Адаты Кюринского ханства

АДАТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В КЮРИНСКОМ ХАНСТВЕ
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
Глава I. По собранию доказательств
§ 1. Доказательства всегда предоставляет истец. Доказательства – это собственное признание и показания свидетелей. Число свидетелей зависит от важности разбираемого:
 в делах, влекущих кровное мщение – 4 свидетеля;
 во всех прочих – 2.
При одном свидетеле предусматривается присяга истца.
§ 2. Свидетелем может быть всякий мусульманин, достигший 15-летнего возраста. Не допускаются: лица женского пола, родственники, люди, опороченные обществом и питающие явную вражду к противнику.
§ 3. Каждый свидетель опрашивается отдельно и подробно о всех обстоятельствах дела в присутствии спорящих.
Если показания 2-х свидетелей разноречивые, то они не принимаются, и если свидетели устранены, то истец может представить новых.
Показания по слухам за доказательство не принимается. Показания свои свидетели подтверждают присягой, от которой освобождаются только с согласия ответчика.
§ 4. Присяга бывает двух родов:
1. Обыкновенная устанавливается шариатом.
2. Кебинная, состоящая в том, что если показание окажется ложным, то брак его с женою становится незаконным.
Глава 2. По преступлениям и проступкам вообще
§ 5. Если кто-нибудь обвиняет другого в совершении преступления, то требуют доказательств, как в §1. Если доказательств нет, то ответчик должен очиститься присягой с несколькими родственниками:
 при убийствах, влекущих кровное мщение – 40 соприсягателей;
 при краже из дома, мельницы, из ямы, где ссыпают хлеб, из мечети, за сожжение плуга – 40 соприсягателей;
 при воровстве лошади или буйвола, цена коих не превышает 100 руб. – 10 присягателей;
 при воровстве быка или коровы от 10 до 30 руб. – пять присягателей;
 барана или мелкой скотины – 1 присягатель на одну голову.
Но число их не может быть больше 40, за исключением случаев, изложенных в § 6. Если истец и ответчик – родственники и свидетели – их общие родственники, то они могут отказаться от присяги и выбрать для нее посторонних людей.
§ 6. Если ответчик по какому-либо делу очистит себя присягой, то истец имеет право, собрав достаточно доказательств, возобновить свой иск, но должен выставить присягателей вдвое больше ответчика. Свидетели выбираются из ближайших родственников свидетелей ответчиком и самими же свидетелями.
§ 7. В делах спорных ответчик может предложить истцу принять присягу самому с несколькими родственниками в том, что жалоба его справедлива. В делах кровных этого не допускается. Если истец откажется от присяги, то он лишается права требовать очищения от ответчика и должен представить на иск свои доказательства.
По убийствам и ранениям
§ 8. За умышленное убийство родственники убитого могут убить убийцу или кого-то из его ближайших родственников. Когда же назначаются канлы, их выводят из деревни и остальные могут жить не опасаясь. Канлиями назначаются убийца и 2 его ближайших родственника. Побочные канлии могут вернуться: один – через 40 дней, а 2 – через полгода.
§ 9. Убийца же остается канлием, пока родственников убитого не склонят к примирению.
Право на убийство канлия имеют только ближайшие родственники, которые наследуют покойному и получают удовлетворение за кровь. В случае убийства виновного вражда прекращается. Но если убит кто-либо из родственников убийцы, но не канлий, возникает новая кровная вражда, если стороны не договариваются принять кровь за кровь.

§ 10. При примирении за кровь мужчины платится 250 руб., а за кровь женщины – 125 руб.
§ 11. Если после примирения родственники убитого убьют канлия, то возникает новое кровное мщение. Но обиженная сторона может также зачесть кровь за кровь и взять обратно отданную во время примирения сумму.
§ 12. Если убийство совершили несколько лиц, то все они выводятся в канлии до примирения. Кровные деньги платятся всеми по равной части. Если кто-либо из них убит, то вражда прекращается, а следуемая сумма выплачивается родственникам их убитого соучастника.
§ 13. Если отец убьет сына или дочь, то наказание зависит от местной власти.
§ 14. За убийство брата братом убийца выплачивает за кровь прочим братьям или детям убитого, если они есть. Если их нет, то освобождается от ответственности.
§ 15. Если убийство совершил несовершеннолетний, то он выводится в канлии, но обычно родственники убитого, снисходя к молодости, соглашаются получить плату за кровь.
§ 16. За нечаянное убийство в канлии не выводятся, но за кровь платят. Таким же образом поступают с сумасшедшими, совершившими убийство.
§ 17. Если кто умрет от нанесенной раны, то к виновному применяется §8.
§ 18. В том, что смерть произошла от раны, удостоверяет медик, но если он не определил смерть от раны, то со стороны человека, который ранил, должны быть представлены свидетели.
§ 19. За полученные от раны увечья с виновного взыскивается за половину крови. Действительность увечья подтверждается туземным медиком по лечению раны.
§ 20. Если от раны произошло несколько увечий, то платится 2/3 цены крови.
§ 21. За все прочие раны после их лечения обиженные получают вознаграждение по назначению туземного медика, который определяет, каким количеством скота оценивается рана, при оценке цена двух скотин полагается в 11 руб. серебром.
§ 22. Все расходы на покупку лекарств и за труды медика платит сам раненый.
По прелюбодеяниям
§ 23. За прелюбодеяние виновных убивают на месте преступления. Если женщина – замужняя, то муж. Если нет – то ее родственники.
§ 24. Если виновный скрылся, то к нему применяют § 8. А от мужа зависит судьба женщины. С канлия взыскивается за полную кровь или мужу, или ее родственникам.
§ 25. Если из виновных убит только мужчина, то при доказательстве прелюбодеяния убийца не обвиняется. В противном случае отвечает по §8.
§ 26. Если прелюбодеяние не обнаружено, то подозреваемый по требованию мужа должен присягнуть для очищения по §5.
По изнасилованию
§ 27. При изнасиловании женщины с виновным поступают как за прелюбодеяние.
§ 28. Изнасилование должно быть доказано свидетелями, иначе с обвиняемого требуется только очищение присягателями.
§ 29. За увод женщины отвечают как за убийство мужчины.
По воровству
§ 30. За доказанное воровство с виновного взыскивается двойная стоимость и сверх того выплачивает все расходы, затраченные хозяином на раскрытие преступления. Количество денег на эти расходы должно быть подтверждено присягой.
§ 31. При отыскании у кого-либо чужого имущества, хозяин при свидетелях может обобрать свое имущество и если человек, у которого оно найдено, докажет, что купил его, то получает письменное свидетельство, что у него изъято такое-то краденое имущество. С ней он обязан отправиться к лицу, у которого это приобрел, и вернуть затраченную при покупке сумму.
§ 32. Если тот, у кого отыскано воровское имущество, докажет, что оно приобретено им у законного родственника истца, живущего с ним в одном доме, полностью освобождается от ответственности.
Женщина, как лишенная права распоряжаться имуществом в доме, в подобных случаях приравнивается к вору.
§ 33. При одновременной пропаже разного имущества с одного места, достаточно отдать одну из уворованных вещей. И тот, у кого она будет найдена, изобличается в совершении целой кражи, если истец присягнет, что эта вещь пропала у него вместе с другими.

§ 34. Если хозяин откроет какие-то пороки у опознанной им скотины, то скотина оставляется за вором, который должен заплатить истцу цену скотины, и сверх того за воровство вдвое.
Глава 3. По гражданским делам
§ 35. Доказательства должны быть представлены на основании изложенного в 1 главе.
§ 36. Если кто из детей оставляет без разрешения родительский дом, то он лишается права на наследство, если отец не простит ему.
§ 37. Если кто при жизни отдал в пользование другого человека принадлежащее ему имение, то по смерти его наследники без явных доказательств не вправе претендовать на него, ибо оно было уступлено хозяином добровольно.
§ 38. Если девушка взята была в замужество с обязательством выдать за нее другую, то в случае отказа последней: если условие было заключено отцом, то она должна подчиниться его воле беспрекословно, если же условие создано другим родственником, то девушка может отказаться. А этот родственник должен отдать вместо нее другую беспорочную девушку и заплатить 60 руб.
§ 39. Если кто продает чужое имущество, находящееся в ведении его, то имущество возвращается хозяину. И тот, у кого его забрали, может обратиться за удовлетворением к лицу, у которого совершена покупка.
§ 40. Если после продажи возникает спор о цели товара, дело решается в пользу того, кто представит ясные доказательства. Если доказательств не имеет ни та, ни другая сторона, договор расторгается и имущество возвращается продавцу.
§ 41. Если покупщик откроет пороки в товаре, о которых он не знал при покупке, то договор уничтожается, если он может доказать наличие этих пороков до торга. В противном случае договор остается в силе.
§ 42. Если один из совладельцев дома желает его продать, то он должен предложить свою часть для покупки сотоварищам, которые пользуются преимуществом перед посторонними.
§ 43. Если кто-либо засевает чужое поле без позволения хозяина, то вся жатва поступает в пользу хозяина земли.
§ 44. Если кто находит чужую скотину, то он не вправе оною располагать, а обязан немедленно объявить об этом главе селения, который доведет это до сведения местной власти. Никто не может оправдаться при продаже чужой скотины тем, что она была найдена.
§ 45. Общественный пастух обязан пригонять стадо только до въезда в селение, а оттуда скотину должна разбирать сами хозяева. Если по возвращению стада не окажется какой-либо скотины, то за пропажу отвечает пастух, если же пропажа случается в деревне, то пастух не подвергается ответственности, так как потеря оной произведена от недосмотра самого хозяина.
§ 46. При назначении вознаграждения, в него поступает всякое имущество виновного, кроме только земли, с которой, по завещанию, часть дохода следует на мечеть. Но и в этом случае адат допускает только уважение, если имеется другое имущество. В противном случае, несмотря на доход мечети, земля поступает на удовлетворение, с тем только, что тот, кому она поступит, обязывается вносить в мечеть следующий доход.
Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс