ЯКОБ РЕЙНЕГС. ВСЕОБЩЕЕ ИСТОРИКО-ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. XVIII В. ЧЕРКЕСЫ.
Черкесы делятся на князей (бей), дворян (узден) и кнехтов – крепостных (кулл). Они различаются по одежде, потому что только князь имеет право носить кольчугу. Во время еды не произносят ни одного слова; за столом у князя прислуживает дворянин, которому в свою очередь прислуживает крепостной, а этому последнему – его раб. Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка. Ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее быть проданным, битым или истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился каким-либо образом.
Князья очень почитаются своим народом; их личность является священной, и никто не осмеливается их захватывать. Если князь в гневе убивает крепостного или даже дворянина, то он обязан лишь уплатить семье убитого причитающиеся деньги за кровь; но не слышно, чтобы на самого князя налагали руку и требовали возмездия. Даже тогда, когда князь схвачен с другими во время разбойничьего набега, его жизнь стоит вне опасности; с ним прилично обращаются, и он должен уплатить значительную сумму денег за свое освобождение, чтобы исправить свое неудачное предприятие.
Когда княжеский крепостной становится настолько богатым стадами и имуществом, что может дать свободу 25 рабам и сделать их своими холопами, то он стремится обычно сделаться дворянином, хотя он приобретает от этого очень мало преимуществ для самого себя. Он получает право всюду следовать за своим князем, прислуживать ему и, если ему князь разрешит, поселиться поблизости от него. Он должен также давать князю ежегодный подарок, равный половине его доходов.
Если таким неуважаемым дворянином становился богатый холоп, то он должен был выполнять еще и такие обязанности. Когда у князя, его господина, или у кого-нибудь другого из этого княжеского рода рождался сын, то он должен убедить мать просьбами, чтобы она разрешила ему похитить ее сына. Если мать соглашается на это воровство, то холоп отправляется вместе с семью дворянами ночью в княжеский дом, берет ребенка, и оставляет его расти в своем доме. Эти свидетели поочередно следят за тем, чтобы, как только привешенные и отмеченные на ребенке знаки нуждаются в малейшей замене или возобновлении, все семеро свидетелей при этом непременно присутствовали и вообще внимательно наблюдали за всеми происходящими в ребенке изменениями. Посредством муллы они письменно отмечают все это, чтобы все подозрения о подмене ребенка были оставлены. Если один из свидетелей умирал, то приемному отцу стоило много труда и издержек найти другого. Кроме того, он должен был преодолеть много трудностей, пока достигал своего желания.
АБИВЕА, с. 210-211.
Историко-топографическое описание Кавказа
Автор admin, мая 6, 2010
Рубрики: Адыги (черкесы, кабардинцы)
Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.
Комментарии закрыты.