ОБЩЕСТВЕННЫЕ СУДЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
г. Грозный
16 января 1994 г.
№ 5
В соответствии с Положением об общественных судах Джамаат (юккъара) низаман кхел, (прилагается), провести в течение января-февраля 1994 года выборы в общественные суды в селах, поселках, станицах, микрорайонах (кварталах) городов Чеченской Республики.
1. Возложить организацию и проведение выборов общественных судов в селах, поселках, станицах, микрорайонах (кварталах) городов на соответствующих глав региональных исполнительных управлений Президента Чеченской Республики, глав местной администрации поселков, сел, станиц, глав районных администраций города Грозного.
2. Министерству юстиции, Прокуратуре Чеченской Республики оказать методическую помощь главам региональных исполнительных управлений Президента ЧР и главам местного самоуправления на соответствующих территориях в проведении выборов в общественные суды, а также в организации их деятельности.
3. Управлению Делами Кабинета Министров Чеченской Республики обеспечить соответствующих должностных лиц необходимым количеством экземпляров Положения об общественных судах для организации работы по проведению выборов.
Президент Чеченской Республики Ичкерия Д. ДУДАЕВ
«УТВЕРЖДАЮ»
Президент Чеченской Республики Д. ДУДАЕВ
16 января 1994 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ СУДАХ ДЖАМААТ (ЮККЪАРА) НИЗАМАН КХЕЛ
1. Общественные суды – это выборные общественные органы, призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе строгого соблюдении законов, уважения достоинства и чести личности гражданина.
Задачей общественных судов является предупреждение правонарушений, создание обстановки нетерпимости к любым антиобщественным проступкам. Они обличены доверием жителей соответствующих населенных пунктов.
2. Общественные суды создаются в селах, поселках, станицах, городах-микрорайонах (кварталах) по решению общих собраний, проводимых главами местной администрации.
3. В состав общественного суда могут быть избраны представители местного духовенства, местного самоуправления, руководители предприятий, их подразделений, расположенных на соответствующей территории, проживающих на данной территории, а также другие лица, не моложе 25 лет, имеющие высокий моральный авторитет и доверие населения.
4. Кандидаты в члены общественного суда выдвигаются собраниями граждан.
5. Общественные суды избираются по месту жительства гражданами на собраниях (сходах) села, поселка, станицы, микрорайона (квартала) городов сроком на 2 года открытым голосованием.
Оповещение о дне выборов общественных судов производится заблаговременно местной администрацией.
Участники собрания по выборам суда вправе заявлять мотивированный отвод любому кандидату, а также выдвигать новых кандидатов. Вопрос об удовлетворении или отклонении отвода решается большинством голосов участников собрания.
Избранными считаются лица, получившие большинство голосов по отношению к остальным кандидатам и более половины присутствующих на собрании.
Количество членов суда устанавливается собранием, но их число не может быть менее 5 и более 7.
6. Члены общественного суда из своего состава избирают открытым голосованием председателя суда, его заместителя и секретаря. Первое собрание суда созывается главой местной администрации или его представителем не позднее трех дней после его избрания.
Члены общественного суда, не оправдавшие доверия, могут быть отозваны собранием (сходом) граждан.
7. Общественный суд при рассмотрении дел и принятии решений руководствуется действующим в Республике законодательством и настоящим Положением.
8. Общественный суд рассматривает дела:
о мелком хулиганстве, мелких хищениях государственного или личного имущества;
об оскорблении, клевете, сквернословии, побоях и легких телесных повреждениях, если эти деяния совершены впервые;
о продаже и распитии спиртных напитков на улицах, дорогах и в других общественных местах, кроме предприятий, организаций торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков и их розлив разрешены администрацией местного самоуправления;
о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
о ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей, о недостойном отношении детей к родителям и о недостойном поведении в семье;
о порче жилых и иных помещений, коммунального оборудования, о нарушении правил противопожарной безопасности;
о нарушении санитарных правил в населенных пунктах, загрязнении бытовым мусором пастбищ, полей, поймы рек и иных мест, не отведенных для этой цели;
о порядке пользования строениями, составляющими общую собственность двух или нескольких граждан, земельные (споры о меже) между гражданами, о разделе имущества между супругами, об имущественных спорах между гражданами при согласии спорящих сторон на рассмотрение дела в общественном суде;
о нарушении пользования газом, водой, электричеством и другими видами бытовых услуг.
9. Общественный суд может рассматривать и разрешать вопросы, связанные с примирением семей, находящихся в состоянии кровной мести, вражды или иного конфликта, опасного возможными вредными последствиями.
10. Общественный суд может рассматривать также другие дела об антиобщественных проявлениях, не представляющих большой общественной опасности, если органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать указанные дела, сочтут необходимым передать материалы на рассмотрение общественного суда для принятия к правонарушителю мер общественного воздействия.
11. Общественные суды рассматривают дела по представлению общественности населенного пункта, микрорайона (квартала), а также по представлению администрации местного самоуправления и по материалам, переданным судам прокуратурой, органами МВД и по заявлению граждан.
12. Общественные суды не вправе рассматривать дела о правонарушениях, которые уже были предметом рассмотрения и по ним вынесены судебные решения или решения общественного суда, наложены дисциплинарные или административные изыскания.
13. До рассмотрения дела в общественном суде в необходимых случаях должна проводиться проверка поступивших материалов. Председатель или заместитель председателя суда знакомит привлекаемого, потерпевшего с имеющимися материалами и при наличии оснований для рассмотрения дела в суде устанавливает, кто должен быть вызван на заседание суда в качестве свидетелей. Привлекаемый к суду потерпевший, а также участники гражданско-правового спора имеют право ходатайствовать об истребовании дополнительных документов и вызове свидетелей.
Председательствующий и члены суда не могут участвовать в рассмотрении дела, если кто-либо из них является потерпевшим, родственником потерпевшего, свидетелем, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих об их личной заинтересованности в исходе дела. В этих случаях они обязаны сделать самоотвод. По тем же основаниям отвод председательствующему и членам общественного суда может быть заявлен лицом, привлеченным к общественному суду, потерпевшим, участниками гражданско-правового спора.
Вопрос об удовлетворении заявленного отвода или отказе в этом решается всем составом общественного суда, рассматривающим данное дело.
14. Общественные суды рассматривают дела в месячный срок с момента их поступления.
Время и место рассмотрения дела определяется председателем общественного суда с обязательным оповещением привлекаемого к ответственности, свидетелей и граждан.
15. Явка граждан по вызову общественного суда обязательна. Если привлекаемый к общественному суду, потерпевший или участник гражданско-правового спора не явится на заседание, суд должен выяснить причины неявки, и в зависимости от установленных обстоятельств вторично назначить дело к слушанию. В случае вторичной неявки этого лица без уважительных причин общественный суд может рассмотреть дело в его отсутствие.
16. Общественный суд рассматривает имеющиеся материалы, заслушивает объяснение привлеченного, потерпевшего, участников гражданско-правового спора и свидетелей.
Присутствующие на заседании могут задавать вопросы привлеченному, потерпевшему, свидетелям, участникам гражданско-правового спора, выступать по существу рассматриваемого дела.
Общественный суд ведет протокол, который подписывается председательствующим и секретарем заседания.
Заседание общественного суда проводится открыто.
Общественный суд правомочен рассматривать дело при наличии простого большинства от общего состава членов суда.
17. Решение общественного суда принимается большинством голосов членов суда, участвующих в рассмотрении данного дела, в условиях, исключающих постороннее воздействие на состав суда.
В решении указываются время и место рассмотрения дела, наименование и состав общественного суда, данные о лице, в отношении которого рассматривается дело, содержание правонарушения или характер гражданско-правового спора, мотивы решения и доказательства, на которые ссылается общественный суд, определенная судом мера общественного воздействия или указание об оправдании, либо результаты рассмотрения гражданско-правового спора.
Решение общественного суда подписывается участвующими в вынесении – председательствующим и членами суда, и объявляется публично. В необходимых случаях решение общественного суда может быть освещено в печати, по радио, телевидению и в других средствах массовой информации.
18. Общественный суд может применить к виновному одну из следующих мер воздействия:
1. Объявить товарищеское предупреждение.
2. Объявить общественное порицание.
3. Наложить денежный штраф в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
4. Материалы передать в органы Прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В случае рассмотрения гражданско-правового спора общественный суд принимает решение в удовлетворении иска полностью или частично, или отказывает в нем.
Общественный суд может ограничиться публичным рассмотрением дела и не применять указанных в настоящей статье мер общественного воздействия, если виновный, чистосердечно раскаявшись, публично принесет извинения обществу или потерпевшему и добровольно возместит причиненный ущерб.
19. Решение общественного суда обжалованию не подлежит.
20. Решение общественного суда о возмещении причиненного ущерба, о наложении штрафа или ином имущественном взыскании должно исполняться в срок, указанный в решении.
При неисполнении решения в установленный срок председатель общественного суда направляет дело народному судье, который после проверки представленных материалов и законности решения выдает исполнительный лист.
В случае незаконности решения общественного суда, народный судья мотивированным постановлением отказывает в выдаче исполнительного листа, о чем сообщает общественному суду.
Средства, взысканные с лиц, подвергнутых штрафу, поступают в местный бюджет в порядке, установленном законом.
21. Руководство деятельностью общественных судов и создание необходимых условий их работы возлагается на соответствующие главы администраций сел, станиц, поселков, городов, а в городе Грозном – на глав администраций районов.