Исламская этика бизнеса

Г. НУРУЛЛИНА

ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА

УММА

МОСКВА

2004

ВВЕДЕНИЕ

Укрепление политических и экономических связей России и стран Ближнего Востока от­крывает широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества в области финансов и экономики. Ближний Восток располагает необходимым капиталом для инвестиций, и при благоприятных условиях движение этого капитала может быть направлено в российскую экономику. Привлекая финансовые ресурсы мусульманских стран, российские бизнесмены будут иметь дополнительный бонус, если научатся сотрудничать с партнерами, при­держивающимися иного мировоззрения и деловой этики, учитывая их национальные осо­бенности ведения бизнеса.

Анализируя модели предпринимательства в различных странах, особое внимание необхо­димо уделить истокам национальных предпринимательских систем. Очевидно, что религи­озное мировоззрение оказывало решающее воздействие на тип хозяйствования в некоторых регионах, особенно в странах распространения ислама. Мусульманский реформатор начала XX века И. Гаспринский писал в своих заметках о русском мусульманстве: «…выгода – стимул действий человека, но она бессильна перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом тер­пимости»[1].

Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии в ее конкретных формах неоднократно затрагивалась в трудах разных исследовате­лей, как зарубежных, так и отечественных. Так, в западной экономической школе можно от­метить Т. Парсонса, высказавшего мысль, что, поскольку в контрактах существуют «не­контрактные элементы», рыночная экономика возникает лишь «при наличии определенной системы нравственности» и успешное функционирование рынка, соответственно, требует формирования определенных конфессиональных комплексов[2]. Подобные идеи также можно встретить у М. Вебера – о необходимости «поддержки» со стороны религии для создания новых форм хозяйствования – или у Д. Маклеланда, подчеркнувшего, что «даже бизнесмен, новатор нуждается в более мощном стимуле, чем желание повысить прибыль; чтобы сдви­нуть горы рутины и предубеждения, необходима вера»[3].

Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоре­тики исследовали взаимосвязь между предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследова­ния были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют лич­ность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и пред­приимчивую. Изменилось также отношение к труду и трудовой активности. Умение произ­водительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводится исла­мом в ранг нравственного долга[4].

Именно в мире ислама в ходе его модернизации многое делается для социализации эко­номической деятельности. Здесь сливаются усилия религиозных и государственных деяте­лей, ученых и деловых людей. Вся эта работа вот уже несколько лет происходит под руко­водством таких известных и влиятельных людей, как наследный принц иорданского коро­левства Эль Хасан Бин Талал, герцог Эдинбургский Филипп, сэр Эвелин де Ротшильд, а также многочисленных форумов и фондов. Конструктивный диалог принес свои плоды: в 1993 году принят Кодекс этики в международном бизнесе для христиан, мусульман и иудеев (см. Приложение 3).

Как отмечается в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его ос­новная цель – эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира осо­бо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества.

В то же время исследование влияния исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа.

Новые модели, включающие опыт и приемы различных бизнес-культур, могут оказать неоценимый вклад для развития теории и практики менеджмента, международно-экономических отношений, при изучении кризисных явлений и поиска их преодоления, соз­дании новых форм совместного бизнеса в процессе интеграции национальных экономик.

Актуальность темы для России определяется прежде всего тем, что ислам – это не что-то чуждое и постороннее для нашей страны, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман.

Современное общество нуждается в ответах на вопросы: «Насколько совершенны дело­вой человек и бизнес, в который он вовлечен, а также среда, которая его окружает? Нужда­ются ли они в оздоровлении? Какими духовно-нравственными ориентирами следует при этом руководствоваться? На какие идеалы необходимо равняться?»

Часть 1

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава I

СУЩНОСТЬ ЭТИКИ БИЗНЕСА, ЕЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Понятие «этика», в более широком смысле «мораль», подразумевает совокупность прин­ципов и правил поведения, действующих в обществе[5]. Эти нормы и правила воплощаются в моделях оценочных суждений о добре и зле, служат мерилом тех или иных поступков и да­ют оценку одобряемого или, наоборот, порицаемого поведения человека. В свою очередь, эти модели передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколе­нию. Таким образом, этика раскрывает природу и обоснованность действий, признаваемых правильными, вносит ясность и точность в характеристику огромного числа явлений, обра­зующих поле морали. Этика бизнеса, или этика предпринимательства, ограничена сферой социально-экономических отношений хозяйственного поведения субъекта. В то же время этика бизнеса тесно связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из де­ловой практики. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, и право оперируют некоторыми общими принципами, крите­риями и понятиями прав, обязанностей, доказательств[6].

Для достижения высокой результативности практически в любом виде экономической деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, зна­ний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Не­смотря на пересечение права и морали, право нельзя рассматривать как отражение мораль­ных стандартов общества. Соблюдение законов и нормативных актов, закрепленных в раз­личных правовых кодексах, не всегда равнозначно этичному поведению в бизнесе, так как законы охватывают только серьезные виды правонарушений и накладывают соответствую­щее наказание за причиняемый ущерб. Как правило, сила нормативных предписаний не рас­пространяется на этику межличностных отношений, организационную культуру компании. В этом смысле этика сопряжена с естественным правом, которое в концептуальном отноше­нии отлично от права позитивного.

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека дея­тельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а выступает инструментом анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом[7]. В рамках организацион­ной культуры деловая этика воплощается в системе ценностей, формальных и неформаль­ных норм и правил поведения, присущих тому или иному коллективу, способствующих рос­ту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руково­дителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.

К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предме­том изучения для специалистов. Между научным сообществом и деловым миром возникло согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Хотя скептицизм по поводу возможно­сти существования этики в бизнесе был распространен довольно долго, профессионалы биз­неса всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды.

Ниже приводится рисунок, на котором выделены различные сферы экономической этики и ее составляющие.

Очевидно, что любое экономическое образование как на макро-, так и на микроуровне функционирует по определенной экономической модели. В основе этой модели, наряду с другими определяющими факторами, лежит предпринимательская культура, сформирован­ная с учетом общей культуры региона, страны и т.п. Лишь при условии учета этого важней­шего фактора можно создать эффективную экономическую модель, реализация которой на определенном уровне даст возможность достичь наивысших экономических результатов, и наоборот, неприемлемая экономическая модель с позиции организационной культуры не только не будет способствовать прогрессивному развитию экономической системы, но даже будет оказывать негативное воздействие, приводящее к ее разрушению.

Бизнес-этика действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

  1. Мировой уровень представляет собой совокупность норм, основанных на общечелове­ческих ценностях и зафиксированных в «Принципах международного бизнеса» – всемир­ном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компа­ний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (обеспечение общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в це­лом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повы­шению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию приоритета этических норм (некоторые сделки, разрешенные зако­ном, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли)[8].
  2. Макроуровень – рассматривает степень развития экономической культуры в масшта­бе отрасли или национальной экономики. Эти нормы и близкие к ним этические постулаты реализуются в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двена­дцать принципов ведения дел в России»), в которых речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.

3. Микроуровень – представляет философию корпорации с системой принятия решения, а также охватывает сферу межличностных отношений, как в бизнесе, так и внутри компа­нии. На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

Организационная культура компании должна стать предметом изучения для высшего ру­ководства с целью выработки общей концепции этических норм, правил поведения, культу­ры взаимоотношений. Оценивая эффективность современного бизнеса, важно привести внутреннюю работу компании в соответствие с этическими стандартами, что позволит, во-первых, создать здоровую рабочую атмосферу и предупредить возникновение конфликтов внутри фирмы, во-вторых, повысить доверие к компании со стороны клиентов и партнеров. Этичное поведение руководства компании минимизирует риск, связанный с обстоятельства­ми, несущими потерю репутации фирмы или экономический ущерб.

Значение бизнес-этики прослеживается на сравнении конкретных показателей. Так, еже­годный ущерб от экономических преступлений в США составляет около 200 миллиардов долларов. Насущность данной проблемы отражена в исследовании 1993 года: 76% ведущих компаний США стали жертвами мошенничества. Как правило, падение нравственности об­щества бывает следствием экономического спада, потери доверия со стороны персонала, безразличия к внутреннему контролю, утраты моральных ценностей, неспособности старой системы приспособиться к возникающим изменениям в бизнес-среде[9].

Экономические преступления в наши дни становятся все более насущной проблемой, от которой страдает не только государство, но в первую очередь население в разных странах мира. Многие специалисты видят решение этой проблемы именно во внедрении этических норм поведения, как на бытовом уровне, так и в глобальном масштабе. По свидетельству Тима Грау-Смита, менеджера медиа-холдинга «Би-Би-Си», «на Западе давно пришли к мне­нию, что инстинкт наживы надо сдерживать этическими нормами, но так как инстинкт часто берет верх над совестью, общество должно всячески поощрять высокоморальный подход к бизнесу. Однако, как это ни парадоксально, в последнее время желание добиться успеха в бизнесе все чаще заставляет предпринимателей думать об этической стороне дела».

Соотношение между культурой и бизнесом в целом и роль культуры в международных коммуникациях можно определить на основе рассмотрения общей культурной среды бизне­са, состав которой представлен ниже.

Кратко рассмотрим каждую составляющую культурной среды бизнеса.

1)  Право отражает систему законодательства той или иной страны, в которой закрепля­ются основные ценности. принципы, нормы. Изучение законодательной базы способствует эффективному ведению бизнеса в различных странах, пониманию их традиций и ценностей.

2)  Политика представляет собой совокупность внутренней и внешней политики страны во всех отраслях, включая экономику и культуру. От политической стабильности или неста­бильности выбранного курса, климата для ведения отечественного и международного бизне­са зависит успех деятельности предпринимателей и бизнесменов.

3)  Технология охватывает область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изуче­ние технического уровня другого государства в широком смысле слова позволяет получить информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развития его инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и т.д.), а также о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей» у населения.

4)   Социальная организация общества представляет собой различного рода взаимоотно­шения, взаимодействия между социальными группами и отдельными индивидами общества.

5)   Образование показывает уровень грамотности населения страны, его профессиональ­ную подготовленность к техническому и экономическому сотрудничеству, партнерству и т. п., чтобы обоснованно и эффективно налаживать производственно-коммерческие и науч­ные связи.

6)   Ценности и отношения являются важнейшей составляющей частью организационной культуры экономической системы, характеризующей целевые основы философии ее суще­ствования и развития, что является необходимым условием формирования эффективной системы организации международных коммуникаций.

7)   Язык является основой формирования человеческих групп и представляет собой сред­ство выражения мыслей и чувств, а также выполняет функцию средства коммуникации.

8)   Религия представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражает поиски иде­альной жизни и вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов. В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказание в конце это­го мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам – едины в отноше­нии справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероуче­ниями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворче­ство, требование неукоснительного следования закону Аллаха – шариату. Христианство и ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов, все народы равны пред Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев (согласно Писанию, евреи – это избранники Божьи, а Израиль – страна избранного народа).

Вопрос о связи религиозных систем с различными типами предпринимательской дея­тельности привлекает особо пристальное внимание философов, экономистов, социологов со второй половины XIX века. Именно к этому времени стало окончательно ясно, что влияние религиозного сознания на экономическое поведение довольно значимо и прослеживается в мотивации действий религиозного человека. Во-первых, религия, как свод моральных нор­мативных предписаний для многих людей, формирует единое этическое пространство. Во-вторых, основные религиозные законы и положения ориентируют личность на соблюдение трудовой и предпринимательской этики, в частности справедливой оплаты труда, поддержа­ния дисциплины, проявления ответственности, честности. Формирование и развитие сферы социального обеспечения реализуется посредством традиций милосердия и заботы о ближ­нем. Есть и другие примеры, доказывающие влияние религиозного сознания на хозяйствен­ную жизнь общества в условиях современной рыночной экономики.

Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Несомненно, что развитие направления в менеджменте, изучающего культурную специфику поведения и управления бизнесом в разных странах в условиях глобализации современного бизнеса, становится особенно актуальным.

Масштабные различия в структуре собственности, роли государства в экономике, объеме и структуре финансового рынка, присущие индустриальным экономикам, или несопостави­мость рынков объясняется различиями в экономическом поведении населения, основанном, в свою очередь, на национальном характере, религии, традициях. Структура собственности в стране, роль, объемы и структура рынка в значительной степени определяются влиянием ре­лигиозного и социокультурного фактора, как, например, степень индивидуализма, заклады­ваемая религией, философия активности/пассивности, одобрение религией деятельности, приносящей прибыль, степень иерархичности, степень личной свободы, цели, которые ста­вятся перед человеком в жизни и т.д. В таблице 1 приводится краткая характеристика осо­бенностей различных моделей экономического поведения, которые сложились под влиянием тех или иных культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.

Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения

Российская модель

1.         В социально-экономическом плане Россия выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная роль государства как регулятора экономики. Склонность населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения (б/п образование, медицина).

2.         Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализует ее, жесткая норма отсутствует. Правовые вопросы отданы в ведение государства.

3.         Экономическая самостоятельность и свобода являются второстепенными по отношению к задачам спасения.

4.         Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях.

5.         Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, прежде всего на землю, и отсутствию «хозяина на земле»; преобладанию финансового капитала над промышленным.

Исламская модель

1.         Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими положениях о частной собственности, труде как источнике благосостояния, греховности стяжательства, ростовщичества и несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и личности, а также справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов.

2.         Введение этических ограничений на использование в денежно-кредитной системе ссудного процента.

3.         Стимулирование организации системы прямого долевого участия в результатах экономической деятельности.

Англо-саксонская модель

  1. Традиции «протес­тантского капита­лизма». Акшвное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуа­лизм, запрет на рас­трату времени, обя­занность интенсив­ного труда, опора на средний класс, сбере­жение и приумноже­ние средств как жиз­ненная обязанность.
  2. Инвестора отлича­ет более отчетливая приверженность рис­ку, больший эконо­мический индивидуа­лизм, меньшая под­контрольность госу­дарству крупным компаниям.

3.         Человек обязан прикладывать все усилия для Выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных, обязанностей, в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, является результатом и выражением добродетели и умения в выполнении призвания.

Японская модель

  1. Стремление к ие­рархичности, тради­ция верности лицам, стоящим на высшей ступени власти; ог­раниченная трудовая мобильность (систе­ма пожизненного найма). Стремление к продвижению по вертикали, внутри компании, а не по горизонтали (свобод­ные профессии); меньшая привер­женность риску.
  2. Готовность быть опекаемым.
  3. Предпочтение ру­ководством компа­ний интересов пер­сонала интересам ак­ционеров («корпора­ция-сообщество», «корпорация-семья», сохранение занятости и оплаты труда в ущерб дивидендам знач. социальные выплаты, системы оплаты труда, в кото­рой ее размер увели­чивается с возрастом работника).
  4. Выраженный кол­лективизм, подчине­ние более общест­венному, чем инди­видуальному, склон­ность к само­ограничениям (этика «честной бедности», самопожертвования во имя дела); высокая норма сбережений населения и практицизм.

Тема данного исследования касается изучения аспектов деловой этики предпринима­тельства, которые находятся под влиянием исламских религиозных культурных ценностей. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию ка­питализма в наибольшей степени способствовал протестантизм. Исламская концепция исхо­дит из того, что этические и экономические стороны человеческого поведения неразрывно связаны между собой. Поэтому «исламскую экономику» можно определить как реализацию исламских этико-ценностных установок в экономической жизни человека и общества. Как заметил А. Арабаджан, «ислам в несравненно большей степени, чем другие религии, играет роль не только мировоззренческую, но и является универсальным источником регулирова­ния быта, общественной жизни, общественного производства, обмена, распределения и потребления»[10]. Такое всестороннее регулирование экономической и хозяйственной деятель­ности нормами, имеющими религиозную основу, на наш взгляд, наиболее сильно проявляет­ся в исламской доктрине в отличие от православия, которое, не имея прямого отношения к экономике и хозяйственной деятельности человека, скорее вносит некую независимость че­ловека от мира, выражающуюся в поиске духовности и аскетическом противоборстве миру.

Глава II

ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА

Нравственность – основа исламского бизнеса

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравст­венных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран от­личается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству. Коран для му­сульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в му­сульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы вексе­лей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся му­сульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом.

В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотива­ция, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Оче­видно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероуче­ние направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и правед­ному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеж­дения, так и с помощью религиозных обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению ми­лости Аллаха, подчиняясь Его наказам.

Наконец, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведе­ния. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедли­вость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основан­ный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную кон­куренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изна­чально все богатства мира принадлежат Аллаху, Который предал их во временное эффек­тивное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговорен­ный процент по кредиту даже в случае убытков;

• рост потребительских, государственных и международных долгов;

• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

• увеличение темпов инфляции.

Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отра­жаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

  • мусульман друг перед другом;
  • всех перед законом и правосудием;
  • мужчины и женщины перед Богом;
  • социальной ответственности.

Основные установления шариата остаются неизменными с начала возникновения и до на­стоящего времени. Ислам – это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человече­ских прав. Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от му­сульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитву и отдавал часть своего имущества в пользу бедных»[11].

Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур втя­нутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, опреде­лившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих наро­дов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.

Исторические предпосылки формирования экономической культуры в мусульманском обществе

Арабские завоевания VII–VIII вв. сыграли важную объединяющую роль в социально-экономической жизни вошедших в состав исламской империи стран Халифата. Это объеди­нение привело к широкому экономическому и культурному общению регионов, открыло большие возможности для обмена опытом и повсеместно способствовало развитию земледе­лия, ремесла и торговли на основе регулирования шариатской практикой[12].

Вместе с тем унификация политической жизни не только не привела к утрате местной экономической специфики или к разрыву с былыми формами хозяйства, но, напротив, спо­собствовала углублению традиций и явилась дополнительным стимулом для расширения экономических связей, при которых каждая из областей Халифата вносила свою лепту в об­щественную хозяйственную жизнь.

Расцвет торговых отношений оказал решающее влияние на экономическое развитие стран Халифата, и масштабы торговых сделок намного превосходили торговые операции в средневековой Европе. Существовали разные корпоративные формы организации. Торговцы объединялись в ассоциации, подобные гильдиям позднесредневековой Европы, которые иг­рали важную роль в общественной и частной жизни своих членов. Торговцы гордились при­надлежностью к определенной корпорации. Члены ремесленно-торгового объединения кол­лективно выплачивали налоги, а при собирании их устанавливали справедливые, равные для всех правила. В них шла совместная культурная жизнь с праздниками, шествиями и моле­ниями.

Были специальные, назначавшиеся полицией и исполнявшие свои обязанности под на­блюдением судей (кади) чиновники, которые несли ответственность за соблюдение правил торговли. Первоначально их называли «главами рынка». Со временем их функции рас­ширились, и их стали называть мухтасибами, то есть ответственными за хисба (букв, «расчет» и «воздаяние на небесах»), то есть обязанными поощрять «хорошее» и препятствовать совершению «дурного». Они должны были следить за соблюдением всех правил обществен­ной морали, профессиональной этики и за поведением мусульман. Им вменялось в обязан­ность контролировать правильность мер и весов, дабы уберечь потребителей от обмана, а в голодное время – от незаконного повышения цен.

На протяжении 80-х годов XX столетия идея возврата к раннеисламской деловой практи­ке получала все большее распространение не только среди мусульманских теоретиков, но и среди предпринимателей-мусульман. Многих из таких бизнесменов привлекала ориентиро­ванность этой практики на кооперирование усилий, на взаимное страхование предпринима­тельского риска. Главным же для современного мусульманского предпринимательства было опереться на исламскую традицию. Сама традиционная опора, равно как и ее теоретическое обоснование, являлись важнейшим компонентом формирования новой экономической куль­туры на Востоке. В ней, как и во всем мире, кристаллизировались «поддерживаемые естест­венным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мыслей, действий, взаимопо­мощь», заключалась «сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и не заменяемый ничем моральный и материальный ресурс экономического роста»[13].

Далеко не случайно, что в рамках «возрождения ислама» акцент делался на возврат к раннемусульманскому партнерскому бизнесу. Ведь на Востоке индивидуальное предприни­мательство традиционно занимало намного более слабые позиции, нежели разного рода то­варищества. Обращает внимание другое обстоятельство: наибольшую активность в изложе­нии планов и способов современной организации исламского бизнеса проявляли и проявля­ют те выходцы из стран Востока, которым довелось ознакомиться с теорией и практикой за­падного рыночного хозяйствования.

Сегодня на мусульманском Востоке набирает силу то направление исламской мысли, чьи представители целенаправленно разрабатывают проблемы и духовного, и материального существования человека в условиях рыночного хозяйствования. Более того, они рассматри­вают этот вопрос в аспекте ролевых функций различных участников рыночных отношений.

Правовые источники мусульманской морали

В отличие от светского законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства отно­сится к наиболее разработанным в науке мусульманского права. Шариат охватывает весь спектр мусульманской юриспруденции, который освещает как светские, так и религиозные вопросы. Шариат – это комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сун­ной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их по­ведение[14]. Коран представляет собой Священное Писание – Слово Аллаха, а сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммада, посланника Аллаха, его поступками и изрече­ниями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что психоло­гию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первосте­пенное значение Корана и сунны неоспоримо.

В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение ша­риата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюде­ния, установленных Аллахом и переданных людям через Пророка Мухаммада. Цели и ори­ентиры шариата свидетельствуют, что шариат – это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата[15].

Фикх содержит оценочные категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные дейст­вия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодатель­ства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами об­щества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и сунне, а следовательно, являются для адептов ислама вечными и неизменными.

По мнению авторитетных исламских богословов, шариат призван служить интересам че­ловека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно не­обходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и за­щиту одной из пяти основных ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.

Шариат устанавливает для мусульман нормы сельскохозяйственной деятельности, усло­вия аренды и составления земельного кадастра, в нем рассматриваются вопросы производ­ства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции.

Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусуль­манские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это от­носится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к не­которым социально-экономическим и коммерческим институтам, например кредитно-финансовой системе.

Влияние мусульманской морали на экономическую систему в целом

Было бы неверно говорить об исламской экономике как об отдельном экономическом учении и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и от­дельных экономических школ в частности. Это не изолированная система с идеализирован­ными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инстру­ментарием.

Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы ко­торого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков. В этом отношении мы располагаем учениями Авраама, Моисея, Иисуса и завер­шающим, включающим в себя законы мироздания учением Пророка Мухаммеда.

Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются собственности, роли и задач исламских банков, ростов­щичества и ссудного процента (риба), а также способов преодоления экономической отста­лости мусульманского мира и решения проблем бедности основной массы его населения. Теологи и экономисты подчеркивают при этом особую роль мусульманской этики и прису­щую ей способность ограждать хозяйственную активность от злоупотреблений и безза­коний. Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хо­зяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй, – писал он, – если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей»[16]. Все экономические категории, такие как деньги, богатство, ка­питал, производство, рассматриваются человеком через призму моральных норм и ценност­ных ориентиров исламской религии.

Комиссия по вопросам понятий и методологии исламской экономики сформулировала следующие основные элементы исламской экономической модели:

  • бытие и имущество от Аллаха;
  • все, что делает человек, – с согласия Аллаха;
  • частная собственность, которую утвердил ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходованием средств и уплатой финансовых долгов;
  • экономический порядок в исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью[17].

Задачи исламской экономической мысли заключаются, по мнению богослова Мухаммеда Бакира аль-Садра, в утверждении этического кодекса мусульманской деятельности в инте­ресах развития экономики, а также отвращения людей, вовлеченных в бизнес, от неправед­ности, несправедливости и греховности.

Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точ­ки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной. Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада ка­ждого члена общества в производство общественного блага. Ислам поощряет желание чело­века работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия.

Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила передачи ее определены божественными предписаниями. В то же время накопление богат­ства ради богатства приводит человека к греховным и незаконным действиям. Ислам же призывает к увеличению благ с целью получения власти над богатством и извлечения выго­ды из него.

Производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного про­цесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и праведную выгоду), капи­тал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Бог). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.

Концептуальные начала исламской экономики и вытекающих из нее прав человека и об­щества содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. XV):

  • в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами;
  • все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом;
  • всякий человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов;
  • бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом;
  • все средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
  • для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуа­тации ислам запрещает монополии, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщиче­ство, использование принудительных мер при заключении сделок, публикацию лживой рек­ламы;

• в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности[18].

Вышеперечисленные положения очень кратко и точно описывают базис исламского биз­неса, на котором строятся экономические взаимоотношения между субъектами хозяйствен­ной деятельности.

В системе распределения материальных благ в исламском обществе действует специфи­ческое налоговое законодательство. Оно включает различные обязательные налоги на иму­щество, такие как закят, харадж, ушр. Существует также категория очень желательного для состоятельных граждан добровольного пожертвования малоимущим (садака).

Общественное и экономическое устройство государства строится в соответствии с прин­ципом сбалансированного, гармоничного развития всех сфер жизни: социальной, экономи­ческой, политической, культурной и т. д., где главный акцент ставится на догмат о единобо­жии (таухид) в качестве связующего звена между «духовным» и «материальным». Как счи­тает известный мусульманский деятель Мухаммад Абдул Рауф, «исламская экономическая доктрина определяет границы дозволенного, в пределах которых уравновешиваются духовные и материальные потребности, а также индивидуальные и общественные обязательства»[19].

Как известно, в обязанности любого государства входят поддержание законности и по­рядка, обеспечение национальной безопасности, ликвидация бедности, создание условий для полной занятости населения и быстрого экономического роста, стабильности цен, для социальной справедливости и социального обеспечения, продвижения по пути равного рас­пределения доходов и богатства. Все эти установки не чужды и государству, конституция которого построена по принципам шариата.

Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распреде­лении результатов хозяйственной деятельности. Эту мысль продолжает Мухаммад Абдул Рауф: «Исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные уст­ремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности». Он также подчеркивает, что мусульманская этика имеет особо важное значение в наше время, когда «мир бизнеса и индустрии» столь нуждается в мораль­ной защите перед лицом крупномасштабной коррупции[20].

Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расши­рение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослаб­ляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост или вообще от­казаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно-общественные интересы.

Очевидно, что исламская экономическая система, сложившаяся в структуре мусульман­ского общества, может быть эффективной прежде всего в мусульманском цивилизационном пространстве. Вместе с тем углубление экономической интеграции в современном мире ве­дет к сближению исламских и неисламских бизнес-структур.

Представление о собственности

Ислам признает право каждого мужчины или женщины на собственность, приобретен­ную законным путем, полученную в качестве дара или по наследству.

В Коране подчеркивается благочестивый характер частного владения собственностью, основанной на личном труде. При этом не делается различий между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, оборудование и пр.) и на потребительские то­вары (одежда, продукты, транспортные средства). Также признается и общественная собст­венность, куда включают государственную и кооперативную собственность. При этом пер­востепенное значение придается частному владению. Вместе с тем оговаривается необходи­мость пресечения злоупотребления правом собственности, это относится, в первую очередь к запрету ссудного процента (риба), а также обязательности выплаты собственником налога в пользу бедных – закят. Термин «риба», по утверждению М.Т. Степанянц, «приобретает более широкий смысл – запрет на всякое несправедливое увеличение капитала»[21]. По мне­нию Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуще­ством. Соблюдение этого предписания приблизит общество к исламскому идеалу равенства. Коран напоминает владельцам разного вида собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ис­лам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Так как человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью Которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущест­ва правильно понимать ценность богатства и относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил… » (Коран, 6:165)[22].

Принцип неприкосновенности частной собственности имеет в исламе двойственный ха­рактер: с одной стороны, шариат гарантирует право человека на частную собственность, а с другой – дает обществу право воспользоваться частью этой собственности. Это значит, что государство, конституция которого основана на шариате, взимает часть из суммы накоплен­ного собственником актива и распределяет ее между социально необеспеченными группами населения. Выплачивать такой (закят) – долг и обязанность каждого мусульманина, опре­деленная доля имущества которого превышает установленный размер.

Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в уве­личении своего достатка, а это, в свою очередь, является фактором роста производства.

Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную ста­бильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бед­ность и нищета становятся уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за на­живой, которое попирает интересы общества и мораль.

Теория фирмы в рамках исламской экономики

Главной целью человеческой деятельности является достижение мирских и духовных благ. Исламский производитель, так же как и потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая ак­тивность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производст­ва лежат следующие этические правила:

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс