ПРОТОКОЛ ЭКСТРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ ДАГЕСТАНСКОГО ОБКОМА РКП(б) ПО ВОПРОСУ «О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ШАРИАТА В ДАГЕСТАНЕ»
(9 августа 1920 г.)
Председательствовал Шеболдаев Б.П.
Председатель заседания предлагает к обсуждению три вопроса, по которым каждый должен высказаться: 1) допускается ли в Дагестане шариат, 2) нужно ли изжить его, 3) о подсудимости шариата.
Тов. Дударов говорит, что необходимо дать проявить муллам и кулакам свою физиономию, дав им управлять шариатским судом. Они будут брать взятки, убивать и резать руки, судить несправедливо и этим подрывать авторитет к себе, терять влияние на массы, что для нас послужит агитацией, и мы, пользуясь этим, можем проводить в жизнь свою [атеистическую] политику.
Тов. Ковалев: «Шариат является боевым органом для духовенства среднего и бедного класса населения, но в последнее время и среди бедняков шариат начинает терять свое влияние, благодаря усиленной социальной дифференциации. Если мы дадим проводить шариат в резкой форме, то этим мы дадим понять бедноте непримиримость и жестокие поступки его, благодаря которым он будет постепенно сам по себе изживать. Беднота сама увидит и сама откажется от него, необходимо только дать [возможность] проводить его в резкой форме, а резким изжитием его перед глазами населения не дать возможности религиозным фанатикам поднять свою голову».
Тов. Кариб: «Дагестанцы вели борьбу под лозунгом «За шариат и Советскую власть», почему необходимо и дать шариат. Не управлять им, [а] поручить кулачеству и духовенству, которым придется проводить в жизнь все жестокие постановления шариата, как-то: убивать, рубить и т.д. Эти примеры будут служить для нас орудием для агитации против кулаков и сторонников шариата. Используя такие примеры будем дискредитировать шариат перед народными массами».
Тов. Логина: «Шариат и другие национальные убеждения, как я и раньше говорила, нужно оставлять, т.к. этим мы сохраняем порядок в крае, но провести в жизнь шариатский суд необходимо в такой форме, которая не была бы в ущерб нашей программе и [наши противники] не могла бы резко противостоять политике советского строя. Проводить шариат бороться товарищам на себя не следует, т.к. в нашей программе духовное правление и церковь совершенно отдаляются от государства, и вмешательство в эти дела привело бы товарищей к отступлению от программы, и они явились бы виновниками перед историей социальной революции».
Тов. Шеболдаев: «Необходимо разрешить провести шариат в революционно изжитом виде, имея в виду то, что он сам по себе будет терять свою силу среди масс вследствие своей жестокости».
Тов. Самурский: «Необходимо определенным образом реформировать [постановление] прочитанное нами «Положение о шариатском судопроизводстве» и в таком виде провести его в жизнь».
Тов. Коркмасов: «Я сказал, что мы должны в кавказской политике идти на известные уступки, но уступки эти мы должны делать в такой форме, чтобы не опорочить себя перед историей революции, поэтому необходимо провести и шариат, взяв инициативу на себя Ревкомам, которые постепенно должны изживать из него все ненужное. Лицам, отказавшимся от [услуг] шариатского суда и изъявившим желание судиться в народном [суде], предоставить на то полное право».
Секретарь Дагобдкома РКП(б) Б. Шеболдаев
РГАСПИ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 127. Л. 13 об. Подлинник.
Опубликовано: Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: борьба и сотрудничество. (1917-1921 гг.). Махачкала, 2004. С. 166, 167.

Комментарии закрыты.