Шариатский стандарт 8. Мурабаха

МУРАХАБА.
ШАРИАТСКИЙ СТАНДАРТ № 8
ААОИФИ приветствует инициативу Совета муфтиев России по переводу и изданию наших стандартов на русском языке.
Будучи ответственной за разработку и издание стандартов по бухгалтерскому учету, аудиту, этике, управлению и нормам шариата для международной индустрии исламских финансов, ААОИФИ играет ведущую роль в развитии гармонизации и стандартизации международной практики в области исламских финансов. Стандарты ААОИФИ в настоящее время используются лидирующими исламскими финансовыми учреждениями по всему миру.
Стандарты ААОИФИ содержат требования шариата, обязательные для соблюдения при разработке и реализации операций исламского финансирования. Они, в частности, определяют форму и структуру операций исламского финансирования, признанных во всем мире, и, следовательно, составляют основу международного исламского финансового инжиниринга.
Мы надеемся, что публикация стандартов на русском языке поможет пониманию того, что преимущества исламских финансов могут быть в полной мере реализованы в юрисдикциях стран, где говорят на русском языке. Использование стандартов ААОИФИ, отражающих концепцию и суть исламских финансов, также повысит доверие потребителей исламских финансовых продуктов и услуг.
В дополнение к первой публикации стандарта «Сукук», Совет муфтиев России также работает над публикацией ряда других стандартов ААОИФИ, охватывающих основные операции исламского финансирования. Пользуясь случаем, ААОИФИ возобновляет свое намерение оказывать поддержку усилиям Совета муфтиев России, а также выражает готовность сотрудничать с учреждениями и регулирующими органами с тем, чтобы исламские финансы могли эффективно содействовать в социальном и экономическом развитии.
Д-р Мухаммад Недал Ашшаар,
Генеральный секретарь Организации бухгалтерского учета
и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ)

ВВЕДЕНИЕ
1. Рост популярности инструментов исламского финансирования
Индустрия исламского финансирования совершила за последние несколько десятков лет стремительный рывок. От сельских кооперативных касс взаимопомощи в 60-х годах она перешла к многомиллиардным сделкам в первом десятилетии XXI века. Успех этого сектора основан не только на благоприятной этической окраске (этические аспекты являются очень важными в сфере исламских финансов), но и на принципе сотрудничества в экономической деятельности. Если в традиционной кредитной системе банк напрямую не заинтересован в успешности или не успешности проекта клиента, поскольку кредит и проценты по нему подлежат безусловному возврату, то исламская экономическая модель предполагает, что «кредитор» и получатель капитала являются партнерами. Кроме того, исламское право запрещает сделки-пари, поэтому исламские банки и фонды не вкладывали деньги на рынках большинства производных инструментов, включая рынок CDO/CBO (collaterized debt/bond obligations), наиболее пострадавший от мирового финансового кризиса.
Эти принципы являются основой для более консервативного подхода банка-партнера к участию в различных проектах и одновременно его большей вовлеченности в реальный сектор. Это и помогает исламским банкам быть устойчивее в условиях кризиса.
Общий рынок исламских финансовых инструментов составляет, по разным оценкам, от триллиона до полутора триллионов долларов с тенденцией к устойчивому росту. Основой этого рынка являются различные виды долевого участия (мушарака/мудзраба) как на этапе привлечения средств, так и на этапе размещения. Весьма популярны также схожие с лизингом операции по покупке банками активов по просьбе клиентов с последующей перепродажей (мурабаха). Развивается и рынок ценных бумаг (сукук).
2. Понятие Мурабаха
Мурабаха представляет собой сделку, при которой банк или иной финансовый посредник приобретает необходимый клиенту актив у продавца и продает его клиенту с отсрочкой платежа. Традиционно такой тип сделок применяется в финансировании торговых операций. Возможно также применение Мурабаха с целью финансирования частных приобретений, аналогично потребительскому кредитованию.
Принципиальным отличием от традиционного кредитования является то, что финансовый посредник должен стать полноценным собственником перепродаваемого имущества, со всеми вытекающими рисками. Более того, клиента, как правило, нельзя заставить купить приобретенную финансовым посредником вещь, хотя возможно требовать возмещения расходов, понесенных в результате продажи актива иному лицу.
3. Структура Мурабаха
В общем виде Мурабаха можно представить следующей схемой. Покупатель может перепродавать товар дальше, но эти операции уже не будут охватываться структурой Мурабаха между покупателем и финансовым посредником.
По сути, контракт Мурабаха представляет собой на первом этапе покупку необходимого клиенту товара финансовым посредником и продажу ему на втором этапе этого товара с отсрочкой платежа.
4. Перспективы развития Мурабаха в России
Мурабаха является одним из наиболее простых и возможных для имплементации в России контрактов исламского финансирования. В нынешнем налоговом и правовом поле нет существенных проблем с заключением и исполнением договоров купли-продажи и продажи в рассрочку. Активное использование этого вида контрактов в России возможно уже сейчас.
В целом исполнение такого рода контракта в российских условиях не повлечет существенных неблагоприятных налоговых или юридических последствий.
Следует лишь принимать во внимание следующие факторы:
1. Российские банки не вправе заниматься торговой или производственной деятельностью. Соответственно, российский банк сможет покупать или продавать лишь отдельные виды объектов, например ценные бумаги. Для сделок с другими объектами в российских условиях зачастую необходимо будет использовать небанковские организации.
2. Поскольку при продаже товара в рассрочку, в отличие от процентного платежа, получение платежа (включая наценку) будет признаваться для целей налогового учета доходом единовременно, а не равномерно в течение срока платежа, то это повлечет ускоренное признание доходов. Для смягчения данного последствия целесообразно рассмотреть возможность включения в условие договора оговорки о коммерческом кредите, чтобы обеспечить равномерное признание дохода в течение срока платежа.
3. Поскольку наценка финансового посредника будет включена в цену товара, то на нее по общему правилу будет начисляться НДС. Хотя эффект при дальнейшей продаже товара с обложением НДС будет нейтральным, при покупке такого товара физическим лицом без дальнейшей перепродажи налоговое бремя будет выше в сравнении с ситуацией с процентным платежом, на сумму НДС на величину наценки финансового посредника.
4. При использовании финансового посредника – нерезидента, не зарегистрированного как плательщик НДС в России, при перепродаже товара от плательщика НДС через такого посредника другому плательщику НДС сумма уплаченного посредником НДС не будет учтена при продаже такого товара, что повлечет двойную уплату НДС. Для избежания такого неблагоприятного последствия необходима регистрация финансового посредника как налогоплательщика в России.
Учет вышеуказанных обстоятельств при структурировании сделки позволит сделать структуру не менее эффективной, чем традиционное кредитование с сохранением всех выгод использования контракта Мурабаха.
Выводы: применение контракта Мурабаха в России может требовать дополнительного структурирования, однако большинство этих вопросов можно решить полностью или частично в рамках действующего законодательства.
5. Роль и важность стандартов ААОИФИ
Различие позиций внутри исламских правовых школ, относительная новизна самих инструментов исламского финансирования приводит к тому, что сфера исламских финансов характеризуется относительно высокой правовой неопределенностью.
Одновременно появляется довольно много псевдоспециалистов, начинающих создавать совершенно неприемлемые с точки зрения шариатских стандартов структуры и конструкции.
В такой ситуации похвальными и чрезвычайно полезными следует признать усилия ААОИФИ по выработке унифицированных стандартов сделок, которые с одной стороны являются инструментом распространения знаний о применяемых стандартах, с другой – инструментом унификации сделок.
Стандарты сделок ААОИФИ не являются обязательными. Однако в силу хорошей проработанности и доступности, они охотно используются участниками транзакций. Они дорабатываются, обновляются и пополняются стандартами по большему числу сделок.
До выхода настоящего издания стандарты ААОИФИ существовали на арабском и английском языках. Русский язык, на который они постепенно переводятся в настоящее время, является третьим языком, наряду с французским, на котором они становятся публично доступными широкой публике.
Это, несомненно, серьезный индикатор важности России в дальнейшем развитии исламского финансирования и опыта интеграции исламских финансовых решений.
Мы надеемся, что данное издание внесет свою лепту в повышение финансовой грамотности, облегчение понимания механизма работы исламских финансовых инструментов и поможет российским предпринимателям, желающим привлекать средства и осуществлять финансирование своих деловых и личных потребностей в соответствии с шариатскими принципами.
Шариатский стандарт №8
МУБАРАХА ДЛЯ КОНЕЧНОГО ПОКУПАТЕЛЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью настоящего Стандарта является разъяснение основ и норм шариата в отношении сделки Мурабаха для конечного покупателя, стадий этой сделки, начиная с обещания передачи права собственности на товар клиенту, а также требований шариата, которые необходимо соблюдать исламским финансовым учреждениям .
ОПИСАНИЕ СТАНДАРТА
1. Применение Стандарта
Настоящий стандарт применяется к сделке Мурабаха для конечного покупателя и ее различным стадиям, к вопросам, касающимся гарантий до заключения сделки Мурабаха – таким, как обещание, хамиш джиддийа (оговоренная сумма, указывающая на серьезность намерения покупателя), а также к вопросам, касающимся гарантий взыскания задолженности, возникающей в результате сделки Мурабаха.
Настоящий стандарт неприменим к сделкам купли-продажи с отсроченным платежом, совершаемым на ином основании, нежели договор Мурабаха для конечного покупателя. Также стандарт неприменим к иным продажам, основанным на доверии, и продажам по сниженным ценам.
2. Процедуры, предшествующие заключению договора Мурабаха
2.1 Выражение клиентом своей воли приобрести товар при посредничестве учреждения
2.1.1 Учреждению разрешается приобрести товар только в ответ на волеизъявление и заявление своего клиента, поскольку такой порядок соответствует предписаниям шариата в отношении договора купли-продажи.
2.1.2 При условии надлежащего соблюдения пункта 2.2.3 клиенту разрешается обратиться к учреждению с просьбой о приобретении товара у определенного источника поставки. Однако учреждение имеет право отказаться от исполнения сделки, если клиент отклоняет оферты иных источников, более подходящих для учреждения.
2.1.3 Воля клиента приобрести товар не может считаться обещанием или обязательством, если только она не была выражена в надлежащей форме. Допускается подготовка единственного комплекта документов, в которых изложена как воля клиента, согласно которой учреждение должно купить товар у поставщика, так и обещание купить такой товар у учреждения, которое подписывается клиентом. Такой документ может быть подготовлен клиентом или может применяться стандартная форма заявления, подготовленная учреждением и подписываемая клиентом.
Клиент может получить от поставщика прейскурант, который либо адресован клиенту в индивидуальном порядке, либо не содержит указания имени какого-либо клиента. В последнем случае прейскурант считается приглашением к проведению переговоров, а не офертой продажи. Предпочтительно, когда счет-договор адресован учреждению, чтобы в таком случае являться поступившей от поставщика офертой продажи, действительной до окончания указанного периода. Как только от учреждения поступает акцепт, это автоматически ведет к заключению двумя сторонами договора купли-продажи.

2.2 Позиция учреждения в отношении заявления клиента
о заключении сделки Мурабаха для конечного покупателя
2.3.1 В случае принятия клиентом предложения поставщика, которое либо адресовано ему лично, либо не содержит адресата, учреждению не разрешается совершение сделки Мурабаха для конечного покупателя.
2.3.2 Крайне важным является аннулирование любых предшествующих договорных отношений, связанных с поставкой товара, между клиентом, который является конечным покупателем, и исходным поставщиком заказанного товара, если таковые имеют место. При заключении сделки Мурабаха конечному покупателю предъявляется требование, в соответствии с которым обязательным условием является аннулирование предыдущих договорных обязательств в действительности, а не фиктивно.
Не допускается передача учреждению прав и обязанностей по договору, который был подписан между клиентом и поставщиком заказанного товара.
2.3.3 Учреждение должно удостовериться, что сторона, у которой покупается товар, является третьим лицом, а не клиентом или агентом такового. Например, клиент или его представитель не должен быть истинным владельцем товара, и сторона, продающая товар, также не должна принадлежать клиенту. Если совершается сделка купли-продажи, а позже обнаруживается, что она совершалась такими методами, это влечет к недействительности сделки.
2.3.4 Учреждению разрешается приобретение товара у лица, состоящего в кровнородственных или брачных отношениях с клиентом, который является конечным покупателем, а затем продажа такого товара такому клиенту на условиях отсроченной оплаты по договору Мурабаха – при условии, что это не является юридической схемой для прикрытия продажи ‘ина . Предпочтительно, чтобы внутренние процедуры учреждения, связанные с подачей конечным покупателем заявления о заключении договора Мурабаха, разрабатывались таким образом, чтобы избежать подобных случаев.
2.2.5 Учреждению и клиенту не разрешается договариваться о создании мушарака в каком-либо проекте или указанной сделке с обещанием одной из сторон приобрести долю участия в мушарака другой стороны по договору Мурабаха как на условиях немедленной оплаты, так и на условиях отсроченной оплаты. Однако одному из партнеров разрешается давать обещание приобрести долю участия в мушарака другого партнера по рыночной цене продажи или по цене, определяемой во время продажи, при условии составления нового договора. Такая продажа может совершаться как на условиях незамедлительной оплаты, так и на условиях отсроченной оплаты.
2.2.6 Не допускается совершение Мурабаха на условиях отсроченной оплаты, если вовлеченный актив является золотом, серебром или какой-либо валютой. Также не допускается эмиссия свободно обращающихся бумаг в случае, если актив в основе такой бумаги состоит из дебиторской задолженности по Мурабаха или иных дебиторских задолженностей. Также не допускается заключение договора Мурабаха в отношении товара, который являлся предметом предшествующего договора Мурабаха с тем же клиентом, т.е. не допускается рефинансирование сделки.
2.3 Обещание клиента
2.3.1 Не допускается, чтобы подписанный клиентом документ, подтверждающий обещание о покупке, включал двустороннее обещание, обязательное для обеих сторон (учреждения и клиента).
2.3.2 Обещание клиента о покупке и относящаяся к таковому договорная основа не являются частью сделки Мурабаха, но предназначены для обеспечения гарантии того, что клиент завершит сделку после приобретения товара учреждением. Если у учреждения есть иные возможности продать товар, то ему могут и не потребоваться такое обязательство и договорная основа.
2.3.3. Двустороннее обещание между клиентом и учреждением допускается только в том случае, если существует возможность отмены обещания как обоими лицами, давшими обещание, так и одним из таких лиц.
2.3.4 Учреждению и клиенту разрешается после предоставления последним обещания, но до подписания договора Мурабаха, договориться о пересмотре условий обещания, касающихся отсрочки оплаты, наценки или иных условий. Условия обещания не могут быть пересмотрены, если только обе стороны не договорились о пересмотре такого обещания, поскольку право пересмотра не может быть предоставлено исключительно одной из сторон.
2.3.5 Учреждению разрешается приобретать товар у поставщика на основании «продажи или возврата», т.е. с правом возврата товара в течение указанного срока. Если клиент впоследствии не приобретает товар, учреждение может вернуть его поставщику в указанный срок на основании такого условного права, установленного шариатом. Это право в отношениях между учреждением и поставщиком прекращается не после простого предложения товара клиенту, а только после фактической продажи.
2.4 Комиссионное вознаграждение и расходы
2.4.1 Учреждению не разрешается получать комиссионное вознаграждение от клиента.
2.4.2 Учреждению не разрешается получать вознаграждение за предоставление кредитной линии.
2.4.3 Расходы на подготовку документов для заключения договора между учреждением и клиентом должны быть разделены между двумя сторонами (учреждением и клиентом) при условии, что они не согласуют несение таких расходов одной из сторон и что эти расходы являются обоснованными, то есть отражающими объем выполненных работ таким образом, что они косвенно не включают комиссионное вознаграждение или вознаграждение за предоставление кредитной линии.
2.4.4 Если Мурабаха для конечного покупателя осуществляется посредством синдицированного финансирования, то учреждение, которое действует в качестве организатора синдиката, имеет право требования выплаты участниками синдиката вознаграждения за организацию такого синдиката.
2.4.5 Учреждению разрешается взимать вознаграждение за составление им технико-экономического обоснования (ТЭО), если такое ТЭО основано на запросе клиента, проводится в пользу такового и клиент с самого начала выразил согласие выплатить такое вознаграждение.
2.5 Гарантии, относящиеся к началу сделки
2.5.1 Учреждению разрешается получение от клиента (конечного покупателя) гарантии, относящейся к надлежащему исполнению поставщиком своих договорных обязательств перед учреждением в рамках его личной правоспособности, а не его правоспособности как конечного покупателя или агента учреждения. Таким образом, если договор Мурабаха не подписан, данная клиентом гарантия сохраняет юридическую силу. Эта гарантия требуется только в тех случаях, когда клиент предлагает определенный источник поставки для объекта, составляющего предмет договора Мурабаха.
Вследствие такой гарантии клиент будет обязан компенсировать любой ущерб, понесенный учреждением в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих договорных обязательств. Эти обязательства касаются соответствия поставляемого объекта спецификациям и внимательного оформления договора. Невыполнение этих условий приводит к потере учреждением времени, усилий или имущества, или к правовому спору и требованиям о возмещении ущерба.
2.5.2 Не допускается наложение на клиента, который является конечным покупателем, обязанности предоставления гарантии компенсации ущерба учреждения, возникающего в результате случайной гибели или случайного повреждения поставляемого объекта до момента подписания клиентом акта приема-передачи.
2.5.3 Учреждению разрешается в случае обещания, данного клиентом, взять какую-либо денежную сумму в качестве хамиш джиддийа (оговоренная сумма, указывающая на серьезность намерения покупателя). Эта сумма должна быть уплачена клиентом по запросу учреждения как сумма, отражающая финансовую состоятельность клиента и гарантирующая компенсацию учреждению любого ущерба, возникающего в результате нарушения клиентом своего обещания. Взяв хамиш джиддийа, учреждение не испытывает необходимости требовать компенсацию за ущерб, поскольку такая компенсация может быть получена за счет хамиш джиддийа. Хамиш джиддийа не рассматривается как урбон, т.е. как форма предоплаты при договоре купли-продажи, которая считается частью суммы сделки при ее совершении и остается продавцу в случае отказа клиента. Сумма, размещенная клиентом в качестве обеспечения его обязательства, может находиться в трасте на хранении у учреждения. В этом случае учреждение не может инвестировать такую сумму. Если клиент предоставит разрешение инвестировать ее, она может находиться в инвестиционном трасте на основании договора Мудараба между клиентом и учреждением.
2.5.4 В случае нарушения клиентом своего обещания, учреждению не разрешается замораживать хамиш джиддийа. Вместо этого права учреждения ограничиваются вычетом суммы фактически понесенных в результате нарушения убытков, а именно разницы между себестоимостью товара и ценой его продажи третьему лицу. Фактический ущерб, нанесенный учреждению, не может включать упущенную наценку в сделке Мурабаха, что является упущенной коммерческой возможностью.
2.5.5 После выполнения клиентом своего обещания и подписания договора Мурабаха для конечного покупателя учреждение должно возвратить хамиш джиддийа клиенту. Учреждение не имеет права использовать какую-либо сумму хамиш джиддийа, за исключением случаев нарушения обещания, как изложено в пунктах 2.5.3 и 2.5.4. Учреждению разрешается договариваться с клиентом о вычете суммы хамиш джиддийа из цены, подлежащей уплате клиентом по договору Мурабаха для конечного покупателя.
2.5.6 Учреждению разрешается взимать урбон (денежный задаток) после заключения сделки купли-продажи Мурабаха с клиентом. Это запрещено на этапе заключения договора, на котором клиент дал свое обещание приобрести товар. Предпочтительно, чтобы учреждение вернуло клиенту сумму, которая остается после вычета из суммы урбон фактически понесенных убытков в результате нарушения, а именно разницу между стоимостью товара при покупке такового учреждением и ценой его продажи третьему лицу.
3. Приобретение учреждением или его агентом права собственности
и владения в отношении актива или товара
3.1 Приобретение актива или товара учреждением до его продажи
по договору Мурабаха для конечного покупателя
3.1.1 Учреждению запрещается продажа какого-либо объекта по сделке Мурабаха до приобретения такого объекта. Таким образом, для учреждения является недействительным заключение с клиентом сделки купли-продажи Мурабаха до заключения сделки по приобретению такого объекта, являющегося предметом договора Мурабаха, у поставщика и до фактического или подразумеваемого вступления во владение объектом в результате передачи поставщиком контроля над объектом или представления документов, удостоверяющих право владения (см. пункты с 3.2.1 по 3.2.4). Сделка Мурабаха также считается недействительной, если договор с поставщиком является недействительным, так как в этом случае учреждение не имеет полного права собственности на объект.
3.1.2 Допускается, чтобы составление договора между учреждением и поставщиком было завершено посредством встречи двух сторон для обсуждения деталей. На этом этапе возможно подписание договора. Также допускается, чтобы составление договора было завершено посредством обмена уведомлениями об оферте и акцепте как в письменной форме, так и в форме обмена сообщениями любыми современными средствами связи, обычно применяемыми согласно общеизвестным принципам.
3.1.3 Первоначальный принцип состоит в том, что учреждение самостоятельно покупает товар непосредственно у поставщика. Однако учреждению разрешается совершать покупку посредством уполномочивания иного агента, нежели конечный покупатель, а клиент (конечный покупатель) не должен быть назначен в качестве агента, за исключением случаев крайней необходимости.
В дополнение к вышесказанному, агент не должен продавать товар самому себе. Вместо этого учреждение должно сначала приобрести право собственности на товар, а затем продать такой товар агенту. В таком случае должны соблюдаться положения пункта 3.1.5.
3.1.4 В случаях, если клиент уполномочен приобрести товар в качестве агента учреждения, обязательным является принятие процедур, которые обеспечат соблюдение определенных условий. Эти условия включают следующие требования:
a) учреждение должно заплатить поставщику самостоятельно и не должно переводить цену товара на счет клиента как агента;
b) учреждение должно получить от поставщика документы, которые подтверждают, что продажа состоялась.
3.1.5 Обязательным является разделение двух видов ответственности по риску, следующих за приобретением товара, а именно ответственности учреждения и ответственности клиента как агента учреждения. Такое разделение рисков достигается временным интервалом между исполнением агентского договора и подписанием договора Мурабаха для конечного покупателя, как обозначено в уведомлении клиента об исполнении агентского договора касательно приобретения товара и оферте покупки товара по договору Мурабаха (см. Приложение А), за которым следует уведомление учреждения о его акцепте оферты покупки и подписании договора купли-продажи Мурабаха (см. Приложение В).
3.1.6 Изначальный принцип состоит в том, что все документы и договоры, связанные с осуществлением продажи объекта, должны составляться от имени учреждения, а не от имени клиента, даже если последний действует в качестве агента учреждения по приобретению такого товара.
3.1.7 Когда учреждение назначает кого-либо в качестве своего агента для приобретения товара, допускается, чтобы две стороны договорились уполномочить такого агента осуществлять приобретение товара в качестве агента без раскрытия существования агентского соглашения. В этом случае агент будет действовать как принципал в делах с другими лицами и будет совершать покупку непосредственно от своего имени, но в интересах учреждения как принципала. Однако предпочтительно, чтобы функция агента раскрывалась.
3.2 Вступление учреждения во владение активом или товаром до его продажи
по договору Мурабаха для конечного покупателя
3.2.1 Обязательным является уточнение того факта, находится ли объект в фактическом или предполагаемом владении у учреждения до его продажи клиенту по договору Мурабаха для конечного покупателя.
3.2.2 Условие, в соответствии с которым учреждение должно вступить во владение объектом (до его последующей продажи клиенту), имеет особую цель: учреждение должно принять риски, связанные с объектом, который оно собирается продать. Это означает, что объект должен перейти из сферы ответственности поставщика под ответственность учреждения. Также обязательным является четкое указание момента времени, когда риск, связанный с объектом, передается учреждением клиенту, с обозначением этапов передачи объекта одной стороной другой стороне.
3.2.3 Условия поставки товаров и вступления во владение таковыми различаются в зависимости от природы товаров и различных торговых обычаев. Вступление во владение может быть фактическим в случае действительно совершенной поставки или транспортировки объекта приобретателю или его агенту, но также оно может осуществляться в порядке предполагаемого действия посредством передачи объекта в распоряжение приобретателя, чтобы дать ему возможность по собственному усмотрению распоряжаться таким объектом, даже если физическая поставка и не имела места. Вступление во владение объектом недвижимого имущества может также осуществляться посредством освобождения такого недвижимого имущества и передачи такового в распоряжение приобретателя. Если последний не в состоянии получить приобретенный объект в свое распоряжение, тогда освобождение имущества не считается передачей права владения. В случае с движимыми активами, вступление во владение происходит в зависимости от характера таких активов.
3.2.4 Получение учреждением или его агентом коносамента при покупке товаров на международном рынке считается предполагаемым вступлением во владение. То же применимо к получению учреждением актов о приеме товарно-материальных ценностей на ответственное хранение, выданных на складе после выполнения надлежащих удостоверительных формальностей.
3.2.5 Изначальный принцип состоит в том, что само учреждение должно получать объект из складских помещений поставщика или согласно местоположению, указанному в условиях поставки. Ответственность по риску, связанному с объектом купли-продажи, передается учреждению после вступления учреждения во владение объектом. Однако учреждению разрешается уполномочить другое лицо для принятия поставки товара от его имени.
3.2.6 Ответственность за обеспечение страхового покрытия объекта, проданного по договору Мурабаха, лежит на учреждении на этапе приобретения им права собственности. Учреждение принимает эту ответственность как собственник товара, а также несет все несвязанные с ней риски. Страховое возмещение, если возникает необходимость требования до передачи права собственности клиенту, принадлежит исключительно учреждению, а не клиенту. Учреждение имеет право рассчитать расходы как часть стоимости, которая впоследствии может быть включена в цену сделки Мурабаха.
3.2.7 Разрешено агентирование в проведении процедур получения страхового покрытия объекта на этапе приобретения учреждением права собственности. Однако обязательным является несение учреждением расходов по страхованию.
4. Заключение договора Мурабаха
4.1 Не допускается, чтобы учреждение рассматривало договор Мурабаха для конечного покупателя автоматически заключенным лишь в результате вступления им во владение активом. Также учреждение не имеет права принуждать клиента, который является конечным покупателем, принимать поставку такого актива и платить цену продажи по договору Мурабаха, если клиент отказывается заключать сделку Мурабаха.
4.2 Учреждение имеет право получить компенсацию за любой фактический ущерб, который был понесен им в результате нарушения данного клиентом обещания. Компенсация состоит из возмещения клиентом учреждению любых убытков вследствие разницы между ценой, полученной учреждением при продаже актива третьему лицу, и изначальной ценой, уплаченной учреждением поставщику.
4.3 В случае, если учреждение приобретает актив с отсрочкой оплаты и имеет намерение продать такой актив на основании договора Мурабаха, тогда учреждение обязано информировать клиента о том, что актив приобретается учреждением на условиях отсроченной оплаты. При заключении договора купли-продажи учреждение обязано раскрывать клиенту подробности о любых расходах, которые оно будет учитывать при определении цены продажи. Учреждение также имеет право включить в цену любые расходы, связанные с объектом, если это приемлемо для клиента. Однако если учреждение не раскрывает информацию о каких-либо расходах, оно не имеет права учитывать такие расходы, если только такие расходы, как правило, не рассматриваются как обычные – например, транспортные расходы на хранение, комиссионные по аккредитивам и страховые премии.
4.4 Учреждение не имеет права включать в базовую стоимость объекта с целью расчета цены по договору Мурабаха какие-либо суммы, кроме непосредственных расходов, уплачиваемых какому-либо третьему лицу. Не допускается, к примеру, чтобы учреждение прибавляло к стоимости объекта платежи в пользу его собственного персонала за выполненную им работу и т.п.
4.5 Если учреждение получило от поставщика объекта скидку на тот объект, который был продан по договору Мурабаха, даже после составления договора Мурабаха, клиент должен получить выгоду от такой скидки посредством снижения общей цены продажи по договору Мурабаха пропорционально скидке.
4.6 Как цена товара, так и прибыль, получаемая учреждением по сделке Мурабаха для конечного покупателя, должны быть обязательно зафиксированы и известны обеим сторонам при подписании договора купли-продажи. Ни при каких обстоятельствах не допускается зависимость определения цены или прибыли от неизвестной переменной или переменных, значения которых определятся в будущем, как, например, заключение сделки и постановка прибыли в зависимости от ставки ЛИБОР, преобладающей в будущем. Допустимо на этапе обещания ссылаться на любые другие существующие показатели, что послужит более точному определению уровня прибыльности, при условии, что определение размера прибыли учреждения в момент заключения сделки Мурабаха для конечного покупателя должно основываться на определенном проценте от стоимости товара и не должно быть поставлено в зависимость от ставки ЛИБОР или переменного фактора.
4.7 Наценка учреждения по договору Мурабаха для конечного покупателя должна быть известна. Простое указание общей цены продажи не является достаточным. Определение прибыли возможно на основании определенной денежной суммы или определенного процента от стоимости или от стоимости плюс расходы. Такое определение размера прибыли завершается соглашением и взаимным согласием обеих сторон.
4.8 Допускается согласование уплаты цены за товар по договору Мурабаха для конечного покупателя в рассрочку через короткие либо продолжительные интервалы времени, а цена продажи такого актива становится задолженностью, которую клиент обязуется погасить в согласованный срок. Не допускается впоследствии требовать какую-либо плату либо за дополнительно предоставленное время, либо за задержку в оплате, которая может произойти в силу какой-либо причины или без таковой.
4.9 Учреждению разрешается оговаривать в договоре Мурабаха для конечного покупателя условие, в соответствии с которым учреждение освобождается от ответственности в случае любых или некоторых дефектов актива, известное как бай аль-бараах (продажа товара «как есть»). В случае, если такое условие оговорено, предпочтительно, чтобы учреждение уступило клиенту право обращаться к поставщику за получением компенсации за любые обнаруженные дефекты, которая в ином случае будет подлежать взысканию учреждением с поставщика.
4.10 Если учреждение не оговорило условие освобождения его от ответственности за уже существующие скрытые дефекты, которые проявятся после заключения договора, тогда оно несет ответственность за такие дефекты за исключением каких-либо новых (недавно появившихся) дефектов.
4.11 Учреждение имеет право включить в договор условие, согласно которому, в случае отказа клиента после подписания договора Мурабаха принимать поставку актива в предписанный срок, учреждение может аннулировать договор и продать актив третьему лицу от имени клиента за его счет. Затем учреждение может из цены продажи возместить сумму, подлежащую уплате ему клиентом по договору, и будет иметь право обратиться к клиенту с требованием выплаты разницы, если эта цена не будет достаточной для покрытия суммы, подлежащей уплате учреждению.
5. Гарантии и обращение с дебиторской задолженностью по договору Мурабаха
5.1 Учреждению разрешается оговорить с клиентом условие, в соответствии с которым сроки платежей могут наступать досрочно, если клиент отказывается совершать какой-либо платеж или задерживает таковой в отсутствие уважительной причины. Это может происходить одним из способов, указанных далее:
a) сроки платежей наступают автоматически в результате простой задержки платежа независимо от того, насколько короткой является такая задержка;
b) сроки платежей наступают после того, как задержка платежа превысит указанный период;
c) сроки платежей наступают после отправки учреждением клиенту уведомления с напоминанием и указанием временного срока для совершения оплаты.
При таких обстоятельствах учреждение имеет право отказаться от части платежей, ему причитающихся.
5.2 Учреждение должно потребовать от клиента предоставить законное обеспечение в договоре Мурабаха для конечного покупателя. Среди прочего, учреждение может получить гарантию третьего лица или залог средств на инвестиционном счете клиента, или залог какого-либо объекта недвижимого или движимого имущества, или залог предмета договора Мурабаха в качестве фидуциарного залога (или зарегистрированного обременения), либо без вступления во владение заложенным активом, либо посредством вступления во владение заложенным активом с последующим постепенным освобождением предмета залога пропорционально проценту от общей суммы полученной оплаты.
5.3 Учреждению разрешается требовать от клиента предоставления переводных или обычных векселей до подписания договора Мурабаха для конечного покупателя в качестве обеспечения погашения задолженности, которая возникает после подписания договора. Это возможно при письменном условии, что учреждение не имеет права использовать эти векселя или документы ни в какую дату, кроме дат погашения. Требование о предоставлении векселей в качестве обеспечения недопустимо в странах, где они могут представляться к оплате до наступления их дат погашения.
5.4 Не допускается условие, в соответствии с которым товар не будет передаваться в собственность клиента до полной уплаты цены продажи. Однако допускается отсрочка регистрации актива на имя клиента в качестве гарантии уплаты цены продажи в полном объеме. Учреждение может быть уполномочено клиентом продать актив, если клиент задерживает уплату цены продажи, в случае чего учреждение должно выдать клиенту акт, изменяющий условия договора и устанавливающий право собственности последнего. Если учреждение продает актив вследствие неуплаты клиентом цены продажи в дату уплаты таковой, оно должно ограничиться возмещением подлежащей уплате ему суммы и вернуть клиенту разницу.
5.5 В случае получения учреждением залога у клиента, учреждение имеет право оговорить условие, в соответствии с которым клиент должен осуществить уступку в пользу учреждения, чтобы учреждение смогло продать заложенный актив с целью взыскания с клиента суммы, подлежащей уплате, без обращения в суд.
5.6 Допускается включение в договор Мурабаха обязательства клиента уплатить определенную сумму денег или процент от суммы задолженности в качестве пожертвования в благотворительных целях в случае задержки в совершении им платежей на дату платежа. Наблюдательный шариатский совет такого учреждения должен обладать полными сведениями о том, что любая такая сумма действительно расходуется в благотворительных целях, а не в пользу самого учреждения.
5.7 Не допускается продление срока погашения задолженности в обмен на дополнительную плату в случае переноса даты погашения, независимо от состоятельности или несостоятельности должника.
5.8 В случае нарушения клиентом финансовых условий договора Мурабаха в части сроков и сумм платежей, сумма, подлежащая оплате, не может быть иной, чем разница между суммой, которую клиент должен был выплатить на текущий момент по условиям договора, и суммой фактически совершенных им платежей. Учреждению не разрешается налагать на клиента дополнительные обязательства по платежам в пользу учреждения. Это положение, однако, применяется с учетом пункта 5.6.
5.9 Допускается отказ учреждения от части цены продажи в случае досрочной оплаты клиентом, если это происходит вне каких-либо предварительных договорных отношений.
5.10 Учреждению и клиенту при наступлении даты платежа разрешается договориться о том, что уплата задолженности, подлежащей погашению по договору Мурабаха для конечного покупателя, может быть совершена в валюте, отличной от той, в которой выражена задолженность, при условии, что любой такой платеж совершается по курсу обмена валют, действительному на дату расчетной операции. Также условием является либо погашение задолженности в полном объеме, либо уплата суммы, согласованной к уплате в другой валюте таким образом, что не остается подлежащей уплате разницы в другой валюте.

6. Дата издания стандарта
Настоящий стандарт был издан 4 Раби аль-Авваля 1423 г. по Хиджре, что соответствует 16 мая 2002 г.
Принятие Стандарта
Шариатский Стандарт в отношении Мурабаха для конечного покупателя был принят Шариатским Советом на заседании Совета №4, проведенном с 25 по 27 Сафара 1421 г. по Хиджре, что соответствует 29-31 мая 2000 г.
На заседании №8, проведенном в Мекке в период с 28 Сафара по 4 Раби аль-Ав-валя 1423 г. по Хиджре, что соответствует периоду с 11 по 16 мая 2002 г., Шариатский Совет повторно принял резолюцию о замене Шариатских норм в отношении Мурабаха для конечного покупателя Шариатскими Стандартами.
Шариатский Совет
1. Шейх Мухаммад Таки Усмани – председатель.
2. Шейх Абдулла ибн Сулейман Аль Мани – заместитель председателя.
3. Шейх Аль Сиддж Махамед Аль Амии Аль Дарир – член Совета.
4. Шейх Вахба Мустафа Аль-Зухаили – член Совета.
5. Шейх Аджиль Яссим Аль-Нашми – член Совета.
6. Шейх Абдул Рахман ибн Салех Эль-Атрам – член Совета.
7. Шейх Дато Газали ибн Абдул Рахман – член Совета.
8. Шейх Аль Айаши Аль Садик Фаддад – член Совета.
9. Шейх Абдул Саттар Абу Туддах – член Совета.
10. Шейх Юсеф Мухаммед Маххмуд Касем – член Совета.
11. Шейх Дато Хаджи Мухаммад Хашим ибн Яхья – член Совета.
12. Шейх Ахмед Али Абдалла – член Совета.
Приложение А
Уведомление от клиента учреждения о приобретении клиентом актива или товара в качестве агента учреждения и о его оферте приобрести такой товар у учреждения по договору Мурабаха для конечного покупателя.
От: (Наименование клиента учреждения как агента)
Кому: (Наименование учреждения)
В исполнение заключенного между нами агентского соглашения я настоящим информирую вас о том, что я приобрел описанный далее товар от вашего имени и в вашу пользу. Этот товар находится в моем владении от вашего имени.
В соответствии с данным вам обещанием, я настоящим выражаю согласие пробрести у вас этот товар за общую цену в размере ___________, включая стоимость в размере ___________ и наценку в размере ___________.
Уплата этой цены будет осуществляться в соответствии со следующим графиком платежей:
________________________
________________________
________________________
Пожалуйста, направьте акцепт на данную оферту.
Приложение В
Уведомление учреждения об акцепте оферты клиента приобрести актив или товар, а также о продаже такого объекта учреждением клиенту.
От: (Наименование учреждения)
Кому: (Наименование клиента как агента учреждения)
В ответ на ваше уведомление от _____________, содержащее оферту о приобретении описанного далее и принадлежащего нам товара, мы настоящим подтверждаем продажу нами данного товара вам по общей цене в _____________, включающей стоимость в размере _____________, и наценку в размере _____________, в соответствии с условиями, разъясненными в генеральном соглашении к договору Мурабаха для конечного покупателя.
Приложение С: Краткая хронология подготовки Стандарта
На заседании №1, проведенном 11 Зуль Хиджа 1419 г. по Хиджре, что соответствует 27 февраля 1999 г., Шариатский Совет решил определить в качестве приоритетной задачи подготовку Стандарта, излагающего нормы шариата в отношении сделки Мурабаха для конечного покупателя.
Во вторник 13 Зуль Хиджа 1419 г. по Хиджре, что соответствует 30 марта 1999 г., Комитет фетвы и арбитража рекомендовал Шариатскому Совету поручить консультанту по вопросам шариата подготовить юридический труд и демонстрационный проект Шариатских Норм в отношении Мурабаха для конечного покупателя.
На заседании, проведенном 13 и 14 Раджаба 1420 г. по Хиджре, что соответствует 22 и 23 октября 1999 г., Комитет фетвы и арбитража обсудил демонстрационный проект Шариатских норм в отношении Мурабаха для конечного покупателя и попросил консультанта внести изменения с учетом комментариев, сделанных членами комитета.
Пересмотренный демонстрационный проект Шариатских норм был представлен Шариатскому Совету на его заседании №2, проведенном в Мекке в период с 10 по 15 Рамадана 1420 г. по Хиджре, что соответствует периоду с 18 по 22 декабря 1999 г. Шариатский Совет внес дополнительные изменения в демонстрационный проект Шариатских норм и принял решение распространить его среди профессионалов и заинтересованных лиц, чтобы получить их комментарии для последующего обсуждения таковых в ходе общественного слушания.
Общественное слушание было проведено в Бахрейне с 29 по 30 Зуль Хиджа 1421 г. по Хиджре, что соответствует 4-5 апреля 2000 г. Общественное слушание посетили более тридцати участников, представляющих центральные банки, учреждения, бухгалтерские компании, ученые-законоведы, академики и иные заинтересованные лица. Члены совета ответили на письменные комментарии, направленные им до начала общественного слушания, а также на устные комментарии, озвученные в ходе общественного слушания.
Комитет исследований по вопросам шариата и Комитет фетвы и арбитража провели совместное заседание с 21 по 23 Мухаррама 1421 г., что соответствует 26-28 апреля 2000 г., чтобы обсудить комментарии, данные в отношении демонстрационного проекта Шариатских норм. На совместном заседании были внесены изменения, которые были рассмотрены как необходимые с учетом дискуссий, состоявшихся в ходе общественных слушаний.
Шариатский Совет на заседании №4, проведенном в период с 25 по 27 Сафара 1421 г. по Хиджре, что соответствует периоду с 29 по 31 мая 2000 г., в Лучезарной Медине, обсудил изменения, внесенные Комитетом исследований по вопросам шариата и Комитетом фетвы и арбитража, а также внес необходимые с его точки зрения изменения. Стандарт был принят под названием «Шариатские нормы в отношении Мурабаха для конечного покупателя». Некоторые положения были приняты членами Шариатского Совета единогласно, в то время как остальные пункты были приняты большинством голосов членов Совета, согласно протоколу заседания №4 Шариатского Совета.
Шариатский Совет на заседании №7, проведенном в Благородной Мекке с 9 по 13 Рамадана 1422 г. по Хиджре, что соответствует периоду с 24 по 28 ноября 2001 г., принял резолюцию о замене всех Шариатских норм на стандарты, и для этой цели был сформирован комитет.
На заседании №8, проведенном в Лучезарной Медине с 28 Сафара по 4 Раби аль-Авваля 1423 г. по Хиджре, что соответствует периоду с 11 по 16 мая 2002 г., Шариатский Совет принял акт о замене «Шариатских Норм №1 в отношении инвестиционной и финансовой деятельности Мурабаха для конечного покупателя» на «Шариатский Стандарт №8: Мурабаха для конечного покупателя».
Приложение D: Основания для предписаний шариата
Введение в отношении законности сделки Мурабаха для конечного приобретателя
Определение Мурабаха
Мурабаха – это продажа товара по цене, по которой такой товар был приобретен, с определенной и согласованной наценкой. Эта наценка может составлять процент от цены закупки или определенную денежную сумму. Эта сделка может заключаться как без предварительного обещания выкупа, в этом случае она называется «обычная Мурабаха», или с предварительным обещанием выкупа, сделанным лицом, заинтересованным в приобретении активов при посредничестве учреждения, в этом случае она называется «доверительная Мурабаха», т.е. Мурабаха для конечного покупателя. Эта сделка представляет собой один из основанных на доверии договоров и зависит от прозрачности фактической цены приобретения или стоимости в дополнение к обычным расходам.
Законность сделки Мурабаха
Источники законности Мурабаха являются источниками законности сделки купли-продажи. Среди них известны слова Всевышнего Аллаха: «Аллах разрешил торговлю» . Некоторые ученые также приводят в качестве поддержки законности Мурабаха следующие слова Всевышнего Аллаха: «Нет на вас греха, если вы будете стремиться к проявлению милости Господа» , – утверждая, что упомянутая в данном случае милость означает прибыль. Мурабаха также является аналогом одного из видов продажи под названием «тавлийа» (что означает «продавать по цене приобретения без извлечения прибыли»). Начало этому положил Пророк, который купил верблюдицу у Абу-Бакра, чтобы использовать ее в транспортных целях при миграции в Медину. Абу-Бакр хотел отдать ее Пророку безвозмездно, но тот отказался и сказал: «Я лучше возьму ее по той цене, за которую ее купили» .
Большинство ученых, в принципе, согласны с законностью сделки Мурабаха.
Обещание конечного покупателя
– Основание допустимости отзыва на заявление клиента о покупке учреждением товара у конкретного поставщика объясняется тем, что такая просьба не затрагивает приобретение товара учреждением, особенно ввиду того факта, что она не является обязательной для исполнения. Учреждение имеет право приобрести товар у иного поставщика, при условии соответствия товара желаемой спецификации. На основании общих источников Корана и Сунны, которые требуют исполнения обязательства и принятой обязанности, к клиенту могут быть применены меры принуждения для исполнения им своего обязательства. Международная исламская академия фикха выпустила резолюцию в поддержание одностороннего обязательного обещания . То же самое было принято в фетвах Финансового дома Кувейта , Катарского исламского банка и других.
– Основанием допустимости представления прейскурантов на имя клиента является тот факт, что такое действие не приводит к какому-либо договорному результату, если не поступил акцепт со стороны клиента. Предпочтительным является предоставление прейскурантов на имя учреждения во избежание путаницы, что было также поддержано фетвами Катарского исламского банка и Финансового дома Кувейта .
– Основанием недопустимости сделки Мурабаха, если клиент принимает оферту о заключении сделки непосредственно от поставщика, является тот факт, что при таком порядке договор купли-продажи заключается между клиентом и поставщиком, в результате чего товар переходит в собственность клиента. На данное предписание не влияет тот факт, заплатил клиент цену или нет, поскольку оплата не является условием действительности или заключения договора, т.к. уплата цены является не чем иным, как следствием договора и не является основным требованием или условием рассмотрения действительности договора.
– Основанием требования, в соответствии с которым не должно быть каких-либо договорных обязательств между клиентом и поставщиком, является гарантия против использования договора в качестве средства финансирования, основанного на получении процентов. Таким образом, отсутствие каких-либо обязательств между клиентом и поставщиком является основным условием действительности совершения учреждением сделки Мурабаха для конечного покупателя.
– Основанием требования, в соответствии с которым клиент не должен иметь какой-либо (деловой) связи с поставщиком, является избежание участия в сделке ′ина (продажа с обратным выкупом), запрещенной шариатом.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс