Наука об основах исламской юриспруденции

ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

Фахреттин Атар

Пер. с тур. Т. Хабибуллин

Проверка: Абу Мухаммад Булгарий

2009 – 1430

Наука об основах
исламской юриспруденции

Книга подготовлена по материалам книги

«FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.

ВВЕДЕНИЕ

I. УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

(Основы теории и методологии фикха)

А. Определение

Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх – разветвления фикха (практиче­ское право) и Усуль аль-Фикх – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).

а) Усуль

Это слово является множественным числом от асл и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат[1]. Термин Усуль используется в значениях рâджих (предпочтительный – кâ’ида (правило – мустасхаб (привлеченный) и далиль (довод, признак, доказательство).

б) Фикх

Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[2]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.

Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских ре­шений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат), поведение (му’âмалат) и наказание (’укубâт), исходя из их подробных доказательств”.[3]

Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”.[4]

в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх

В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.

Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения “доводы фикха”, “доказательства, относящиеся к фикху”, “корни фикха”, “корни права”.[5]

г) Определение термина Усуль аль-Фикх[6]

Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:

1. Усуль аль-Фикх – это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих воз­можным извлечение (истинбâт) шариатских норм из подробных доказательств.

2. Усуль аль-Фикх – это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).

Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид)[7], при помощи кото­рых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим по­нять, изучить[8]. Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике и юриспру­денции  это неизвестное называется “искомое знание”. Для этого, прежде всего я обра­щусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву…”[9]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):

Искомое знание: молитва обязательна (фард).

Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте “И соблюдайте мо­литву…”.

Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).

Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).

Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодея­нию…”[10]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассу­ждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):

Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).

Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не при­ближайтесь к прелюбодеянию…”.

Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом – является запретным (харам).

Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).

Б. Предмет Усуль аль-Фикх

Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:

1. Далиль (довод, доказательство), иджтихâд (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).

2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.

3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.

4. Шариатские нормы и шариатские доводы.[11]

Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом, предмет Усуль аль-Фикх пред­ставляет собой шариатские доводы и шариатские нормы. На этой теме следует остановиться более под­робно.

В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджмâ’ (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в ‘ильм Усуль аль-Фикх. Они рассмат­ривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необхо­димости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий, подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан (предпочтение, пред­почтительное решение), истисхаб (взятие с собой), маслахат (польза, интерес), ’урф-’адат (обычай, тради­ция), садд аз-зарâйи’ (перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвы­чайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри’ (смысл законотворчества), макасид аш-шари’а (цели шариата). В ‘ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли), хикмат аль-илахийа (божествен­ная премудрость, провидение). Также среди предметов ‘ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб (необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фасâд (непригодность), рукн (опора), шарт (условие), ‘иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), вы­ражения как хасс (частное), ‘амм (общее), муштарак (совместное), муавваль (аллегорическое), маджâз (ме­тафора), кинайа (намек), хафи (скрытое), мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).

Как явствует из вышеизложенного, ‘ильм Усуль аль-Фикх рассматривает частью смысл законотворче­ства (хикмат ат-ташри’) исламского права, частью темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексико­графию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (калâм) и право (фикх).[12]

В. Цель и значение Усуль аль-Фикх

а) Цель

Целью ‘ильм Усуль аль-Фикх является толкование того, как и каким образом выводятся шариатские нормы из шариатских доводов. Здесь следует отметить, что приобрести знания об истинах шариатских норм со всеми их условиями возможно только посредством этого учения. Не зная правил, установленных ‘ильм Усуль аль-Фикх, даже при знании тафсира (толкование Корана) и хадисов нельзя проникнуть в истины ша­риатских норм.

б) Значение[13]

‘Ильм Усуль аль-Фикх – это учение, целью которого является извлечение норм из Корана и Сунны. Значение знаний, почерпнутых из этого учения, можно представить в следующем порядке:

1. Человек, специализирующийся в этом учении, постигает смысл почти всех выражений из Корана и Сунны.

2. Благодаря этому учению можно узнать каким образом муджтахиды (ученые-богословы) вырабаты­вают нормы; приоритетность норм, полученных на основе ар-ра’й (мнение, суждение) или иджтихâда (усердие, старание). И как следствие, увидеть методы истинбата (извлечение) и иджтихâда, применяемые муджтахидами, и какие из их трудов оказали влияние на фикх.

3. При помощи этого учения можно узнать доводы применительно к нормам, содержащимся в Коране по фикху; какие из этих норм были почерпнуты из Корана, Сунны или имеют своей основой усердие (ид­жтихâд) муджтахидов.

4. При помощи этого учения можно постичь суть целей и пределов (хикмат ат-ташри’), предусмотрен­ных Аллахом при установлении религиозных норм.

5. Те, кто специализируются в этом учении, пополняют свои знания в праве и законах, развивают силу суждения, формируют правовой навык, могут безошибочно принимать решения на основе Корана и Сунны.

Г. Различия между Усуль аль-Фикх, аль-Фикх и аль-кава’ид аль-Фикхийя

а) Различие между аль-Фикх и Усуль аль-Фикх

Предметом аль-Фикх являются действия совершеннолетнего, для которого обязательно исполнение постановлений шариата, относящиеся к праву, и нормы, связанные с этими действиями. Законоведы (фа­кихи) занимаются исследованием сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, молитвы, вакуфов, воровства и др. действий.

Как уже было отмечено ранее, Усуль аль-Фикх – это учение (‘ильм), связанное с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из подробных доказательств. Например, Усуль аль-Фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения – хурмат (запрет).

б) различие между аль-кава’ид аль-Фикхийя и Усуль аль-Фикх

Есть польза в определении различия между правилами фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя), соединяю­щими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-Фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать “Общие принципы и нормы фикха”.

‘Ильм Усуль аль-Фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решения, дабы не совершить ошибку.

Правила же фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя) представляют собой аналогию, объединяющую не­сколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

А. Усуль аль-Фикх во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), сообщал людям религиозные нормы. Нормы, относящиеся к мекканскому периоду, в основном касались нравственных качеств (ахлâк) и веры (и’тикâд). В этот период правовые нормы были редкостью. Правовые нормы более всего относятся к мединскому пе­риоду. Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), источниками фикха были Коран, Сунна и Иджтихâд. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), учил своих сподвижников методам законотворчества на практике. Они знали, как они будут действовать в случае возникновения какого-либо религиозного во­проса. В таких случаях Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), определял методы законотворчества своей практикой в фикхе. В этом отношении можно говорить о том, что методы законотворчества зароди­лись вместе с фикхом. Следует помнить также, что методы законотворчества в то время не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.

Б. Усуль аль-Фикх при сподвижниках (ас-сахаба)

Во времена сподвижников уже существовал целый ряд правил для выработки норм. Сподвижники в затруднительных ситуациях при вынесении решений придерживались этих правил. При определении меры наказания пьющему человеку праведный халиф Али использовал такое сравнение:

«Выпивший человек находится в бреду и в бредовом состоянии возводит клевету, в связи с чем потре­буется публичное наказание, то есть восемьдесят ударов палкой»[14].

Праведный халиф Али в этом действии использовал признак аз-зарâйи’ (средство). Абдуллах бин Мас’уд утверждает, что “срок, в течение которого беременная вдова не может вновь вступать в брак, длится до разрешения от бремени”[15] и приводит в качестве доказательства аят: “А для беременных женщин их установленный срок – разрешение от бремени”[16], указывая на последовательность ниспослания сур. Этим он хотел пояснить, что сура “ат-Талак” была ниспослана после суры “Бакара”. А это является правилом в отношении того, что позже ниспосланный текст отменяет (насх) и особо выделяет (тахсис) текст ниспос­ланный ранее.

Во времена сподвижников Коран, Сунна, Иджма’ (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание) были источниками фикха. В тот период методы законотворчества не были собраны в сборники и применялись на основе устного знания.

В. Усуль аль-Фикх при современниках сподвижников (таби’ун)

При современниках сподвижников (таби’ун) образовались две школы ахл ар-рай (сторонники незави­симого мнения) и ахл аль-хадис (сторонники предания), каждая из которых претендовала на присущие ей принципы законотворчества. При извлечении (истинбат) норм (хукм) каждая школа действовала, исходя из своих принципов и правил. Ахль аль-хадис (сторонники предания) были тесно связаны с Кораном и Сунной, тогда как ахль ар-рай (сторонники независимого мнения) извлекли большую пользу из таких методов реше­ния правовых вопросов, как аль-кыйâс (суждение по аналогии) и аль-истихсâн (предпочтительное решение). В этот период также основными источниками фикха оставались Коран, Сунна, Иджмâ’ (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание), а методы законотворчества все еще не были собраны в сборник и применя­лись на основе устного знания.

Г. Усуль аль-Фикх при имамах муджтахидах

В этот период появились такие термины Усуль аль-Фикх, как харâм (запретное), вâджиб (необходи­мый), мубâх (допустимый), фард (обязательное предписание). Каждый мазхаб (богословско-правовая школа) претендовал на целый ряд свойственных ему методов, применяя которые выносил решения. В тот период каждый мазхаб имел свойственные ему производные источники. Ханафиты пользовались источником аль-истихсан (предпочтительное решение), против этого выступали шâфииты. Мâликиты придавали большое значение методу аль-истислах (стремление к пользе). Появившиеся в этот период и практиковавшиеся ранее правила теперь начали постепенно собираться в книгу. Согласно Ибн Халлигану, автором первой книги, посвященной Усуль аль-Фикх, был Абу Йусуф (ум.182 г.х.)[17]. Однако эта книга не дошла до нашего вре­мени. Первым дошедшим до наших дней произведением, посвященным Усуль аль-Фикх, является книга имама аш-Шâфи’и “ар-Рисâла”. Автор в своей книге исследовал такие вопросы, как иджмâл (обобщенность), байâн (очевидность), амр (предписание), нахий (запрещение), хâсс (частный), нâсих (отменяющий), мансух (отмененный), сунна (обычай), иджмâ’ (согласие мнений), кыйâс (суждение по аналогии), истихсâн (пред­почтительное решение). Правила Усуль аль-Фикх были записаны и собраны после имамов муджтахидов. После имама аш-Шâфи’и были написаны книги с толкованием методов и правил законотворчества.

III. МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

Собирание ‘ильм Усуль аль-Фикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.

А) – аль-Фукахâ (мн.ч. от факих – законовед) – ханафитский мазхаб.

Б) – аль-Мутакаллимун (мн.ч. от мутакаллим – богослов) – шâфиитский мазхаб.

В) – аль-Мамзудж (смешанный).

А. Метод аль-фукахâ и его особенности

Первоначально ученые при записывании ‘ильм Усуль аль-Фикх следовали одному из двух методов. Один из них аль-фукахâ, другой – аль-мутакаллимун. Ханафиты применяли на практике метод аль-фукахâ. По этой причине этот метод называли “ханафитским методом или мазхабом”. Факихи, практиковавшие этот метод в отношении правовых вопросов придавали значение применению на практике его правил, выво­дили правила этого метода из практики аль-Фикха. Авторы, следуя этому методу, при разъяснении вопросов приводили большое количество примеров с тем, чтобы обеспечить понимание темы и реализовать ее прак­тически. Ханафитский метод, будучи более сильным, чем шâфиитский, о котором речь пойдет ниже, вместе с тем является и более удобным для понимания исламского права[18]. Этот метод опирается на логический принцип перехода от частного к общему, от явлений к общим правилам.

Б. Метод аль-мутакаллимун и его особенности

Одним из практиковавшихся методов в этом учении является метод аль-мутакаллимун (богословы калâма). Этот метод применяли богословы калâма относившиеся к му’тазилитам (аль-му’тазила – обособив­шиеся) и шâфиитам. В связи с тем, что этот метод практиковался богословами калâма, ему дали название метода аль-мутакаллимун, а поскольку большинство этих богословов были приверженцами шâфиитского мазхаба, его называли также “шâфиитским методом или мазхабом”. Ученые, относившиеся к мазхабам мâликитов и ханбалитов, также придерживались этого метода при написании своих произведений. Бого­словы, практиковавшие этот метод, толковали принципы законотворчества, склоняясь к рационалистиче­скому выводу, не приводя при этом большого количества примеров. Этот метод опирается на логический принцип перехода от общего к частному, выведения суждений о явлениях из общих правил.

В. Смешанный метод (аль-мамзудж) и его особенности

Правоведы, пришедшие в последующий период, объединили в своих произведениях качества и осо­бенности обоих предыдущих методов. Этому методу дали название аль-мамзудж (смешанный). Этого ме­тода придерживались ученые, относившиеся к мазхабам ханафитов, шâфиитов, мâликитов и ханбалитов при написании своих произведений.

IV. ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

А. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-фукахâ

1. “аль-Усуль” – Абу аль-Хасан аль-Кархи (ум.340 г.х.)

2. “аль-Усуль фи′л-Усуль” – Абу Бакр аль-Джассас (ум.370 г.х.)

3. “Таквиму′л-адилла” – Абу Зейд ад-Дабуси (ум.430 г.х.)

4. “аль-Усуль” – Фахру′л-Ислам аль-Паздави (ум.482 г.х.)

5. “аль-Усуль” – Серахси (ум.483 г.х.)

6. “Мизану′л-Усуль фи натаиджи′л-’укул” – Алâаддин Самарканди (ум.533 г.х.)

7. “Кашфу′л-асрар” – Абдулазиз Бухари (ум.730 г.х.)

8. “Манару′л-анвâр” – Хафизуддин ан-Насафи (ум.710 г.х.)

9. “Шарх Манари′л-анвâр” – Ибн Малак (ум.885 г.х.)

Б. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мутакаллимун

1. “аль-’Умд” – Абдулджаббâр (ум.415 г.х.)

2. “аль-Му’тамад” – Абу′л-Хусейн аль-Басри (ум.463 г.х.)

3. “аль-Бурхâн” – Имâму′л-Харамейн аль-Джевейни (ум.487 г.х.)

4. “аль-Мустасфâ” – Аль-Газали (ум.505 г.х.)

5. “аль-Махсул” – Фахруддин ар-Рâзи (ум.606 г.х.)

6. “аль-Ихкам фи Усульи′л-Ахкам” – Аль-Амиди (ум.631 г.х.)

В. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мамзудж

1. “Бади’у′н-Низам” – Ибну′с-Саâти (ум.694 г.х.)

2. “Танкиху′л-Усуль” – Садру′ш-Шари’а (ум.747 г.х.)

3. “Тахрир” – Ибну′л-Хумâм (ум.861 г.х.)

4. “Мир’âт” – Моллâ Хусрев (ум.885 г.х.)

5. “Усульу-бадâйи’” – Моллâ Фенâри (км.834 г.х.)

6. “Мусалламу′с-субут” – Мухибуллах бин Абди′ш-Шакур (ум.1119 г.х.)

7. “Джам’ул-джавами’” – Тâджу′с-Субки (ум.771)

8. “Мувâфакâт” – Абу Исхак аш-Шâтиби (ум.780 г.х.)

9. “И’лâму′л-муваккиин” – Ибн Кайим аль-Джезви (ум.751 г.х.)

Г. Произведения по Усуль аль-Фикх, относящиеся к некоторым мазхабам

В предыдущих темах в основном упоминались произведения ханафитских и шâфиитских правоведов. Будет полезным также привести примеры произведений по Усуль аль-Фикх, написанных правоведами дру­гих мазхабов.

а) правоведы ханбалитов и их сочинения:

1. “аль-Удда фи Усульи′л-фикх” и “аль-Кифâйа фи Усульи′л-фикх” – Абу Йа’лâ аль-Феррâ (ум.458 г.х);

2. “ар-Равда фи′л-Усуль” – Ибн Кудâма аль-Макдиси (ум.620).

б) правоведы маликитов и их сочинения:

1. “ат-Танбихâт” и “Танкиху′л-фУсуль” – Карафи (ум.684 г.х.);

2. “аль-Ифâда” – Абдулваххаб ат-Талеби (ум.422);

3. “аль-Махсул фи Усульи′л-фикх” – Ибну′л-Араби (ум.543 г.х.).

в) правоведы шиитов и их сочинения:

1. “Мабадиу′л-Усуль илâ ‘ильми′л-Усуль” – Мутаххар аль-Хилли (ум.726 г.х.);

2. “К. аз-Зари’а илâ Усульи′ш-Шари’а” – Сейид Шериф Муртазâ (ум.336 г.х.);

3. “Уддат′ил-Усуль” – Абу Джафар ат-Туси (ум.460 г.х.).

г) правоведы захиритов и их сочинения:

1. “аль-Ихкам” – Ибн Хазм (ум.456 г.х.).

Д. Произведения Усуль аль-Фикх, написанные на турецком языке

1. И. Хакки Измирли – “‘ильм-и Хилаф”, Стамбул, 1330 г.

2. Абдуссеттар – “Мадхаль-и Фикх”, Стамбул, 1299 г.

3. Махмуд Ес’ад – “Талхис-и Усуль-и Фикх”, Измир, 1309 г.

4. М. Сейид Бей – “Усуль-и Фикх”, 2 тома, Стамбул, 1333, 1338 г.г.

5. Бюйюк Хайдар Эфенди – “Усуль-и Фикх Дерслери”, Стамбул, 1336 г.

6. О.Н. Билмен – “Хукуки Исламийе ве Истилахати Фикхийе Камусу” (1-й том).

7. Хайреддин Караман – “Фикх Усульу”, Стамбул, 1967 г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ

Аль-адиллат аш-шар’ийя

В этой части будут рассмотрены основные и производные доводы. После краткого определения довода (далиль) перейдем к подробному разъяснению термина.

А. Определение довода (далиль)

В языке ад-далиль имеет значение проводник, признак.

Терминологически далиль определяется как предмет, “из которого извлекаются шариатские нормы”, “размышление над которым приводит человека к желаемому результату и решению”. В качестве термина далиль также употребляется как предмет, “в случае здравого размышления над которым, становится воз­можным достижение требуемого сведения (шариатской нормы)”.

То есть под требуемым сведением понимается шариатская норма.

Например, когда мы хотим понять отношение религии к вопросу о возвращении доверенного имуще­ства (амâнат) ее хозяину, обращаемся к следующему аяту: “Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его”[19]. Этот аят является доводом (далиль) о необходимости (вâджиб) возвращения доверенного имущества (амâнат). Точно также, когда мы читаем аят: “И соблюдайте мо­литву…”[20], с этим доводом (далиль) мы приходим к норме об обязанности (фард) соблюдать молитву.

Б. Разновидности доводов

Доводы могут быть разделены на части по разным направлениям. Здесь мы дадим краткое пояснение доводов, сгруппировав их следующим образом:

1) Рационалистические и традиционные, основанные на хадисах, доводы;

2) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него;

3) Основные и производные доводы;

4) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся им.

а) Рационалистические и традиционные доводы[21]

Рационалистический довод – это довод, опирающийся на результат чувственного или мысленного су­ждения. Например, разум человека воспринимает вселенную как один из признаков существования Аллаха.

Традиционный довод – это довод, опирающийся на переданные слова других людей. Традиционный довод может включать в себе как религиозные, так и не религиозные понятия. Однако в ‘ильм Усуль аль-Фикх под традиционным доводом подразумевается известие (хабар), имеющее своим источником Аллаха и Его Посланника или, другими словами, Коран и Сунну. Доводы такого рода называют шариатскими (закон­ными) доводами “аль-адиллат аш-шар’ийя”.

б) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся таковым

Выражения, взятые из Корана и Сунны, являются текстовыми доводами. Тогда, как кыйâс или ис­тихсâн, не содержащие таких выражений, не являются текстовыми доводами.

в) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него[22]

Часть шариатских (законных) доводов опирается на вахй. Из них, так называемые аль-вахй аль-матлув (зачитанное откровение) представляют собственно Коран, а аль-вахй гайру′л-матлув (не зачитанное откро­вение) – Сунну. Вместе эти доводы называют еще аль-адиллат ас-сам’ийя (доводы воспринимаемые на слух).

Другая часть шариатских доводов – иджмâ’ и кыйâс не основана на ниспосланном откровении (вахй).

Вместе эти доводы в ‘ильм Усуль аль-Фикх известны под названием аль-адиллат аль-арба’а.

г) Основные и производные доводы

Шариатские (законные доводы) разделяются также на две части – это основные (четыре) и производ­ные (семь) доводы.

Основные доводы: Коран, Сунна, иджмâ’, кыйâс.

Производные доводы: истихсâн, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), истисхâб, ’урф -’адат, шар’у мин каблина, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’.

ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ

Основные доводы

1. Книга (Коран)

2. Сунна

3. Иджмâ’

4. Кыйâс

Производные доводы

1. Истихсâн

2. Истисхâб

3. Истислâх (аль-Масалих аль-мурсала)

4. ’Урф – ’Адат

5. Каул ас-сахаба

6. Садд аз-зарâйи’

7. Шар’у мин каблина

В. Порядок и последовательность доводов

Для того, чтобы выяснить шариатскую норму в отношении какого-нибудь вопроса, муджтахид прежде всего обратится к тексту Корана, не найдя в нем решения, обратится к Сунне. В случае, если в обоих перво­источниках решение не будет найдено, обратится к доводам иджмâ’. Если и там он не найдет ответа, реше­ние по данному вопросу будет найдено посредством иджтихâда на основе кыйâса и других производных доводов. В таком случае при вынесении решения принимается следующий порядок и последовательность доводов:

1) Книга (Коран)

2) Сунна

3) Иджмâ’

4) Кыйâс и другие производные доводы.

Здесь следует упомянуть о двух практических примерах показавших необходимость применения та­кого порядка и очередности доводов при вынесении решения:

1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кâдия в Йемене между ним и Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), произошел такой разговор:

Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил его: «О Му’âз, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?

Му’âз ответил: – Я буду принимать решение исходя из того, что найду в Книге Аллаха.

Пророк спросил: – Если там не найдешь решения?

Му’âз ответил: – Я буду принимать решение на основе сунны Пророка.

Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), спросил еще раз:

- Ну а если и там не найдешь?

Тогда Му’âз ответил: – Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути ид­жтихâда».

Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Ал­лаха.

2. Во времена своего правления праведные халифы Абу Бакр и Омар, принимая решение по представ­ленной им жалобе, вначале обращались к Корану, не найдя в нем ответа на поставленный вопрос, обраща­лись к Сунне. Если и там не было ответа, они собирали авторитетных сподвижников и консультировались с ними. Решение по этому вопросу принималось при достижении согласия (иджмâ’). В случае, если согласие (иджмâ’) не достигалось, решение принимали на пути иджтихâда в соответствии с их мнениями.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ОСНОВНЫЕ ДОВОДЫ

I. ПЕРВЫЙ ДОВОД: КНИГА (КОРАН)[23]

А. Определение термина Книга (Китаб)

Слово китаб в смысле мактуб (написанная книга) в ‘ильм аль-Фикх используется в значении “пред­мет обсуждения, в полном объеме содержащий в себе различные главы и разделы”. Тогда как в ‘ильм Усуль аль-Фикх под словом Китаб (Книга) подразумевается Коран[24]. В этом учении дается следующее определе­ние Книги:

«Книга – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в со­стоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её»[25].

Б. Особенности Книги (Корана)

В описании Священного Корана присутствуют такие выражения как назм, инзâл, расул, тавâтур, мус­хаф, му’джиз, понимание смысла которых полнее раскрывает его особенности.

а) Назм

В языке это слово означает «нанизывание жемчуга». А нечто, расположенное в определенном порядке, сравнивают с нанизанным жемчугом (ад-дурр аль-манзум). Под назмом подразумевается арабское произно­шение (словопорядок) Корана. По своему смыслу и лексике Коран действительно является чудом, но не только из-за его смыслового содержания. Поэтому комментарий и перевод Корана не могут заменить сам Коран, а богослужение не может совершаться на основе комментария к нему и перевода.

б) Инзâл – Расул

Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение Аллаха), через архангела Джиб­рила в течение 22 лет 2 месяцев и 22 дней. Священные (божественные) хадисы Пророка не имеют своим источником Коран. А также Таурат, Забур и Инджил, ниспосланные прежним пророкам, остаются вне этого определения.

в) Тавâтур (достоверные) и шâзз (неправильные) версии

Достоверные версии (тавâтур): т.е. “известия, последовательно передаваемые общиной, не уличенной в вымысле”.

Неправильные версии (шâзз): по терминологии законоведов, неправильными (шâзз) считаются версии (выражения), не переданные последовательно (тавâтур). Часть неправильных версий (шâзз) являются ши­роко известными (машхур), а другая часть (âхâд) дошла до нас от отдельных лиц.

г) Мусхаф[26]

Все суры и аяты Корана от “Аль-Фатихи” до суры “Ан-Нâс” записаны и заучены от Пророка Мухам­мада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”. Ме­жду мусхафами, написанными сподвижниками Ибн Мас’удом и ’Убайй бин Ка’бом для личного пользова­ния и ставшими официальными экземплярами “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”, имеются некоторые различия в последовательности сур, их названии и отдельных словах.

Имеются так же некоторые различия в чтении Священного Корана, которые явились причиной появ­ления вариантов чтения “кираат ас-саб’а” и “кираат аль-’ашара”. Различия в чтении возникают иногда от написания слов, а иногда от произношения, но различное прочтение или написа­ние не влияют на смысл фраз.

д) Неподражаемость (недосягаемость)[27] Корана

Коран является самым великим чудом Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Из­вестно, что чудо, являясь областью чувственной и духовной, объясняется двояким образом. Разделение луны (шакку′л-камар), излечение больных, хождение посоха считаются чувственными, основанными на ощуще­ниях, чудесами. Тогда, как Коран является духовным чудом, продолжающимся до Воскресения. Человек не в состоянии произвести подобное ему. Некоторые стороны неподражаемости Корана можно расположить в такой последовательности:

1) Красноречие Корана

Изложение Корана отражает высокий уровень красноречия, примера которому на арабском языке не было. Наряду с плавностью речи и превосходным слогом, словопорядок (назм) Корана также в высшей сте­пени устойчив и силен. Назм Корана – это не поэтическое произведение со своим размером и рифмой, не рифмованная проза, не вольный стих и не проза. Назм Корана имеет свойственную лишь ему форму.

2) Известие о событиях прошедших эпох в Коране

В Коране упоминаются события относительно племен ’ад, самуд, пророков Лута (Лот), Нуха (Ной), Ибрахима (Авраам). Также даются повествования о Мусе (Моисей), Мариам (Мария), Исе (Иисус) и о Фа­раоне. Интерпретации, данные в Коране, соответствуют неискаженным толкованиям этих событий в других божественных книгах. Поистине, является чудом то, как неграмотный пророк получил эти сведения через откровение.

3) Известие о событиях будущего в Коране

В Коране также имеются известия о грядущих событиях. Например, Коран возвещает о последующем поражении Персии, одержавшей ранее победу над Византией, что и подтверждено было со временем[28]. Ал­лах завещал правоверным победу в великой битве при Бадре до начала ее, и победа осуществилась[29]. Аллах обещал в Коране то, что мусульмане войдут в Заповедную Мечеть (Масджид аль-Харам) и обещание сбы­лось[30]. Все это причисляется к чудесам Корана.

4) Известие о научных истинах в Коране

В Коране уделено место оригинальным вопросам, имеющим отношение к медицине, астрономии, тех­ники и др. наукам. Нет сомнения в том, что научные истины, на которые было указание в Коране четырна­дцать веков назад, которые ранее не были известны и появились лишь в современной науке, являются чуде­сами Корана. Например, Господь в своем аяте: “И ниспосылаем Мы ветры оплодотворяющие” четырна­дцать веков назад указал людям на истину того, что ветры перенося пыльцу растения, оплодотво­ряют его. Истина же размножения растений опылением является одним из научных открытий нового вре­мени.

В. Коран как аргумент (худжжат)

Среди мусульман не существует разногласий в том, что Коран является основным источником для за­конотворчества и каноническим аргументом в отношении всего человечества. Признак того, что Коран явля­ется аргументом, – его Божественное происхождение. Доказательство же Божественного происхождения Корана – его неподражаемость и отсутствие подобия.

В качестве примера можно привести аяты:

«И держитесь же завета Аллаха все вместе»[31];

«Воистину этот Коран наставляет к самому праведному»[32];

«Вот ясное утверждение для людей, и руководство, и увещевание тем, кто выполняет свой долг»[33].

А так же и хадисы:

«Верховенство слова Аллаха над другими словами как верховенство Творца над созда­ниями»[34],;

«Халâл – это то, что дозволено в книге Аллаха, а харам – то, что запрещено в книге Аллаха»[35];

«Я оставляю вам то, что не даст вам сбиться с пути истинного, когда вы постигните его – это книга Аллаха»[36].

Г. Изложение предписаний Корана

Предписания Корана излагаются то открыто и полно, то кратко и по сути, то давая простор общим принципам и основам законотворчества, а то и намеком.

Мы можем пояснить изложение предписаний Корана, дающееся в двух видах:

1. Подробное изложение (открыто и полно),

2. Обобщающее изложение (кратко и по сути).

1. Предписания, изложенные подробным образом

Некоторые предписания в Коране разъяснены полностью и в подробностях. Предписаний такого вида мало. Например, в аятах, посвященных наследованию, дается полное разъяснение размера долей, величины некоторых наказаний, полно освещаются вопросы заключения браков и развода.

2. Предписания, изложенные в обобщающем виде

Этот вид содержит в себе три различных типа изложения:

1. Кратко изложенные предписания:

Коран излагает некоторые предписания кратко и по существу, оставляя подробные разъяснения Сунне. Таков общий принцип изложения в Коране. Например, Коран предписывает молитву, пост, закят, не давая широких разъяснений по этим вопросам. Широкое разъяснение этих вопросов предоставлено Посланнику Аллаха.

2. Предписания, изложенные по общему принципу:

В целом Коран излагает предписания кратко и по существу, подробности оставляя общим правилам и основам законотворчества. Среди правил и основ законотворчества можно упомянуть в качестве примера следующие:

Совет: “… и чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними”[37]

Справедливость: “Воистину Аллах призывает к справедливости”[38]

Личная ответственность: “И никто из несущих ношу не возьмет ноши другого”[39]

Верность обязательству: “Выполняйте обязательства”[40]

3. Предписания по знакам и признакам:

Некоторые предписания в Коране четко не очерчены, но они присутствуют по своим признакам. На­пример, имеется следующее положение относительно наказания рабынь, замеченных в прелюбодеянии: “…если же будут повинны они в неверности, после того, как женились на них, наказание им вдвое меньше, чем женам из числа свободных женщин”[41]. Таким образом, в этом аяте имеется признак того, что рабам положено наказание в половину положенного свободным мужчинам. Точно также из двух аятов явствует, что наименьший срок вынашивания ребенка составляет шесть месяцев[42]. Также указанием на необ­ходимость установления опеки над имуществом малолетних является следующий аят: “И испытывайте сирот, пока не достигнут они брачного возраста”[43]

Д. Предписания, содержащиеся в Коране

В Коране содержатся предписания на все периоды жизни человека. Эти предписания можно собрать под тремя основными заголовками:

1. Предписания веры (и’тикâд): предмет богословского учения аль-калâм.

2. Нравственные предписания (ахлâк): предмет учения о нравственности.

3. Практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя): предмет учений аль-Фикх и Усуль аль-Фикх. Число аятов, относящихся к практическим правовым предписаниям, достигает 500. Эти предписания можно разделить на две части:

1. Культовая практика (’ибâдâт).

2. Духовная практика (му’âмалâт).

‘Ибâдâт:

Целью этих предписаний является упорядочение отношений человека с Господом. В Коране по суще­ству и в краткой форме упоминается о молитве, хадже, посте, закяте и прочих пожертвованиях (садака). Формы исполнения культовой практики освещаются в Сунне, согласно тому, как это делал Пророк Мухам­мад, (мир ему и благословение Аллаха): «Выполняйте молитву так же, как ее выполняю я»[44]

Му’âмалâт:

Это практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя), стоящие вне культо­вой практики (’ибâдâт), говоря современным юридическим языком, частное право, включающее в себя нормы общего права. Целью этих предписаний является упорядочение отношений между отдельными людьми, человека с обществом или общины с общиной. Отдельно следует упомянуть предписания, касаю­щиеся семьи, управления, наказаний.

а) Семейное право:

В Коране довольно широко освещаются темы брака (никâх), развода (талâк), алиментов (нафака), вы­купа за невесту (махр), которым посвящены приблизительно 70 аятов.

б) Гражданское право:

В Коране освещены также темы касающиеся договоров купли-продажи, залога. Число таких аятов около 70.

в) Административное право:

Коран устанавливает целый ряд правил, регулирующих отношения между управляющими и управляе­мыми. В управлении основой является социальная справедливость, принципом – совет и взаимопомощь. Этим предписаниям посвящено примерно 10 аятов.

г) Наказание (’Укубâт):

Коран освещает положения, касающиеся вины и наказания, общие принципы наказаний, устанавли­ваемых для виновных. Этим положениям посвящено около 30 аятов.

д) Государственное, общее и частное право:

Эта ветвь права регулирует отношения исламского государства с другими государствами в военное и мирное время, права мусульман и христианских подданных, положение людей, находящихся под покрови­тельством. Этой теме посвящено около 25 аятов.

е) Процессуальное право:

В Коране имеют место положения, относящиеся к сфере интересов судопроизводства. Этой теме по­священо примерно 13 аятов.

ж) Наследственное право:

Аяты по наследованию, содержащиеся в суре Ан-Ниса, освещают порядок раздела наследства между наследниками.

з) Финансовое право:

В Коране содержится около 10 аятов, показывающих источники доходов и расходы государства.

II. ВТОРОЙ ДОВОД: СУННА[45]

А. Определение

Сунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни (сира), в ‘ильм аль-Фикх (юриспруденции) и в ‘ильм Усуль аль-Фикх (основы теории и методологии) имеет различные опреде­ления. Некоторые правоведы (факихи) под сунной подразумевают дополнительную культовую практику (нâфиле), выходящую за пределы фарда и вâджиба, одновременно другие этим термином называют и до­пускаемую (мандуб) правовую практику. Например, два утренних рак’ата молитвы, выполняемые перед фардом, являются сунной. Так же считается сунной и допустимым (мандуб) письменное подтверждение тор­говой сделки, совершаемой в кредит.

Законоведы считают, что сунной являются слова, действия и решения (одобрение) Пророка Мухам­мада, (мир ему и благословение Аллаха).

Б. Сунна как источник законотворчества

Все исламоведы признают, что Сунна является первым после Корана источником законотворчества, и в качестве доказательства этому приводят некоторые аяты и хадисы. В дополнение к этому, они утверждают, что иджмâ’ (согласие) и рационалистические (’акли) доводы также указывают на Сунну как источник зако­нотворчества. Здесь следует привести некоторые аяты и хадисы, указывающие на то, что Сунна является источником законотворчества, а так же дать краткое пояснение иджмâ’ и рационалистических доводов от­носительно этого.

1. Аяты

1. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), будучи послан в качестве примера для лю­дей, в отличие от них, находился под Божественным контролем. Возможно, не будь с ним постоянно Боже­ственного контроля и помощи, как человек, он мог бы впасть в заблуждение. Но человек, у которого имеется много ошибок, не может быть признан образцом для других. Это на самом деле подсказывает здравый смысл и подтверждается аятами. Так аят: “И не говорит он, побуждаемый страстями. Это только откро­вение, которое ниспослано”[46] показывает, что то, о чем говорит Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове­ние Аллаха), основано на откровении.

2. Коран доверил миссию толкования аятов Пророку, что подтверждается в следующем аяте: “И от­крыли Мы тебе Напоминание, дабы мог ты объяснить людям то, что ниспослано им”[47]

3. В Коране большое количество аятов свидетельствуют об обязательности (фард) соответствия Сунне и подчинения Пророку. Такие указания в Коране выполнены разными способами и выразительными средст­вами. Например, Коран предписывает: “Кто повинуется Посланнику, воистину, он повинуется Ал­лаху”[48]

4. Сунна является посланием, возвещенным Пророком от Господа его. Аллах следующим образом предписывает передачу послания: “О Посланец, передай то, что было открыто тебе от Господа твоего; если ты не сделаешь (этого), то не передал ты послания Его”[49]. Поскольку Сунна входит в послание, возвещенное Пророком нашим, почитание Сунны означает то же, что и повиновение Аллаху.

5. Тексты Корана открыто проявляют веру в Посланника. Например, в одном из аятов предписывается следующее: “Так веруйте в Аллаха и Посланника Его, пророка, не ведающего письма и чтения (умми)”[50].

Таким образом, Сунна является аргументом, подтвержденным в аятах Корана.

2. Хадисы

Следующие хадисы указывают на то, что Сунна является источником законотворчества:

1. «Мне был передан Коран и вместе с ним подобие его – Сунна. Недалеко то время, когда некто пресыщенный, развалясь в кресле, скажет: “Вам достаточно этого Корана; что в нем найдете дозво­ленным (халâл) примите как дозволенное, что в нем найдете запретным (харам) знайте, что оно за­претно”. Хорошо запомните, запрещенное Посланником Аллаха равносильно тому, что запрещено Аллахом…»[51].

2. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил Му’âза бин Джабаля: «О Му’âз, ко­гда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?». Му’âз бин Джабал ответил: «Я буду принимать решение, исходя из того, что найду в Книге Аллаха». Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове­ние Аллаха), спросил: «Если там не найдешь решения?». Му’âз ответил: «Я буду принимать решение на основе Сунны Пророка». Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха.

3. «Я оставляю вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не собьетесь с истинного пути, – это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка»[52].

Эти хадисы ясно показывают, что Сунна является источником законотворчества.

3. Практика сподвижников и иджмâ’

Сподвижники по каждому вопросу действовали согласно Сунне Пророка, (мир ему и благословение Аллаха). Издавая фетву и принимая решение они, после Корана, обращались к Сунне.

4. Рационалистические (’акли) доводы

Как отмечалось выше, большое количество аятов в Коране выдвигают идею обязательности (фард) по­виновения Посланнику Аллаха. Это является необходимой частью Ислама и веры. Без этого не может быть речи ни об Исламе, ни о вере. Повиновение же Посланнику Аллаха означает ни что иное, как поступать со­гласно его Сунне.

В. Место Сунны в законотворчестве

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс