М. А. Родионов
МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК
ИСЛАМ КЛАССИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
«ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ»
М. А. Родионов
ИСЛАМ
КЛАССИЧЕСКИЙ
Санкт-Петербург
2001
УДК 297
ББК 338,0
М. А. Родионов. Ислам классический. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – 256 с. («Мир Востока», IX).
В чем сила ислама? Что привлекательного в этой вере для людей иных культур? Каковы обязанности мусульманина? Кто такие Пророк Мухаммад, праведные халифы? Омейяды и Аббасиды? Когда был записан Коран и что говорится в нем о Боге и человеке? Что такое первоначальный, классический ислам и почему именно к нему в наши дни обращаются ревнители веры? Эти и другие вопросы рассматриваются в книге известного российского арабиста Михаила Родионова, предназначенной для самого широкого круга читателей.
В книге пять глав. Первая рассказывает о жизни Мухаммеда, Посланника Аллаха: о его месте среди других пророков, первом откровении, ранней мусульманской общине, о его трудах и сражениях. Вторая посвящена становлению исламской державы, или Халифата: четырем праведным халифам, династиям Омейядов и Аббасидов. Третья характеризует исламское вероучение: Священное Писание и Предание. Четвертая излагает основы мусульманского права. И наконец, пятая глава рассматривает проблему знания в исламе: Бог, Вселенная, человек. В Приложении даны переводы автора из мусульманского Священного Предания и благочестивых стихов, часть которых публикуется на русском языке впервые.
ISBN 5-85803-161-7
Перепечатка данного издания, а равно отдельных его частей запрещена. Любое использование материалов данного издания возможно исключительно с письменного разрешения издательства.
Исключительное право на распространение настоящей книги на территории Российской Федерации и за ее пределами принадлежит «Петербургскому Востоковедению».
© М. А. Родионов, 2001
© «Петербургское Востоковедение», 2001
Зарегистрированная торговая марка
Зарегистрированная торговая марка
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. МУХАММАД – ПОСЛАННИК БОЖИЙ
Место и время
Житие
Смерть Мухаммада
Глава 2. ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО ИСЛАМА
Праведные халифы
Омейяды
Аббасиды
Глава 3. ВЕРОУЧЕНИЕ
Пять столпов ислама
Книга
Сунна и хадисы
Глава 4. ПРАВО
Шариат и фикх
Мазхабы
Правовое Древо: ветви и листья
Глава 5. МИРЫ ИСЛАМА
От Дней Творения до Дня Суда
Знание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Из хадисов Посланника Аллаха
2. Благочестивые стихи
ИСЛАМСКИЙ СЛОВАРЬ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Переводы
Исследования
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Древнем Риме хороших писателей называли «классиками», или образцовыми, а плохих – «пролетариями», или производителями. Значит, классический ислам – это ислам образцовый, совершенный, а совершенство люди привыкли искать там, где уже все совершилось, – то есть в прошлом.
Золотой век ислама начался с первым откровением, данным Пророку Мухаммаду около 610 года, и длился до его смерти в 632-м и далее, когда общиной мусульман управляли четыре праведных халифа (632 – 661). Золотой отсвет лежит и на халифах из рода Омейядов (661 – 750), и на халифах династии Аббасидов (750 – 1258). Вот, собственно говоря, исторические рубежи этой книги.
Однако речь в ней пойдет не о мусульманской истории, как в книге выдающегося исламоведа Густава фон Грюнебаума под сходным названием (см. Рекомендуемую литературу), а о словах и деяниях Пророка Мухаммада, о вероучении, обрядах, праве, о взаимоотношениях Бога и человека.
Не в пример недавнему прошлому, сегодня у нас много пишут и говорят об исламе. Но большинству пишущих и говорящих остро не хватает знаний, чье место поневоле заполняют предубеждения, домыслы и страхи. Чтобы понять, необходимо общаться, а для этого надо знать язык собеседника. Вот почему задача книги – изложить основы ислама, не выходя из круга его понятий и словаря, с полным уважением к этой самой молодой из великих религий нашего мира.
ГЛАВА 1
МУХАММАД – ПОСЛАННИК БОЖИЙ
Стать мусульманином легко. Достаточно в присутствии уважаемых свидетелей произнести по-арабски:
– Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи.
Это называется шахада («свидетельство») и означает «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха».
В немногих словах заключены два главных положения ислама – исповедание строжайшего единобожия и вера в пророчества Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует!
Шахаду надо говорить от самого сердца, искренне. Она считается недействительной, если произнесена от имени другого лица или в качестве грамматического примера.
Итак, Мухаммад – Посланник Божий.
• Место и время
Впервые исламская истина прозвучала на горе Хира близ Мекки в 610 году от Рождества Христова, ночью священного месяца рамадан.
Мекка расположена в одной из долин Хиджаза, горной цепи вдоль Красного моря. С давних пор этот город был торговым и духовным центром Западной Аравии – с рынком и несколькими местами поклонения. В их числе – знаменитая Кааба, хранилище племенных идолов и договоров, куда на ежегодное паломничество собирались оседлые и кочевники.
Истина эта была открыта мекканцу по имени Мухаммад. Уединившись на горе для благочестивых размышлений и поста, он увидел на самом краю неба свет, и некто окликнул его трижды.
«Читай! Читай! Читай!» – приказывал небесный вестник и теснил его грудь свитком священного Корана – что значит по-арабски «чтение». Но Мухаммад не был учен грамоте, а потому запомнил откровение с голоса.
Его охватила дрожь; вернувшись домой, он попросил жену закутать его, после чего услышал во сне слова Бога:
О закутанный!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды свои очисть!
И скверны беги!..
И ради Господа твоего терпи!
(Коран 74: 1 – 7).
Большинство считает, что вестник Божий сперва передал Мухаммаду такое повеление:
Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил,
сотворил человека из сгустка.
Читай! Ведь Господь твой щедрейший,
Который научил тростинкой для письма,
научил человека тому, чего тот не знал…
(Коран 96: 1 – 5).
Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – Посланник Аллаха, а я – Джибрил». И огромная тень библейского архангела Гавриила заслонила самую высокую акацию самого дальнего сада.
Мухаммад поведал близким о всемогуществе Господа, о скором наступлении Судного Дня. Призвал каждого из них подчиниться воле Божьей, то есть стать муслимом, очиститься от грехов и творить добрые дела.
Первой ислам приняла жена Мухаммеда Хадиджа, затем – усыновленный им вольноотпущенник Зайд и маленький Али, двоюродный брат Мухаммада, которого он взял в свою семью.
Ночь первого Откровения получила название Лайлат ал-Кадр – Ночь решения судьбы, могущества и славы. Мусульманский мир отмечает ее 27 рамадана.
• Житие
Встреча на горе Хира навсегда изменила сорокалетнего мекканца и выделила его из среды земляков. Теперь каждая малость в его жизни приобрела новое значение, стала для соратников примером для подражания и поводом для размышлений.
Мухаммад происходил из рода хашим племени курайшитов, хранителей мекканского святилища. Говорят, что он родился в «год Слона» – во время неудачного похода в Западную Аравию эфиопского царя Абрахи с войском и боевыми слонами; это событие относят к 570 году. Его отец Абдаллах умер до рождения сына, его мать Амина скончалась, когда ему исполнилось шесть.
По обычаю горожан, младенец Мухаммад был отдан кормилице из кочевников – ее звали Халима – и до пяти лет жил у бедуинов племени саад. Покровителем мальчика в Мекке стал его дед Абд ал-Муталлиб, а затем – дядя Абу Талиб.
Мусульманское предание сообщает о множестве знамений, окружавших Мухаммада с детства и указывавших на его пророческое избранничество. Так, несмотря на бескормицу, скот Халимы всегда давал молоко. В любую жару Мухаммада осеняло небесное облако, а ветви деревьев преклонялись перед ним.
Однажды, когда он пас ягнят за шатрами бедуинов, двое в белых одеждах извлекли из сердца Мухаммада черный сгусток крови, а затем омыли его сердце и очистили его внутренности снегом из золотого таза. Знамения случались и в Мекке, и в сирийской Босре, куда дядя Мухаммада брал его с собой.
С пятнадцати лет Мухаммад зарабатывал себе на пропитание: пас овец, торговал, ходил с караванами. В двадцать пять женился на состоятельной вдове Хадидже, которая сама сделала ему брачное предложение.
Он стал отцом. Участвовал в торговых и военных делах курайшитов. Задумывался ли он о грядущем избранничестве?
Наверное, задумывался, внимая рассказам местных иудеев о том, что новым пророком будет выходец из аравитян. Или в путешествии с торговым караваном в далекую Сирию, где видел христианских монахов. Или когда вместе с сородичами занимался перестройкой мекканской Каабы и вынимал священный Черный камень из ее восточного наружного угла, а потом собственноручно водружал его на прежнее место.
И до Мухаммада Аравия знала праведников – ханифов, которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в Единого Бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. Мусульмане называют первым ханифом пророка Ибрахима – библейского Авраама, «друга Аллаха».
Мухаммад как раз и стремился восстановить древний завет Авраама среди аравитян. Своими единомышленниками он поначалу считал иудеев и христиан. Ибо все они верят в Единого Бога и признают Божественное Откровение, ниспосылаемое через пророков. Отвергают идолопоклонничество и знают о грехе и воздаянии. Ждут Дня Суда в конце веков, уготовившего Рай праведным и Ад грешным.
Мухаммад – последнее звено в цепи пророков. Эта цепь начинается с первочеловека Адама, который еще на заре времен исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Считается, что древних пророков было не менее ста тысяч; некоторые мусульманские богословы приводят цифру 124000, хотя в Коране упомянуто лишь двадцать восемь.
Девять пророков ислам называет «стойкими».
Первый из них – Нух, или библейский Ной. Подобно Мухаммаду, Нух призывал своих современников покаяться, сокрушить идолов и обратиться к Богу, объявлял им о близком испытании, но не нашел у них сочувствия. Тогда Бог повелел Нуху строить ковчег и разжег печь, где закипела вода, хлынув из-под земли и с небес. Говорят, что нос многоярусного ковчега напоминал голову петуха, а корма – петушиный хвост.
Ковчег укрыл людей и животных – от муравья до осла, с которым туда пробрался Дья-вол-Иблис. Нух взял на борт прах нашего прародителя Адама. Кипящая вода затопила всю сушу, уничтожая неверных. Обошла она лишь заповедную землю Мекки. Сама же Кааба, пока не схлынули воды, была поднята на небо ангелом Джибрилом, который сохранил и Священный камень, еще не почерневший тогда от грехов человеческих.
Обитатели ковчега спаслись на аравийской горе ал-Джуди или на вершине Арарата. Оттуда, по легенде, Нух послал на землю ворона, но тот не вернулся назад. Зато горлинке, возвестившей о прекращении потопа, пророк подарил ожерелье: с тех пор у всякой горлинки на шее белая полоса.
Следующий из девяти стойких – пророк Ибрахим, друг Аллаха, провозвестник единобожия, родоначальник арабов и евреев, получивший от Бога свитки Писания. Еще юношей Ибрахим не захотел поклоняться идолам своего народа. Отверг он и поклонение звездам, луне и солнцу, ибо, сказал он, Господь не может быть закатывающимся и заходящим.
Избрав веру в Творца всего сущего, он пробрался в капище и разбил всех идолов, кроме главного, а затем предложил сородичам спросить у самого кумира, что же произошло. Ему возразили: идолы не говорят; тогда Ибрахим ответил: «Разве можно поклоняться бессловесному?»
За поношение веры отцов его приговорили к сожжению в огненной печи, но Бог спас его и вместе с благочестивым Лотом укрыл в Земле Обетованной. Там от невольницы Хаджар (библейская Агарь) у него родился сын Исмаил, легендарный предок арабских племен, а от старой жены Сары произошел на свет Исхак (Исаак), предок евреев. Когда жена изгнала Хаджар и ее младенца, он перевез изгнанников в мекканское ущелье, где постоянно навещал их.
Там Ибрахим с сыном восстановили земную Каабу. До сих пор рядом с ней существует макам Ибрахим – след ибрахимовой ступни, отпечатанной в камне. В мекканском ущелье Бог явил ему чудо, оживив останки четырех птиц, разбросанные вперемешку на вершинах четырех гор.
В этих местах Ибрахим боролся с Дьяволом и принес в жертву Богу ягненка вместо собственного сына, достойно выдержав страшное испытание. Гробница Ибрахима в палестинском мусульманских святынь.
Третьим был Да уд (Давид), получивший от Бога Священное Писание – Забур, или Псалмы, а также власть, красноречие и мудрость. Дауд первым научился плавить железо и ковать кольчуги. Он воспевал Аллаха в псалмах, и птицы вторили ему. Дауд боролся с нечестивым царем Джалутом (Голиафом). Вместе с сыном своим Сулайманом (Соломоном) он вершил праведный суд и наказывал грешников: так жители города Айла были обращены в обезьян за то, что не чтили субботу, а ловили в этот день рыбу. В Бейт-Лахме (Вифлееме) по сей день почитают могилу Дауда, наместника Божьего.
Далее следует Йакуб (Иаков), или Исраил, отец следующего стойкого пророка Йусуфа, или Иосифа Прекрасного. Аллах благословил в лице Йакуба-Исраила всех наследников Ибрахи-ма, пожаловав ему благочестивый нрав и пророческий дар. В разлуке с Йусуфом отец потерял зрение, но чудесно прозрел как только рубище любимого сына коснулось его глаз.
Коран подробно рассказывает историю Йусуфа – от вещего сна, где юноше поклонялись Солнце, Месяц и звезды, до пребывания в Египте, где он отверг любовные притязания знатной жены Зулайки, стал казначеем египетского царя, примирился со своими братьями-завистниками, чьи козни привели его некогда на чужбину, и встретился с отцом.
Шестым из стойких обычно называется Аййуб, библейский Иов. Он был пророком на юге Сирии, но Бог решил испытать его стойкость, отдав его Дьяволу, который навлек на праведника болезни и тяготы. Аййуб претерпел их без ропота, уповая на Господа, и Он указал ему целебный источник, вернул и семью, и благополучие. С тех пор этот пророк помогает страждущим.
Муса (Моисей), пророк Божий, получил от Него в качестве Писания Тауру (Библию) для различения добра и зла. Муса родился в Египте. Вразумленная свыше, его мать пустила колыбель с новорожденным по водам Нила, и когда безымянного младенца взяли на воспитание в дом царя Фирауна, нанялась туда кормилицей.
Убив в случайной драке египтянина, Муса бежал на Синай, женился и жил как обычный смертный. Но Господь воззвал к нему из огненного куста и послал его вместе с братом его Харуном (Аароном) назад в Египет, дабы проповедовать единобожие и вывести потомков Исраила из страны Фирауна.
Бог наградил неловкого на язык Мусу способностью к чудотворству, что принесло ему победу в состязании с египетскими колдунами: посох каждого из участников обратился в змея, но змей Мусы пожрал всех прочих. После этого израильтяне и некоторые из египтян признали единого Бога.
Однако Фираун не сдавался. Он приказал выстроить из глины башню до небес, чтобы показать свое превосходство над Господом Мусы, но Господь послал семь новых знамений, а именно – скудные годы, неурожай, потоп, саранчу, зловредных мух, жаб и кровь. Устрашенный Фираун вынужден был отпустить народ Мусы из Египта, однако не выдержал и бросился за ним вместе с войском. Чудесный посох Мусы заставил воды Красного моря расступиться перед людьми Исхода. Затем волны захлестнули египетских воинов и башню фараонову. Сам Фираун перед смертью признал правоту Мусы и покаялся.
В пустыне Муса напоил людей, изведя из земли двенадцать источников, и накормил их манной и перепелами, упавшими с небес. На Синае Бог говорил с Мусой и вручил ему скрижали с увещеванием и разъяснением для всякой вещи. Бог пожалел Своего пророка и не явился ему в полной Своей силе, которой люди выдержать не могут, ибо даже горы при подобном зрелище рассыпаются в прах.
Спустившись с вершины, Муса увидел свой народ поклоняющимся золотому тельцу и уничтожил идола. За нестойкость в вере Бог сорок лет водил их по пустыне после кончины Мусы.
В Коране говорится также, что пророк учился мудрости у некоего раба Аллаха, в котором мусульманская традиция видит бессмертного Хидра, ожидающего Судного Дня, так и не познав смерти в этой жизни.
Кроме Хидра, покровителя мореплавателей, к бессмертным относятся хранитель странствующих по суше Илйас (Илья), мудрец-небожитель Идрис, Иса.
Иса (Иисус), сын Марйам (Марии), посланник Божий, – восьмой из стойких пророков. Из Писаний Бог открыл ему Инджил, или Евангелие. Иса подобен Адаму, ибо сотворен непосредственно самим Творцом.
Дух святой, или ангел Джибрил, возвестил непорочной деве Марйам, что у нее родится чистый младенец. С самого рождения он умел говорить, объявил матери о том, что Аллах дал ему Писание, сделал пророком и уготовил ему воскресение после смерти.
Иса с детства свершал многие чудеса: лепил птиц из глины и вдыхал в них жизнь. Позднее он исцелял слепых и прокаженных, оживлял мертвых, прозревал сквозь стены, разделял со своими помощниками-апостолами трапезу, низведенную с неба. Он не был распят врагами, но взят на небеса живым.
Перед Судным Днем Иса сокрушит Антихриста-Даджжала и вместе с Мессией-Махди установит на всей земле справедливость. Иса называл себя Словом от Аллаха, но отнюдь не сыном Божьим. Он отрицал Троицу и предрекал явление грядущего посланника по имени Ахмад.
С Ахмадом отождествлял себя девятый из стойких пророков – Мухаммад, получивший от Бога Коран.
Исламские пророки – это люди, через которых вещает Господь. Высшие из них – посланники, их насчитывается триста тринадцать. Им Бог ниспослал Писание. Череду посланных Богом замыкает Мухаммад – Печать Пророков.
Многих праведников Бог наделил даром чудотворства. Рассказывают, как исполнялась их молитва, как видели они сокровенное, подымались в воздух и приводили в движение предметы, ходили по водам, в мгновение ока покоряли огромные расстояния, презирали жажду и голод, оживляли мертвое, сокрушали врагов, усмиряли диких зверей.
Творец мировых законов нарушал их ради посланников и пророков: так возникали неподражаемые чудеса. И даже простые угодники Божьи получали от щедрого Бога способность к удивительным деяниям.
Но чудеса не доказательства святости, ведь они доступны и грешникам; достаточно вспомнить Даджжала, Фирауна или строителя Вавилонской башни Нимруда-охотника. Мухаммад отверг искушение чудотворством, ибо все его помыслы, слова и поступки ясно указывали на его посланничество, а значит, сами по себе были неподражаемым чудом.
Ислам рассматривает Мухаммада как совершеннейшего человека. Его житие есть предмет тщательного изучения, высший образец для всех верующих.
Слова Мухаммада были приняты с доверием домашними его, признавшими в нем Посланника Божьего. Так он стал пророком в своем отечестве. Он научил верующих молиться, как его самого научил архангел Джибрил. Затем собрания мусульман были перенесены из дома Мухаммада в дом ал-Аркама, одного из сподвижников Пророка.
Это стало событием в истории раннего ислама: новая вера начала приобретать гласный характер. Собрания продолжались несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой открытой проповедью.
Объявив себя Посланником Божьим, он призвал к почитанию Единого Бога – Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Это были первые из Прекрасных имен Бога. Считается, что всего их девяносто девять, и сверх них – величайшее имя, известное только пророкам и придающее им особую силу.
Божьи имена, предваряемые словом «раб» (абд), составили основную часть мусульманского именослова: Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд ар-Рахим и т. д.
Мухаммад описывал райские блаженства, ожидающие праведников: тенистые сады; покой; реки чистой воды, молока и вина; вечно молодые супруги на вечном пиру. Он говорил о судьбе тех, кто не внял увещеваниям стойких пророков: упорствующие в заблуждениях были наказаны Богом. Он указывал на аравийские развалины – следы некогда процветавших народов: здесь жили гордые великаны-адиты, не пожелавшие слушать пророка Худа; надменные самудяне, отвергшие пророка Салиха; жестоковыйные мадианиты, презревшие пророка Шуайба.
Настороженность язычников к проповедям Пророка сменилась прямой враждебностью, когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху джахилийи (то есть неведения Мухаммадовых пророчеств), за свои грехи пребывают в адском огне. Начались преследования верующих.
По совету Мухаммада, часть мусульман укрылась в христианской Эфиопии, а сам он ради примирения с земляками готов был признать местных богинь ал-Лат, ал-Уззу и Манат «дочерьми Аллаха» и «благородными предстательницами перед Аллахом». Однако скоро понял, что эти слова, нарушающие закон единобожия, внушены не Богом, а Сатаной, и отменил злополучные стихи.
Это еще больше усилило напряжение между верующими в единого Бога и язычниками. Мусульмане, вернувшиеся было из Эфиопии, снова отправились в добровольное изгнание.
Мекканские язычники поклялись не иметь никакого дела с хашимитами, родичами Посланника Аллаха, не заключать браки и не торговать с ними. Клятву записали на кожаном свитке, и он, как принято, был подвешен в Каабе. Опала длилась два или три года.
Когда же она была снята, положение только усугубилось, ибо вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, единственный покровитель Мухаммада, и Хадиджа, жена Пророка.
Эти две смерти заставили Мухаммада искать поддержки за пределами Мекки. Потерпев неудачу в городе Таиф, он нашел помощь в оазисе Йасриб, куда, по давнему аравийскому обычаю, был приглашен как третейский судья, чтобы разрешить споры местных племен.
Прежде, чем покинуть родной город, Мухаммад испытал одно из сильнейших переживаний как человек и как Пророк – чудесное Ночное путешествие и вознесение (ал-исра ва-л-ми-радж).
Он спал возле Каабы, когда перед ним предстал ангел Джибрил, держа под уздцы удивительное верховое животное. У крылатого скакуна по имени Бурак был человеческий лик, блистающий в темноте. По воле Аллаха он перенес Мухаммада на север, в ал-Халил к гробнице Ибрахима и в Бейт-Лахм к гробнице Дауда, а затем – «к отдаленнейшей мечети», то есть к будущей мечети ал-Харам аш-Шариф в Иерусалиме.
На горе Мориа Мухаммад возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, Мусы и Исы, причем он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Дадж-жалом, который перед концом света будет выдавать себя за Иисуса.
Оставив Бурака в Иерусалиме, Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона.^ Там их встречали древние пророки: Адам, Йахйа, Иса, Йусуф, Идрис, Харун, Муса и Ибрахим.
На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и Небесную Каабу.
Он предстал перед Аллахом, который приказал верующим совершать пятьдесят молитв каждый день, но, вняв просьбе Пророка, сократил их число до пяти. Большинство толкователей считают, что Пророк не лицезрел самого Бога, а общался с Ним через завесу.
В Раю он наблюдал блаженство праведных, в Аду – муки грешных.
В Коране об этом путешествии говорится так:
Хвала Тому, Кто перенес ночью Своего раба из Мечети Неприкосновенной в Мечеть Отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он – Всеслышащий, Всевидящий!
(17: 1).
И еще:
Научил его Сильный мощью,
Обладатель могущества; вот Он стал прямо на высшем горизонте, потом приблизился и спустился, и был на расстоянии двух луков или ближе, и открыл Своему рабу то, что открыл.
Сердце не солгало в том, что он видел
(53: 5 – 11).
Вернувшись к земной Каабе, Пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода.
Мекканцы встретили его рассказ насмешками. Окончательный разрыв с язычниками был предрешен.
Переселение мусульман из Мекки в Йасриб готовилось постепенно. Сначала в ущелье Акаба племена Йасриба, аус и хазрадж, признали власть Мухаммада как посредника в спорах и духовного вождя. Затем мекканские верующие начали перебираться на новое место. И наконец однажды ночью сам Посланник Аллаха вместе с преданным ему Абу Бакром покинул Мекку. Соглядатаи полагали, что Мухаммад спит, ибо на его постели лежал Али ибн Абу Талиб, закутавшись с головой в зеленый плащ Пророка.
Рассказывают, что, опасаясь погони, Мухаммад и Абу Бакр три дня и три ночи скрывались в пещере на горе Саур. Преследователи не смогли обнаружить их, так как паук заткал вход своей паутиной, и язычники решили, что там никого нет.
Хиджра, или переезд Мухаммада из Мекки в город Йасриб в 622 году от Рождества Христова, позже стала отправной точкой мусульманского летосчисления. Сам Йасриб получил название Мадинат ан-Наби (Город Пророка), Медина.
Мусульман-переселенцев прозвали мухаджирами, то есть совершившими хиджру, а мединцев, заключивших договор с Мухаммадом и принявших ислам, – ансарами, то есть помощниками.
Кроме ансаров и мухаджиров, в оазисе проживали иудеи и христиане. С ними отношения у Мухаммада все больше и больше обострялись. Это привело к изгнанию и частичному уничтожению местных иудейских племен, а также к обрядовому размежеванию ислама с родственными единобожными культами.
Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – Куба. Предстоятелем на молитве, или имамом, в ней был Мухаммад, которого часто заменяли Абу Бакр либо Омар. Первым муаззином, возглашавшим призыв на молитву, стал бывший раб, эфиоп Билал.
Днем общей мусульманской молитвы стала пятница. Изменилось и молитвенное направление – кибла. Теперь молящийся обращался к мекканской Каабе, а не на восток или на Иерусалим, как раньше. Паломничество к Каабе объявлялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина.
Окончательно утвердились обряды омовения, поста, благотворительных сборов (закат). Были уточнены законы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Наложены запреты на вино, свинину, азартные игры.
Некоторые из новообращенных мединцев, называя себя мусульманами, не спешили твердо следовать исламскому закону, не были крепки в вере, оспаривали решения Пророка, колебались. Таких Коран обличает как лицемеров – мунафикун.
Мухаммад в Медине стал не только судьей и духовным руководителем рождающейся мусульманской уммы, или общины верующих. Борьба с язычниками сделала его также предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию. Каждый год приносил такие изменения, что был равен целой эпохе.
Первый военный успех ожидал мусульман в начале 624 года, когда их малочисленный отряд захватил караван, шедший в Мекку из Таифа с грузом изюма. А первое большое сражение произошло в марте того же года у колодцев северо-западней Медины. В истории оно известно как битва при Бадре.
Стремясь захватить богатый мекканский караван, возвращавшийся из Палестины, Мухаммад столкнулся с превосходящими силами язычников, спешившими на выручку каравану. Мусульмане успели занять удобную позицию и засыпать часть колодцев, лишив мекканцев воды, и выиграли сражение почти без потерь.
При разделе захваченного Мухаммад получил чудодейственный меч Зул-Факар, или Бороздчатый, унаследованный затем Али, сыном Абу Талиба.
Аравитяне заговорили о том, что Бог – на стороне мединцев, что Он внял молитве Пророка и послал на помощь ему тысячу Своих ангелов. Это чудо сравнивали с переходом пророка Мусы через воды Красного моря, расступившимися перед его народом и поглотившими рать фараонову.
День Бадра стал называться также Днем Различения (Фуркан) истинной веры от ложной, а мусульмане, участвовавшие в сражении, были причислены к лучшим среди верующих.
Захваченная добыча, ее дележ и упоение победы отразились в суре Корана «Добыча»:
И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и Посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в День Различения, в день, когда встретились два войска…
О Пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать стойких, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, ибо те народ не понимающий
(Коран 8: 41, 65).
Как явствует из Корана, после победы при Бадре Мухаммаду начала выделяться пятая часть (хумс) добычи – страховое накопление общины верующих. Впервые хумс был выделен после изгнания из Медины иудейского племени бану кайнука, отказавшегося принять ислам.
Стычки с противниками ислама продолжались. После того, как в руки мусульман попал ценный груз мекканского серебра, на Медину двинулось ополчение язычников. Весной 625 года у горы Ухуд произошла битва, в которой Мухаммад был ранен.
Предание гласит, что он потерял зуб, когда в момент вражеского удара кольца защитной сетки разодрали ему щеку. Мухаммад пошатнулся и упал, а Сатана, обернувшийся мусульманским воином, закричал, что Посланник Божий убит. В бою погиб его дядя Хамза, прозванный Львом Аллаха. Казалось, разгром был неминуем. Но вождь мекканцев Абу Суфйан не стал преследовать отступающих мусульман и увел свое войско с поля сражения.
О дне Ухуда говорят слова Корана:
Воистину тех из вас, что отвернулись, в День, когда встретились два отряда, побудил споткнуться Сатана ради того, что они стяжали. Аллах уже простил их, ведь Аллах – Прощающий, Кроткий!
Если Аллах окажет вам помощь, то нет победителя на вас, а если Он вас покинет, то кто же поможет вам, кроме Него? На Аллаха пусть полагаются верующие!
(Коран 3: 155, 160)
Осенью того же года Мухаммад изгнал из Медины бану надир, еще одно племя исповедовавших иудаизм, обвинив его в нарушении союзнического договора. Их земли и посевы стали собственностью общины верующих в качестве файл, или возвращенного от недостойных. Набеги против языческих племен тоже принесли мусульманам богатую добычу.
Тогда же были введены законы о наследовании: женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось право раздельного владения и самостоятельного распоряжения имуществом. Закон о браке ограничивал круг брачащихся, вводил строгие меры против прелюбодеяния, нарушения супружеской чести и разрешал мусульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содержания.
Сам Мухаммад после смерти Хадиджи женился в Мекке на Сауде. В Медине он взял в жены Аишу, младшую дочь Абу Бакра. Затем
Хафсу, дочь Омара; Зайнаб, дочь Хузайма; Умм Хабибу, дочь Абу Суфйана; Хинд Умм Саламу, вдову своего старого соратника; еще одну Зайнаб, дочь Джахша; Сафию и Маймуну. Всего, по разрешению свыше, у Посланника Божьего было одиннадцать жен.
Весной 627 года мекканцы снова подступили к Медине с большим войском, собранным не без участия иудеев из бану надир, изгнанных в свое время Мухаммадом.
Осада эта получила название Битва у рва, так как, по совету перса Салмана ал-Фариси, мусульмане окружили город глубоким рвом, непроходимым для вражеской конницы.
Неприятель рассчитывал на помощь бану курайза, последнего иудейского племени, оставшегося в Медине. Но бану курайза не посмели открыто поддержать мекканцев; к тому же на лагерь осаждавших обрушился холодный ураганный ветер; сочтя это дурным предзнаменованием, они отказались от нападения и ушли ни с чем.
После ухода мекканцев все мужчины и некоторые женщины из бану курайза были казнены, их женщины и дети проданы в рабство, а имущество племени, после изъятия хумса, пошло с торгов. Мало кто сомневался теперь, что Бог на стороне мусульман. Для верующих настало время решающего наступления.
Конец года прошел в стычках с бедуинами, которые перерезали дороги, препятствуя мединцам устанавливать связи с христианской Сирией и другими странами. Но главным направлением для воинов ислама оставалась Мекка.
Весной 628 года Мухаммад выступил из Медины с большим вооруженным отрядом, объявив, что намерен совершить малое паломничество к Каабе. На границе священной области Мекки курайшиты преградили ему путь.
У пересохшего водопоя Худайбийа, было заключено перемирие. По его условиям, вражда между двумя городами прекращалась на десять лет, а Мухаммад откладывал свое паломничество к Каабе на год.
Впервые мусульманская Медина и языческая Мекка выступали как равноправные стороны. Это позволяло союзникам мекканцев расторгать прежние договоры и укрепляло положение мусульман, о чем свидетельствовало и возвращение последней группы верующих из Эфиопии.
Теперь Мухаммад мог подчинить богатые и хорошо укрепленные оазисы Хайбар и Фадак с иудейским населением, стоявшие на его пути в Сирию. Хайбар пал, оказав упорное сопротивление, после чего Фадак сдался без боя. Так власть мусульман вышла за пределы одного, мединского, оазиса и начала распространяться по всей Аравии.
Считается, что примерно в это время Пророк направил послания своим главным соседям. Он написал византийскому императору Ираклию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, а также правителям Омана, Йемена, Бахрейна и большого аравийского оазиса Йамамы.
Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитского христианства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в ислам. Наместник Египта откликнулся подарками – двумя сестрами-невольницами с евнухом, мулом и узорными коптскими тканями, но никто из мирских властителей не внял призыву, а иранский шах даже разорвал в гневе письмо Пророка. Однако именно в это время ислам вышел за пределы Аравии, превращаясь из местной в мировую религию.
В соответствии с Худайбийским договором Мухаммад совершил малое паломничество в следующем, 629 году. А в самом начале 630 года в Мекку почти без сопротивления вступили мусульманские войска.
Совершив семикратный объезд Каабы, Мухаммад спешился, положил два земных поклона, выпил воды из священного источника Замзам и приказал уничтожить всех идолов в мекканском святилище. В избавленном от языческой скверны храме Пророк вознес благодарственную молитву Богу и обратился к присутствовавшим с речью, в которой обрушился на племенную гордыню, запретил кровную месть и отменил былые льготы курайшитам, кроме их права на охрану святилища и утоление жажды паломников.
Затем глашатай возвестил мекканцам основы исламского права и нравственности, начиная с главного положения: все мусульмане – братья и благородство каждого из них измеряется его личным благочестием, а не вереницей предков: люди равны, как зубья гребня; нет у одного человека преимущества над другим, кроме как через благочестие.
Примирившись с мекканцами, избравшими веру в Аллаха, Пророк значительно расширил угодья и земли мусульманской общины, начав завоевания с языческих племен хавазин и сакиф близ крупного аравийского города Таифа.
О битве с племенным ополчением идолопоклонников в долине Хунайн довольно подробно говорится в Коране:
Аллах помог вам уже во многих местах и в день Хунайна, когда вас восхитила ваша многочисленность. Но она ни от чего вас не избавила, и стеснилась для вас земля там, где была широка. Потом вы повернулись, обратив тыл.
Потом низвел Аллах Свое спокойствие на Своего Посланника и на верующих, и низвел войско, которое вы не видели, и наказал тех, которые не веровали: это воздаяние неверным
(Коран 9: 25 – 26).
Здесь описывается рвение новообращенных мекканцев, уповавших не на Бога, а на свой численный перевес над врагом. Но случилось так, Что их преимущество чуть было не обернулось гибелью: среди сгрудившихся мусульман началась паника, и только вмешательство Бога и Его незримого воинства даровало верующим победу.
Затем Пророк осадил Таиф и после трудных переговоров принудил его к сдаче.
Эти переговоры открыли «год посольств» (630 – 631), когда Медину, остававшуюся местопребыванием Пророка и после взятия Мекки, посетили ходоки со всех концов Аравии – из Йемена, Неджда, Бахрейна, Йемамы. Все они хотели заручиться покровительством Мухаммада и выговорить для себя какие-нибудь льготы в обмен на принятие ислама.
Один из аравийских лжепророков – Мусайлима, насаждавший в Йемаме особый культ ар-Рахмана, предлагал Мухаммаду договориться и разделить Аравию поровну, однако Пророк отверг притязания самозванца и проклял его.
Несколько ранее, когда Мухаммад с большими силами выдвинулся на север – в граничащий с Византией оазис Табук, его власть признали вожди местных христианских племен, епископ Эйлата Иоанн и представители других христианских и иудейского поселений.
Заключенный с ними договор о покровительстве – зимма, дающий иноверцам право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа), считается самым первым в исламе.
Итак, в 632 году все аравийские племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли ислам.
Новообращенные платили садаку. из каждых сто голов скота – две.
Оставалось превратить Каабу в исключительно мусульманское святилище. За год до этого сподвижник и тесть Пророка Абу Бакр уже возглавил большое паломничество в Мекку. Теперь Мухаммаду предстояло провести большой хаджж к святыне местных племен, чтобы сделать ее главным духовным центром новой религии. Он взял с собой всех своих жен и целую сотню верблюдов.
Утром пятого дня месяца зу-л-хиджжа Мухаммад вместе с Али ибн Абу Талибом совершили обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыли здание самого святилища покрывалом. Проведя ночь в обычном шатре, Пророк семь раз обошел Каабу; затем отправился в долину Мина, где пробыл до заката, а оттуда – к горе Арафат. Мухаммад своей рукой принес в жертву тридцать шесть верблюдов и, знаменуя окончание паломничества, обрил голову.
После полуденной молитвы он обратился к паломникам, напоминая им важнейшие положения ислама:
♦ жизнь и собственность мусульман неприкосновенны,
♦ отдавать и принимать деньги или имущество в рост запрещено,
♦ кровомщение отменяется и прежние кровные счеты подлежат забвению,
♦ все мусульмане – братья,
♦ вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнечным, – грех,
♦ поклоняться идолам в святых местах – все равно что поклоняться Шайтану,
♦ мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.
В конце речи, как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу после смерти Пророка.
Это паломничество называют «прощальным», ибо вскоре после него Мухаммад умер. Все, что делал Пророк во время этого хаджжа, стало основой обрядов, соблюдаемых и поныне теми, кто приходит к Каабе.
А еще до прощального паломничества Али ибн Абу Талиб возвестил в Мекке о том, что ждет нераскаявшихся язычников и иноверцев, огласив начало суры «Покаяние»:
Отречение от Аллаха и Его Посланника – к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.
Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Аллаха и что Аллах опозорит неверных!
И призыв от Аллаха и от Его Посланника к людям в день великого паломничества о том, что Аллах отрекается от многобожников и Его Посланник. И если вы обратитесь, то это – лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием, кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а они ни в чем перед вами его не нарушали и никому не помогали против вас! Завершите же договор с ними до их срока: ведь Аллах любит богобоязненных!
А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они покаялись и соблюдали молитву и платили закат, то освободите им дорогу: ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!
А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это – потому, что они – люди, которые не знают.
Как будет у многобожников союз с Аллахом и Его Посланником, кроме тех, с которыми вы заключили союз у Священной Мечети? И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним: ведь Аллах любит богобоязненных!..
А если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу веру, то сражайтесь с предстоятелями неверия, ибо клятвы ничего не значат для них, может быть, они воздержатся!..
О вы, которые уверовали! Ведь многобожники – нечистота. Пусть же они не приближаются к Мечети Священной после этого года!..
Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний День, и не запрещает того, что запретил Аллах и Его Посланник, и не подчиняется вере Истины – из тех, кому ниспослано Писание, пока они не заплатят джизью своей рукой, будучи Униженными
(Коран 9: 1 – 29).
Паломничество в Мекку для немусульман было запрещено, равно как и их пребывание в святых местах. Некоторые исламские толкователи пытались время от времени распространять этот запрет на всю Аравию.
До прощального хаджжа принятие ислама считалось личным делом каждого, но теперь Пророк поставил язычников перед суровым выбором – либо ислам, либо меч.
• Смерть Мухаммада
Двинув войско в Заиорданье для мести за верного Зайда, павшего от руки арабского вассала Византии, Мухаммад заболел. Пять дней пролежал он у своей жены Аиши; начал было выздоравливать, но неожиданно скончался. Считается, что это произошло двенадцатого числа месяца раби алаввал 11 года хиджры, или 8 июля 632 года. Его могилу в Медине, в ограде Мечети Пророка, посещают мусульмане со всех концов земли.
Мухаммад не оставил распоряжений о своем преемнике. Наследственная передача власти исключалась, ибо у него не было прямых потомков по мужской линии, а последний сын Мухаммада умер во младенчестве незадолго до смерти самого отца.
Безутешным близким и соратникам Абу Бакр напомнил коранический стих:
И Мухаммад – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, но Аллах воздаст благодарным
(Коран 3: 144).
Безвременная кончина Пророка стала трудным испытанием для ислама. В Аравии поднимала голову племенная вольница. Бедуины отказывались платить налоги Медине, столице нарождающегося мусульманского государства.
В племенах выдвинулись различные лжепророки, оспаривавшие истину, возвещенную Мухаммедом.
Один из них, Абхала ал-Асвад, или Черный, прозванный Закутывающимся, захватил йеменский город Наджран, разбил малочисленный персидский гарнизон и вошел в Сану, главный город Йемена.
В оазисах Йемамы, как уже упоминалось, заявил о себе Мусайлима и один из вождей племени бану асад – лжепророк Тулайха.
Племя тамим на время подчинилось лжепророчице христианского толка – Саджах, вещавшей от имени Господа Облаков.
Делу ислама угрожала несомненная опасность. Необходимо было срочно выбрать преемника, который возглавил бы общину верующих. На это место притязали лучшие из мухаджиров и вернейшие из ансаров.
На собрании, где присутствовали ансары из мединских племен хазрадж и аус, а также мухаджиры из мекканского племени курайш, победили соплеменники Мухаммада.
Первым «заместителем Посланника Аллаха» (халифату расулил-Лах), или просто халифом, стал Абу Бакр, спутник Мухаммада по хиджре, отец его любимой жены Аиши, на руках которой скончался Пророк.
Традиция гласит, что Мухаммад умер, достигнув возраста шестидесяти трех лет и совершив девятнадцать военных походов.
Он оставил девять вдов и трех дочерей: Фатиму, Зайнаб и Рукайю. У него было девять дядьев по отцу; восемь мечей, каждый со своим именем, четыре именных копья, четыре кольчуги (в одной из них пророк Дауд вышел на смертный бой с Джалутом-Голиафом), кольчужная сетка и четыре лука с колчаном, прозванным ал-Кафур, или Камфара.
У него был широкий кожаный пояс, украшенный кольцами и пряжкой из серебра; щит с изображением орла, которое он уничтожил наложением руки, и знамя с бахромой, называвшееся Орел. Его первого коня звали ас-Сакб, или Проворный, а другого – ал-Муртаджиз, ибо в конском топоте слышался стихотворный размер раджаз. У него была мулица Дулдул, осел Афир, или Запыленный, несколько верблюдиц и сотня овец.
Говорят, у него был железный перстень в серебряной оправе с надписью: «Мухаммад – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он носил черные сапоги без украшений, подаренные эфиопским негусом, а по пятницам надевал красный плащ и чалму. После смерти от него осталось два одеяния из полосатой йеменской ткани, йеменский кафтан и белая рубаха, три одеяния оманской работы, два набедренника, черная расшитая куртка, плащ, выкрашенный в желтый цвет, и три-четыре шапочки, прикрывающих темя.
Он умащал себя алоэ с камфарой, любил мускус; хранил в ларчике зеркало, гребень из слоновой кости, палочки для сурьмления век, ножницы и зубочистку. У него была чаша, скрепленная серебром, и вторая, из стекла, каменный кубок, таз из желтой меди для стирки, бронзовый таз для умывания и большая миска. Из прочего имущества он владел кроватью и ворсистым одеялом.
Таков скромный перечень родственников, оружия, верховых животных, скота и личных вещей, оставшихся от Пророка. Надо ли говорить, однако, что главное наследие заключалось совсем в другом – в основах веры, Коране и общине, живущей по законам, заповеданным Посланником Божьим.
Для некоторых из толкователей смерть Пророка и есть исторический рубеж, завершающий эпоху первоначального, классического ислама. С этого дня прекратилось непосредственное вмешательство Бога в жизнь уммат алислам – общины верующих.
Но дело Мухаммада отнюдь не завершилось после его кончины. Еще не был записан и упорядочен полный текст Корана. Еще не были окончательно разработаны основы мусульманского права, шариата. Еще не утвердился ислам на просторах трех материков, распространяя на них единую культуру, язык и миропорядок. А главное – жизнь Пророка еще не была истолкована и осмыслена его современниками и их потомками в сводах деяний и речений Посланника Аллаха.
ГЛАВА 2
ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО ИСЛАМА
• Праведные халифы
Преемником Мухаммада стал Абдаллах ибн Осман, по прозванию Абу Бакр ас-Сиддик, или Абу Бакр Правдивейший (годы правления 632 – 634) – первый из четырех халифов, которых называют праведными: ал-хулафа ар-рашидун.
Купец, отдавший все свое состояние делу ислама, мягкий и скромный в обращении, Абу Бакр, вероятно, в качестве главы общины устраивал все заинтересованные стороны. Однако действовать ему пришлось в смутные времена отступничества (ридда) – многие из вождей племен говорили: «Мы не присягали Абу Бакру, но Мухаммаду», – поэтому в борьбе с врагами веры Абу Бакр проявлял решительность и твердость.
По существу, это была первая священная война против неверных и отступников. Коран призывал:
Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников
(4: 89).
Мусульманское войско, посланное Мухаммадом в Заиорданье, привело к повиновению аравийский север. На юге столица Йемена Сана вернулась к исламу еще при Мухаммаде, когда был низвергнут и казнен лжепророк Абхала ал-Асвад, или Черный.
Но на востоке мятежные племена отказывались выплачивать Медине садаку – обязательный исламский оброк со скота. Часть племен готова была сохранять верность религии Пророка, только если их освободят от этого налога, казавшегося им унизительным. Абу Бакр отверг их условие, заявив, что без садаки нет ислама.
На подступах к Медине восставших разбили. Мусульманские отряды двинулись на восток. Они рассеяли войско лжепророчицы Саджах, а сама она бежала в Ирак, где позже приняла ислам. Мусульмане сокрушили союз племен асад, гатафан и тайй, который сколотил лжепророк Тулайха под красным знаменем. В упорных боях были усмирены Неджд, Бахрейн и крайний юг Аравии – Хадрамаут и Оман.
Самой кровопролитной битвой в истории ридды считается поход в Йамаму против лжепророка Мусайлимы. Место схватки, где пало тридцать хафизов, помнящих весь Коран наизусть, назвали Садом Смерти.
После этого сражения, по воле Абу Бакра, хафизы стали записывать или диктовать хранящееся в их памяти.
Среди военачальников Абу Бакра особо выделялся Халид ибн ал-Валид, некогда возглавлявший мекканскую конницу, что потеснила воинов ислама при Ухуде.
Приняв новую веру, Халид стал мечом ислама, чуждым страха и нерешительности.
Халиф Абу Бакр послал его в Приевфратье, где он нанес поражение шахским войскам в Битве цепей и взял Хиру, столицу арабского христианского княжества, вассального Ирану. Поставленные перед выбором: принять ислам или согласиться на подушную податьджизью, – осажденные выбрали подать и открыли городские ворота.
После этого Халид наголову разбил византийскую армию при Аджнадайне в Палестине и арабов-христиан из племени таглиб у границ Византии.
Так мусульманские завоевания вышли за пределы Аравийского полуострова.
Но Абу Бакру не довелось узнать о том, какие воинские успехи ожидали мусульман. Встретив известие о победе при Аджнадайне уже больным, он вскоре скончался. Он прожил шестьдесят три года, как и Посланник Аллаха.
Перед смертью первый халиф успел посоветоваться с приближенными и назвать своего преемника – Омара, которому община единодушно присягнула на верность.