Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев (Думанов)

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ АДЫГОВ И БАЛКАРО-КАРАЧАЕВЦЕВ В XV – XIX ВВ.
Составители: X. М. ДУМАНОВ, Ф. X. ДУМАНОВА
Майкоп, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ
Адыги относятся к древнейшим народам Кавказа. Их корни уходят к III тысячелетию до нашей эры. Созданная предками адыгов в третьем тысячелетии до н.э. майкопская культура была распространена от северо-западного побережья Черного моря до современных восточных границ Чеченской республики.
В силу своего выгодного естественно-географического расположения Кавказ в прошлом и настоящем остается регионом, где переплетаются экономические и политические интересы многочисленных народов.
В начале первого тысячелетия киммерийцы пришли на Северный Кавказ со степей Северного Причерноморья и прорвались на юг в страны Закавказья. С VIII века до н. э. на Северный Кавказ из Азии прибыли скифы, а потом они продолжили свой путь через Дербентский перевал на юг в страны Передней Азии. В III в. до н. э. из степей Дона и Урала на Кавказ устремились сарматы, а в середине I века н. э. – аланские племена из Средней Азии.
В IV в. н. э. Кавказ захватили тюркоязычные болгары из Поволжья. Позже здесь были кипчаки – половцы. Завершающим этапом в этой цепи были монголо-татарские орды, пришедшие на территорию Северного Кавказа в 1221 г. из юго-восточной Азии. В этих условиях местные жители Северного Кавказа были лишены возможности создавать свою прочную государственность. Большей частью они были заняты самозащитой. Они сумели сохранить свою землю, свой народ. Более того, историей зафиксировано, что адыги в различные периоды своей жизни создали несколько государственных образований, в том числе и Синдское рабовладельческое государство в VI веке до н. э.
Синдское государство было расположено на территории, охватывающей с севера на юг Таманский полуостров до Геленджика, а с запада на восток – территорию от берегов Черного моря до р. Кубань. О Синдском государстве, о его общественно-политическом строе, экономике и культуре писали такие античные авторы как Гипонанта, Гекатей Милетский, Геродот и многие другие.
Самостоятельное развитие Синдского государства было приостановлено началом колонизации греками Северного Причерноморья. Оно было поглощено образовавшимся вскоре Боспорским царством (более подробно о Синдике см.: Ю.С. Крушкол. Древняя Синдика. – М., 1971 г.).
С I века н.э. адыгские племена – зихи, создали союз адыгских племен. Со II века зихи установили тесную связь с римлянами, а один из зихских вождей – Стахемфак – даже объявил себя подданным римского императора. Теперь процесс образования древнеадыгской народности был приостановлен гуннским нашествием в IV веке. Следующим этапом в развитии государственности у адыгских племен является возникновение в VIII–X вв. двух союзов: касожского и абхазского на юге. В состав касогов входили и кабардинцы. Об этом писал арабский историк Масуди. В XIII в. нашествие татаро-монголов разрушило эти адыгские государственные образования.
С XV века крымские татары, поддерживаемые Турцией, начали осуществлять план захвата Северного Кавказа. Чтобы спасти себя, в 1557 году адыги заключили с Россией военно-политический союз. Несмотря на это, Турция, крымские татары, Персия продолжали проводить свои планы по подчинению адыгов своей власти. На протяжении трех веков (XVI–XIX вв.) адыгские и балкаро-карачаевские народы вели с ними ожесточенную борьбу, а с середины XVIII в. – и против колониальной политики России.
Естественно, что эта многовековая борьба стала причиной того, что они не смогли создать единого централизованного государства с единой централизованной властью. В первой половине XIX века адыгские народы: абадзехи, абазины, бжедуги, бесланеевцы, егарукаевцы, мамхеговцы, махошевцы, натухайцы, убыхи, хатукаевцы, темергои, шапсуги, кабардинцы, именуемые общим названием черкесы, занимали территорию, начиная от северо-западной оконечности гор Большого Кавказа по обе стороны водораздельного хребта, а оттуда на юге по Кавказскому хребту на восток до Сунжи и оттуда по Тереку, Малке, Куме, до Кубани (см. карты I, II). А вот как описывает Хан Гирей границы адыгов в первой половине XIX века: «Черкесские земли простираются в длину на 600 верст, начиная от устья Кубани вверх по этой реке, а потом по Куме, Малке и Тереку до границ Малой Кабарды, которые простирались прежде до самого слияния Сунжи с Тереком. Ширина различна и простирается от вышеупомянутых рек на юг, на полдень, по долинам и по скатам гор в разных кривизнах, имеющих от 20 до 100 верст расстояния, составляя таким образом длинную узкую полосу, которая, начиная от восточного угла, образуемого слиянием Сунжи с Тереком, опять расширяется, следуя на запад вниз по Кубани до берегов Черного моря».
В результате колониальной политики царизма, проводимой в XVIII – первой половине XIX века на Северном Кавказе, от более многомиллионного населения черкесов осталось чуть больше ста тысяч. Например, население Кабарды по официальным данным в течение последующего десятилетия XVIII века и первых двух десятилетий XIX века сократилось в 10 раз: с 350 до 37 тыс. Около одного миллиона адыгов было насильственно выселено в Османскую империю. После ее распада адыги оказались в ряде государств Ближнего Востока, Европы и Америки. В настоящее время адыги компактно живут в Турции (2,5 млн.), Сирии (80 тыс.), Иордании (60 тыс.), Германии (20 тыс.), Голландии (10 тыс.), США (10 тыс.) и т. д.
Вопрос о государственности балкарцев в средневековый период остается не до конца исследованным. По общепризнанной теории отечественных и зарубежных историков-кавказоведов к XIII–XV вв. балкарцы и карачаевцы предположительно были еще одним народом, проживающим на территории современной Балкарии. Он состоял из отдельных обществ («Эль»). Их было пять. Беш Tay Эль – пять горских обществ. Каждое общество имело свой орган управления – Тере.
С тех пор кабардинцы и балкарцы живут по соседству. У них сложилась одна история, одна культура, одна религия. Обычаи, традиции, родственные отношения у кабардинцев и балкарцев так переплелись, что их уже расплести невозможно.
После окончания Кавказской войны царизм провел административную реформу на Кавказе. Вся северная территория от Главного Кавказского хребта получила название Северный Кавказ и была разделена на Терскую и Кубанскую области, и Ставропольскую губернию. Все Северокавказские народы со своими территориями были обозначены округами и включены в Терскую область. Кабардинцы и балкарцы вместе составили единую территориальную единицу. В 1869 году в связи с очередной административной реформой Терской области Кабардинский округ был переименован в Георгиевский, а позднее в Нальчикский округ.
После Октябрьской революции, 20 января 1920 года, декретом ВЦИК на Северном Кавказе была образована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика (ГАССР). В ее состав на правах самостоятельных национально-административных округов вошли Кабарда и Балкария.
1 сентября 1921 года Кабарда вышла из состава Горской Республики и образовала отдельную Кабардинскую автономную область в составе РСФСР.
В январе 1922 года была образована единая Кабардино-Балкарская автономная область, затем 5 декабря 1936 года преобразована в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В том же году была принята и первая Конституция Кабардино-Балкарской республики.
В 1944 году государственность Кабардино-Балкарской Республики была грубо нарушена сталинским режимом – балкарский народ насильственно был выселен в Среднюю Азию и Казахстан. Части территории Кабардино-Балкарии были переданы Северной Осетии, Ставропольскому краю и Грузии. Балкарцы провели в изгнании 13 лет и в 1957 году вернулись на Родину.
28 марта 1957 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской АССР принял закон «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику».
После распада СССР, 31 января 1991 года, Верховный Совет КБАССР принял Декларацию о суверенитете республики, которая получила название Кабардино-Балкарская Республика.
Статус Кабардино-Балкарской Республики определен действующими Конституциями Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Кабардино-Балкарская Республика состоит из 9 административно-территориальных районов: Баксанского (административный центр – г. Баксан), Зольского (пос. Залукокоаже), Майского (г. Майский), Прохладненского (г. Прохладный) Терского (г. Терек), Урванского (г. Нарткала), Чегемского (пос. Чегем I), Черекского (пос. Кашхатау), Эльбрусского (г. Тырныауз); городов республиканского подчинения: Нальчика, Прохладного; городов районного подчинения: Баксана, Майского, Нарткалы, Терека, Тырныауза. Кабардино-Балкарская Республика является государством в составе Российской Федерации. 1 июля 1994 года между Российской Федерацией и Кабардино-Балкарской Республикой подписан Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики».
Кабардино-Балкарская Республика подписала договоры о дружбе и сотрудничестве со многими субъектами Российской Федерации. В 1995 году подписаны договоры с Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Дагестан, Республикой Калмыкия, Республикой Ингушетия, Ставропольским и Краснодарским краями, Ростовской, Ярославской и Тульской областями, городом Москвой, Республикой Абхазия и др.
* * *
В настоящий сборник вошли правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев, которыми регулировались их общественная и семейная жизнь на протяжении многих столетий.
До Октябрьской революции у этих народов не было своей письменности. Поэтому многие из публикуемых документов были записаны на русском, арабском, турецком и западноевропейском языках. Они переведены на русский язык разными лицами: членами Кабардинского временного суда (Я.М. Шарданов), учеными, специалистами.
В советской этнографической, исторической и юридической литературе адыгов и балкаро-карачаевцев вопросы обычного права изучены недостаточно. Например, до сих пор у нас нет отдельного сборника, где в одном месте собраны и систематизированы все нормы обычного права адыгов и балкаро-карачаевцев. А такая работа необходима. Подчеркивая значение обычно-правовых норм для науки народов, не имевших в прошлом своей письменности, крупнейший специалист по обычному праву, кавказовед В.К. Гарданов, писал: «Можно без преувеличения сказать, что изучать историческое прошлое горцев Кавказа, игнорируя материалы по обычному праву, просто невозможно, ибо этот материал является главнейшим, а подчас и единственным источником для характеристики социальных отношений этих народов … с древнейших времен и вплоть до XIX в.».
Кодификация законов в Кабарде имела место еще в XVI столетии. Ш.Б. Ногмов пишет, что князь Беслан Кайтукович Джанхотов, правивший в Кабарде до Темрюка Идаровича, учредил единый порядок судопроизводства, издал законы и обряды и установил разные штрафы за их неисполнение . Упоминание о том, что в Кабарде при судебных разбирательствах руководствовались писаными законами, мы встречаем у генерал-майора Дельпоцо, исполнявшего должность управляющего Кабарды в 1805-1815 гг. В 1807 г., 4 августа, в своем донесении Главнокомандующему войсками на Кавказской линии генерал-лейтенанту Гудовичу о положении в Кабарде он писал: «Законы, которыми были снабжены родовые суды, и расправы для руководствования по обычаям, а также четыре печати судов Большой Кабарды в ведомство мое не поступили, а по известию, полученному мною через слухи, оные якобы остались у мулов, управляющих письменными делами, и по смерти оных от заразительной болезни кабардинцами сожжены» . Из этого следует, что еще в конце XVIII – и начале XIX в. в Кабарде существовали писаные законы (нормы обычного права). Поскольку здесь сказано, что делопроизводителями были муллы, можно предположить, что эти законы были написаны на арабском языке. В пользу этой версии можно привести «Прошение» кабардинских князей, представленное ими в 1825 году начальнику главного штаба Его императорского количества генерал-адъютанту барону Дибичу. Они писали: «Когда кабардинский народ был в целости, жил спокойно и не было в Кабарде русского правительства, тогда все гражданские дела решались по шариату ефендием, кадием или по духовному суду. В 1792 году государыня Екатерина Алексеевна учредила в Кабарде родовые суды…». Можно указать еще на один документ. Он состоит из двух частей, составленных в разные периоды. Этот документ под названием «Постановления о сословиях в Кабарде» впервые на русском языке был опубликован в 1947 году как приложение к «Истории адыгейского народа» Ш.Б. Ногмова. Хотя этот документ, составляющий свод законов Кабарды, не был до этого опубликованным отдельным изданием, о его существовании знали сами кабардинцы. Он, переходя из поколения в поколение, постоянно находился в пользовании существовавших судов. Первая часть называется «Постановление о сословиях в Кабарде», а вторая часть – «Народное условие, сделанное 1807 года июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев». Эти два свода были объединены в одно целое в 1822 году. К сожалению, нам не удалось установить период составления первой части. Однако содержание статей, имеющихся в ней, позволяет сказать, что они составлены не позже XVII – начала XVIII вв.
Таким образом, в нашем распоряжении множество документов, представляющих памятники обычного права. Они извлечены из различных изданий, архивов и публикаций, относящихся к разным историческим периодам. В настоящий сборник вошли 45 документов.
1. Данные сведения извлечены из работы итальянского автора Джорджио Интериано «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование». Эта работа была издана в 1502 г. Автор в ней описывает жизнь черкесов, в том числе и некоторые обычно-правовые нормы. Они для нас представляют очень большой интерес. По этим обычно-правовым нормам мы можем сказать, что еще во второй половине XV века черкесское общество представляло собой ярко выраженное феодальное общество с многоступенчатой социальной иерархией. Приведенные здесь обычно-правовые нормы были направлены на регулирование отношений между феодалами и их подвластными крестьянами, отношений между членами семьи, брачных прав, похоронных обрядов и т.д.
2. Второй текст содержит извлечения из работы Эмиддио Дортелли Д’Асколи «Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634 г.» Приведенные автором статьи отражают сословные, семейные и брачные права черкесов XVI века.
3. Третий источник по своему объему небольшой, но с достаточной ясностью показывает нормы обычного права по судопроизводству и семейному праву. Они записаны немецким ученым Адамом Олеарием в XVI веке в своей работе «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», изданной в 1653 году. Они относятся к кабардинцам, проживавшим в г. Терки.
4. Данный текст принадлежит общественному деятелю Нидерландов Николаю Витсену. В 1692 году он издал книгу «Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов»… Записанные Н. Витсеном статьи представляют законы, регулировавшие брачные и общественные отношения.
5-6. Приведенные материалы составляют кодекс законов о браке черкесов во второй половине XVIII века. Он зафиксирован Энгельбертом Кемнфером и Ксаверио Главани, немецкими учеными (см.: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХVII-ХIХ в. – Нальчик, 1974 г.)
Автором приводимых здесь обычно-правовых норм является Карль Пейсонель, француз по происхождению. Он был дипломатом, консулом Франции в Крыму. В своей работе «Трактат о торговле на Черном море», написанной в 1755 г. и изданной в 1787 г., он отводит много места жизни и быту северо-западных адыгов в то время, над которыми крымское ханство хотело установить свое иго. Работа Карла Пейсонеля является первым литературным источником, где впервые конкретно указаны названия сословных групп в адыгском обществе и какими правами пользуется каждая из них.
Интересующие нас сведения извлечены из работы Якоба Рейнегса «Всеобщее историко-топографическое описание», выпущенной в 1796 г. Материалы этой книги были собраны им в 1779-1782 гг. Имеющиеся в этой работе нормы обычного права направлены на регулирование отношений князей, уорков и крепостных крестьян.
9. Эти обычно-правовые нормы тоже относятся к концу XVIII века, записаны Петром Семеновичем Палласом и извлечены из его книги «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства», изданной в 1799-1801 гг. Отличительной чертой этих норм является то, что они относятся только к кабардинцам.
10. Автор книги «Путешествия в астраханские и кавказские степи», из которой взяты эти законы, – Ян Потоцкий. Он написал эту книгу в начале XIX в., а издана она была в 1829 г. В этих нормах зафиксированы способы регулирования отношений различных сословных групп, а также особенности функционирования государственных органов власти. В этих статьях мы впервые встречаемся с законами, относящимися к сословно-представительным собраниям.
11. Академик Русской Академии наук Генрих-Юлиус Клапрот в 1807-1808 гг. был на Северном Кавказе, где он провел научные исследования по лингвистике. Свой труд он опубликовал в 1812 г. под названием «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.» Обычно-правовые нормы, приводимые Клапротом, представляют не ценный перечень законов кабардинцев.
12. В 1833 г. офицер Генерального штаба царских войск на Кавказе И.Ф. Бларамберг по поручению штаба составил описание кавказских народов, в котором он попытался систематизировать относящиеся к адыгам нормы обычного права. Текст приводится без изменения.
13. Записаны Ф. Дюбуа Де Монпере в 1833 году у черноморских адыгов. В отличие от Бларамберга, Дюбуа Де Монпере говорит о всех сословиях адыгского общества и приводит обычно-правовые нормы, которыми регулировались жизнь и быт каждого сословия.
14. Этот текст, содержащий обычно-правовые нормы адыгов Черноморского побережья, составлен в 1839 году корреспондентом лондонской газеты «Таймс» Дж. А. Лонгвортом. Ценными для нас являются комментарии автора, где он анализирует обычно-правовые нормы западных адыгов, сравнивая их с законами западноевропейских стран.
15. «Постановление о сословиях в Кабарде». Этот документ по поручению наместника Кавказа генерала Ермолова был составлен в 1822 году Я. Шардановым, бывшим в то время секретарем Кабардинского временного суда. Он является первым сводом обычно-правовых норм кабардинцев, куда вошли различные записи правовых норм на турецком и арабском языках, относящиеся к XVI – первой четверти XIX века .
«Постановление о сословиях в Кабарде» состоит из четырех частей.
В первой, вводной части, состоящей из 7 статей, отмечается сословная структура кабардинского общества и административно-территориальное деление Кабарды, сложившееся к первой половине XIX века.
Вторая часть, в свою очередь, состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся 25 статей, регулировавших отношения князей с другими сословными категориями. Во втором разделе 26 статей, содержащих нормы крестьянских повинностей своим феодалам.
Анализ статей второй части показывает, что эти обычно-правовые нормы относятся к периоду до 1807 года.
Третья часть под названием «Народное условие, сделанное 1807 года июля 10, после прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев» состоит из 41 статьи. Она фактически представляет отдельный свод законов. В ее основе лежат правовые нормы, действовавшие до 1807 года в письменном виде. В связи с Кавказской войной и чумными эпидемиями в Кабарде ее население сократилось в 10 раз (с 350 до 37 тыс.), а структура общества и сословий трансформировалась.
Это обстоятельство привело кабардинцев к пересмотру своих правовых норм, проведению правовой реформы.
Многие статьи были изменены, исправлены, дополнены новыми параграфами в соответствии с происшедшими в жизни кабардинского народа к первой четверти XIX в. социально-экономическими изменениями.
Четвертая часть содержит обычно-правовые нормы, действовавшие в жизни и передававшиеся устно из поколения в поколение, но не вошедшие в существовавшие письменные своды. Они здесь обозначены как дополнения к ранее существовавшим сводам правовых норм и составляют 40 статей.
Постановление о сословиях в Кабарде находилось в Кабардинском временном суде для руководства при разбирательстве судебных дел. Оно было опубликовано в 1868 году как приложение к книге Ш.Б. Ногмова «История адыгейского народа» на немецком языке.
16. «Описание о податях, чинимых от черного народа своим узденям». В 1779-1782 гг. крестьяне Малой Кабарды неоднократно выступали против своих феодалов. Они утверждали, что в их эксплуатации владельцы превышают свои права и представили в доказательство обычно-правовые нормы, которыми «издревле» регулировались взаимоотношения между крестьянами и узденями. Указанные в этом документе правовые нормы с небольшими расхождениями совпадают со статьями второй части второго раздела Постановления о сословиях в Кабарде (см. док. № 14).
В 1777 г. астраханский губернатор И.В. Якоби, характеризуя феодальные взаимоотношения владельцев и крестьян в Кабарде, писал в Коллегию иностранных дел, что «по летописцам у кабардинских владельцев подданные им люди почитаются крепкими» . Это говорит о том, что приведенные обычно-правовые нормы своими корнями уходят ко времени древних русских летописцев.
17. Документ без названия написан не подписавшим свою фамилию чиновником царской администрации. В 1829 умер главный князь Кабарды Кучук Джанхотов, не оставив прямых наследников. Алхас Мисостов был его родственником по мужской линии. Он написал прошение Кавказскому начальнику с просьбой о разрешении получить часть наследства из оставшегося имущества князя. А начальство обратилось с вопросом к компетентному человеку. Можно предположить, что исполнителем было главное духовное лицо (кади) Кабарды Умар Шеретлоков. На это указывают косвенные данные документов.
В ответе исполнителя конкретно сказано, что у кабардинцев по древним обычаям женский пол не имеет право на получение наследственной части из родительского имущества. В отличие от кабардинского наследственного права, шариат разрешал женщине получать долю имущества умерших родителей. После принятия ислама, а особенно после 1807 г., в Кабарде духовенство боролось за признание женщин полноправными наследниками. А князья и уорки придерживались старых правовых норм, которые препятствовали переходу родового имущества в чужую фамилию. Наследственная часть женщины компенсировалась путем дыщырык1 (приданого), делаемого родителями своей дочери при выходе ее замуж.
18-21. В XVI – первой четверти XIX века северокавказские народы: карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши платили дань кабардинским князьям за то, что они им покровительствовали. Эти народы были разделены между четырьмя княжескими родами Кабарды. Например, урусбиевцы и чегемцы платили дань Атажукинской фамилии, хуламо-безенгиевцы – Мисостовской, черекцы – Бекмурзинской и Кайтукинской фамилии и т. д.
В документах содержатся правовые нормы, которыми регулировались сюзеренно-вассальные отношения между кабардинскими князьями и северокавказскими народами.
22-25. Обычно-правовых норм, связанных с землевладением, сохранилось не так много. Во время проведения отмены крепостного права царская администрация старалась доказать, что в Кабарде не существовала частная собственность на землю. Это давало ей возможность свободно распоряжаться кабардинскими землями. Поэтому она старалась не обнародовать обычно-правовые нормы, связанные с феодальным землевладением.
В этой связи документы № 19-21 представляют большой интерес, так как они отражают земельно-правовые нормы кабардинцев, действовавшие до крестьянской реформы в Кабарде.
26. «Полное собрание кабардинских древних обрядов».
В 1842 г. командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Граббе поручил начальникам отделов Кавказского края собрать и составить свод обычно-правовых норм, регулировавших общественную и семейную жизнь горцев Кавказа. В Кабарде эта работа была поручена бывшему в то время начальнику центра Кавказской линии подполковнику Голицыну. По утверждению самого Голицына, после того, как ему поручили исполнение этого приказа, он обратился к чиновнику управления центра ротмистру Давидовскому и майору Я.М. Шарданову с просьбой помочь ему. К работе были привлечены старожилы Кабарды.
По специально составленной программе Голицыным были собраны действовавшие в Кабарде правовые нормы. Кроме того, Голицын получил от Я.М. Шарданова «Постановления о сословиях в Кабарде и исправленный текст в 1807 г.» Таким образом, в основу «Полного собрания кабардинских древних обрядов» были положены «Постановление о сословиях в Кабарде», «Народное условие 1807 г.» и дособранные в 1843-1844 гг. правовые нормы. Все они были разбиты Голицыным по разделам и параграфам заранее составленной специальной программы. Этот сборник отличается от ранее существовавших сводов своей полнотой. Полное собрание состоит из 12 разделов и охватывает 127 параграфов. Впервые они были опубликованы в 1882 г. профессором Новороссийского университета Ф.И. Леонтовичем в сборнике «Адаты кавказских горцев». Все примечания к отдельным статьям и разъяснения, имеющиеся к разделам свода «Полного собрания кабардинских древних обрядов», сделаны Голицыным собственноручно.
Текст свода, составленный Голицыным в крепости Нальчик, находился у Бентковского, секретаря Ставропольского статистического комитета, который передал его Новороссийскому университету. В настоящее время рукопись свода находится в архиве публичной библиотеке им. М.Горького а г.Одессе. Анализ, проведенный нами, показывает, что все примечания сделаны рукою князя Голицына, а Леонтович к ним не имеет никакого отношения. Его заслуга состоит в том, что он издал эту работу.
Данный свод полного собрания публикуется по тексту, хранящемуся в архиве публичной библиотеки им. М. Горького г. Одессы.
27. Автором приведенных Прокламаций и Наставлений является генерал Ермолов. Они были приняты в качестве законодательных актов, и на их основе в Кабарде была ликвидирована национально-традиционная власть во главе с выборным главным князем и установлена царская колониально-административная власть.
28. «Адаты балкарцев». Документ составлен князем Голицыным, бывшим начальником Центра Кавказской линии на основе правовых норм, собранных в 1843-44 гг. ротмистром Давидовским, Я. Шардановым у старожилов балкарских обществ. Он является первым сводом законов балкарцев. До этого мы нигде не встречаемся с подобным документом. Однако, в примечаниях Голицын ссылается на древние обряды балкарцев, существовавшие до составления этого документа.
29. «Адаты черкес бывшей Черноморской и Кубанской кордонных линий 1845 г.». Как видно из примечаний князя Голицына, сделанных к названию документа, свод законов адыгских племен: хамышейцев, черченеевцев, хатукаевцев, темиргоевцев, махошевцев, бесланеевцев, абадзехов, шапсугов, натухаевцев и убыхов, составлен смотрителем Екатеринодарского войскового училища старшиною Кучеровым по показаниям старшин черкесских аулов. Впервые документ опубликован Ф.И. Леонтовичем в первом выпуске сборника «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Учитывая то обстоятельство, что Ф.И. Леонтович при опубликовании свода убрал много примечаний, сделанных Голицыным и имеющих большое значение для истории адыгских племен, мы публикуем рукопись без изменения с примечаниями князя Голицына в таком виде, в каком она хранится в архиве.
«Об адате, о нравах и обычаях племен, обитающих на Северной плоскости Кавказского хребта, на которых этот суд основан (Кабарды, Осетии и Чечни)». Впервые этот свод законов был опубликован в 1882 г. Ф.И. Леонтовичем под названием «Свод адатов горцев Северного Кавказа (Черноморской линии. Кубанской и Терской областей). В нашем издании мы сохранили первоначальное название и публикуем документ в том виде, в котором он хранится в Одесской научной библиотеке им. М. Горького. Обычно-правовые нормы, содержащиеся в своде, собраны капитаном генерального штаба Кавказской линии М. Ольшевским по поручению начальника штаба войск Кавказской линии в 1846-1847 гг. в Кабарде, Осетии и Чечне. В июле 1846 г. начальник штаба Кавказской линии писал, что «капитану Ольшевскому поручено собрать более подробные сведения об адате или суде кабардинцев и других народов», а поэтому к приезду Ольшевского в крепость Нальчикскую «пригласить туда майора Шарданова, от которого можно иметь более положительные сведения об адате, как от человека, знающего русский язык, нравы и обычаи кабардинцев и соседних с ними обществ» .
Исходя из этих слов, можно предположить, что Я. Шарданов принимал участие вместе с Ольшевским в составлении настоящего свода.
31. «Об отношениях крестьян к владельцам у черкес».
Султан-Адыл-Гирей принадлежал к знаменитому роду Крымгиреевых, был одним из образованнейших черкесов того времени. В документе, составленном им по просьбе владельца и его крестьянина, отражены правовые нормы, регулировавшие феодально-крепостнические отношения.
32. «Показание Шакмановых, какой обряд издревле существовал у узденей и подвластных им» . Шакмановы принадлежали к известным балкарским феодальным фамилиям хуламского общества. Документ представляет большой интерес. Он один из немногочисленных, в которых отражены правовые нормы балкарских тауби и узденей с древних времен. Видимо, в документе под узденями подразумевается часть каракишей, которая к середине XIX века носила уже название «кара-узденей». К этому периоду крестьянское сословие каракиши в Балкарии находилось в состоянии расслоения. Многие из них, разбогатев, имели много скота, земли, крепостных крестьян. Кара-уздень означало уздень, происходящий из крестьянского сословия. Это было напоминанием о том, что хотя они и в имущественном положении заняли положение феодалов, все же по происхождению они из низшего сословия и стоят ниже таубиев. Кара-уздени, став феодалами, окончательно не успели освободиться от своих прежних владельцев и оставались в определенной зависимости от таубиев.
33. Из адата балкарцев. Из текста видно, что документ составлен в 1854 году. Он хранился у жителей селения Белая речка. Перевод осуществлен в советское время. Здесь приведены нормы, регулировавшие отношения между феодалами и им подвластными в Черекском обществе в Верхней Балкарии.
34. «Права кабардинских князей на своих крестьян». Документ составлен в 1856 году. Кабардинские князья Черкесские, имеющие аулы и крепостных крестьян в Малой Кабарде, решили перевести их в Кизляр, находившийся в это время вне пределов Кабарды. Крестьяне запротестовали, ссылаясь на то, что по древним обычаям кабардинцев, князья без согласия самих крепостных крестьян не имеют право перевести их на другое местожительство за пределы Кабарды.
35-45. Все эти документы составляют труды сословно-поземельных комиссий Терской и Кубанской областей. В период проведения крестьянской реформы у народов Северного Кавказа, входивших в состав Российской империи, наместник Кавказа Великий князь Михаил своим Указом от 6 апреля 1866 года учредил при наместнике Кавказа «Особый комитет по крестьянским делам» под председательством генерал-адъютанта Карцева. На основании этого Указа были образованы две сословно-поземельные комиссии в Терской и Кубанской областях. Эти комиссии изучили все правовые нормы всех сословных категорий народов Кавказа. В наше издание мы включили правовые нормы адыгов, балкарцев и карачаевцев.
№ 1. ДЖОРДЖИО ИНТЕРИАНО. БЫТ И СТРАНА ЗИХОВ, ИМЕНУЕМЫХ ЧЕРКЕСАМИ. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ. XIV в.
Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Крещение же принимают лишь по достижении восьмилетнего возраста, и крестят у них по нескольку человек сразу простым окроплением святой водой, причем священник произносит краткое благословение. Знатные не входят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, как и все они, живя грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви. По прошествии же этого срока или около того времени, они оставляют грабеж, и тогда начинают посещать богослужение, которое в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви и не слезая с коня.
Женщины у них разрешаются от бремени на соломе, желая, чтобы она служила первым ложем новорожденному, а затем несут его к реке и там купают, не обращая внимания на мороз и холод, весьма обычные в тех краях. Новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов, и если это грек, латинянин или человек, который носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени окончание «ук». Например: Петра – Петрук, Пауло – Паулук и т.д. Есть среди них знатные и вассалы, и сервы, или рабы. Знатные пользуются среди прочих большим почетом и значительную часть времени проводят на коне. Они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то, как только он станет большим, его отнимает дворянин и дает ему взамен быков, присовокупляя такие слова: «Вот это, а не конь, больше подходит для тебя».
Между знатными есть много таких, которые имеют вассалов, и все живут без какой-либо зависимости друг от друга и не желают признавать над собой никакого владыки, кроме господа бога, и нет у них ни судей, ни каких-либо писаных законов. Сила, смекалка либо третейский суд разрешает споры между ними.
У знатных нередко бывает, что родичи убивают один другого вместе с большею частью братьев. И лишь только один из братьев умрет, другой на следующую же ночь берет жену покойного, свою сноху, ибо позволяется у них иметь даже несколько жен, которые все считаются законными.
Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг. Тот ежедневно возит его с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или другую птицу, свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, а подданный не смеет чинить ему никаких препятствий. Сделавшись же взрослыми мужчинами, они проводят свою жизнь в постоянной охоте на диких зверей, но более всего охотятся за домашними животными и даже за людьми… Носят с собою бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке длинный и спутанный пучок волос, чтобы было за что ухватить голову в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством. Они бреют также волосы на лобке всякий раз, когда они идут сражаться, говоря, что стыдно и грешно, если мертвого увидят с волосами на этом месте…
Они придерживаются того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, даже если это человек из самого древнего, даже царского рода. Они хотят, чтобы дворяне не занимались никакими торговыми делами, исключая продажу своей добычи, говоря, что благородному подобает лишь править своим народом и защищать его, заниматься охотой и военным делом. И весьма восхваляют щедрость и дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия.
Знатные женщины у них не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий; они расшивают узорами кожаные кисеты для огнива (о которых говорилось выше) и очень красивые кожаные кушаки.
Похороны у них совершаются очень странно. Когда умирают знатные люди, они устраивают в поле высокое деревянное ложе, на которое кладут мертвеца в сидячем положении, предварительно вынув у трупа внутренности. Здесь в продолжение восьми дней его посещают родные, друзья и подданные, которые приносят различные дары в виде серебряных чаш, луков, стрел и других предметов. Ему делают так называемую могилу, т.е. земляную насыпь. Чем важнее был умерший и чем более имелось у него подданных и друзей, тем выше и больше насыпается этот холм. Самый близкий из родичей собирает принесенные дары, раздавая их присутствующим, и чем более он любил и чествовал покойного, тем менее этих даров хоронилось с ним.
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к тестам В.К. Гарданова. Книжное издательство «Эльбрус», Нальчик, 1974 г. С. 47, 49-52. В дальнейшем: АБИВЕА.
№ 2. ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ. ОПИСАНИЕ ЧЕРНОГО МОРЯ И ТАТАРИИ. СОСТАВИЛ ДОМИНИКАНЕЦ ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ, ПРЕФЕКТ КАФФЫ, ТАТАРИИ И ПРОЧ., КОНЕЦ XVI В.
Чиркасы очень вежливы в обращении. Беседуя с особами высокого звания, всегда держат шапку в руке; входя и выходя, шаркают правой ногой подобно придворным.
Благородный чиркас роднится лишь с благородным и равным себе лицом, тщательно избегая уронить свое звание; касательно чести чиркасы щепетильнее итальянцев. Отцам и братьям намеченных девушек молодые чиркасы дают в приданое столько коней, кольчуг, красивых мечей, платьев, серебряных чаш, сколько они потребуют того или другого. До замужества девушки бывают на обедах, на празднествах, где играют, поют и пляшут. По выходе замуж женщины долгое время, иногда годами, не показываются ни теще, ни деверям, ни близким родственникам, живя отдельно от них, хотя бы в одном и том же доме, а при случайной встрече они отворачиваются и склоняют лицо, дабы не видеть их. По истечении этого времени молодую женщину угощают обедом и дарят ей хорошее платье, шубу или же что другое по ее вкусу, предварительно узнав, чем бы ей угодить.
Затем ее принимают в дом с поцелуями и добрыми пожеланиями. Тогда у нее может быть уже двое или трое детей. Начиная с этого дня, молодая супруга имеет право ходить туда в любое время и есть вместе со всеми, но в присутствии тестя ей не разрешено говорить или отвечать другим, даже мужу; она может объясняться лишь знаками. Это продолжается один год.
После чего тесть дает ей второй обед и делает второй, меньший подарок, и она приобретает право говорить по мере надобности.
АБИВЕА, с. 64.
№ 3. АДАМ ОЛЕАРИЙ. ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ, ЧЕРЕЗ МОСКОВИЮ В ПЕРСИЮ И ОБРАТНО. ХVI-ХVIII ВВ. О ЧЕРКЕССКИХ ТАТАРАХ
Великий царь московский военной силой покорил себе эти народы, населил укрепленные места русскими и предоставил черкесам право жить вместе с ними в местечках и деревнях под начальством князей и государей собственной своей нации, которые являются присягнувшими вассалами великого князя и должны просить от него земель в лен. Но, когда происходят важные судебные разбирательства, то их приходится обсуждать с привлечением русского воеводы. Они платят великому князю дань, но не более того, что нужно на содержание тех солдат.
Хотя мужчины, по обычаю магометан, имеют право брать более одной жены, все-таки большинство ограничивается одной. Когда муж умирает без детей и оставляет братьев, то старший должен взять вдову, чтобы восстановить семью своего брата, как и Мусал (получил жену брата в жены).
АБИВЕЛ. с. 83, 84.
№ 4. НИКОЛАЙ ВИТСЕН. СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ТАТАРИЯ ИЛИ СЖАТЫЙ ОЧЕРК НЕСКОЛЬКИХ СТРАН И НАРОДОВ. XVIII В. ЧЕРКЕСИЯ
Черкесы, живущие у Каспийского моря, когда женятся, покупают себе жену у старейшины или у друзей за муку, скот или за что-нибудь другое, а самые знатные дарят подарок, справляют свадьбу танцами и прыжками, потом кладут их спать, и так брак совершен. Если детей нет, муж берет другую жену. Если муж поссорится с женой и докажет ее неправоту, вождь деревни продает ее. Женщины трудолюбивы и много работают; очень хорошо вышивают платья, седла, колчаны и т. п. Если соседи враждуют и ссорятся, спор улаживается вождем деревни или князем, которых там несколько. Если это важное дело, виноватого продают, чтобы удалить его из страны во избежание беды…
Черкесы могут брать больше одной жены, но делают это редко.
Если человек умирает бездетным и у него есть брат, последний продолжает его род (семью).
АБИВЕА, с. 89, 92.

№ 5. ЭНГЕЛЬБЕРТ КЕМПФЕР. НОВЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА КАЗАНЬ, АСТРАХАНЬ, ГРУЗИЯ И МНОГИЕ ДРУГИЕ, ЦАРЮ, СУЛТАНУ И ШАХУ ПЛАТИВШИЕ ДАНЬ И ПОДВЛАСТНЫЕ ТАТАРСКИЕ ЗЕМЛИ И ПРОВИНЦИИ ВМЕСТЕ С КРАТКИМ СООБЩЕНИЕМ О КАСПИЙСКОМ МОРЕ, ДАРЬЯЛЬСКОМ УЩЕЛЬЕ, А ТАКЖЕ О ПЕРСИДСКОМ ДВОРЕ И ОБ ИХ НОВЕЙШЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ И ВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ, К ПРИСОЕДИНЕНИЮ РУССКО-ПЕРСИДСКИХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И УКРАШЕННОЕ ПОЛЕЗНЫМИ ГРАВЮРАМИ. XVII-XVIII ВВ.
18. Хотя мужчинам и разрешено иметь более одной жены, однако это случается у них редко. Если мужчина умрет бездетным и после него останутся братья, старший должен жениться на вдове, чтобы продолжить потомство брата.
19. Если муж и жена не согласны между собой и не могут помириться, муж или жена идет к дворянину или владельцу местности и приносит жалобу, последний велит привести обвиняемого и тотчас продает мужа или жену и дает мужчине другую жену. То же самое происходит, когда поссорились соседи и жалуются друг на друга; одного из них хватают и продают иностранным купцам.
АБИВЕА, с. 117.
№ 6. КСАВЕРИО ГЛАВАНИ. ОПИСАНИЕ ЧЕРКЕСИИ. XVIII В.
Многоженство не допускается у черкесов. Они могут иметь только одну жену. Беи вступают иногда в связь со своими рабынями, но рожденные от них дети считаются незаконными; их посылают в подарок крымскому хану, а то и просто продают. Если после смерти бея не останется наследников, то бейлик не может перейти к незаконному сыну и поступает в другую фамилию.
АБИВЕА, с. 163.
№ 7. КАРЛ ПЕЙСОНЕЛЬ. ТРАКТАТ О ТОРГОВЛЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ. XVIII В.
Черкесская Татария тянется в настоящее время от Босфора Киммерийского или пролива Эникале до Кабарды. Она граничит на севере с прикубанскими ногайцами, на юге  с абасами и Кавказскими горами, на востоке  с Кабардой, на западе  с Черным морем. Черкесы, зависимые от хана, разделяются на 14 кабиле или племен и каждое племя разделено на чагары. Чагар состоит из 10 семей. Население Черкесии делится на 4 класса: беи, сипаги, уздени, кулы.
В каждом кабиле имеется знатная семья, которая суверенно владеет всеми землями кабиле и деспотически правит ими. Каждая из этих семей имеет первого бея, который является главой и становится им по возрасту, и много других беев, начальников различных ответвлений дома; они все подчинены первому. Эти беи делят между собою земли и подданных кабиле. Главный бей имеет наибольшее число чагаров в своей доле, другие делят между собою то, что остается.
Все черкесы от рождения сервы – крепостные – и рабы своих дворян, которые могут завладеть их имуществом, умертвить их, продать или подарить их кому вздумается. Однако среди них имеется два разряда свободных людей: сипаги и уздени. Сипаги – куллы, которые после того, как были захвачены на войне или проданы своими беями, получили свободу и вернулись в свое отечество. Они и их потомки свободны, и если у них достаточно имущества для приобретения, они покупают чагар и часто возвышаются до уровня беев.
Уздени – вольноотпущенные, получившие от своих беев свободу в благодарность за некоторые услуги. Они и их потомки пользуются теми же правами, что и сипаги.
Кулы – подданные рабы, которые не были отпущены на свободу и которые являются рабами, следуя давнишнему устройству страны.
Беи Черкесии производят беспрерывные набеги один на другого, из кабиле на кабиле для захвата рабов. Все, что агрессор может увезти с собой, считается законной добычей и не подлежит возврату; но если он имеет несчастье быть захваченным, все люди, находящиеся при нем, остаются рабами. Лишь один бей не задерживается; оскорбленный довольствуется отправлением. Ему отрезают уши и хвост его лошади; это единственная месть, которую они применяют один к другому в подобных случаях. Дети беев не избегают рабства: как только их схватили или продали, они лишаются прав и не могут больше быть беями. Если, получив свободу, они возвращаются к ним, они становятся не выше, чем сипаги, и не могут больше войти в состав дворянского класса. Беи продают своих дочерей, как только они уличены в безнравственности; они продают даже своих детей мужского пола, если они совершили какие-нибудь важные проступки, которые считаются заслуживающими подобного наказания.
АБИВЕА, с. 200.
№ 8. ЯКОБ РЕЙНЕГС. ВСЕОБЩЕЕ ИСТОРИКО-ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. XVIII В. ЧЕРКЕСЫ.
Черкесы делятся на князей (бей), дворян (узден) и кнехтов – крепостных (кулл). Они различаются по одежде, потому что только князь имеет право носить кольчугу. Во время еды не произносят ни одного слова; за столом у князя прислуживает дворянин, которому в свою очередь прислуживает крепостной, а этому последнему – его раб. Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка. Ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее быть проданным, битым или истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился каким-либо образом.
Князья очень почитаются своим народом; их личность является священной, и никто не осмеливается их захватывать. Если князь в гневе убивает крепостного или даже дворянина, то он обязан лишь уплатить семье убитого причитающиеся деньги за кровь; но не слышно, чтобы на самого князя налагали руку и требовали возмездия. Даже тогда, когда князь схвачен с другими во время разбойничьего набега, его жизнь стоит вне опасности; с ним прилично обращаются, и он должен уплатить значительную сумму денег за свое освобождение, чтобы исправить свое неудачное предприятие.
Когда княжеский крепостной становится настолько богатым стадами и имуществом, что может дать свободу 25 рабам и сделать их своими холопами, то он стремится обычно сделаться дворянином, хотя он приобретает от этого очень мало преимуществ для самого себя. Он получает право всюду следовать за своим князем, прислуживать ему и, если ему князь разрешит, поселиться поблизости от него. Он должен также давать князю ежегодный подарок, равный половине его доходов.
Если таким неуважаемым дворянином становился богатый холоп, то он должен был выполнять еще и такие обязанности. Когда у князя, его господина, или у кого-нибудь другого из этого княжеского рода рождался сын, то он должен убедить мать просьбами, чтобы она разрешила ему похитить ее сына. Если мать соглашается на это воровство, то холоп отправляется вместе с семью дворянами ночью в княжеский дом, берет ребенка, и оставляет его расти в своем доме. Эти свидетели поочередно следят за тем, чтобы, как только привешенные и отмеченные на ребенке знаки нуждаются в малейшей замене или возобновлении, все семеро свидетелей при этом непременно присутствовали и вообще внимательно наблюдали за всеми происходящими в ребенке изменениями. Посредством муллы они письменно отмечают все это, чтобы все подозрения о подмене ребенка были оставлены. Если один из свидетелей умирал, то приемному отцу стоило много труда и издержек найти другого. Кроме того, он должен был преодолеть много трудностей, пока достигал своего желания.
АБИВЕА, с. 210-211.
№ 9. ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС. ЗАМЕТКИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ В ЮЖНЫЕ НАМЕСТНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1793 И 1794 ГГ.
Уздени, или знатные, держат народ в повиновении и обязаны лишь служить своим князьям во время войны. Подданные (или крестьяне) имеют в отношении князя и знати, могущих располагать их имуществом и жизнью, самое безусловное послушание. Они составляют часть наследства, но нет примера, чтобы их когда-либо продавали. Они составляют массу народа, как рабы князей или знати, захваченные во время войны. Все крестьяне мужского пола обязаны работать на князя или знатного по три дня для косьбы и для рубки дров с последующей их доставкой в дом. Они должны также давать один воз или семь мешков проса для каждого быка, которых те имеют. Каждый жених этого класса обязан давать также своему господину двух коров и двух быков. Кроме этого они не обязаны платить никаких податей. Горные народы, сделавшиеся данниками черкесских князей, вроде абазов, осетин, дигорцев, басиян, балкар, карачаевцев и карабулаков, платят им обычно с каждой семьи по одной овце или ее стоимость бурками, полотном, медной посудой и другими подобными предметами. Каждый, кто имеет овец, независимо от величины стада дает князю летом, когда стадо выводят на пастбище, по овце.
Хотя князь и не подчинен никаким законам, его собственный интерес требует обеспечения привязанности и верности своих подданных во время войны благодаря щедрости и приветливости. Он может пожаловать дворянство или сделать узденем подданного, когда он этого заслуживает. Он может каждого лишить всего по своему желанию. Когда речь идет о большом предприятии, он созывает знатных, которые передают затем народу решение, принятое совещанием. Согласно их феодальной системе, знатный или любой другой человек, способный носить оружие, должен сопровождать князя во время войны. Трусость наказывается самым сильным презрением. Два противоположных закона – гостеприимство и кровная месть – свято соблюдаются как черкесской знатью, так и большинством других народностей Кавказа. Гостеприимство (куначество), основанное на определенных принципах, ставит всякого, кто прибегает к нему, в полную защиту от всякого рода насилий. Его хозяин защищает его при всяких обстоятельствах своей жизнью и жизнью своих близких; он не дозволяет ему уехать, не дав ему конной охраны и не поручив его своим союзникам; за убийство или оскорбление гостя мстят, как за смерть кровного родственника. Чужеземец, становящийся под покровительство женщин и допущенный коснуться ее груди концом своих губ, получает защиту как брат, будь он даже врагом и убийцей одного из близких друзей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс