Конституция Чечни 1978 года

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ   ЗАКОН)

ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1978 год)

Принята на внеочередной восьмой сессии

Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР

шестого созыва 26 мая 1978 года.

Народ Чечено-Ингушской Автономной Советской Со­циалистической Республики, руководствуясь идеями на­учного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и про­возглашает настоящую Конституцию.

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.

Глава 1.   Политическая система.

Статья 1.

Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и инте­ресы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Статья 2.

Вся власть в Чечено-Ингушской АССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политиче­скую основу Чечено-Ингушской АССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3.

Организация и деятельность Советского го­сударства строятся в соответствии с принципом демо­кратического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творче­ской активностью на местах, с ответственностью каждо­го государственного органа и должностного лица за по­рученное дело.

Статья 4.

Советское государство, все его органы дей­ствуют на основе социалистической законности, обеспе­чивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, долж­ностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы.

Статья 5.

Наиболее важные вопросы государствен­ной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референ­дум).

Статья 6.

Руководящей и направляющей силой со­ветского общества, ядром его политической системы, го­сударственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС су­ществует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Ком­мунистическая партия определяет генеральную перспек­тиву развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной дея­тельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7.

Профессиональные союзы, Всесоюзный Ле­нинский Коммунистический Союз Молодежи, коопера­тивные и другие общественные организации в соответ­ствии со своими уставными задачами участвуют в управ­лении  государственными  и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8.

Трудовые коллективы участвуют в обсуж­дении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и ре­шении вопросов управления предприятиями и учрежде­ниями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и мате­риальное поощрение.

Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передо­вых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалифи­кации.

Статья 9.

Основным направлением развития полити­ческой системы советского общества является дальней­шее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государ­ственного аппарата, повышение активности обществен­ных организаций, усиление народного контроля, укреп­ление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общест­венного мнения.

Глава  2. Экономическая система.

Статья 10.

Основу экономической системы Чечено-Ингушской АССР составляет социалистическая соб­ственность на средства производства в форме государ­ственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных органи­заций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собствен­ность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других ко­рыстных целях.

Статья 11.

Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма со­циалистической собственности.

В исключительной собственности государства нахо­дятся: земля, ее недра, воды, леса.       Государству при­надлежат основные средства производства в промыш­ленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных пред­приятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления за­дач государства.

Статья 12.

Собственностью колхозов и других коопе­ративных организаций, их объединений являются сред­ства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-коопера­тивной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13.

Основу личной собственности граждан Че­чено-Ингушской АССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы оби­хода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбереже­ния. Личная собственность граждан и право ее насле­дования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом по­рядке для ведения подсобного хозяйства (включая со­держание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предостав­ленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извле­чения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб ин­тересам общества.

Статья 14.

Источником роста общественного богат­ства, благосостояния народа и каждого советского че­ловека является свободный от эксплуатации труд совет­ских людей.

В соответствии с принципом социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» государ­ство осуществляет контроль за мерой труда и потребле­ния. Оно определяет размер налога на доходы, подле­жащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты опре­деляют положение человека в обществе.             Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способству­ет превращению труда в первую жизненную потреб­ность каждого советского человека.

Статья 15.

Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение рас­тущих материальных и духовных    потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, со­циалистическое соревнование,    достижения научно-техиического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомер­ное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16.

Экономика Чечено-Ингушской АССР яв­ляется составной частью экономики РСФСР, единого на­роднохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управле­ния с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, при­быль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17.

В Чечено-Ингушской АССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая дея­тельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исклю­чительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую дея­тельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18.

В интересах настоящего и будущих поко­лений в Чечено-Ингушской АССР принимаются необхо­димые меры для охраны и научно обоснованного, рацио­нального использования земли и ее недр, водных ресур­сов, растительного и животного    мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей челове­ка среды.

Глава   3.   Социальное развитие и культура.

Статья 19.

Социальную основу Чечено-Ингушской АССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Государство способствует усилению социальной од­нородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, ум­ственным и физическим трудом, всестороннему разви­тию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20.

В соответствии с коммунистическим идеа­лом «Свободное развитие каждого есть условие свобод­ного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и даро­ваний, для всестороннего развития личности.

Статья 21.

Государство заботится об улучшении ус­ловий и охране труда, его научной организации, о со­кращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяже­лого физического труда на основе комплексной механи­зации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 22.

В Чечено-Ингушской АССР последова­тельно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустри­ального; расширения в сельской местности сети учреж­дений народного образования, культуры, здравоохране­ния, торговли и общественного питания, бытового обслу­живания и коммунального хозяйства; преобразо­вания сел, станиц и других сельских населенных пунк­тов в благоустроенные поселки.

Статья 23.

На основе роста производительности тру­да государство неуклонно осуществляет   курс на повышение уровня  оплаты труда, реальных доходов трудя­щихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды по­требления. Государство при широком участии общест­венных организаций и трудовых коллективов обеспечи­вает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24.

В Чечено-Ингушской АССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного пи­тания, бытового обслуживания и коммунального хо­зяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25.

В Чечено-Ингушской АССР существует и совершенствуется единая система народного образова­ния, которая обеспечивает общеобразовательную и про­фессиональную подготовку граждан, служит коммуни­стическому воспитанию, духовному и физическому раз­витию молодежи, готовит ее к труду и общественной дея­тельности.

Статья 26.

В соответствии с потребностями    общест­ва государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует   внедрение результатов научных исследований в народное хозяйст­во и другие сферы жизни.

Статья 27.

Государство заботится об охране, преум­ножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания совет­ских людей, повышения их культурного уровня.

В Чечено-Ингушской АССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного ху­дожественного творчества.

II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Глава 4. Гражданство Чечено-Ингушской АССР. Равноправие граждан.

Статья 28.

В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Че­чено-Ингушской АССР является гражданином РСФСР и СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты совет­ского гражданства определяются Законом о граждан­стве СССР.

Граждане РСФСР и других союзных республик поль­зуются на территории Чечено-Ингушской АССР одина­ковыми правами с гражданами Чечено-Ингушской АССР.

Граждане Чечено-Ингушской АССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского го­сударства.

Статья 29.

Граждане Чечено-Ингушской АССР рав­ны перед законом независимо от происхождения, соци­ального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, образования, языка, от­ношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Чечено-Ингушской АССР обеспечивается во всех областях экономической, полити­ческой, социальной и культурной жизни.

Статья 30.

Женщина и мужчина имеют в Чечено-Ингушской АССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предостав­лением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготов­ки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной дея­тельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позво­ляющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление опла­чиваемых отпусков и других льгот беременным женщи­нам и матерям, постепенное сокращение рабочего вре­мени женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 31.

Граждане Чечено-Ингушской АССР раз­личных рас и национальностей    имеют   равные   права.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и на­родностей СССР, воспитанием граждан в духе совет­ского патриотизма и социалистического интернациона­лизма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограни­чение прав, установление прямых или косвенных пре­имуществ граждан по расовым и национальным приз­накам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебре­жения — наказываются по закону.

Статья 32.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чечено-Ингушской АССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущест­венных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Чечено-Ингушской АССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и со­блюдать советские законы.

Глава 5. Основные права, свободы и   обязанности граждан Чечено-Ингушской   АССР.

Статья 33.

Граждане Чечено-Ингушской АССР обла­дают всей полнотой ” социально-экономических, полити­ческих и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Чечено-Ингушской АССР и со­ветскими законами. Социалистический строй обеспечи­вает расширение прав и свобод, непрерывное улучше­ние условий жизни граждан по мере выполнения про­грамм социально-экономического и культурного раз­вития.

Использование гражданами прав и свобод не долж­но наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 34.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на труд, — то есть на получение гарантиро­ванной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного го­сударством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответ­ствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической систе­мой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повыше­нием трудовой квалификации и обучением новым спе­циальностям, развитием систем профессиональной ори­ентации и трудоустройства.

Статья 35.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабо­чих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профес­сий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту житель­ства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха кол­хозников регулируется колхозами.

Статья 36.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи­цированной медицинской помощью, оказываемой го­сударственными учреждениями здравоохранения; рас­ширением сети учреждений для лечения и укреп­ления здоровья граждан; развитием и совершен­ствованием техники безопасности и производствен­ной санитарии; проведением широких профилак­тических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение дет­ского труда, не связанного с обучением и трудовым вос­питанием; развертыванием научных исследований, на­правленных на предупреждение и снижение заболевае­мости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 37.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспо­собности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по вре­менной нетрудоспособности; выплатой за счет государ­ства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о пре­старелых гражданах и об” инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Статья 38.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на   жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной госу­дарственного и общественного жилищного фонда, со­действием кооперативному и индивидуальному жилищ­ному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предостав­ляемой по мере осуществления программы строитель­ства благоустроенных жилищ, а также невысокой пла­той за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Че­чено-Ингушской АССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 39.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечер­него образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для само­образования.

Статья 40.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право на пользование достижениями культуры.

Это право обеспечивается общедоступностью цен­ностей отечественной и мировой культуры, находящих­ся в государственных и общественных фондах; развити­ем и равномерным размещением культурно-просвети­тельных учреждений на территории республики; разви­тием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; рас­ширением культурного обмена с зарубежными государ­ствами.

Статья 41.

Гражданам Чечено-Ингушской АССР в соответствии с целями коммунистического    строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широ­ким развертыванием научных исследований, изобрета­тельской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходи­мые для этого материальные условия, оказывает под­держку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 42.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии за­конов и решений общегосударственного и местного зна­чения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать учас­тие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в на­родном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной са­модеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 43.

Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучше­нии их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, да­вать на них ответы и принимать    необходимые    меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, пресле­дующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 44.

В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечи­вается предоставлением трудящимся и их организаци­ям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью исполь­зования печати, телевидения и радио.

Статья 45.

В соответствии с целями коммунистиче­ского строительства граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право объединяться в общественные организа­ции, способствующие развитию политической актив­ности и самодеятельности, удовлетворению их многооб­разных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 46.

Гражданам Чечено-Ингушской АССР га­рантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправ­лять религиозные культы или вести атеистическую про­паганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с ре­лигиозными верованиями запрещается.

Церковь (мечеть) в Чечено-Ингушской АССР отде­лена от государства и школа — от церкви (мечети).

Статья 47.

Семья находится под защитой государ­ства.

Брак основывается на добровольном согласии женщи­ны и мужчины; супруги полностью равноправны в се­мейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем созда­ния и развития широкой сети детских учреждений, ор­ганизации и совершенствования службы быта и общест­венного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 48.

Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 49.

Гражданам Чечено-Ингушской АССР га­рантируется неприкосновенность жилища. Никто не име­ет права без законного основания войти в жилище’ про­тив воли проживающих в нем лиц.

Статья 50.

Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений ох­раняются законом.

Статья 51.

Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоин­ство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья 52.

Граждане Чечено-Ингушской АССР име­ют право обжаловать действия должностных лиц, госу­дарственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с наруше­нием закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.

Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными дейст­виями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 53.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан соблю­дать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Консти­туцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы, уважать правила социалистического    общежития, с достоинством  нести  высокое  звание  советского    гражда­нина.

Статья 54.

Обязанность и дело чести каждого спо­собного к труду гражданина Чечено-Ингушской АССР— добросовестный труд в избранной им области общест­венно полезной деятельности, соблюдение трудовой дис­циплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического об­щества.

Статья 55.

Гражданин Чечено-Ингушской АССР обя­зан беречь и укреплять социалистическую собствен­ность. Долг гражданина Чечено-Ингушской АССР — бо­роться с хищениями и расточительством государствен­ного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собствен­ность, наказываются по закону.

Статья 56.

Гражданин Чечено-Ингушской АССР обя­зан оберегать интересы Советского государства, способ­ствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священ­ный долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед на­родом.

Статья 57.

Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.

Статья 58.

Долг каждого гражданина Чечено-Ингуш­ской АССР — уважать национальное достоинство дру­гих граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 59.

Гражданин Чечено-Ингушской АССР обя­зан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 60.

Граждане Чечено-Ингушской АССР обя­заны заботиться о воспитании детей, готовить их к об­щественно полезному труду, растить достойными члена­ми социалистического общества. Дети обязаны заботить­ся о родителях и оказывать им помощь.

Статья 61.

Граждане Чечено-Ингушской АССР обя­заны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 62.

Забота о сохранении исторических памят­ников и других культурных ценностей — долг и обязан­ность граждан Чечено-Ингушской АССР.

Статья 63.

Интернациональный долг гражданина Че­чено-Ингушской АССР — содействовать развитию друж­бы и сотрудничества с народами других стран, поддер­жанию и укреплению всеобщего мира.        ^

III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УСТРОЙСТВО ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.

Глава  б. Чечено-Ингушская АССР — автономная республика в составе РСФСР.

Статья 64.

Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть советское социали­стическое государство, находящееся в составе Россий­ской Советской Федеративной Социалистической Рес­публики.

Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Чечено-Ингушская АССР самостоятельно решает вопросы, от­носящиеся к ее ведению.

Статья 65.

Территория Чечено-Ингушской АССР не может быть изменена без ее согласия.

Статья 66.

Ведению Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее выс­ших органов государственной власти и управления подлежат:

1)      принятие Конституции    Чечено-Ингушской АССР и внесение в нее изменений;

2)      контроль за  соблюдением  Конституции    Чечено-Ингушской АССР;

3)      законодательство Чечено-Ингушской АССР;

4)      охрана государственного порядка, прав   и свобод граждан;

5)      установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятель­ности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

6)      проведение  единой  социально-экономической   политики,    руководство   экономикой     Чечено-Ингушской АССР;  обеспечение    научно-технического    прогресса  и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

7)      разработка  и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ин­гушской АССР,  государственного бюджета  Чечено-Ин­гушской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением  бюджетов районов и городов республиканского подчинения;

8)      установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на обра­зование   государственного     бюджета     Чечено-Ингуш­ской АССР;

9)      руководство отраслями народного хозяйства рес­публиканского подчинения, объединениями и предприя­тиями республиканского и местного подчинения;

10)   контроль   в соответствии    с   законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;

11)   руководство   жилищным   и   коммунальным   хо­зяйством, торговлей и общественным    питанием, бытовым    обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;

12)   руководство  народным    образованием, культурными и научными организациями и учреждениями    Че­чено-Ингушской  АССР,   здравоохранением,   физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;

13)   решение других вопросов республиканского зна­чения.

Статья 67.

Чечено-Ингушская АССР участвует в ре­шении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Сою­за ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.

Чечено-Ингушская АССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей террито­рии, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.

По вопросам, относящимся к ее ведению, Чечено-Ингушская АССР координирует и контролирует дея­тельность предприятий, учреждений и организаций союз­ного и республиканского (РСФСР) подчинения.

Статья 68.

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Оте­чества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

В целях защиты социалистических завоеваний, мир­ного труда советского народа, суверенитета и террито­риальной целостности государства созданы Вооружен­ные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обя­занность.

Чечено-Ингушская АССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспече­нию безопасности страны и укреплению ее обороноспо­собности определяются законодательством Союза ССР.

Статья 69.

В Чечено-Ингушской АССР пропаганда войны запрещается.

Статья 70.

Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чечено-Ингушской АССР.

Глава 7.   Административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР.

Статья 71.

Чечено-Ингушская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы админи­стративно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.

Статья 72.

Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Ач-хой-Мартановского, Веденского, Грозненского, Гудермес­ского, Малгобекского, Надтеречного, Назрановского, На­урского, Ножай-Юртовского, Советского, Сунженского, Урус-Мартановского, Шалинского, Шелковского; горо­дов республиканского подчинения: Грозного, Гудермеса, Малгобека.

IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ.

Глава 8.    Система и принципы деятельности Советов народных депутатов.

Статья 73.

Советы народных депутатов — Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские (станичные) Советы народных депутатов — составляют единую си­стему органов государственной власти.

Статья 74.

Срок полномочий Верховного Совета Че­чено-Ингушской АССР — пять лет.

Срок полномочий местных Советов народных депу­татов — два с половиной года.

Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полно­мочий соответствующих Советов.

Статья 75.

Важнейшие вопросы, отнесенные к веде­нию соответствующих Советов народных депутатов, рас­сматриваются и решаются на их сессиях.

Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.

Статья 76.

Советы народных депутатов образуют ор­ганы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Органы народного контроля контролируют выполне­ние государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявления­ми местничества, ведомственного подхода к делу, с бес­хозяйственностью и расточительством, волокитой и бю­рократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.

Статья 77.

Советы народных депутатов непосред­ственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и со­циально-культурного строительства, принимают реше­ния, обеспечивают их исполнение, осуществляют конт­роль за проведением решений в жизнь.

Статья 78.

Деятельность Советов народных депута­тов строится на основе коллективного, свободного, де­лового обсуждения и решения вопросов, гласности, ре­гулярной отчетности исполнительных и распорядитель­ных органов, других создаваемых Советами органов перед  Советами  и  населением,     широкого    привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов и создаваемые ими ор­ганы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

Глава 9. Избирательная система

Статья 79.

Выборы депутатов во все Советы народ­ных депутатов производятся на основе всеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Статья 80.

Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Чечено-Ингушской АССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за ис­ключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 81.

Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 82.

Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 83.

Голосование при выборах депутатов яв­ляется тайным: контроль за волеизъявлением избирате­лей не допускается.

Статья 84.

Право выдвижения кандидатов в депута­ты принадлежит организациям Коммунистической пар­тии Советского Союза, профессиональных союзов, Все­союзного Ленинского Коммунистического Союза Моло­дежи, кооперативным и другим общественным органи­зациям, трудовым коллективам, а также собраниям во­еннослужащих по воинским частям.

Гражданам Чечено-Ингушской АССР и обществен­ным организациям гарантируется свободное и всесто­роннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Сове­ты народных депутатов, производятся за счет государ­ства.

Статья 85.

Выборы депутатов в Советы народных де­путатов производятся по избирательным округам.

Гражданин Чечено-Ингушской АССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избира­тельные комиссии, которые образуются из представите­лей от общественных организаций, трудовых коллекти­вов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных де­путатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.

Статья 86.

Избиратели дают наказы своим депута­там.

Соответствующие Советы народных депутатов рас­сматривают наказы избирателей, учитывают их при раз­работке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение нака­зов и информируют граждан об их реализации.

Глава 10. Народный депутат.

Статья 87.

Депутаты являются полномочными пред­ставителями народа в Советах народных депутатов.

Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопро­сы государственного, хозяйственного и социально-куль­турного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется обще­государственными интересами,    учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 88.

Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятель­ностью.

На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмот­ренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохра­нением среднего заработка по месту постоянной работы.

Статья 89.

Депутат имеет право запроса к соответ­ствующим государственным органам и должностным ли­цам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, ор­ганизации по вопросам депутатской деятельности и при­нимать участие в рассмотрении поставленных им вопро­сов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и ор­ганизаций обязаны безотлагательно принимать депута­та и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 90.

Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутатов, а также другие га­рантии депутатской деятельности устанавливаются За­коном о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.

Статья 91.

Депутат обязан отчитываться о своей ра­боте и работе Совета перед избирателями, а также пе­ред коллективами и общественными организациями,, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, мо­жет быть в любое время отозван по решению большин­ства избирателей в установленном законом порядке.

V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.

Глава   11. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.

Статья 92.

Высшим органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР является Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.

Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР правомо­чен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ве­дению Чечено-Ингушской АССР.

Принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Чече­но-Ингушской АССР, государственного бюджета Чече­но-Ингушской АССР и отчетов об их выполнении; обра­зование подотчетных ему органов осуществляются ис­ключительно Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.

Законы Чечено-Ингушской АССР принимаются Вер­ховным Советом Чечено-Ингушской АССР.

Статья 93.

Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР состоит из 175 депутатов, избираемых по избира­тельным  округам  с  равной  численностью  населения.

Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР по пред­ставлению избираемой им Мандатной комиссии прини­мает решение о признании полномочий   депутатов, а   в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействитель­ными.

Статья 94.

Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Председателя Верховного Совета Че­чено-Ингушской АССР и двух его заместителей.

Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чече­но-Ингушской АССР и ведает его внутренним распоряд­ком.

Статья 95.

Сессии Верховного Совета Чечено-Ингуш­ской АССР созываются два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Вер­ховного Совета Чечено-Ингушской АССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депута­тов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Статья 96.

Право законодательной инициативы в Вер­ховном Совете Чечено-Ингушской АССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, по­стоянным и иным комиссиям Верховного Совета Чече­но-Ингушской АССР, депутатам Верховного Совета Че­чено-Ингушской АССР, Верховному Суду Чечено-Ин­гушской АССР, Прокурору Чечено-Ингушской    АССР.

Правом законодательной инициативы обладают так­же общественные организации в лице республиканских и соответствующих им органов.

Статья 97.

Проекты законов и другие вопросы, вне­сенные на рассмотрение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, обсуждаются на его заседаниях. В слу­чае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для   предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько ко­миссий.

Законы Чечено-Ингушской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета   Чечено-Ингушской АССР.

Проекты законов Чечено-Ингушской АССР и другие важные вопросы государственной жизни автономной рее публики решением Верховного Совета Чечено-Ингуш­ской АССР либо Президиума Верховного Совета Чече­но-Ингушской АССР могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 98.

Законы Чечено-Ингушской АССР, поста­новления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ин­гушской АССР публикуются на чеченском, ингушском и русском языках за подписями Председателя и Секрета­ря Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Статья 99.

Депутат Верховного Совета Чечено-Ин­гушской АССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, к минист­рам и руководителям других органов, образуемых Вер­ховным Советом Чечено-Ингушской АССР, а также к руководителям расположенных на территории Чечено-Ингушской АССР предприятий, учреждений и организа­ций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чечено-Ингушской АССР. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязан дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Статья 100.

Депутат Верховного Совета Чечено-Ин­гушской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам адми­нистративного взыскания, налагаемым в судебном по­рядке, без согласия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а в период между его сессиями — без со­гласия Президиума Верховного Совета Чечено-Ингуш­ской АССР.

Статья 101.

Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР — постоянно действующий орган Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, подотчет­ный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Чече­но-Ингушской АССР в период между его сессиями.

Статья 102.

Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР избирается из числа депутатов в сос­таве Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета Че­чено-Ингушской АССР.

Статья 103.

Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР:

1)      назначает выборы в  Верховный Совет    Чечено-Ингушской АССР и местные    Советы народных   депу­татов;

2)      созывает сессии Верховного Совета    Чечено-Ин­гушской АССР;

3)      координирует деятельность   постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;

4)      осуществляет  контроль  за  соблюдением   Конституции Чечено-Ингушской АССР;

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс