Программа курса Исламоведение

Составитель — Кириллина Светлана Алексеевна
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ
ТЕМА I. ИСЛАМ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
Предмет и задачи лекционного курса. Ислам – третья и самая молодая мировая религия. Карта современного «мусульманского ми-ра»: регионы распространения ислама, численность и этническая принадлежность его приверженцев. Критерии принадлежности к духовному миру ислама. Фактор преемственности в становлении и развитии исламского социокультурного комплекса. Многоликие региональные проявления мусульманской религии и общеисламские принципы, духовные ориентиры и ценности, объединяющие мусульман и отличающие ислам как идеологическую систему от других религий. Интеграционный потенциал ислама и его культурно-цивилизационная функция. Действенность «исламского фактора» в мировой политике. Ислам в постсоветском пространстве.
ТЕМА II. ИСТОКИ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Социально-экономические и политические отношения в Аравии накануне зарождения ислама . Идейно-политические факторы складывания исламского вероучения. Этнополитические процессы на Аравийском полуострове. Ислам как закономерный этап эволюции религиозного сознания населения Аравии. Полиформная религиозная ситуация в эпоху джахилийи (язычества). Древняя политеистическая традиция в Аравии – последнем бастионе семитского язычества. Идолопоклонство, тотемизм, фетишизм, астральные культы. Постепенное сложение общеаравийского пантеона божеств. Служители храмов и идолов, их социальный статус. Роль прорицателей – кахинов в религиозной жизни Аравии. Усиление позиций Мекки и ее святилища Каабы в качестве главного идеологического центра Западной Аравии. Племя курайш, его привилегированное положение. Ранние тенденции перехода к единобожию: «йеменский монотеизм» в Южной Аравии. Поиски объединительной идеологии. Исконно аравийское духовное течение – ханифизм; монотеистические идеалы ханифов как один из источников мусульманского вероучения. Аравия на стыке религиозных потоков: христианство и иудаизм на Аравийском полуострове, главные пути их проникновения и основные центры; зороастризм. Древнейшие мифологические представления, адаптированные впоследствии исламом.
Культурные достижения аравийцев до ислама. Уровень развития материальной культуры. Завоевания в письменной культуре: от первых протоарабских надписей до сложения алфавитного письма. Высокоразвитая устная традиция: формы сакрального языка, поэтического языка (койне), обиходно-бытового языка межплеменного общения. Роль ораторского искусства и искусства стихосложения в культуре Аравии. Этноисторические представления аравийцев.
ТЕМА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Основные вехи биографии Мухаммада (р. в 570 г.): легенды и исторические реконструкции. Источники по теме и степень их достоверности.
Начало религиозной проповеди в Мекке (610 – 622 гг.):
Детство и отрочество Мухаммада. Образ жизни и социокультурный фон. Род и семья. Абу Талиб. Участие в торговых предприятиях и женитьба на Хадидже. Духовные искания будущего пророка. Знакомство с содержательной стороной монотеистических учений. Подготовка к пророческой миссии. Первое откровение. Побудительные мотивы, обусловившие откровения Мухаммада. Доисламские языческие представления, определившие практику получения пророческих откровений. Усвоение социально-политического опыта общественно значимых аравийских персоналий – ханифов, провидцев и прорицателей – кахинов, племенных ораторов – хатыбов, племенных вождей – сайидов, третейских судей – хакимов, поэтов – ша‘иров. Переход от тайной к публичной проповеди нового вероучения. Формирование общины мусульман в Мекке. Содержание первоначальных проповедей Мухаммада: их оригинальные арабские черты и трансформировавшиеся в аравийской языческой среде элементы христианской и иудейской догматики. Мухаммад и его учение в восприятии современников. Успехи исламского вероучения среди жителей Мекки, недовольство мекканской верхушки и его причины. Гонения мусульман. Заключение Мухаммадом союза с жителями Ясриба. Значимость присущего исламу интегративного импульса.
Мединская община Мухаммада и победа ислама в Аравии (622–632 гг.):
Переселение Мухаммада и его сподвижников (сахаба) в Ясриб (Медину) – хиджра и ее причины. Взаимоотношения между муха-джирами и ансарами. Формирование общины и начало сложения мусульманской обрядности и догматики. Противостояние Мекки и Медины и ее исход. Первая вооруженная экспедиция мусульман против мекканцев (623 г.). Начало борьбы между Меккой и Мединой. Битва при Бадре (624 г.) и ее последствия. Разгром мусульман при горе Ухуд (625 г.). Зарождение исламской государственности: мединская община – умма как прообраз мусульманского общества и государства. Осада Медины мекканской армией и ее неудача (626г.). Попытка Мухаммада совершить паломничество в Мекку. Худайбийское перемирие (628 г.) и его пропагандистское значение. Нарушение перемирия мекканцами. Поход мусульман на Мекку и взятие города (630 г.). Распространение ислама в Аравии. Сопротивление «лжепророков». Кончина Мухаммада (632 г.) и проблемы преемства власти в мусульманской общине. Историческая роль Мухаммада. Личность Пророка в интерпретации мусульманской традиции, религиоведов и историков разных поколений.
ТЕМА IV. ЭПОХА ВЕЛИКИХ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ.
ИСЛАМ ЕДИНЫЙ, ИСЛАМ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Роль ислама в сплочении племен Аравии. Борьба с «возвращением» к язычеству – движением ридда при халифе Абу Бакре (632 – 634 гг.). Идея «вселенской миссии» ислама как порождение поздней исламской историографии. Побудительные мотивы и объективные причины исламской экспансии за пределы Аравийского полуострова. Организаторская роль ислама как одной из движущих сил завоеваний. Ислам как знамя завоевательных походов при халифе Омаре (634 – 644 гг.). Факторы упрочения позиций ислама на завоеванных территориях: веротерпимость, налоговые и прочие льготы для принявших ислам. Восприятие ислама в различных культурно-циви-лизационных условиях. Адаптация исламских норм к нормам, заимствованным из других культурно-религиозных систем и историко-культурных регионов. Две модели исламизации: «завоевание» и «мирная». «Формальная» и «внутренняя» исламизация. Всемирно-историческое значение завоевательного движения арабов-мусульман VII – VIII вв. Дальнейшее распространение ислама: мир ислама в средневековье и на пороге нового времени.
«Гомогенность» и «гетерогенность» ислама. Проблема соотношения «идеального» ислама с реальными формами его бытования в различных регионах его распространения. Теория «трех стадий» исторической эволюции ислама как идеологической системы. Первая – «кораническая» (закрепление в Коране несистематизированного комплекса религиозно-политических установок, правовых и этических норм – ценностных ориентиров для последователей ислама). Вторая – стадия «лимитированного плюрализма» (стадия интенсивной идейной борьбы и разногласий, породившая главные направления ислама, толки и школы богословско-правового характера; саморегуляция разнообразных форм религиозной идеологии общеисламскими установками). Третья – «региональная», связанная с укоренением ислама в сознании населения «периферийных» регионов мусульманского мира и со сложением региональных форм его бытования. Широкий спектр специфически исламских внутрирегиональных проблем.
ТЕМА V. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ГЕНЕЗИСА
РАННЕГО ИСЛАМА В МИРОВОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
История толкования исторической и социокультурной сущности исламской религии. Оценка ислама на Западе в средневековую эпоху. Возникновение научного исламоведения в XIX в. Проблема религиозных взаимовлияний в исламоведческой литературе. Европоцентризм как основа поисков внеисламских корней третьей мировой религии: ислам как «образец всеобъемлющего синкретизма» и «арабская адаптация библейского монотеизма» («христианская версия» происхождения ислама и версия «иудейской доминанты» в мусульманской религии). Становление отечественной историографии по проблеме: «торгово-капиталистическая», «земледельческая», «бедуинская» теории происхождения ислама; «ислам как идеология раннефеодального общества» и «ислам как продукт рабовладельческих отношений в Аравии». Интенсификация фундаментальных исламоведческих исследований в мировой науке на современном этапе. Подход к исламу как к продукту культурного развития аравийского общества, впитавшего в себя многообразные традиции ближневосточного цивилизационного массива. Теория «культурного синтеза».
ТЕМА VI. КОРАН И КОРАНИСТИКА
Традиционная мусульманская концепция коранических откровений. История создания и «канонизации» текста Корана. Первые опыты составления Корана. Кодекс первого свода. Османова редакция. Идейно-политическая борьба, связанная с редакцией Корана. Последующая унификация коранического текста: устранение разночтений и разнописаний. Рецитация Корана (‘иль аль-кыра’а): варианты чтений.
Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Основы вероучения, догматики и культово-обрядовой практики. Коран как «арабский судебник». Коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу. Коран как историко-литературный памятник, отражающий развитие традиционных форм религиозной жизни Ближнего Востока. Социальная этика Корана. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране.
Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские». Проблема названия сур. Хронология текста, ее условный характер (традиционная схема и датировка, закрепленная мусульманскими экзегетами; версии и детальные хронологии современных исследователей).
Коран как исторический источник. Отражение в Коране идейно-политических, экономических, социальных и этических реалий эпохи. Аравийские коранические предания и сюжеты, их реальная историческая основа. Коран как литературный памятник и его уникальный характер. Коран и аравийская доисламская словесность. Язык Корана: стилистика, рифмованная ораторская проза – садж‘, «диалоговый» характер фрагментов текста (запись живой речи Пророка). Развитие научной полемики вокруг характера языка Корана. Язык Корана – мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян.
Кораническая экзегетика – тафсир и наиболее известные произведения этого жанра. Тафсиры ат-Табари (838–923), ат-Туси (ум. в 1067 г.), аз-Замахшари (1074–1143), аль-Байдави (ум. между 1282–1316 гг.), ар-Рази (ум. в 1209 г.), Джаляль ад-Дина аль-Махалли (ум. в 1459 г.) и Джаляль ад-Дина ас-Суюти (ум. в 1505 г.) («Тафсир аль-Джалялайн»). Мусульманская реформаторская экзегетика рубежа XIX – XX вв. «Тафсир аль-Манар» Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Структура тафсиров. Европейская традиция научного исследования тафсиров. Тафсир как историко-филологический и законоведческий комментарий и та’виль как символико-аллегорическое толкование коранического текста: различия подходов. «Наука об отменяющем и отмененном» айятах (‘иль ан-насих ва-ль-мансух); жанр асбаб ан-нузуль (причины ниспослания), труды, посвященные превосходству (фадль) и достоинствам (фадаиль) Корана.
История печатных изданий Корана. От раннелатинских переводов к современным научно-критическим переводам на европейские языки (Р.Белл, Р.Блашер, Р.Парет, А.Арберри). История переводов Корана в России. Работа над кораническим текстом в современном мусульманском мире. Основополагающие направления в научном исследовании Корана. Использование новейших компьютерных методик. Справочная литература по Корану: конкордансы, энциклопедии, словари, указатели, библиографические справочники.
ТЕМА VII. СУННА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ИСЛАМСКОГО ДУХОВНОГО КОМПЛЕКСА
(ХАДИСЫ И ХАДИСОВЕДЕНИЕ)
Сунна – второй после Корана источник исламского вероучения. Проблема соотношения Корана и Сунны. Формирование понятия «сунна Пророка». Хадис как специфическая форма трансляции знаний и основа Сунны. Дискуссии относительно хронологических рамок возникновения мусульманского предания и времени его письменной фиксации. Жанры, предшествовавшие хадисам. Структура хадиса (иснад, матн и их содержание). Методы и способы сбора и передачи хадисов. История создания основного корпуса хадисов в VIII – X вв. Сложение и обособление региональных хадисных центров (мединский, иракский и сирийский), продуктивный обмен между ними. Массовое хождение хадисов, фабрикация подложных преданий – «хадисотворчество». Краткие тематические сборники, «критический» отбор хадисного материала и сведение его в объемные собрания. Борьба традиционалистской школы хадисоведов (асхаб аль-хадис) с богословами-рационалистами (асхаб ар-ра’й). Зарождение и становление жанров толкования, верификации и критики хадисов (аш-шарх; аль-джарх ва-т-та‘диль; ма‘рифат ар-риджаль). Определение степени достоверности хадисов в мусульманской традиции. Классификации хадисов (по степени достоверности иснада; по источникам). Типы хадисных сборников по способу организации материала (муснад – по именам самых ранних передатчиков; мусаннаф – по содержанию, по предметам высказывания). Шесть общепризнанных в суннитской среде сборников хадисов: «Аль-Джами‘ ас-сахих» Мухаммада аль-Бухари (810–870), «Аль-Джами‘ ас-сахих» Муслима (ум. в 875 г.), «Китаб ас-сунан» Ибн Маджи (ум. в 886 г.); «Китаб ас-сунан» Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.); «Аль-Джами‘ аль-кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); «Китаб ас-сунан» ан-Нисаи (ум. в 915 г.). Роль хадисов в формировании догматико-правовой системы ислама. Отношение к Сунне в шиитской среде: ахбары.
Рефлективный характер хадисной литературы, проблема подлинности и научная критика хадисов как культурно-исторического источника, отражающего эволюцию ислама. Переводы сборников хадисов, современные методы их изучения и датировки.
ТЕМА VIII. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МУСУЛЬМАНСКОЙ ДОГМАТИКИ
Неразделенность догматики и культа в исламе. Исторически сложившееся преобладание ритуально-обрядовых и морально-этиче-ских предписаний над догматикой. Понятие дин (религия) как совокупность трех составляющих: ислам (предание себя Богу), иман (вера) и ихсан (нравственная добродетель). Мусульманская богословская литература жанра ‘акида (изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, ритуальных и этических норм ислама). Основные догматы ислама (усуль ад-дин): учение о единобожии (таухид), вера в божественную справедливость и правосудие (‘адль), признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков (нубувва), вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир (ма‘ад, или кийяма), учение об имамате-халифате (имама-хиляфа). Последний догмат как предмет бурной полемики и расхождений между суннитами и шиитами. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры. Первый из «пяти столпов веры» – шахада (исламский «символ веры») и заключенные в нем два первых догмата ислама (исповедание веры в единого Бога и признание пророческой миссии Мухаммада).
Учение о «священной войне» (джихад) как одной из главных обязанностей мусульман. Мусульманская интерпретация джихада и его внеисламская трактовка. Коранические предписания относительно джихада – основа многообразных толкований концепции войны и мира в исламе. Понятия дар аль-ислам – «земля ислама», дар аль-харб – «земля войны» и дар ас-сульх – «земля договора». Углубление концепции джихада (понятия «джихада сердца», «джихада языка», «джихада руки» и «джихада меча»).
Основополагающие проблемы мусульманской догматики: свобода воли и предопределение, грех и греховность верующего (представления о «малом» – ас-сагира – и «тяжком» – аль-кабира – грехе), мера загробного воздаяния, придание Аллаху сотоварищей (ширк), проблема традиции и нововведений (бид‘а) и др. Учение о божественной милости и справедливости. Эсхатологические представления в исламе (потусторонний мир – ахира: рай и ад). Учение об ангелах и демонология. Мессианские идеи в исламе: учение о махди – мусульманском мессии, провозвестнике близкого конца света. Махди в суннитском исламе как «мифологическое украшение идеала будущего» (И.Гольциер).
Ислам и судьба-фатум: миф о фатализме ислама как о его характернейшей черте. Архаические концепции судьбы и способы преодоления фатума в исламе.
ТЕМА IX. КУЛЬТОВО-ОБРЯДОВЫЕ
ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА
Учение о «пяти столпах веры» (аль-аркан аль-хамса, или аркан аль-ислам): исповедание веры (шахада), каноническая молитва (салат), пост (саум), обязательная милостыня (закат), паломничество в Мекку (хадж). Порядок подготовки к молитве и ее совершения. Понятие ритуальной нечистоты (джанаба) и очищения (тахара). Призыв на молитву (азан). Одиночная и коллективная молитва. Пятничная молитва. Хутба – пятничная проповедь и ее роль в идейно-политической ориентации верующих. Дополнительные и добровольные молитвы. Пост, правила его соблюдения, определение его сроков и суточного времени. Обязательная милостыня, ее социальная сущность, размер и порядок сбора. Cадака как доброхотная милостыня. Эгалитаристские тенденции в исламе. Паломничество, его сроки, обряды и обычаи. Ри¬туа¬лы хаджа как «амаль¬га¬ма пе¬ре¬жит¬ков язычес¬т¬ва и но¬вой об¬ряд¬но¬сти» (А.Мас¬се). Культ Каабы и его корни. Умра – малое паломничество.
Мусульманские праздники. Два главных мусульманских праздника: великий праздник жертвоприношения (‘ид аль-адха; курбан-байрам) и праздник разговения (‘ид аль-фитр; ураза байрам и др.) как неотделимая часть обрядов паломничества и поста. Пятница (йаум аль-джум‘а) – день общественной молитвы. Маулид ан-наби – праздник рождения пророка Мухаммада, история его возникновения. Лайлат аль-кадар – ночь ниспослания Мухаммаду первого откровения. Лайлат аль-исра’ ва-ль-ми‘радж (ночь путешествия и вознесения) – чудесное путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. Противоречивые трактовки легенды о вознесении Мухаммада на небо в мусульманском богословии. Обряды, сопровождающие мусульманские праздники. Мусульманские обряды, связанные с семейно-брачными отношениями и жизненным циклом (рождение ребенка, обрезание, свадьба, похороны и др.). Запреты в исламе: пищевые, запрет алкоголя, азартных игр, изображений человека и животных, лихвы (ссудного процента) и др.
Культово-обрядовые центры ислама. Мечеть (масджид; джами‘) – многофункциональный религиозно-культурный и просветительский центр. Формирование основных элементов мечети и их предназначение (минарет, михраб, минбар, место для ритуального омовения). Полиформность традиций мусульманской архитектуры. Медресе, их функции и программы обучения. Система передачи знаний в мусульманском мире. Вакфы как основной источник существования культовых учреждений.
ТЕМА X. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ:
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ РАСКОЛ ИСЛАМА (VII – VIII ВВ.)
Ислам как орудие политического противоборства в халифате. Халифат в период правления Османа (644–656 гг.). Возвышение Омейядов. Формирование ши‘а – политической группировки приверженцев Али ибн Аби Талиба. Аргументация в пользу Али как претендента на верховную власть – его родство с основателем ислама. Гибель Османа (656 г.) и провозглашение халифом Али, его борьба с Омейядами. Битва при Сиффине (657 г.) и выделение хариджитов из шиитской среды. Противоборство шиитов и хариджитов. Характеристика личности Али: «идеальный имидж» героя ислама и реальность. Убийство Али (661 г.). Различные точки зрения относительно времени возникновения ши‘и как «религиозно-политической партии» сторонников Али. Антиомейядская оппозиция. Отказ Хасана от халифата (661 г.) и убийство Хусайна (680 г.).
Сущность и причины фундаментального раскола ислама, основные направления его последователей: сунниты, шииты, хариджиты. Связь их появления прежде всего с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине. Историческое значение фундаментального раскола ислама для судеб арабо-мусульманского мира.
ТЕМА XI. СУННИЗМ. СУННИТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ
Суннизм – самое крупное направление в исламе: основные формальные признаки принадлежности к суннитскому исламу. Оформление суннизма вслед за шиизмом, как негативная реакция на его становление. Отсутствие четкого смыслового наполнения термина «суннизм», его значимость в противопоставлении другим направлениям в исламе. Множественность точек соприкосновения суннизма и шиизма. Факторы, обусловливающие интенсификацию суннитско-шиитских противоречий. «Гомогенность» суннизма: отсутствие в нем особых «сект».
Исторические истоки проблемы власти в раннем исламе. Неразрывность ислама и политики с момента зарождения мусульманской религии. «Мединская конституция» (дустур Мадина), особенности документа (регламентация отношений между племенами, принявшими ислам и объединившимися в надродовую общину на основе религии) и его значение для анализа концепции власти в раннем исламе. «Мединская конституция» и практика общины-государства Мухаммада. Зарождение предпосылок реального разделения власти на «светскую» и «сакральную» параллельно с идеалом их слитности и единства. Проблема верховной власти в Коране (высшая власть – прерогатива Аллаха; функция Мухаммада – контроль за точным исполнением воли Аллаха на земле). Отсутствие в Коране и Сунне точных указаний относительно форм государственного устройства и механизмов регулирования деятельности мусульманского государства. Понятия «халиф» (халифа) и «халифат» (хиляфа). Халиф и имам. Обстоятельства избрания четырех «праведных» халифов. Воспроизведение практики родового общества при избрании племенного вождя. Источник права на халифат – суверенитет общины мусульман, представленной группой сподвижников Мухаммада. Халифская власть при Омейядах, практика передачи власти. Характер халифата при Аббасидах (теоретически выборный, практически наследственный).
Теория халифата в трудах суннитских правоведов. «Аль-Ахкам ас-султанийя» Али аль-Маварди (ум. в 1058 г.) и его политико-юридическая теория как основа суннитской концепции имамата-халифата. Курайшитское происхождение – одно из необходимых условий при выборе правителя. Выборность главы общины на основании согласия общины или назначение предшествующим имамом преемника при наличии санкции общины (истихляф, или вилайят аль-‘ахд). Обязанности халифа и его отношения с мусульманской общиной. Критерии справедливости правителя и возможности его смещения. Взгляды Абд ар-Рахмана ибн Халдуна (1332–1406) на государство и его роль в жизни мусульманского общества.
Соотношение светского и духовного начал в исламском вероучении и в политических институтах средневекового исламского мира. Отсутствие связи теократической модели власти в шариате с реальной действительностью. Распад халифата Аббасидов. Халифат при Османах. Ликвидация института халифата. Суннитская теория государства в современном мусульманском мире.
ТЕМА XII. ДВИЖЕНИЕ ХАРИДЖИТОВ (ХАВАРИДЖ)
И ЕГО ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Хариджизм – самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка. Политическая подоплека возникнове-ния движения хариджитов и его начальная фаза. Подпольно-терро-ристическая борьба хариджитов с Али и Омейядами. Социальная база и ареалы распространения хариджитского движения.
Вклад хариджитов в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе, их роль как инициаторов богословского спора о «греховности» и «суверенитете общины». Признание «неверующим» совершившего «тяжкий» грех. Концепция имамата-халифата в хариджитской интерпретации. Позиции «родовой» демократии, общинный характер верховной власти. Безусловная выборность главы мусульманской общины без учета его происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Вопрос о соотношении религиозной совести и политической деятельности: главные требования к претенденту на власть. Халиф как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, его права и обязанности. Допустимость одновременного существования нескольких общин с правом избрания и смещения своего руководителя.
Хариджиты как носители радикальных политических настроений и выразители уравнительных тенденций в социальной сфере. Максималистский подход хариджитов к вере (непримиримая борьба за «чистоту» ислама и строгое следование обрядности) и их фанатическая нетерпимость к политическим и религиозным противникам, к инакомыслящим мусульманам. Раскол хариджитов и выделение соперничавших группировок (2-ая половина VII в). Азракиты, ибадиты, суфриты: социальная база, идейные расхождения, политическая активность. Выступления хариджитов против халифской власти. Ослабление хариджитского движения в IX – X вв. и его причины.
ТЕМА XIII. ЭВОЛЮЦИЯ ШИИТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В ИСЛАМЕ: ДОГМАТИКА И РИТУАЛ
Раннее шиитское движение (2-ая половина VII – начало VIII в.) и предпосылки зарождения множества течений и ветвей, догматических школ и «сект» шиизма. Неудача внутреннего курса Али, разногласия внутри алидского рода и отсутствие собственного идейного источника. Историческая роль шиитской общины в VIII в.: участие шиитов в «аббасидской революции» и их размежевание с ранними Аббасидами. Раскол среди шиитов на «умеренных» и «крайних». Столкновения по вопросу религиозно-политического лидерства как основа дифференциации шиизма. Алидско-аббасидские взаимоотношения. Борьба шиитов за возвращение власти потомкам Али. Успехи шиитов на политическом поприще. Шиитские государственные образования в IX – XI вв. Позиции шиизма и шиитские общины в эпоху средневековья, нового времени и в современном мире.
Культ мученичества Али и Хусайна как катализатор, способствовавший превращению шиизма в религиозное течение. Становление доктринального комплекса шиитов. VIII в. – интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства. Множественность полемических проалидских трудов, обосновывавших право «семейства Пророка» в лице Али и его потомков на верховенство в мусульманской общине. Формулирование основных положений шиитской доктрины власти (начало X в.), последующий процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философского обоснования.
«Сердцевина» шиитского религиозного учения – доктрина верховной власти (имамат), ее теолого-философская интерпретация. «Божественная» природа власти и наследственный принцип ее передачи, основанный на родстве с Пророком. Имамы из рода Али как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Имамат как продолжение пророчества. Непогрешимость имамов, авторитет их учительства и необходимость безоговорочного им повиновения. Имамат как важнейшая космическая сила, эманация предвечного божественного света. Имамы как обладатели тайного сакрального знания. Широкая амплитуда интерпретаций доктрины имамата в шиизме. Вера шиитов умеренного направления в «имама данного времени». Прямое обожествление Али и его потомков в среде «крайних» шиитов. Три формы обожествления: зухур («проявление»); иттихад («единение») хулюль («воплощение»). Завершение разработки учения об имамате после физического прекращения признанного ряда имамов. Теория остановки, прерывания имамата, учение о «скрытом имаме». Мессианские идеи в шиитском исламе. Вера в возвращение «скрытого» имама, который вернет попранные права богоизбранному роду Али и восстановит на земле справедливость. Шиитские религиозные авторитеты как посредники между имамом и общиной в период ожидания пришествия махди.
Шиитское толкование Корана (та’виль). Шиитское священное предание (ахбары) и его содержание. Статус и авторитет муджтахида. Сходное и различное в догматике умеренных шиитов и суннитов. Принцип «благоразумного скрывания своей веры» (такийя). Институт временного брака (мут‘а, сига). Идея величия страданий за веру: место культа мученичества в шиизме. Паломничество к святым местам шиитов (Неджеф, Кербела, Мешхед, Кум и др.). Ашура – траур по Хусайну и сопровождающие его церемонии.
ТЕМА XIV. «УМЕРЕННЫЕ» ШИИТЫ
(ЗАЙДИТЫ И ИМАМИТЫ)
Зайдиты: этапы религиозно-политической истории. Восстание внука Хусайна и правнука Али – Зайда ибн Али в Куфе (739–740 гг.) и создание зайдитской общины. Основная цель зайдитов – основание теократического государства во главе с имамом из рода Али. Распространение зайдитского учения и образование зайдитских государств в Северной Африке, Табаристане и Йемене (с VIII в.).
Формирование доктрины имамата в зайдитской интерпретации. Выборный характер имамата (после смерти Зайда в 740 г.). Возможность избрания имамом любого из рода Али (хасанида или хусайнида). Требования, предъявляемые зайдитами к имаму. Решающее условие признания права на имамат – способность претендента выступить с оружием в руках против несправедливого правителя. Недопустимость имамата «превзойденного» (мафдуль) при наличие имамата «достойного» (фадыль). Отрицание божественной сущности имамов и их непогрешимости. Признание возможности временного существования имамата без имама. Допустимость существования нескольких имамов одновременно в разных мусульманских странах, если сообщение между ними затруднено. Непризнание учения о «скрытом имаме». Сходства и различия зайдитской, имамитской и суннитской догматики.
Преобладающая часть шиитской общины – имамиты (исна‘ашариты – «двунадесятники», «дюжинники»), основные этапы их религиозно-политической истории. Понятие о 12-ти «святых имамах» и исчезновении последнего из них (IX в.). Персоналии исна‘ашаритской «лестницы» имамов и их роль в шиитском движении. Организационное объединение имамитов после «сокрытия» 12-го имама. Период «малого сокрытия» (аль-гайба ас-сагира) (874–940гг.). «Посланники» (сафиры; другой термин – вакили – наместники, заместители) – посредники между «скрытым» имамом и общиной. Период «большого сокрытия» (аль-гайба аль-кабира). Имамитское учение о «скрытом имаме», его духовно-политический потенциал. Идея о «скрытом» имаме как связующее звено между представлениями шиитов-имамитов о сакральном характере власти, о непрекращающемся божественном руководстве и их повседневной практикой. Разработка и кодификация имамитской догматики и права. Шиитская династия Буидов в Иране и Ираке (X – XI вв.). Сефевидский период (XVI – XVIII вв.): торжество имамитского толка в Иране.
ТЕМА XV. «КРАЙНИЕ» ШИИТЫ И ИХ РОЛЬ
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАМСКОЙ ИСТОРИИ
Активный политический сторонник Али – Абдалла ибн Саба’ как предтеча «крайних» шиитов (середина VII в.). Обожествление Али, суждение о нем как о «восприемнике духовного завещания» (васи) Мухаммада; отрицание смерти Али и ожидание его «возвращения» (радж‘а) в качестве мессии. Гулат («придерживающиеся неумеренных взглядов») – многочисленные группировки и общины, представлявшие «крайнее» течение в шиитском исламе. Выделение гулат из шиитской среды. Отличия их воззрений от «умеренных» шиитских учений. Появление в среде «крайних» шиитов идеи о присущих имамам сверхъестественных свойствах, о «скрытом» состоянии имамов и их возвращении к верующим с миссией спасения, о «пророческих» знаниях имамов, о переселении душ (танасух), об изменении божественного мнения (бада’). Разнородность и эклектичность воззрений «крайних» шиитов, адаптация их идей «умеренным» шиизмом. Взлет активности «крайних» шиитов в период нестабильности и династических кризисов в халифате (VIII в.). Отношение суннитов к «крайним» шиитам.
Кайсаниты – «крайние» шиитские общины, признававшие имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии, сына Али от рабыни из племени бану ханифа, как восприемника огня пророчества от Мухаммада через Али и обладателя сокровенного знания. Функция отмщения за «невинноубиенного» Хусайна. Восстание в Куфе под предводительством аль-Мухтара (686 г.). Смерть Мухаммада ибн аль-Хана-фийи (700 г.) и образование его последователями ряда «подсект» и направлений: «истинные» кайсаниты, или мухтариты; хашимиты; байяниты; ризамиты, или аббасидские шииты. Шиитские группировки, выросшие из кайсанитской ветви шиизма, и восстания Абу Муслима и аль-Муканны. Дальнейшее дробление кайсанитов. Доктринальные построения кайсанитов и их влияние на догматику шиитского ислама. Прекращение существования общин кайсанитов (середина IX в.).
ТЕМА XVI. ИСМАИЛИТЫ
В ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСТВА
История раннего исмаилитского движения (VIII в.). Раскол в шиизме, связанный с проблемой наследования духовной власти шестого имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.). Выделение сторонников сохранения имамата в потомстве его старшего сына – Исмаила (ум. в 762 г.). Рубеж VIII – IX вв.: разделение исмаилитов на две ветви после кончины сына Исмаила – Мухаммада. 1. «Семеричники» (саб‘ийя; со 2-ой половины IX в. – карматы), признавшие Мухаммада ибн Исмаила последним, седьмым имамом и ожидавшие его возвращения в качестве ка’има – члена «семьи Пророка», призванного подняться против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. 2. Исмаилиты, продолжавшие признавать потомков Мухаммада ибн Исмаила «скрытыми» имамами. Карматская община-государство на Бахрейне (IX – XI вв.): радикализм социальной программы, стремление к воплощению «идеала свободной общины» на основе использования общинного рабства, хозяйственное и политическое управление. Ослабление карматского движения, его причины.
Исмаилитское движение с конца VIII в. до прихода Фатимидов к власти в Северной Африке (909 г.): период «сокрытия» (сатр). Тайные организации исмаилитов. Исмаилитская пропаганда (да‘ва), ее содержание и практические достижения. Основание Фатимидского халифата (909–1171 гг.) и окончательное размежевание между фатимидскими исмаилитами и карматами.
Религиозно-философская доктрина исмаилизма. Выделение в исмаилитской идеологии двух аспектов – «внешнего», экзотерического (аз-захир) и внутреннего, эзотерического (аль-батын), их диалектическая взаимосвязь. Та’виль – аллегорическое толкование Корана и хакаик – система мировоззренческих и богословских знаний, опирающаяся на толкование сокровенных «высших» истин. Философское содержание исмаилитского учения: синтез античной мудрости и религиозно-философских воззрений народов Востока. Исмаилитская правовая система.
Раскол исмаилитов на два лагеря в результате соперничества за верховную власть после кончины халифа аль-Мустансира (1094 г.), выделение низаритов и муста‘литов, ареалы их распространения. Низариты: Хасан ибн Саббах (ум. в 1124 г.) и создание независимого государства с центром в крепости Аламут (1090–1256 гг.). Учение ад-да‘ва аль-джадида («новый призыв»), его содержание и оценки. Иерархия исмаилитских проповедников. Тактика исмалитов: мифы и реальность. Практика террора, ее мотивы, число жертв, психологический эффект и последствия. «Великое Воскресение» (1164 г.) как санкция новой народной версии исмаилизма. Разгром исмаилитского государства в Иране Хулагу-ханом. Исмаилиты-низариты в истории Сирии. Постепенное обособление сирийского исмаилитского движения от иранского центра. Участие исмаилитов в борьбе между мусульманскими правителями и крестоносцами. Перемещение религиозного центра муста‘литов из Египта в Йемен (до начала XVI столетия), а затем в Индию. Низариты и муста‘литы в современном мире. «Государство без территории» под управлением ага-ханов.
ТЕМА XVII. ДРУЗЫ
Возникновение друзского учения в Фатимидском Египте. Личность халифа Хакима, особенности его религиозной политики, объявление себя земным воплощением Бога (1017 г.) и «исчезновение» (1021 г.). Разногласия среди фатимидских исмаилитов и выделение общины хакимитов, или друзов (ад-дурузийя), обожествлявших Хакима и веривших в его грядущее пришествие. Оформление друзской общины в Горном Ливане. Проблема этноконфессиональных корней друзов. Формальное закрытие друзской общины для новых членов (с середины XI в.). Социальная организация друзов: замкнутость, строгая эндогамия, разделение на «непосвященных» (джуххаль) и «посвященных» (‘уккаль). Догматика и особенности вероучения друзов. Эзотерический характер учения. «Послания мудрости» («Расаиль аль-хикма») как источник основных постулатов и догматических представлений. Доступность догматической литературы только «посвященным». Теория предопределенных исторических циклов. Друзская космогония (пять «высших космических принципов», или эманаций). Вера в переселение душ. Основные предписания ислама в друзской интерпретации: свидетельство веры – утверждение таухида как ее основы; молитва как соединение с Богом посредством воплощения пяти «космических принципов»; милостыня – добровольная взаимопомощь членов общины; пост – воздержание от раскрытия истины неподготовленным; паломничество – стремление познать единство Бога; верность имаму – подчинение «космическим принципам». Отрицание традиционной исламской трактовки воздаяния вечным блаженством или муками (рай и ад). Специфика друзского ритуально-обрядового комплекса (ограниченное число праздников, игнорирование общемусульманских пищевых запретов, обряда обрезания и др.). Статус женщины в друзской общине и семейный кодекс друзов. Широкое применение принципа такийя. Друзская община в средневековье, в новое время и на современном этапе.
ТЕМА XVIII. СУННИТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
В СРЕДНИЕ ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ
ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Нерасчлененность религии и права, догматики и ритуала в раннем исламе. Неинституализированность суннитской догматики. Гетерогенный характер ислама как идеологической системы. Относительность понятий «правоверие» и «заблуждение» в исламе и некорректность применения к нему христианских понятий «ортодоксия» и «ересь» как не передающих специфики и сущности религиозной системы ислама. Отсутствие в исламе церкви, института узаконения догматов. Противоречивость основных источников исламского вероучения – Корана и Сунны как основа для разномыслия и разнообразия точек зрения и позиций по богословским вопросам. Отсутствие во всех регионах распространения ислама общепринятой богословской школы. Формирование общественного мнения духовными авторитетами (‘улама и фукаха). Условность понятия «духовенство» применительно к исламу. Неразрешимость проблемы «ортодоксии» в исламе.
Неприменимость к исламу стереотипа о «средневековом мракобесии». Идейные расхождения в раннем исламе. Богословские дискуссии по узловым вопросам вероучения. Спор о предопределении и свободе воли (джабариты и кадариты). Феномен свободомыслия на мусульманском Востоке: его подоплека и побудительные мотивы. Вольнодумство в исламе и религиозный скептицизм. Религиозно-догматическая школа мурджитов, признание ими второстепенности действий по сравнению с верой. Престижность как религиозного, так и внерелигиозного знания. Расцвет светских наук, в том числе светской философии (фальсафа). Конфессиональная разнородность мира ислама как питательная среда для критики религиозного мировоззрения и для развития относительной веротерпимости. Труды по сравнительному религиоведению.
Спекулятивная теология – калам – логически и исторически первая философизированная форма свободомыслия в исламе. Широкий и узкоспециальный смысл понятия «калам». Методы и содержание калама. Предмет рассуждений мутакаллимов – нормативные предписания религии. Их отношение к разуму как к высшей инстанции: священное писание как источник проблематики, а не критерий истины. Рационализм, антидогматизм и критический дух калама. Популяризация идей калама. Устная форма диспутов по спорным вопросам, приемы ведения полемики. Символико-аллегорическое толкование Корана, исключающее при аргументации конкретных тезисов ссылки на какие-либо авторитеты, кроме разума. Проблематика калама: вопросы догматического характера (извечность или сотворенность Корана, ответственность человека за свои действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и соотношение его сущности и атрибутов, качества руководителя мусульман). «Тонкости» калама – темы натурфилософского характера.
Основные этапы развития средневекового калама как совокупности школ. Школа му‘тазилитов – первое крупное направление калама. Отделение от кружка аль-Хасана аль-Басри (ум. в 728 г.) его учеников Амра ибн Убайда (ум. в 761 г.) и основоположника му‘тазилизма Васила ибн ‘Ата (699–748). Формулирование в 1-ой половине IX в. пяти основных положений – «корней» му‘тазилизма: 1. божественная «справедливость» (‘адль), предполагающая свободу человеческой воли; 2. единобожие (таухид) как признание трансцендентности Бога, отрицание политеизма, антропоморфизма, реальности и извечности божественных атрибутов (положение о сотворенности Корана); 3. «обещание и угроза» (аль-ва‘д ва-ль-ва‘ид) как положение о неизбежности воздаяния в загробном мире за совершенные человеком поступки; 4. «промежуточное состояние» (аль-манзиля байна-ль-манзилятайн) между верой и неверием человека, совершившего тяжкое прогрешение; 5. «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» (аль-амр би-ль-ма‘руф ва-н-нахй ‘ани-ль-мункар) – обязанность мусульманина способствовать всеми средствами, в том числе и насильственным путем, торжеству добра и попранию зла. Политическая подоплека проблемы человеческой греховности и квалификации «нечестивого» с точки зрения ожидающей его в потустороннем мире судьбе (сравнение хариджитского, мурджитского и му‘тазилитского подходов).
Историческая судьба му‘тазилитского идейного движения. Расцвет му‘тазилитского калама (1-ая половина IX в.). Либеральная для му‘тазилитов атмосфера при халифах аль-Ма’муне (813–833), аль-Му‘тасиме (833–842) и аль-Васике (842–847). Михна. Гонения на му‘тазилитов при халифе аль-Мутаваккиле (847–861). Главные школы му‘тазилизма в Багдаде и Басре и их ведущие представители. Рационалистические установки и теолого-философские построения му‘тазилитов – достояние новых теологических школ.
Суннитский традиционализм – главный оппонент рационалистических течений в рамках мусульманской теологии. Ханбалитство как реакция на распространение му‘тазилизма. Основные постулаты и идеалы традиционалистского богословия, следование авторитетам (таклид), борьба с бид‘а – нововведениями религиозно-догмати-ческого характера. Попытка легализации му‘тазилизма путем компромисса с учением традиционалистов-догматиков. Аш‘аритская школа калама. Воззрения Али аль-Аш‘ари (ум. в 935 г.), его единомышленников и последователей. Сближение калама и арабо-мусуль-манской светской философии (восточного перипатетизма) (с XIII столетия). «Поздние мутакаллимы». Многообразие точек зрения и разноречивость исследовательской литературы об истории и сущностном содержании калама. Несостоятельность мнения о каламе как об «ортодоксальной схоластике».
ТЕМА XIX. МИСТИКО-АСКЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ИСЛАМЕ – СУФИЗМ (ТАСАВВУФ)
Многоликость и многослойность феномена суфизма (тасаввуфа): мусульманский мистицизм как совокупность многочисленных религиозно-философских и этических учений, а также поливариантных практических методов их осуществления. Основа суфийского мировоззрения – идея о мистическом познании Бога и особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ. Гипотезы относительно происхождения термина «тасаввуф». Неизменные теоретические установки, присущие суфийскому движению: концепция пути (тарик), и понятие святости (вилайя). Проблема истоков и идейных корней суфизма. Периодизация истории суфизма в средневековье.
Ранний этап формирования исламского мистицизма: аскетизм (зухд) и движение подвижников-аскетов, характерные черты их религиозной практики. Один из первых известных мусульманских аскетов аль-Хасан аль-Басри (642–728), его ученики и последователи. Вклад женщин в становление тасаввуфа. Раби‘а аль-‘Адавийя (ум. в 801 г.) и ее учение о «всепоглощающей и бескорыстной любви к Богу». Ранние суфийские авторитеты багдадской, куфийской, басрийской и хорасанской мистико-аскетических школ. Разработка суфийской идеологии в IX – X вв. Аль-Мухасиби (781–857) и его вклад в формулирование основ суфийской «психологии». Зу-н-Нун аль-Мысри (ум. в 860/61 г.) и его роль в превращении суфизма в систему мистической философии. Сахль ат-Тустари (ум. в 896 г.) (кораническая экзегетика и теософия). Ат-Тирмизи (ум. в конце IX в.) (мистическая психология; представления о «святых»). Выделение в тасаввуфе умеренного и «крайнего», или «экстатического» направлений (условность подобного деления). Крайние суфийские интерпретации и проповедь мистического экстаза у аль-Бистами (ум. в 875 г.) и аль-Халладжа (858–922). Предпочтение внутренней религиозности внешним формам ее проявления: движение аль-маламатийя в Хорасане и его идейные последователи в лице движения каландарийя. Умеренный тасаввуф и «учение о трезвости» аль-Джунайда (ум. в 910 г.). Образец «здравомыслящего» суфия – Абу Талиб аль-Макки (ум. в 996 г.). «Легализация» суфизма и создание «суфийской науки» (‘ильм ат-тасаввуф) (Х – ХI вв.). Систематизация суфийской традиции и появление первых трудов, фиксировавших главные положения суфийской теории; тасаввуф как мощное интеллектуально-культурное и народное движение.
Базовые положения суфийских доктрин. Концепции «пути» (тарик) и «любви к Богу», теория «сближения» и «единения» с ним. Различные трактовки конечной цели мистического пути: фана’ (самоуничтожение в Боге) и его коррелят – бака’ (пребывание в Божестве). Понятие о «стоянках и состояниях» (макамат ва ахваль). Учение о «святых» (аулия’). Морально-этические представления суфиев; отношение к мирским делам и светской власти. Проблема суфийской терминологии.
Соотношение тасаввуфа с нормативным суннитским исламским комплексом. Основные направления критики суфизма теологами-традиционалистами. Расцвет суфизма в XII – XIII вв. Преобразовательская деятельность аль-Газали (1058–1111): соединение исламского традиционализма с суфийскими идеалами. Деятельность суфийских идеологов по углубленной разработке философских основ тасаввуфа. Ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.) и его мистико-философ-ское учение об «озарении» (ишрак). Творчество Ибн Араби (ум. в 1240 г.), влияние его концептуальных построений на последующие поколения мусульманских мыслителей и различные аспекты арабо-мусульманской культуры. Развитие тасаввуфа в XIV – XVI вв. Постепенная «де¬валь¬ва¬ция» со¬дер¬жа¬тель¬ной сто¬ро¬ны по¬ис¬ков в об¬лас¬ти «ин¬тел¬лек¬ту¬аль¬но¬го» су¬физ¬ма, не являвшаяся однако по¬ка¬за¬те¬лем «стаг¬на¬ции» та-сав¬ву¬фа в це¬лом. Поэтическое творчество в лоне суфийской традиции в эпоху средневековья: тематика и образная система. Западная и отечественная историография суфизма в исторической ретроспективе: эволюция трактовок и подходов.
ТЕМА XX. СУФИЙСКИЕ ИНСТИТУТЫ
И КУЛЬТ СВЯТЫХ В ИСЛАМЕ
Особенности и характерные черты практического (прагматического) суфизма. Тасаввуф как «массовая религия ислама» (Р. Никольсон). Становление организационных форм исламского мистицизма. Первичные формы организации – суфийские обители. Их разновидности (ханака, такийя, завия): складывание и развитие в конкретных географических и хронологических границах, механизм функционирования.
Суфийские братства – турук как системный институт в мусульманском обществе, представляющий собой единство метода, доктрины, правил и формальной организации. Зарождение суфийских братств (конец XII в.): первые инициационные объединения суфиев – сухравардийя, кадирийя, рифаийя. Сложение в лоне хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций 12 основных (усуль) суфийских братств (XII – XIV вв.). Их многочисленные ветви, оформившиеся в самостоятельные братства. Превращение Египта в центр образования турук после захвата Ирака монголами. Распространение суфийских братств по всему мусульманскому миру, и превращение суфизма в доминанту религиозной жизни масс мусульман. Миссионерская деятельность суфийских братств. Социальная и политическая роль тасаввуфа. Постепенное сближение адептов суфизма и носителей «официальной» исламской доктрины. «Официальные» духовные институты и разветвленные суфийские структуры как неотъемлемые части единого исламского социокультурного феномена. Представители мусульманской духовной элиты в суфийской системе.
Внутренняя структура и иерархия суфийских объединений. Система наставничества: взаимосвязь «наставник (шейх, муршид, пир) – ученик (мурид)» – ядро дервишского братства. Институт «наместников и эмиссаров» (халифа, мукаддам) и «заместителей» (наиб). «Профессиональные» суфии и «мирские» члены братств, их обязанности. Цепь духовной инициации, посвящения и приобщения к божественной благодати (сильсиля). Суфизм как специфическая религиозная практика, предполагающая жесткую самодисциплину и следование четко заданной психотехнике. Культово-обрядовый комплекс тасаввуфа. Суфийское радение – зикр как «сердцевина» религиозной практики, его виды и психологический механизм. Обряды инициации и посвящения. Участие дервишских братств в праздновании маулидов. Ритуальные и догматические различия между суфийскими братствами. Экономические основы турук, каналы финансирования.
Культ «святых» и его связь с тасаввуфом. «Святость» и «святые» в исламе, условность этих терминов. Изначальное непризнание нормативным исламом существования святых. Роль суфийских теоретиков в формулировании концепции святости (вилайя). Незримая иерархия живых суфийских «святых» и ее варианты. Вера в благодетельную силу (барака) и сверхъестественные деяния мусульманских «святых» (карамат). Культ священных захоронений, чудодейственных атрибутов и реликвий. Паломничество к усыпальницам мусульманских «святых» (зияра). Причины возрастания роли культа «святых» в мусульманском мире и активность суфиев и дервишских братств по его распространению. «Избыточность» культа аулия, его обмирщение и профанация.
Суфийские братства в культуре и обществе мусульманских стран в средневековье и новое время. Дискуссии в мировом исламоведении по проблеме «упадка суфизма и его институтов». Роль тасаввуфа в общественно-политическом развитии современного исламского Востока.
ТЕМА XXI. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
Сложение мусульманского права как важнейшая составляющая процесса институционализации ислама в целом. Шариат – сводная система мусульманского права, оценка этого понятия с позиций исторического и социологического подходов. Соотношение понятий шариат и фикх. Фикх как юриспруденция (исламская доктрина о правилах поведения мусульман; дисциплина, занимающаяся выведением конкретных правил поведения из шариата) и как мусульманское право в широком смысле (исламский комплекс социальных норм). Основные источники мусульманского права, их характеристика.

Страницы: 1 2

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс