Ал-Бухари Собрание истинных хадисов

Ал-Бухари. Ал-Джами ас-сахих. Китаб ат-тафсир.

(«Собрание истинных хадисов. Книга толкования Корана»)

Мухаммад б. Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи ал-Бухари (194/810 – 256/870) – знаменитый суннитский мухаддис. Родился в Бухаре, много путешествовал по мусульманскому миру, умер близ Самарканда.

«Ас-Сахих» – наиболее известное сочинение ал-Бухари, составлению которого он посвятил шестнадцать лет. Согласно преданию, из 600 тысяч передававшихся в то время хадисов он путем тщательного анализа иснадов выбрал 2762 (без учета повторов) «достоверных» (ас-сахих), которые впервые сгруппировал по содержанию.

«Китаб ат-тафсир» (65-я глава) занимает в сочинении одно из важнейших мест. Она включает в себя 457 хадисов. Ал-Бухари собрал материал, посвященный каждой из сур Корана. Хадисам предпосланы краткие лексикографические замечания со ссылкой на Ибн Аббаса (ум. в 68/687 г.), Муджахида (ум. ок. 100-104/719-722 гг.) или одного из их учеников, а иногда и без ссылок. В 31 случае эти замечания и составляют содержание раздела, посвященного той или иной суре (например, сура 97).

Как показал Ф. Сезгин (Sezgin. Buharinin, XI, Арр. III), значительная часть лексического материала, приводимого ал-Бухари, восходит к труду «Маджаз ал-Куран» Абу Убайды (ум. в 210/825 г.).

Выбор хадисов демонстрирует высокие требования, которые предъявлялись автором к их достоверности. Комментируется далеко не каждый из айатов, и редко к одному айату приводится более одного хадиса. В труде ал-Бухари в качестве первопередатчиков фигурируют 76 лиц. Главным образом это асхабы, а также наиболее известные авторитеты второго поколения (Speight. Function, 73-75).

С композиционной точки зрения эта глава сочинения ал-Бухари несколько отличается от остальных. С учетом сведений о том, что перу этого автора принадлежит и труд, озаглавленный «ат-Тафсир ал-кабир» (GAL, Bd. 1, 166), «Китаб ат-тафсир» можно рассматривать как результат подготовительной работы к написанию сочинения более общего характера (Speight. Function, 74).

Коранические тексты широко привлекались ал-Бухари и в других главах «ас-Сахиха».

«Китаб ат-тафсир» отражает ранний этап развития мусульманской экзегетики, неразрывно связанный с процессом сложения сунны Пророка. Генетически этот раздел восходит к появившимся во второй половине VII в. сборникам хадисов, в основе которых лежит принцип «сунна разъясняет Коран». «Китаб ат-тафсир», по-видимому, можно считать одним из важнейших итогов развития этого направления.

Сочинение ал-Бухари «ал-Джами ас-сахих» неоднократно комментировалось, и в суннитской среде по своим достоинствам оно ставится сразу вслед за Кораном[1].

Сура «Лам йакун»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Мунфаккина [не] переставали [держаться своего][2]; каййиматун – прямая; [в выражении] дин ал-каййима слово дин стоит в сопряженном состоянии с определением женского рода.

Раздел (первый). Рассказал нам Мухаммад б. Башшар. Рассказал нам Гайдар. Рассказал нам Шуба: «Слышал я Катаду[3], передававшего со слов Анаса б. Малика[4] о том, что Пророк да благословит его Аллах и да приветствует! сказал Убаййу: «Поистине, Аллах повелел мне прочесть тебе: «те, которые не веровали, не…». – «Он назвал меня?», – [спросил Убайй]. «Да», – [ответил Пророк], и Убайй заплакал».

Раздел (второй). Рассказал нам Хассан б. Хасан. Рассказал нам Хаммам со слов Катады, [а тот] со слов Анаса, о том, что Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу: «Поистине, Аллах повелел мне прочесть тебе Коран». – «Аллах назвал тебе меня?», – спросил Убайй. Пророк ответил: «Аллах назвал мне тебя». И начал Убайй плакать». Сказал Катада: «Мне сообщили, что он прочел ему: «Те, которые не веровали из людей Писания, не…».

Раздел (третий). Рассказал нам Ахмад б. Аби Дауд Абу Джафар ал-Мунади. Рассказал нам Раух. Рассказал нам Саид б. Аби Аруба со слов Катады, [а тот] со слов Анаса б. Малика, что пророк Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу б. Кабу: «Поистине, Аллах повелел мне прочитать тебе Коран[5]». – «Аллах назвал тебе меня?», – спросил Убайй. – «Да», – ответил [Пророк]. – «Так я был упомянут при Господе миров?». – «Да», – ответил [Пророк]. И пролились слезы из глаз Убаййа.


[1] Перевод сделан по изданию ал-Бухари. Ас-Сахих. Подробнее об ал-Бухари и его сочинении см. также: Fück. Beiträge; Krehl. Sahih; Wansbrough. Studies, 181.

[2] О таком понимании слова мунфаккина см. в комментарии ат-Табари на первый айат.

[3]Абу-л-Хаттаб Катада б. Дийама б. Катада ас-Садуси (59/679-117/735) – комментатор Корана, факих, знаток арабской поэзии, преданий, генеалогий. Был связан с кругом лиц, стоявших у колыбели движения мутазилитов.

[4] Анас б. Малик Абу Хамза (ум. ок. 91-93/709-711 гг.) – один из ранних передатчиков, к которому возводят множество хадисов. С десятилетнего возраста был отдан в услужение Мухаммаду, при котором находился до его смерти. Его репутация передатчика хадисов иногда подвергалась сомнению.

[5] Термин ал-куран употреблен здесь в значении «откровение».

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс