Хрестоматия по истории Чечни (Часть 1)

ПАШКОВ Р.В.

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЧЕЧНИ

I. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЧЕЧНЯ

Л. МРОВЕЛИ «КАРТЛИС ЦХОВРЕБА»

«Картлис Цховреба» переводится как «Житие Грузии». Это свод древнейших рукописей, собранных, как принято считать, Леонтием Мровели. В этом удивительном документе много легендарного. Он будет интересен, прежде всего, студентам исторических факультетов, преподавателям, всем, кто интересуется историей Кавказа на профессиональном уровне.

В этом документе чётко прослеживаются отголоски Урартского мира (Тогарма, Торгамус, Торгим; см. «Нахи, пророки. Судьба» – М., 1996 г.). В своде ясно обозначен «наиболее могущественный» из всех детей Кавказуса – Дзурдзук – общепризнанный предок нахских народов. Здесь сказано о том, что самый первый грузинский царь Фарнаваз женился на дзурдзучке, чтобы с помощью наиболее именитых в Закавказье дзурдзуков закрепиться и удержаться на престоле. Как ему, так и его сыну Саурмагу чеченцы оказывали помощь и поддержку, увлекательно сообщается в данных преданиях. Здесь много другого ценного материала, который может быть использован как первоисточник.

Мы публикуем данные летописи полностью, без изменений и комментариев.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПОВЕСТЬ О ВОСЬМИ БРАТЬЯХ

Сперва отметим, что у армян и картвелов, ранов и моваканцев, херов и леков, мегрельцев и кавказцев был один отец по имени Таргамос. Этот Таргамос был сыном Таргима, внуком Яфеты, сына Ноя. И был этот Таргамос героем.

После разделения языков, когда построили в Вавилоне башню и разделились там языки, и оттуда рассеялись во все страны, обосновался этот Таргамос со своими родичами между тех двух недоступных гор, между Араратом и Масисом. И был его род великим и неисчислимым, ибо было у него много жен, сыновья и дочери, дети и внуки его сыновей и дочерей, ибо жил он шестьсот лет. И их не вмещала страна Араратская и Масисская.

А границы его страны, доставшейся ему в удел, таковы: на востоке – море Гургенское, на западе – море Понтийское, на юге – гора Оретская, а на севере – гора Кавказ.

А среди сыновей его выделялось восемь человек, герои сильные и славные. Первого звали Хаос, второго – Картлос, третьего – Бардос, четвертого – Мовакан, пятого – Лек, шестого – Херос, седьмого – Кавкас, восьмого – Эгрос. Эти восемь братьев были героями.

Хаос же был героем более других, ибо такого никогда не было ни до потопа, ни после, ни телом, ни силой, ни мужеством.

Но больше не вмещала страна Араратская и Масисская, разделил Таргамос страну и роды свои между этими восьмью героями: половину рода своего и лучшую половину страны своей дал Хаосу, а семерым этим дал долю их согласно старшинству. Повел этих семерых к северу и разделил страны согласно их достоинству. Дал Картлосу территорию и определил ее границы так: на востоке Хереты и реку Бердужскую, на западе море Понтийское, на юге гору, которая находится у истоков Бердужской реки, и гору, простирающуюся к западу, воды которой текут к северу и сливаются с Курой, которая тянется между Кларжети и Тао вплоть до моря, а на севере определил границей Гадо, которая ныне называется Лихи. Между этими границами определил все Картлосу.

А Бардосу определил южнее Куры, от Бердужской реки до места, где соединяются Кура и Аракс. Этот Бардос построил город Бардави и обосновался там.

А Мовакану определил севернее Куры, от устья Малой Алазани до моря. И он построил город Мовакнети и обосновался там.

А Херосу определил страну севернее Куры, от устья Малой Алазани до Ткетба, которая ныне называется Гулгула. И этот Херос впервые построил город в месте между слиянием обеих Алазаний и назвал именем своим Херети. И поэтому Херети называется Херетией, а ныне это место называется Херанта.

А Эгросу дал страну у морского залива и определил ему границы: на востоке гору Малую, которая ныне называется Лихи, на западе море; на севере реку малую Хазарскую, до которой простирается оконечность Кавказа. Эгрос построил город и назвал именем своим Эгриси. Ныне это место называется Бедня. Севернее Кавказа не было удела Таргамоса, но и не жил человек севернее Кавказа. И была населенной страна та от Кавказа до большой реки, которая впадает в море Дарубандское. Поэтому вывел Таргамос из многих героев двух – Лекана и Кавкаса. И дал Лекану страну от моря Дарубандского до реки Ломекской, а на севере – до большой Хазарской реки, а Кавкасу дал от Ломекской реки вплоть до оконечности Кавказа на западе.

Хаос же обосновался в месте пребывания отца своего Таргамоса и занял страну, простирающуюся на север, как я и описал. На юге земли его простирались от горы Оретской, а на востоке вплоть до моря Гурганского. На западе его владения были вплоть до моря Понтийского, и был Хаос правителем и господином над всеми этими семью героями, которые все были покорны Хаосу. А все восемь братьев вместе подчинялись Неброту, герою, который был первым царем всей земли. Через несколько лет после этого призвал Хаос семерых тех героев, собрал их и сказал: «Дал Бог всевышний силу и множество родичей наших. Теперь же с помощью Создателя не будем более ничьими рабами и не будем никому служить, кроме Бога Создателя». Поклялись ему семь героев и, укрепившись в том решении, отказались от Неброта и перестали платить ему дань. И договорились с другими некоторыми родами, которые также изменили Неброту.

Тогда разгневался Неброт, собрал героев своих и все подчинившиеся ему войска свои и направился против таргамосианцев. Хаос же призвал всех семерых героев и всех родичей Таргамоса. Помогли ему также другие западные роды; так собрал Хаос всех и стал у подножья Масиса. А как только подошел Неброт к стране Адарбадаганской и стал там, отправил шестьдесят героев и с ними войска могучие, чтобы сразиться с таргамосианами.

Но как только подошли те войска Неброта, встретили их семь тех героев, братьев Хаоса, с могучими войсками. Хаос же с сильнейшими войсками стал в тылу. Началась битва между ними, которая была подобна жестокой буре. Ибо пыль их ног подобна темной туче, сверкание доспехов их подобно молнии небесной, боевой клич их подобен грому, множество стрел и метание камней подобны частому граду, а кровь их лилась подобно потокам реки. Усилилась битва между ними, и было убито с обеих сторон бесчисленное множество.

Хаос же стоял в тылу своих героев, подбодряя и обнадеживая голосом страшным, который был подобен раскатам грома. Тогда одолели таргамосиане врагов своих, убили шестьдесят тех героев Небротовых и войска их. Семь же этих героев таргамосианов – Картлос, Бардос, Мовакан, Херос, Лекан, Кавкас, Эгрос – остались живы, получив лишь ранения, и благодарили Бога за это.

Неброт же, как только узнал об этом, разгневался и направился к ним со всеми своими силами. У Хаоса же не было войск, численно равных войскам Неброта. Укрепился он в ущельях Масиса. Подошел Неброт и встал ниже Хаоса.

Был Неброт вооружен железом и медью от пят вплоть до темени. И поднялся на одну гору для переговоров с Хаосом, призывал его покориться, ибо пожелал он вновь покорить Хаоса. Хаос же обратился к героям своим: «Укрепите мне спину, чтобы мне явиться к Неброту».

И пошел, и явился лицом к лицу вблизи Неброта, и метнул стрелу, и попал в грудь Неброта, в медную пластинку, и вышла стрела наружу из спины. Тогда упал Неброт и бежало его войско. И освободились рода Таргамосовы. Тогда Хаос объявил себя царем над братьями своими, а также над другими родичами, жившими близко к его границам. А эти семь братьев отправились каждый в свою страну и были покорны Хаосу.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОВЕСТЬ О КАРТЛИ

Теперь же начнем рассказывать повесть о Картли и их родах, и жизни их вплоть до наших дней. Когда разделил страну Таргамос между родами своими и всеми восемью сыновьями своими, дал Картлосу страну, которую обозначил выше. И этот Картлос сначала пришел на то место, где сливается Арагва с Курой, и поднялся на их гору, которая называется Армази. И впервые создал на ней укрепления и построил на ней дом. Назвал гору ту именем своим – Картли. И вплоть до воздвижения на ней идола Армази называлась та гора Картли, и из-за этого называлась она Картли Картлией от Хунани вплоть до моря Сперского.

После этого Картлос построил Орбис-цихе (крепость Орбскую), которая ныне называется Самшвилде. И опять же построил Матверис-цихе (буквально «крепость, построенная из пыли, земли»), которая ныне называется Хунани. Жил он много лет, и умножилось его потомство.

Но среди детей его выделились пять героев, имена которых были Мцхетос, Гардабос, Кахос, Кухос, Гачиос. Эти пятеро все были героями. Но Мцхетос превосходил геройством остальных.

Умер Картлос и похоронили его на вершине Картлийской, которая ныне называется Армази. И после этого жена его построила Деда-цихе («мать-крепость, главную крепость»). И она же построила Бостан-калака (Бостан-город), который ныне называется Рустави; и разделила жена Картлоса владения между всеми теми пятью героями, своими детьми.

Гардабосу дала Хунани и определила ему такие границы: с востока – реку Бердужскую, с запада – город Гачиани, с юга – гору первозванную, а с севера – Куру.

А Гачиосу дала Орбис-цихе и страну от Сквиретской реки вплоть до начала Обоца. Этот Гачиос построил город Гачиани, который назывался Санадиро-калаки («охотничий город»).

А Кухосу дала Бостан-калаки, который ныне называется Рустави, и земли от Арагви вплоть до Херети, между горой Кахетской и Курой.

А Кахосу дала земли между Кавказом и Кахской горой, от Арагви вплоть до Ткеба, который является границей Херети. Кахос построил Гелети, а Кухос помог ему в этом строительстве. И ввиду того, что Дада-цихе была уделом Кахоса, дал он ее за помощь Кухосу, и Кухос помог в строительстве Гелети, которая называлась Бер, будучи первостроением Кахети.

А Мцхетос, который был героем более всех своих братьев, остался в месте пребывания отца их Картлоса, которое ныне называется Армази. И он же построил город между слиянием Куры и Арагвы и назвал именем своим Мцхета. И занял страну от Тбилиси и Арагвы на запад вплоть до моря Сперского. И так он был правителем и господином над всеми теми четырьмя братьями, а четверо эти все были покорны ему. Так разделены сыновья Картлоса, которых разделила их мать после смерти Картлоса. Но жил сын Картлоса многие годы и долгие времена, умножились его родичи и умножились родичи всех их.

Между детьми же Мцхетоса выделялись три героя славных, имена которых следующие: первого звали Уплос, следующего – Одзрхос, а третьего – Джавахос. Разделил Мцхетос между ними страну.

Одзрхосу дал страну скалистую от Тасискари вплоть до моря Сперского. Этот Одзрхос построил две крепости-города: Одзрхе и Тухариси.

А Джавахосу дал страну от Панавари вплоть до истока Куры.

Этот Джавахос построил две крепости-города: Цунда и город Артанский, который тогда назывался Каджта-калаки («город каджов, леших, бесов»), а ныне называется Хури.

Уплос же остался в месте пребывания отца их Мцхетоса в Мцхета. И владел страной от Арагви и Тбилиси вплоть до Тасискари и до Папавари. И он построил Уплис-цихе, Урбниси, Каспи. Его страна простиралась от Арагви и Армази вплоть до Тасискари и назвал он эту страну Верхней страной, которая ныне называется Внутренней Картлией.

А вплоть до смерти Мцхетоса все эти родичи Таргамоса пребывали в любви друг к другу. И был у них страх перед небротианами, и подозревали они небротианов в желании мстить. Из-за страха перед небротианами спешили они усилить крепости-города.

А как умер Мцхетос, сын Картлоса, возникла зависть между сыновьями Мцхетоса, начали они воевать и нападать друг на друга. Ибо Уплосу, сыну Мцхетоса, не подчинялись и не называли его владыкой, каковым он был оставлен в домах Картлоса, ибо ему отцом было дано владычество над картлосианами. В то время, когда восставали несколько из этих родов против одного, другие помогали кому-нибудь из них. На какое-то время водворялось спокойствие между ними, но потом опять роды смешивались и боролись друг против друга. И продолжились между ними такие дела.

И никто не был между ними более знатным и именитым, но на местах выставлялись главы. Кто находился в Мцхета, тот и был главой над другими. Они не назывались ни царями, ни эриставами, а назывались мамасахлисами. Они были умиротворителями и судьями над другими картлосианами.

Поскольку город Мцхета возвеличился более всех городов, назвали его главным городом.

И в то время забыли Бога, Создателя своего, и стали поклоняться солнцу и луне, и пяти звездам, а крепким и главным предметом клятвы их была могила Картлоса.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ХАЗАР

В то время усилились хазары и начали борьбу с родами Лека и Кавкаса. И эти все таргамосиане в то время пребывали в мире и любви друг к другу.

А над детьми Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Терета. Они договорились со всеми шестью родами Таргамоса и попросили о помощи хазар. Собрались все роды таргамосовы и перешли гору Кавказ, и опустошили Хазарию, и построили города на окраине Хазарии, и вернулись обратно.

После этого среди хазар выдвинулся царь, и подчинились все хазары тому царю, выбранному ими. И повели его с собой, и прошли Морские ворота, которые ныне называются Дарубандом. Не смогли противостоять таргамосиане, ибо было несчетное множество хазар, опустошили хазары страну таргамосиан, разрушили города Арарата, Масиса и намного севернее. И спаслись крепости-города Тухада Картли (Внутренняя Картли) и Эгриси.

И научились хазары проходить по обеим этим дорогам через Морские ворота, Дарубанд и Арагвские ворота, тот же Дариал. И умножили хазары походы, и опустошили таргамосиан, и более не могли таргамосиане противостоять хазарам. И после этого стали все эти таргамосиане данниками хазар.

А когда впервые выступил хазарский царь и опустошил страны, которые я выше описал, перешел он через гору Кавказ. Был у него сын по имени Уобос. Дал царь этот сыну своему пленников Армении и Картли. И дал ему страну, занимающую часть Кавказа западнее Ломекской реки до западного края горы.

И обосновался Уобос; и потомками его являются осетины. И это есть Осетия, которая была частью Кавказа. Дурдзук же, который был наиболее именитым среди детей Кавкаса, обосновался в горном ущелье и назвал страну именем своим Дурдзукией. И давал дань царю хазаров.

И во время того же похода дал хазарский царь сыну брата отца своего часть удела Лекана от моря Дарубандского до реки Ломекской. Дал ему пленников из Рана и Мовакнети, и обосновался он там в части удела Лекана.

А Хозоних же, который был самым знатным среди потомков Лекана, подошел и обосновался в ущелье горном, построил город и назвал именем своим Хозанихети.

И прошло после этого много времени. И все эти потомки (таргамосовы) были данниками хазар.

Но после этого усилились персы, потомки Неброта из страны восхода солнца. Выдвинулся среди потомков Неброта человек один, герой, имя которого Афридон. Он связал цепью Бевраспа, владыку змей, и привязал его к горе, которая недоступна людям.

Так написано в книге истории персов. Афридон стал владыкой над всеми странами персидскими, а в некоторые страны заслал эриставов, подручных своих, и некоторые страны стали данниками его. Он послал эристава своего, сына потомков Неброта, имя которого Ардам, с войском великим. Пришел он в Картли и опустошил все города и крепости картлийские, истребив всех хазар, которых нашел в Картли.

Этот Ардам-эристав построил город в Морских воротах и назвал его Дарубанд, что переводится как «закрыл ворота». И он же оградил город Мцхета стеной из камня на извести. А до этого в Картли не умели строить из камня на извести. Он же, Ардам, огородил крепость Армазскую известковой стеной и огородил Армазский мыс вплоть до Куры.

И был Ардам эриставом многие годы. Когда же Афридон разделил все свои страны трем сыновьям, одному из них он дал во владение Персию, ему же досталась в удел Картли. Этого эристава звали Иаред.

После же Ардама-эристава умерло четыре эристава. После этого были отвлечены сыновья Афридона, так как стали они воевать между собой. И убили два брата Иареда, брата своего. Это было удобным временем для картлосианов.

Сговорились они с овсами, перевели через горы овсов и нашли персидского эристава в долине, он вредил картлосианам. Убили его и всех персов, которых нашли, истребили овсов и освободились картвелы. Но Ран и Херети остались за персами.

После этого через много лет опять усилились персы. И возвеличился царь персов, которого звали Кекапос.

А в то время в Лекети был некий человек-чародей из рода Хозанихиза. И он чародейством своим ослепил Кекапоса-царя и войско его, и не смог Кекапос вступить в Лекети, повернул обратно и лишь тогда прозрел он. Этот Кекапос вновь наложил дань на картвелов и ушел. Через несколько лет после этого пришло известие, что Моисей прошел море Израильское и питается он в пустыне манной.

Удивились все, и все те язычники хвалили бога израильского.

А через несколько лет после этого был отвлечен Кекапос, царь персов, ибо стал воевать с турками. Тогда армяне и картвелы воспользовались удобным временем, отложились от персов и укрепили крепости и города свои. И объединились все потомки Таргамоса.

Через несколько лет после этого послал Кекапос, персидский царь, сына своего, которого звали Фараборот, с большим войском против армян и картвелов, и всех таргамосианов. И объединились все эти таргамосиане, направились навстречу персам и расположились у Адарбадагана, изгнали Фараборота и уничтожили его войско.

Через немного лет после этого вновь послал этот же Кекапос внука своего, сына Шиоша Счастливого, который был убит тюрками, как об этом написано в книге жизни персов.

Направился этот сын Шиоша по имени Кайхосро. Не смогли ему противостоять армяне и картвелы, ибо великой была сила его. Обошел всю Сомхитию (Армению) и Картли, пленил всех, разграбил все крепости и города, оставил там эриставов и ушел, построив в Адарбадагане дом моления своей веры.

Через несколько лет после этого отвлекся царь Кайхосро и стал воевать с тюрками, где он искал мщения за кровь отца своего. Воспользовались удобным временем армяне и картвелы и отложились от персов, уничтожили эриставов персидских и освободились от них.

А в то же время пришли тюрки, изгнанные тем же Кайхосро. Прошли море Гурганское, проследовали вдоль Куры вверх и пришли в Мцхета. Всего двадцать восемь семейств. И обратились к мамасахлису мцхетскому, обещали ему помощь против персов. А мцхетский мамасахлис оповестил об этом всех картвелов. Пожелали картвелы подружиться с теми тюрками, ибо боялись персов, и чтобы получить помощь, подружились с теми выселенными тюрками и расселили их во всех городах.

Но большинство их пришли и нашли место одно около Мцхета, высеченное среди скал, и попросили то место у мамасахлиса мцхетского. Дал им мамасахлис это место, и построились тюрки, огородились прочно и было названо место то Саркине.

И были тюрки и картвелы согласны между собой, ожидали прихода персов, укрепляли крепости и города. В то время откуда только ни приходили злодеи – либо из Греции, либо изгнанные из Ассирии, либо из Хазарии, всех хорошо принимали картвелы ради помощи против персов.

Прошло после этого много времени. Тогда царь Навуходоносор опустошил Иерусалим. Изгнанные оттуда евреи пришли в Картли и попросили у мцхетского мамасахлиса землю для поселения с уплатой дани. Дал мамасахлис им землю и поселил их близ Арагви, у родника, который называется Занави, и земля, которой они владели и за которую платили дань, ныне называется Харк из-за той дани.

До сих пор язык картлосианов, на котором они говорили, был армянским. Когда же собрались в Картли эти бесчисленные роды, тогда картвелы тоже оставили армянский язык. И от языков всех этих родов создался язык грузинский.

И стали следовать вере наиболее порочной. Ибо вступали в брак, не обращая внимания на родство, и поедали все живое. Могил не было, мертвецов съедали.

Через несколько лет после этого выступил сын персидского царя Ваштаба по имени Спандиатрвали, славный витязь. И не смогли противостоять ему армяне и картвелы, но укрепили крепости и города и ожидали его прихода. Но как только пришел он в Адарбадаган, получили персы известие, что убили тюрки деда его и вступили тюрки в Персию. Тогда прекратил Спандиатрвали войну против армян и картвелов, обратился против тюрок для мщения за кровь отца своего. И освободились армяне и картвелы.

Через несколько лет после этого в Персии царем стал сын Спандиата по имени Барам, который известен под именем Ардашир. Этот возвеличился над всеми царями персов. Он завоевал Вавилон и Ассирию, наложил дань на греков и римлян. Тогда картвелы стали данниками его. Были в Картли смешаны все роды и говорили в Картли на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, ассирийском, еврейском и греческом. Эти языки знали все цари картлийские, мужчины и женщины.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О ВЫСТУПЛЕНИИ АЛЕКСАНДРА

Этот Александр показался в стране греческой, в стране, которая называется Македон. Он был сыном Никтанеба египетского, как описана его история в книге греческой.

Этот Александр завоевал все края земли. Выступил он с запада, направился к югу, проник на север страны кавказцев и вступил в Картлию. Он нашел всех грузин наиболее порочными среди всех родов. Ибо вступали в брак и прелюбодействовали, не обращая внимания на родство, поедали все живое, мертвецов съедали подобно зверям и животным, говорить о поведении которых недостойно. И увидев эти роды порочных язычников, которых мы называем бунтурками и кивчаками, сидящих на реке этой Куре вдоль ее изгибов, удивился этому Александр, ибо никакие роды человеческие не делали того. И пожелал искоренить их из тех городов, но в то время не смог, ибо нашел крепости крепкие и города сильные. Опять выступили другие родичи халдейцы и также обосновались в Картлии.

После этого усилил свои войска Александр и завоевал все страны. Поднялся он в страну картлийскую, где нашел крепости-города сильные в Картли: Цунда, Хертвиси на Куре, Одзрхе, примыкающий к скале Гадо, Тухариси на реке Сперской, которая ныне называется Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплис-цихе, город большой Мцхета и предместья его, Саркине-цихе – Диди и Занави, предместье евреев, и Рустави, и Деда-цихе Самшвилде, и Мтверис-цихе, которая есть Хунани, и города Кахетии. Во всех этих крепостях поставил войско свое и окружил каждую из этих крепостей-городов, а сам остановился в Мцхета. И поставил войска по ту и эту сторону, выше и ниже, а сам остановился на реке Ксани, на месте, которое нынче называется Настакиси.

А против Мтверис-цихе и Тухариси не воевал, ибо для него было невозможно занять их. Все же другие крепости и города завоевал в шесть месяцев. А саркинетские бунтурки ругали царя Александра. Александр в гневе более не захотел мириться и не прислушался к их мольбам, сказав им: «Поскольку вы ругали меня, вот вам возмездие, ибо убью всех вас». Окружил город Саркине, и ни один человек не мог никуда бежать. Саркинские же жители оказались в тяжелом положении, ибо осаждал их Александр одиннадцать месяцев. Начали тайком рыть скалу и просверлили скалу, которая была мягкой и легко поддавалась. И через это отверстие вышли саркинетцы ночью и бежали к Кавказу, оставив пустой город.

Завоевал Александр всю Картлию и истребил все те роды смешанные, бывшие в Картлии, и иноземные те роды, и матерей, и юношей невежественных младше пятнадцати лет истребил и пленил. И оставил лишь роды картлосианцев, оставив над ними главой человека по имени Азон, сына Иаредоса, родственника своего по стране Македонской. Дал ему сто тысяч человек из страны греческой, которая называется Протатос. Эти протатосцы были люди сильные и мужественные. Они старались покорить страну греческую. И привел он их в Картли, и дал Азону патрикию. Оставил Александр в Картли эриставом Азона для владения Картлией, а вместе с ним названные войска.

И приказал Александр Азону почитать солнце и луну, и пять звезд, и служить богу невидимому, создателю всего. Ввиду того, что в то время не было пророка и учителя веры истинной, который бы наставил и объявил веру истинную, то создал веру эту сам Александр, дав во время своего царствования эту веру всем странам. И ушел Александр.

А этот Азон разрушил стены города Мцхета до основания, оставив лишь четыре крепости, которые окружали гору Картли по краям: главную крепость Армази, еще одну крепость, расположенную в конце Армазского мыса, одну крепость над Мцхета и четвертую крепость, расположенную западнее Мцхета над Курой. Эти крепости укрепил и наполнил войсками. Разрушил Азон стены всех картлийских городов, заняв все области Картли от Херети и Бердужской реки вплоть до моря Сперского. И занял, кроме Картли, также Эгриси и наложил дань на осетин, леков и хазар.

Направился Александр в Египет, построил город Александрию и за двенадцать лет обошел все страны, в течение двенадцати лет завоевал все края земли. А на четырнадцатом году в Александрии, говорят, умер несравненный тот царь. Но перед концом своим, еще при жизни, освободил всех правителей, которые были захвачены и порабощены им. И они отправились каждый в свою страну, как было приказано.

Затем привел четырех человек с их племенами, имена которым: Антиохос, Хромос, Бизантиос и Платон. И дал Антиохосу страны Асурастан и Сомхити, и восточные страны отдал ему. Этот построил город имени своего – Антиохию.

Хромосу же дал Тримикос и отдал ему западные страны. И он построил город Хроми.

Бизантиосу дал Грецию и Картли и отдал ему северные страны. И написал завещательное послание Азону Патрику, эриставу Картлийскому, чтобы служил он Бизантиосу. И он построил город Византию, который ныне называется Константинополь.

Платона же оставил в Александрии. И умер Александр.

Азон же оставил веру, данную Александром, стал поклоняться идолам и создал два серебряных идола: Гаци и Гаим. И подчинился он Бизантиосу, царю греческому. Будучи человеком трудным и кровожадным, установил и объявил своим войскам следующее: «Каждого из картвелов, у которого найдете оружие, убейте». Поступая с картвелами таким образом, хромцы убивали тех, кто выделялся среди картвелов красотой, зрелостью. И было горе великое над картвельскими родами. Но Азон проявлял кровожадность также по отношению к храмам и священникам, и убил многих из них.

ЖИЗНЬ ФАРНАВАЗА, КОТОРЫЙ БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ КАРТЛИ И КАРТЛОСИАН

В то время был юноша один в городе Мцхета, которого звали Фарнаваз. Этот Фарнаваз был по отцу из Картли, потомок Уплоса, сына Мцхетоса, а по матери – перс из Аспани. И был он сыном брата Самара, который во время прихода Александра, оказывается, был мцхетским мамасахлисом.

Этот Самар и брат его, отец Фарнаваза, были убиты Александром. Мать же Фарнаваза, взяв его, дитя трех лет, скрывалась в Кавказских горах. Там он был воспитан и пришел в Мцхета, отчизну свою.

Фарнаваз был человеком разумным, всадником храбрым и охотником искусным. Но скрывал он достоинства свои из-за страха перед Азоном. Но своей охотой он стал известен Азону и полюбил его Азон за искусность в охоте. Умоляла Фарнаваза мать его: «Сын мой, избегай Азона и не высказывай достоинств своих, чтобы не убили тебя».

Боялась и трепетала она. Когда же увеличился страх перед Азоном, сказала Фарнавазу мать его: «Сын мой, оставь отечество предков твоих и возьми меня в отечество мое в Аспан, к моим братьям, и уйди живым от Азона».

И утвердили намерение это уехать в Аспан. Трудно было Фарнавазу оставить отечество предков своих, но ввиду большого страха решил уехать.

Тогда увидел Фарнаваз сон, будто он находится в пустом доме и хочет оттуда выйти, но не может. В это время в окно дома вошел луч солнца, который обвил его тело, поднял и вывел в то окно. И как только вышел на открытое место, увидел он солнце ниже себя, протянул руку, вытер росу с лица солнечного и оросил лицо свое. Проснулся Фарнаваз, удивился и сказал: «Сон этот означает, что я поеду в Аспан, и там будет сопутствовать мне счастье».

И в тот же день вышел Фарнаваз в одиночестве и стал преследовать оленей на полях Дигомских. И бежали олени в ущелья Тбилисские. Преследовал их Фарнаваз, метнул стрелу и попал в оленя. Пробежал немного олень и упал у подножья скалы. Подошел Фарнаваз к оленю. Были сумерки, соскочил он с коня и сел у того оленя; пробыл там ночь, а утром ушел.

А у подножья той скалы была пещера, вход в которую был заложен камнями в древности, и из-за древности начало разрушаться строение это. Тогда полил дождь сильный. Фарнаваз же достал маленькую кирку и разрушил вход той пещеры, чтобы укрыться от дождя, и вошел в ту пещеру. И увидел там неисчислимый клад, золото и серебро, посуду золотую и серебряную.

Тогда Фарнаваз удивился и преисполнился радости. И вспомнил тот сон, и также заложил вход в пещеру. Поспешно ушел и сказал об этом матери своей и двум своим сестрам. И в ту же ночь отправились все трое с ослами и посудой и начали выносить тот клад и укрывать его в удобном месте. Когда же становилось светло, опять так же закладывали вход той пещеры. И так вынесли тот клад за пять ночей, и спрятали в удобном месте.

Тогда Фарнаваз послал раба своего к Куджи и сказал ему: «Я являюсь потомком Уплоса, сына Мцхетоса, и сыном брата Самара мамасахлиса, и есть у меня богатство огромное. Теперь пожелай, чтобы я с тем сокровищем пришел к тебе, и будем мы братьями, и используем вдвоем те сокровища. Станем врагами Азона-эристава, и судьба наша да будет благосклонна к нам».

Тогда обрадовался Куджи большой радостью и сказал: «Встань и приди ко мне, и не жалей свое сокровище, и сокровищами своими умножь войска свои до того, как открыто выступим против Азона. Тогда обрадуются все картвелы, истребленные и заключенные им. И, кажется, некоторые из ромеев, сторонников Азона, присоединятся к нам, ибо бесчисленное множество их также истреблено Азоном».

Тогда Фарнаваз, обрадовавшись, пошел и взял с собой, сколько было возможно, из того клада, а также мать и сестер своих. И пришел к Куджи. И сказал ему Куджи: «Ты сын тех глав картлийских, и ты должен владычествовать надо мной. Теперь не жалей свои сокровища для умножения наших войск. И если мы победим, ты явишься нашим владыкой, а я твоим рабом».

Тогда они соединились и договорились с овсами и леками. Они же обрадовались, ибо не хотелось им платить дань Азону. И последовали овсы и леки за Фарнавазом и Куджи, и умножили свои войска. В Эгриси собрались бесчисленные войска и направились против Азона. Азон же призвал свои войска и собрал их.

Тогда тысячи всадников отборных из тех ромеев, которые испытывали злобу Азона, отказались от Азона и пришли к Фарнавазу. Тогда все картвелы отказались от Азона. Войскам же, которые остались, Азон не смог довериться, ибо по отношению ко всем у него было совершено зло. Уехал Азон и прибыл в Кларджети, и укрепился он в кларджетских укреплениях.

Фарнаваз же прибыл в Мцхета и занял четыре те крепости мцхетские. И в течение того же года занял всю Картлию, кроме Кларджетии.

Этот Фарнаваз послал посланников к царю Антиоху Асурстанскому с огромными подношениями. Обещал служить ему и попросил его помочь в борьбе против греков. Антиох же принял его подношения, назвал его своим сыном и послал ему венец. Повелел он армянским эриставам помочь Фарнавазу.

А на второй год Азон получил подкрепление войсками из Греции, сильно укрепился и обратился против Фарнаваза. У Фарнаваза же умножились всадники картлийские. Обратился к ним, призвал Куджи и овсов. И собрались все эти войска, и присоединились к ним антиоховы эриставы из Сомхити. И всех их собрал Фарнаваз, и встретил Азона у городища Артанского, называвшегося тогда городом каджов. Это был город Хури. И расположились там, и был огромный бой. И было истреблено с обеих сторон бесчисленное множество. Но были побеждены греки Фарнавазом. Бежал лагерь их, и убили Азона, а бесчисленные их войска истребили и пленили.

Отправился Фарнаваз и опустошил границы Греции (Андзиандзора), и вернулся с праздником. Пришел в Кларджетию и занял Кларджетию, и направился к Мцхета с огромной радостью. А к его богатствам присоединились сокровища Азона. И стало богатство необычайное.

Но страна ниже реки Эгрисцхали (Эгрисская вода) осталась за греками, ибо жители тех мест не пожелали отказаться от греков. Тогда Фарнаваз отдал свою сестру в жены царю овсов, а другую сестру отдал в жены Куджи. И дал он Куджи страну между Эгрисцхали и Риони, от моря до горы, между которыми находятся Эгриси и Сварнети, и утвердил там эриставом его. И этот Куджи построил цихе Годжи (крепость Годжи).

Тогда Фарнаваз обезопасил себя от всех врагов и стал царем над всей Картлией и Эгриси. И умножил всех всадников картлосианов, распределил восемь эриставов и военачальника.

Одного послал эриставом в Маргви и дал ему область от малой горы (Лихи) до моря выше Риони. И этот же Фарнаваз построил две крепости – Шорапани и Димну.

И послал второго эриставом Кахетии, и дал ему область от Арагви вплоть до Херети, которая есть Кахети и Кухети.

Третьего послал хунанским эриставом и дал ему земли от Бердужской реки вплоть до Тбилиси и Гачиани, которая есть Гардабани.

Четвертого послал самшвильдским эриставом и дал ему земли от Скюретской реки вплоть до горы, которая есть Ташири и Абоци.

Пятого послал цундским эриставом и дал ему земли от Панвари вплоть до истоков Куры, которая есть Джавахети, Кола и Артани.

Шестого послал одзрхским эриставом и дал ему земли от Тасискари вплоть до Арсиани, от вершины Носте до моря, которые есть Самцхе и Анчара.

Седьмого послал кларджетским эриставом и дал ему земли от Арсиани до моря.

А восьмой, Куджи, был эгрисским эриставом.

Одного же поставил военачальником и дал ему земли от Тбилиси и Арагви вплоть до Тасискари и Панвари, которая является Внутренней Картлией. И этот военачальник был вторым лицом после царя, в качестве начальника управлял всеми эриставами. Но в подчинении этих эриставов на местах определил военачальников и тысячников. И от всех них поступала дань царская и эриставская.

Так распределил Фарнаваз все наподобие царства персидского.

И привел жену из дурдзуков, родственницу Кавкаса.

Этот Фарнаваз огородил крепко город Мцхета, и все города, и крепости картлийские, опустошенные Александром, этот царь построил.

И не могли более мстить ему греки, ибо были заняты борьбой с ромеями.

И этот же Фарнаваз создал идол большой своего имени. Это Армази, ибо Фарнаваз по-персидски именовался Армас. Воздвиг тот идол на вершине горы картлийской, и после этого называется она Армази из-за того идола. И установил большие ежегодные празднества во имя этого воздвигнутого им идола.

Двадцати семи лет стал царем и шестьдесят пять лет царствовал спокойно. И служил он Антиоху, царю Асурстанскому. И все дни свои, которые царствовал, пребывал в спокойствии; при нем построилась и расцвела Картли.

Месяцы же весенние и осенние проводил в Мцхета, в царском городе, а месяцы зимние пребывал в Гачиани, месяцы же летние – в Цунде. А время от времени посещал Эгриси и Кларджети, справлялся о мегрелах и кларджах и упорядочивал всякое расстроенное дело.

А тех ромеев – тысячу всадников, которые присоединились к Фарнавазу от Азона, о которых упомянули выше, распределил по ущельям и странам, относясь к ним благосклонно, ибо во время борьбы против Азона они вели себя мужественно. И назвал их азнаурами.

После того, как ушел Александр, больше не поедали людей, кроме тех, которых приносили в жертву идолу. Было спокойствие и радость во всей Картли во время царствования Фарнаваза, и говорили все: «Благодарим нашу судьбу, ибо дала нам царя из потомков отцов наших и освободила нас от дани и горя чужих потомков». И так все выполнил Фарнаваз мудростью и доблестью, мужеством и богатством.

Был у него сын и назвал его Саурмагом.

Этот Фарнаваз был первым царем в Картли из потомков Картлоса. Он распространил язык грузинский и больше не говорили в Картли на ином языке, кроме грузинского. И создал он грузинскую письменность.

Умер Фарнаваз и похоронили его перед Армазским идолом.

ВТОРОЙ ЦАРЬ САУРМАГ

И вместо него царем стал сын его Саурмаг.

В то время совещались эриставы картлийские и сказали: «Недостойно нам служить родственнику нашему, соединимся и убьем мы Саурмага, и будем мы свободны, как были вначале, и будем платить дань тому, кто окажется сильнее. Ибо такой жизнью больше отдохнем». Укрепились в своем решение убить Саурмага.

Но почувствовал Саурмаг, ушел тайно и бежал, взяв с собой мать свою, и прибыл в страну дурдзуков, к братьям матери своей.

Тогда те азнауры ромеи ушли, прибыли в Дурдзукию и сказали Саурмагу: «Много добра мы видели от твоего отца, поэтому мы решительны в верности тебе».

Тогда Саурмаг обратился к царю овсов, сыну сестры отца своего, и попросил он помощи. Тот же с радостью решил помочь ему. А Саурмаг собрал дурдзуков и направился против картвелов. И никто не смог противостоять ему. И занял Картлию и истребил всех отказавшихся от него. Некоторых помиловал, но унизил картлосианов, и возвысил азнауров. Дурдзуков же, потомков Кавкаса, умножил. И все дурдзуки были свободны от пленений со стороны хазаров из-за крепости страны, и больше не вмещала народ Дурдзукия.

Тогда этот Саурмаг взял на себя половину всех потомков Кавкаса и некоторых из них возвеличил, а других поселил в Мтиулети (горной области) – от Дидоети вплоть до Эгриси, которая есть Сванети, и этих родственников своей матери подчинил на верность себе.

И сел Саурмаг царем в Мцхета. И увеличил все укрепления мцхетские и картлийские. И он создал два идола – Аинину и Даинину, и воздвиг их над дорогой Мцхетской.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс