Чеченцы. Образцы народных сказаний

СЕМЕНОВ Н. ТУЗЕМЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА ЧЕЧЕНЦЫ ОБРАЗЦЫ чеченских народных сказаний, сказок и песен В книжке «Сказки и легенды чеченцев», из которой взяты помещаемые «Образцы чеченских народных сказаний и сказок», как уже упомянуто выше, сказкам и легендам предпослано предисловие. В предисловии есть место, объясняющее собою, когда и как собирались мною сказки и сказания и при каких…

Чеченцы. Рассказ — День в ауле

СЕМЕНОВ Н. ТУЗЕМЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА ЧЕЧЕНЦЫ ДЕНЬ В АУЛЕ (РАССКАЗ) I. Вдали виднеется аул, в который мы едем по гладкой и извилистой дороге. Местность около нас ровная и однообразная. Полосы кукурузы и пшеницы сменяются обширными полянами, покрытыми высокою сорною травой; за ними бесконечно тянутся мелкий, колючий кустарник и до безобразия высокий бурьян. По правую сторону…

Предание о происхождении чеченцев

СЕМЕНОВ Н. ТУЗЕМЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА ЧЕЧЕНЦЫ ПРЕДАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЧЕНЦЕВ (Перевод арабской рукописи, принадлежащей кадию Шамилю Каратаеву). Как сказано мною в другом месте , у чеченцев есть несколько преданий об их происхождении или, точнее, о приходе их предков на территорию, занимаемую народом в настоящее время. Предания эти разбиваются на устные и письменные. Известные мне устные…

Заметка о качествах чеченцев

СЕМЕНОВ Н. ТУЗЕМЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА ЧЕЧЕНЦЫ ЗАМЕТКА о нравственных и умственных качествах чеченцев. I. «И дики тех ущелий племена, Их Бог – свобода, их закон – война; Они растут среди разбоев тайных, Жестоких дел и дел необычайных ». Так восклицает наш Лермонтов, вдохновенно проникая в духовный мир Кавказских горцев, разумея в числе их, конечно, и…

Чеченцы-археологи

СЕМЕНОВ Н. ТУЗЕМЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА ЧЕЧЕНЦЫ ЧЕЧЕНЦЫ-АРХЕОЛОГИ. (Наброски любителя этнографии и археологии). Чеченцы народ живой и страстный. Спокойная и ровная жизнь им не по нутру, и поэтому они вечно колобродят, вечно окружают себя атмосферой исключительных жизненных явлений. Только что в Чечне окончились несложные полевые работы, которыми народ был занят летом и раннею осенью, как смотришь,…

Судопроизводство в Осетии

О судопроизводстве в Осетии (середина XVIII — начало XX в.) (Цалиев А.М.) В осуществлении правосудия, наряду с судоустройством, большое значение имеет судопроизводство — порядок рассмотрения дел судами, который в исследуемый период имел свои особенности, представляющие значительный интерес. «Осетинское судопроизводство чрезвычайно просто и оригинально, — пишет В.Б. Пфаф. — Оно вместе с тем и весьма важно…

Политический полиюридизм в СССР

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 20 (59), № 2. 2007 г. С. 195¬199. УДК 340.143:297 (47+57) «1917/1928» Елфимов В.О. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОЛИЮРИДИЗМ В МУСУЛЬМАНСКИХ РЕГИОНАХ БЫВШЕГО СССР (1917¬1928) В статье рассматривается правовой феномен полиюридизма, анализируются его виды. Особое внимание уделяется политическому полиюридизму и его установлению в СССР в…

О расселении нахских тайпов

О РАССЕЛЕНИИ НАХСКИХ ТАЙПОВ И ТАЙПОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ Мы решили поместить в своем «Вестнике» под рубрикой «Этнография» также неопубликованную статью известного чеченского ученого-историка Ибрагима Магомедовича Саидова (1927-1995), написанную еще в далеком 1992 г., вместе с отзывом кандидата исторических наук Хаджи Ахмедовича Хизриева. Несмотря на двадцатилетнюю давность написания этой статьи, проблема, которую в ней поднимает автор, актуальна…

Описание Кавказа. 1805 год

ОПИСАНИЕ КАВКАЗА С КРАТКИМ ИСТОРИЧЕСКИМ И СТАТИСТИЧЕСКИМ ОПИСАНИЕМ ГРУЗИИ Перевод с французского ___________________________________________________________________________ Печатано по Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повелению ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, В Театральной Типографии 1805 года ЕГО ИСПЕРАТОРСОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ! Лучезарное светило не отказывает в улыбке своей ни червячку, ни былинке; а высокая благодетельность ВАШЕГО сердца не имеет…

О значении и пределах обычного права

О ЗНАЧЕНИИ И ПРЕДЕЛАХ ОБЫЧНОГО ПРАВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ (Реферат действительного члена Санкт-Петербургского Юридического Общества А.М. Евреиновой, доложенный в заседании Гражд. Отд. 12 февраля 1883 г. __________________ Положения: 1) При составлении гражданского уложения должны быть приняты в руководство, между прочими, и обследованные уже в настоящее время начала русского обычного права, например, начала:…

Маслаат (статья)

МАСЛААТ – САМОБЫТНАЯ ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Х.Г. МАГОМЕДСАЛИХОВ Маслаат (или третейский суд) – самобытная форма разрешения конфликтов, получившая распространение у отдельных народов Северного Кавказа. Такая форма была наиболее приемлемой и соответствовала общественному быту и менталитету горцев Дагестана. Маслаат – в переводе с арабского означает общее благо, выгоду в интересах сторон. В процессе становления в качестве…

Суд у адыгов (статья)

А.И. Трахов Система уголовных наказаний в рамках традиционного судопроизводства адыгов (Рецензирована) Аннотация: Судебная практика назначения наказания по обычному праву адыгов основывалась на принципе возмещения причиненного ущерба, посредством которого, как правило, улаживались конфликтные ситуации. В традиционном судопроизводстве адыгов существовала шкала композиций возмещения в зависимости от тяжести причиненного вреда. Кроме того, практиковалось назначение иных видов компенсации ущерба.…

Рапорт об осетинских кавдасарах

Рапорт начальника Осетинского округа от 21.VII.1866 г. начальнику Терской области «Об осетинских кавдасардах и их отношениях к местным феодалам» «Вопрос о правах и отношениях кавдасардов к их владельцам неоднократно обращал на себя внимание ближайшего начальства, но все попытки к удовлетворительному разрешению этого вопроса при предместниках моих [что можно усмотреть из дел, хранящихся в комиссии по…

Проект решения земельного вопроса в Осетии

Проект решения сословного и поземельного вопроса в Осетинском округе, составленный майором Красницким. 1859 г. «Положения общие § 1. Народонаселение туземцев Осетинскаго округа разделяется на общества: а) Дигорское, б) Тагаурское, в) Алагирское, г) Куртатинское, д) Нарское, е) Мамисонское, ж) Закинское и з) Зрукское. Общество Дигорское подразделяется па собственно Дигорское, Стурдигорское, Донифарское и Лесгорское. Алагирское общество состоит…

Письмо об обычаях осетин

Коренные обыкновения [древние обычаи], существующие между осетинами «Большая часть осетин, с отдаленных времен по настоящий 1830 год, не признававших над собою почти никакой власти, удерживаемы были в своем кругу от взаимных друг против друга своевольных поступков древними коренными обыкновениями, которые горцы всегда почитали священными и в виде законов передавали из рода в род. Сии обыкновения,…

Записка о правах осетин

Записка о происхождении личных и поземельных прав и взаимных отношений жителей Военно-Осетинского округа. 1860 г. «Тагаурское общество, как выше упомянуто, разделяется на 4 класса или сословия. 1й класс народные Старшины, Тагауры или Эльдары, составляют высшие сословия и считаются коренными жителями; 2-й, фарсалаки, вольные люди, пришедшие к Тагаурам из других мест. 3-й кавдасарды, побочные дети, прижитые…

Записка о кавдасарах

Докладная записка об осетинских кавдасардах «Кавдасард [в буквальном значении слова, рожденный в яслях] происходит от женщины свободного и несвободного состояния, отданной за калым несколько выше обычного между тагаурцами в номилус [именная жена]. Причем, однако, соблюдаются свадебные и брачные обряды. Такого рода браки, совершаемые алдарами и фарсаглагами, не противные магометанской религии, существуют под разными наименованиями между…

Древние обряды Дигорского общества

ФЕЛИКС ГУТНОВ АДАТЫ ЗАПАДНЫХ ОСЕТИН ДРЕВНИЕ ОБРЯДЫ ДИГОРСКОГО ОБЩЕСТВА (1844 г.) Интерес к обычному праву со стороны кавказоведов всегда был обусловлен объективными причинами. Как неоднократно отмечалось еще в дореволюционной историографии, у большинства народов Северного Кавказа, не имевших в прошлом письменно фиксированных законов, адаты были единственным видом правил, на которых держались взаимоотношения и быт горцев. «Вся…