Трактат об определениях (ибн Сина)

АБУ АЛИ ИБН СИНА
ТРАКТАТ «ОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ»
(АР-РИСАЛА ФИ-Л-ХУДУД)

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО!

Аш-Шайх-ар-Раис Абу Али ибн Сина-да благословит его Аллах – говорил следующее: Мои друзья попросили меня помочь им в определении вещей и изложить их [суть]. Однако, зная
трудности подобных вопросов для человека, будь то определение или описание, я отказался выполнить их просьбу, так как к этому делу смело и уверенно может приступить лишь тот, кто действительно не осведомлён, из-за чего определения и описания искажаются. Тем не менее, данное затруднение их не остановило, и они, напротив, настаивали на том, чтобы им сделали другое предложение – указали им на ошибки, которые имеют место в определениях.
И вот я удовлетворяю их просьбу и при этом признаюсь, что не в состоянии достигнуть истины в интересующем их вопросе, тем более, что это делается экспромтом, без соответствующей подготовки. Однако для исполнения этой просьбы я обращаюсь к помощи Аллаха – дарителя разума. Итак, то, что я здесь излагаю, привожу в порядке напоминания до тех пор, пока не удастся правильное и целенаправленное понимание вопроса с тем, чтобы довести его до сведения моих друзей. Но, прежде чем приступить к изложению, мы сначала укажем на трудность данного искусства. Ведь только Аллах дарует нам удачу.
Мы говорим: трудность, связанная с получением истинного определения, является делом не зависящим от нашей привычки и от него нам не отойти и наше опасение обусловлено боязнью совершить ошибку, однако эта трудность значительнее той, которая была бы помехой или предлогом не заниматься этим вопросом, то есть определением.
Подобно тому, как некогда какие-то нерадивые люди, получая благодаря общению с определёнными кругами общества, какой-то авторитет, затем начинают избегать встреч в этих кругах и обществах, объясняя причину своего уклонения от встреч в этих местах своим возвышением и тем, что сам шах взял их на службу.
Однако мы признаём свою слабость и несовершенство и ввиду нашей недостаточной осведомлённости приносим свои извинения за свою несостоятельность исполнить то, о чём нас просят, то есть выявить истинные описания и неправильные определения, а также пути избежания ошибок в них. Истинные определения соответственно тому, как мы знаем из искусства логики, должны указывать на сущность вещи, являющейся полнотой её собственного бытия, с тем, чтобы присущие ей сущностные предикаты не были исключены, а были охвачены либо действительно, либо потенциально. Причём, потенциальное должно быть таким, что от всяких слов, охватывающих сущностные вещи при их собирании воедино, возникли бы части определения.
Так же обстоит дело с частями определения, распадающегося в конечном счете на данные части, кроме которых не остаётся чего-либо другого более сущностного. Итак, если определение будет таковым, то оно будет соответствовать определяемому, по сути будучи адекватным как по смыслу, так и по объёму понятия, но не так, как определение”чувствующего” по отношению к “животному”, так как “чувствующий” из этих двух упомянутых сущих соответствует последнему в объёме понятия, но не адекватен ему по смыслу, ибо под понятием “чувствующий” имеется в виду сущее, обладаюшее лишь ощущением, а под “животным” подразумеваются другие вещи. Например, наделённое душой тело обладает размером и является чувствующим и вместе с тем двигающимся по собственной воле. Следовательно, “животное” по смыслу шире, чем “чувствующее”, хотя соответствует последнему в общих чертах.
Таким образом, мудрецы под “определением” в действительности подразумевают не только сущностное отличие, так как оно может образоваться от высшего рода и низшего видового отличия, подобно нашему высказыванию “человек – это разумное смертное существо”. Напротив, под “определением”они подразумевают запечатление в душе умопостигаемой формы, тождественной реальной форме. Подобно тому, как реальная форма становится тем, чем оно является, лишь при потенциальной или действительной полноте её сущностных признаков, точно так же определение в действительности может быть определением вещи, если оно охватывает все сущностные признаки вещи потенциально или действительно. Следовательно, если поступается так, то это будет причиной различения: и в таком случае искатель определения для различения будет подобен искателю какой-либо вещи во имя другой вещи. По этой причине нечто, обуславливаемое в определении, ставится ближайшим родом с тем, чтобы оно заключало в себе однородные сущности, за которыми далее следуют все другие видовые отличия, хотя для различения достаточно одного из видовых отличий. Поэтому говорят: в определении не ограничивайся формальным видовым отличием без отличия материального, как и материальным – без формального, хотя и для различения достаточно одного из двух [материального или формального видовых отличий]. В таком случае посмотри, откуда же в определении человек может заранее привести неотъемлемый признак представления, который невозможно вообразить вместо сущностного и откуда же он может взять ближайший род в любых обстоятельствах, при этом не зная не заменить ли его дальнейшим родом? Ибо сочетание понятия не указывает пути получения определения и безболезненное деление понятий – дело сложное и его достижение путём доказательства также трудно.
Далее мы устанавливаем, что во всех образовавшихся сущностях, то есть деления понятий, нет ничего из несущественных неотъемлемых признаков, то есть здесь взят во внимание ближайший род. Следовательно, откуда же человек может взять все остальные видовые отличия, конституирующие определяемое с тем, чтобы они соответствовали друг другу без того, чтобы было достигнуто при помощи одного из них, а другие причины различения не игнорировать, тогда откуда же он достигнет своего искомого в каждом из них? Именно так обстоит дело с частями, содержащимися вместе во взаимопроникающих видовых отличиях. И как же их можно сохранить, когда они уже содержатся в родах, стоящих выше ближайшего рода? В таком случае он может делить этот род на два взаимопроникающих вида, тогда как же он может сохранить первое деление из двух делений при любых обстоятельствах?
Следовательно, ему требуется ближайший род из двух делений, причём видовое отличие, подлежащее другому делению- если оно сущностное, то не пропадает. Если же оно, как утверждают некоторые люди представляется таким образом, что существенные видовые отличия не могут быть взаимопроникающими в не- сущностные видовые отличия. Каким же образом в этом случае человек может уберечь себя от ошибок во всех обстоятельствах? Стало быть он, человек, берёт во внимание существенное деление от несущественного?
Поскольку эти и подобные им причины могут удлинить наш разговор, мы их опускаем здесь по причине того, что можем получить по-настоящему правильные определения лишь в редких случаях.
Что касается неполных определений и описаний, то причин нашей слабости и ошибок в этом отношении достаточно, о чём я упомянул в других работах, хотя и с другой позиции.
Разница между неполным определением и описанием заключается в том, что неполное определение состоит из существенных признаков вещи, то есть из родов и видовых отличий, благодаря которым вещь достигает соответствия в общем, но не достигает его по смыслу.
К ним относятся ошибки, совершаемые в роде, а также в видовом отличии, некоторые из них суть общие как для рода, так и для видового отличия, причём последние общие ошибки распространяются как на неполное определение, так и на описание.
Следовательно, к ошибкам, совершаемым в роде, относится употребление видового отличия вместо рода, подобно утверждению говорящего, что “страсть – это чрезмерность любви”. Сюда же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления материи вместо рода, как например, когда о стуле говорят, что “он есть нечто, на что садятся”, и о мече, что “он есть железо, которым рассекают”, так как в этих двух случаях материя взята вместо рода. Сюда же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления первоматерии вместо рода, как например, когда о пепле говорят, что это “сгоревшее дерево”.
К ним же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления части вместо общего, как например, когда говорят: “десять – это пять плюс пять, именно поэтому Мудрец выделил другой пример, представляющий собой их утверждение о том, что “животное есть тело, наделённое душой, в которой заключается нечто сокровенное”. К ним же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления в роде родов: способности – вместо потенции, а потенции – вместо способности, что аналогично их утверждению: “целомудренный тот, кто может уклоняться от чувственных наслаждений, в то время как прелюбодей, будучи также способен к тому же воздержанию, не делает этого, где потенция ставится вместо способности из-за сходства последней потенции, так как способность есть устойчивая потенция; а также аналогично их утверждению “к насилию способен тот, характеру и натуре которого присуще стремление к захвату из рук другого того, что ему не принадлежит”. Здесь способность употреблена вместо потенции, так как тот, кто способен к насилию, может стать справедливым и не творить насилия, однако последнее в его натуре не заложено.
К ним же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления иносказательных и сомнительных имён, как, например, когда говорят: “Понимание есть согласие, а душа есть число”.
К ним же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления какого-либо из неотъемлемых признаков вместо родов, подобно употреблению “единого” вместо “сущего”.
К ним же относятся ошибки, совершаемые в результате употребления вида вместо рода, подобно их утверждению: “Зол тот, кто притесняет людей”, хотя притеснение есть лишь вид зла. Однако ошибки относительно видового отличия имеют место если неотъемлемые признаки употребления вместо существенных признаков и если употребляется род вместо видового отличия; если страдательные состояния считаются видовым отличием, между тем при усилении страдательных состояний вещь упрочняется; если акциденции употребляются как видовые отличия, качества употребляются не применительно к качеству, а видовые отличия соотнесённого – не применительно к тому, с чем что-то соотнесено.
Что касается ошибок общих правил, то здесь дело обстоит так, что мы не должны определять вещь чем-то менее известным, чем она сама, например, когда определяют огонь, говорят, что это “тело, подобное душе”, в то время как душа менее известна, чем огонь, или когда вещь определяется чем-то одинаково с нею известным или в порядке познания, следующего за ней. Примером одинаково известного является их высказывание: число есть множество, состоящее из единиц”, в то время как “число” и “множество” есть одна и та же вещь. Здесь, следовательно, сама вещь употребляется в определении самой себя.
К этой же категории ошибок относится употребление противоположного при определении другого противоположного ему, как например, когда говорят: “Чётное есть число, превышающее нечётное на единицу”, а далее говорят: “Нечётное число есть число, меньшее чётного на единицу”.
Точно такое же явление имеет место и тогда, когда нечто соотнесённое употребляется в определении того же соотнесённого, как это сделал Порфирий, когда он неправильно считал, что в определении вида следует употреблять род, а в определении рода – вид, в чём и содержится нечто непонятное.
Что же касается чего-либо противоположного друг другу, соответствующего например, отрицанию и лишению, то в их определении следует употреблять утверждение и обладание, но не наоборот.
Что касается того, что употребляется в определении вещи несколько позже, то оно аналогично их утверждению: «Солнце есть восходящее светило дня, следовательно, определение дня здесь возможно лишь при помощи Солнца, так, как день – это время восхода Солнца». Точно так же обстоит дело как с общеизвестным определением количества тем его свойством, что оно допускает равенство и неравенство, так и определением качества тем его свойством, что оно допускает сходство и несходство.
Таким образом, приведённые выше и подобные им примеры отклоняются от правильных определений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ОПРЕДЕЛЕНИЕ”

Мудрец и в книге “Топика” упоминает: “Определение – это высказывание, указывающее на сущность вещи, то есть на совершенство её сущностного бытия, образующегося из его ближайшего рода и его видового отличия”.

ОБ ОПИСАНИИ

Полное описание – это высказывание, составленное из рода вещи и её неотъемлемых акциденций, так что оно, высказывание, ей адекватно в целом.
Абсолютное описание есть высказывание, поясняющее вещь несущностным образом, тем не менее индивидуальным признаком, или это высказывание, выделяющее вещь из других вещей не через сущность.
Разъяснение. Высокочтимому и великому Создателю нет определения и описания, ибо у него нет ни рода, ни видового отличия. Он не является для чего-либо составным и у него нет сопутствующих ему акциденций. Но у него есть высказывание, указывающее на его имя, а именно: он не является безусловно существующим необходимосущим, который не может произойти от чего-либо другого, а также не может быть чем-либо другим, не проистекающим из собственного бытия. Следовательно, именно в этом состоит толкование его имени и, следуя этому толкованию, мы [говорим], что оно есть такой сущий который не размножается ни по числу, ни по величине, ни по составным частям отношения. Он не изменяется ни по существу, ни по не соотносительным, ни по соотносительным привходящим признакам сущности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗУМА

“Разум”- это омоним в нескольких значениях:
1. “Разумом” называют первичное врождённое здравомыслие человека. Разум – это способность различать положительные и отрицательные явления.
2. “Разумом” называются те общие суждения, которые человек приобретает посредством опыта. Следовательно, разум – это идеи, собранные в уме и выступающие как предпосылки, посредством которых приобретаются блага и удовлетворяются интересы людей.
3. “Разум” понимается и в другом смысле: он означает положительный облик человека, проявляющийся в его действиях или отсутствии их, а также в его высказываниях и волеизъявлении. Следовательно, таковы три значения, которые народ вкладывает в понятие “разум”. Однако у философов понятие “разум” используется в восьми значениях:
1. Первое – это разум, о котором говорит Философ в книге “Доказательство” и где он приводит различие между ним и знанием. “То, что обозначает этот разум, – говорит он, – есть врождённое понятие в душе, тогда как знание приобретается”.
К числу определений разума относятся также толкования разума, упомянутые в книге Аристотеля “О душе”. К ним относится теоретический разум, а также разум практический.
2. Теоретический разум – это такая способность души, которая воспринимает суть универсальных явлений постольку, поскольку они универсальны.
3. Практический разум – это такая способность души, которая является побудительным началом силы страсти, направленной на выбор из частных явлений того, что нужно для достижения полагаемой ею цели. Кроме того, разумом называются также многие другие способности теоретического разума.
4. Материальный разум – это способность, души воспринимать сущность вещей отвлечённо от материи.
5. Сюда же относится разум по навыку, который есть совершенствование этой способности с тем, что она стала силой, близкой к действительности, – посредством реализации того, что он Аристотель в книге “Аподейтика” – “Доказательство” называет разумом.
6. К ним относится также действительный разум, который есть совершенство души в познании какой-либо формы таким образом, чтобы её умопостигаемая форма стала действительно наличной в разуме, чтобы разум мог обратиться к ней в любое время, когда захочет.
7. К ним относится также приобретённый разум, который представляет собой абстрагированную от материи сущность, запечатлённую в душе посредством актуализации извне.
8. К ним относятся такие разумы, именуемые активными, которые представляют собой полностью отвлечённую от материи сущность. Определение активного разума заключается в следующем: это есть разум, являющийся формальной субстанцией, чья сущность отвлечена от материи и её связей сама по себе, а не благодаря чему-либо другому, он представляет собой сущность всяких сущих; активный разум, является субстанцией с вышеназванными качествами, ему свойственно приведение материального разума из потенции в действительность путём его озарения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ

Душа – это общее имя, приложимое к общей идее, включающей в себя человека, животное и растение, а также к общей идее, включающей в себя человека и небесных ангелов.
Определение души в первом смысле – это совершенство естественного тела, ведущее к потенциальному живому телу.
Определение души во втором смысле – это не телесная субстанция, а совершенство тела, приводящее его в движение по выбору, действительно или потенциально исходящее от разумного, то есть интеллектуального начала. Стало быть, то, что приводит его в движение потенциально, есть видовое отличие человеческой души, а то, что приводит в движение действительно, представляет собой видовое отличие и отличительное свойство универсальной ангельской души, которая именуется также “универсальным разумом”, “разумом универсума”, “универсальной душой” и ” душой универсума”.
Всеобщий разум – это умопостигаемое значение, которым обозначаются численно многие отличные друг от друга разумы, имеющиеся у человеческих индивидов. Существует он в представлении, а не в реальности.
Что же касается разума универсума, то “универсум” имеет два значения, и употребляется также в этих двух значениях, первое из которых обозначает совокупность мира, и второе -отдалённое тело, масса которого называется “телом универсума”, а его движение именуется “движением универсума”, так как под его движение подпадает всё сущее.
Следовательно, понятие “разум универсума”, где слово “универсум” берётся в первом значении, нами объясняется как имя, обозначающее совокупность полностью отвлечённых от материи сущностей, которые движутся не субстанциально и не акцидентально, а лишь по собственной воле.
Другим из числа совокупности разумов является активный разум в человеческих душах. Данная совокупность разумов представляет собой всеобщее начало, следующее после первого начала, а первым началом является творец всеобщего разума.
Что касается “разума универсума” во втором значении, то он есть разум, представляющий собой полностью отвлечённую от материи субстанцию, которая выступает в качестве двигателя посредством всеобщего движения по собственной воле, его бытие – первое после Творца бытие, приобретённое от Первосущего.
Что касается “всеобщей души” и “души универсума”, то понятие всеобщей души – это такое значение, которым обозначается множество различных душ в ответ на вопрос “что это?” и каждая из них предназначена для отдельного человеческого индивида.
Душа универсума же аналогична всеобщему разуму и представляет собой совокупность бестелесных субстанций, которые являются движущими управителями небесных тел по разумному выбору. Бестелесная же субстанция, является первым совершенством отдалённого тела, а движение последнего аналогично движению универсума по разумному выбору. Отношение души универсума ко всеобщему разуму таково же, как отношение наших душ к деятельному разуму. “Душа универсума” является ближайшим началом бытия естественных тел. Её место в достижении бытия следует после положения, занимаемого разумом универсума, и её бытие исходит из бытия разума универсума.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ

Форма – это омоним, употребляемый в нескольких значениях:
1) вид;
2) сущность любой вещи в том виде, в каком она существует;
3) энтелехия, благодаря которой вид преобретает свои вторичные совершенства;
4) истинная сущность, образующая собственное вместилище;
5) истинная сущность, формирующая вид.
Определение формы в первом значении – это вид, сказывающийся о множестве предметов в ответ на вопрос “что это?”, а также в ответ на вопрос “что это?” путём соучастия с другим предметом.
Определение формы во втором значении – это всякое существующее в вещи не как её часть и без которой невозможно её существование в том виде, в каком она существует.
Определение формы в третьем значении – это всякое сущее в вещи не как её часть, но без чего возникновение этой вещи и без его посредства невозможно и вещь эта определяется здесь как источник знаний и добродетели для человека.
Определение формы в четвёртом значении – это то, что имеется в другой вещи и не аналогично её части, причём отвлечённое существование для неё невозможно. Однако бытие имеющейся в ней действительной вещи свойственно той же вещи, как например, форма огня, в которую облечена материя огня, свойственна лишь последней, так как материя огня действительно существует лишь благодаря форме огня или какой-либо другой форме, идентичной форме огня.
Определение формы в пятом значении – это существующее в вещи, которое не является её частью, причём отвлечённое существование этой вещи без него невозможно, в то время как существование того, что имеется в ней, без неё возможно. Вместе с тем естественный вид чего-либо образуется благодаря ему, как, например, форма человечности или животности, заложенная в естественном теле. Иногда формой называется отвлечённое совершенство, как например душа, определяется тем, что является нетелесной отвлечённой частью тела, отличающейся через эту телесную часть от естественного вида.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОМАТЕРИИ

Абсолютная первоматерия – есть субстанция, действительное существование которой реализуется лишь при принятии телесной формы благодаря заключённой в ней способности принимать формы. Субстанция сама по себе, кроме силы, свойственной ей самой, не имеет какой-либо другой формы.
Смысл моего утверждения, что первоматерия является субстанцией, заключается в том, что её бытие в действительности обуславливается её же сущностью. Первоматерией именуют любую вещь, которой свойственно поддаваться какому-либо совершенствованию и принимать нечто такое, чего у неё нет. По отношению к тому, чего в ней нет, она является первоматерией, а по отношению к тому, что в ней есть -субстратом.

О СУБСТРАТЕ

Субстратом называется, то о чём мы выше упомянули, а именно: это всякая вещь, которой свойственно иметь совершенство, которым она обладала. Субстратом называют также всякое вместилище, существующее само по себе и состоящее из того, что оно вмещает, подобно тому, как первоматерией называют вместилище, конституирующее не само по себе, а благодаря тому, что в нём вмещается. Субъектом называют любую идею, о которой выносится положительное или отрицательное суждение.

О МАТЕРИИ

Материя – это имя, коим как синонимом иногда называется первоматерия. Материей также называют всякий субстрат, поддающийся совершенству вследствие его соединения с чем-либо другим и постепенного проникновения в него. То есть, подобно тому, как сперма и кровь постепенно облекаются в форму живой твари. При этом то, с чем они соединяются, может принадлежать его же виду, а может и не принадлежать ему.

ОБ ЭЛЕМЕНТЕ

Элемент – это имя, которым обозначается находящаяся в субстратах первооснова. Элементом называют первое вместилище, принимающее вследствие своего видоизменения различные формы, благодаря чему всё существующее становится разнообразным, либо безусловно, абсолютно, а именно, когда оно представляет собою первую первоматерию, либо с условием телесности, когда из числа веществ, форму которых он принимает, происходит ряд других существующих предметов.

О СТИХИИ ИЛИ ПЕРВОЭЛЕМЕНТЕ

Устукусс – это первое тело, которое соединяясь с иными первыми телами, противоположными с ними по виду, называется их стихией. Поэтому говорят, что оно является наименьшей частью, которой и завершается расчленение тела. В нём возможно деление лишь на подобные друг другу части.

ОБ ОСНОВЕ

Основа – это простое тело, являющееся подобно небесным сферам и элементам, существенной частью мира. Следовательно, это простая вещь по отношению к миру является основой, а по отношению к тому, что из неё состоит, является первостихией или первоэлементом; по отношению же к тому, что из неё образуется, независимо от того, является ли его образование результатом одновременного её соединения и превращения, или только исходящего от неё изменения, оно является элементом.
Поэтому воздух, при своём сгущении, для облака представляет собой элемент; а не стихию, в то время как для растительности он является и стихией и элементом. Однако небесный свод по отношению к какой-либо форме представляет собой основу, но не является стихией и элементом. Вместе с тем небосвод по отношению к собственной форме представляет собой субстрат, а не является элементом и первоматерией, ибо под понятием “субстрат” мы не имеем в виду существующую саму по себе какую-либо вещь, в то время как под “первоматерией” и “элементом” подразумеваем вместилище, представляющее собой какую-либо потенциальную вещь, которая может происходить от них. Кстати, под “первоматерией” мы не имеем в виду субстанцию, усовершенствованную благодаря пополнению ею своего вместилища. Таким образом, эти последние вещи как первоматерия, субстрат, элемент, материя, стихия и основа употребляются одни вместо других.

О ПРИРОДЕ

Природа, благодаря заключённому в ней существенному движению и существенному покою, является первым началом любой существенной изменчивости и устойчивости в целом. Люди, которые сделали добавление к вышеизложенному определению, утверждая, что действующая в телах сила представляет собой то или иное начало, в действительности ошибались, так как употреблённая в данном месте “сила” определяется как начало изменения в неизмённой среде. Те люди утверждают, будто природа – это начало изменения, являющегося началом её же изменения, но это бессмыслица.
Природу по внешнему сходству имени иногда именуют элементом существенной формы, из которой проистекает природа. Подобно этому врачи применяют слово “природа” по отношению к темпераменту, естественной температуре, строению органов, а также к движению и растительной душе. Каждое их этих названий мы определим позже в отдельности.

О НАТУРЕ

Натура – это любое состояние, благодаря которому совершенствуется какой-либо вид из числа действующих или претерпевающих изменение видов. Очевидно, она более общая, чем “природа”, но бывает, что определённая вещь исходит от природы, а не от натуры, например, лишний палец, по-видимому, это от натуры, обусловленной индивидуальной природой, а не от натуры, соответствующей общей природе.

О ТЕЛЕ

Тело – это омоним, употребляемый в нескольких значениях:
1) телом называют любое потенциально соединённое и определённое вещество, поддающееся трёхмерному измерению;
2) телом называют любую форму, в которой ты, если хочешь, можешь обнаружить три величины измерения: длину, ширину и глубину, имеющие определённые границы;
3) телом называют субстанцию, состоящую из материи и формы и обладающую вышеуказанными свойствами.
Разница между данной количественной величиной и указанной формой заключается в том, что всякий раз, когда капля воды или кусочек воска изменяют свою форму, в них изменяются три определённые величины измерения, и ни одно из этих измерений не останется численно одним и тем же, в то время как форма останется способной принять данные новые состояния и остается одной и той же по величине телесной формой без численного превращения и изменения. По этой причине, когда тело уплотняется или разрежается, то изменяется не его телесная форма, а изменяются его величины измерения. Следовательно, между телесной формой, поддающейся количественному измерению, и субстанциональной формой есть разница.

О СУБСТАНЦИИ

Субстанция – это омоним, употребляемый в следующих значениях:
1) субстанцией в сущности называют любую вещь, будь то человек или белизна;
2) субстанцией называют любое само по себе сущее, которое в [своём] бытии не нуждается в содействии другого тела. Именно так звучит смысл их утверждения: “субстанция существует сама по себе”;
3) субстанцией называют всё, что обладает данным качеством и чему свойственно последовательное восприятие одной противоположности за другой;
4) субстанцией называют любую сущность, бытие которой находится вне вместилища;
5) субстанцией называют любую сущность, находящуюся вне субстрата.
Понятие “субстанция” как термин использовалось древними философами ещё со времён Аристотеля. Но мы до этого различали разницу между понятием “субстрат” и “вместилище”.
Следовательно, их выражение о том, что сущее имеется не в субстрате, означает сущее, бытие которого не связано с каким-либо вместилищем, само по себе действительно существующее, конституирующее его. Впрочем, не беда, если сущее находится в каком-либо вместилище, когда это вместилище без него не может действительно существовать. Отсюда следует, что если оно находится во вместилище, то не находится в субстрате.
Таким образом, всякое сущее, будь то белизна, теплота или движение, представляет собой субстанцию соответственно первому значению понятия: первое же начало является субстанцией соответственно второму, четвертому и пятому значению; что касается формы, то она является субстанцией соответственно пятому значению понятия, а не второму, третьему и четвертому его значению. Дело всё же не в названиях.

ОБ АКЦИДЕНЦИИ

Акциденция – это омоним употребляемый в следующих значениях:
1) акциденцией называют всё, что находится в каком-либо вместилище;
2) акциденцией называют всё, что находится в каком-либо субстрате;
3) акциденцией именуется отвлечённое общее понятие, высказываемое относительно множества вещей не конституирующим образом, а именно привходящим;
4) акциденцией называют любое свойство, коим обладает вещь вне своей натуры;
5) акциденцией называют любое свойство, приписываемое вещи по бытийной связанности с последней;
6) акциденцией именуют любое свойство, которого не было у вещи в самом начале , а затем появилось.
Следовательно, форма является акциденцией лишь в первом значении понятия. Однако “белое”, то есть вещь, обладающая белизной, высказываемое относительно феникса и снега, представляет собой акциденцию не в первом и втором значении понятий, а соответствует третьему его значению. Это объясняется тем, что указанное белое, определяемое как не конструирующее свойство является субстанцией, которая не находится ни в субстанции, ни в субстрате, ни во вместилище, причём так же обстоит дело с белизной. Более того, феникс и снег определяются белизной лишь в производном значении, а не в прямом смысле.
Падение же комка земли вниз есть акциденция в первом, втором и третьем значениях понятия, а не в шестом, пятом и четвертом его значениях, в то время как его взлет вверх является акциденцией соответственно всем значениям понятия, и передвижение человека, сидящего на плывущем корабле, представляет собой акциденцию соответственно шестому и четвертому значениям.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНГЕЛА

Ангел – это простая, живая, бессмертная субстанция, владеющая разумной речью. Он является посредником между высокочтимым великим Творцом и земными существами, среди которых одни обладают разумом, другие – душой, третьи – телом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕБОСВОДА

Небесный свод – это невозникающее и неуничтожающееся простое сферическое тело, движущееся по своей натуре вокруг охватываемого им центра.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТИЛА

Светило – это простое сферическое тело, естественным местом расположения которого является тот же самый небесный
свод, и ему свойственно светить. Оно не возникает и не уничтожается, движется вокруг неохватываемого им центра.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЛНЦА

Солнце – это самое большое, целиком телесное, наиболее сильно светящееся светило, естественное место расположения которого находится в четвёртой сфере.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛУНЫ

Луна – это светило, естественное место расположения которого находится в низшей сфере неба. Ей свойственно отражать солнечный свет в различных формах, но её собственный цвет близок к чёрному.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМОНА

Демон – это говорящее, прозрачное, воздухообразное живое существо, к свойствам которого относится облачение самого себя в различные формы. Однако данные свойства не являются его полным описанием, а представляют собой содержание лишь его имени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОГНЯ

Это простое тело, которому характерно быть горячим, сухим, а также по своей натуре продвигаться от центра для того, чтобы обосноваться под лунной сферой.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХА

Воздух – это простое тело, для которого характерно быть нежным, прозрачным, влажным, горячим и продвигаться к месту расположенному под своей сферой воздуха выше воды и земли.

ВОДА

Вода – это простое тело, для которого характерно быть прохладным, влажным, прозрачным и передвигаться к месту, расположенному под сферой воздуха выше земли.

ЗЕМЛЯ

Земля – это простое тело, для которого характерно быть сухим, прохладным и двигаться к центру мироздания для того, чтобы там расположиться.

ВСЕЛЕННАЯ

Вселенная – это совокупность всех простых естественных тел. Вселенной именуют всю совокупность однородных сущих, аналогично тому, как говорится: естественный мир, интеллектуальный мир.

ДВИЖЕНИЕ

Движение – это первое совершенство, находящееся в потенции, поскольку оно находится в потенции, если ты захочешь, можешь сказать, что оно является переходом из потенции в действительность не только в одном единственном моменте “теперь”. Что касается движения универсума, то оно есть движение тела, наиболее удалённого от центра, включающего в себя все движения над центром и являющееся более быстрым, чем они.

ВЕЧНОСТЬ

Вечность – в каком-то смысле похожа на создателя и она является умопостигаемой идеей постоянства во всех временах по отношению к определённой душе.

ВРЕМЯ

Время – это величина движения относительно чего-либо предшествующего и последующего.

“ТЕПЕРЬ” (как момент)

“Теперь” – это миг воображаемого времени, относящийся как к прошлому, так и к будущему. Понятием “теперь” иногда именуется короткое по величине время, которое по роду своему в нашем воображении связано с реальным моментом.

КОНЕЧНОСТЬ

Конечность – это явление, благодаря которому вещь обладает количеством, сверх которого нечего добавить.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Бесконечность – это такое количество, в котором, если взять все имеющиеся его части, кроме них, без всякого добавления что-либо всё равно останется.

ТОЧКА

Точка – это обладающая положением непрямая сущность, которая представляет собой нечто, являющееся пределом линии.

ЛИНИЯ

Линия – это величина, допускающая деление лишь в одном направлении. Линия является также величиной, которая никоим образом не поддаётся делению по направлению собственной протяжённости. Она, то есть линия, является пределом плоскости.

ПЛОСКОСТЬ

Плоскость – это величина, в которой возможно наличие прямо пересечённых частей. Плоскость является пределом тела.

РАССТОЯНИЕ

Расстояние – это всё то, что находится между двумя несходящимися друг с другом пределами и направление которого можно указать. Свойством расстояния является и то, что в нём воображается также наличие других крайних граней вроде тех же двух пределов.
Разница между расстоянием и тремя измерительными величинами состоит в том, что расстояние может быть линейным без линии и плоским без плоскости. Например, если внутри какого-либо действительно нераздельного предмета предположить наличие двух точек, между которыми есть расстояние, но нет линии. Точно так же обстоит дело, если вообразить в нём наличие двух противоположных линий: между ними есть расстояние, но нет плоскости, так как он то есть предмет обладает плоскостью лишь тогда, когда он в действительности разделяется по какой-либо делящей причине. Подобно этому, линия в нём наличествует лишь тогда, когда в нём имеется плоскость.
Стало быть, разница между длиной, линией, шириной и плоскостью заключается в том, что существующее между упомянутыми двумя точками расстояние есть длина, а не линия, в то время как существующее между упомянутыми двумя линиями расстояние есть ширина, а не плоскость, хотя любая линия имеет длину, и каждая плоскость – ширину.

МЕСТО

Место – омоним, употребляемый в нескольких значениях:
1) место – это внутренняя плоскость объемлющего тела, соприкасающаяся с наружной плоскостью предмета;
2) местом называют низшую плоскость, на которой устанавливается тяжёлое тело;
3) место употребляется и в третьем значении для обозначения того, чего нет в действительности.
Место – это измерение, равное возможному внутреннему измерению чего-либо, заключающему в себе другую возможную величину. Оно является равновеликой величиной, в помещающихся величинах, в которые входят помещающиеся величины.
Если допустимо, что в этой пустоте не помещается какое-то тело, то эти величины являются пустотой; если же недопустимо, чтобы место не занимало какой-либо предмет, тогда оно является величиной, относящейся к величинам пустоты. Однако чего-либо в данном значении “места” не существует.

ПУСТОТА

Пустота есть пространство, в котором могут существовать три измерения, но не так, как в материи, ибо ей свойственно быть заполненной какой-либо вещью и быть незаполненной.

ПОЛНОТА

Полнота – это тело в том отношении, в каком три его величины препятствуют проникновению в него другого тела.

ЛИШЕНИЕ

Лишение – это одно из понятий, которое означает, что в чём-либо самой вещи нет. Однако этому чему-то свойственно допущение бытия в нём данной вещи и его пребывания там же.

ПОКОЙ

Покой – это отсутствие движения в том, чему свойственно иногда двигаться относительно одного состояния количества, качества, места, положения какое-то время. Следовательно, в покое имеют место два момента, то есть прошедшее и настоящее время.

БЫСТРОТА

Быстрота есть движение по прохождению длинного расстояния в короткое время.

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Медлительность есть движение по прохождению короткого расстояния в длительное время.

НАМЕРЕНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ

Намерение и стремление – это такое состояние, при помощи которого тело преодолевает какое-нибудь препятствие при его движении в определённом направлении.

ЛЁГКОСТЬ

Лёгкость – это естественная сила, благодаря которой тело по своей натуре двигается от центра.

ТЯЖЕСТЬ

Тяжесть – это естественная сила, благодаря которой тело по своей натуре движется к центру.

ТЕПЛОТА

Теплота – это такое действительное состояние, которое благодаря заключённому в ней свойству в результате образования лёгкости продвигает вещь вверх. Случается, что она объединяет однородные и разъединяет разнородные вещи, в густом веществе производит качественное разрежение для того, чтобы разложить и вознести нечто нежное из него, а в разреженном веществе производит уплотнение положения.

ХОЛОД

Холод – это такое действительное состояние, которое объединяет однородные вещества с неоднородными, благодаря их качественному сокращению в размере и затвердеванию. Я подчеркиваю, что из двух вышеуказанных определений необходимо опустить то, что привёл я для разъяснения значения омонимов, а оставшееся использовать.

ВЛАЖНОСТЬ

Влажность – это претерпеваемое веществом состояние, легко поддающееся сокращению в размере и изменению формы, однако последнюю не сохраняет, а напротив, возвращается в свою прежнюю форму и положение, заключающееся в её натуре, благодаря движению собственной массы.

СУХОСТЬ

Сухость – это претерпеваемое веществом состояние, при котором оно с трудом поддаётся ограничению и изменению формы, а также с трудом покидает последнее состояние и нелегко возвращается в свою прежнюю естественную форму.

ШЕРОХОВАТОСТЬ

Шероховатость есть состояние тела, поверхность которого состоит из крупиц неодинаковых по положению и размерам частей.

ГЛАДКОСТЬ

Гладкость – это свойство поверхности тела равномерно разделенного по положению частей.

ТВЁРДОСТЬ

Твёрдость – это состояние тела, поверхность которого с трудом поддаётся вдавливанию в него чего-либо.

МЯГКОСТЬ

Мягкость – это состояние тела, поверхность которого легко поддаётся вдавливанию в него чего-либо.

РЫХЛОСТЬ

Рыхлость – это свойство мягкого тела быстро распадаться.

ХРУПКОСТЬ

Хрупкость – это свойство твёрдого тела быстро разъединяться.

ПРОЗРАЧНОСТЬ

Прозрачность – это отсутствие цвета в самом веществе, которому свойственна видимость цвета другого предмета, расположенного за ним.

РАЗРЕЖЕННОСТЬ

Разреженность – омоним, употребляемый в четырёх значениях:
1) разрежением называют движение то есть переход вещества из какого-либо малого объёма к объёму большему, который ему необходим для того, чтобы по достижении его, состав того вещества стал тоньше;
2) разрежённостью именуют также качественное состояние данного состава;
3) разрежённостью, кроме того, называют переход частей вещества от взаимосближения к удалению друг от друга. Следовательно, их разрежение – это нечто более тонкое, чем прежнее состояние вещества. Стало быть, последнее, состояние вещества, есть движение по положению, а предыдущее – это движение качественное;
4) разрежённостью называют также форму расположения частей вещества в разрежении.

ПЛОТНОСТЬ

Определение плотности понимается во взаимосвязи с определением разреженности.
Итак, отсюда уже известно, что “разреженность” – это омоним, который имеет, четыре упомянутых выше противоположных друг другу значения, из которых первое представляет собой качественное движение по положению, а четвёртое по расположению.

ОБЩНОСТЬ

Общность – это множество существующих вещей, объединённых одним общим значением, а понятие разобщённость- её противоположность.

ДВА СОПРИКАСАЮЩИХСЯ

Два соприкасающихся – это две вещи, которые одновременно по положению расположены вместе. Существование между ними какой-либо обладающей положением вещи недопустимо.

ВЗАИМОПРОНИКАЮЩЕЕ

Взаимопроникающее – это такое тело, которое полностью соприкасается с другим телом так, что им обоим хватает одного места.

СОЕДИНЕНИЕ

Соединение – омоним, употребляемый в трёх значениях. Первое из них – это то, что называют соединённым само по себе и которое представляет собой одно из видовых отличий количества. Его определением является то, чему свойственно наличие среди его частей чего-либо общего, но его описание -это то, что допускает небесконечное деление.
Что касается как первого, так и второго и третьего значений “соединения”, то первое из них относится к привходящим свойствам соединённого количества в первом значении понятия постольку, поскольку оно есть нечто представляющее собою соединённое количество, так как оно в самом деле является двумя соединенными веществами, пределы которых соединены одинаково.
Однако второе значение – это движение по положению, но вместе с каким-то иным положением. Таким образом, всё то, предел чего и предел какой-либо другой вещи является единым, называется соединённым, как, например, двух линий угла.
Третье значение понятия соединённости относится к привходящим свойствам соединённого количества по причине его нахождения в материи. Но оно в данном смысле представляется двумя соединёнными величинами предел каждого из которых связан с пределом другой величины в движении, в то время как нечто другое, кроме него, в действительности, аналогично соединённости одних телесных органов с другими, сухожилий с костями, клей с наклеиваемой вещью, одним словом, любого соприкасающегося, который с трудом принимает соединение с другой противоположной соприкасающейся вещью.

ОБЪЕДИНЕНИЕ

Объединение – омоним, употребляемый в нескольких значениях:
1) объединением называют общность вещей по одному из сущностных или акцидентальных, свойств, аналогичную общности феникса и снега по белизне, быка и человека по животности;
объединением также называют общность свойств по их нахождению в одном и том же объекте, как например, общность вкуса и запаха в определенном яблоке;
объединением, кроме того, именуют сосредоточение в одном и том же существе объекта, субъекта и предиката подобно тому, как человек состоит из тела и души;
4) помимо всего этого, объединением называют сосредоточение множества предметов либо по последовательности как город, либо по соприкосновению, наподобие соприкосновения стула и кровати, либо же по соединению наподобие организма животного;
5) наиболее вероятное значение понятия “объединение” это образование единой по числу вещи из множества предметов из-за удаления их различных свойств с тем, чтобы одновременно устранились их общие границы, а также уничтожились их пределы вследствие соединения.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Непрерывностью является существование имеющих единое положение вещей, между которыми нет другой однородной им вещи.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Последовательностью является, по сравнению с определённым началом, становление какой-либо вещи после какой-нибудь другой вещи, между которыми нет чего-либо подобного им.

ПРИЧИНА

Причина – это всё то, чьё действительное бытие обуславливает действительное существование другого. Однако действительное существование первой не исходит из действительного бытия последней.

СЛЕДСТВИЕ

Следствие – это всё то, действительное бытие чего обусловлено бытием другого, в то время как бытие данного другого, не исходит из бытия первого. Смысл нашего выражения ” из её бытия” здесь отличается от смысла нашего выражения “с её бытием” состоит в том, что оно, следствие, само по себе является возможносущим и его бытие становится необходимым т.е. действительным не благодаря ему самому, а благодаря действительно существующему другому, из которого и вытекает бытие вышеупомянутого, то есть следствие, так как такая возможность, имеется в нём самом. Следовательно, следствие само по себе безусловно имеет возможность существования, а также условием необходимой причины, кроме того, в случае отсутствия причины задержания [существование], все равно имеет возможность существования.
Разница же между нашими выражениями “безусловно” и “условно” не аналогична разнице, имеющей место между выражениями “не палка белая” и “палка не белая”. Однако смысл нашего выражения “с её бытиём” заключается в том, что если что-либо из этих двух предполагается существующим, то из этого следует знать, что другое также существует. Если же одно из них предполагается несуществующим, отсюда вытекает, что не существует и другое. В действительности причина и следствие имеют между собой некую бытийную взаимосвязь, хотя причина этой взаимосвязи различна, ибо одна из двух, являющаяся следствием, если мы предполагаем, что она существует, то из этого вытекает, что другая причина сама по себе ранее уже существовала, и из нее происходило это другое следствие. Когда другое, являвшееся причиной, предполагается существовавшей, из этого вытекает, что его бытие влечёт за собой бытие следствия. Если устранено следствие, то из этого вытекает суждение о том, что с самого начала устранена причина с тем, чтобы стало необходимым устранение причины. Однако устранённость следствия не делает необходимым устранение причины. Что касается причины, то когда мы её устраним, тогда необходимым становится устранение следствия из-за необходимого устранения причины, устранение которой устранило следствие.

ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Творение из ничего – имя, предназначенное для обозначения двух понятий: первое их них обозначает создание вещи из ничего и без посредничества чего-либо, второе понятие означает, что вещь получила бытие вообще по какой-то причине, без опосредствования, в то время как она сама по себе не существовала, а если она имела, предположительно, такое существование, то она полностью потеряла его.

СОТВОРЕНИЕ

Понятие “сотворение” – это омоним, который употребляется в двух значениях:
1. Сотворением называют способ придания чему-либо бытия в том виде, как оно существует.
2. Сотворением именуют способ придания бытия, образующегося из материи и формы.
Сотворением в данном втором значении называют образование, которое не имело какого-либо предварительного, потенциального существования как, например, тесная взаимосвязь материи и формы в бытии.

СОЗДАНИЕ

То, что именуется “созданием”, имеет два значения, если первое из них временное, то второе – вневременное. Временное создание означает создание чего-либо ранее никогда не существовавшего. Вневременное создание означает придание бытия тому, что по своей сущности не имело существования ни в данное время, ни в какое-либо другое время, а напротив, в обоих случаях никогда не существовало.

ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ

То , что называется “изначальностью”, имеет несколько значений:
1) “Изначальность” определяется по сравнению с чем-либо другим а именно, изначальной является такая вещь, время существования которой в прошлом больше, чем время существования другой вещи. Следовательно, первая по сравнению со второй изначальна;
2) что касается абсолютно изначального, то оно также употребляется в двух значениях: относительно времени и относительно сущности.
Изначальное во времени представляет собой такую вещь, прошлое существование которой бесконечно. Изначальное по сущности представляет собой такую вещь, бытие которой не имеет какого-либо начала, через которое оно стало бы необходимым. Итак, изначальным во времени является то, что не имеет начала во времени, а изначальным по сущности является то, что не имеет какого-либо начала, с которым оно было бы связано.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс