О ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА МЕЖДУ РФ И ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ.
Указ Президента РФ от 28 мая 1996 г. N 789
“О проекте Договора о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Чеченской Республики”.
В целях обеспечения гражданского мира и межнационального согласия в Чеченской Республике постановляю:
1. Комиссии при Президенте Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить и до 1 июня 1996 г. обнародовать (опубликовать в СМИ) проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики (прилагается), отразив в проекте Договора особенности статуса Чеченской Республики.
2. До 30 июня 1996 г. провести всенародное обсуждение проекта Договора в Чеченской Республике и представить доработанный проект Договора Президенту Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
28 мая 1996 г. N 789
Проект
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики
Мы, полномочные представители органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Чеченской Республики,
исходя из необходимости разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики,
исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, обеспечивая их соблюдение;
в целях обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и единства экономического пространства;
обеспечения гражданского мира, межнационального согласия и безопасности народов;
отказываясь от применения силы или угрозы силой при решении любых вопросов;
реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий;
способствуя сохранению и развитию исторических и национальных традиций, культур, языков;
выражая стремление народов к укреплению взаимопонимания, доверия, сохранению и расширению их дружественных связей;
учитывая, что Чеченская Республика как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором;
руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Соглашением “Об основных принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой”;
заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1.
В целях закрепления и реализации особого статуса в составе Российской Федерации Чеченской Республики как суверенного, демократического, правового, социального государства Стороны договорились о нижеследующем разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики.
Статья 2.
Чеченская Республика имеет свою Конституцию, законодательство и обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, переданных Чеченской Республикой Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики и настоящим Договором.
Территория и статус Чеченской Республики не могут быть изменены без ее согласия.
Статья 3.
В ведении Чеченской Республики находятся:
1. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности на территории Чеченской Республики;
2. Принятие и изменение Конституции Чеченской Республики и законов Чеченской Республики;
3. Установление системы органов государственной власти Чеченской Республики, порядок их организации и деятельности, формирование органов государственной власти Чеченской Республики;
4. Административно-территориальное устройство Чеченской Республики;
5. Бюджет Чеченской Республики, республиканские внебюджетные фонды, установление общих принципов налогообложения Чеченской Республики, республиканские налоги и сборы;
6. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, организациями, другим движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенными на территории Чеченской Республики, являющимися исключительным достоянием и собственностью народа Чеченской Республики, за исключением объектов федеральной собственности.
Разграничение государственной собственности осуществляется отдельным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики;
7. Государственная собственность Чеченской Республики и управление ею;
8. Решение вопросов судоустройства, адвокатуры и нотариата в соответствии с законодательством Чеченской Республики и Российской Федерации;
9. Осуществление правового регулирования административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования;
10. Помилование лиц, осужденных судами Чеченской Республики;
11. Решение вопросов республиканского гражданства;
12. Организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории Чеченской Республики лицами имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы; установление особого порядка прохождения воинской службы в военно-учебных заведениях и военно-строительных отрядах, создаваемых на территории Чеченской Республики, в том числе для восстановления экономики и социальной сферы Республики;
13. Определение системы образования с учетом национальных и исторических традиций народов, проживающих на территории Чеченской Республики;
14. Установление и поддержание экономических, культурных и иных отношений и заключение договоров и соглашений с другими субъектами Российской Федерации;
15. Участие в международных и внешнеэкономических связях; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, международным обязательствам Российской Федерации и настоящему Договору;
16. Создание Национального банка по отдельному Соглашению между Правительством и Центральным банком Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики;
17. Государственная служба Чеченской Республики;
18. Решение в порядке, установленном отдельным Соглашением между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Чеченской Республики, вопросов конверсии на предприятиях, находящихся в государственной собственности Чеченской Республики;
19. Установление государственных наград, почетных званий Чеченской Республики;
20. Иные предметы ведения, не отнесенные к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Чеченской Республики.
Статья 4.
По вопросам ведения Чеченской Республики принимаются республиканские законы и иные нормативные правовые акты.
Законы Чеченской Республики подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Чеченской Республики и Российской Федерации.
Статья 5.
К ведению Российской Федерации относятся:
1. Принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2. Федеративное устройство и территория Российской Федерации;
3. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
4. Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
5. Федеральная государственная собственность и управление ею;
6. Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;
7. Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
8. Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
9. Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
10. Внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
11. Внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
12. Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
13. Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
14. Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
15. Федеральное коллизионное право;
16. Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
17. Государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
18. Федеральная государственная служба.
Статья 6.
К совместному ведению Российской Федерации и Чеченской Республики относятся:
1. Обеспечение соответствия Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
2. Защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4. Разграничение государственной собственности;
5. Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6. Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7. Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
10. Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11. Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
12. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
13. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
14. Координация международных и внешнеэкономических связей Чеченской Республики в соответствии с федеральным законодательством и Соглашением между правительствами Чеченской Республики и Российской Федерации;
15. Выполнение международных договоров Российской Федерации;
16. Решение вопроса об образовании в Чеченской Республике свободных таможенных зон. Решения об образовании особой экономической зоны, а также свободных таможенных зон, их границах и таможенном режиме принимаются Правительством Российской Федерации по предложению Правительства Чеченской Республики;
17. Защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
18. Общие и коллизионные вопросы гражданства;
19. Определение административных границ Чеченской Республики;
20. Координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики; заключение межправительственных бюджетных соглашений; образование фондов регионального развития;
21. Создание общих фондов для финансирования совместных программ;
22. Обеспечение мобилизационной подготовки народного хозяйства; функционирование предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории Чеченской Республики, а также участие в реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства вооружений и военной техники, конверсии этих предприятий;
23. Вопросы координации развития и функционирования федеральных и республиканских систем энергетики, транспорта (включая трубопроводный) и связи, в том числе вопросы использования режима беспрепятственного и беспошлинного передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским, речным, железнодорожным и шоссейным путям, а также по трубопроводному транспорту в соответствии с отдельным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики;
24. Оценка в соответствии с государственными и международными стандартами состояния качества природной среды; охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению; обеспечение экологической безопасности;
25. Проведение единой политики в социальной сфере: занятости населения, оплаты труда, миграционных процессов, социальной защиты, включая социальное обеспечение;
26. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; взаимодействие судебных и правоохранительных органов; разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью;
27. Решение вопросов, связанных с дислокацией и перемещением на территории Чеченской Республики соответствующих воинских подразделений;
28. Реализация мер, вытекающих из положений Закона РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”, в части, касающейся населения Чеченской Республики;
29. Осуществление согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором.
Статья 7.
В целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации и допущенных нарушений прав чеченского народа, а также реализации Закона РСФСР “О реабилитации репрессированных народов” Правительство Российской Федерации совместно с Правительством Чеченской Республики осуществляет комплекс мер по государственной поддержке политического, социального и духовного возрождения чеченского народа, восстановлению прав граждан, подвергшихся незаконному переселению и политическим репрессиям по национальному и иным признакам.
Статья 8.
В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Чеченской Республики по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 6 настоящего Договора, Правительство Чеченской Республики заключает соответствующие соглашения с Правительством Российской Федерации.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и Чеченской Республики могут быть заключены в любое время после вступления в силу настоящего Договора.
Статья 9.
В целях выполнения наcтоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации:
1. Разрабатывают с участием органов государственной власти Чеченской Республики и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам, определенным настоящим Договором;
2. Обеспечивают приведение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
3. Разрабатывают с участием органов государственной власти Чеченской Республики, утверждают и реализуют федеральные целевые программы социально-экономического развития Чеченской Республики, включая программы компенсации населению Республики ущерба, восстановления жилья, экономики, объектов социальной сферы, а также меры по ускоренному развитию горных районов Чеченской Республики, созданию необходимых рабочих мест для обеспечения занятости трудоспособного населения;
4. По согласованию с органами государственной власти Чеченской Республики решают вопрос об образовании особой экономической зоны, свободных таможенных зон, об установлении таможенных, налоговых и иных льгот, способствующих восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики;
5. Реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
6. Согласовывают с органами государственной власти Чеченской Республики кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 10.
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Чеченской Республики:
1. Осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством;
2. Обеспечивают приведение нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
3. Участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории Чеченской Республики;
4. Участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Чеченской Республики.
Статья 11.
При отсутствии федеральных законов или иных федеральных нормативных правовых актов по отдельным предметам совместного ведения Чеченская Республика осуществляет собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона или иного федерального нормативного правового акта законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат.
Статья 12.
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке незаконных федеральных нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Чеченской Республики и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора.
Статья 13.
Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Чеченской Республики в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место но соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законе не содержится прямой запрет на передачу осуществления соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий.
Статья 14.
Юридические документы, выданные в соответствии с федеральным законодательством органами власти, учреждениями и должностными лицами Чеченской Республики, в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, установленных настоящим Договором, признаются на всей территории Российской Федерации.
Статья 15.
Органы государственной власти Чеченской Республики имеют право оспаривать в соответствующем суде и вносить Президенту или в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории Республики частично или полностью правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, которые:
регулируют вопросы, отнесенные к ведению Чеченской Республики;
не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики;
перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Чеченской Республики, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором.
В случае если Правительство Российской Федерации в течение одного месяца со дня внесения предложения органов государственной власти Чеченской Республики не отменит либо не приостановит действие правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, указанных в части первой настоящей статьи, такие правовые акты не подлежат применению органами государственной власти Чеченской Республики до вынесения решения соответствующим судом.
Статья 16.
Органы исполнительной власти Чеченской Республики могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным Правительством Чеченской Республики с Правительствам Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17.
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Чеченской Республики, регулируются республиканскими нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами.
Чеченская Республика самостоятельно определяет систему республиканских органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Чеченской Республики.
Разграничение природных ресурсов на территории Чеченской Республики на природные ресурсы федерального и республиканского значения производится отдельным соглашением.
Статья 18.
Чеченская Республика самостоятельно устанавливает и вводит республиканские налоги и сборы в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Состав и размеры доходов, поступающих в республиканский бюджет в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства Российской Федерации и Правительства Чеченской Республики, если они прямо не установлены федеральным законом.
Статья 19.
Чеченская Республика выступает самостоятельно участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, заключает соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с министерствами и ведомствами иностранных государств.
Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором координируют международные и внешнеэкономические связи Чеченской Республики.
Статья 20.
В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Чеченской Республики могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 21.
Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Статья 22.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Чеченской Республики могут иметь свои представительства соответственно в г. Грозном и в г. Москве.
Статья 23.
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию Сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора.
Статья 24.
Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования.
Статья 25.
С момента вступления настоящего Договора в силу федеральные и республиканские законодательные и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Договору.