Чеченские сказания

ЧЕЧЕНСКИЕ СКАЗАНИЯ
1. СКАЗАНИЕ О СЕЛА САТЕ
У нарт-орстхойцев была одна девушка, которую бог создал такой красавицей, какою только мог. Никто из нарт-орстхойцев не мог жениться на ней, потому что ни один не хотел уступить ее другому. Села небесный тоже хотел обладать ею, но боялся Сеска Солсу. Пришел, наконец, смертный час этой девушки. Умирая, она сказала окружающим:
– Караульте мою могилу три ночи. Если будете караулить, Села не доберется до меня, а после трех ночей от трупа моего будет исходить запах мертвеца, и Села не подойдет к нему. Если же вы не будете караулить, то Села придет и осквернит мою могилу.
После этих слов она умерла.
Ее похоронили, и Сеска Солса три ночи подряд сам караулил ее могилу, но на третью ночь, под самое утро, задремал. Села воспользовался этой минутой, пришел, открыл могилу и осквернил труп девушки. Она тотчас же родила от него дочь. Когда Села собирался уже уходить, Сеска Солса проснулся, схватил свой лук и ранил убегавшего Селу. Из этой раны у Селы выходят внутренности, и урчание их производит гром. Сеска Солса взял дочь Селы и принес ее домой. Нарт-орстхойцы назвали ее Села Сатой. Она стала вдвое красивее своей матери и вышла замуж за человека, жившего на небе вместе с Селой.
Млечный путь, называемый «Ча токхада мотт», то есть «Место, по которому пронесена солома», образовался, по преданию, в том месте, где Села Сата пронесла солому для брачной постели. Уходя из дому за соломой, она приготовила из теста треугольный хлеб и положила его в горячую золу с угольками; пока она возвратилась, два угла хлеба сгорели, а один уцелел. На небе теперь видны три звезды, образующие треугольник: одна  светлая, а две темные; они называются Сата-боджал (или треугольный хлеб Саты). Ингуши, проживающие на равнине, называют их проще: «Кхо ког». («Три ноги», в смысле: треугольник).
2. КАК РОДИЛСЯ СЕСКА СОЛСА
Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на нее, пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Сеска Солсы. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Сеска Солсу.
3. СЕСКА СОЛСА И ТАЗОВАЯ КОСТЬ
Давным-давно жил человек по имени Солса. Люди жили тогда под землею в больших подвалах, выложенных камнем; эти подвалы в некоторых местах сохранились до сих пор. Солса был весьма умный и честный человек; он родился не от обыкновенной женщины, а прямо произошел от бога.
Однажды Солса проезжал по подземелью и ему встретилась на дороге человеческая тазовая кость, такая большая, что Солса на коне проехал сквозь нее. Потом Солса опечалился, что нарушил покой мертвого человека. Солса стал просить бога, чтобы он воскресил этого человека в таком виде, каким он был прежде, и ударил кость плетью. В это время из кости сделался человек, такой большой, как гора; он был слеп и не мог видеть солнца. Солса просил об этом бога для того, чтобы большой человек не сделал ему вреда. Большой человек громко спросил:
– Кто оживил меня? – Я, Сеска Солса!
Отчего же ты не дал мне зрение? – спросил большой человек.
Если бы у тебя было зрение, ты бы съел весь свет, – ответил Сеска Солса.
Что это за свет? – спросил большой человек. – Здесь прежде был один лес!
Нельзя тебе рассказать, – ответил Сеска Солса. – Скажи мне, кем ты был прежде?
Вместо ответа большой человек пошарил кругом и, взяв большой камень, растер его между руками и начал есть.
Мы ели это, – сказал большой человек, – и все, что нам попадалось.
Как же вы воевали друг с другом? – снова спросил Сеска Солса.
Тогда большой человек вырвал большой чинар, поспешно очистил его и бросил им в Сеска Солсу. Но последний, увидев приготовления большого человека, заранее отскочил в сторону. Большой человек, бросив дерево, сказал:
Я убил этого муравья за то, что он разбудил меня без зре-
Как же ты убил меня, когда я жив? – возразил Сеска Солса.
Большой человек в ответ ему сказал:
Кто родится после нас, те будут умнее; мы стыдились спасать себя от смерти и убивали друг друга чинарами.
Как же вы могли храбро воевать между собой, когда у вас такая плохая пища, какую ты показал мне – песок, камень, – говорит Сеска Солса.
Большой человек сказал ему:
– Поезжай по каменному своду до конца, там стоит береза, под ней лежат два хлеба, возьми и принеси их сюда.
Сеска Солса поехал, как сказал большой человек, нашел хлебы и привез их. Тогда большой человек спросил:
Как тебе кажутся эти хлебы: хороши они? Я был слишком голоден, откусил только кусок и теперь сыт. С этими двумя хлебами мы могли путешествовать четыре месяца, а вы чем питаетесь?
Мы маленькие – говорит Сеска Солса, – а все-таки мне кажется, что этих хлебов мало и на один раз.
Должно быть, плохо на свете, – сказал большой человек, – если вам на один раз идет столько хлеба, сколько нам шло на четыре месяца. Ты меня разбудил, дай мне и зрение, а если не дашь, то сделай меня опять костью.
Сеска Солса махнул плетью, и большой человек стал опять тазовой костью.
4. СЕСКА СОЛСА
Как-то на коне ехал Сеска Солса. Вдали он увидел огромную бедренную кость. Верхом на коне он проехал сквозь отверстие кости.
– О могучий боже, – произнес Сеска Солса, – чьей могла быть эта кость?
Сеска Солса поднял руки и взмолился (сказанное им исполнялось).
– Пусть станешь ты тем же, кем был раньше, но только без глаз, – и ударил кость плетью.
Упираясь головой в небо, встал безглазый, огромный, как мир, человек.
– Как долго я спал, – произнес он, протирая глаза. – Есть ли вблизи живое существо услышать мой разговор?
Я, Сеска Солса, здесь, и это я оживил тебя. Стали они разговаривать.
Как вы раньше жили, как воевали? – спросил Сеска Солса.
Безглазый человек ответил:
– Мы били друг друга вековечными чинарами. Есть ли здесь лес?
Сеска Солса сказал, что есть. Безглазый протянул руку, вырвал огромную чинару, очистил ее от ветвей и сказал Сеска Солее:
Стань в определенное место, я покажу тебе, как мы воевали. Сеска Солса стал в отдалении и крикнул:
Я стою здесь.
Безглазый метнул чинару в его сторону. Будто пуля из ружья полетела чинара.
Солса, скинув бурку, бросился в сторону. Вместе с буркой вонзилась чинара в землю.
– И теперь ты там же стоишь? – спросил безглазый.
Не сошел же я с ума, чтобы там же стоять, – ответил Солса.
Ну и несчастными стали теперь люди, данного слова не держат; по обычаям наших предков следовало стоять на том же месте, слово надо было сдержать. Я слышал, что следующие за нами поколения не будут выполнять обещаний, привыкнут к подлостям.
Затем безглазый нагнулся, взял горсть земли и сжал ее в руке. Три капли масла выжал он из нее.
– И земля обезжирела. В наши времена, если сжать горсть земли, из нее много жира (масла) вытекало, струей будто било.
Затем он сказал Сеска Солее:
Преврати меня снова в кость.
Пусть ты станешь прежней костью, – сказал Сеска Солса и ударил его ногайской плетью.
Безглазый вновь превратился в кость.
5. СКАЗАНИЕ О НАРТЕ СЕСКА СОЛСЕ
В далекие, теперь забытые времена, в горах Ингушетии жил молодой богатырь, нарт Сеска Солса. Он пользовался славой и большим уважением всего народа за свой ум, силу, храбрость и справедливость. Жил Сеска Солса со своей дочерью-красавицей в огромной пещере, находящейся в отвесной стене горного перевала Цай-лоам.
Сердца многих молодых джигитов покорила красавица – дочь нарта. Многие из них сватали ее, но безуспешно. Сеска Солса не соглашался выдать ее замуж за обыкновенного, незнатного человека. Тогда один из молодых людей, втайне от отца ставший ее возлюбленным, пошел на хитрость. Предварительно договорившись с красавицей, он решил ее похитить. Но надо было обезопасить себя от бдительности Сеска Солсы.
По наущению своего возлюбленного, красавица сытно накормила Сеска Солсу бараниной, а баранина была приправлена особым соусом, сильно сдобренным цветами азалии. Как известно, цветы азалии одурманивают человека. Наевшись досыта, Сеска Солса быстро уснул крепким сном.
Тогда красавица срезала свои длинные косы и с помощью друзей своего возлюбленного крепко связала ими сонного отца. Затем заговорщики с трудом завалили вход в пещеру громадной плитой, сели на коней и поскакали.
Долго, очень долго спал Сеска Солса. Проснувшись, он не сразу осознал случившееся. Он убедился в том, что своими силами ему не освободиться от связывавших его пут. При малейшем усилии волосяные путы впивались в его крепкое тело и причиняли невероятную боль. И понял тогда Сеска Солса, что он обречен на медленную и голодную смерть.
Но у нарта Сеска Солсы были друзья не только среди людей, которые ничего не знали о заживо замурованном великане. Настоящими друзьями связанного богатыря были птицы и животные. Горный орел приносил в когтях печень и кормил его. Лесной голубь доставлял в клюве воду и утолял его жажду, а полевая мышь медленно перегрызала связывавшие его путы.
Наконец Сеска Солса стал свободен. Расправив свои богатырские плечи, он легко отвалил каменную глыбу, закрывавшую вход в пещеру. Выбравшись в долину и не найдя там дочери, он понял, что его любимая дочь похищена.
Ярый гнев и чувство мести охватили тогда Сеска Солсу. В безумной ярости принялся он рубить своим огромным стальным мечом скалистую вершину Цай-лоам, чуть не ставшую его могилой.
Затем он сел на своего быстроногого скакуна и бросился в по гоню за похитителями. Уверенные в успехе задуманного дела, он и не очень спешили, и Сеска Солса скоро нагнал их в глубине Ленинского ущелья. Жестоко расправившись с похитителями, он вернул дочь в свое пещерное жилище.
С тех пор сама вершина Цай-лоам превратилась в ряд острых и высоких пик и утесов. Это – следы нартского меча Сеска Солги. Каждый погожий день в лучах восходящего и заходящего солнца они кажутся кроваво-красными.
6. СЕСКА СОЛСА И ВАМПАЛ
Однажды вверх по ущелью Ассы шел Сеска Солса. Вдруг он увидел ручней крови, словно бьющий из родника.
– О, люди, что это значит? – удивился Солса.
За Эршом, поднявшись по течению ручья крови, он увидел тройного, словно гора, вампала.
Стараясь не уснуть, вампал держал перед собой шашку; засыпая, он ударялся головой об ее острие и поэтому текла кровь. Солса подошел к вампалу и спросил:
Что ты делаешь? Зачем бьешься об острие шашки?
Вверх по этой дороге должен проехать один вампал. Он везет с собой отобранную у меня жену. Если я усну, он проедет незамеченным. Поэтому я бодрствую. Как только меня начинает клонить ко сну, я просыпаюсь, ударившись головой об острие шашки, сказал вампал.
Можешь спокойно уснуть. Как только покажется твой враг, я разбужу тебя, сказал Сеска Солса.
Ты меня не добудишься и ударами шашки. Правда я мог бы вздремнуть под этой чинарой, если при появлении вампала ты свалил бы ее на меня, – сказал вампал.
– Я сделаю все, что ты сказал, – ответил Сеска Солса. Вампал лег и мгновенно уснул.
Солса остался на посту.
Через некоторое время показался другой вампал. Он был величиной с гору. Сзади вампала на крупе коня сидела такая же огромная женщина, как и он сам.
Солса быстро подрубил чинару; она упала на уснувшего великана, и он проснулся.
Проснувшийся вампал увидел врага и сказал Солее:
– Теперь мы начнем драться. Если я его осилю, на моей спине между лопатками появятся изображения солнца и месяца. Только не спрашивай меня, что, мол, это такое. Если ты спросишь, я умру в ту же минуту.
– Не буду спрашивать, обещал Солса. Тогда вампалы стали драться.
Вырывая с корнями столетние чинары и очищая стволы от ветвей, они били ими друг друга.
Во время их схватки в сторонке спокойно пряла шерсть женщина-вампал.
Наконец вампал, которому удружил Солса, победил, а другой пал замертво. Как только он испустил дух, у оставшегося в живых между лопаток показались изображения солнца и месяца.
Увидев это чудо, Солса замер будто вкопанный.
Придя в себя, он подумал: «Если бы умер и этот вампал, то его жена досталась бы мне».
Сеска Солса вспомнил слова вампала и спросил:
Что это за изображения появились на твоей спине?
Зачем ты сделал такую подлость! – воскликнул вампал и тут же умер.
Тогда женщина-вампал стала причитать:
– Как ты мог сделать это?! Я же осталась теперь жалкой сиротой, за кого я выйду замуж?
Солса уселся на коня, ударил его плеткой и сказал:
– Разве я не человек? Ты выйдешь за меня.
– Если бы ты мог дотянуться мне до пояса, я бы вышла за тебя, – ответила женщина-вампал.
Сеска Солса встал носками на луку седла и протянул плетку кверху, но не дотянулся до пояса женщины.
Тут он понял, что женщина-вампал ему не пара. Солса остался взирать на содеянное им, а женщина, причитая о погибшем муже, тихо направилась вверх по ущелью Ассы.
7. СОЛСА И ШИРТКА
– Во что ты оцениваешь моего коня? – спросил Сеска Солса у ширтки.
– Твой конь в голодный год стоит коровы, – ответила ширтка.
Недовольный Сеска Солса взмахнул плетью, намереваясь ударить ее, но ширтка юркнула в норку.
Во что ты оцениваешь меня? – успокоившись, спросил Сеска Солса.
В опасную ночь ты стоишь собаки, – ответила ширтка.
Как ты смеешь так говорить?! Что это значит?! – воскликнул удивленный Сеска Солса.
А я подобна тебе. Ведь и ты говорил, что жеребенок от кобылы Няртби рожден твоим конем, – ответила ширтка.
Рассерженный ее ответом, Сеска Солса ударом шашки отсек: от скалы большую глыбу. Люди становились молиться в том месте, где был сделан удар шашкой, так как это место точно указывало направление на юг.
8. ДВЕ ДОЧЕРИ, МАТЬ И СЕСКА СОЛСА
Сеска Солса, пивший расплавленную медь, происходил из нарт-орстхойцев и гордился этим. На горе Шатой пас он своего коня. Где ни ступит конь Сеска Солсы копытом, там возникал родник. Поэтому на Шатое имеются болота.
На Шатое жили две дочери и мать.
Сеска Солса ухаживал за дочерьми и не давал им покоя. Из любви к ним он гарцевал на коне и перескакивал на нем с одного берега Аргуна на другой.
Не вынеся притязаний Сеска Солсы, две дочери и мать отправились на гору Докой и стали жить на краю этой тающем горы.
Говорят, что подстреленные охотником звери умирать приходили на ту гору. Любого человека, осмелившегося взобраться на Докой-Корта, две дочери и мать, усадив на плетень, сбрасывали в пропасть. «С тех пор, как две дочери и мать поселились у края тающей горы, не слышно было петушиного крика», – говорили жившие там тумгоевцы, и поэтому не разводили кур.
9. СКАЗАНИЕ О СЕСКА СОЛСЕ
На горе Тумсой, по дороге в Галан-Чож, расположено село Пёша. Недалеко от этого села есть каменная скала, по которой Сеска Солса ударил мечом.
Этот камень, величиной с дом, стоит и поныне. Вокруг нет больше других камней и скал, лишь только сухая трава. О камне рассказывают, что Сеска Солса, пробуя остроту меча, рассек его до пояса.
Недалеко от этого камня есть еще одно место. В нем имеется углубление (подобно ямке), в которое может поместиться головка сахара. Это углубление возникло от удара копытом коня Сеска Солсы. Углубление засыпано землей, чтобы в нее не попала нога человека или скотины.
Вблизи Зонах-Юрта Шатойского района имеется одна балка. По этой балке много сотен лет назад протекала речка.
В шагах тридцати от дороги есть грот, в котором может спрятаться человек.
В этом гроте, говорят, жили три девушки, поэтому он так и называется.
При желании три девушки привязывали к косам своим кувшин и брали воду из речки, протекавшей внизу на расстоянии тридцати шагов.
Напротив горы, где жили три девушки, к западу от Варандоя, есть другая гора. При появлении трех девушек с этой горы Сеска Солса на своем коне, говорят, перескакивал на гору, где жили три девушки, и на этой горе сохранились следы копыт коня Сеска Солсы.
Сеска Солса не давал им покоя, и испуганные три девушки, говорят, убежали с этой горы на Башлам.
10. СЕСКА СОЛСА И СЕЛИЙ ПИРА
Сеска Солса и Селий Пира были братьями. Старший брат, Сеска Солса, был здоровый и сильный телом человек. Младший, Селий Пира, был хилый, но хитрый и умный. Он при желании отправлялся на тот свет и вновь возвращался в солнечный мир. Однажды, отправившись в подземный мир, Селий Пира вернулся с водяной мельницей. До этого у людей имелись лишь ручные мельницы, поэтому они и назывались рукомолками. Принесенную мельницу Селий Пира поставил на реке и начал молоть зерно.
Люди стали рассказывать об этом удивительном, невиданном чуде.
Слух об этом дошел и до Сеска Солсы. Он решил взглянуть па это чудо. Прибыл Солса к мельнице и, запустив свою ручищу, унес ковш и жернова. По дороге у него упал потрясок от ковша. Он поставил мельницу на реке возле своего дома и стал молоть зерно. Но из-за того, что не было потряска, ему пришлось рукой пропускать зерно из ковша в отверстие бегуна. Сеска Солса из-за этого не мог отойти от мельницы.
Однажды к нему пришел Селий Пира и сказал:
– Если ты мне выделишь половину доли от помола, я сделаю потрясок, чтобы не приходилось тебе стоять прикованным к мельнице.
Солса согласился. Если бы Солса не унес мельницу, он все равно получал бы половину доли от помола, так как они были неразведенные братья, а у неразведенных братьев хозяйство бывает общим.
Однажды Сеска Солса надумал разделиться со своим братом.
– Мы должны с тобою разделиться, – сказал он.
Как мы будем разделяться: при людях или без них? – спросил Селий Пира. – Я хорошо знаю, какую долю ты мне? выделишь.
Что же я тебе выделю? – спросил Сеска Солса,
Ты мне дашь всех белоголовых синих коров и земли, заваленные мусором и навозом, ответил Селий Пира.
«Он знает, что я ему дам только худшее; ведь эти коровы и земли ни к чему не пригодны», – подумал Сеска Солса и удовлетворил просьбу брата.
Так Селий Пира хитростью добился у своего брата лучшей доли.
Селий Пира, принесший с того света мельницу, во многом облегчил труд людей, которые до этого мололи зерно вручную.
Но одно искусство дал людям и Сеска Солса. Однажды на охоте он потерял глиняную трубку. Когда ему сильно захотелось курить, он, оторвав от липового пенька кору, скрутил закрутку.
Майстинцы и в наше время делали закрутку из коры липового пенька.
11. КАК СЕСКА СОЛСА ПОХИТИЛ ДЕВУШКУ
Жили нарт-орстхойцы Хамчи Патараз, Орзми, Боткий Ширтка и Тахшако, удовольствие от битв получавший.
Возглавлял их Сеска Солса. Его конь никого к себе не подпускал. Если Сеска Солса садился на какого-нибудь коня, то у него ломался хребет. Таким огромным был Солса. Сам он был из мялхистинцев. Сеска Солса полонил людей. Он брал в известных девушек, знатных юношей и возвращал их за выкуп.
Его насилие надоело людям. Они задумали пленить Солсу и решили это сделать так. Люди распустили слух, что есть одна красивая девушка, которую ни за кого не выдают, а сами устроили вокруг нее засаду. Эти разговоры дошли до Сеска Солсы. Своим товарищам он сообщил, что решил похитить эту девушку. Товарищи стали отговаривать Солсу, но он их и слушать не стал и поехал за девушкой. Девушка была помещена на склоне высокой горы. Сеска Солса перелетел на коне через ущелье и опустился на склоне около девушки. Он усадил девушку на круп своего коня и перескочил обратно. Это ущелье, которое Сеска Солса перескакивал на своем коне, находится между двумя селами и называется: «Место, где перепрыгивал конь Сеска Солсы». Там имеются пещеры, оставшиеся от копыт коня Сеска Солсы, в которых могут поместиться два человека.
12. СПОР, РАЗРЕШЕННЫЙ В ЦАРСТВЕ МЕРТВЫХ
Послушайте о том, что я расскажу. Много лет прошло с тех пор, много воды утекло с тех пор. Вода вспять не потечет, время вновь не возвратится. Никто не знает, когда это было.
Жил в горах Ингушетии один молодой человек по имени Бятар. Никого у него не было, кроме старой матери. Он кормил ее, кормил себя. Дни проходили для него в повседневных работах: пахота его была длинной, косил он широко, пас своих овец., коров. Вечерами же, после наступления сумерек, Бятар веселил свою мать игрой на пондаре. Он сторонился подлости и злодейства, с людьми жил в мире и согласии. В нужный момент мог показать и искусство боя, но силой за богатством не гонялся. Люди уважали в нем ум, мужество, силу и добрые мысли.
В те времена жил Сеска Солса. Он был полон сил и энергии и предводительствовал крепкой дружиной. Люди считали, что он от рождения замешан на стали. Он прославился тем, что вел постоянные войны. Бятар и Сеска Солса не знали друг друга. Всегда и во всем удачливый Сеска Солса однажды спросил у своего семиаршинного всеведающего коня:
– Есть ли на свете человек сильнее и мужественнее меня? Конь, говорящий только лишь правду, ответил:
– Сеска Солса, я давно знаю тебя; много тропинок-дорог мы исходили с тобой в этом мире. Силы и мужества тебе не занимать. Но, не обессудь, живет на свете один молодой человек по имени Бятар. Я не скажу, что он превосходит тебя силой и мужеством, но правда и то, что он ни в чем не уступает тебе.
Сеска Солса знал, что его конь не скажет неправды. Но он затаил обиду на человека по имени Бятар, который, хоть и не превосходит его, но ни в чем и не уступает ему.
– Старая кляча, еле ноги волочащая скотина, откуда ты знаешь об этом?! – раздраженно воскликнул Солса.
Конь спокойно ответил:
Лошадь этого человека приходится мне матерью. Она и поведала мне о своем хозяине.
Вези меня к этому Бятару. Посмотрим, таков ли он, как ты о нем говоришь.
Через семь дней и семь ночей прибыли они к Бятару.
Ассалам-алейкум! Примите ли гостя?
Ва алейкум-салам! С добрым приездом! Кто не любит гостя, того и бог невзлюбит. Входи.
Бятар с почтением принял Сеска Солсу, о котором немало был наслышан. После еды и питья для увеселения гостя хозяин стал играть на пондаре.
Три дня и три ночи провел Сеска Солса у Бятара, присматриваясь к его благородному поведению, и, наконец, он поведал ему о цели своего приезда. Бятар согласился состязаться с ним в силе и мужестве. Чтобы ни делали, они не могли решить, кто из них превосходит в силе и отваге. Спрашивали у людей, но те отвечали по-разному: то говорили, что превосходит Сеска Солса, то – что превосходит Бятар. И не знали они, как разрешить спор между собой.
Тогда старая мать Бятара, извинившись, посоветовала:
– На том свете души покойников стережет Владыка царства мертвых. Он знает все, что происходит на том свете, а также и в солнечном мире. Только у него вы можете узнать, кто из вас мужественнее и сильнее.
И старуха объяснила, как попасть на тот свет, где нет ни одного живого человека.
И отправились Сеска Солса на своем коне и Бятар на своей лошади по указанному пути. Достигли они реки Терека, несущего свои воды к далекому морю.
Только одолев Терек, могли они продолжить свой путь. В те времена Терек был полноводнее и быстрее, чем сейчас. А к тому времени, когда они подъехали к нему, он стал еще более бурным и мощным от только что прошедшего дождя. Было очень опасно переходить его: он катил огромные валуны. Все, что попадало и него, подобно пуле уносилось стремительным потоком.
Бятар сказал:
– Опасна эта река, надо найти брод.
Сеска Солса, желавший показать свое мужество, сказал:
– Она не опасна, перейдем и так, – и направил коня в волны Терека. Он хлестнул кнутом его, тот стал на дыбы, но что бы Сеска Солса ни делал, в воду не шел.
Видя неудачу, постигшую Сеска Солсу, Бятар тихонько тронул свою лошадь, и та спокойно стала переходить реку. За ней последовал и конь Сеска Солсы. В середине Терека, там, где быстрее и глубже река, стало уносить коня Сеска Солсы. Трудно; было даже такой бурной реке волочить тяжеловесного Сеска Солсу. Тогда, обращаясь к Тереку, Сеска Солса воскликнул:
– Умерь свои воды, и я подарю тебе свой золотой пояс.
Сказав это, он бросил в реку золотой бесценный пояс, сделанный искусными мастерами. Терек остался доволен таким подарком. Любуясь поясом, омывая его и играя им, он уменьшил свои воды.
С тех пор, по мнению людей, Терек стал мелководнее. Но, видя, какой он сильный и глубоководный сегодня, легко представить себе, каким Терек был прежде.
Перейдя реку, Сеска Солса и Бятар отправились дальше. Они пересекли семь гор и семь морей и, наконец, прибыли на край света. Здесь земля кончалась, и дальше некуда было идти. Как и говорила старая мать Бятара, они увидели лестницу, ведущую вниз. Пустив своих коней пастись, они стали спускаться по этой лестнице. Сеска Солса, желавший показать свое мужество, шел впереди, а не менее его гордый Бятар – позади.
Долго они шли, а конца не было видно, кроме черноты и мрака. И, наконец, через много времени добрались они до царства мертвых. У входа в царство мертвых, у дверей из красной меди, сидела девятиглазая страшная ешап с торчащими изо рта клыками, девятью ногами и девятью руками. Огромная, обросшая, как медведь, с длинными космами, вся во вшах (она все время чесалась ногтями), – люди бы ее не видели, во сне бы она не приснилась! Когда соперники рассказали ей о своей цели, ешап усмехнулась и сказала:
– До сих пор я не встречала еще живого человека, желавшего сюда войти. Живым человек не входил в эти двери, входил лишь после смерти; вошедший же никогда не выходил. А я здесь поставлена для того, чтобы не выпустить отсюда ни одного человека, и долг свой несу я верно. Вы можете свободно пройти царство мертвых, но только после вашей смерти.
– Если ты нас не пропустишь, я тебя перерублю шашкой, ешап, не имеющая облика человеческого! – сказал Сеска Солса и вынул шашку.
Не сдержать своего слова и не нанести удар уже обнаженной шашкой – позор! Собрав все силы, Сеска Солса нанес удар своей большой шашкой. Но она, издав звон, с треском переломилась, будто ударившись о крепкий камень, не порезав даже ни одного волоса на теле ешап.
– Если бы я была настолько слаба, меня бы здесь и поставили, – сказала ешап.
Бятар подумал: «Хоть это и ешап, но, вероятно, она женщина».
Обернулся он к ней и говорит:
– Если ты пропустишь нас, я принесу тебе оттуда подарок. Ешап стала любезнее, но все-таки не пропускала их. Заметив ее нерешительность, Бятар вновь попросил:
– Впустила бы ты нас? Мы тебе, как я обещал, подарок бы сделали. С виду ты такая красивая, у тебя благородное лицо. Тот, у кого такая внешность, не может отказать в просьбе.
До сих пор ешап только и слышала о том, как она страшна и безобразна. А это ей было неприятно. Спросить же ее, так она считала себя красивее всех. Добрые слова Бятара подействовали на ешап, и она стала мягкой, как подошвы чувяк, смазанные маслом. Обрадовалась ешап:
– Проходите, мои дорогие, – сказала она и повернулась, открывая вход в царство мертвых.
Они быстро вошли в приоткрытую дверь. Обеспокоилась ешап тем, что случилось, но делать уже было нечего.
В царстве мертвых было темно и холодно. Кругом были слышны лишь причитания мертвых душ. Души старых женщин плакали, вспоминая детей, оставшихся в солнечном мире. Души детей плакали по своим отцам и матерям. Удивленные Бятар и Сеска Солса внимательно вглядывались в эти души. Одеты они были лишь в саваны. Большинство душ были старики и старухи. Души молодых были похожи на чумных людей или людей с увечьями, полученными на войне. Когда соперники двинулись дальше, к ним стали подходить те, кто проклинал Сеска Солсу. Они были без рук, без ног, без голов или с израненными телами; они наговорили много плохих слов Сеска Солее. Проклиная, они грозили Сеска Солее, что после смерти он попадет в их руки, и они тогда рассчитаются с ним.
Сеска Солса и Бятар пошли дальше: теперь к ним стали подходить те, кто хотел поблагодарить Бятара, который при их жизни помогал им, оказывал услуги или встречал добрым словом.
Посреди царства мертвых они увидели башню, сложенную из костей. В ней сидел Владыка царства мертвых и судил мертвецов: того, кто хорошо вел себя при жизни, отправлял в рай; того, кто вел себя плохо – в ад. Увидев живых людей, удивился Владыка царства мертвых.
– Чем вы обеспокоены, какое дело вас привело сюда? Трудно прийти сюда по своему желанию, все хотят отсюда бежать.
Сеска Солса и Бятар рассказали Владыке царства мертвых о цели своего прихода к нему.
Глубоко задумался Владыка царства мертвых и задал им такую притчу-загадку:
«Жили в прежние времена два человека. Все знали их как верных и преданных друзей. Один из них полюбил девушку и девушка согласилась стать его женой. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ее родителям сватов. Родители дали согласие. Первый из друзей не знал об этом. Когда он захотел ласково поговорить с девушкой, она сообщила ему, что ее без ее согласия просватали другому, и что она, в любое назначенное возлюбленным время, готова бежать с ним.
Возвращаясь домой после разговора с девушкой, в необитаемой степи он встретил голодного и мучимого жаждой безоружного кровника, убийцу своего отца».
– Теперь скажите, как бы вы поступили, если бы любимая вами девушка была отдана другому и все-таки осталась верной вам? Что бы вы сделали со встретившимся своим кровником? Скажите, как бы вы поступили на месте этого человека?
Сеска Солса и Бятар задумались на некоторое время. Затем Сеска Солса сказал:
– Если спросишь меня, то я на месте этого человека похитил бы девушку, потому что полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как он этого заслуживает. Каким бы он ни был – все-таки он мой кровник! Но не окажись у него пороха-оружия, я одолжил бы ему свое.
Бятар сказал:
– Дружба нужна не за обильным столом, не за красивой речью. В горе-беде или при другом деле требуется большая дружба. Девушку следовало уступить другу, всячески его восхвалив. Конечно, говорить об этом легко, но выполнить гораздо труднее. И тем не менее, считаю, что именно так должен был поступить настоящий друг. Отпустить кровного врага, позорно, но в такую тяжкую минуту, в какой оказался он, я бы приветил его хлебом-солью. Убить слабого человека – небольшое мужество.
Выслушав оба ответа, Владыка царства мертвых сказал:
– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве так, как ты это понимаешь, то мужественнее тебя не найти. По вашим ответам я нашел, что Бятар понимает мужество правильнее. Не из одной храбрости оно состоит; мужество вбирает в себя многое. Для того, чтобы не задумываясь, броситься в Терек, не нужно особой храбрости. Мужество определяется не этим, а умом.
Понял Сеска Солса, что в мужестве он уступает своему сопернику.
Далее сказал Владыка царства мертвых:
– Теперь проверим, кто из вас сильнее.
И он вогнал свой посох в твердый камень. Посох до середины вонзился в камень.
Кто вытащит, тот и сильнее, – сказал Владыка царства мертвых.
Сеска Солса подумал про себя:
– Теперь-то я покажу, на что способен; если я в силе не одолею своего соперника, то большой мне позор.
Сеска Солса обладал непомерной силой, и поэтому он был уверен в победе.
– Я вырву этот посох, – сказал Сеска Солса. Упершись ногами, приложив все свои силы, обеими руками потянул он посох. Так много сил приложил Сеска Солса, что камень под его ногами превратился в щебень. Обессиленный, он еле держался на ногах, но вытащить посох не смог.
Подошел Бятар и одной рукой вытащил посох.
Понял Владыка царства мертвых, почему вторым, а не первым стал Бятар вытаскивать посох, и сказал:
– Сеска Солса, в твоем теле много силы. Если силу применять умело, она увеличивается. Ты этого не сумел. А Бятар сумел, потому он превзошел тебя. Мне приходилось говорить не только с человеком из солнечного мира, я привык судить и мертвых, в зависимости от их поступков. Я рассудил вас как мог. Вы пришли помериться силой и мужеством; теперь вы видите, что нужно было спорить об уме, а не о мужестве. Нужен ли я вам еще?
Бятар сказал:
– Благодарим тебя за твои речи. Мы не хотим просить тебя о многом, но если можешь, сделай нам еще одно одолжение. Мы проникли в царство мертвых обманом, пообещав подарок ешап, охраняющей вход, чтобы выйти отсюда, нам нужна твоя помощь. Кроме тебя некому нам помочь.
– Легче этого нет ничего, – сказал Владыка царства мертвых и подал Бятару гребень с толстыми зубьями размером в два локтя. – Давно ешап беспокоят вши. Если вы подарите этот гребень, то большего добра ей вы не сделаете.
Они поблагодарили Владыку царства мертвых и отправились в обратный путь.
Увидела их ешап и стала на страже. Улыбаясь, спрашивает она:
– Где обещанное вами добро, мои детки? Не удастся вам так легко пройти теперь. Выйти отсюда во много раз труднее, чем войти.
Бятар сказал:
– Спасибо тебе, что ты считаешь нас своими детками, вот наш подарок, – и он отдал ей гребень.
Что же вы думаете? Схватила ешап гребень и усердно стала чесать свои космы. От радости она пришла в большой восторг и громко захохотала:
– Проходите с миром благополучно! Лучше этого подарка не сыскать на том и на этом свете. Живите долго, пусть вам сопутствует удача. Такой подарок и вправду могли принести только мои детки. Проходите.
Словно град падали с нее на землю вши, каждая величиною с палец, и издавали треск: тох, тох!
«Упаси нас бог, чтобы оказаться твоими детьми», – подумали Сеска Солса и Бятар, выскочили за ворота и по лестнице, ведущей в солнечный мир, поднялись из царства мертвых, сели на своих коней и поскакали домой.
Хотя и победил Бятар, но Сеска Солса подавил в душе зависть, установил с ним дружбу, а затем и породнился с ним, выдав за него свою красавицу сестру.
Стал Бятар жить с красавицей женой. Родились у них дети; от них пошли другие, а их потомки дожили до наших дней.
Если встретится благородный, умный и мужественный человек, знай, что произошел он от них.
13. НАРТ-ОРСТХОЙЦЫ И ГОРЖАЙ
Давно это было. Сидели нарт-орстхойцы, и среди них находился Сеска Солса. Они рассуждали: «Есть ли такой край, где бы мы не были и не грабили?»
В то время, когда они вели этот разговор, возвращалась с реки одна вдова с водой. Она невольно подслушала разговор нарт-орстхойцев. Ее заметили нарт-орстхойцы.
– Она, вероятно, смеется над нашей самоуверенностью! Ступай, Боткий Ширтка, может быть она знает страну, в которой мы не были и не грабили?
Боткий Ширтка отправился к вдове, чтобы спросить, знает ли она страну, в которой не были нарт-орстхойцы.
Я вдова-сирота. Если ответ мой не понравится, нарт-орстхойцы могут оскорбить меня. Кто тогда заступится за меня?
Не бойся, скажи! – сказал Боткий Ширтка.
За семью горами пасется стадо Горжая, и на это стадо нарт-орстхойцы не нападали!
– Надо отправиться туда, – сказали нарт-орстхойцы в один голос.
Отправились они в путь. Вот перешли они седьмую ‘гору и увидели громадное стадо Горжая.
– Нам стыдно и недостойно поступать тайным образом! – говорит Сеска Солса. – Надо дать знать Горжаю, что нарт-орстхойцы собираются напасть на его стадо, и пусть он приготовится!
Они послали к Горжаю всадника.
– Как они могут напасть на мое стадо, из которого приносят жертву богу? Не жалею я ничего для гостей своих! Это будет с их стороны святотатством! Я тебе не верю; вероятно, между ними что-нибудь произошло, – сказал Горжай посланному и отправил его обратно.
– Как же нам уверить его, что хотим напасть, чтобы он мог поднять тревогу? – сказал Сеска Солса. – Его может уверить только его невестка, жена его младшего сына; она ходит за водой из того же источника, из которого сам Горжай пьет воду. Если она скажет ему, то он поверит. Кто из вас способен завлечь женщину? спросил Сеска Солса.
– Я могу, – ответил один из нарт-орстхойцев по имени Тахшако.
Тахшако отправился рано утром к источнику, откуда брал воду Горжай. К его приходу пришла туда любимая невестка Горжая. Тахшако утащил ее, порвал на ней платье. Когда они возвращались, то Тахшако говорит ей:
– Скажи своему свекру, что пришли нарт-орстхойцы с Сеска Солсой угнать его белое стадо. Предупреждаю, что если ты промолчишь, то я разнесу слух, что имел с тобой любовные отношения.
Затем он стал ждать ответа от нее.
Сегодня меня опозорил один из нарт-орстхойцев, вот доказательство – разорванное платье; он просил, чтобы ты приготовился к нападению на твое белое стадо, – сказала она Горжаю.
Женщина всегда остается бесстыдною! Я смотрю на тебя, как на женщину, потерявшую стыд; как могут напасть на мое стадо, которое я посвятил с благодарностью своему создателю– богу и высоким святым. Каждый раз, когда приношу жертву, я не жалею лучшего барана. Неужели есть у кого-либо корыстное желание против моего стада?
Горжай не поверил тому, что сказала его невестка. Невестка возвратилась к источнику, где ждал ее Тахшако, и сказала ему:
– Я объявила своему свекру о намерении нарт-орстхойцев напасть на стадо, но он не поверил мне.
Тахшако вернулся обратно к своим.
– Ну, что тебе удалось сделать? – спросили нарт-орстхойцы.
Я ждал прихода любимой невестки Горжая к источнику и, когда она появилась, я схватил ее, порвал на ней платье и велел сказать свекру о наших намерениях. Она возвратилась и сказала, что Горжай не поверил ей.
Какими средствами вызвать тревогу у Горжая? – сказали нарт-орстхойцы.
Они отправились за советом к пастухам.
– Единственное средство – это убить любимую птицу Горжая, сидящую на его башне,-сказали пастухи.
Тогда Сеска Солса обратился к нарт-орстхойцам с таким вопросом:
–Кто из вас лучше всех умеет стрелять?
– Я, – сказал один из нарт-орстхойцев по имени Орузби. Едва рассвело, Орузби отправился к дому Горжая и убил его любимую птицу.
– Видно, меня не хотят оставить в покое!
Оседлав своего коня, Горжай поднял тревогу против нарт-орстхойцев. Он обратился к небу со следующими словами: «Нарт-орстхойцы пришли угнать мое белое стадо, из которого я всегда приносил в жертву богу и великим святым лучших баранов. Заступитесь за меня, все святые!»
Его мольба была услышана Селой. Потом поднялась бури, гроза, и все жители тех мест погнались за нарт-орстхойцами. Те из нарт-орстхойцев, которые стреляли лучше, шли последними.
– Надо идти потише, пусть догоняет Села, я помну бока этому святому! сказал Сеска Солса.
Действительно, их догнал Села, и Сеска Солса схватил святого и поломал ему ребра. После этого святой перестал преследовать нарт-орстхойцев, и небо совершенно очистилось от бури. Когда стало светло, нарт-орстхойцы позволили Горжаю догнать их. Сеска Солса схватил Горжая, связал его и посадил на лошадь лицом к хвосту, потом пустил в поле на смех людям. Нарт-орстхойцы возвратились со стадом Горжая домой.
14. РАССКАЗЫ ХАМЧИ ПАТАРАЗА И ОРЗМИ
Однажды возвращался я усталый с дальней дороги. Я дал слово, что остановлюсь у того, к кому поведет меня конь. Конь мой остановился у двора вдовы.
– Спасибо, что вспомнил меня, сироту, – сказала вдова и угостила Меня самым лучшим образом.
После ужина мы легли спать в одной сакле на разных постелях. В полночь я встал и подошел к ее постели, но вдова сказала:
– Оставь меня! Я уже забыла заниматься тем, чего ты хочешь, после смерти своего хозяина.
И я должен был оставить ее в покое. Во второй раз я встал и опять начал приставать к ней. Тогда она встала, взяла из-под подушки плеть и сказала:
– Да превратишься ты в суку, лежащую возле двери!
И я превратился в собаку. Я прославился в целом крае, и народ, говоря (о какой-нибудь собаке), добавлял:
– Хороша, как сука, превратившаяся из Хамчи Патараза.
В горах паслось несколько отар овец, и волки их страшно истребляли. Пастухи вынуждены были обратиться к хозяину.
– Если нам, – говорили они, – вдова не даст суку, превратившуюся из Хамчи Патараза, то все стада будут уничтожены!
Вдова отдала меня. В ту ночь, когда я пришел в горы, подступили волки, и я закричал:
– Я сука, сделавшаяся из Хамчи Патараза! Не подходите к стадам!
Волки не послушались. Тогда я бросился на них, задушил шесть и напал на седьмого, старого волка.
Дай мне сказать три слова, – сказал волк – Какая тебе польза, если ты убьешь меня – старого волка? Я дам тебе полезный совет.
Какой совет ты дашь мне?
– Здесь убито шесть волков, и завтра пастухи будут спорить о том, чья собака убила волков. Ты поставь тогда всех волков па ноги, и собаки разбегутся в разные стороны.
Спор кончился тем, что пастухи поставили волков на ноги, как живых. Собаки разбежались, а я бросился на волков.
– Правда, – говорят пастухи, – эта собака убила всех волков.
Они стали давать мне молоко, но я ничего не ел.
– Любимую собаку вдовы надо отправить домой, – сказали пастухи.
Меня вернули вдове. У хозяйки тоже я ничего не мог есть.
– Что я буду делать? Я живу без хозяина, могу жить и без тебя! – сказала хозяйка, толкнула меня ногой и легла спать.
Тогда я потихоньку взял плеть, ударил ею себя и превратился опять в Патараза, сына Хамчи. Потом я ударил вдову и сказал:
– Превратись ты в кобылицу-шалуху. И она превратилась.
– Вот что со мной случилось, – сказал Патараз, сын Хамчи.
***
Был я раз влюблен в женщину, и она тоже любила меня. Мы поклялись не расставаться никогда. Она умерла от болезни; я ужасно был поражен горем. Только один стыд – умереть из-за смерти любовницы – удерживал меня от самоубийства. Все родственники и знакомые, как мужчины, так и женщины, собрались ее хоронить. Я попросил у одной вдовы одежду и, одевшись в женское платье, отправился вместе с другими женщинами на похороны. Труп ее лежал посреди двора. Всех женщин пригласили пойти в саклю, но меня– нет. Я остался во дворе. Увидев труп своей любовницы, я решил исполнить клятву – не расставаться друг с другом; я лег с нею и укрылся ее саваном. Вышедшим во двор хозяевам показалось, что труп ее распух, и они решили скорей похоронить ее. Лежа в могиле, я был доволен, что исполнил свою клятву. Вдруг приползла змея в могилу; я стал бить ее кулаком и убил; через некоторое время приползла другая змея. Увидев, что первая лежит мертвая, она уползла обратно, но спустя немного времени, возвратилась в могилу с травой и провела ею по телу убитой мною змеи: змея ожила. Тогда я опять стал бить их, и они выползли из могилы. «Если трава оживила змею, то отчего ей не подействовать на мою возлюбленную?» – подумал я и провел травой по трупу. Возлюбленная ожила и сказала:
– У меня бок болит, должно быть я долго лежала!
Обсуждая то, что с нею случилось, мы вышли из могилы. Теперешняя моя жена – та самая любовница.
Прежний муж требовал ее обратно. Я говорил только одно:
– Ты ведь похоронил свою жену!
Вот что случилось со мной! Не было еще примера, чтобы; мертвый ожил!
Хамчи Патараз родился на несчастье человечества. Пока он не родился на свет, если брали землю в руки и давили ее, из нее текло масло. До того было хорошо жить до него! Он же, родившись, принес с собой несчастье всему человечеству.
Однажды Хамчи Патараз был в гостях у одной женщины, с ним было еще много других гостей. Хозяйка из двух пригоршней муки испекла хлеб, которого хватило на десять человек. Когда гости, удивившись тому, спросили ее, как она это сделала, то она сказала, что это мука с того времени, пока еще не было на, свете Патараза. Тогда Патараз с горя хотел убить себя, но хозяйка удержала его, сказав:
– Все равно теперь не изменишь этого, хотя бы ты и умер,– это воля божья.
К этому прибавлю то, что сообщил мне о Хамчи Патаразе другой старик, Ганыж. По его словам, Хамчи Патараз жил в очень давние времена. С его рождением пропал на земле беркат, т. е. благодать. Когда ему сказали, что беркат не восстановится и по смерти его, то он умер с досады.
15. СЫН ОРШМЫ
Сеска Солса был подобен владыке. Его родственником был Оршма, сын Орзми. Он был вездесущ. Едет он как-то и встречает всадника величиной с бий-дол1 и бородой с копну. Оршма, сын Орзми, ве посчитался с ним, считая его за ничтожество. Карлик величиной с бий-дол проведал об этом. Подскакал он к Оршме, выхватил его с крупа коня и приторочил к своему седлу. А затем на коне въехал в отверстие в земле. Развязал он Оршму, через некоторое время привел к нему девушку и сказал:
– Это моя сестра. Бери ее замуж за себя. Не лишай ее зрения, не калечь. Если же она в чем-либо провинится, то приведи ее к этому отверстию и отпусти.
Стал Оршма с ней жить. Дела его улучшились. Он во всем превосходил Сеска Солсу. Люди относились к нему с уважением, Сеска Солса всем этим был сильно обеспокоен. Призвал он женщину-гам и стал с ней советоваться.
– Я знаю, что предпринять, – сказала гам. – Посади на четырех дорогах четырех одноглазых попрошаек. Пусть они подтвердят, что их владыкой является Оршма. Если же станут о нем расспрашивать, то пусть скажут, что он хороший человек, справедлив, добр, но жена ему все-таки изменяет. Если все четверо так скажут, то Оршма покинет эти края.
На четырех больших дорогах усадил Сеска Солса четырех одноглазых попрошаек. Они говорили всем, обращавшимся к ним, как им посоветовала гам.
Однажды пошел осматривать свои владения Оршма, сын Орзми. Ходил он, ходил и наткнулся на одну из попрошаек.
Кто ваш владыка? Что он за человек? – спросил Оршма.
Он хороший человек, справедлив, добр, но жена изменяет ему, – ответила попрошайка.
Дал ей Оршма милостыню и отправился дальше. Одноглазые попрошайки не знали Оршму в лицо.
Встретил он вторую, третью, четвертую, и все они говорили ему одно и то же.
Тогда Оршма усомнился в верности жены и отвел ее к отверстию в земле.
– Дай мне свой нож, – обратилась она к мужу. Он дал ей нож. Этим ножом она вспорола себе живот, вытащила мальчика и передала его мужу со словами: «Корми его только курдюком без костей, хлебом без корки, маслом и молоком».
И она исчезла в отверстии.
Оршма, сын Орзми, положил мальчика в полу черкески, но она тут же сгорела. Положил он мальчика в полу бурки – и она сгорела. Тогда он взял его на руки, принес домой, передал своим отцу и матери и рассказал им, как за ним следует ухаживать.
После этого Оршма бросил свои владения и одичал. Он дал клятву: «Только пойманные моими руками зверь или птица будут принадлежать мне».
Владыкой края стал опять Сеска Солса.
А мальчик рос. Орзми и бабушка хорошо за ним смотрели, вовремя кормили.
Сеска Солса задумал лишить жизни и Орзми. Однажды устроил он пир и пригласил гостей. Позвал он и Орзми, в надежде напоить его ядом или расплавленной медью и убить.
Орзми догадывался об этом, но гордость не позволила ему отказаться, и он отправился к Сеска Солее. Обеспокоенная этим, бабушка довольно поздно накормила своего внука.
Почему ты не вовремя меня накормила, что случилось? – спросил внук.
Твоего дедушку пригласил на пир Сеска Солса, хочет его напоить и убить, –– сказала бабушка.
Дай мне одеться, сказал мальчик.
Оделся он, пришел на пир к Сеска Солее и стал позади Орзми.
Сеска Солса прислал Орзми полную чашу расплавленной меди, чтобы он выпил ее. Стали подавать чашу. Мальчик первым протянул руку, взял ее и сказал:
– Я хочу выпить эту чашу вместо своего деда. Он выпил ее и обратился к Сеска Солее:
– Я выпил эту чашу. В следующее воскресенье приглашаю тебя на пир к нам.
Прибыл к ним Сеска Солса и не смог выпить предложенной чаши. Тогда владычество его в крае кончилось.
Мальчик расспросил у стариков про отца и отправился на его поиски. Ходил он, ходил и увидел длиннобородого человека, бежавшего за оленем. Когда длиннобородый бросался за оленем в гору, то борода его цеплялась ему за ноги, и он не мог настигнуть оленя. Когда же олень бросался с горы вниз, длиннобородый мог догнать оленя.
Мальчик из жалости к нему уложил бежавшего в гору оленя.
– Почему ты убил оленя? Я же дал клятву питаться лишь тем, что добуду своими руками, – сказал длиннобородый.
– Ты мой отец, а я твой сын, – и мальчик обо всем рассказал ему.
Все они встретились – отец, мать, Орзми, бабушка – и стали счастливо жить.
16. ОРШАМАР ЭРШ
В одно время жили три друга: Сеска Солса, Батар Ширтка и Оршамар Эрш.
Оршамар Эрш ухаживал за одной девушкой. Эту девушку он любил и хотел на ней жениться, но родители девушки не отдавали ее за него. В это время девушка внезапно умерла. Оршамар Эрш сказал находившейся в доме рабыне:
– Как только девушку завернут в саван, дай мне знать Когда рабыня сказала, что девушка завернута в саван и в комнате никого нет, Оршамар Эрш вошел, развернул саван, лег рядом с девушкой, и рабыня завернула его в саван вместе с девушкой. Люди, думая, что в саван завернута только девушка, положили их в одну могилу и ушли. Оршамар Эрш откинул саван и сел рядом с трупом девушки. Вдруг он увидел змею, которая вползла в могилу. Оршамар Эрш вынул свой алмаза-кинжал и убил ее. Вскоре в могилу вползла другая змея, цвета кремня, но увидев, что первая убита, уползла обратно. Через некоторое время кремневого цвета змея возвратилась с золотым шариком во рту. Соединив куски убитой змеи, она потерла по ним шариком, и убитая змея ожила. Поняв, в чем дело, Оршамар Эрш убил обеих змей, забрал у них золотой шарик и этим шариком прикоснулся к девушке. Провел по губам –стала дышать она, провел по глазам – открыла глаза, провел по рукам и ногам, и она ожила. Они вышли из могилы. Оршамар Эрш женился на ней, и жить они стали хорошо.
17. БЛАГОДАТНАЯ ПТИЧКА
В Мецхальском шахаре в одно время свила гнездо благодатная птичка. Поэтому там никогда урожай не переводился. Земли по обе стороны Армхи были плодородными и на них выпасали скот.
Однажды ничем плохим не брезгующие люди разрушили гнездо и изгнали благодатную птичку. Она улетела из того края. Улетая, благодатная птичка коснулась крылом земли лячхойцев и башни в Балта.
Эти места до сих пор благодатны: Заночевала она в Ларсе, а гнездо свила в Грузии.
18. БЛАГОДАТНАЯ ПТИЧКА, ЗВЕЗДА ВЕТРОВ И ЗМЕЯ
Благодатная птичка, звезда ветров и змея не могли жить в разлуке. Благодатная птичка приносила обильные урожаи, звезда ветров не давала дуть ветрам, а змея оберегала скот от зверей. Один горец держал их у себя в сакле. Как-то он поместил звезду ветров и благодатную птичку в одну комнату, а змею оставил присматривать за детьми. Ударом ножика мальчик отсек кончик хвоста змеи. Лишившись кончика хвоста, змея в отместку прошла сквозь тело мальчика и уползла.
Горец знал нору, в которой скрывается змея. Благодатная, птичка и звезда ветров отправились к этой норе, к змее, так как они не могли жить с нею в разлуке.
У горца было много овец. Он пошел присмотреть за своими овцами и увидел, что борода козла, стерегущего овец, колышется. Тогда он обеспокоился, предчувствуя беду: горец понял, что ушла и звезда ветров. Он вернулся домой. Дома дети рассказали ему о случившемся. Тогда он решил уговорить змею вернуться и отправился к норе, в которой она скрывалась. Вместе со змеей возвратились бы благодатная птичка и звезда ветров. Змея ему сказала:
– Ты будешь помнить о своем сыне, а я – о кончике хвоста, мира между нами не будет, поэтому я не возвращаюсь.
С тех пор и возникла ингушская пословица: отец помнит о своем сыне, а змея о кончике своего хвоста.
19. ЖЕНА ПХАГАЛ БЯРИ И НАРТ-ОРСТХОЕЦ

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс