Постановления и рекомендации
СОВЕТА ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОВЕДЕНИЯ
(ФИКХА)
К РОССИЙСКИМ ЧИТАТЕЛЯМ
Слава Аллаху, Господу миров,
да будут благословение и мир
Посланнику Аллаха Мухаммаду.
Российским читателям предоставляется уникальная возможность познакомиться с плодами коллективного труда ведущих мусульманских правоведов (факихов), которые благодаря своим глубоким знаниям ищут и находят решения различных проблем и вопросов, встающих перед мусульманским сообществом (уммои) в современном мире. Российские мусульмане, в течение многих десятилетий изолированные от собратьев по вере, не имели возможности следить за изменениями в исламском правоведческом поле и новейшими достижениями исламских наук, но теперь знакомство с публикуемыми в настоящем издании постановлениями и резолюциями откроет перед ними новые подходы к регулированию своей духовной и мирской жизни.
Естественно, что условия светского государства и многоконфессионального общества являются доминирующими в жизни российской мусульманской уммы, и поэтому часть постановлений и резолюций Совета Исламской академии правоведения (фйкха) (Джидда, Саудовская Аравия), принятых во время 12 сессий в течение 15 лет с 1985 по 2000 год, не может быть немедленно применена на практике. Однако сам факт ознакомления верующих с требованиями шариата и осознание того, что относится к разрешенному (халял) и запретному (харам), является значительным шагом к познанию сути и предписаний Ислама – религии, которую российские мусульмане исповедуют уже более 14 веков.
Вошедшие в настоящее издание постановления и резолюции затрагивают разнообразные стороны жизни мусульман, как в отношении исполнения ими религиозных предписаний, так и в части сосуществования мусульман с представителями других религий, что является весьма актуальным для российского общества.
Публикуемые постановления тематически можно разделить на несколько групп:
• вопросы богослужения;
• аспекты гражданских взаимоотношений;
• семейно-нравственные проблемы;
• экономическая и финансовая практика;
• медицинские вопросы.
Если первые три группы вопросов в той или иной мере освещены в мусульманской литературе на русском языке, то оставшиеся две – «белые пятна» для наших соотечественников. Многим впервые открывается возможность узнать исламские принципы заключения коммерческих сделок, предоставления ссуды и кредита, урегулирования долговых обязательств, а также познакомиться с позицией исламской науки по отношению к таким новым явлениям, как трансплантация человеческих органов, клонирование, СПИД и пр.
Мир Ислама широк и разнообразен, и естественно, что настоящие постановления и резолюции не могут дать исчерпывающих ответов на все проблемы и вопросы, волнующие российских мусульман. Но мы надеемся, что новые фетвы, которые будут приняты Исламской академией правоведения (фикха) на предстоящих сессиях, смогут послужить пищей для размышления мусульманам, живущим в различных концах земного шара.
В заключение хотелось бы поблагодарить всех братьев и сестер, которые внесли свой вклад в дело издания данной работы на русском языке и дали свои ценные советы и рекомендации.
Мы взываем к Всевышнему Аллаху о милости и благословении во всех наших начинаниях!
Марат Муртазин,
ректор московского исламского университета
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху,
наставившему нас на это,
и не обрести нам искомого,
если бы не Всевышний!
Да будут благословение и мир
благороднейшему из людей,
нашему господину и благодетелю
Мухаммаду, сыну Абдаллаха.
В настоящем издании собраны постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) (Джидда, Саудовская Аравия), принятые на 12 сессиях, созывавшихся Академией в Королевстве Саудовская Аравия, Хашимитском Иорданском Королевстве, Государстве Кувейт, Султанате Бруней-Даруссалам, Объединенных Арабских Эмиратах, Государстве Бахрейн.
Все эти постановления, родившиеся в результате изучения и осмысления многочисленных проблем современности, представляют собой ответы Совета Исламской академии правоведения (фикха) на вопросы, поступавшие со всех концов исламского мира, от государственных учреждений и различных организаций, а также от мусульманских общин, находящихся вдали от традиционных регионов проживания мусульман. В этих ответах рассматриваются различные аспекты вероучения и богослужения, состояние гражданского общества, межличностные и экономические отношения, а также новые явления, заявившие о себе в экономике и медицине в последние годы.
Вынося эти документы на суд всего мусульманского сообщества, мы вручаем ему результаты подлинно коллективного труда, плод интеллектуальных усилий элиты мусульманского сообщества (уммы).
Совет Исламской академии правоведения (фикха), благодаря участию ее действительных членов, а также ведущих специалистов в области мусульманской юриспруденции и муфтиев, экспертов по вопросам экономики, астрономии, медицины, взялся за изучение упомянутых проблем и их всестороннее рассмотрение, опираясь прежде всего на канонические тексты Священного Корана, Сунны и другие источники исламского права, в том числе единодушное мнение авторитетных ученых мусульманского сообщества (иджма), метод принятия решений на основе аналогий (кияс), некоторые другие подходы. Конечная цель этих усилий – найти подходящие и исчерпывающие решения, отвечающие учению Ислама и содействующие становлению людей на подлинно прямой путь во всех их делах и поступках.
Мы просим Всевышнего Аллаха сделать наш труд благословенным и полезным, дабы каждый страждущий этих знаний обрел в них пользу для себя. Да вдохновит нас Господь на прямой путь и продлит наше служение истинной вере ради укрепления благородного мусульманского сообщества (уммы) в ее противостоянии вызовам современности и проблемам нашей нынешней и будущей жизни.
Да осенит благословением Аллах нашего господина и благодетеля Мухаммада, его род и сподвижников и ниспошлет им мир!
Мухаммад аль-Хабиб Ибн аль-Ходжа
Генеральный секретарь Исламской академии правоведения (фикха)
ВТОРАЯ СЕССИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 1-12
Джидда,
Королевство Саудовская Аравия
10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре
(22-28 декабря 1985 г.)
ДАННАЯ СТРАНИЦА ОРИГИНАЛА
НЕ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИИ
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду- нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 (1/2)
О выплате заката с долговых обязательств
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии , проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Выплата закята с долговых обязательств»;
констатировав после широкого и всестороннего обсуждения заявленной темы, что:
• положения Ислама на сей счет не нашли подробного освещения в канонических текстах Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (САС) ;
• в текстах предания о сподвижниках (сахаба) и следующего за ними поколения мусульман (табийн) (РА) представлено множество разнообразных мнений по формам выплаты закята с долговых обязательств;
• исламские правоведческие школы (мазхабы) имеют явно отличные точки зрения по данному поводу;
• суть их расхождений сводится к разному видению ответа на принципиальный вопрос: имеют ли средства, во владение которыми еще предстоит вступить, статус реально обретенных?
постановил:
1. Если должник платежеспособен, ежегодная выплата кредитором замята с долговых обязательств, то есть со средств, предоставленных им взаймы, является обязательной.
2. Если к истечению срока погашения кредита должник оказался неплатежеспособен или преднамеренно затягивает погашение долга, выплата кредитором занята с долговых обязательств становится обязательной только после прохождения полного года с момента фактического погашения долга.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2 (2/2)
О выплате закята с недвижимости
и арендуемых земельных угодий
несельскохозяйственного назначения
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Выплата закята с недвижимости и арендуемых земельных угодий несельскохозяйственного назначения»;
после широкого и всестороннего обсуждения поставленного вопроса констатировав, что в Коране и Сунне:
• отсутствуют ясные указания об обязательности выплаты закята с недвижимости и арендуемых земельных угодий несельскохозяйственного назначения;
• ничего не говорится об обязательности выплаты закята с доходов, приносимых эксплуатацией недвижимости и арендуемыми земельными угодьями несельскохозяйственного назначения;
постановил:
1. Закятом не облагается балансовая стоимость недвижимости и арендуемых земельных угодий несельскохозяйственного назначения, поскольку она рассматривается как основной капитал.
2. Выплата закята обязательна с доходов от эксплуатации недвижимости и арендуемых земельных угодий несельскохозяйственного назначения в размере четверти десятины (2,5%) по истечении полного года с момента их получения. При этом для выплаты закята должны быть соблюдены все прочие условия его выплаты и отсутствовать к тому какие-либо препятствия.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – налиему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3 (3/2)
Ответы на вопросы Международного института
исламской мысли (Вашингтон)
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
сформировав комиссию из членов Академии для рассмотрения вопросов, поступивших от Международного института исламской мысли (Вашингтон);
рассмотрев проекты ответов; констатировав, что:
• ответы сформулированы чересчур лаконично, а потому не дают возможности прийти к удовлетворительному решению, чтобы снять возникающие разногласия либо отказать в ответе на поставленные вопросы;
• Академии необходимо найти искомые решения, дабы содействовать разрешению проблем, стоящих перед нашими братьями-мусульманами, живущими на Западе;
постановил:
1. Генеральному секретариату передать упомянутые вопросы на рассмотрение компетентным в них членам Академии и специалистам с целью подготовки убедительных и ясных ответов на основе положений исламского права и суждений авторитетных мусульманских правоведов.
2. Генеральному секретариату доложить о результатах работы на Третьей сессии.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммеду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 (4/2)
О кадиянии
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
приняв к рассмотрению вопросы Совета исламского правоведения из Кейптауна (Южная Африка):
• о секте кадияния и ее ответвлении лахория;
• о возможности причисления кадиянитов и лахоритов к мусульманам;
• о том, правомочны ли немусульмане выносить решения по этим вопросам;
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований и документами, представленными членами Академии, в которых освещается деятельность Мирзы Гулама Ахмада аль-Кадияни, уроженца Индии, жившего в прошлом столетии, а также деятельность приверженцев сект кадияния и лахория;
изучив материалы об этих сектах;
констатировав, что все представленные документы свидетельствуют о том, что:
• Мирза Гулам Ахмад притязал на пророчество;
• утверждал, что является пророком и посланником, коему было ниспослано откровение;
• настаивал на том, что часть этого откровения ниспослана ему свыше;
• всю свою сознательную жизнь публично заявлял об этих притязаниях, побуждая людей своими сочинениями и выступлениями поверить в его пророческую и посланническую миссию;
• отрицал обязательность многих положений Ислама, например джихада;
• приняв к сведению заявления по этому вопросу Академии правоведения (фикха) в Мекке;
постановил:
1. Притязания Мирзы Гулама Ахмада на пророчество, посланничество и получение им откровения свыше есть не что иное, как очевидное отрицание абсолютно достоверного и доказанного положения Ислама о завершении пророческой и посланнической миссии после прихода господина нашего Мухаммада (САС) и о том, что после него ни на кого более не снизойдет откровение. Притязания Мирзы Гулама Ахмада выводят его самого и всех остальных, кто с ним согласен, за рамки Ислама и ставят в один ряд с вероотступниками. Что касается лахоритов, то они, как и кадияниты, подпадают под вердикт об их вероотступничестве, несмотря на то, что считают Мирзу Гулама Ахмада только тенью и реинкарнацией нашего Пророка Мухаммада (САС).
2. Никакой неисламский суд или судья-немусульманин не могут выносить вердиктов о сохранении человека в лоне Ислама или о его вероотступничестве. Это касается в первую очередь тех случаев, когда игнорируется единодушное мнение мусульманской уммы, выработанное ее научными учреждениями и признанными богословами. Вердикт о сохранении человека в лоне Ислама или о его вероотступничестве может быть вынесен только ученым-мусульманином, хорошо представляющим, что именно вводит людей в Ислам и что выводит из него. Этот ученый должен четко представлять, в чем заключается истинное следование учению Ислама и в чем выражается неверие в него, свободно ориентироваться в установлениях Корана, Сунны и единодушном мнении уммы (иджма). В силу указанных причин вердикт немусульманского суда по вышеуказанным вопросам будет несостоятельным.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5 (5/2)
О «детях из пробирок»
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований правоведов (факихов) и специалистов-медиков на тему «Дети из пробирок» и выводами на сей счет как с религиозной, так и с медицинской точек зрения;
обсудив многочисленные работы, публикации и отзывы по означенной тематике;
согласившись с тем, что для ее всестороннего обсуждения необходимо дополнительное изучение вопроса как в медицинском, так и правовом аспектах, а также повторное обращение к уже опубликованным трудам;
постановил:
1. Вернуться к этому вопросу на следующей сессии Академии.
2. Поручить Его Превосходительству шейху доктору Бакру Абу Зайду, Президенту Академии, подготовить исчерпывающее исследование проблемы с учетом данных медицинской науки и мусульманского правоведения (фикха).
3. Обеспечить всех членов Академии собранной по этому вопросу информацией не менее чем за три месяца до созыва очередной сессии.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 6 (6/2)
О хранилищах материнского молока
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию правоведческих и медицинских исследований на тему «Хранилища материнского молока»;
всесторонне обсудив их;
констатировав, что:
• хранилища материнского молока – это экспериментальный проект, осуществлявшийся на Западе. В ходе его реализации выявились побочные негативные последствия осуществления этой идеи, что привело к падению интереса к проекту и дальнейшему его свертыванию;
• в соответствии с положениями Ислама, вскармливание младенцев материнским молоком от одной женщины приводит к возникновению между ними родственных связей. Согласно единодушному мнению мусульманского сообщества (уммы) (иджма), браки между такими «молочными» родственниками запрещены, и одним из приоритетов мусульманского права (шариата) является сохранение чистоты родственных уз. Создание же хранилищ материнского молока от различных женщин с неизбежностью приведет к смешению родственных уз или породит сомнения в их чистоте;
• недоношенным новорожденным, младенцам, не набравшим нужного веса, а также детям, нуждающимся в материнском молоке, государства исламского мира обеспечивают условия для естественного вскармливания, а потому груднички не испытывают потребности в хранилищах материнского молока.
постановил:
1. В исламском мире запрещено сооружение хранилищ материнского молока.
2. Кормление младенцев молоком из этих хранилищ является запретным с точки зрения шариата.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7 (7/2)
О приборах для поддержания жизнедеятельности
Совет Исламской академии правоведения (фикка) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию правоведческих и медицинских исследований на тему «Приборы для поддержания жизнедеятельности »;
после широкого и всестороннего обсуждения вопросов, касающихся жизни и смерти;
сознавая, что отключение приборов для поддержания жизнедеятельности приводит к смерти;
констатировав, что многие аспекты процедуры поддержания жизнедеятельности требуют разъяснения;
приняв во внимание серьезное и глубокое исследование означенной темы Исламской организацией медицинских наук (Кувейт), к коему предстоит обязательно обращаться;
постановил:
1. Вернуться к этому вопросу на следующей сессии Академии.
2. Генеральному секретариату обобщить результаты исследований и заключения Исламской организации медицинских наук (Кувейт) по означенной теме и разослать их членам Академии в виде ясно изложенных тезисов.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 8 (8/2)
О вопросах Исламского банка развития
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидце (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
рассмотрев вопросы, поставленные Исламским банком развития на предмет вынесения по ним фетв;
заслушав отчет подкомиссии, сформированной в ходе работы сессии из членов Академии и специалистов, изложивших свое мнение по поднятым вопросам;
приняв во внимание необходимость более глубокого и всеобъемлющего изучения поставленных вопросов в кооперации с Банком, а также привлечения комиссии, сформированной Банком, для анализа отдельных аспектов этой проблемы;
постановил:
1. Вернуться к этим вопросам на следующей сессии Академии.
2. Направить в Банк просьбу о подготовке его шариатским советом доклада по затронутым проблемам.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 9 (9/2)
О страховании и перестраховании
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
заслушав участников семинара «Страхование и перестрахование»;
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований;
тщательно проанализировав все типы и формы страхования, а также принципы, на которых оно базируется, и цели, кои оно преследует;
приняв во внимание решения, принятые другими академиями и научными организациями по означенной тематике;
постановил:
1. Поскольку коммерческие страховые компании используют типовой договор страхования, предусматривающий регулярную выплату фиксированных взносов, что предполагает наличие значительной неопределенности условий как для страхователя, так и для страховщика, это делает такого рода договор недействительным и запретным с точки зрения шариата.
2. В качестве альтернативы подобной практике предложить контракт с совместной ответственностью сторон, основанный на принципах благотворительности и взаимопомощи в соответствии с положениями шариата об исламском партнерстве. Это же относится и к перестрахованию, которое должно опираться на принципы взаимопомощи.
3. Призвать исламские государства к созданию организаций кооперативного страхования и перестрахования для того, чтобы исламская экономика освободилась от эксплуатации и нарушений установлений Аллаха в этой сфере.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 10 (10/2)
О банковских процентных операциях и ведении операций исламскими банками
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию многочисленных исследований о состоянии современного банковского дела;
обсудив их в ходе плодотворной дискуссии, продемонстрировавшей отрицательное влияние сложившейся банковской системы на мировую экономику в целом и на экономическую стабильность стран третьего мира в частности;
осмыслив ситуацию, в которой оказалась мировая экономика вследствие ее отступления от предписаний Книги Аллаха, со всей категоричностью запрещающей получение ссудного процента (риба) во всех его формах и в любом размере, а также предписывающей покаяние за его использование;
призвав банки стремиться к возврату основной суммы кредита без его наращивания или уменьшения, будь то в малой или большой степени;
осознав угрозу Аллаха и Его Посланника (САС) начать беспощадную войну против ростовщиков;
постановил:
1. Любое увеличение размера кредита или введение ссудного процента по нему в обмен на продление срока выплаты, в случае когда должник не смог рассчитаться с заимодавцем в срок, а также договоренность об увеличении суммы, подлежащей возврату, или о введении ссудного процента в момент заключения кредитного договора считать двумя разновидностями ростовщического процента (риба), запрещенного шариатом.
2. В качестве альтернативы этому предложить операции, обеспечивающие денежное обращение в соответствии с нормами шариата и отвечающие экономическим принципам Ислама.
3. Призвать правительства исламских государств поддержать политику поощрения банков, строящих свою деятельность на основе норм шариата, создать условия для возникновения подобных банков в каждой мусульманской стране с целью удовлетворения потребностей верующих жить в согласии со своими убеждениями и сложившимися реалиями.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижником,1.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11 (11/2)
О едином порядке установления начала лунных месяцев
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию многочисленных исследований членов Академии и специалистов на тему «Единый порядок установления начала лунных месяцев»;
приняв во внимание итоги широкого и всестороннего обсуждения результатов представленных исследований;
приняв во внимание различные мнения о возможностях установления момента начала нового лунного месяца на основе астрономических выкладок;
постановил:
1. Генеральному секретариату Исламской академии правоведения обобщить итоги научных исследований авторитетных специалистов по астрономическим расчетам и метеорологии.
2. Внести вопрос о едином порядке установления начала лунных месяцев в повестку дня предстоящей сессии для его рассмотрения в научно-техническом и шариатско-правоведческом аспектах.
3. Генеральному секретариату обеспечить явку достаточного числа вышеупомянутых специалистов, дабы сформировать у правоведов ясное и всестороннее представление по данному вопросу, прежде чем они вынесут шариатское решение.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 12(12/2)
О гарантийном письме
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Второй сессии, проходившей в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 10-16 месяца раби аль-ахир 1406 года по хиджре (22-28 декабря 1985 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию многочисленных исследований и докладами членов Академии и специалистов на тему «Гарантийное письмо»;
после широкого и всестороннего обсуждения, в результате коего выявилось:
Первое:
• любое гарантийное письмо, как в первоначальной, так и в окончательной редакции, либо предусматривает материальное покрытие, либо не предполагает оного;
• в случае, если гарантийное письмо не предусматривает материального покрытия, гарант и получатель гарантии несут солидарную ответственность по уже существующим или по могущим возникнуть позже обязательствам второй стороны. В мусульманском правоведении такая практика обозначается терминами «гарантия» (даман) или «поручительство» (кяфаля);
• в случае, если гарантийное письмо предусматривает наличие материального покрытия гарантируемых обязательств, то между стороной, потребовавшей гарантийное письмо (кредитором), и гарантом-поручителем возникают агентские взаимоотношения (вакяля), которые могут оформляться как на платной, так и на безвозмездной основе, при сохранении, тем не менее отношений поручительства (кяфаля) между гарантом и получателем гарантии.
Второе:
• предоставление гарантийного письма в форме поручительства (кяфаля), то есть без материального покрытия, является по своей сути благотворительным актом, цель коего – совершение благодеяния и милости [по отношению к стороне, обязательства которой гарантируются] . Мусульманские правоведы (факихи) пришли к заключению, что за подобное поручительство не разрешается взимать плату, поскольку ее получение гарантом аналогично кредитованию с получением выгоды, что запрещено шариатом.
постановил:
1. Запрещено взимание платы за выдачу гарантийного письма, в котором, как правило, фиксируются сумма гарантии и сроки ее действия, независимо от наличия или отсутствия материального покрытия.
2. Согласно шариату, разрешается взимание организационных сборов за оба вида гарантийных писем при условии, что эти сборы не превышают стоимости услуг за выполнение подобных операций. В случае предоставления полного или частичного покрытия суммы гарантийного письма разрешается определять величину организационных сборов за выдачу гарантийного письма с учетом реальных затрат за оформление этого покрытия.
Аллах всезнающий!
ДАННАЯ СТРАНИЦА ОРИГИНАЛА
НЕ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИИ
ТРЕТЬЯ СЕССИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 13-25
Амман, Иордания
8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре
(11-16 октября 1986 г.)
ДАННАЯ СТРАНИЦА ОРИГИНАЛА
НЕ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИИ
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 13 (1/3)
О вопросах Исламского банка развития
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
проведя всесторонний анализ и широкое обсуждение вопросов, поставленных перед Академией Исламским банком развития;
постановил:
Первое. Об оплате услуг кредитования, предоставляемых Исламским банком развития
1. Плата за оформление и обслуживание кредитов должна соответствовать реальным расходам за эти услуги.
2. Любое ее превышение над реальными расходами запрещено, поскольку подпадает под понятие ростовщического процента (риба), запрещенного шариатом.
Второе. О лизинговых операциях
1. Обязательство Банка предоставить клиенту в лизинг оборудование, находящееся в собственности Банка, само по себе не противоречит шариату.
2. Одного из своих клиентов Банк может назначить агентом по закупке оборудования, инструментов и других материалов (в соответствии с действующими прейскурантами) с целью их дальнейшей передачи в лизинг клиентам банка. Такие агентские отношения приемлемы с точки зрения шариата. Однако предпочтительней, чтобы агент не являлся клиентом Банка.
3. Лизинговый договор может быть заключен только после фактического приобретения Банком оборудования. При этом договор не Должен быть каким-либо образом увязан с агентским соглашением и самой необходимостью приобретения того, что затем будет предоставлено в лизинг.
4. На основании отдельного контракта Банку разрешается брать на себя обязательство по безвозмездной передаче имущества клиенту в собственность по окончании срока лизинга.
5. В случае выхода оборудования из строя, издержки по его ремонту или замене ложатся на Банк, поскольку он является его владельцем, за исключением случаев преднамеренной порчи со стороны клиента или эксплуатации им оборудования ненадлежащим образом. Тогда материальная и иная ответственность возлагаются на клиента.
6. Расходы по страхованию имущества, предоставленного в лизинг, в исламских страховых компаниях (при наличии соответствующих возможностей) ложатся на Банк.
Третье. О продаже с рассрочкой платежа
1. Обязательство Банка продать клиенту оборудование после его приобретения самим Банком не противоречит шариату,
2. Одного из своих клиентов Банк может назначить агентом по закупке оборудования, инструментов и других материалов (в соответствии с действующими прейскурантами) с целью их дальнейшей переуступки клиентам Банка. Такие агентские отношения приемлемы с точки зрения шариата. Однако предпочтительней, чтобы агент не являлся клиентом Банка.
3. Договор перепродажи оборудования клиенту может быть заключен Банком только после фактического приобретения и получения оборудования агентом. При этом сам договор не может быть обусловлен каким-либо образом другими контрактами.
Четвертое. О финансировании внешнеторговых операций. Эти операции подпадают под действие норм шариата, касающихся продажи с рассрочкой платежа.
Пятое. О процентах, начисляемых иностранными банками по размещенным в них авуарам Исламского банка развития
Банку запрещается использовать проценты, накапливаемые на его счетах в иностранных банках, для сохранения реальной стоимости его капиталов, которая изменяется в результате колебаний курсов местных валют. В связи с этим начисленные проценты должны быть израсходованы на общественно полезные нужды, такие как подготовка кадров и проведение исследований, оказание гуманитарной, финансовой и технической помощи странам — членам Банка, а также научным и учебным организациям, имеющим непосредственное отношение к исламскому просвещению.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 14 (2/3)
О выплате закята с акций
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
после всестороннего обсуждения вопроса о выплате закята с акций; ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований;
заслушав мнения членов Академии и специалистов;
постановил:
Вернуться к этому вопросу на Четвертой сессии Совета.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 (3/3)
Об инвестировании закята в проекты, приносящие прибыль,
без непосредственной передачи закята лицам, имеющим право
на его получение
Совет Исламской академии правоведения (фикха] при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.)
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований;
заслушав мнения членов Академии и специалистов;
постановил:
Закятные средства разрешается вкладывать в инвестиционные проекты, результаты которых перейдут в собственность лиц – получателей закята, имеющих, согласно шариату, на это право, а также в те проекты, что поступят в управление официальных организаций, ответственных за сбор и распределение закята. При этом должны быть удовлетворены первичные потребности и нужды получателей закята, имеющих на это право по шариату, и предоставлены необходимые гарантии сохранности закятных средств от необоснованных потерь.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 16 (4/3)
О «детях из пробирок»
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Искусственное оплодотворение» (о так называемых «детях из пробирок»);
заслушав разъяснения специалистов и врачей;
обменявшись мнениями и констатировав, что в настоящее время искусственное оплодотворение теоретически возможно семью способами;
постановил:
1. Согласно шариату, запретными в силу того, что могут привести к кровосмешению, потере возможности идентификации матери и другим опасным с точки зрения шариата последствиям, являются следующие пять способов искусственного оплодотворения:
• оплодотворение яйцеклетки женщины-донора спермой мужчины, будущего отца ребенка, с дальнейшей пересадкой оплодотворенной яйцеклетки в матку супруги этого мужчины, будущей матери;
• оплодотворение яйцеклетки женщины, будущей матери, спермой мужчины-донора, не являющегося ее законным супругом, с дальнейшей пересадкой оплодотворенной яйцеклетки обратно в матку женщины;
• оплодотворение яйцеклетки жены спермой мужа с дальнейшей пересадкой оплодотворенной яйцеклетки в матку сторонней женщины (суррогатной матери), добровольно согласившейся выносить плод;
• наружное оплодотворение яйцеклетки женщины-донора спермой мужчины-донора с дальнейшей пересадкой оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины, нуждающейся в искусственном оплодотворении;
• наружное оплодотворение яйцеклетки одной из жен мужа его спермой с дальнейшей пересадкой оплодотворенной яйцеклетки в матку другой жены.
2. Совет не возражает против использования описанных ниже шестого и седьмого способов искусственного оплодотворения в случае насущной необходимости, при условии принятия всех необходимых мер предосторожности:
• оплодотворение яйцеклетки жены спермой мужа путем ее введения внутрь влагалища или матки жены;
• наружное оплодотворение яйцеклетки жены спермой мужа с дальнейшей пересадкой оплодотворенной яйцеклетки в матку жены.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 17 (5/3)
Об аппаратах поддержания жизнедеятельности организма человека
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
обменявшись мнениями по поводу пределов применения приборов для поддержания жизнедеятельности;
заслушав подробные разъяснения специалистов;
постановил:
Согласно шариату, человек считается умершим, если налицо два следующих признака:
• сердцебиение и дыхание прекратились (остановились), и врачи констатируют невозможность восстановления их самостоятельного (автономного) функционирования без воздействия извне;
• функционирование коры головного мозга прекратилось вследствие разрушения клеток мозговой ткани, и врачи констатируют невозможность ее восстановления.
В этом случае к умершему применимы положения шариата, касающиеся смерти, и допускается отключение аппаратов поддержания жизнедеятельности, даже если удастся искусственно стимулировать работу одного из упомянутых выше органов, например сердца.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18 (6/3)
О едином порядке установления начала лунных месяцев
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
изучив два аспекта проблемы, связанной с унификацией подхода к установлению начала лунных месяцев, а именно:
• о влиянии географической широты;
• об астрономическом критерии определения начала лунного месяца; заслушав разъяснения членов Совета Академии и специалистов;
постановил:
1. Если новая луна была увидена воочию в одной из стран, то все мусульмане должны руководствоваться этим непреложным фактом при определении начала нового месяца. Географическая широта не играет в этом случае никакой роли, поскольку предписание начать пост и завершить его является единым для мусульман всего мира.
2. Следует исходить из того, чтобы новая луна была увидена именно воочию, астрономические же выкладки и наблюдения, в соответствии с высказываниями (хадисами) Пророка (САС), могут быть лишь вспомогательными средствами.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 19 (7/3)
Об облачении в ихрам направляющихся на борту самолета или морского судна для совершения хаджа и умры
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Облачение в икрам направляющихся на борту самолета или морского судна для совершения хаджа и умры»;
постановил:
Мусульмане, направляющиеся по суше, морю или воздуху для совершения хаджа и умры, обязаны надевать ихрам в местах, которые установлены хадисами Пророка (САС).
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 20 (8/3)
О передаче заката Фонду исламской солидарности
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
заслушав заявление заместителя генерального секретаря Организации Исламская Конференция о деятельности Фонда исламской солидарности и о насущной необходимости его материальной поддержки,
а также предложение включить Фонд в число получателей закята;
постановил:
Поручить Генеральному секретариату в сотрудничестве с Фондом исламской солидарности подготовить необходимые материалы для обсуждения заявленного вопроса, вернуться к его рассмотрению на следующей сессии Совета Академии.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 21 (9/3)
О бумажных деньгах и колебаниях курсов валют
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Бумажные деньги и колебания курсов валют»;
постановил:
1. Бумажные деньги являются законными средствами платежа и имеют полновесное стоимостное выражение. К ним применимы нормы шариата о золоте и серебре, ростовщическом проценте (риба), закяте, авансовом финансировании (солям) и прочих операциях.
2. Вернуться к вопросу о колебаниях курсов валют на Четвертой сессии Совета Академии.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 22 (10/3)
Об облигациях долевого финансирования (мукарада) и инвестиционных сертификатах
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
ознакомившись с результатами поступившего в Академию исследования «Об облигациях долевого финансирования (мукарада) и инвестиционных сертификатах»;
заслушав дискуссию по этому вопросу;
во исполнение положения Совета Академии о целесообразности инициирования нескольких параллельных исследований по одному и тому же вопросу;
учитывая важность данной проблематики и необходимость всестороннего изучения частных аспектов темы, а также с целью детального ознакомления со всеми точками зрения;
постановил:
Поручить Генеральному секретариату Совета Академии провести силами специалистов исследования по поставленной проблеме для того, чтобы Совет Академии смог выработать необходимое решение на своей Четвертой сессии.
Да ниспошлет Аллах успех!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 23 (11/3)
О вопросах Международного института исламской мысли (Вашингтон)
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Третьей сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского королевства, 8-13 месяца сафар 1407 года по хиджре (11-16 октября 1986 г.),
ознакомившись с вопросами Международного института исламской мысли (Вашингтон) и ответами на них членов Академии и специалистов;
постановил:
Поручить Генеральному секретариату Совета Академии довести до сведения упомянутого института содержание ответов.
Ответы на вопросы
Международного института исламской мысли (Вашингтон), одобренные Советом
Вопрос №3
Что предписывает шариат относительно брака между мусульманкой и немусульманином, если женщина надеется, что жених обратится в Ислам после женитьбы? В настоящее время, как утверждают многие мусульманки, проживающие на Западе, в большинстве случаев они не имеют возможности выйти замуж за мусульман, и им угрожает опасность встать на путь греха или жить в неестественных для женщин условиях.
Ответ
Брак между мусульманкой и немусульманином запрещен шариатом на основании текстов Священного Корана, Сунны и единодушного мнения мусульманского сообщества (уммы) (иджма). Если этот брак имеет место, то, согласно шариату, он абсолютно нелегитимен и с точки зрения Ислама не будет иметь никаких законных последствий. Дети от этого брака будут считаться незаконнорожденными. Надежда же на обращение мужа в Ислам не может считаться уважительной причиной.
Вопрос №4
Что предписывается шариатом, если супруга принимает Ислам, но в браке остается за немусульманином? Как ей поступать, если ранее они обзавелись детьми, и их судьба отнюдь не безразлична матери? Что делать, если супруга уповает на обращение мужа в Ислам в случае продолжения их супружества? Если муж хорошо относится к своей жене, но отсутствует всякая надежда на принятие им Ислама, разрешает ли шариат продолжение их брака? Как поступать супруге, которая опасается, что в случае развода с мужем-немусульманином она не сможет создать семью с мусульманином?
Ответ
Если женщина принимает Ислам, а ее муж отказывается от этого, их брак утрачивает силу. Женщине не следует жить с таким человеком, но ей все же стоит выждать 3 месяца и десять дней (период идда), и если за это время супруг примет Ислам, то она может вернуться к нему без переоформления брака, в противном случае отношения между ними должны быть прекращены. Если муж обратится в Ислам после истечения периода идда, и бывшие супруги захотят вновь воссоединиться, то им придется заключать новый брак. Что касается так называемого «хорошего отношения» немусульманина к жене-мусульманке, то оно не может служить законным основанием для продолжения их брака.
Вопрос №5
Что предписывает шариат по поводу захоронения мусульманина на немусульманском кладбище, если действующее в стране гражданское законодательство не разрешает производить захоронения вне пределов существующих кладбищ? Так, например, на территориях большинства американских штатов и европейских государств специальные мусульманские кладбища отсутствуют вовсе?
Ответ
Захоронение мусульманина на немусульманском кладбище в неисламских странах разрешено, поскольку погребение тела обязательно.
Вопрос №6
Что предписывает шариат в случае продажи здания мечети, если мусульмане покидают насиженное место и опасаются, что мечеть будет разрушена или конфискована? Практика свидетельствует, что для открытия мечети мусульмане обычно покупают жилой дом, в случае же вынужденного переезда они оставляют мечеть без присмотра, и зданием мечети могут завладеть посторонние люди.
При этом изначально существует возможность продажи покидаемых мечетей и открытие новых на вырученные средства в тех местах, где обосновались мусульмане. Что предписывает шариат относительно продажи здания мечети и открытия новой? Если на вырученные средства не удается открыть новую мечеть, то на что их прежде всего можно потратить?
Ответ
Продажа здания мечети из-за того, что больше оно не может эксплуатироваться в религиозных целях, или из-за того, что существует угроза овладения им другими людьми, разрешена шариатом при условии, что деньги, вырученные от продажи мечети, будут потрачены на открытие новой мечети.
Вопрос №8
Некоторые женщины и девушки, будучи незамужними, отправляясь на заработки или учебу, вынуждены жить одни или совместно с немусульманками. Что говорит шариат по этому поводу?
Ответ
Мусульманским женщинам не разрешается проживать одним в других странах.
Вопрос №9
Большинство американских мусульманок сообщают, что им не препятствуют покрывать все части своего тела, за исключением лица и кистей рук, но некоторым из них работодатели всё же запрещают покрывать голову во время нахождения на службе. Какие части тела женщине разрешено обнажать, находясь на рабочем месте или в учебном заведении?
Ответ
Мусульманка должна носить хиджаб, то есть, согласно мнению большинства исламских богословов, она должна закрыть одеждой всё тело, за исключением лица и кистей рук. Если она боится ввести кого-либо в искушение, то она вправе прикрывать также лицо и кисти рук.
Вопросы № 10 и11
Для того, чтобы покрывать расходы на учебу и проживание за рубежом, большинство студентов-мусульман вынуждены подрабатывать, поскольку средств, выделяемых родственниками, не хватает. Большинство студентов могут найти хорошо оплачиваемую работу только в ресторанах, где продаются алкогольные напитки и предлагаются блюда из свинины и других запрещенных шариатом продуктов. Что говорит шариат о работе мусульман в подобных заведениях?
Что предписывается шариатом мусульманину относительно продажи им алкогольных напитков и свинины, производства алкогольных напитков с целью сбыта немусульманам. Ведь общеизвестно, что на Западе некоторые мусульмане профессионально занимаются подобной деятельностью.
Ответ
В случае, если мусульманам не удается найти достойной, с точки зрения шариата, работы, им разрешается работать в ресторанах иноверцев при условии, что сами они не наливают алкогольных напитков, не разносят их, не производят и не торгуют ими. То же касается производства, распределения и торговли свининой и продуктами из нее, а также другими запрещенными шариатом продуктами.
Вопрос № 12