Мукатил б. Сулайман
Тафсир ал-Куран («Толкование Корана»)
Абу-л-Хасан Мукатил б. Сулайман ал-Азди ал-Балхи (ум. в 150/767 г.) – муфассир, принадлежавший к поколению так называемых последователей (ат-табмун), перенявших знание мусульманской традиции и ученость непосредственно от сподвижников (асхаб) Пророка. Он считается одним из основоположников таких важнейших направлений мусульманской экзегетики, как нарративное направление, расширявшее своим толкованием содержание Священного писания, лексико-грамматическое и символико-аллегорическое (Nwyia. Exegese, 26-61) направления, а также направления, связанные с нуждами законоведения. Сведения о его жизни и трудах отрывочны и часто противоречивы. Родился в Балхе, на севере Афганистана, жил в Басре и Багдаде, умер в Басре.
Помимо большого тафсира Мукатилу б. Сулайману приписываются сочинения, посвященные толкованию групп айатов и сур, обстоятельствам ниспослания Корана (асбаб ан-нузул), его языку, точнее случаям омонимии и полисемии в Коране (ал-вуджух ва-н-назаир), одно из первых сочинений об «отменяющих и отмененных» айатах (ан-насих ва-л-мансух), а также антикадаритский трактат.
Хотя в ряде современных работ авторство Мукатила б. Сулаймана в отношении большого тафсира оспаривается (см.: GAS, Bd. 1, 36) или подвергается сомнению, в большинстве случаев текст этого сочинения с соответствующими оговорками исследуют как аутентичный. На этом основании делают выводы о вкладе автора в историю развития мусульманской экзегетики (см.: Watisbrough. Studies, Index; Rippin. Tafsir).
Очевидно, тафсир, приписываемый Мукатилу б. Сулайману, претерпел в процессе передачи некоторую переработку. Так, сомнение вызывает уже само употребление термина тафсир в названии сочинения. Однако анализ памятника позволяет, на наш взгляд, увидеть в нем раннее в своей основе сочинение, отражающее этап становления жанра илм ал-Куран ва-т-тафсир. Обращает на себя внимание неразработанность терминологического аппарата. Исследователи находят множество параллелей и материал для плодотворного сопоставления этого сочинения и, например, «Сиры» Ибн Исхака (ум. в 150/767 г.) / Ибн Хишама (ум. в 218/833 или 213/828 г.) или знаменитой «ал-Муватта» Малика б. Анаса (ум. в 179/795 г.) (см. Wansbrough. Studies, 122-123, 171-172).
Значительный интерес представляет материал, восходящий к кругу иудео-христианских легенд и преданий, широко включенный автором в свой тафсир. В среде рассказчиков (куссас), из которой вышел и сам Мукатил б. Сулайман, бытовало множество таких историй, получивших собирательное название «рассказы о пророках» (кисас ал-анбийа). Они значительно дополняли коранические сказания, не оставляя анонимным ни одного из лиц, так или иначе упомянутых в Коране. Широкое использование в тафсире этих рассказов позволило впоследствии говорить, что Мукатил б. Сулайман «собирал народные толкования» (джамаа тафсир ацнас) (см.: Blrkeland. Opposition, 26-27).
В переводе и примечаниях нами опущены замечания текстологического характера, сделанные Абдаллахом Махмудом аш-Шахабой, сличившим при публикации сочинения несколько его списков[1].
Сура «Лам йакун», мединская.
В ней – восемь айатов
по куфийскому счету[2]
Слова Его: не были неверующие из числа людей писания – т.е. иудеев и христиан – и многобожников – т.е. многобожников из числа арабов – отошедшими – т.е. оставившими неверие и многобожие. А дело в том, что люди Писания говорили: «Когда будет послан тот, [упоминание] о котором мы находим в нашем Писании?». И арабы говорили: «Если бы дошло до нас упоминание [о нем] от предков, то мы были бы рабами Аллаха, предавшимися [ему]»[3]. И было ниспослано: не были неверующие из числа людей писания – т.е. из иудеев и христиан – и многобожников – т.е. из многобожников из числа арабов – отошедшими – т.е. оставившими неверие и многобожие, – пока не пришло к ним явное доказательство – Мухаммад – да благословит его Аллах и да приветствует! Он разъяснил им их заблуждение и многобожие. Затем известил Аллах – велик Он и славен! – о Пророке – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказав: «Посланник от Аллаха, оглашающий свитки очищенные», т.е. читающий свитки очищенные, т.е. книгу, потому что это собрание множества достоинств всякого рода, очищенное от неверия и многобожия. Он говорит, что он читает книгу, в которой нет ни неверия, ни многобожия, ведь все, что содержит в себе написанное, называется «свитками».
Далее Он сказал: в которых – т.е. в свитках Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует! – Писания истинные – т.е. книга прямая, [основанная] на истине, в которой нет ни кривизны, ни отклонения. Названы они «книгами» именно потому, что в них положения разные, многочисленные, из того, что упомянул Аллах – велик Он и славен! – в Коране. Затем Он сказал: И разделились те, кому было дано Писание – т.е. иудеи и христиане в деле Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует! – только после того, как пришло к ним явное доказательство – т.е. разъяснение. Говорит Аллах Всевышний: «Не переставали те, которые не веровали, все вместе считать Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует! – правдивым, пока он не был послан, потому что у них в их Писаниях было его описание». Когда же послал его Аллах – велик Он и славен! – не из потомства Исхака, они разошлись в отношении его. Одни уверовали в него: Абдаллах б. Салам[4] и его приверженцы из людей Торы, а из людей Евангелия сорок человек, среди которых Бахира[5]. Прочие же из людей Писания считали, что он лжет.
Говорит Аллах – велик Он и славен – и было велено им. Он говорит, что велел им Мухаммад – да благословит его Аллах и да приветствует! – только поклоняться Аллаху, отдавая одному ему свою веру – т.е. исповедуя единобожие – обратившись к единому Богу – т.е. будучи мусульманами, не многобожниками. И повелел им совершать молитву – пять предписанных – вносить закат – установленный. Это правоверие! – т.е. религия правильная. Потом упомянул Аллах – велик Он и славен! – многобожников в День воскресения и сказал: «Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не уверовали, вечно пребудут в огне геенны», имея в виду, что пребудут они там не умирая. Затем сказал Он: «Это худшие из тварей!», т.е. наихудшие создания из жителей земли. Затем Он упомянул место пребывания тех, кто признал правдивым Пророка – да благословит его Аллах и да приветствует! – и Он сказал: «Воистину, те, которые уверовали и совершали дела праведные, – лучшие из тварей!», т.е. наилучшие создания из жителей земли. – Воздаяние им – т.е. награда им – у их Господа – в будущей жизни – сады Адна, из-под которых вытекают реки и в которых они пребывают вечно – не умирая – Аллах доволен ими – за покорность – а они довольны им – за награду. Это для тех, кто убоялся Господа своего – в жизни этой. Всякая вещь, созданная из праха, называется ал-барийа (тварь)[6].
[1] Перевод сделан по тексту этого издания (см.: Мукатил б. Сулайман. Тафсир). Подробнее о Мукатиле б. Сулаймане и тафсире, приписываемом ему, см. также: Goldziher. Richtungen, 59 и сл.; Abbot. Studies, 92-106; Rippin. Approaches, Index.
[2] Автор следует куфийской традиции деления сур на айаты.
[3] Коран 37:168-169.
[4] Абдаллах б. Салам б. ал-Харис (ум. в 43/663 г.) – иудей, принявший ислам в Медине. В мусульманской традиции известен благодаря своим вопросам к Пророку о вере и ответам, убедившим его принять ислам. Вместе с халифом Умаром участвовал в походе на Иерусалим. Был на стороне халифа Усмана во время выступлений против него. К Абдаллаху б. Саламе восходит множество хадисов, сообщений в сочинениях жанра магаэи, толкований коранических фрагментов (GAS, Bd. 1, 304).
[5] См. о нем в разд. 1 и указ.
[6] Ср. ниже: ат-Табари. Тафсир, 170; аз-Замахшари. Ал-Кашшаф, 1625.