К разработке исламского конституционного права

В обязанности граждан страны входит безусловная поддержка и подчинение халифу. Такая полная поддержка должна быть только в том случае, если халиф на деле показывает свою полную приверженность шариату. Если халиф же открыто нарушает положения религии, следует своим страстям и даже если совершает сомнительные с точки зрения религии действия, то может возникнуть проблема его несоответствия занимаемый должности. Однако это необходимо подробно исследовать и доказать. Если же согрешивший халиф раскается и снова приведет свои действия в соответствие с шариатом, то для продолжения пребывания у власти необходимо его новое избрание. Также является неправомочным пребывание у власти халифа еще в двух случаях: если у него имеются явные физические недостатки и если он не свободен в своих действия и является марионеткой других лиц.
Амир исламата.
Исламат возглавляет амир государства как верховный политический руководитель государства. Амир является прежде всего политическим лидером, действующим в согласии с духовным главой мусульман страны шейх-уль-ислам. Налицо их симбиоз, союз, как в халифате. Амир не обязательно должен обладать ученостью. Он прежде всего должен быть храбрым и умным политическим лидером, однако широко образованным и понимающим проблемы ислама. Амир должен быть лише явных физических недостатков и обладать душевным здоровьем.
Высшим критерием деятельности амира является общественная польза и следование шариату. Амиру надлежит повиноваться, пока он поступает для блага государства в согласии с шариатом. Амира необходимо отстранить от должности, если он преследует в своей деятельности частный интерес или подвержен пагубным страстям. Амир обязательно должен быть мусульманином по вероисповеданию.
К вопросу о классификации Меджлисов.
Сначала определим, что же такое Меджлис. Меджлис – представительный орган, решающий вопросы конституционно-правового значения. Имеется ввиду и принятие законов в данном случае. Шура – профессиональный орган по рассмотрению важных государственных вопросов. Джирга – представительный орган племени или федерации племен в общинном исламе или устройстве. Диван – совет верховной власти, совещательный орган или орган по реформе.
Наиболее полное наименование Меджлисов можно представить так:
Меджлис аль Умма (Вселенское собрание),
Меджлис аль Байа (Собрание договора),
Меджлис аль Шура (Палата совета),
Меджлис аль Улема (Духовная палата),
Меджлис аль Даава (Палата призыва),
Меджлис аль Шариа (Палата шариата),
Меджлис аль Эмира (Палата эмиров).
Меджлисы.
Дадим определения. Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же, первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.
Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. Если Меджлис аль Умма может составляться из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.
Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент, как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.
Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. Говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе, и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.
Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся по сути верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура, орган. Избирается он или парламентами исламских земель или мусульманами в административно-территориальных единицах и обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.
Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти и в его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.
Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения, хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третья палата парламента, но это вряд ли возможно.
Таким образом, Меджлис аль Байа, Меджлис аль Шура, Меджлис аль Улема, Меджлис аль Даава, Меджлис аль Эмира являются государственными органами. Меджлис аль Улема – духовная палата. Меджлис аль Даава и Меджлис аль Эмира органами территориального представительства. Меджлис аль Эмира и Меджлис аль Шариа – органы совещательного характера.
Проблема правительства.
Система организации органов исполнения:
• Ведомство как центральный орган исполнения, координирует работу подведомственных служб. Занимается определенной отраслью государственного управления,
• Служба как функциональный орган исполнения, исполняет и обеспечивает работу ведомства в конкретных полномочиях.
Концепции организации исполнительных органов:
1. Исполнительный помощник ведомства и службы – назначается главным везирем или вазиром с согласия Халифа как представитель победившей партии Аллаха из числа большинства исламских партий в Меджлисе и несет ответственность перед Меджлисом.
2. Исполняющий обязанности глава ведомства и службы – назначается главным везирем или вазиром с согласия Халифа как признанный благочестивый мусульманин и компетентный руководитель, «назначен» до Дня Страшного суда, единственный критерий оценки на небесах– Аллах в День страшного суда.
3. Амир ведомства и службы– назначается главным везирем с согласия Халифа из числа государственных служащих и он ответственен перед Халифом.
Согласно классической исламской государственно-правовой доктрине халиф или имам не имеют правительства как коллегиального органа исполнительной власти. Правительство есть ненужная преграда между великим везирем как начальником канцелярии и везирями или исполнительными помощниками (руководителями) ведомств. Руководители напрямую подчиняются ему. Сейчас в доктрине исламской формы правления это институт не вполне признан, но в практике произошло его окончательное утверждение как органа, возглавляющего исполнительную власть или сферу исполнительных дел.
В принципе по разработкам исламских ученых 20 века в структуре исполнительных органов можно выделить следующие типы:
1. Вазират – Внутреннее гражданское управление – порядок государственного управления в сфере гражданского управления исламского государства, возглавляет вазир (премьер-министр), главный исполнительный помощник, вазират в современном значении министерство (ранее диван), но в более древнем главный помощник, заместитель главы государства, вазират в европейском понимании аналог правительства, хотя правительства в исламской доктрине как коллегиального органа нет, исполнительные помощники подчиняются напрямую.
2. Векалат – Внешнее гражданское управление – порядок государственного управления в сфере внешнего гражданского управления исламского государства, возглавляет вакиль, верховный внешний представитель, векалат в переводе представительство, в европейском понимании аналог МИДа.
3. Джихадат – Военное управление – порядок государственного управления в сфере военного строительства исламского государства, возглавляет амир джихада, главнокомандующий вооруженными силами, в европейском понимании аналог министерства обороны.
4. Идарат – Духовное управление – порядок государственного управления административным обеспечением отправления культа, Духовное управление мусульман Халифата, возглавляемое шейх-аль-ислам, ведает всеми духовными вопросами отправления культа.
Правительство должно формироваться победившей на выборах партией Аллаха как ответственной за политическую волю мусульман, сделавших свой выбор. Желателен механизм, когда победившая партия предлагает кандидатуру вазира, который в свою очередь формирует правительство и назначает исполняющих обязанности министров, вакиля, амира джихада и шейх-аль-ислама (последнего по предложению духовенства). Все члены правительства ответственны перед Меджлисом.
Как вытекает из ислама, руководители ведомства и службы являются исполняющими обязанности в том смысле, что земная жизнь бренна и главное – День страшного суда, то есть они как бы «исполняют свои обязанности» до Дня страшного суда в течение земной жизни.
5. ШАРИАТСКАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.
Хисба.
Европа знает суд как орган разрешения конфликтов, а исламская политико-правовая доктрина обосновала административный способ разрешения конфликтов и, в том числе, конфликтов в области прав человека. Современная политическая жизнь мусульман знает такой институт как Канцелярия жалоб, которая представляет материалы конфликта для разрешения вопроса главой государства. Хисба – специальный орган государственного управления в исламском государстве, главной функцией которого является межведомственное административное разрешение конфликтов о праве.
Признаки хисбы:
Орган государственной власти,
Межведомственный орган,
Окончательная инстанция по разрешению административных конфликтов по своей компетенции,
Орган полицейского надзора в области нравов,
Включает в свой состав системы административных судебных трибуналов.
Хисба включает главного мухтасиба, мухтасибов провинций, Апелляционную коллегию мухтасибов, полицию нравов и судебные административные трибуналы. Таким образом, хисба имеет трехчленную структуру мухтасибов, полиции и суда.
Главный мухтасиб имеет право рассматривать споры ведомств и принимать обязательные решения, кроме решений по деятельности правительства. Стороны могут оспорить решение мухтасиба в Апелляционной коллегии мухтасибов, чье решение окончательно. Главный мухтасиб руководит полицией нравов, а мухтасибы провинций ее территорильными подразделениями.
В систему хисбы входят судебные административные трибуналы как органы суда, рассматривающие споры с участием государства и граждан. Судебные административные трибуналы включают Верховный административный трибунал и Административные трибуналы провинций. Судьи административных трибуналов назначаются и освобождаются от должности Высшей судебной шурой государства. В заключение можно отметить, что предлагаемый институт позволит эффективно решать поставленные перед ним задачи.
К вопросу о Высшей судебной шуре.
Прежде всего о статусе высшего судебного органа. Это орган судебной власти и поэтому он воплощает в себе государственное начало, начало государственной власти. Но при этом он не должен пересекаться с органами самоуправления судебного сообщества или с органами отправления правосудия как такового. Должно быть достигнуто равновесие.
Поднимается вопрос о кади всех кади вместо Высшей судебной шуры. Кади всех кади будет совмещать функции и отправления правосудия и возглавлять судебную власть. На наш взгляд это не вполне правильно. Высшая судебная шура – орган административного руководства судебной системой со стороны государства, а кади всех кади будет совмещать такие важнейшие функции. Он физически не сможет справиться с таким объемом работы и поэтому реально все будет решать его канцелярия, готовящая документы, да и в принципе это орган далекого прошлого, мусульманского средневековья.
Главу Судебной власти ИРИ назначает лидер страны (рахбар) на пятилетний срок из числа «сведущих в судебных делах муджтахидов». Глава Судебной коллегии имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль.
Вряд ли целесообразно создавать единый орган для прокурорского и судейского сообществ, тем более что прокуратура строится целиком на подчинении и централизации. В то же время судебное сообщество внутренне плюралистично и допускает широкое самоуправление.
Высшая судебная Шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства.
Наконец, к вопросу о том, кто будет возглавлять Высшую судебную шуру. Кади всех кади либо глава государства. Думается, что должность кади всех кади как лица, возглавляющего судебную власть, неприменима в современных условиях. Высшую судебную шуру должен возглавлять глава государства как высшее должностное лицо, направляющее государственную политику в области административного руководства судебной системой.
Конституционная юстиция.
Шариатская доктрина не слишком много внимания уделяет вопросам конституционной юстиции, считая это больше западноевропейским нововведением, ведь оценка идет не на соответствие конституции, а на соответствие Корану и Сунне, то есть в принципе другой вектор. В шариате наиболее целесообразно специальное присутствие конституционного характера – Конституционная Шура. Конституционная Шура – специальное присутствие конституционного характера, которое рассматривает вопросы конституционных споров на предмет наличия в них противоречий и передавала бы данные споры на разрешение особому судебному органу – Конституционному пленуму Верховного суда.
Половину членов Конституционной шуры могла бы назначаться главой исламского государства, а вторая половина – Меджлисом аль Шура. Конституционная Шура констатировала бы факт наличия спора и далее дело рассматривает Конституционный пленум Верховного суда. Данные пленум есть особое совещание, члены пленума в количестве 15-20 человек избираются на 2 года членами Верховного суда, Конституционный пленум Верховного суда уполномочен разрешать конституционные споры согласно основному закону. Решения данного органа окончательны и обжалованию не подлежат.
Структура шариатской судебной системы.
Чтобы правильно оценивать шариатскую судебную систему нужно понимать, что основополагающим является деление шариата на частное и публичное право и отсюда прямо вытекает система судов. Главным являются система судов публичного и система судов частного права. Также очень характерно деление на внутренне исламское право и право народов, то есть международное.
Необходимо заметить, что согласно исламской доктрине шариатская судебная система выглядит так:
1. Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства – назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам.
2. Система шариатских общих судов:
• Верховный шариатский суд (в составе Конституционного пленума, Пленума, Президиума (в порядке надзора), коллегий по гражданским, уголовным, делам с участием иностранцев, трудовым и экономическим делам),
• Региональные апелляционные суды эмиратств (на решения участковых судов в качестве второй инстанции и в качестве первой инстанции экономические споры),
• участковые суды кади.
3. Система административных шариатских трибуналов, в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и отношения с государством (публичное), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов:
• Высший административный шариатский трибунал (в составе Пленума, Президиума (в порядке надзора), коллегий по социальным, финансовым, административным делам)
• Региональные административные трибуналы эмиратств (в качестве первой инстанции).
4. Отдельный суд по трудовым делам (отношения между работником и работодателем) – такая судебная система стала допускаться в 20 веке среди мусульманских ученых, хотя систему не вписывается.
5. Отдельный суд по спорам с участием иностранцев и немусульман как отдельное судебное присутствие, хотя это не вполне желательно.
Решение данного вопроса зависит напрямую от понимания сущности шариата. Если шариат понимается как божественный закон, данный в неизменном виде, то структура будет следующая. В данном случае на самом деле будет две структуры: для мусульман и немусульман. Для мусульман наиболее вероятен такой вариант: Верховный шариатский суд, Апелляционный окружной шариатский суд и первичный (участковый) шариатский суд кади. Для немусульман западноевропейская система права и соответственно – и судебная система. Обычно это Верховный суд по уголовным делам, участковые суды по уголовным делам, Высший суд по гражданским делам и Суд по социальным и трудовым делам.
Если же шариат понимается как развивающееся государственное право с общими принципами функционирования, но проявляющее себя в разнообразных правовых формах мусульманских государств, то может быть возможна и такая система. Конституционная юстиция, система арбитражных шариатских судов во главе с Высшим шариатским арбитражным судом, система судов общей юрисдикции, включающая Верховный суд и суды по уголовным и гражданским делам. Административные шариатские трибуналы как органы административной юстиции наиболее целесообразно включить в структуру хисбы.
В принципе на самом деле, структура шариатской судебной системы во втором случае очень будет похожа на то, что мы видим в западноевропейских странах, но, возможно, будет создано и что-то глубоко оригинальное. В любом случае параллели будут очевидны. В данном случае мусульманским странам придется в какой-то степени повторить путь западного мира, творчески перерабатывая его.
Наиболее положительным здесь является опыт Германии в части построения разнообразной судебной системы и опыт Франции в области административной юстиции. Также рациональным кажется и опыт России в области арбитражных судов. В любом случае все это позволит мусульманам создать подлинно исламскую судебную систему.
6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ХАЛИФАТА).
Соотношение власти халифа и султанов.
Первый исторический Халифат базировался по мнению средневековых мусульманских мыслителей на взаимосвязи трех элементов: халифа, султанов и улемов. Последние выступали как корпоративное сословие во главе религиозным главой всех мусульман шейх-уль-ислам. Именно на согласии этих трех политических субъектов базировался мир и спокойное развитие Первого Халифата. Эта концепция не осталась неизменной – изменилось время и изменилось и ее содержание, но основы не поколебались.
Султанат – член федерации Халифата, национальное исламское государство, возглавляемое выборным или наследственным султаном. Халиф представляет собой верховную власть в Халифате, султаны же главы мусульманских земель – султанатов. Это разные уровни власти во Втором новом Халифате. Если раньше султаны возглавляли всю власть в султанатах, то теперь исполнительную или там все равно есть правительство как орган исполнительной власти. Появился и Меджлис как парламент мусульман. Взаимоотношения халиф и султанов можно охарактеризовать как подчинения законам в рамках своей компетенции, установленной Основным низамом Халифата и последующими законами государства.
Халиф представляет Халифат в международных отношениях, султаны представляют султанаты в отношениях с халифом как властители. Вали представляют вилайеты в отношениях с султанатами. И так далее. Данная система является оправданной и целесообразной при функционировании политических институтов Халифата.
Халиф первое лицо в Халифате, султан и они принимают решения о направлениях развития страны. Естественно, необходимо увязывание воли султанов и халифа в единое целое и одними волевыми решениями халифа много не сделаешь. Встает вопрос об органе представительства султанов, куда бы входили султаны по должности. Таким органом мог бы стать Меджлис аль Даава как верхняя палата союзного парламента Халифата.
Данное понимание соотношения власти халифа и султанов полностью соответствует мусульманского историческому властному миропониманию и позволяет приблизиться к оптимальной точке взаимодействия всех уровней власти в Халифате.
Устройство власти в султанате во много соответствует самому Халифату, однако целесообразно принимать не закон Халифата об основных условиях устройства властей султанатов, а подписывать индивидуальные административные байа с каждым султанатом. Административный байа – административно-правовой договор, заключаемый Халифом и султаном об устройстве султаната, разрешаемого Халифатом в соответствии с традициями султаната и законами Халифата.
Эмиратство.
Прежде всего определим, что такое эмиратство. Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра. Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства. Султанат – административно-государственная единица в возможном будущем Втором Новом Халифате мусульман как исламское национальное государство.
К органам эмиратства можно отнести: Эмир, Шура эмиратства, территориальные службы федеральных ведомств. Эмиром может быть гражданин Халифата, старше 35 лет, возможно немусульманин в христианском эмиратстве либо очень близкий к мусульманам, имеющий высшее образование и опыт управленческой деятельности.
Шура эмиратства составляет: половина от – руководители вилайетов и половина руководители территориальных служб федеральных ведомств. Шура эмиратства является консультативным органом при Эмире, обсуждая вопросы государственного управления. состав Шуры определяет сам Эмир и он несет ответственность за невыполнение рекомендаций Шуры эмиратства.
Предполагается, что эмиратство по территории будет совпадать с султанатом для удобства и четкости государственного управления и эмиратство делиться на более мелкие единицы не будет в отличие от султаната, включающего вилайеты, хакимияты и джамааты.
Эмиратство может образовываться по решению Премьер-министра либо Халифа и оформляется решение в виде низама. Предложение об этом может вносить Меджлис аль Эмира либо Премьер-министр. Главными критериями создания эмиратства могут быть историческая общность языка, культуры, религии и так далее. Один султанат может совпадать с территорией нескольких эмиратств, но эмиратства не должны включать территорию разных султанатов, то есть от двух и более.
СЛОВАРЬ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПОНЯТИЙ
Адат – исторический нормативно-правовой источник исламского права, являющийся сводом обычаев мусульманского народа до принятия ислама и касающийся гражданско-правовой и уголовно-правовой сферы права. Шариат быстро заменяет государственное право исламской страны домусульманского периода, так как государство определял конкретный правитель, опираясь на самое общее мнение подданных.
Административный байа – административно-правовой договор, заключаемый Халифом и султаном об устройстве султаната, разрешаемого Халифатом в соответствии с традициями султаната и законами Халифата.
Байа – нормативно-правовой источник исламского права, являющийся конституционно-правовым договором правителя мусульманской страны с высшим представительным органом – парламентом об условиях своего избрания и правления, что выражается в принятых на себя обязательствах и вытекающих из этого прав для их реализации.
Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства.
Высшая судебная Шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства.
Имамат – тип исламского государства, является исламским государством, в котором лидером является религиозный духовный руководитель – имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможен его глобальный характер как у халифата.
Исламократия в модернизме (более широкое словоупотребление – исламская демократия) – политическая форма ислама в исламской форме государства, которую стремятся построить в исламском мире вестернизированные страты, опираясь на мировой опыт, определенную часть традиции и воплощающая дух ислама. Самое слабое место исламократии – это ее западный характер, который никак не удается скрыть.
Исламская национальная форма в традиционализме – политическая форма ислама в исламской форме государства, существующая в исламских странах, опирающая на традиционные институты власти, играющие роль дополнительности к руководящей деятельности государства, вытекающая из религиозного союза государства и общества и имеющая в качестве идеологии исламский ренесссанс. В исламской национальной форме исламские институты всего лишь дополнение к западным институтам власти для стабилизации власти и выполняют роль «громоотвода» в политической системе.
Исламская политическая система – совокупность политических институтов и механизмов их взаимодействия по поводу публичных интересов и волеизъявления больших организованных социальных групп мусульман в соответствии с шариатом и мусульманскими законами. Ограничением исламской политической системы в соотнесении с политической системой вообще выступают шариат и мусульманские законы.
Исламская форма государства – форма государства, вытекающая из божественных установлений шариата как божественного закона мусульман, данного в несотворенном слове Аллаха – Коране, и представляющая собой систему управления мусульманами и их политического волеизъявления на Земле до Судного дня перед Аллахом. Понятие исламская форма государства является собирательным и включает в себя понятие политической формы ислама и типа исламского государства.
Исламская форма правления с точки зрения фундаменталистов – политическая форма ислама в исламской форме государства, создаваемая в исламской стране как универсальный согласованный набор правовых институтов с миссией вечного джихада и непрерывного освоения мира. В принципе исламская форма правления не совсем правильное наименование, но такое название прочно закрепилось и его приняли сами фундаменталисты. Правильнее говорить об исламистской форме государства, но звучит гораздо менее благозвучно.
Исламское административное право – это доктрина организации и функционирования органов исполнения (более узко – исполнительной власти) в мусульманском государстве по поводу исполнения публичных функций.
Исламское конституционное право – это доктрина организации и функционирования государственной власти в мусульманском государстве (стране), регулирующая систему публичных институтов власти, положение личности мусульманина, взаимоотношения мусульманина и государства.
Исламское международное публичное право – доктрина организации взаимодействия государств на международной арене и порядка функционирования их совместных международных организаций.
Конституционная Шура – специальное присутствие конституционного характера, которое рассматривает вопросы конституционных споров на предмет наличия в них противоречий и передавала бы данные споры на разрешение особому судебному органу – Конституционному пленуму Верховного суда.
Концепция исламской политической системы – выступает как основные взгляды на развитие мусульман и их жизнь в исламском мире, можно выделить две основные концепции исламской политической системы и в основу каждой из них положены принципы как основные начала организации политической власти. В первой концепции принципы складываются из трех составных частей:
Принципы создания исламской политической системы,
Принципы функционирования исламской политической системы,
Принципы данного исламского политического института.
Принципами создания исламской политической системы являются принципы:
Таухид,
Рисалят,
Умма.
Принципы исламской политической системы являются, в свою очередь, принципами построении государств и межгосударственными, касающимися отношений на международной арене. Такой доктриной является Доктрина Нового Исламского мирового порядка.
Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. Если Меджлис аль Умма может составляться из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.
Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся по сути верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура, орган. Избирается он или парламентами исламских земель или мусульманами в административно-территориальных единицах и обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.
Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти и в его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.
Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент, как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.
Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. Говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе, и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.
Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же, первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.
Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения, хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третья палата парламента, но это вряд ли возможно.
Новый Исламский мировой порядок – доктрина, разрабатываемая с начала 60-х годов 20 века в исламском мире система основных взглядов исламского мира как целостной общности на систему международных отношений как желаемую с точки зрения Корана и Сунны систему приемлимого и допустимого поведения государств в сфере человеческого общежития на Земле до Судного дня.
Принцип Меджлис как принцип функционирования исламской политической системы есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти Халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира. Принцип Меджлис и принцип Шура есть единое целое, две стороны одной медали, одно без другого немыслимо и вместе они неразрывное целое.
Принцип партии Аллаха как принцип функционирования исламской политической системы означает в данном случае не партийную монополию, а тот факт, что любая системная исламская политическая партия должна в своей деятельности соответствовать шариату и Основному низаму Халифата, равно это касается и внутреннего устройства партии. Партией Аллаха можно назвать любую такую партию. а не конкретную политическую организацию.
Принцип Рисалят как принцип создания исламской политической системы есть пророчество Дня страшного суда и что каждый мусульманин должен об этом помнить в своих делах и поступках, в том числе в политической сфере. Пророк открыл мусульманам пророчество и сказал о его исполнении. Концом земной жизни мусульман будет День Страшного суда, когда Аллах будет судить всех и решать о новой жизни.
Принцип Таухида как принцип создания исламской политической системы есть единобожие в исламе и ответственность тем самым каждого мусульманина за свои дела и поступки перед Аллахом, в том числе в политической сфере. Аллах единственен и никто не может его увидеть. Аллах есть бог, давший мусульманам истину и веру в него.
Принцип Уммы как принцип создания исламской политической системы означает, что не может быть изъятия из сферы распространения действия исламской политической системы, она распространяется на каждого мусульманина на Земле. Уммой является всемирная община мусульман. Ничто и никто не может разъединить мусульман в их стремлении к познанию Аллаха и это высшая цель. Все мусульмане братья и друзья друг другу.
Принцип Шура как принцип функционирования исламской политической системы постулирует, что правитель мусульманкой страны, какими бы взглядами они ни руководствовался, в том числе пониманием блага для мусульман, обязан выполнять законы, принимаемые Меджлисом (парламентом) в рамках его компетенции и в установленным порядком принятия законов.
Публичное право – совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.
Султанат – тип исламского государства, исторически называлось исламское государство с наследственной властью династии султана как исламского правителя, следующего исламским законам и чьими подданными являются мусульмане. Султанат выступает членом федерации Халифата, национальное исламское государство, возглавляемое выборным или наследственным султаном.
Хисба – специальный орган государственного управления в исламском государстве, главной функцией которого является межведомственное административное разрешение конфликтов о праве.
Шариат – нормативно-правовой источник исламского права, является целостной доктриной права, разработанной мусульманскими учеными, как сводом основных взглядов на исламское государство и порядок его функционирования.
Фетвы – нормативно-правовой источник исламского права, выступает как умозаключения выдающихся ученых мира ислама, имеющих общепризнанный авторитет, по конкретным рассматриваемым вопросам, инициированным исламскими судьями (кадиями) или по запросу Меджлиса.
Халифат – тип исламского государства, является единым всемирным исламским государством по государственно-правовой доктрине ислама, хотя возможен его только всеарабский характер как колыбели ислама, Халифат выступает формой общественной жизни мусульман на Земле до Судного дня, когда мусульмане живут по мусульманским законам и их дела разрешаются по шариату под властью истинного признаваемого мусульманского правителя. чья легитимность является непререкаемой.
Эмират – тип исламского государства, исторически является небольшим исламским государством, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.
Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс