малой Кабарды и где имеется серебряная руда и свинец. Он предлагал поставить русский острог в устье Сунжи. «И меж того места, где острог поставят», и кабаков мурз Малой Кабарды «кочуют терские казаки, которые живут в Гребенях» «с 500 человек». См.: КРО, т. I, с. 113, 114, 123; Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О времени заселения гребенскими казаками левого берега Терека. – История СССР. 1975, №6, с. 160– 164. – Ред.

[3] Лаварсанко Языев и Затышко Лаварсанов – возможно, старшины селения в 20 дворов. С.Ц.Умаров пишет: «Они скорее всего могли быть владельцами тех 20 дворов». См.: Умаров С.Ц. К политической и социально-экономической истории Чечни XVI–XVII вв. – АЭС. Т. IV. Грозный, 1976, с. 197.

Вопрос об уровне развития феодальных отношений у вайнахов в XVII в. является дискуссионным и нуждается в дальнейшем исследовании. См.: Скитский Б.В. К вопросу о феодальных отношениях в истории ингушского народа. – Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. I. Вып. I. Грозный, 1959; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа…; Саидов И. М. Этнографический и фольклорный материал о классовых отношениях у чеченцев и ингушей. –АЭС. Т; II. Грозный, 1968; Кушева Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма у народов Северного Кавказа! – Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. М., 1969; Тотоев Ф.В. Развитие рабства и работорговли в Чечне (вторая половина XVI–40-е годы XIX века). – Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. VIII. Вып. I. Грозный, 1969; Исаева Т.А. К вопросу о занятиях населения Чечено-Ингушетии в XVII в. – Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. IX. Ч. 3. Вып. I. Грозный, 1974; Ахмадов Я.З. К вопросу о социальном строе Чечни в XVIII столетии. – Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974; Гриценко Н.П. Рабство и рабовладение в Чечено-Ингушетии (XV – первая половина XIX века). – Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т. X. Грозный, 1976; Исаева Т.А. Феодальные владения на территории Чечено- Ингушетии в XVII веке. – Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т. XI. Грозный, 1977; она же. Материалы Астраханской приказной палаты как источник для изучения социально-экономической и политической жизни Чечено-Ингушетии в XVII веке; Кушева Е.Н., Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов (письмо 1657 г. из Шибутского джамаата царю Алексею Михайловичу). – СЭ.? 1978, № 6; Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. – СЭ. 1978, № 2; Ахмадов Ш.Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено-Ингушетии в XVIII веке. – Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (XI – начало XX в.). Грозный, 1979; Виноградов В.Б. «Начальные люди» и «владельцы» XVII в. в Аргунском ущелье. – Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала, 1980, с. 57– 59; он же. Генезис феодализма на Центральном Кавказе. – ВИ. 1981, № 1; Виноградов В.Б., Магомадова Т. С. Две заметки о ранних русско-северокавказских связях. – История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981; Чахкиев Д.Ю. О социальном и конфессиональном статуте владельцев вайнахских боевых башен с крестами-«голгофами». – Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный, 1981; Исаева Т.А., Исаев С.А. Вопросы истории сельской общины чеченцев и ингушей (XVI–XVIII вв.). – Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII – начало ХХ в.). Грозный, 1982; Айтберов Т.М., Ахмадов Я.З. Известия арабоязычных документов XV–XVII вв. об общественных отношениях у вайнахов. – Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII – начало XX в.); Акиев Х.А. Изучение своеобразия феодальной собственности средневековой Чечено-Ингушетии и роль естественно-географических факторов (до XIX века). – Феодализм в России. Юбилейные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения академика Льва Владимировича Черепни- на. Тезисы докладов и сообщений. Москва, 30 октября – 1 ноября 1985 г. М., 1985; Ахмадов Я.З. Феодальное владение (лен) князей Черкасских в системе русского пограничного города Терки в XVII веке. – Феодализм в России. Юбилейные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения академика Льва Владимировича Черепнина; Карпов Ю.Ю. Сельская община горных районов Чечни и Дагестана в конце XIX в. – ПИИЭ. 1982. М., 1986; он же. Военная организация и социальное развитие союзов сельских общин Северного Кавказа. – Этнографические аспекты традиционной военной организации народов Кавказа и Средней Азии. М., 1990. – Ред.

[4] Ясак «по кулю меду на год». Источники XIX в. говорят о развитии в Чечне пчеловодства. Для XVII в. ясных указаний на наличие пчеловодства нет, возможно, мед добывался путем бортничества.

[5] Помета ярко отражает приемы политики русского правительства по приведению нерусских народов – в данном документе вайнахов – «под государеву руку».