Разъяснение шариата Ширази часть 2

Положение 1517 – Если шариатский судья примет во внимание выгоду лиц, которым выплачивается хумс, и разрешит человеку, имеющему задолженность по выплате хумса, распоряжаться своим имуществом, то человек сможет распоряжаться всем своим имуществом. Если после этого человек получит доход с данного имущества, то этот доход будет принадлежать ему.

Положение 1518 – Если человек является торговым компаньоном лица, который не выплачивает хумс со своих доходов, то ему не разрешается продолжать быть компаньоном данного лица. После того как имущество компании обложится хумсом, обоим компаньонам запрещается распоряжаться данным имуществом.

Положение 1519 – Если человек будет уверен в том, что с некоего имущества не выплатили хумс, то ему не дозволяется распоряжаться им. Но если он будет сомневаться, выплатил ли хозяин хумс с данного имущества или нет, то в этом случае ему дозволяется распоряжаться этим имуществом. Также ему разрешается принимать подарки от хозяина такого имущества, заключать с ним торговые сделки, ходить к нему в гости. В этом случае необязательно пытаться узнать, выплатил ли хозяин хумс со своего имущества или нет.

Положение 1520 – Некоторые люди, после достижения совершеннолетия, не выплачивают хумс. Они зарабатывают деньги, получают доходы, приобретают различные предметы для своей жизни. Но после некоторого времени они вспоминают или узнают о своей обязанности по выплате хумса, и хотят выполнить эту обязанность, чтобы очистить свою жизнь и имущество. Если такой человек со своих доходов приобретал предметы или товары, в которых он не испытывает нужду, и с момента покупки которых прошел один год, то ему необходимо выплатить хумс с этих предметов. Также такой человек приобретал предметы для дома и другие товары, в которых он испытывает нужду, и которые соответствуют его положению. Если он будет знать, что использовал эти предметы в течение года после их покупки, то ему необязательно выплачивать с них хумс. Но если он будет сомневаться, использовал ли он эти предметы в течение года после их покупки или через год, то, согласно обязательной предосторожности, ему необходимо будет договориться с шариатским судьей или его представителем. То есть человеку нужно будет посчитать количество своего сомнительного имущества, затем шариатский судья приблизительно определит количество выплачиваемого хумса с данного имущества. И после выплаты хумса имущество человека станет чистым.

Положение 1521 – Если несовершеннолетний ребенок будет иметь доходы, с которых останется избыток сверх его годовых расходов, то, согласно обязательной предосторожности, после достижения совершеннолетия он должен будет выплатить хумс данного избытка.

Положение 1522 – Если человек будет нуждаться в различной одежде, украшениях, разнообразных предметах для жизни, и все они будут соответствовать его положению, и будут приобретены из доходов этого года, то они не облагаются хумсом.

Положение 1523 – Возвращаясь к предыдущему пункту. Но если они будут превышать его нужду, или же не будут соответствовать его положению, то часть этих предметов, превышающая его нужду, будет облагаться хумсом.

Положение 1524 – Если деньги используются для приобретения запретных предметов (например, для покупки мужских золотых колец, предметов разврата и пустых развлечений), то с этих денег необходимо выплатить хумс.

Положение 1525 – Пенсия относится к годовым доходам человека. Если по истечении года от пенсии ничего не останется, то хумс с нее не выплачивается. Но если останется избыток, то этот избыток облагается хумсом.

2 – Месторождения

Положение 1526 – Если с месторождений, рудников, приисков, карьеров и шахт будет добыто золото, серебро, свинец, железо, медь, каменный уголь, нефть, сера, бирюза, соль, и другие металлы и полезные ископаемые, то с них необходимо выплатить хумс. Согласно обязательной предосторожности, при выплате хумса с различных металлов и полезных ископаемых нет необходимости в том, чтобы они достигали какого-либо определенного количества или стоимости. То есть хумсом облагается то количество (независимо от того большое оно или малое), которое будет извлечено наружу.

Положение 1527 – Если мел, известь, охру (красную глину) и им подобное называют полезными ископаемыми, то с них необходимо выплачивать хумс. То же самое относится к различным видам камней.

Положение 1528 – Металлы и полезные ископаемые находятся на поверхности земли и под землей, на частной собственности и на землях, где нет хозяина. Их извлекают наружу мусульмане и немусульмане, совершеннолетние и иногда несовершеннолетние. Во всех этих случаях металлы и полезные ископаемые облагаются хумсом. Если их извлечет несовершеннолетний ребенок, то его опекун должен будет выплатить с них хумс.

Положение 1529 – Расходы и издержки на добычу металлов и полезных ископаемых, на их очистку (в случае, если они нуждаются в очистке), на плату работникам должны вычитываться из стоимости металлов и полезных ископаемых прежде выплаты хумса. Но годовые расходы не вычитываются из дохода, полученного от металлов и полезных ископаемых (то есть они не вычитываются до выплаты с них хумса).

Положение 1530 – Если несколько человек извлекут что-либо из месторождения, шахты, рудника или прииска, то после вычитывания расходов и издержек на его извлечение, они должны будут выплатить с него хумс. Независимо от того, большое количество они извлекли или малое (согласно обязательной предосторожности).

Положение 1531 – Если человек извлечет металл или полезное ископаемое из земли, являющейся частной собственностью другого человека, то металл или полезное ископаемое будет принадлежать хозяину земли. А так как хозяин земли не израсходовал ничего на его добычу, то он должен будет выплатить хумс со всего количества без вычетов расходов на его добычу.

Положение 1532 – Возвращаясь к предыдущему пункту. Если добыча металла или полезного ископаемого проводилась по указанию хозяина земли, то он может вычесть расходы на его добычу до выплаты с него хумса.

Положение 1533 – Если исламское государство будет добывать металлы или полезные ископаемые, то в этом случае они не облагаются хумсом.

3 – Клад

Положение 1534 – Кладом называется имущество, спрятанное под землей, в пещере, в дупле дерева, замурованное в стену, и которое в народе называют кладом.

Положение 1535 – Если человек найдет клад на земле, не являющейся чьей-либо частной собственностью, и его хозяин не будет известен, то клад становится собственностью нашедшего его человека. После этого он должен будет выплатить хумс с найденного им клада. Если человек найдет клад на земле, купленной им у другого лица, и если он будет знать, что клад не принадлежит прежним владельцам земли, то и в этом случае клад становится собственностью нашедшего его человека. И он также должен будет выплатить с него хумс. Но если он будет предполагать, что клад принадлежит прежним владельцам земли, то, согласно обязательной предосторожности, ему необходимо уведомить прежнего владельца земли о найденном кладе. Если станет известно, что клад не принадлежит прежнему владельцу земли, то ему нужно уведомить того, кто был владельцем земли до прежнего владельца. Таким образом, ему нужно уведомить о найденном кладе всех лиц, которые прежде были владельцами данной земли и которых он знает. И если станет известно, что клад не принадлежит никому из них, то клад становится его собственностью, и он должен будет выплатить с него хумс.

Положение 1536 – Клад, для того чтобы он облагался хумсом, должен достигать определенной стоимости. Эта стоимость должна равняться 105-ти мискалям серебра или 15-ти мискалям золота. Если найденный клад будет соответствовать этой стоимости, то с него необходимо будет выплатить хумс. А если стоимость найденного клада будет ниже, то выплата хумса с него необязательна. Если стоимость найденного клада не достигнет 15-ти мискалей золота, но достигент 105-ти мискалей серебра, или наоборот, то выплата хумса также будет обязательной.

Положение 1537 – Если в одном месте будут найдены несколько сосудов с кладом, общая стоимость которых достигнет стоимости, указанной в предыдущем пункте, то необходимо будет выплатить с них хумс. Если в разных местах будут найдены несколько кладов, стоимость которых по отдельности достигает необходимого количества, то с них необходимо выплатить хумс, и нет необходимости считать их общую стоимость.

Положение 1538 – Расходы и издержки для извлечения клада (в случае их необходимости) должны вычитываться из стоимости клада прежде выплаты с него хумса.

Положение 1539 – Если клад найдут несколько человек, то все они будут являться его владельцами. Они должны разделить клад между собой в соответствии с заключенным между ними договором. Если доля каждого из них достигнет стоимости 15-ти мискалей золота или 105-ти мискалей серебра, то каждый из них должен будет выплатить хумс.

Положение 1540 – Человек покупает животное и находит в его брюхе некое имущество. Если он предполагает, что это имущество принадлежит продавцу животного, то, согласно обязательной предосторожности, он должен уведомить продавца о найденном им имуществе. Если станет известно, что найденное в брюхе животного имущество не принадлежит продавцу, то он должен по очереди уведомить прежних владельцев животного. И если станет известно, что имущество не принадлежит никому из прежних владельцев животного, то оно становится его собственностью. В этом случае, согласно желательной предосторожности, будет лучше, если он выплатит хумс в соответствии с положениями о выплате хумса с металлов и полезных ископаемых. То есть, ему лучше выплатить хумс независимо от того, достигнет ли стоимость обнаруженного в брюхе животного определенного количества или нет.

Положение 1541 – Если человек купит рыбу и обнаружит внутри нее драгоценный камень, то это камень становится его собственностью. Этот драгоценный камень не принадлежит рыбаку, поймавшему рыбу и продавшему ее другому человеку, а также не принадлежит следующим продавцам рыбы. Согласно желательной предосторожности, будет лучше, если человек, обнаруживший в рыбе драгоценный камень, выплатит с него хумс.

4 – Дозволенное имущество, смешанное с запретным имуществом

Положение 1542 – Иногда дозволенное имущество смешивается с запретным имуществом, так что человек не может определить, какое из них дозволенное, а какое запретное. Также он не может определить количество запретного имущества и его владельца. В этом случае необходимо выплатить хумс со всего имущества, а оставшееся после выплаты хумса имущество станет дозволенным.

Положение 1543 – Иногда дозволенное имущество смешивается с запретным, и человек знает количество запретного имущества (например, одна треть), но не знает его владельца. В этом случае, согласно обязательной предосторожности, он должен будет израсходовать известное количество запретного имущества на цели, которые объединяют в себе и выплату хумса, и милостыню (например, он должен отдать его неимущим потомкам Пророка).

Положение 1544 – Если дозволенное имущество смешается с запретным, и человек не будет знать количество запретного имущества, но будет знать его хозяина, то они должны прийти к взаимному согласию. Если не получится прийти к согласию с хозяином запретного имущества, и если он будет знать, что определенное количество имущества (например, четверть) точно принадлежит ему, а по поводу большего количества будет сомневаться, то ему нужно будет отдать то количество имущества, относительно которого он не сомневается. А то количество, относительно которого хозяин запретного имущества сомневается, должно быть поделено между ними.

Положение 1545 – С дозволенного имущества, смешанного с запретным имуществом, был выплачен хумс, а потом оказалось, что количество запретного имущества было больше выплаченного хумса. В этом случае, согласно обязательной предосторожности, необходимо будет израсходовать оставшееся количество запретного имущества на цели, которые объединяют в себе и выплату хумса, и милостыню (например, он должен отдать его неимущим потомкам Пророка).

Положение 1546 – Если человек выплатит хумс с дозволенного имущества, смешанного с запретным имуществом, а потом объявится владелец запретного имущества, то человек должен будет вернуть ему выплаченное им в качестве хумса его имущество (согласно обязательной предосторожности). Также необходимо поступить, если человек не будет знать владельца имущества, и раздаст данное имущество в качестве милостыни от имени его владельца, а потом объявится владелец и не будет согласен с тем, что сделал человек.

Положение 1547 – Иногда имущество человека смешивается с чужим имуществом. И он знает количество чужого имущества, и точно знает, что владельцем данного имущества является один или несколько лиц из определенного числа людей, но не может с точностью сказать, кто из них является владельцем данного имущества. В этом случае он должен разделить чужое (не свое) имущество поровну между ними.

5 – Драгоценности, извлеченные из моря нырянием

Положение 1548 – Если человек нырнет в море и извлечет оттуда драгоценности, наподобие жемчуга и коралла, то он должен будет выплатить с них хумс. При условии, что стоимость этих драгоценностей, после вычета расходов и издержек для их извлечения, достигнет одного шариатского мискаля золота.

Положение 1549 – Хумс необходимо выплатить независимо от того, чем являются извлеченные из моря драгоценности – полезными ископаемыми или драгоценностями, которые образовались в раковинах живых существ. Являются ли они драгоценностями одного вида или нескольких видов. Были ли они извлечены из моря за один раз или же за несколько раз.

Положение 1550 – Если несколько человек извлекут из моря драгоценности, то, согласно предосторожности, необязательно, чтобы доля каждого из них достигала одного шариатского мискаля золота. Если общая сумма извлеченных ими драгоценностей достигнет одного мискаля золота, то они должны будут выплатить с них хумс.

Положение 1551 – Иногда морские драгоценности добывают без ныряния в море при помощи различных приспособлений, или собирают их с поверхности воды, или собирают на берегу моря. Если после вычета расходов на добычу их стоимость будет равняться одному мискалю золота, то, согласно обязательной предосторожности, с них необходимо выплатить хумс.

Положение 1552 – Хумс не выплачивается с пойманных рыб и остальных морских животных. Но они считаются частью годового дохода человека. Если по истечению года они или деньги, вырученные от их продажи, все еще будут иметься в наличии человека (то есть останется избыток сверх его годовых расходов), то с них необходимо будет выплатить хумс.

Положение 1553 – Необязательно чтобы человек нырял в море с намерением извлечения драгоценностей. Если он нырнет в море с другой целью и извлечет оттуда драгоценности, то все равно должен будет выплатить с них хумс.

Положение 1554 – Иногда человек ныряет в море и извлекает оттуда животное, в животе которого находится драгоценность, стоимость которой, после вычета всех расходов на ее извлечение, достигает одного шариатского мискаля золота. Если этим животным будет моллюск, в раковине которого обычно образуется драгоценный камень, то необходимо выплатить хумс с извлеченной драгоценности. А если эта драгоценность была проглочена морским животным, то, согласно обязательной предосторожности, необходимо выплатить с нее хумс и в этом случае.

Положение 1555 – Если драгоценности будут извлечены из больших рек, в которых выращиваются специальные моллюски, то с них также нужно выплачивать хумс.

Положение 1556 – Если лица, которые занимаются извлечением из моря драгоценностей, выплатят хумс с этих драгоценностей, и по истечении года эти драгоценности все еще будут иметься в их наличии, то необязательно выплачивать с них хумс во второй раз.

6 – Военные трофеи

Положение 1557 – Если мусульмане по приказу безгрешного имама (ДБМ) из семейства Посланника Аллаха (ДБАР) будут вести войну с неверующими и захватят на этой войне трофеи, то с них необходимо будет выплатить хумс. Но прежде выплаты хумса необходимо вычесть расходы и издержки на хранение и перевозку этих трофеев.

Положение 1558 – Если мусульмане с дозволения представителя безгрешного имама начнут войну против неверующих и захватят на этой войне трофеи, то, согласно обязательной предосторожности, с них также необходимо будет выплатить хумс.

Положение 1559 – В наше время в качестве трофеев захватываются такие виды оружия как танки и пушки, которые не используются в личных целях каждого отдельного солдата. Религиозный законовед и руководитель мусульман могут сразу же передать их в распоряжение мусульманской армии.

Положение 1560 – Мусульмане имеют право завладеть имуществом неверующих, находящихся в состоянии войны с мусульманами. В этом случае мусульмане должны выплатить хумс с данного имущества.

Положение 1561 – Военными трофеями, которые облагаются хумсом, являются лишь те трофеи, которые можно переносить с места на место. После выплаты с них хумса они становятся имуществом солдат. Но земли, доставшиеся мусульманам после войны с неверующими, являются имуществом всех мусульман.

Положение 1562 – Если группа мусульман совершит агрессию против другой группы мусульман, то необходимо остановить агрессора, склонив его к мирному решению конфликта. Если мусульмане в этом случае захватят друг у друга военные трофеи, то они не могут считать их своим имуществом. Их необходимо сохранить, а потом вернуть прежним владельцам. За исключением предметов, которые могут послужить причиной распространения разврата и продолжения агрессии. Эти предметы, с дозволения шариатского судьи, остаются в распоряжении захвативших их мусульман, и должны быть использованы в правильных целях.

7 – Земля, которую неверующий покупает у мусульманина

Положение 1563 – Некоторые неверующие люди живут в исламском обществе и соблюдают все относящиеся к ним исламские предписания. Если такой неверующий купит у мусульманина землю, то он должен будет выплатить хумс с этой земли.

Положение 1564 – Если неверующий, живущий в исламском обществе, купит землю у мусульманина, а потом продаст ее другому мусульманину, то с него не снимается обязанность по выплате хумса. Также, если неверующий умрет и мусульманин наследует от него землю, то, согласно предосторожности, нужно будет выплатить хумс с этой земли. Если в момент покупки земли неверующий поставит условие, что он не будет выплачивать хумс, или поставит условие, что хумс выплатит продавец-мусульманин, то данное условие недействительно, и он сам должен будет выплатить хумс с покупаемой им земли. Но если он поставит условие, что продавец выплатит вместо него некоторое количество хумса, то продавец должен будет соблюсти это условие.

Положение 1565 – Если мусульманин без намерения купли-продажи сделает землю собственностью неверующего и возьмет у него что-либо взамен, то, согласно обязательной предосторожности, неверующий должен будет выплатить хумс с этой земли.

Использование хумса

Положение 1566 – Хумс необходимо разделить на две части. Одна часть хумса принадлежит непорочному имаму из Ахль аль-байт. А другая часть принадлежит сейидам – потомкам Пророка Ислама. Часть хумса, принадлежащую сейидам, необходимо отдать неимущим сейидам, или нуждающимся сейидам-сиротам, или сейидам, оставшимся в дороге без средств и попавшим в безвыходное положение (даже если у себя дома они не являются бедняками). А ту часть хумса, которая принадлежит непорочному имаму, в наше время необходимо отдавать справедливому религиозному законоведу (муджтахиду). Религиозный законовед будет использовать его во благо исламской общины, особенно для поддержания религиозных учебных заведений.

Положение 1567 – Ту часть хумса, которая принадлежит непорочному имаму, дозволяется расходовать на строительство мечетей, больниц, учебных заведений и тому подобное лишь в том случае, если на это будет разрешение справедливого религиозного законоведа (муджтахида). А ту часть хумса, которая принадлежит сейидам, дозволяется расходовать лишь на сейидов, как было сказано в предыдущем пункте, и не дозволяется расходовать на что-либо другое.

Положение 1568 – Некоторые люди являются должниками по выплате хумса. Такие люди могут договориться с религиозным законоведом или его представителем, и после его разрешения выплачивать долг по хумсу по частям (если религиозный законовед увидит в этом целесообразность).

Положение 1569 – Ту часть хумса, которая принадлежит сейидам, нельзя отдавать сейидам без разрешения религиозного законоведа (согласно обязательной предосторожности). Если часть хумса, принадлежащую непорочному имаму, выплатят без разрешения религиозного законоведа, то данная выплата недействительна. За исключением случаев, когда религиозный законовед согласится с подобной выплатой и дозволит ее.

Положение 1570 – Некоторые люди имеют большой долг по выплате хумса и не в состоянии выплатить его. Религиозный авторитет может простить подобным людям выплату той части хумса, которая принадлежит непорочному имаму (если он увидит в этом целесообразность).

Положение 1571 – Иногда человек желает отдать часть хумса, принадлежащую непорочному имаму, другому религиозному законоведу, то есть не тому, чьим указаниям он следует. Подобное дозволяется в том случае, если человек будет знать, что оба религиозных законоведа (и тот, чьим указаниям он следует, и тот, чьим указаниям он не следует) расходуют хумс на одни и те же цели.

Положение 1572 – Разрешается отдать хумс несправедливому сейиду (потомку Порока Ислама). Однако, согласно обязательной предосторожности, не следует отдавать его такому сейиду, который, не скрывая, совершает греховные поступки. Если сейид остался в дороге, то отдать ему хумс дозволяется лишь в том случае, если его поездка не является греховной поездкой. Но если он покается, и оставшийся путь проделает без совершения греха, то и в этом случае дозволяется отдать ему хумс.

Положение 1573 – Если сейид не является последователем (шиитом) 12-ти непорочных имамов, то не дозволяется отдавать ему хумс. Также не дозволяется отдавать хумс сейиду, который находится на иждивении человека, выплачивающего хумс. Например, человек не имеет права отдавать хумс своей супруге, которая является сейидом. Кроме случаев, когда эта женщина вынуждена обеспечивать расходы других лиц, которые не находятся на иждивении ее мужа.

Положение 1574 – Является ли человек сейидом (потомком Пророка Ислама) или нет можно доказать двумя путями:

Первый: Если два справедливых лица подтвердят, что данный человек является сейидом (достаточно будет и подтверждения одного справедливого лица).

Второй: Если человек известен как сейид в той местности (или в городе), где он проживает. Независимо от того, послужит ли эта известность причиной уверенности или же только предположения того, что данный человек является сейидом.

Положение 1575 – Некоторые неимущие сейиды находятся на иждивении других людей, которые обязаны обеспечивать их расходы. Если эти люди не в состоянии обеспечить их расходы, то дозволяется отдать хумс подобным сейидам. Например, дозволяется отдать хумс женщине-сейиду, если ее муж не может обеспечить ее расходы.

Положение 1576 – Согласно обязательной предосторожности сейидам не разрешается брать хумс сверх того, что им нужно для расходов на жизнь в течение одного года.

Положение 1577 – Человеку не запрещается перевозить хумс с одного города в другой, независимо от того, имеется ли в его собственном городе лицо, которому необходимо отдать хумс, или нет. Но если хумс во время перевозки пропадет, то, согласно обязательной предосторожности, он должен будет компенсировать его из другого имущества. Если человек перевозит хумс с одного города в другой, то расходы на перевозку он должен выплачивать сам, и не имеет права вычитывать их из хумса. Если человек отдаст хумс представителю религиозного законоведа, который повезет хумс с одного города в другой, и хумс пропадет, то человек не обязан возмещать хумс.

Положение 1578 – Некоторые неимущие сейиды испытывают нужду в начальном капитале, для того чтобы заняться торговлей, ремесленничеством или другим делом. В этом случае разрешается отдать им хумс на эти цели (конечно же, лишь в том количестве, которое обеспечит их жизненные нужды).

Положение 1579 – Если часть хумса, которая принадлежит сейидам, превышает потребности сейидов, то оставшуюся часть необходимо отдать справедливому религиозному законоведу, который использует его на благие цели. А если часть хумса, которая принадлежит сейидам, меньше их потребностей, то разрешается взять хумс из части непорочного имама. Таким образом, часть хумса, принадлежащая сейидам, может быть больше, а может быть меньше части непорочного имама.

Положение 1580 – Согласно обязательной предосторожности, ту часть хумса, которая принадлежит сейидам, необходимо отдавать им из того же имущества, с которого выплачивается хумс, или необходимо отдать его стоимость в деньгах, находящихся в обращении. И не дозволяется отдавать из другого имущества. Например, человек должен выплатить хумс с драгоценностей. Он должен отдать сейиду драгоценности или их стоимость в деньгах, и он не может отдать ему другое имущество. За исключением случаев, когда он продаст сейиду другое имущество в долг, а затем простит долг в счет хумса.

Положение 1581 – Если неимущий сейид является должником человека, то человек может простить долг сейиду в счет части хумса, которая принадлежит сейидам. Подобная сделка с частью хумса, которая принадлежит непорочному имаму, должна происходить только с разрешения религиозного законоведа.

Положение 1582 – Необязательно говорить сейиду о том, что эти деньги являются деньгами хумса. Их можно отдать ему в качестве подарка, предварительно намерившись отдать ему хумс. То же самое относится и к части хумса, принадлежащей непорочному имаму, которая отдается кому-либо с разрешения религиозного законоведа.

Положение 1583 – Человек, которому отдается хумс, не может взять его и подарить обратно лицу, выплачивающему хумс. За исключением того количества, дарение которого соответствует его положению.

Положение 1584 – Если человек договорится с религиозным законоведом или его представителем о том, что выплатит хумс на следующий год, то он не может вычесть сумму данного хумса из доходов следующего года. Например, человек должен выплатить хумс в размере 2000 рублей, и договорился с религиозным законоведом о том, что выплатит его на следующий год. На следующий год (после всех необходимых расходов) с его доходов остался избыток в количестве 20000 рублей. Он должен выдать хумс с 20000 рублей (то есть пятую часть, что составляет 4000), и не имеет права вычитывать из этой суммы 2000 рублей. И уже потом он должен вычесть 2000 рублей с оставшихся 16000 рублей.

Положение 1585 – Часть хумса отдается сейидам по той причине, что они не имеют права брать закят и милостыню. Поэтому здесь нет никакой дискриминации, как думают некоторые. О том, почему сейиды не имеют права брать закят и милостыню, сказано в исламских книгах.

Закят

Положение 1586 – Закятом в исламской религиозной практике называется налог с определенного имущества на благие цели. Закят делится на два вида: закят с имущества и закят аль-фитра (выплачиваемый после окончания месяца Рамадан). Закят с имущества выплачивается с девяти его видов:

1-Пшеница.

2-Ячмень.

3-Финики.

4-Изюм (кишмиш).

5-Золото.

6-Серебро.

7-Бараны.

8-Коровы.

9-Верблюды.

Если человек обладает чем-либо из перечисленных девяти видов имущества, то при наличии условий, о которых будет сказано далее, он должен будет израсходовать определенную часть этого имущества на благие цели, о которых также будет сказано далее. Также желательно каждый год выплачивать закят и с другого имущества, не только из перечисленных выше девяти его видов. Например, из торговых доходов, ремесленничества. И желательно выплачивать закят с других сельскохозяйственных культур (не только с пшеницы, ячменя, фиников и изюма).

Условия для выплаты закята

Положение 1587 – Выплата закята становится обязательной при наличии следующих условий:

Первое: Количество имущества, с которого выплачивается закят, должно достигнуть установленной нормы.

Второе: Владелец имущества должен достигнуть совершеннолетия и быть здравомыслящим.

Третье: Владелец имущества должен распоряжаться своим имуществом.

Четвертое: Должно пройти 12 месяцев (1 год), по истечении которых выдается закят с коров, баранов, верблюдов, золота и серебра. Однако, согласно обязательной предосторожности, время выплаты закята начинается с начала 12-ого месяца. Если некоторые из вышеперечисленных условий потеряют силу в течение 12-ого месяца, то закят все равно необходимо будет выплатить.

Положение 1588 – Если владелец коров, баранов, верблюдов, золота или серебра достигнет совершеннолетия в середине года (в течение 12-ти месяцев), то ему необязательно выплачивать с них закят.

Положение 1589 – Закят с пшеницы и ячменя становится обязательным тогда, когда в колосьях созреют зерна, и их можно будет назвать пшеницей и ячменем. Закят с винограда и кишмиша становится обязательным после созревания плодов, когда их можно будет назвать виноградом. То же самое относится к финикам, то есть закят с них становится обязательным после их созревания, когда их можно будет употреблять в пищу. Однако время выдачи закята не совпадает с тем моментом, когда закят с этих культур становится обязательным. Закят с пшеницы и ячменя необходимо выдавать после сбора урожая и отделения зерен от колосьев. Закят с винограда и фиников необходимо выдавать после того, как плоды станут сухими. За исключением случаев, когда плоды будут использованы во влажном состоянии. В подобных случаях необходимо выдать закят с влажных плодов, при условии, что их количество в сухом состоянии достигнет установленной нормы.

Положение 1590 – Закят с пшеницы, ячменя, изюма и фиников становится обязательным в том случае, если в тот момент, когда их закят становится обязательным, их владелец является совершеннолетним человеком.

Положение 1591 – Если у человека незаконно отнимут его имущество, то отнявшие его люди не будут иметь права распоряжаться им, и закят с этого имущество не выплачивается. То же самое относится к присвоенному полю или саду. Если в то время, когда закят стал обязателен, поле находилось в руках присвоившего его человека, то, после возвращения поля его истинному владельцу, владелец поля не должен выплачивать закят.

Положение 1592 – Если человек возьмет в долг золото, серебро или другое имущество, с которого выплачивается закят, и оно пробудет у него один год, то он должен будет выплатить с него закят. А у того человека, который дал ему в долг, нет каких-либо обязанностей по выплате закята.

Закят сельхозкультур

Положение 1593 – Закят пшеницы, ячменя, изюма и фиников становится обязательным в том случае, если их количество достигнет установленной нормы. Их установленной нормой является 847 килограмм.

Положение 1594 – Если до выдачи закята часть пшеницы, ячменя, изюма и фиников будет использована в пищу или отдана другому человеку, то с этой части также должен быть выдан закят.

Положение 1595 – Если владелец сельхозкультур умрет после того, как их закят станет обязательным, то нужно будет выдать закят из его имущества. А если владелец сельхозкультур умрет до того, как их закят станет обязательным, то закят должны будут выплатить его наследники. То есть, если доля каждого из наследников достигнет установленной нормы, каждый из них должен будет выплатить закят.

Положение 1596 – Шариатский судья имеет право назначить уполномоченного для сбора закята, который, после отделения зерен пшеницы и ячменя от колосьев, и после высыхания плодов винограда и фиников, будет собирать у населения закят. Если кто-либо станет уклоняться от выплаты закята, который по праву принадлежит неимущим, то уполномоченный будет иметь право применить силу при его сборе.

Положение 1597 – Если человек купит засеянное поле или сад до того, как станет обязательным закят сельхозкультур, то закят с них выплачивать должен он, то есть новый владелец поля или сада. А если он купит засеянное поле или сад после того, как закят сельхозкультур стал обязателен, то закят с них должен выплачивать продавец, то есть прежний владелец.

Положение 1598 – Если человек купит пшеницу, ячмень, изюм или финики и будет знать, что их продавец выплатил с них закят, то он не должен выплачивать с них закят. Если он будет сомневаться в этом, то и в этом случае не должен выплачивать с них закят. Но если человек будет знать, что продавец не выплатил с них закят, то сделка относительно того количества, которое является закятом, недействительна. Кроме случаев, когда шариатский судья разрешит подобную сделку. В этом случае продавец сельхозкультур должен будет отдать шариатскому судье стоимость их закята. А если шариатский судья не разрешит подобную сделку, то он заберет закят у покупателя. Покупатель в этом случае имеет право потребовать у продавца стоимость закята.

Положение 1599 – Если вес пшеницы, ячменя, изюма и фиников во влажном состоянии достигает установленной нормы, но после высыхания не достигает этого количества, то выплата с них закята необязательна.

Положение 1600 – Если виноград или финики используют в пищу, или продадут до того как они высохнут, то выплата с них закята становится обязательной в том случае, если их количество в сухом состоянии достигнет установленной нормы.

Положение 1601 – Если сельхозкультуры, с которых был выплачен закят, будут храниться в течение нескольких лет, то нет необходимости в повторной выдаче с них закята.

Положение 1602 – Если пшеница, ячмень, изюм и финики будут орошаться дождем, водой рек, каналов, подземных источников и плотин (без участия человека), или урожай поспеет за счет влажности земли, то количество закята, которое нужно будет выплатить с них, составит 1/10-ую часть урожая. А если пшеница, ячмень, изюм и финики будут орошаться при участии человека (то есть вручную), или при помощи насосов и животных поливаться водой колодцев, рек и тому подобное, то количество закята, которое нужно будет выплатить в этом случае, составит 1/20-ую часть урожая.

Положение 1603 – Иногда орошение (полив) поля или сада происходит обоими способами, описанными в предыдущем пункте. Например, поле поливается и дождем (без участия человека), и водой из колодца (при участии человека). Если орошение одним из двух способов было ничтожно малым, и не будет приниматься в счет, то закят необходимо выдавать исходя из второго способа полива. Но если орошение в достаточном количестве происходило обоими способами (например, половину или треть срока поле орошалось одним способом, а оставшийся срок другим способом), то закят необходимо будет выплатить следующим образом. Необходимо разделить урожай на две половины. С одной половины необходимо будет выплатить 1/10-ую часть, а с другой половины 1/20-ую часть.

Положение 1604 – Если человек не будет знать, каким способом происходило орошение сельхозкультур (дождем или водой из колодца), то он должен будет выплатить лишь 1/20-ую часть урожая.

Положение 1605 – Иногда поле орошается дождем или подземным источником, и не нуждается в поливке водой из колодца при участии человека. Но, несмотря на это, поле все равно поливают водой из колодца. Если поливка из колодца в этом случае не будет иметь никакого воздействия на урожай, то закят составит 1/10-ую часть. И наоборот, если поле будет поливаться водой из колодца, а потом пройдет дождь, но не окажет никакого воздействия на урожай, то закят составит 1/20-ую часть.

Положение 1606 – Иногда поле или сад орошаются при участии человека, а соседнее поле орошается посредством влажности первого поля и не нуждается в дополнительной поливке. В этом случае закят с урожая первого поля, политого при участии человека, составит 1/20-ую часть урожая. А закят с урожая соседнего поля составит 1/10-ую часть урожая.

Положение 1607 – Согласно обязательной предосторожности, расходы, которые были затрачены на посев и ухаживание за сельхозкультурами, не должны вычитываться из урожая до выплаты закята. Также до выплаты закята из урожая не должна вычитываться стоимость засеянных семян.

Положение 1608 – Если человек купит виноградное или финиковое дерево, то их стоимость не будет относиться к числу расходов. И если он купит виноградное или финиковое дерево до того как закят станет обязательным, то, согласно обязательной предосторожности, он также не должен вычитывать их стоимость из урожая до выплаты закята. Также к числу расходов не относятся деньги, на которые была приобретена земля.

Положение 1609 – Некоторые люди имеют несколько полей пшеницы или ячменя (или несколько садов винограда или фиников) в разных местностях, в которых неодинаков сезон созревания урожая, то есть зерна или плоды созревают в разное время. В этом случае все эти зерна или плоды считаются урожаем одного года. Если урожай первого поля или сада достигнет установленной нормы, то необходимо выплатить с него закят, а закят с урожая другого поля или сада нужно будет выплатить после его созревания и сбора. А если урожай первого поля не достигнет установленной нормы, то необходимо будет подождать созревания урожая второго поля. Если количество урожая двух полей достигнет установленной нормы, то выдача с них закята будет обязательной.

Положений 1610 – Некоторые виноградные или финиковые деревья дают два урожая в год. Если количество двух урожаев достигнет установленной нормы, то с них нужно будет выплатить закят (согласно обязательной предосторожности).

Положение 1611 – Если человек должен выплатить закят с высохших фиников или изюма, то он не имеет права выплачивать закят свежими финиками и виноградом. Однако он может продать их неимущему в долг, а затем простить ему долг в счет закята. А если он намеревается продать финики или виноград до того как они высохнут, то может выплатить с них закят в свежем виде.

Положение 1612 – Иногда человек уходит из этого мира, имея обязанность по выплате закята и долги различным людям. Сначала нужно будет выплатить закят с того имущества покойного, с которого он обязан был выплатить закят, а потом расплатиться с его долгами. Но это нужно проделать в том случае, если имущество покойного, которое облагается закятом, все еще имеется в наличии.

Положение 1613 – Человек уходит из этого мира, имея долги различным людям, и имея поля или сады, урожай которых еще не созрел. Если до созревания урожая его наследники расплатятся с его долгами с другого имущества, а потом поделят созревший урожай и доля каждого из них достигнет установленной нормы, то каждый из них должен будет выплатить закят. Но если наследники покойного не расплатятся с его долгами до созревания урожая (то есть до того, как закят станет обязательным), и всего его имущества хватит лишь для погашения долгов, то закят в этом случае будет необязателен.

Положение 1614 – Иногда часть пшеницы, ячменя, фиников или изюма, выплата закята с которых обязательна, находится в плохом состоянии, а часть в хорошем. В этом случае закят части, находящейся в плохом состоянии, нужно выплатить из плохой части, а закят части, находящейся в хорошем состоянии, выплатить из хорошей части. Не дозволяется выплачивать закят со всего урожая из плохой его части. И будет лучше, если закят будет выплачен из хорошей части урожая.

Закят золота и серебра

Положение 1615 – Золото имеет две установленные нормы выплаты закята:

Первая норма: 20 шариатских мискалей, которые равны 15-ти простым мискалям. Если количество золота достигнет этой установленной нормы, и будет обладать другими условиями, о которых будет сказано далее, то 1/40-ую часть золота (то есть 2,5 процента) нужно будет выплатить в качестве закята. Если количество золота не достигнет этой установленной нормы, то выплата с него закята необязательна.

Вторая норма: Если к 20-ти шариатским мискалям золота прибавится 4 шариатских мискаля, то закят нужно выплачивать с 24-х мискалей (также 2,5 процента). А если к 20-ти мискалям прибавится только 3 мискаля, то закят золота нужно выплачивать с тех же 20-ти мискалей. Таким образом, если к количеству золота будет прибавляться по 4 шариатских мискаля (например, 24, 28, 32 и т.д.), то закят нужно выплачивать с нового количества золота. А если к прежнему количеству золота будет прибавляться меньше 4-х шариатских мискалей, то закят нужно выплачивать с прежнего количества золота.

Положение 1616 – Серебро также имеет две установленные нормы выплаты закята:

Первая норма: 105 простых мискалей. Если количество серебра достигнет этой установленной нормы, и будет обладать другими условиями, о которых будет сказано далее, то 1/40-ую часть серебра (то есть 2,5 процента) нужно будет выплатить в качестве закята. Если количество серебра не достигнет этой установленной норы, то выплата с него закята необязательна.

Вторая норма: Если к 105-ти простым мискалям прибавится 21 простой мискаль, то закят нужно выплачивать с 126-ти простых мискалей (также 2,5 процента). А если к 105-ти простым мискалям прибавится только 20 простых мискалей, то закят серебра нужно выплачивать с тех же 105-ти мискалей. Таким образом, если к количеству серебра будет прибавляться по 21-му простому мискалю (например, 126, 147, 168 и т.д.), то закят нужно выплачивать с нового количества серебра. А если к прежнему количеству серебра будет прибавляться меньше 21-ого простого мискаля, то закят нужно выплачивать с прежнего количества серебра.

Положение 1617 – Золото и серебро облагаются закятом каждый год. То есть, если человек выплатил закят с золота и серебра, а на следующий год они вновь будут обладать всеми условиями, при которых закят становится обязательным, то с них снова нужно будет выплатить закят. Это будет продолжаться до тех пор, пока их количество не станет меньше установленной нормы выплаты закята. Хумс в этом отношении отличается от закята. Если с имущества один раз был выплачен хумс, то это имущество больше не облагается хумсом, за исключением случаев, когда возрастет количество данного имущества. Пшеница, ячмень, кишмиш и финики также облагаются закятом только один раз.

Положение 1618 – Одним из условий обязательности выплаты закята с золота и серебра является то, чтобы золото и серебро были в виде монет, которыми в наше время можно совершать торговые сделки. Таким образом, если золотые и серебряные монеты не используются в торговых сделках, то они не облагаются закятом.

Положение 1619 – Согласно желательной предосторожности, будет лучше, если закят будет выплачиваться и с остальных денег, которые имеют хождение в наше время, если они будут обладать остальными условиями обязательности выплаты закята.

Положение 1620 – Если из золотых и серебряных монет, имеющих хождение в наше время, будут изготовлены женские украшения, и женщины будут использовать их, то закят с них не выплачивается. Если человек имеет некое количество золота и некое количество серебра, но не одно из них не достигает установленной нормы, то ему не обязательно выплачивать с них закят. Даже если их общее количество (золота с серебром) достигнет установленной нормы.

Положение 1621 – Следующим условием обязательности выплаты закята с золота и серебра является то, чтобы человек в течение целого года являлся владельцем золота или серебра, количество которого достигает установленной нормы. Если золото или серебро пробудут у него одиннадцать месяцев, и начнется отсчет двенадцатого месяца, то, согласно предосторожности, он должен выплатить с них закят. Но если человек продаст их до истечения одиннадцати месяцев, или их количество станет меньше установленной нормы, или он перестанет быть их владельцем, то ему необязательно выплачивать с них закят. Также ему необязательно выплачивать закят с золота и серебра, если он поменяет их на что-либо другое, или расплавит их, и после расплавки они перестанут быть в виде монет. Но если он поменяет золотые и серебряные монеты на другие золотые и серебряные монеты, то в этом случае, согласно обязательной предосторожности, ему нужно будет выплатить с них закят.

Положение 1622 – Если человек, для того, чтобы избежать выплаты закята, поменяет золотые и серебряные монеты или расплавит их, то ему необязательно выплачивать с них закят. Но этим действием он сам лишит себя благ и милостей. Поэтому, согласно желательной предосторожности, будет лучше, если он выплатит с них закят.

Положение 1623 – Если человек будет владеть хорошим и плохим золотом и серебром, то он должен выплатить закят с хорошего золота и серебра хорошим золотом и серебром, а закят с плохого – плохим. Но будет лучше, если он выдаст весь закят качественным золотом и серебром. То же самое относится к случаям, если он будет владеть золотом или серебром разной пробы.

Положение 1624 – В некоторых случаях в составе золотых и серебряных монет присутствует сплав другого металла, так что их не называют чистыми золотыми и серебряными монетами. Если состав чистого золота или серебра в монетах достигает установленной нормы, то с них необходимо выплатить закят. Если человек сомневается в достижении золота и серебра в монетах установленной нормы, то ему не обязательно выплачивать с них закят. Но если он может проверить количество золота и серебра в составе монет, то, согласно обязательной предосторожности, ему нужно сделать это.

Закят животных

Положение 1625 – Для того, чтобы выплата закята с верблюдов, коров и баранов стала обязательной, помимо ранее приведенных условий, животные не должны быть использованы на какой-либо работе. То есть они не должны быть рабочими животными. Если же в течение всего года они были использованы в работе всего несколько дней и не считаются рабочими животными, то с них необходимо будет выплатить закят.

Положение 1626 – Согласно обязательной предосторожности, закят с коров, верблюдов и баранов (после того, как их количество достигнет установленной нормы) необходимо выплачивать независимо от того, каким образом питались животные. То есть независимо от того, питались ли они травой на пастбище или травой, скошенной человеком, или же и той, и другой травой.

Положение 1627 – Если для выпаса животных покупается или арендуется пастбище, где еще никто не косил траву, или же для их выпаса человек понесет некоторые расходы, то и в этом случае нужно будет выплатить с них закят.

Установленная норма для закята баранов

Положение 1628 – Закят с баранов имеет пять установленных норм:

Первая: 40 баранов, с которых выплачивается закят в количестве одного барана. Если количество баранов не достигнет 40-а голов, то закят с них не выплачивается.

Вторая: 121 баран, с которых выплачиваются 2 барана.

Третья: 201 баран, с которых выплачиваются 3 барана.

Четвертая: 301 баран, с которых выплачиваются 4 барана.

Пятая: 400 баранов и выше, с каждой сотни которых выплачивается 1 баран. Если количество баранов не достигает новой сотни, то новый баран не выплачивается.

Если количество баранов равняется числу между двумя установленными нормами, то количество выдаваемых баранов исчисляется из нижней установленной нормы. Например, если количество баранов перевалило за 40 голов (перевалило первую установленную норму), но не достигло 121-го (не достигло следующей установленной нормы), то в качестве закята необходимо выдать лишь одного барана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс