УКАЗ ИМЕННОЙ, ДАННЫЙ ГЛАВНОУПРАВЛЯЮЩЕМУ ГРУЗИЕЙ, КНЯЗЮ ЦИЦИАНОВУ1 30 ИЮНЯ 1805 Г., «О ПРАВИЛАХ ДЛЯ МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКОЙ ОКРУГИ2». (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
Представление ваше относительно Магометанского духовенства Елисаветпольской округи дошло ко Мне в свое время.
Одобряя причины, побудившие вас обратить на сие духовенство ваше внимание, и находя штат, составленный вами для него, соответственным настоящей нужде, Я предоставляю вам сумму в размере 1 300 руб. ежегодно, которую необходимо будет употреблять на содержание сего духовенства. Заимствуйте деньги эти из доходов Елисаветпольской округи согласно вашему предположению.
Всеподданнейший доклад Князя Цицианова от 22 мая 1805 года.
Магометанское духовенство Елисаветпольской округи до покорения оной непобедимыми войсками Вашего Императорского Величества исполняло суд и расправу, которые давали ему согласно закону положенный доход. Теперь же, после вступления под Российское Правление, оно этого дохода лишилось. Елисаветпольская же округа заселена большею частью Татарами.3 Согласно принятым правилам терпимости вер в России, для привлечения сих иноверцев решился сделать я штат и правила оному духовенству, которые имею за счастье всеподданнейше представить на Высочайшее Вашего Императорского Величества утверждение.
Правила Магометанскому духовенству Елисаветпольской округи.
1. Ахунд или главенствующий духовный чин смотрит за всеми Муллами без исключения, находящимися в Грузии при обывателях Магометанской веры, чтобы они молитвы свои по закону Магометанскому исправляли без лени, своевременно, и чтобы прихожане ходили в мечети по установлению.
2. Ахунд может отрешить нерадивого Муллу и определить на его место другого верного и исправного, но с утверждения Начальника Елисаветпольской округи.
3. Ни в какие суды и расправы ни Муллам, ни Ахунду не входить. А если спорящие стороны добровольно выберут Ахунда или Муллу в посредники, то кроме драк, ссор, грабительства, воровства и смертоубийства другие конфликты решать не позволяется. Конфликты разрешают без всякой за то платы от спорящих, т.к. для того назначается от казны жалование.
4. За свадьбы, похороны и другие духовные потребности брать с простого народа по 20 коп. на Ганжинской счет4 за свадьбу или похороны, но не более. Если же кто из доброй своей воли даст более, так как Старшины, Аги и Беки, в таком случае брать и более позволяется.
5. Дела между мужем и женою или наложницею разбирать духовенству.
6. Пять мечетей, назначенных в штате по селениям, обывателям Магометанской веры исправить, возобновить и построить непременно, и на содержание оных ежегодно со двора давать по 50 коп. русскими деньгами.
7. Ахунду и Муллам в проповедях говорить обывателям о верности Государю Императору и Правлению. Если же Ахунд или Мулла будет обличен в измене или сношениях с теми, кто неблагонамерен или затевает что-либо во вред Правлению, то пощады или прощения он ожидать не может.
8. Такой Ахунд или Мулла после наказания сослан будет в Сибирь.
9. Имение его будет описано, продано, а деньги обращены на общеполезные заведения или исправление дорог и мостов.
10. В случае его побега, семейство его будет отправлено в Сибирь.
11. В разделе имения после родителей между детьми поступать по Татарским законам. Этим заведует Ахунд, не вымогая за то денег, разве кто добровольно из благодарности к правосудию даст, и просьбы о том чинить не будет.
Отношение Министра Внутренних дел к Главноуправляющему в Грузии,
2 Июля 1805 г.
Из сопровождаемого Высочайшего указа. Его Величество изволил рассматривать как штат Магометанского духовенства, представленный вами, так и правила назначения на должности, предложенные вами, считая, что такое положение вещей зависит от местных обстоятельств и от соображения местного начальства. Государь Император дозволил вам ввести сие распоряжение в надлежащее исполнение, не считая нужным утверждать их особенной Высочайшей конфирмацией.
Причем Его Величество в правилах сих соизволил заметить, что предположение ссылать в Сибирь семейство тех духовных лиц, которые были замечены в неблагонамеренности к Правительству и находятся в бегах, было бы слишком строго, т.к. семейства их могут не участвовать в их намерениях и не быть причастными к побегу5.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1804-1805 гг.». – СПб, 1830, Т. 28, с. 1099-1100 (№ 21817).
1. Цицианов Павел Дмитриевич (1754-1806) – князь, генерал от инфантерии, в 1802-1806 гг. – главноначальствующий в Грузии, Астраханский военный губернатор.
2. В 1804 г. Гянджинское ханство было присоединено к России, город Гянджа был переименован в Елисаветполь (в честь жены Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны) и носил это название до 1918 г.
3. Наименование тюркоязычного населения Закавказья в дореволюционной литературе.
4. Реальное соотношение достоинства русских и местных гянджинских монет в процессе денежных операций выглядело как 1,5:1. Так, например, монета «аббаси» по официальному курсу равнялась 20 коп., а реально стоила 12 коп. Один русский рубль фактически оценивался в полтора раза дороже. См. Синицина Е.А. Денежное обращение Азербайджана во второй половине XVIII – первой половине XIX в. – М., 1992. Автореф. канд. дисс., с. 22-23.
5. Данный указ – первый законодательный документ об организации мусульманского духовного управления в русских владениях на Кавказе. Окончательное оформление системы контроля над духовной жизнью мусульман в данной части Российской империи произошло в 1872 г. с созданием духовных управлений суннитов и шиитов Закавказья (см. ниже документы № 103, 104, 105, 117).
ШТАТ МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКОЙ ОКРУГИ (УТВЕРЖДЕН 30 ИЮНЯ 1805 Г.)
Примечание: Три вакансии тотчас пополнить и до назначения жалованья не платить.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое». – СПб, 1830, Т. 44. Книга о штатах. Часть вторая, с. 58 (К Ns 21817).