Ислам классический (Родионов)

М. А. Родионов

МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК

ИСЛАМ КЛАССИЧЕСКИЙ

ЦЕНТР

«ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ»

М. А. Родионов

ИСЛАМ

КЛАССИЧЕСКИЙ

Санкт-Петербург

2001

УДК 297

ББК 338,0

М. А. Родионов. Ислам классический. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – 256 с. («Мир Востока», IX).

В чем сила ислама? Что привлекательного в этой вере для лю­дей иных культур? Каковы обязанности мусульманина? Кто такие Пророк Мухаммад, праведные халифы? Омейяды и Аббасиды? Когда был записан Коран и что говорится в нем о Боге и челове­ке? Что такое первоначальный, классический ислам и почему имен­но к нему в наши дни обращаются ревнители веры? Эти и другие вопросы рассматриваются в книге известного российского арабис­та Михаила Родионова, предназначенной для самого широкого круга читателей.

В книге пять глав. Первая рассказывает о жизни Мухамме­да, Посланника Аллаха: о его месте среди других пророков, пер­вом откровении, ранней мусульманской общине, о его трудах и сражениях. Вторая посвящена становлению исламской державы, или Халифата: четырем праведным халифам, династиям Омейядов и Аббасидов. Третья характеризует исламское вероучение: Священ­ное Писание и Предание. Четвертая излагает основы мусульман­ского права. И наконец, пятая глава рассматривает проблему зна­ния в исламе: Бог, Вселенная, человек. В Приложении даны пере­воды автора из мусульманского Священного Предания и благочес­тивых стихов, часть которых публикуется на русском языке впервые.

ISBN 5-85803-161-7

Перепечатка данного издания, а равно отдельных его частей запре­щена. Любое использование мате­риалов данного издания возможно исключительно с письменного раз­решения издательства.

Исключительное право на распро­странение настоящей книги на тер­ритории Российской Федерации и за ее пределами принадлежит «Пе­тербургскому Востоковедению».

© М. А. Родионов, 2001

© «Петербургское Востоковедение», 2001

Зарегистрированная торговая марка

Зарегистрированная торговая марка

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. МУХАММАД – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Место и время

Житие

Смерть Мухаммада

Глава 2. ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО ИСЛАМА

Праведные халифы

Омейяды

Аббасиды

Глава 3. ВЕРОУЧЕНИЕ

Пять столпов ислама

Книга

Сунна и хадисы

Глава 4. ПРАВО

Шариат и фикх

Мазхабы

Правовое Древо: ветви и листья

Глава 5. МИРЫ ИСЛАМА

От Дней Творения до Дня Суда

Знание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.  Из хадисов Посланника Аллаха

2.  Благочестивые стихи

ИСЛАМСКИЙ СЛОВАРЬ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Переводы

Исследования

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Древнем Риме хороших писателей называли «классиками», или образцовыми, а плохих – «про­летариями», или производителями. Значит, клас­сический ислам – это ислам образцовый, со­вершенный, а совершенство люди привыкли ис­кать там, где уже все совершилось, – то есть в прошлом.

Золотой век ислама начался с первым откро­вением, данным Пророку Мухаммаду около 610 года, и длился до его смерти в 632-м и далее, когда общиной мусульман управляли четыре пра­ведных халифа (632 – 661). Золотой отсвет ле­жит и на халифах из рода Омейядов (661 – 750), и на халифах династии Аббасидов (750 – 1258). Вот, собственно говоря, исторические рубежи этой книги.

Однако речь в ней пойдет не о мусульман­ской истории, как в книге выдающегося исламо­веда Густава фон Грюнебаума под сходным на­званием (см. Рекомендуемую литературу), а о словах и деяниях Пророка Мухаммада, о веро­учении, обрядах, праве, о взаимоотношениях Бо­га и человека.

Не в пример недавнему прошлому, сегодня у нас много пишут и говорят об исламе. Но боль­шинству пишущих и говорящих остро не хва­тает знаний, чье место поневоле заполняют пред­убеждения, домыслы и страхи. Чтобы понять, необходимо общаться, а для этого надо знать язык собеседника. Вот почему задача книги – изложить основы ислама, не выходя из круга его понятий и словаря, с полным уважением к этой самой молодой из великих религий наше­го мира.

ГЛАВА 1

МУХАММАД – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Стать мусульманином легко. Достаточно в при­сутствии уважаемых свидетелей произнести по-арабски:

– Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи.

Это называется шахада («свидетельство») и означает «Нет никакого божества, кроме Алла­ха, а Мухаммад – Посланник Аллаха».

В немногих словах заключены два главных положения ислама – исповедание строжайше­го единобожия и вера в пророчества Мухамма­да – да благословит его Аллах и да приветст­вует!

Шахаду надо говорить от самого сердца, ис­кренне. Она считается недействительной, если произнесена от имени другого лица или в ка­честве грамматического примера.

Итак, Мухаммад – Посланник Божий.

• Место и время

Впервые исламская истина прозвучала на горе Хира близ Мекки в 610 году от Рождества Христова, ночью священного месяца рамадан.

Мекка расположена в одной из долин Хиджаза, горной цепи вдоль Красного моря. С дав­них пор этот город был торговым и духовным центром Западной Аравии – с рынком и не­сколькими местами поклонения. В их числе – знаменитая Кааба, хранилище племенных идо­лов и договоров, куда на ежегодное паломниче­ство собирались оседлые и кочевники.

Истина эта была открыта мекканцу по име­ни Мухаммад. Уединившись на горе для благо­честивых размышлений и поста, он увидел на самом краю неба свет, и некто окликнул его трижды.

«Читай! Читай! Читай!» – приказывал не­бесный вестник и теснил его грудь свитком свя­щенного Корана – что значит по-арабски «чте­ние». Но Мухаммад не был учен грамоте, а по­тому запомнил откровение с голоса.

Его охватила дрожь; вернувшись домой, он попросил жену закутать его, после чего услы­шал во сне слова Бога:

О закутанный!

Встань и увещевай!

И Господа твоего возвеличивай!

И одежды свои очисть!

И скверны беги!..

И ради Господа твоего терпи!

(Коран 74: 1 – 7).

Большинство считает, что вестник Божий сперва передал Мухаммаду такое повеление:

Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил,

сотворил человека из сгустка.

Читай! Ведь Господь твой щедрейший,

Который научил тростинкой для письма,

научил человека тому, чего тот не знал…

(Коран 96: 1 – 5).

Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – Посланник Аллаха, а я – Джибрил». И огромная тень библейского архангела Гавриила заслонила самую высокую акацию са­мого дальнего сада.

Мухаммад поведал близким о всемогуществе Господа, о скором наступлении Судного Дня. Призвал каждого из них подчиниться воле Божь­ей, то есть стать муслимом, очиститься от гре­хов и творить добрые дела.

Первой ислам приняла жена Мухаммеда Хадиджа, затем – усыновленный им вольноотпу­щенник Зайд и маленький Али, двоюродный брат Мухаммада, которого он взял в свою семью.

Ночь первого Откровения получила назва­ние Лайлат ал-Кадр – Ночь решения судьбы, могущества и славы. Мусульманский мир отме­чает ее 27 рамадана.

• Житие

Встреча на горе Хира навсегда изменила сорокалетнего мекканца и выделила его из сре­ды земляков. Теперь каждая малость в его жиз­ни приобрела новое значение, стала для сорат­ников примером для подражания и поводом для размышлений.

Мухаммад происходил из рода хашим пле­мени курайшитов, хранителей мекканского свя­тилища. Говорят, что он родился в «год Сло­на» – во время неудачного похода в Западную Аравию эфиопского царя Абрахи с войском и боевыми слонами; это событие относят к 570 го­ду. Его отец Абдаллах умер до рождения сына, его мать Амина скончалась, когда ему испол­нилось шесть.

По обычаю горожан, младенец Мухаммад был отдан кормилице из кочевников – ее зва­ли Халима – и до пяти лет жил у бедуинов племени саад. Покровителем мальчика в Мекке стал его дед Абд ал-Муталлиб, а затем – дядя Абу Талиб.

Мусульманское предание сообщает о мно­жестве знамений, окружавших Мухаммада с дет­ства и указывавших на его пророческое избран­ничество. Так, несмотря на бескормицу, скот Халимы всегда давал молоко. В любую жару Мухаммада осеняло небесное облако, а ветви де­ревьев преклонялись перед ним.

Однажды, когда он пас ягнят за шатрами бедуинов, двое в белых одеждах извлекли из серд­ца Мухаммада черный сгусток крови, а затем омыли его сердце и очистили его внутренности снегом из золотого таза. Знамения случались и в Мекке, и в сирийской Босре, куда дядя Му­хаммада брал его с собой.

С пятнадцати лет Мухаммад зарабатывал се­бе на пропитание: пас овец, торговал, ходил с караванами. В двадцать пять женился на со­стоятельной вдове Хадидже, которая сама сде­лала ему брачное предложение.

Он стал отцом. Участвовал в торговых и воен­ных делах курайшитов. Задумывался ли он о грядущем избранничестве?

Наверное, задумывался, внимая рассказам местных иудеев о том, что новым пророком бу­дет выходец из аравитян. Или в путешествии с торговым караваном в далекую Сирию, где ви­дел христианских монахов. Или когда вместе с сородичами занимался перестройкой мекканской Каабы и вынимал священный Черный камень из ее восточного наружного угла, а потом собствен­норучно водружал его на прежнее место.

И до Мухаммада Аравия знала праведни­ков – ханифов, которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в Единого Бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. Мусульмане называют первым ханифом проро­ка Ибрахима – библейского Авраама, «друга Аллаха».

Мухаммад как раз и стремился восстано­вить древний завет Авраама среди аравитян. Своими единомышленниками он поначалу счи­тал иудеев и христиан. Ибо все они верят в Единого Бога и признают Божественное Откро­вение, ниспосылаемое через пророков. Отверга­ют идолопоклонничество и знают о грехе и воз­даянии. Ждут Дня Суда в конце веков, угото­вившего Рай праведным и Ад грешным.

Мухаммад – последнее звено в цепи про­роков. Эта цепь начинается с первочеловека Ада­ма, который еще на заре времен исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Считается, что древних пророков было не ме­нее ста тысяч; некоторые мусульманские бого­словы приводят цифру 124000, хотя в Коране упомянуто лишь двадцать восемь.

Девять пророков ислам называет «стойкими».

Первый из них – Нух, или библейский Ной. Подобно Мухаммаду, Нух призывал своих современников покаяться, сокрушить идолов и обратиться к Богу, объявлял им о близком ис­пытании, но не нашел у них сочувствия. Тогда Бог повелел Нуху строить ковчег и разжег печь, где закипела вода, хлынув из-под земли и с не­бес. Говорят, что нос многоярусного ковчега напоминал голову петуха, а корма – петуши­ный хвост.

Ковчег укрыл людей и животных – от му­равья до осла, с которым туда пробрался Дья-вол-Иблис. Нух взял на борт прах нашего прародителя Адама. Кипящая вода затопила всю сушу, уничтожая неверных. Обошла она лишь заповедную землю Мекки. Сама же Кааба, по­ка не схлынули воды, была поднята на небо ан­гелом Джибрилом, который сохранил и Священ­ный камень, еще не почерневший тогда от гре­хов человеческих.

Обитатели ковчега спаслись на аравийской горе ал-Джуди или на вершине Арарата. Отту­да, по легенде, Нух послал на землю ворона, но тот не вернулся назад. Зато горлинке, возвес­тившей о прекращении потопа, пророк подарил ожерелье: с тех пор у всякой горлинки на шее белая полоса.

Следующий из девяти стойких – пророк Ибрахим, друг Аллаха, провозвестник единобо­жия, родоначальник арабов и евреев, получив­ший от Бога свитки Писания. Еще юношей Иб­рахим не захотел поклоняться идолам своего народа. Отверг он и поклонение звездам, луне и солнцу, ибо, сказал он, Господь не может быть закатывающимся и заходящим.

Избрав веру в Творца всего сущего, он про­брался в капище и разбил всех идолов, кроме главного, а затем предложил сородичам спросить у самого кумира, что же произошло. Ему воз­разили: идолы не говорят; тогда Ибрахим отве­тил: «Разве можно поклоняться бессловесному?»

За поношение веры отцов его приговорили к сожжению в огненной печи, но Бог спас его и вместе с благочестивым Лотом укрыл в Зем­ле Обетованной. Там от невольницы Хаджар (биб­лейская Агарь) у него родился сын Исмаил, ле­гендарный предок арабских племен, а от старой жены Сары произошел на свет Исхак (Исаак), предок евреев. Когда жена изгнала Хаджар и ее младенца, он перевез изгнанников в мекканское ущелье, где постоянно навещал их.

Там Ибрахим с сыном восстановили земную Каабу. До сих пор рядом с ней существует ма­кам Ибрахим – след ибрахимовой ступни, от­печатанной в камне. В мекканском ущелье Бог явил ему чудо, оживив останки четырех птиц, разбросанные вперемешку на вершинах четы­рех гор.

В этих местах Ибрахим боролся с Дьяволом и принес в жертву Богу ягненка вместо собст­венного сына, достойно выдержав страшное ис­пытание. Гробница Ибрахима в палестинском мусульманских святынь.

Третьим был Да уд (Давид), получивший от Бога Священное Писание – Забур, или Псал­мы, а также власть, красноречие и мудрость. Дауд первым научился плавить железо и ковать кольчуги. Он воспевал Аллаха в псалмах, и пти­цы вторили ему. Дауд боролся с нечестивым ца­рем Джалутом (Голиафом). Вместе с сыном сво­им Сулайманом (Соломоном) он вершил пра­ведный суд и наказывал грешников: так жите­ли города Айла были обращены в обезьян за то, что не чтили субботу, а ловили в этот день ры­бу. В Бейт-Лахме (Вифлееме) по сей день по­читают могилу Дауда, наместника Божьего.

Далее следует Йакуб (Иаков), или Исраил, отец следующего стойкого пророка Йусуфа, или Иосифа Прекрасного. Аллах благословил в ли­це Йакуба-Исраила всех наследников Ибрахи-ма, пожаловав ему благочестивый нрав и про­роческий дар. В разлуке с Йусуфом отец поте­рял зрение, но чудесно прозрел как только ру­бище любимого сына коснулось его глаз.

Коран подробно рассказывает историю Йу­суфа – от вещего сна, где юноше поклонялись Солнце, Месяц и звезды, до пребывания в Егип­те, где он отверг любовные притязания знатной жены Зулайки, стал казначеем египетского ца­ря, примирился со своими братьями-завистниками, чьи козни привели его некогда на чужби­ну, и встретился с отцом.

Шестым из стойких обычно называется Аййуб, библейский Иов. Он был пророком на юге Сирии, но Бог решил испытать его стойкость, отдав его Дьяволу, который навлек на правед­ника болезни и тяготы. Аййуб претерпел их без ропота, уповая на Господа, и Он указал ему це­лебный источник, вернул и семью, и благопо­лучие. С тех пор этот пророк помогает страж­дущим.

Муса (Моисей), пророк Божий, получил от Него в качестве Писания Тауру (Библию) для различения добра и зла. Муса родился в Египте. Вразумленная свыше, его мать пустила ко­лыбель с новорожденным по водам Нила, и ко­гда безымянного младенца взяли на воспитание в дом царя Фирауна, нанялась туда кормилицей.

Убив в случайной драке египтянина, Муса бежал на Синай, женился и жил как обычный смертный. Но Господь воззвал к нему из огнен­ного куста и послал его вместе с братом его Харуном (Аароном) назад в Египет, дабы про­поведовать единобожие и вывести потомков Исраила из страны Фирауна.

Бог наградил неловкого на язык Мусу спо­собностью к чудотворству, что принесло ему по­беду в состязании с египетскими колдунами: по­сох каждого из участников обратился в змея, но змей Мусы пожрал всех прочих. После это­го израильтяне и некоторые из египтян при­знали единого Бога.

Однако Фираун не сдавался. Он приказал вы­строить из глины башню до небес, чтобы пока­зать свое превосходство над Господом Мусы, но Господь послал семь новых знамений, а имен­но – скудные годы, неурожай, потоп, саранчу, зловредных мух, жаб и кровь. Устрашенный Фи­раун вынужден был отпустить народ Мусы из Египта, однако не выдержал и бросился за ним вместе с войском. Чудесный посох Мусы заста­вил воды Красного моря расступиться перед людьми Исхода. Затем волны захлестнули еги­петских воинов и башню фараонову. Сам Фираун перед смертью признал правоту Мусы и покаялся.

В пустыне Муса напоил людей, изведя из земли двенадцать источников, и накормил их ман­ной и перепелами, упавшими с небес. На Синае Бог говорил с Мусой и вручил ему скрижали с увещеванием и разъяснением для всякой вещи. Бог пожалел Своего пророка и не явился ему в полной Своей силе, которой люди выдержать не могут, ибо даже горы при подобном зрелище рассыпаются в прах.

Спустившись с вершины, Муса увидел свой народ поклоняющимся золотому тельцу и унич­тожил идола. За нестойкость в вере Бог сорок лет водил их по пустыне после кончины Мусы.

В Коране говорится также, что пророк учил­ся мудрости у некоего раба Аллаха, в котором мусульманская традиция видит бессмертного Хидра, ожидающего Судного Дня, так и не познав смерти в этой жизни.

Кроме Хидра, покровителя мореплавателей, к бессмертным относятся хранитель странству­ющих по суше Илйас (Илья), мудрец-небожи­тель Идрис, Иса.

Иса (Иисус), сын Марйам (Марии), послан­ник Божий, – восьмой из стойких пророков. Из Писаний Бог открыл ему Инджил, или Еван­гелие. Иса подобен Адаму, ибо сотворен непо­средственно самим Творцом.

Дух святой, или ангел Джибрил, возвестил непорочной деве Марйам, что у нее родится чистый младенец. С самого рождения он умел го­ворить, объявил матери о том, что Аллах дал ему Писание, сделал пророком и уготовил ему воскресение после смерти.

Иса с детства свершал многие чудеса: ле­пил птиц из глины и вдыхал в них жизнь. Позд­нее он исцелял слепых и прокаженных, ожив­лял мертвых, прозревал сквозь стены, разделял со своими помощниками-апостолами трапезу, низведенную с неба. Он не был распят врага­ми, но взят на небеса живым.

Перед Судным Днем Иса сокрушит Антихриста-Даджжала и вместе с Мессией-Махди установит на всей земле справедливость. Иса называл себя Словом от Аллаха, но отнюдь не сыном Божьим. Он отрицал Троицу и предрекал явление грядущего посланника по имени Ахмад.

С Ахмадом отождествлял себя девятый из стойких пророков – Мухаммад, получивший от Бога Коран.

Исламские пророки – это люди, через ко­торых вещает Господь. Высшие из них – по­сланники, их насчитывается триста тринадцать. Им Бог ниспослал Писание. Череду посланных Богом замыкает Мухаммад – Печать Пророков.

Многих праведников Бог наделил даром чу­дотворства. Рассказывают, как исполнялась их молитва, как видели они сокровенное, подыма­лись в воздух и приводили в движение пред­меты, ходили по водам, в мгновение ока поко­ряли огромные расстояния, презирали жажду и голод, оживляли мертвое, сокрушали врагов, усмиряли диких зверей.

Творец мировых законов нарушал их ради посланников и пророков: так возникали непод­ражаемые чудеса. И даже простые угодники Божьи получали от щедрого Бога способность к удивительным деяниям.

Но чудеса не доказательства святости, ведь они доступны и грешникам; достаточно вспом­нить Даджжала, Фирауна или строителя Вави­лонской башни Нимруда-охотника. Мухаммад отверг искушение чудотворством, ибо все его помыслы, слова и поступки ясно указывали на его посланничество, а значит, сами по себе бы­ли неподражаемым чудом.

Ислам рассматривает Мухаммада как совер­шеннейшего человека. Его житие есть предмет тщательного изучения, высший образец для всех верующих.

Слова Мухаммада были приняты с довери­ем домашними его, признавшими в нем Послан­ника Божьего. Так он стал пророком в своем отечестве. Он научил верующих молиться, как его самого научил архангел Джибрил. Затем со­брания мусульман были перенесены из дома Мухаммада в дом ал-Аркама, одного из сподвиж­ников Пророка.

Это стало событием в истории раннего ис­лама: новая вера начала приобретать гласный характер. Собрания продолжались несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой открытой пропо­ведью.

Объявив себя Посланником Божьим, он при­звал к почитанию Единого Бога – Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосерд­ного). Это были первые из Прекрасных имен Бога. Считается, что всего их девяносто девять, и сверх них – величайшее имя, известное толь­ко пророкам и придающее им особую силу.

Божьи имена, предваряемые словом «раб» (абд), составили основную часть мусульманско­го именослова: Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд ар-Рахим и т. д.

Мухаммад описывал райские блаженства, ожидающие праведников: тенистые сады; покой; реки чистой воды, молока и вина; вечно мо­лодые супруги на вечном пиру. Он говорил о судьбе тех, кто не внял увещеваниям стойких проро­ков: упорствующие в заблуждениях были нака­заны Богом. Он указывал на аравийские разва­лины – следы некогда процветавших народов: здесь жили гордые великаны-адиты, не поже­лавшие слушать пророка Худа; надменные самудяне, отвергшие пророка Салиха; жестоковыйные мадианиты, презревшие пророка Шуайба.

Настороженность язычников к проповедям Пророка сменилась прямой враждебностью, ко­гда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху джахилийи (то есть неведения Мухаммадовых пророчеств), за свои грехи пребывают в адском огне. Начались преследования верующих.

По совету Мухаммада, часть мусульман ук­рылась в христианской Эфиопии, а сам он ради примирения с земляками готов был признать местных богинь ал-Лат, ал-Уззу и Манат «дочерь­ми Аллаха» и «благородными предстательница­ми перед Аллахом». Однако скоро понял, что эти слова, нарушающие закон единобожия, вну­шены не Богом, а Сатаной, и отменил злопо­лучные стихи.

Это еще больше усилило напряжение меж­ду верующими в единого Бога и язычниками. Му­сульмане, вернувшиеся было из Эфиопии, сно­ва отправились в добровольное изгнание.

Мекканские язычники поклялись не иметь ни­какого дела с хашимитами, родичами Послан­ника Аллаха, не заключать браки и не торговать с ними. Клятву записали на кожаном свитке, и он, как принято, был подвешен в Каабе. Опала длилась два или три года.

Когда же она была снята, положение толь­ко усугубилось, ибо вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, единственный покрови­тель Мухаммада, и Хадиджа, жена Пророка.

Эти две смерти заставили Мухаммада ис­кать поддержки за пределами Мекки. Потерпев неудачу в городе Таиф, он нашел помощь в оази­се Йасриб, куда, по давнему аравийскому обы­чаю, был приглашен как третейский судья, что­бы разрешить споры местных племен.

Прежде, чем покинуть родной город, Мухам­мад испытал одно из сильнейших переживаний как человек и как Пророк – чудесное Ночное путешествие и вознесение (ал-исра ва-л-ми-радж).

Он спал возле Каабы, когда перед ним пред­стал ангел Джибрил, держа под уздцы удиви­тельное верховое животное. У крылатого скаку­на по имени Бурак был человеческий лик, бли­стающий в темноте. По воле Аллаха он пере­нес Мухаммада на север, в ал-Халил к гробни­це Ибрахима и в Бейт-Лахм к гробнице Дауда, а затем – «к отдаленнейшей мечети», то есть к будущей мечети ал-Харам аш-Шариф в Иеру­салиме.

На горе Мориа Мухаммад возглавил совме­стную молитву пророков Ибрахима, Мусы и Исы, причем он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Дадж-жалом, который перед концом света будет вы­давать себя за Иисуса.

Оставив Бурака в Иерусалиме, Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона.^ Там их встречали древние проро­ки: Адам, Йахйа, Иса, Йусуф, Идрис, Харун, Муса и Ибрахим.

На небесах Мухаммад увидел мировое дре­во Сидр и Небесную Каабу.

Он предстал перед Аллахом, который при­казал верующим совершать пятьдесят молитв каждый день, но, вняв просьбе Пророка, сокра­тил их число до пяти. Большинство толкователей считают, что Пророк не лицезрел самого Бога, а общался с Ним через завесу.

В Раю он наблюдал блаженство праведных, в Аду – муки грешных.

В Коране об этом путешествии говорится так:

Хвала Тому, Кто перенес ночью Своего раба из Мечети Неприкосновенной в Мечеть Отдаленней­шую, вокруг которой Мы благословили, чтобы по­казать ему из Наших знамений. Поистине, Он – Всеслышащий, Всевидящий!

(17: 1).

И еще:

Научил его Сильный мощью,

Обладатель могущества; вот Он стал прямо на высшем горизонте, потом приблизился и спустился, и был на расстоянии двух луков или ближе, и открыл Своему рабу то, что открыл.

Сердце не солгало в том, что он видел

(53: 5 – 11).

Вернувшись к земной Каабе, Пророк обна­ружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода.

Мекканцы встретили его рассказ насмешка­ми. Окончательный разрыв с язычниками был предрешен.

Переселение мусульман из Мекки в Йасриб готовилось постепенно. Сначала в ущелье Ака­ба племена Йасриба, аус и хазрадж, признали власть Мухаммада как посредника в спорах и духовного вождя. Затем мекканские верующие начали перебираться на новое место. И нако­нец однажды ночью сам Посланник Аллаха вмес­те с преданным ему Абу Бакром покинул Мек­ку. Соглядатаи полагали, что Мухаммад спит, ибо на его постели лежал Али ибн Абу Талиб, закутавшись с головой в зеленый плащ Пророка.

Рассказывают, что, опасаясь погони, Мухам­мад и Абу Бакр три дня и три ночи скрывались в пещере на горе Саур. Преследователи не смог­ли обнаружить их, так как паук заткал вход своей паутиной, и язычники решили, что там никого нет.

Хиджра, или переезд Мухаммада из Мекки в город Йасриб в 622 году от Рождества Христо­ва, позже стала отправной точкой мусульман­ского летосчисления. Сам Йасриб получил на­звание Мадинат ан-Наби (Город Пророка), Ме­дина.

Мусульман-переселенцев прозвали мухаджирами, то есть совершившими хиджру, а мединцев, заключивших договор с Мухаммадом и при­нявших ислам, – ансарами, то есть помощни­ками.

Кроме ансаров и мухаджиров, в оазисе про­живали иудеи и христиане. С ними отношения у Мухаммада все больше и больше обострялись. Это привело к изгнанию и частичному уничто­жению местных иудейских племен, а также к обрядовому размежеванию ислама с родствен­ными единобожными культами.

Мусульмане построили первую мечеть в при­городе Медины – Куба. Предстоятелем на мо­литве, или имамом, в ней был Мухаммад, кото­рого часто заменяли Абу Бакр либо Омар. Пер­вым муаззином, возглашавшим призыв на мо­литву, стал бывший раб, эфиоп Билал.

Днем общей мусульманской молитвы стала пятница. Изменилось и молитвенное направле­ние – кибла. Теперь молящийся обращался к мекканской Каабе, а не на восток или на Иеру­салим, как раньше. Паломничество к Каабе объяв­лялось долгом для каждого трудоспособного му­сульманина.

Окончательно утвердились обряды омовения, поста, благотворительных сборов (закат). Бы­ли уточнены законы наследования, раздела иму­щества, бракосочетания. Наложены запреты на вино, свинину, азартные игры.

Некоторые из новообращенных мединцев, называя себя мусульманами, не спешили твердо следовать исламскому закону, не были крепки в вере, оспаривали решения Пророка, колебались. Таких Коран обличает как лицемеров – мунафикун.

Мухаммад в Медине стал не только судьей и духовным руководителем рождающейся му­сульманской уммы, или общины верующих. Борь­ба с язычниками сделала его также предводи­телем воинства, постепенно подчинившего исла­му всю Аравию. Каждый год приносил такие изменения, что был равен целой эпохе.

Первый военный успех ожидал мусульман в начале 624 года, когда их малочисленный от­ряд захватил караван, шедший в Мекку из Таифа с грузом изюма. А первое большое сраже­ние произошло в марте того же года у колод­цев северо-западней Медины. В истории оно известно как битва при Бадре.

Стремясь захватить богатый мекканский ка­раван, возвращавшийся из Палестины, Мухам­мад столкнулся с превосходящими силами языч­ников, спешившими на выручку каравану. Му­сульмане успели занять удобную позицию и за­сыпать часть колодцев, лишив мекканцев воды, и выиграли сражение почти без потерь.

При разделе захваченного Мухаммад полу­чил чудодейственный меч Зул-Факар, или Бо­роздчатый, унаследованный затем Али, сыном Абу Талиба.

Аравитяне заговорили о том, что Бог – на стороне мединцев, что Он внял молитве Проро­ка и послал на помощь ему тысячу Своих ан­гелов. Это чудо сравнивали с переходом проро­ка Мусы через воды Красного моря, расступив­шимися перед его народом и поглотившими рать фараонову.

День Бадра стал называться также Днем Различения (Фуркан) истинной веры от лож­ной, а мусульмане, участвовавшие в сражении, были причислены к лучшим среди верующих.

Захваченная добыча, ее дележ и упоение по­беды отразились в суре Корана «Добыча»:

И знайте, что если вы взяли что-либо в добы­чу, то Аллаху – пятая часть, и Посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низве­ли Нашему рабу в День Различения, в день, когда встретились два войска…

О Пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать стойких, то они по­бедят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, ибо те народ не понимающий

(Коран 8: 41, 65).

Как явствует из Корана, после победы при Бадре Мухаммаду начала выделяться пятая часть (хумс) добычи – страховое накопление общи­ны верующих. Впервые хумс был выделен по­сле изгнания из Медины иудейского племени бану кайнука, отказавшегося принять ислам.

Стычки с противниками ислама продолжа­лись. После того, как в руки мусульман попал ценный груз мекканского серебра, на Медину двинулось ополчение язычников. Весной 625 го­да у горы Ухуд произошла битва, в которой Му­хаммад был ранен.

Предание гласит, что он потерял зуб, когда в момент вражеского удара кольца защитной сет­ки разодрали ему щеку. Мухаммад пошатнулся и упал, а Сатана, обернувшийся мусульман­ским воином, закричал, что Посланник Божий убит. В бою погиб его дядя Хамза, прозванный Львом Аллаха. Казалось, разгром был немину­ем. Но вождь мекканцев Абу Суфйан не стал преследовать отступающих мусульман и увел свое войско с поля сражения.

О дне Ухуда говорят слова Корана:

Воистину тех из вас, что отвернулись, в День, когда встретились два отряда, побудил споткнуть­ся Сатана ради того, что они стяжали. Аллах уже простил их, ведь Аллах – Прощающий, Кроткий!

Если Аллах окажет вам помощь, то нет побе­дителя на вас, а если Он вас покинет, то кто же поможет вам, кроме Него? На Аллаха пусть пола­гаются верующие!

(Коран 3: 155, 160)

Осенью того же года Мухаммад изгнал из Медины бану надир, еще одно племя исповедо­вавших иудаизм, обвинив его в нарушении со­юзнического договора. Их земли и посевы стали собственностью общины верующих в качестве файл, или возвращенного от недостойных. На­беги против языческих племен тоже принесли мусульманам богатую добычу.

Тогда же были введены законы о наследо­вании: женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось право раздельного владения и самостоятельного распоряжения иму­ществом. Закон о браке ограничивал круг брачащихся, вводил строгие меры против прелю­бодеяния, нарушения супружеской чести и раз­решал мусульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содержания.

Сам Мухаммад после смерти Хадиджи же­нился в Мекке на Сауде. В Медине он взял в жены Аишу, младшую дочь Абу Бакра. Затем

Хафсу, дочь Омара; Зайнаб, дочь Хузайма; Умм Хабибу, дочь Абу Суфйана; Хинд Умм Саламу, вдову своего старого соратника; еще одну Зай­наб, дочь Джахша; Сафию и Маймуну. Всего, по разрешению свыше, у Посланника Божьего было одиннадцать жен.

Весной 627 года мекканцы снова подступи­ли к Медине с большим войском, собранным не без участия иудеев из бану надир, изгнанных в свое время Мухаммадом.

Осада эта получила название Битва у рва, так как, по совету перса Салмана ал-Фариси, мусульмане окружили город глубоким рвом, не­проходимым для вражеской конницы.

Неприятель рассчитывал на помощь бану курайза, последнего иудейского племени, оставше­гося в Медине. Но бану курайза не посмели открыто поддержать мекканцев; к тому же на ла­герь осаждавших обрушился холодный ураган­ный ветер; сочтя это дурным предзнаменовани­ем, они отказались от нападения и ушли ни с чем.

После ухода мекканцев все мужчины и не­которые женщины из бану курайза были казне­ны, их женщины и дети проданы в рабство, а имущество племени, после изъятия хумса, по­шло с торгов. Мало кто сомневался теперь, что Бог на стороне мусульман. Для верующих на­стало время решающего наступления.

Конец года прошел в стычках с бедуинами, которые перерезали дороги, препятствуя мединцам устанавливать связи с христианской Сирией и другими странами. Но главным направ­лением для воинов ислама оставалась Мекка.

Весной 628 года Мухаммад выступил из Ме­дины с большим вооруженным отрядом, объя­вив, что намерен совершить малое паломничест­во к Каабе. На границе священной области Мек­ки курайшиты преградили ему путь.

У пересохшего водопоя Худайбийа, было за­ключено перемирие. По его условиям, вражда между двумя городами прекращалась на десять лет, а Мухаммад откладывал свое паломниче­ство к Каабе на год.

Впервые мусульманская Медина и языческая Мекка выступали как равноправные стороны. Это позволяло союзникам мекканцев расторгать прежние договоры и укрепляло положение му­сульман, о чем свидетельствовало и возвраще­ние последней группы верующих из Эфиопии.

Теперь Мухаммад мог подчинить богатые и хорошо укрепленные оазисы Хайбар и Фадак с иудейским населением, стоявшие на его пути в Сирию. Хайбар пал, оказав упорное сопротив­ление, после чего Фадак сдался без боя. Так власть мусульман вышла за пределы одного, мединского, оазиса и начала распространяться по всей Аравии.

Считается, что примерно в это время Про­рок направил послания своим главным соседям. Он написал византийскому императору Ирак­лию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, а также правите­лям Омана, Йемена, Бахрейна и большого ара­вийского оазиса Йамамы.

Всех их, исповедовавших православие, зоро­астризм, различные толки монофизитского хрис­тианства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в ислам. Наместник Египта отклик­нулся подарками – двумя сестрами-невольни­цами с евнухом, мулом и узорными коптскими тканями, но никто из мирских властителей не внял призыву, а иранский шах даже разорвал в гневе письмо Пророка. Однако именно в это вре­мя ислам вышел за пределы Аравии, превраща­ясь из местной в мировую религию.

В соответствии с Худайбийским договором Мухаммад совершил малое паломничество в сле­дующем, 629 году. А в самом начале 630 года в Мекку почти без сопротивления вступили му­сульманские войска.

Совершив семикратный объезд Каабы, Му­хаммад спешился, положил два земных поклона, выпил воды из священного источника Замзам и приказал уничтожить всех идолов в мекканском святилище. В избавленном от языческой сквер­ны храме Пророк вознес благодарственную мо­литву Богу и обратился к присутствовавшим с речью, в которой обрушился на племенную гор­дыню, запретил кровную месть и отменил бы­лые льготы курайшитам, кроме их права на ох­рану святилища и утоление жажды паломников.

Затем глашатай возвестил мекканцам осно­вы исламского права и нравственности, начи­ная с главного положения: все мусульмане – братья и благородство каждого из них измеря­ется его личным благочестием, а не вереницей предков: люди равны, как зубья гребня; нет у одного человека преимущества над другим, кро­ме как через благочестие.

Примирившись с мекканцами, избравшими веру в Аллаха, Пророк значительно расширил угодья и земли мусульманской общины, начав завоевания с языческих племен хавазин и сакиф близ крупного аравийского города Таифа.

О битве с племенным ополчением идолопо­клонников в долине Хунайн довольно подробно говорится в Коране:

Аллах помог вам уже во многих местах и в день Хунайна, когда вас восхитила ваша многочислен­ность. Но она ни от чего вас не избавила, и стес­нилась для вас земля там, где была широка. Потом вы повернулись, обратив тыл.

Потом низвел Аллах Свое спокойствие на Свое­го Посланника и на верующих, и низвел войско, которое вы не видели, и наказал тех, которые не веровали: это воздаяние неверным

(Коран 9: 25 – 26).

Здесь описывается рвение новообращенных мекканцев, уповавших не на Бога, а на свой чис­ленный перевес над врагом. Но случилось так, Что их преимущество чуть было не обернулось гибелью: среди сгрудившихся мусульман началась паника, и только вмешательство Бога и Его незримого воинства даровало верующим по­беду.

Затем Пророк осадил Таиф и после трудных переговоров принудил его к сдаче.

Эти переговоры открыли «год посольств» (630 – 631), когда Медину, остававшуюся место­пребыванием Пророка и после взятия Мекки, посетили ходоки со всех концов Аравии – из Йемена, Неджда, Бахрейна, Йемамы. Все они хо­тели заручиться покровительством Мухаммада и выговорить для себя какие-нибудь льготы в обмен на принятие ислама.

Один из аравийских лжепророков – Мусайлима, насаждавший в Йемаме особый культ ар-Рахмана, предлагал Мухаммаду договориться и разделить Аравию поровну, однако Пророк от­верг притязания самозванца и проклял его.

Несколько ранее, когда Мухаммад с боль­шими силами выдвинулся на север – в грани­чащий с Византией оазис Табук, его власть при­знали вожди местных христианских племен, епис­коп Эйлата Иоанн и представители других хри­стианских и иудейского поселений.

Заключенный с ними договор о покровитель­стве – зимма, дающий иноверцам право на без­опасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа), считается самым первым в исламе.

Итак, в 632 году все аравийские племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли ислам.

Новообращенные платили садаку. из каждых сто голов скота – две.

Оставалось превратить Каабу в исключитель­но мусульманское святилище. За год до этого сподвижник и тесть Пророка Абу Бакр уже возглавил большое паломничество в Мекку. Те­перь Мухаммаду предстояло провести большой хаджж к святыне местных племен, чтобы сде­лать ее главным духовным центром новой рели­гии. Он взял с собой всех своих жен и целую сотню верблюдов.

Утром пятого дня месяца зу-л-хиджжа Му­хаммад вместе с Али ибн Абу Талибом совер­шили обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыли здание самого святилища покрывалом. Проведя ночь в обыч­ном шатре, Пророк семь раз обошел Каабу; за­тем отправился в долину Мина, где пробыл до заката, а оттуда – к горе Арафат. Мухаммад своей рукой принес в жертву тридцать шесть верблюдов и, знаменуя окончание паломниче­ства, обрил голову.

После полуденной молитвы он обратился к паломникам, напоминая им важнейшие поло­жения ислама:

♦   жизнь и собственность мусульман непри­косновенны,

♦   отдавать и принимать деньги или имуще­ство в рост запрещено,

♦   кровомщение отменяется и прежние кров­ные счеты подлежат забвению,

♦   все мусульмане – братья,

♦   вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнеч­ным, – грех,

♦   поклоняться идолам в святых местах – все равно что поклоняться Шайтану,

♦   мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.

В конце речи, как гласит традиция, Мухам­мад призвал слушателей не изменять исламу после смерти Пророка.

Это паломничество называют «прощальным», ибо вскоре после него Мухаммад умер. Все, что делал Пророк во время этого хаджжа, ста­ло основой обрядов, соблюдаемых и поныне те­ми, кто приходит к Каабе.

А еще до прощального паломничества Али ибн Абу Талиб возвестил в Мекке о том, что ждет нераскаявшихся язычников и иноверцев, огласив начало суры «Покаяние»:

Отречение от Аллаха и Его Посланника – к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.

Странствуйте же по земле четыре месяца и знай­те, что вы не ослабите Аллаха и что Аллах опозо­рит неверных!

И призыв от Аллаха и от Его Посланника к людям в день великого паломничества о том, что Аллах отрекается от многобожников и Его Послан­ник. И если вы обратитесь, то это – лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не осла­бите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверо­вали, мучительным наказанием, кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а они ни в чем перед вами его не нарушали и никому не помогали против вас! Завершите же договор с ни­ми до их срока: ведь Аллах любит богобоязненных!

А когда кончатся месяцы запретные, то изби­вайте многобожников, где их найдете, захватывай­те их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они покаялись и соблюдали молитву и платили закат, то освободи­те им дорогу: ведь Аллах – Прощающий, Мило­сердный!

А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это – потому, что они – люди, кото­рые не знают.

Как будет у многобожников союз с Аллахом и Его Посланником, кроме тех, с которыми вы за­ключили союз у Священной Мечети? И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним: ведь Аллах любит богобоязненных!..

А если они нарушили свои клятвы после дого­вора и поносили вашу веру, то сражайтесь с пред­стоятелями неверия, ибо клятвы ничего не значат для них, может быть, они воздержатся!..

О вы, которые уверовали! Ведь многобожники – нечистота. Пусть же они не приближаются к Мечети Священной после этого года!..

Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний День, и не запрещает того, что за­претил Аллах и Его Посланник, и не подчиняется вере Истины – из тех, кому ниспослано Писание, пока они не заплатят джизью своей рукой, будучи Униженными

(Коран 9: 1 – 29).

Паломничество в Мекку для немусульман было запрещено, равно как и их пребывание в святых местах. Некоторые исламские толкова­тели пытались время от времени распростра­нять этот запрет на всю Аравию.

До прощального хаджжа принятие ислама считалось личным делом каждого, но теперь Про­рок поставил язычников перед суровым выбо­ром – либо ислам, либо меч.

• Смерть Мухаммада

Двинув войско в Заиорданье для мести за верного Зайда, павшего от руки арабского вас­сала Византии, Мухаммад заболел. Пять дней пролежал он у своей жены Аиши; начал было выздоравливать, но неожиданно скончался. Счи­тается, что это произошло двенадцатого числа месяца раби алаввал 11 года хиджры, или 8 ию­ля 632 года. Его могилу в Медине, в ограде Ме­чети Пророка, посещают мусульмане со всех концов земли.

Мухаммад не оставил распоряжений о сво­ем преемнике. Наследственная передача власти исключалась, ибо у него не было прямых потом­ков по мужской линии, а последний сын Му­хаммада умер во младенчестве незадолго до смер­ти самого отца.

Безутешным близким и соратникам Абу Бакр напомнил коранический стих:

И Мухаммад – только Посланник, до которо­го были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, но Ал­лах воздаст благодарным

(Коран 3: 144).

Безвременная кончина Пророка стала труд­ным испытанием для ислама. В Аравии подни­мала голову племенная вольница. Бедуины от­казывались платить налоги Медине, столице на­рождающегося мусульманского государства.

В племенах выдвинулись различные лжепро­роки, оспаривавшие истину, возвещенную Му­хаммедом.

Один из них, Абхала ал-Асвад, или Черный, прозванный Закутывающимся, захватил йемен­ский город Наджран, разбил малочисленный пер­сидский гарнизон и вошел в Сану, главный го­род Йемена.

В оазисах Йемамы, как уже упоминалось, за­явил о себе Мусайлима и один из вождей пле­мени бану асад – лжепророк Тулайха.

Племя тамим на время подчинилось лжепро­рочице христианского толка – Саджах, вещав­шей от имени Господа Облаков.

Делу ислама угрожала несомненная опас­ность. Необходимо было срочно выбрать преем­ника, который возглавил бы общину верующих. На это место притязали лучшие из мухаджиров и вернейшие из ансаров.

На собрании, где присутствовали ансары из мединских племен хазрадж и аус, а также мухаджиры из мекканского племени курайш, по­бедили соплеменники Мухаммада.

Первым «заместителем Посланника Аллаха» (халифату расулил-Лах), или просто халифом, стал Абу Бакр, спутник Мухаммада по хиджре, отец его любимой жены Аиши, на руках кото­рой скончался Пророк.

Традиция гласит, что Мухаммад умер, дос­тигнув возраста шестидесяти трех лет и совер­шив девятнадцать военных походов.

Он оставил девять вдов и трех дочерей: Фатиму, Зайнаб и Рукайю. У него было девять дядьев по отцу; восемь мечей, каждый со своим именем, четыре именных копья, четыре кольчу­ги (в одной из них пророк Дауд вышел на смерт­ный бой с Джалутом-Голиафом), кольчужная сетка и четыре лука с колчаном, прозванным ал-Кафур, или Камфара.

У него был широкий кожаный пояс, укра­шенный кольцами и пряжкой из серебра; щит с изображением орла, которое он уничтожил на­ложением руки, и знамя с бахромой, называв­шееся Орел. Его первого коня звали ас-Сакб, или Проворный, а другого – ал-Муртаджиз, ибо в конском топоте слышался стихотворный раз­мер раджаз. У него была мулица Дулдул, осел Афир, или Запыленный, несколько верблюдиц и сотня овец.

Говорят, у него был железный перстень в серебряной оправе с надписью: «Мухаммад – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он носил черные сапоги без украшений, подаренные эфиопским негусом, а по пятницам надевал красный плащ и чалму. После смерти от него осталось два одеяния из полосатой йеменской ткани, йеменский кафтан и белая рубаха, три одеяния оманской работы, два набедренника, черная расшитая куртка, плащ, выкрашенный в желтый цвет, и три-четыре ша­почки, прикрывающих темя.

Он умащал себя алоэ с камфарой, любил мус­кус; хранил в ларчике зеркало, гребень из сло­новой кости, палочки для сурьмления век, нож­ницы и зубочистку. У него была чаша, скреп­ленная серебром, и вторая, из стекла, каменный кубок, таз из желтой меди для стирки, бронзо­вый таз для умывания и большая миска. Из про­чего имущества он владел кроватью и ворси­стым одеялом.

Таков скромный перечень родственников, оружия, верховых животных, скота и личных ве­щей, оставшихся от Пророка. Надо ли говорить, однако, что главное наследие заключалось со­всем в другом – в основах веры, Коране и об­щине, живущей по законам, заповеданным По­сланником Божьим.

Для некоторых из толкователей смерть Про­рока и есть исторический рубеж, завершающий эпоху первоначального, классического ислама. С этого дня прекратилось непосредственное вме­шательство Бога в жизнь уммат алислам – общины верующих.

Но дело Мухаммада отнюдь не завершилось после его кончины. Еще не был записан и упо­рядочен полный текст Корана. Еще не были окон­чательно разработаны основы мусульманского права, шариата. Еще не утвердился ислам на просторах трех материков, распространяя на них единую культуру, язык и миропорядок. А глав­ное – жизнь Пророка еще не была истолкова­на и осмыслена его современниками и их по­томками в сводах деяний и речений Посланни­ка Аллаха.

ГЛАВА 2

ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО ИСЛАМА

• Праведные халифы

Преемником Мухаммада стал Абдаллах ибн Ос­ман, по прозванию Абу Бакр ас-Сиддик, или Абу Бакр Правдивейший (годы правления 632 – 634) – первый из четырех халифов, которых на­зывают праведными: ал-хулафа ар-рашидун.

Купец, отдавший все свое состояние делу ислама, мягкий и скромный в обращении, Абу Бакр, вероятно, в качестве главы общины устраи­вал все заинтересованные стороны. Однако дей­ствовать ему пришлось в смутные времена от­ступничества (ридда) – многие из вождей пле­мен говорили: «Мы не присягали Абу Бакру, но Мухаммаду», – поэтому в борьбе с врагами веры Абу Бакр проявлял решительность и твер­дость.

По существу, это была первая священная война против неверных и отступников. Коран призывал:

Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников

(4: 89).

Мусульманское войско, посланное Мухаммадом в Заиорданье, привело к повиновению ара­вийский север. На юге столица Йемена Сана вернулась к исламу еще при Мухаммаде, когда был низвергнут и казнен лжепророк Абхала ал-Асвад, или Черный.

Но на востоке мятежные племена отказы­вались выплачивать Медине садаку – обяза­тельный исламский оброк со скота. Часть пле­мен готова была сохранять верность религии Пророка, только если их освободят от этого на­лога, казавшегося им унизительным. Абу Бакр отверг их условие, заявив, что без садаки нет ислама.

На подступах к Медине восставших разби­ли. Мусульманские отряды двинулись на вос­ток. Они рассеяли войско лжепророчицы Сад­жах, а сама она бежала в Ирак, где позже при­няла ислам. Мусульмане сокрушили союз пле­мен асад, гатафан и тайй, который сколотил лже­пророк Тулайха под красным знаменем. В упор­ных боях были усмирены Неджд, Бахрейн и крайний юг Аравии – Хадрамаут и Оман.

Самой кровопролитной битвой в истории ридды считается поход в Йамаму против лже­пророка Мусайлимы. Место схватки, где пало тридцать хафизов, помнящих весь Коран наи­зусть, назвали Садом Смерти.

После этого сражения, по воле Абу Бакра, хафизы стали записывать или диктовать храня­щееся в их памяти.

Среди военачальников Абу Бакра особо вы­делялся Халид ибн ал-Валид, некогда возглав­лявший мекканскую конницу, что потеснила вои­нов ислама при Ухуде.

Приняв новую веру, Халид стал мечом ис­лама, чуждым страха и нерешительности.

Халиф Абу Бакр послал его в Приевфратье, где он нанес поражение шахским войскам в Бит­ве цепей и взял Хиру, столицу арабского хри­стианского княжества, вассального Ирану. По­ставленные перед выбором: принять ислам или согласиться на подушную податьджизью, – осаж­денные выбрали подать и открыли городские ворота.

После этого Халид наголову разбил визан­тийскую армию при Аджнадайне в Палестине и арабов-христиан из племени таглиб у границ Ви­зантии.

Так мусульманские завоевания вышли за пре­делы Аравийского полуострова.

Но Абу Бакру не довелось узнать о том, ка­кие воинские успехи ожидали мусульман. Встретив известие о победе при Аджнадайне уже больным, он вскоре скончался. Он прожил ше­стьдесят три года, как и Посланник Аллаха.

Перед смертью первый халиф успел посове­товаться с приближенными и назвать своего пре­емника – Омара, которому община единодуш­но присягнула на верность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс