УКАЗ ИМЕННОЙ, ОБЪЯВЛЕННЫЙ СЕНАТУ МИНИСТРОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 2 ФЕВРАЛЯ 1834 Г., «О ПОРЯДКЕ ПРИЧИСЛЕНИЯ ТАВРИЧЕСКИХ ТАТАР К ТАМОШНЕМУ МАГОМЕТАНСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ».

Таврическое Магометанское Духовное Правление, основываясь на § 7 Положения от 23 декабря 1831 года (5033), согласно которому право принадлежать к Магометанскому духовенству предоставляется всем тем, кто походит из духовного звания, испрашивало следующее разрешение. Должно ли предоставлять сие право:
 тем, кто из-за своей неспособности был обращен Муфтиями в податное состояние, а потом выучился и получил места Хатыпов, Имамов и Мулл;
 тем, кто хотя и выучился, но не получил никаких должностей,
 тем, кто вовсе и не заботился о своем образовании.
В другом представлении Таврическое Магометанское Правление изъясняло, что оно, рассмотрев права некоторых татар, определило: тех, чьи отцы действительно происходили из духовного звания, а сами они по малолетству были записаны в податное состояние, возвести на основании § 7 Положения от 23 декабря 1831 года в духовное звание. Решение привести в исполнение с наступлением новой ревизии. При сем Правление испрашивало разрешения, должно ли оно всех татар, которые будут признаны принадлежащими к духовному званию по своему происхождению, представлять на утверждение Таврическому Губернскому Правительству или же о причислении их к духовному сословию сообщать только Казенной Экспедиции.
Принимая во внимание тот факт, что, с одной стороны, § 7 Положения от 23 декабря 1831 года постановил происхождение из Таврического Магометанского духовенства доказывать ревизскими сказками, а, с другой, что увеличение сего состояния ограничено предписанием § 41 сего Положения об определении на духовные места только лиц, принадлежащих к Таврическому Магометанскому духовенству, я решил, что нельзя не предоставить каждому Магометанину права доказывать на основании вышеозначенного § 7 Положения принадлежность свою к сему духовенству, но решение по сему предмету не должно зависеть от Таврического Магометанского Духовного Правления. Следовательно, надлежит постановить, чтобы Таврическое Магометанское Духовное Правление докладывало о таких делах тамошнему Губернскому Правительству для дальнейшего законного рассмотрения.
Что же касается тех Магометан, которые, будучи лишены духовного звания на законном основании, были впоследствии снова определены к духовным должностям, оставаясь при этом в податном состоянии, то по решению Высочайше утвержденного в минувшем году (3 Октября 1833 г. (6466) Положения Комитета Министров, обнародованного указом Правительствующего Сената от 18 декабря, вопрос Таврического Магометанского Духовного Правления не требует разрешения, ибо сим Положением уже постановлено, что определенные из податного состояния Таврические Магометанские духовные лица лично пользуются правами тамошнего духовенства.
О сем я1 изложил в Комитет Министров с представлением, и Государь Император по решению Комитета и согласно моему представлению Высочайше повелеть соизволил постановить:
1) всякий, доказавший, согласно постановления § 7 Положения от 23 декабря 1831 года, ревизскими сказками свои права на принадлежность к Таврическому духовенству, должен быть почитаем принадлежащим к сему состоянию, если он только не был на законном основании лишен оного;
2) Таврическое Магометанское Духовное Правление должно приступать к рассмотрению этих прав только по поступившим просьбам;
3) если из ревизских сказок окажется, что проситель действительно должен принадлежать к Таврическому Магометанскому духовенству, то Правление докладывает об этом Таврическому Губернскому Правительству для дальнейшего законного разсмотрения2.
Хотя в § 77 Высочайше утвержденного Положения Государственного Совета от 23 декабря 1831 года (5033), основанного на постановлении 1830 года, указано, что дела о неповиновении детей родителям отнесены к рассмотрению Таврического Магометанского Духовного Правления, в § 12 того же Положения сказано, что Магометанские гражданские, уголовные и полицейские дела, которые не касаются духовного предмета, подлежат общим законам Государства. Дела о неповиновении детей родителям могут быть трех родов:
а) дела, которые заключают в себе уголовные преступления;
б) дела, в которых заключается требование по имуществу и которые окончательно решаются Магометанским Духовным Правлением (согласно § 4 Положения от 23 декабря 1831 года). Это касается дел, когда обе стороны довольны будут посредничеством Магометанского Духовного Правления;
в) дела, в которых заключается одно нравственное неповиновение, например, по бракам, по вероисповеданию, по оскорблению словами и т.п.
Принимая во внимание эти разновидности дел и вышеописанные постановления, Государственный Совет вменил Таврическому Магометанскому Духовному Правлению в обязанность:
1) В тех случаях, когда при рассмотрении дел о неповиновении детей родителям, откроется уголовное преступление, которое может подвергать виновных лишения чести или прав на состояние, передавать эти дела на рассмотрение общих Присутственных мест.
2) В тех случаях, когда при рассмотрении дел о неповиновении детей родителям откроется спор по имуществу и незаконному притязанию на него, если участвующие стороны не будут убеждены Правлением к миролюбивому окончанию дела, предоставлять спорящим право разбираться в местах, которым рассмотрение гражданских дел вверено.
3) В прочих делах, заключающих нравственное неповиновение детей родителям: по бракам, по словесным оскорблениям и тому подобное, рассматривать и решить эти дела по их вере и обычаям. Но если по сим делам следует определить какое-либо светское наказание, то приговоры Правления представлять предварительно на утверждение Начальника Губернии, который в дальнейшем ходе дела должен поступать на основании общих законов.
Резолюция. Его Императорское Величество, выслушав мнение Государственного Совета в Общем Собрании о порядке решения в Таврическом Магометанском Духовном Правлении дел о неповиновении детей родителям, Высочайше повелел исполнить.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1834». – СПб, 1835, Т. 9, Отделение 22, с. 111-112 (№ 7510).