№ 30. ОБ АДАТЕ И О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ ПЛЕМЕН, ОБИТАЮЩИХ НА СЕВЕРНОЙ ПОКАТОСТИ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА , 1847 Г.
ГЛАВА 1. АДАТ И ШАРИАТ. ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ПО АДАТУ. ОБРЯД СУДА ПО АДАТУ. КАКИЕ ДЕЛА ПОДЛЕЖАТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ АДАТА
а) Адат и шариат.
1. У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.
2. Адат господствовал у всех обитателей северной покатости кавказского хребта до введения между ними магометанской религии. С учением же алкорана адат начал заменяться шариатом. Те племена и общества, у которых духовенство приобретало высокое значение и почетное место в обществе, подверглись в этом отношении большей перемене. В последнее время вновь возникшее учение мюридизм сильно способствовало изменению прежних условий общественной жизни, в особенности у чеченцев и других племен, сопредельных Дагестану, где это учение возникло.
3. Таким образом, в настоящее время у горских племен существует смешанное законодательство, составленное из двух противоположных элементов: шариата, основанного на общих правилах нравственности и религии, и адата, основанного на обычаях. Первый закон гражданского устройства – право сильного. Адат распространялся и усиливался всякий раз, когда шариат приходил в забвение, и наоборот – адат падал и был отменен тогда, когда шариат находил ревностных проповедников и последователей.
4. Между всеми обитателями северной покатости кавказского хребта шариат ранее установился у кабардинцев, кумыков и нагайцев, не потому что они с давнего времени исповедуют магометанскую религию, а оттого, что они ранее прочих племен принесли покорность нашему правительству.
5. Несмотря на то, что абадзехи, шапсуги, натухайцы, башильбаи, шегиреи, баракаи и казылбеки сильнее других соседних с ними обществ находились под влиянием турецкого правительства, прилагавшего особенные усилия не только для распространения магометанской религии, но и для введения в употребление шариата посредством духовных лиц, дела у этих племен по-прежнему преимущественно решаются адатом.
6. В бжедуховском, черченейском, хамышейском, темиргоевском, махошевском, бесланеевском обществах и у беглых кабардинцев шариат с адатом употребляются наравне.
7. Карачаевцы, дигорцы, балкарцы, хуламцы, уруспии, общества осетинского происхождения и назрановцы, кажется, более следуют адату, чем шариату.
8. Одно только чеченское племя, несмотря на исповедуемую им магометанскую религию и на влияние русской власти, до 1839 г. следовало одному адату. С этого же времени ичкиренцы, качалыковцы, мичиковцы, чеченцы, шатоевцы, щубутовцы, чабирлоевцы и другие мелкие общества, соседние с ними, признав над собой власть Шамиля, вместе с введением гражданского устройства по необходимости приняли и шариат. Только галашевцы, галгаевцы, карабулаки и кисты, как общества независимые ни от русского правительства, ни от Шамиля, следуют во всем адату.
б) О правилах, принятых в судопроизводстве кавказских племен по адату.
9. Для разбора тяжб и ссор почти все горские племена имеют постоянных судей, обязанных по присяге, данной над алкораном, разбирать и решать дела по совести и по крайнему разумению.
10. Но от желания каждого горца зависит, подвергать свое дело разбирательству этих постоянных судей или избирать других судей из уважаемых стариков по добровольному согласию противников.
11. Судебное место, в котором заседают постоянные судьи, у горцев именуется различно. У черкесов оно называется хассом, а у кабардинцев и кумыков – мехтемой, у балкарцев, хуламцев, чегемцев, уруспиев и карачаев – нагиш, у дигорцев – нагиша, у обществ осетинского происхождения – тархан, у чеченцев – тюркюм.
12. Так как мщение – преобладающая страсть у всех горских племен, то не только противники, но и их родственники избегают встречи между собою, так как добровольное разбирательство, как и предание дела суду, производится через посредников, выбираемых из посторонних уважаемых стариков.
13. По этой же самой причине у горцев между тяжущимися и их свидетелями не существует очных ставок, судьи отдельно выслушивают разбирающихся.
14. Судьи избираются преимущественно из того сословия, к которому принадлежат тяжущиеся, а потому и постоянные судьи избираются из разных классов народа.
15. Число судей зависит от важности дела и бывает от 1 до 5 человек с каждой стороны.
16. У обществ осетинского и чеченского происхождений истцу дозволяется иметь на одного судью больше, чем у ответчика.
17. Решение суда признается удовлетворительным при единогласном приговоре судей.
18. Большинство же голосов имеет силу только в том случае, если общий посредник, выбираемый с согласия противников до начала суда, примет их сторону.
19. Если же обвиненный и в таком случае остается недовольным решением суда и не захочет выполнить условий, возложенных на него, то он имеет дело не только с противником, но и с судьями и свидетелями, и последние обязаны его принудить к исполнению решения суда.
20. По адату все наказания за преступления состоят в денежных пенях, но преимущественно в плате скотом или оружием.
21. Для обвинения необходимо, чтобы истец представил одного или двух свидетелей, которые должны быть совершеннолетними, мужского пола и преимущественно из того сословия, к которому принадлежит сам истец.
22. Если же истец не представит свидетелей, то обвиняемый оправдывается присягою на Коране. Сверх того, в его оправдание должны присягнуть шесть посторонних лиц по его выбору.
23. Так как между свидетелями или доносчикам с спорящими очных ставок не бывает из-за опасения мщения, а судьи выслушивают каждого отдельно, часто случается, что обвиняемый уличается тем, что выбирает в число своих свидетелей и то лицо, которое на него доносит.
в) Обряд суда по адату.
24. Обряд суда по адату в главных своих формах почти одинаков у всех горских племен.
25. Если противники не желают примириться добровольно и предают свое дело в суд, то первоначально через посредников условливаются, каким судьям поручить разбор дела – постоянным или произвольным.
26. В первом случае каждая сторона выбирает определенное число судей, исходя из важности дела, из постоянных судей, а в последнем – они избираются из посторонних уважаемых стариков.
27. Кроме того, один из стариков избирается общим судьею для обеих тяжущихся сторон, голос которого имеет особенную важность в случае несогласия судей.
28. Выбранные в судьи старики до начала рассмотрения дела спрашивают у тяжущихся: останутся ли они довольны тем разбирательством и решением дела, какое ими будет сделано, и не предоставят ли себе права приговор их передать разбору и суждению новых судей.
29. Если тяжущиеся стороны объявят, что они останутся довольны тем решением, которое определит суд, то в подтверждение своих слов оба противника или один из них присягнет над алкораном .
30. В противном же случае судьи приступают к разбору и решению дела, не требуя присяги от тяжущихся. Тогда обвиненный может отказаться от исполнения приговора и подвергнуть свое дело разбирательству новых судей.
31. Судьи, выслушав поочередно тяжущихся, их свидетелей и собрав доказательства и доводы истца и оправдания ответчика, по совести и крайнему разумению излагают свое мнение. Согласовав решение как между собою, так и с общим судьею, они оправдывают обвиняемого или приговаривают его к уплате пени обиженному за один раз или по частям, смотря по состоянию виновного.
32. Не объявляя о своем решении тяжущимся, судьи предлагают им избрать поручителей: обвиненному в том, что он исполнит в точности приговор суда, а обиженному в том, что он останется доволен решением оного.
33. После этого суд объявляет о своем решении тяжущимся и назначает сроки уплаты пени, если обвиненный не в состоянии сразу уплатить оную.
34. Из этого можно заключить, что обряд суда по адату, существующий у горских племен, подобен нашему третейскому суду без формальной записи.
г) Какие дела разбираются в настоящее время адатом.
35. Адатом разбираются преимущественно дела воровские, а также дела, касающиеся наследственного права, раздела имущества, отношений детей к родителям и мужей к женам.
36. Все преступления большей важности: убийство, ранение, насилие и даже оскорбление, причиненное побоями, плетью или другим орудием, весьма редко разбираются судом, а решаются природным правом – мщением, известным у горцев под именем кайлы.
ГЛАВА II. ОБ ОБРАЗЕ ПРАВЛЕНИЯ У ГОРСКИХ ПЛЕМЕН И О ПРАВАХ КНЯЗЕЙ, СТАРШИН, УЗДЕНЕЙ, ДУХОВЕНСТВА, ПРОСТОГО СВОБОДНОГО НАРОДА И КРЕПОСТНОГО КЛАССА
а) Прежний и настоящий образ правления у горских племен.
37. У обитателей северной покатости кавказского хребта до того времени, пока княжеское достоинство не утратило своего прежнего значения в народе, существовало два порядка правления, разительно отличавшиеся между собою: владельческое и народное.
38. Первый порядок преобладал у тех племен и обществ, у которых высший класс народа составляли князья. К ним принадлежали: кабардинцы, кумыки, нагайцы, бесланеевцы, темиргоевцы, махошевцы, хамушейцы, черченейцы, хатухайцы и бжедухи.
39. В абадзехском, шапсугском, натухайском, убыхском, казыльбековском, шегиреевском, ташовском, башильбаевском, карачаевском, уруспиевском, хуламском, балкарском, дигорском, аллагирском, куртатинском и тогаурском обществах, у которых высший класс народа составляют старшины, преобладало народное правление.
40. Что же касается обществ чеченского племени, то из всех обитателей северной покатости кавказского хребта только у них в полной мере существовало народное правление. В обществах этого племени народ не разделялся на сословия и классы, как это было и есть у всех прочих вышепоименованных обществ. «Мы все узденя, – говорят чеченцы, – т.е. люди, зависящие от самих себя». Правда, и у обществ чеченского происхождения есть старшины и рабы, но первые не имеют никаких особенных прав пред всей массой народа и являются только судьями в судебных делах и ссорах, как люди более опытные по своим летам. Вторые же, т.е. рабы, как происходящие от военнопленных, захваченных в разное время в набегах, не являются чеченцами.
41. В настоящее время прежний образ правления остался неизменным только между теми обществами черкесского, абазинского, татарского и осетинского племени, у которых высший класс народа составляют старшины.
42. Князья же кабардинские, кумыкские, нагайские, бесланеевские, темиргоевские, махошевские, хамышейские, черченейские, хатукайские и бжедуховские вместе с утратой того значения в народе, которое они имели в прежнее время, утратили и свое влияние, поэтому в настоящее время у этих племен и обществ преобладает народное правление.
43. Но самый разительный переворот в управлении произошел между всеми теми обществами чеченского происхождения, которые в 1839 г., уйдя из-под власти нашего правительства, признали над собою власть Шамиля. Этот переход из-под одной власти в другую привел к тому, что существовавший до того времени между мичиковцами, качалыковцами, чеченцами, ауховцами, ичкеринцами, чабирлоевцами, шубутовцами и шатоевцами свободный образ правления заменился деспотичным. Этот деспотизм выражается не только в лице самого Шамиля, но и в наибах, назначенных им и имеющих право на жизнь и смерть каждого чеченца.
44. После совершения этого переворота в правлении между обозначенными обществами чеченского племени, остались только карабулаки, галашевцы, галчаевцы, цоринды, ахо, пшехо, дальние и ближние кисты, джерахи и назрановцы, между которыми по-прежнему сохранилось народное правление.
б) Права князей и старшин.
45. В прежнее время, когда князья считались ниспосланными аллахом, они имели больший вес и влияние в народе, пользовались большими правами и преимуществами, чем старшины.
46. С князем могли разбираться только уздени первой степени; прочие же классы народа никогда с ним не судились, но обиженные прибегали к защите своих господ или искали покровительства у других князей.
47. Каждый князь имел свою дружину, состоящую из преданных ему узденей и живущих на его земле чагар.
48. Он по своему желанию собирал партии для набегов и получал лучшую и большую часть добычи даже в том случае, если не участвовал в набеге.
49. Княжескому достоинству воздавались большие почести, в числе которых была и та, что когда князь садился на лошадь, то первостепенный уздень обязан был держать ему стремя, если при этом не было узденя низшей степени.
50. В настоящее же время князья из-за разных внутренних причин и внешних обстоятельств утратили прежнее влияние в народе и те особенные преимущества, которые принадлежали их сану. Они хотя и не совсем сравнялись в своих правах со старшинами, но большая их часть сходна между собою.
51. Княжеское и старшинское достоинство является родовым и не приобретается ни покупкой, ни другими личными качествами. Старшинство же их зависит от древности рода.
52. На уважение народа имеют большее право те князья и старшины, которые отличаются своим умом, благоразумными советами, храбростью и честностью.
53. В народных собраниях весьма часто случается, что народ охотнее принимает мнения и советы младших князей и старшин, нежели старших, несмотря на то, что они, занимая первые места по происхождению, имеют и первый голос.
54. Княжеское и старшинское достоинства передаются от отца всем законным детям, рожденным от равных браков; жена же не может сообщить этого достоинства ни мужу, ни детям.
55. Так как между горцами принято вступать в брак с равными, весьма редко случается, чтобы князья или старшины женились на узденских дочерях, и наоборот, чтобы княжеские или старшинские дочери выходили замуж за узденей.
56. Князья и старшины землей, которой они владеют, могут распоряжаться по своему произволу, т.е. дарить, продавать, селить на ней не только крестьян и простой свободный народ, но и узденей; без позволения же никто не может селиться на их земле или в их ауле.
57. Как князья, так и старшины, хотя и не имеют никакой власти над узденями и духовенством, пользуются уважением этих сословий и исполнением тех условий, которые обязались выполнять эти последние за известную плату или за дозволение им жить на земле князя или старшины.
58. Вольный простой народ или чагары, живущие на земле князя или старшины, выполняют разные сельские работы не только по принуждению, но и по доброй воле. За это и те, и другие в течение рабочего времени обязаны их кормить.
59. Князья и старшины над крестьянами или крепостными людьми и их имуществом имеют неограниченное право. Не касаясь их жизни, они могут дарить и продавать их, по одиночке и целыми семействами, совершать над ними суд и расправу без участия других лиц и использовать во всех работах по своему произволу. За это они обязаны заботится о их благосостоянии, защищать их от всяких сторонних обид и предоставлять им все возможности для пропитания и содержания.
60. Князья и старшины, если знают арабский язык и изучат алькоран, могут переходить в духовное звание, но это случается весьма редко.
61. Князья и старшины за причиненные им обиды получают со своих обидчиков большие штрафы, чем люди прочих состояний.
62. Поступки и действия князей и старшин, противоречащие принятым правилам общежития, разбираются равными им и первостепенными узденями.
63. Князьям и старшинам принадлежит исключительное право над узденским сословием. Они могут брать у простого свободного народа скот, оружие и другие вещи, но чтобы частыми подобными поборами не вооружать против себя этот класс народа, они одаривают их другими вещами или платят им деньгами.
в) Права узденьского сословия.
64. Узденьское достоинство родовое и не приобретается ни покупкой, ни какими-либо личными качествами.
65. Оно передается от отца детям и от мужа жене, несмотря на происхождение этой последней и предшествовавший брак. Жена по тем же самым причинам, что и у князей, и у старшин, не может передать этого достоинства ни мужу, ни детям.
66. Уздени имеют право владеть землей и крестьянами, доставшимися им по наследству и приобретенными покупкой. В обоих случаях они являются их полными и независимыми владельцами.
67. Горские дворяне имеют право поселять на своей земле простой свободный народ, который также выполняет разные сельские работы, но только не по принуждению, а по доброй воле, за что узденя в течение всего рабочего времени обязаны их кормить за свой счет.
68. Узденя не могут приглашать на работу вольный народ из других аулов, особенно из княжеского.
69. Первостепенные уздени имеют право поселить на своей земле узденей 3-й степени, которые обязаны служить им за это.
70. Уздени, если знают арабский язык и изучат алькоран, могут переходить в духовное звание, но это случается довольно редко.
71. Поступки и действия узденей, противоречащие принятым правилам общежития, разбираются равными им.
г) Права и обязанности духовенства.
72. Духовенство у горских племен составляют: эфенди или кадий, мулла, муэдзин, созывающий голосом на молитву, сафута (дьячок) и иджако (пономарь).
73. В духовное сословие могут поступать не только князья, узденя и простой свободный народ, но даже крестьяне, которые поступают с дозволения своих владельцев. Вообще князья и узденя весьма редко поступают в духовное сословие, преимущественно избирают оное простой свободный народ, потому что звание муллы дает узденские права.
74. В духовное сословие могут поступать только те лица, которые знают арабские язык и алькоран.
75. Муллы утверждаются эфендием или кадием, а муэдзины, сафто и иджако – муллами.
76. Все лица духовного сословия пользуются совершенной свободой, ни от кого не зависят и не платят никакой подати.
77. Эфенди и муллы, несмотря на свое происхождение, пользуются особым доверием и уважением не только узденей, простого свободного народа и крестьян, но князей и старшин, в присутствии которых могут сидеть, на что не имеют права и уздени.
78. Все лица духовного звания могут иметь своих крепостных людей – как достающихся по наследству, так и приобретенных покупкой, и распоряжаются ими и их имуществом как князья и дворяне.
79. Все лица духовного звания могут иметь не более одной жены, но имеют право вступать в брак по нескольку раз.
80. Жен они приобретают также покупкой у второстепенных и третьестепенных узденей и у простого свободного народа.
81. Духовное звание не является наследственным, поэтому сыновья каждого духовного лица могут занимать по своему желанию место своего отца, если это допускает знание ими арабского языка и алькорана. Они также могут перейти в то сословие, откуда происходил их родитель, за исключением крепостного сословия. В случае, если отец поступил в духовный сан из крестьян, дети причисляются к простому свободному сословию народа.
82. За преступления лица духовного сословия судятся по шариату и подвергаются взысканию по алькорану. Муэдзины, сафта и иджако судятся муллой, а этот последний – эфендием.
83. За воровство и прелюбодеяние духовное лицо лишается своего сана и платит штраф.
84. Если суд над кем бы то ни было производится по шариату, то обвиненный, кроме наложенной на него пени для уплаты обиженному, платит определенный алькораном штраф и духовному лицу, производящему суд.
85. Духовные лица, кроме того, что получают разную плату от своих прихожан за образование, венчание и погребение, еще получают от них особенную известную плату в виде подати.
д) Права простого свободного народа.
86. Хотя это сословие признает над собой в некоторой степени не только князей и старшин, но и узденей, на землях которых оно живет, но в этой власти нет ничего определенного и точного. Этот класс людей пользуется, можно сказать, одинаковою свободой с сословиями узденей и духовенства.
87. Простой свободный народ пользуется правом наравне с узденями, имеет своих крестьян, как достающихся им по наследству, так и приобретенных покупкой, и распоряжаются ими и их имуществом, как своею собственностью.
88. Простой свободный народ, кроме того, что по доброй воле, а не по принуждению выполняет разные сельские работы тем князьям, старшинам и узденям, на земле которых это сословие живет, другой подати не платит, а между тем свободно пользуется полями, дугами и выгонными местами.
89. По принятому обычаю, князья и старшины хотя и имеют исключительное право перед узденями брать с простого свободного народа скот и разные другие вещи, но за взятое должны одаривать или платить деньгами.
90. В противном же случае простой свободный народ имеет право оставить своего князя и искать удовлетворения у того князя, к которому он перейдет жить. Нередко случалось, что это сословие народа из-за не удовлетворения князьями за подобные поборы несколькими семействами оставляло прежнего своего владельца и переходило к новому.
91. Мужчины простого свободного народа могут жениться только на девицах того же сословия; эти же последние могут выходить замуж не только за узденей, но и за князей и старшин, которые платят родителям или воспитателям условленный калым.
92. Простой свободный народ имеет голос в народных собраниях, посылая на оные от себя представителей, мнения и решения которых исполняются беспрекословно.
е) Состояние крепостного класса народа.
93. Крепостной класс народа находится в полной и безграничной зависимости у своих владельцев, повинуясь им слепо, исполняя все работы по их приказанию и перенося безропотно и терпеливо сами наказания.
94. На владельцев своих крестьяне не имеют права приносить жалоб.
95. Крепостные люди не имеют своей собственности, но все необходимое для пропитания получают от владельцев. Так, с обрабатываемых полей они получают часть хлеба, а во время сенокосов известное число копен сена.
96. Крепостные люди могут получать свободу или по воле своих владельцев, или по доказательствам о своем происхождении.
97. Крестьяне женятся на крепостных девках или на вдовах только с дозволения своих владельцев, которые за них платят калым, если с согласия своего господина крестьянин женится на крестьянке другого владельца. По воле своих господ крестьянки могут выдаваться замуж за крепостных людей.
98. Крепостной класс народа не имеет права лично подавать в суд и отвечать на суде, но их судьями и защитниками являются владельцы, которые обязаны в случае обвинения крестьянина в каком-либо преступлении платить за него штраф.
99. Крепостные люди участвуют в набегах не иначе, как с дозволения своего владельца; но это делается ими весьма редко, потому что каждый владелец дорожит своими крестьянами, как людьми, доставляющими им самые большие выгоды.
ГЛАВА III. О НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ, РАЗДЕЛЕ ИМЕНИЯ, ДУХОВНЫХ ЗАВЕЩАНИЯХ И ПРАВЕ ОПЕКИ
а) Порядок наследия.
100. По адату право наследства исключительно принадлежит мужскому полу.
101. Но так как в настоящее время среди обитателей северной покатости кавказского хребта если и не преобладает шариат, то находится в одинаковой силе с адатом или получил некоторое применение, почти у всех горских племен дочери и жены также имеют право на наследство.
102. Прямые наследники – сыновья, родные братья, племянники, двоюродные братья и их сыновья.
103. Муж ни в коем случае не наследует имущество жены. Прямыми наследниками такового являются дети.
104. Если нет детей, имение жены возвращается ее родителям, а за неимением последних переходит к ближайшим ее родственникам.
105. Кроме того, у некоторых горских племен существует особенный обычай. Хозяин наследует после своего кунака, умершего у него в доме, все его вещи, находящиеся с ним, т.е. лошадь, оружие и платье, на которое не имеют никакого права ни дети, ни родственники. Это обычай основан на понятии о куначестве, которое почитается наравне с родством, и хозяин, наследовавший после своего кунака, обязан принять на себя канлы, как и родственники умершего.
б) Раздел имущества.
106. По адату имущество делится поровну между наследниками мужского пола.
107. Женский же пол в разделе не участвует. Сыновья или родственники, получившие наследство, должны заботиться о содержании дочерей и жены умершего до тех пор, пока они не выйдут замуж.
108. Долги, оставшиеся после покойного, обычно уплачиваются до раздела имения, если между умершим и заимодавцем не существует особой сделки.
109. В случае же, если заимодавец объявит претензию, когда имение будет разделено, то долг раскладывается поровну между наследниками.
110. Такие права наблюдались при разделе имения между всеми обитателями северной покатости кавказского хребта до введения магометанской религии, а с нею до распространения шариата. В настоящее же время у тех горских племен, у которых шариат преобладает над адатом, при разделе имения наблюдаются следующие правила: жена покойного получает 1/8 долю всего имения; из остального же 2/3 получает сын и 1/3 дочь.
111. Если же после умершего не осталось сыновей, то 1/4 часть достается жене, остальное имение разделяется на две части, если после покойного осталось одна дочь, из коих половина отдается дочери, а другая – ближайшему родственнику.
112. Если осталось несколько дочерей, то имение, за исключением 1/4 части, полагающейся жене, разделяется на три части: две равные части принадлежат дочерям, а третья отходит ближайшему родственнику.
113. Братья или родственники, получившие наследство, обязаны содержать на общем иждивении своих незамужних сестер. После их замужества полученный за них калым разделяют поровну.
114. Между ичкеринцами, каталыковцами, мичисовцами, чеченцами, шатоевцами, щубутовцами, чабирлоевцами и другими соседними с ними обществами с 1840 г. или после утверждения над ними власти Шамиля в разделе имения существуют те же правила, что и у вышеозначенных племен. Разница заключается лишь в том, что калым за сестер не делится между братьями или родственниками, а является собственность сестер и поступает в число приданного.
в) Обряд духовных завещаний и право опеки.
115. До введения магометанской религии духовные завещания были большею частью словесные и делались в присутствии посторонних свидетелей и родственников.
116. В настоящее время завещания основываются на Коране и исполняются лицами духовными, как людьми грамотными.
117. Духовные завещания допускаются у чеченцев только в двух случаях: при несовершеннолетии детей умирающего или когда умирающий – человек одинокий, без родства.
118. В обществах осетинского происхождения почти вовсе не существует обряда делать духовные завещания.
119. Что же касается других горских племен, то поскольку владельцы являются полными и независимыми хозяевами своего имущества, то духовные завещания допускаются во многих других случаях и исполняются свято и ненарушимо.
120. Если умирающий человек одинок, без родства, то ему предоставляется право завещать свое имущество тому, кому он пожелает.
121. Дозволяется делать посмертные пожертвования в мечеть и на богоугодные дела, если они не превышают третьей доли имущества.
122. Составление духовных завещаний как дело, требующее грамотного человека, принадлежит духовным лицам – кадию или мулле.
123. Желающий передать свою последнюю волю призывает кадия и двух свидетелей, при которых кадий с его слов пишет духовное завещание и скрепляет своей печатью в присутствии свидетелей.
124. Составленное таким образом духовное завещание хранится у завещателя, и после его смерти получает законную силу.
125. После смерти завещателя, кадий составляет подробную опись всего имущества умершего. В случае несовершеннолетия наследников, наследство передается его опекуну. Если же умерший человек одинок, то тому лицу, которому оно принадлежит по завещанию.
126. Право опекунства принадлежит ближайшему родственнику мужского пола.
127. Женский пол ни в коем случае не допускается к опеке.
128. Если среди наследников есть совершеннолетние, то в таком случае они имеют право требовать полагающиеся им части, и кадий со свидетелями приступают к разделу частей имущества, полагающихся совершеннолетним.
129. Опекуну не предоставляется никакой доли из доходов имения. За это он не обязан ни представлять экономии, ни давать отчетов в своих расходах, если малолетние наследники содержаться прилично и согласно своему состоянию, а имение сохранено в том виде, в котором оно принято по описи кадия.
130. Если родственники заметят недобросовестные действия опекуна, растрату имения или дурное обращение с питомцем, они имеют право жаловаться кадию, который, разобрав дело и найдя опекуна виновным, сменяет его и присуждает заплатить растраченную долю имущества малолетнего.
131. После достижения наследниками совершеннолетия, которое наступает в 15 лет, опекун в присутствии кадия и родственников сдает имение своему бывшему питомцу согласно той описи, по которой принимал от кадия. Чего не достанет, обязан восполнить.
132. По адату при всех духовных завещаниях назначались душеприказчики, которые обязаны были в точности выполнять волю умирающего. Поскольку по шариату душеприказчики заменяются кадиями или муллами, то назначение первых допускается только за неимением последних, например, когда горец умрет на чужой стороне или среди неверных.
ГЛАВА IV. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ НАД ДЕТЬМИ И ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ К ПЕРВЫМ. О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АТАЛЫК
а) Права родительской власти над сыновьями у всех горских племен, за исключением чеченского.
133. У всех обитателей северной покатости кавказского хребта, за исключением чеченцев, права родителей над детьми и отношения последних к первым почти одинаковы.
134. Отец полновластен над сыновьями и последние должны во всем повиноваться ему, со смирением и глубочайшим почтением принимать всякое приказание и безропотно исполнять оное. Малейшее сопротивление и непослушание воле родительской, по адату, это величайший стыд, а по шариату – грех.
135. Власть матери над сыновьями совершенно ограничена, особенно над совершеннолетними, и она только пользуется тем почтением, которое сама природа внушила человеку, как виновнице его бытия.
136. За непослушание родитель имеет право наказывать сыновей по своему произволу и прогнать их из своего дома с лишением части наследства.
137. Отец имеет право выделить меньшую часть имения, чем полагается, и даже совершенно лишить наследства, но эти примеры весьма редки.
138. На жизнь сыновей родитель не имеет явного права, но бывали примеры, что отец с помощью своих слуг за непослушание и огорчение лишал жизни сына тайно и не подвергался наказанию.
139. Продавать или дарить своих сыновей отец не может.
140. Сыновья, изгнанные из дому и лишенные наследства, не могут жаловаться на своего родителя, даже в том случае, если они лишены этого права несправедливо. С помощью своих родственников и приятелей, приютивших их, они могут искать примирения, и отец может простить их добровольно. Но никакие посторонние ходатайства не имеют силы, если отец не изъявляет на это своего согласия.
б) Ограничение родительской власти над сыновьями в чеченском племени.
141. У чеченцев права родителей над сыновьями и отношения последних к первым совершенно отличаются от других горских племен.
142. Отец полновластен над сыновьями только во время малолетства. Поскольку они рано достигают такого возраста, что в состоянии владеть оружием, то родительская власть теряет свою силу. Не только возникает совершенное равенство между отцом и его сыновьями, но и по праву сильного последние часто торжествуют над первыми.
143. За явное или тайное убийство отцом сына братья имеют право мстить родителю.
144. На домашнее имущество отец и сыновья имеют одинаковое право и последние могут требовать дележа имения, составляющего личный труд и посильное приобретение каждого члена семейства. Следующий пример, хотя и весьма редкий между чеченцами, показывает бессилие родительской власти и вместе с тем слабость закона. Один чеченец, имея шестерых взрослых сыновей, после смерти первой жены вздумал жениться на другой. Сыновья, узнав о его намерении, потребовали дележа имения, на что отец не мог не согласиться. Со второй женой было прижито еще семеро детей. Казалось бы, имение, оставшееся после смерти отца, должно разделиться между сыновьями второй жены, но сыновья от первой потребовали себе равных долей, и адат решил разделить имение умершего на 13 долей, и каждому из сыновей от первого и второго брака дать по равной части.
в) Права родительской власти над дочерьми.
Что касается прав родителей над дочерьми, то таковые как у чеченцев, так и у всех других горских племен совершенно одинаковы.
146. Дочь подчиняется отцу, пока она находится в его доме. Он содержит ее так, как считает нужным.
147. Мать имеет больше власти над дочерью, чем над сыном.
148. Отец выдает дочь свою замуж за того, за кого хочет.
149. У некоторых горских племен, в том числе и у чеченцев, существует обычай, что если брат с кем-нибудь из холостых людей выпьет за здоровье своей сестры и тут же примет небольшой подарок, то сестра считается засватанной и он обязан стараться выдать ее за своего приятеля. В противном же случае последний преследует брата той, за здоровье которой он пил, как кровного обидчика.
150. Случается также, что девушка похищается из родительского дома, если молодой человек не получает согласия на брак от родителей.
151. Впрочем, оба эти случая бывают весьма редко и принадлежат к попыткам отчаянных молодых людей, потому что они порождают канлы.
г) О воспитании детей обоего пола посредством аталыков.
152. В Кабарде, Осетии и Дигории, а также между многими обществами черкесского и абазинского племен, в высших сословиях народа, т.е. у князей, старшин и узденей, дети не воспитываются родителями, а по принятому обычаю отдаются на воспитание посторонним людям.
153. Воспитатели называются аталыками, и питомцы не только должны оказывать им особое уважение всю свою жизнь и награждать их по окончании воспитания, но и выделять им лучшую часть из добычи.
154. Сыновья воспитателя и питомец называются молочными братьями, или эмджеками , и их связывает неразрывная дружба.
155. Родство между молочными братьями считается священнее природного.
156. Аталыки выбираются из низших классов. Князья и старшины отдают своих детей на воспитание первостепенным узденям, а эти уздени – низших степеням или чагарам, но эти последние не могут избирать аталыками узденей.
157. В день передачи новорожденного или новорожденной аталыку, отец дает пир, на который собирает всех своих родственников и кунаков.
158. Родители не должны видеться со своими детьми до окончания воспитания, термин которого 15 лет.
159. После достижении совершеннолетия, аталык возвращает своего питомца в родительский дом и получает за воспитание награждение.
160. Родители могут также дарить аталыку своих детей и до окончания воспитания.
ГЛАВА V. ПРАВА МУЖА НАД ЖЕНОЮ И ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕДНЕЙ К ПЕРВОМУ. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ МУЖА НАД ЖЕНОЮ. ОБ ОБРЯДАХ СВАТОВСТВА И ВЕНЧАНИЯ, А ТАКЖЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЖЕНИХА К НЕВЕСТЕ
а) Права мужа над женою.
161. У всех горских племен, живущих на северной покатости кавказского хребта, жены не иначе приобретаются, как покупкой, т.е. жених платит за невесту деньгами, головами разного скота, оружием и другими вещами.
162. Эта плата называется калымом, величина которого зависит не только от различия состояний, но также и от того, кем является невеста – девицей или вдовой.
163. Калым князя больше калыма узденя первой степени, а у него больше узденей низших степеней; чагары платят больше крестьян.
164. Крестьяне вовсе не платят калыма, но женятся по назначению своих господ на холопках.
165. За девицу платится калым больше, чем за вдову, соизмеряя эту плату также с тем сословием, к которому принадлежит жених.
166. Величина калыма также не одинакова у горских племен: у одних она больше, у других – менее.
167. У чеченцев и у кумыков, кроме калыма, жених делает своей невесте в день сговора еще и особенный подарок, состоящий из шелкового платка и денег.
168. Так как жена приобретается покупкой, а потому является рабой мужа, она во всем должна ему повиноваться, быть покорной ему, как своему господину, и быть верной ему до смерти.
169. Жена должна работать на своего мужа, делать не только то, что касается его одежды и всей черной домашней работы, но даже поить и кормить его ратного товарища – коня.
170. Жена не смеет садиться в присутствии мужа, вмешиваться в разговор и есть вместе с ним при посторонних людях.
171. На основании того же обычая, что жена приобретается покупкой, после смерти мужа она обязана выходить замуж за одного из братьев, если кто-нибудь из них этого пожелает. Только в случае, если, имея детей, она объявит желание посвятить себя их воспитанию, она освобождается от этого второго брака.
172. Многоженство, дозволяемое Кораном, редко встречается между горцами, но не потому, что это противоречит их обычаям, а потому, что они по бедности не могут платить калым за нескольких жен.
173. Тоже самое можно сказать и о наложницах.
174. Несмотря на рабское состояние жен у обитателей северной покатости кавказского хребта, каждый муж считает для себя высшим оскорблением слышать дурной отзыв о своей жене.
175. Скорее он перенесет брань, наносимую его отцу, матери и даже самому себе, чем дозволит оскорбить свою жену.
176. У некоторых горских племен, особенно у черкесов или адыгов, существует обычай, что муж должен избегать встречи с женой не только при посторонних людях, но и при дневном свете. Этот обычай, надо полагать, происходит из-за желания продлить любовь, которая сильнее чувствуется и сохраняется, чем меньше поводов для разочарования, а при редких свиданиях и эти случаи будут реже.
177. Но такой обычай относится только к мужу и жене. Девицы же и даже замужние женщины в отсутствии своих мужей могут участвовать во всякого рода забавах и удовольствиях.
178. Мнение, что между горцами все свадьбы совершаются так, что будущие супруги не видят и не знают друг друга, безосновательно. Достаточно одного свидания, чтобы девушка могла понравиться горцу внешне, потому что они, как и все мусульмане, основываясь на Коране, в котором сказано, «что у женщин нет души», о внутренних их достоинствах не слишком-то заботятся. Об уме своих жен заботятся еще менее, да и на что им ум, когда они не в состоянии блистать им при их затворническом образе жизни.
179. У жен чеченцев и у их девиц по сравнению с прочими горскими племенами больше свободы. Супруги не чуждаются друг друга, и жены разделяют со своими мужьями разного рода удовольствия.
180. Более того, у большей части тех обществ, в которых высший класс народа составляют князья, существует обычай, что князья в первый год после женитьбы не живут со своими женами, но оставляют их у одного из своих узденей или чагаров.
181. По прошествии года, князь перевозит свою жену в свой дом, платя тому узденю или чагару, у которого она проживала, крестьянина и крестьянку или сто баранов.
182. Кроме того, в пользу того же узденя или чагара остаются все лошади, на которых княжеская жена и ее имущество были привезены к нему в дом.
б) Ограничение прав мужа над женою.
183. Не смотря на таковое положение женщин между обывателями северной покатости кавказского хребта, которое вполне соответствует обществам необразованным и полудиким, где преимущественно физическая сила признается законным правом, нельзя сказать, чтобы они не ограждались некоторыми обычаями от беспредельного самовластия мужчин.
184. Муж ни в коем случае не может свою жену ни продать, ни лишить жизни, даже в том случае, если она окажет неверность. Впрочем, это выполняется только у чеченцев.
185. У кумыков и некоторых других горских племен муж за неверность может убить свою жену. За это он не подвергается кровомщению, если представит ясные доказательства того.
186. Имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно, и без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.
187. Если бы муж вздумал принуждать свою жену к продаже принадлежащей ей собственности, то она может искать защиты у своих родственников.
188. Жена по собственному желанию может всегда развестись со своим мужем, но в таком случае она оставляет ему свой калым и все свое имущество.
189. Если же муж первый потребует развода, то он должен отпустить жену с калымом и со всем ей принадлежащим.
в) Об обрядах сватовства и венчания, а также об отношениях жениха к невесте.
190. У горцев не существует ни обручения, ни венчания; даже та молитва, которая по магометанскому закону должна быть совершена над вступающими в брак, не всегда и не везде читается.
191. Главный свадебный обряд, похожий на наш стопор, состоит в изъявлении родителями или родственниками невесты согласия выдать ее замуж за известную плату, часть которой отдается во время самого сговора, а остальная – после женитьбы.
192. На ту часть калыма, которая отдается женихом во время сговора, готовится для невесты приданое.
193. После сговора жених имеет право видеться тайно со своей невестой, но при посторонних людях приличие требует не только не говорить между собою, но и не смотреть друг на друга.
194. Жених имеет право отказаться от своей невесты или дозволить ей, по ее просьбе или по просьбе родителей, выйти за другого.
195. Сама же невеста не может оставить своего жениха без его дозволения.
196. Иногда случается, что между сговором и женитьбой проходит несколько лет. Это происходит или оттого, что жених, по бедности своей, не в состоянии заплатить условленного калыма, или потому, что, рассердившись на девушку за ветреность ее или за что-нибудь другое, нарочно считает ее своей невестой, а между тем женится на другой.
197. Хотя как по адату, так и по шариату воспрещается похищать девицу против желания родителей или родственников, однако случается, что такое похищение совершается. Если родители или родственники похищенной не согласятся на примирение с похитителем с уплатой надлежащего калыма, то в таком случае между ними возникает вражда, как за кровную обиду.
ГЛАВА VI. О КРОВОМЩЕНИИ ИЛИ КАНЛЫ И О ВОРОВСКИХ ДЕЛАХ
а) О кровомщении или канлы.
198. Адатом разбираются дела воровские. Этим судом решаются дела о наследственном праве, о разделе имения и об отношениях родителей к детям, мужей к женам. Смертоубийство же, нанесение раны, а также разного рода личные обиды и оскорбления не подлежат разбирательству суда, а преимущественно решаются мщением.
199. Если бывают самовольные действия в таких обществах, где они строго наказываются законом, то тем более эти самовольные действия должны существовать у горцев, где закон бессилен и где само воспитание, вместо того, чтобы укрощать мщение, еще больше развивает эту страсть.
200. Едва ли младенец начинает понимать, как мать, отец, аталык и все родные твердят ему одно и тоже, что он должен ненавидеть своего врага и мстить кровью за кровь за обиды и оскорбления. При таких правилах воспитания, потворствующих самим законом, не удивительно, что мщение у горцев развито в самой высшей степени.
201. Не только сын обязан мстить за обиду, нанесенную его отцу, но и все родственники обиженного имеют канлы против обидчика.
202. В некоторых обществах существует обычай, что находящиеся между собой в куначестве обязаны мстить друг за друга.
203. Обидчик, опасаясь мщения, принимает все меры предосторожности и не выезжает никуда один, а только окруженный своими родственниками и кунаками.
204. Часто случается, что при отмщении за первую обиду, рождается несколько новых канлы между родственниками противников. Бывали примеры, что таким образом враждовали между собою целые аулы.
205. У чеченцев право канлы имеет место даже между отцом и детьми, и нередко бывали примеры, что если отец убивал одного из своих сыновей, то братья мстили своему отцу.
206. Случается, что обидчик остается неотомщенным, если он, чувствуя себя слабее своего противника, со своими родственниками тайно уходит из того места, где он жил, и отдается под защиту русского правительства или под покровительство князя, старшины или другого почетного лица.
207. Бывает также, что обидчик, особенно если он без родственных связей, избегая мщения, скрывается по лесам и горам, где сам и с толпой себе подобных занимается грабежами или разбоями, т.е. становится абреком.
208. Такие абреки это никто иные, как наши разбойники. Они не только не щадят посторонних людей, но даже и своих родственников. Все, попадающие им под руку, становятся жертвой.
209. К абрекам относятся также все те, кто вследствие особого рода молодечества или какого бы то ни было горя, несчастья или бедности дали себе обет на всю свою жизнь или на известный срок не участвовать ни в играх, ни в весельях, не жалеть жизни в набегах, не спускать ни малейшей обиды ни другу, ни брату и не знать завета на чужое.
210. Нет сомнения, что каждый абрек опасен и для чужих, и для своих. Тогда как от абреков-убийц нельзя ожидать никакой пользы, как от закоренелых злодеев, последние, хотя тоже не щадят своих, но на них первая надежда в бою. В набегах каждый предводитель старается иметь побольше абреков, которые всегда первые при нападении и последние при отступлении.
211. Абреков не следует смешивать с кровоместниками. Первые в течение данного ими зарока не щадят никого и ничего, а последние изливают свое мщение только против известных лиц.
212. Случается также, что канлы не совершается по случаю обоюдного примирения противников.
213. Для исполнения обряда примирения лицо, против которого имеется канлы, в знак раскаяния в своем проступке молится и постится в течение всего времени, пока не отрастит себе длинных волос.
214. Тогда кающийся через своих родственников или скорее через знакомых просит у своего противника о прощении.
215. Если последний согласится на примирение, то ищущего примирения привозят в дом к обиженному, который и должен в знак примирения обрить голову обидевшему его.
216. Канлы прекращается после совершения этого обряда, и примирившиеся, называясь кровными братьями, клянутся вечно быть верными друг другу.
217. Но несмотря ни на примирение, ни на клятвы, случается, что оскорбленный и после того убивает своего кровного брата.
218. У некоторых горских племен, особенно у черкес, существует особый обычай примирения других сторон, имеющих между собою канлы. Если обидчик желал примирения, но не встретил желания со стороны обиженного, он с помощью своих родственников и знакомых или того лица, к покровительству которого он прибегнул, старается хищнически и скрытно захватить у самого обиженного или его родственников малолетнего сына. Становясь аталыком, он воспитывать его у себя.
219. После достижения сыном обиженного или его родственника совершеннолетия, воспитывавший снабжает его богатым одеянием, хорошим водным оружием, лучшей верховой лошадью с седлом и отправляет его к отцу, посылая подарок, состоящий из нескольких штук рогатого скота или верховой лошади.
220. Обиженный в благодарность за воспитание своего сына примиряется с обидчиком и делается его кровным братом.
221. Если два князя у кабардинцев, встретившись между собой, за что-нибудь поссорятся, и если кто-нибудь из узденей за обиду, нанесенную его князю, убьет обидчика, то первый не подвергается мщению, но оно падает на того князя, за которого заступился уздень.
222. Когда двое князей у кабардинцев поссорятся между собой и один из них убьет другого, а виновный скроется в доме узденя из фамилии Куденетов, то родственники убитого не вправе мстить ему, пока он будет находиться в этом доме. Впрочем, виновному не разрешается более одной недели жить в доме у Куденетовых. По прошествии этого срока мщение имеет место и в этом доме.
б) О воровских делах.
223. Горы – это природные крепости, которые предоставляют мало хлеба, но зато много средств, чтобы спрятать добычу и укрыться от преследования. Они всегда и везде были гнездом разбойничьих племен, точно также как степи – жильем народов-пастырей, прибрежные моря – купцов, приречья – хлебопашцев и рыболовов. Кавказские горы по дикости своего образования особенно способствуют развитию склонности к разбоям у своих обитателей. И действительно, хищничество – главный промысел кавказских горцев, единственное средство одеться и вооружиться. Родные их скалы дают скудную пищу, стада – грубую одежду, а потому для удовлетворения рождающихся в них желаний они ищут добычу среди своих одноверцев, но чаще за Кубанью и Tepeком, куда манят их наши станицы и села. Горца не только не ужасают те опасности, которые он может встретить в своем воровстве; напротив, он с охотой стремится на грабеж, чтобы добыть какое-нибудь новое приобретение, а счастливым и удачным исполнением обратить на себя внимание своих сородичей и приобрести имя джигита, т.е. наездника.
224. При таком образе понятий неудивительно, что воровство во всеобщем употреблении между кавказскими горцами составляет врожденную и преобладающую страсть. Самым любимым для них удовольствием и занятием служит рассказывать с хвастливостью о их хищничествах в ваших пределах или у разноплеменников.
225. Но в то же самое время, когда кавказский горец с хвастливостью рассказывает о своих хищничествах за пределами своего общества, он никогда не упоминает о своих воровских делах, совершаемых им в пределах этого общества, а тем более того аула, в котором он живет, потому что воровство между одноаульцами и одноплеменниками не только не позволительно, но и позорно.
226. Однако несмотря на это, кавказские горцы из-за врожденной страсти часто совершают воровство и между своими. Уличенный в краже на месте не только подвергается штрафу, но и становится презренным, но не потому, что он решился на воровство, а оттого, что не умел совершить его в тайне, как не искусный вор.
227. Горец, подозреваемый в воровстве, но не пойманный на месте преступления, хотя и не подвергается общему презрению, но штрафуется, если будет явно обвинен в этом.
Страницы: 1 2