Хрестоматия по праву Кавказа

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Д.Ю. Шапсугов, Л.Г. Свечникова, М.А. Исмаилов

ОБЫЧНОЕ ПРАВО, МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
И АКТЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ ВВ.)

ХРЕСТОМАТИЯ

Ростов-на-Дону
Издательство СКАГС
2008

РАЗДЕЛ 1. ОБЫЧНОЕ ПРАВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
СУДЕБНИК ГИДАТЛИНСКОГО ОБЩЕСТВА
(Не позднее XVI в.)
Убийство человека без права на это повлечет за собой для убийцы взыскание с него выкупа (дият) в пользу наследников убитого в количестве 30 коров. За 15 коров из них допускается брать стоимость, исходя из нормы – медный котел весом 4 ратала за корову. За остальные 15 коров разрешается брать какое угодно имущество, причем одна корова оценивается в 4 шаля. Для дията не берется земля. Кроме того, убийца отдает в качестве штрафа своему сельскому обществу одного отборного быка, котел весом 4 ратала, а также еще один выкуп в качестве штрафа в пользу всего Гидатлинского общества. Все это взыскивается в течение трех дней с момента совершения убийства.
§ 2. Убийство считается установленным, если оно доказано показаниями двух свидетелей или оно всем бесспорно известно. Если убийца не признает себя виновным в убийстве, то наследникам убитого предоставляется право требовать от родственников убийцы доказательства этого посредством присяги 15 человек родственников. Если не хватит соприсягателей из среды родственников, то разрешается состав их пополнить посторонними односельчанами. Если наследник убитого, зная убийцу, не заявит об этом в течение трех дней, то он теряет право на получение от убийцы быка.
§ 3. Если человек, коему поручено взыскание дията, не явится для исполнения своих обязанностей, то с него взыскивается штраф в размере одного медного котла.
§ 4. Если кто умышленно выпустит из своих рук вора или грабителя, то с него взыскивается штраф в размере 30 коров, независимо от того, в каком селении это произошло.
§ 5. Если убийца будет убит двоюродным братом убитого или его наследником, хотя бы самым отдаленным, то за это ответственность никто не будет нести.
§ 6. Если кровник будет убит другим лицом, кроме вышеуказанных, то ответственность сохраняется.
§ 7. Если раб убьет свободного человека, то хозяин раба обязан уплатить дият (выкуп).
§ 8. Если же свободный убъет раба, то свободный должен уплатить хозяину стоимость убитого раба.
Если хозяин раба оспаривает убийство его рабом свободного человека, то хозяин должен доказать невиновность своего раба путем собственной присяги и присяги трех соприсягателей.
§ 9. Виновный в поджоге чужого имущества (хозяйственной постройки, сена и т. д.) подвергается штрафу в размере двух медных котлов вместимостью по 2. ратала каждый, а также взысканию стоимости подожженного имущества в пользу хозяина. Если подозреваемый в поджоге не признает себя виновным, тон он обязан очистить себя посредством присяги 15 своих родственников.
§ 10. Виновный в домашней краже подвергается взысканию штрафа в размере одного быка, который стоит 6 баранов, в пользу общества и двукратной стоимости краденого – в пользу потерпевшего. Если подозреваемый в краже не признает себя виновным, то он должен очистить себя посредством присяги трех лиц.
§ 11. За убийство вора и грабителя в момент их преступления к ответственности никто не привлекается.
§ 12. За самоуправное отобрание у другого лица вещей виновный подвергается штрафу в размере двух медных котлов. Если он не признает себя виновным, то обязан очистить себя посредством присяги трех родственников.
§ 13. Убийство грабителя не влечет за собой ответственности.
§ 14. Если кто скосил сено с общинных сенокосов после объявления запрета, тот подвергается взысканию штрафа в размере одного медного котла. Если на сенокос пойдет женщина, чтобы скосить сено хотя бы в порядке оказания помощи другому или по найму, то с нее взыскивается штраф в размере стоимости одной овцы.
§ 15. Если кто-либо своим скотом потравит сенокос другого, то с него взыскивается штраф в пользу общества в размере одной коровы, а также стоимость потравленной травы в пользу хозяина в размере, установленном по его присяге. Если подозреваемый не признает себя виновным в потраве, то он обязан очистить себя присягой с тремя соприсягателями.
§ 16. Если кто-либо побил другого, то с виновного взыскивается штраф в размере одного быка в пользу общества.
§ 17. За нанесение раны другому ударом кинжала, нагайки или же каким-нибудь другим предметом, и если эта рана достаточна для признания кровной мести, то с виновного взыскивается два котла. Один из них – раненому, другой – в пользу общества как штраф. Если же рана недостаточна для признания кровной мести, то взыскивается только один котел.
§ 18. За изнасилование жены другого с виновного взыскивает штраф – 2 медных котла. Если виновный отрицает свою вину, то он должен очиститься присягою трех лиц. За убийство насильника никто ответственности не несет.
§ 19. Если мужчина и женщина за прелюбодеяние будут убиты вместе, то за их кровь ответственности никто не несет. Если же окажется убитым только он или только она, тогда виновный должен возместить стоимость крови убитого.
§ 20. Если кто поднял ложную тревогу или дал возможность угнать стадо с пастбища, то виновный подвергается штрафу в размере одного быка.
§ 21. Кража вещей у пастухов на кутане приравнивается к домашней краже, и виновный подвергается штрафу и взысканию стоимости украденного.
§ 22. Если кто привязал веревку на шею чужой лошади, чтобы угнать ее, тот должен отдать одного быка в пользу хозяина лошади.
§ 23. Кто отдал чужое имущество другому или же навел его на чужое имущество, чтобы он украл, и имущество это перейдет в другое общество, тот обязан уплатить штраф – два котла и возместить убытки хозяину. Если он не признает себя виновным, то должен очистить себя присягаю 7 соприсягателей.
§ 24, Если хозяин разрешит слуге или человеку, проживающему у него, похитить чужое имущество или убить человека, то хозяин обязан возместить стоимость имущества, уплатить штраф и дият(выкуп). Слуга или жилец или их наследники также должны уплатить стоимость краденого имущества, штраф и дият.
2) Если же виновный ушел от хозяина и народ был оповещен об этом за 3 дня до предъявления иска, то хозяин не обязан идти на очистительную присягу.
§ 25. Поднятие ложной тревоги о походе жителей общества на врага или для какой-либо другой цели влечет за собой взыскание штрафа в размере одного быка.
§ 26. Если должник покинул аул после того как его предупредил глашатай о необходимости явки на суд для разбирательства дела, то глашатай вправе взыскать с него долг в пользу истца.
§ 27. Виновный в самовольном захвате – в ишкиле или в приеме захваченного имущества у лиц, происходящих из обществ Карах, Келеб и Ратлуб, без разрешения на то старейшин, подвергается штрафу в размере одного быка.
§ 28. Если скот, отданный кому-либо на содержание, пропадет или погибнет и хозяин скота уверяет, что в этом виноват тот, у которого скот находился на временном содержании, а последний не признает своей вины, то тот, у кого находился скот, должен очистить себя присягой одного справедливого человека.
§ 29. Кто украдет чужие дрова или бревна или возьмет их силой, то с него взыскивается штраф в размере одной коровы и стоимость дров в пользу хозяина.
§ 30. Если речка приносит много дров, лесоматериала, то каждый может брать столько, сколько хочет, за исключением лесоматериала, необходимого для моста. То, что годится для моста, на том никто не должен делать метку или класть камень как метку. Не должен спорить или переносить его в другое место, чтобы потом взять себе. Собравший дрова не имеет права оставить их на берегу и сказать», что они мои и я возьму их когда захочу. Если такие дрова возьмет другой, то он не обязан платить ни штраф, ни стоимость дров.
§ 31. Если кто-либо выбирает для разбирательства свадебного дела влиятельного человека из другого селения и тот соглашается, то они оба обязаны в виде штрафа отдать по одному быку».
§ 32. Если кто-нибудь судится с кем-либо по поводу имущества и ответчик, не дожидаясь окончания спорного дела продаст, или подарит, или сделает назру (акт дарения) своего движимого и недвижимого имущества, то с виновного в этом взыскивается штраф в размере двух быков, а с того, кто принял имущество – одного быка.
§ 33. Если кто-нибудь отказывается от судебного разбирательства, то с него взыскивается один котел.
§ 34. Если кто-нибудь отправился в одно из селений Гидатлинского общества и его угостил вор ворованной пищей и тот покушал, а хозяин добра предъявил ему иск и заявил, что гость кушал его добро, следовательно, и он вор, а если гость не признает, то он должен дать присягу о том, что он не знал, что съеденное им было ворованное.
§ 35. Если житель Гидатлинского общества во вред своему селению или всему обществу переселится в другое общество, то все его имущество переходит в собственность Гидатлинского общества.
§ 36. Если кто-либо из жителей станет прятать имущество покидающего наше общество, заявив, что он купил или ему подарил свое имущество тот, кто покидает Гидатлинское общество, как выше изложено, то с него взыскивается по одному бычку за каждый день, пока он это имущество не передает Гидатлинскому обществу.
§ 37. Нерадивое отношение к охране Гидатлинского моста со стороны отдельного лица или целого общества, приведшее к поджогу моста, наказывается взысканием штрафа в размере ста котлов.
§ 38. Отказ отдельного лица от охраны моста повлечет за собой взыскание штрафа в размере одной шали.
§ 39. Отказ целого селения от охраны моста повлечет за собой штраф в размере двух котлов.
§ 40. Оказание содействия виновному в неуплате штрафа лицом, на обязанности которого лежит надзор за соблюдением порядка, влечет за собой отвержение его всеми односельчанами и всем обществом.
§ 41. Виновный в поджоге большого моста подвергается штрафу в размере 100 котлов и изгнанию из Гидатлинского общества, если виновный из Гидатлинского общества.
§ 42. Если кто-нибудь из мулл, кузнецов, плотников, шорников и мельников чем-нибудь поможет изгнанному за поджог моста, то с того, кто помог, взыскивается штраф в размере одного котла.
§ 43. Если же изгнанному поможет кто-нибудь из простых людей, хотя бы представлением ему огня или воды, то с того, кто помог, взыскивается штраф в размере одной овцы.
§ 44. Если кто-либо избил изгнанного, то за это не требуется возмещение.
§ 45. Если кто-либо убьет изгнанного, то за его кровь он не отвечает.
§ 46. За порчу имущества изгнанного ответственности никто не несет.
§ 47. С него (изгнанного) и с того, кто ему поможет, полагается взыскать и штраф, и выкуп.
§ 48. Если помощник изганного совершил убийство человека из другого округа, то выкуп и возмездие ляжет на общество (бо).
§ 49. Если кто-нибудь вспахал землю на пустыре, который не подлежит раздаче людям в качестве пахотной земли, или присвоил ее в качестве сенокоса, или луга, или частично прирезал к своей земле, то с него взыскивается штраф в размере двух котлов весок 4 ратала натурой», но не стоимостью.
§ 50. Если кто-нибудь своим скотом потравил урожай или траву на присвоенной вышеуказанным образом земле, то с него не взыскивается ни компенсации, ни штрафа.
§ 51. Если сельские исполнители без разрешения на то со стороны выше их стоящих старейшин согласились вернуть штраф для потребления в пищу тому, с кого он был взыскан, то с каждого исполнителя взыскивается штраф в размере одного котла. Кроме того, они обязаны затребовать обратно возвращенный им штраф. Вообще исполнители не имеют права распоряжаться штрафным имуществом, кроме тех случаев», когда штраф поступает за нарушение правил пастьбы скота на запретных лугах.
§ 52. Если кто-нибудь из нашего общества подстрекал на убийство канлы, поселившегося в нашем обществе, то с подстрекателям взыскивается штраф в размере одного котла. Если же совершилось убийство благодаря даче сведений о коровнике, то с подстрекателя полагается выкуп (дият), либо к нему применяется кровная месть.
§ 53. Если канлы, находящийся в нашем обществе, будет допускать недостойные поступки в отношении женщин и детей, то он подвергнется штрафу в размере одного котла и они (женщины и дети) возвращаются к своим родным.
§ 54. Если при охране посевов гидатлинцев мангуш (общинная охрана) нанесет кому-либо побои, то за это не несет ответственности, не платит штрафа, не возмещает убытки, не обязан дать выкуп.
§ 55. Если кто-нибудь спорит и скандалит с общиной охраной, когда она удаляет его скот с посевов, то с него взыскивается штраф в размере 7 коров, кроме того, он обязан прокормить 100 человек, также в виде штрафа.
§ 56. Если какой-нибудь насильник подчинил себе кого-либо из нашего общества и сделал его своим помощником в преступлениях» в убийстве, избиении и воровстве, не имея на это согласие родителей и наследников последнего, то с него взыскивается выкуп, штраф и убытки.
§ 57. Если обнаружили человека с женой другого и муж ее или родственник мужа убил их обоих, то за кровь их никто не несет ответственности.
§ 58. С жителей селения, которые не оказывали помощи жителям других селений общества в охране лугов до периода сенокошения, взыскивается штраф в размере трех котлов.
§ 59. Если кто-нибудь пас стадо коров или быков или своих овец на общинных лугах до истечения десяти дней после объявления сенокошения на данных лугах, то с него взыскивается штраф в размере одного котла.
§ 60. С жителей селения, которые не оказывали помощь жителям других селений в охране земли, выделенной для распределения через каждые 7 лет, взыскивается штраф в размере трех котлов.
§ 61. Если кто-нибудь нарушил правила охраны межи вокруг этой выделенной для распространения земли или в середине ее, не имея на это согласия шести селений, то с него взыскивается штраф в размере одного котла.
§ 62. Если кто-нибудь оклеветал другого в убийстве, прелюбодеянии, воровстве, то с клеветника взыскивается в качестве штрафа один котел весом в три ратала,
§ 63. Если подозреваемый в клевете не признает себя виновным в клевете, то он обязан очистить себя присягой с тремя соприсягателями.
§ 64. По делам об изнасиловании, воровстве и клевете совершеннолетний раб отвечает наравне со свободным.
§ 65. Если кто-нибудь оформил обряд бракосочетания, не будучи дибиром, то с него взыскивается штраф в размере одного котла, а с двух свидетелей, присутствовавших при этом, – по одному.
§ 66. Если кто-нибудь является причиной сбора сельских судей (чIухIби), подняв для этого ложную тревогу об убийстве, изнасиловании женщины или захвате чужого добра, тон он должен кормить их досыта, пока не внесет выкуп и штраф, а если он отказывается кормить, то с него ежедневно взыскивается по одному котлу.
§ 67. Если кто-нибудь убил своего кровника или ранил его в день, когда жители селения вышли на тревогу и до их возвращения по домам, то с убийцы взыскивается все то, что полагается взыскать за беспричинное убийство или ранение другого «- устанавливается кровная месть или ее выкуп в количестве 60 коров, штраф в размере двух быков, двух котлов; он обязан также возместить все расходы, связанные со своим преступлением.
§ 68. Если кто-либо продал свою лошадь или другое животное, а затем захотел получить его обратно, то он обязан вернуть покупателю стоимость возвращаемого животного. Если он отказывается вернуть эту стоимость, то она взыскивается с него до тех пор, пока его имущество не иссякнет. Если же имущество его иссякнет, то с его родителей, наследников и других родственников она не взыскивается,
§ 69. Штраф и возмещение взыскиваются, пока у виновного имеется имущество, если не хватит его имущества, то взыскивается имущество его семьи, родителей, детей, братьев и незамужних сестер, хотя бы они(сестры) и не жили в его доме. С дальних наследников взыскивается только после того, как имущество первых иссякнет.
§ 70. Если кто-нибудь убил человека около своего имущества, около скота или около недвижимого имущества, то убийца должен доказать присягой с 15 соприсягателями, что убитый им человек действительно воровал его имущество. Только в этом случае за убийство он не несет наказания.
Опубликовано: Гидатлинские адаты. М., 1957.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОБРАНИЯ В АГДАМЕ (1752 г.)
Во имя всемилостливого, всемилосердного. Хвала богу, господину миров, и благословение и мир лучшему из его творений, Мухаммеду.
Вот изложение принятых с самого начала ислама и до появления могущественного шаха Аббаса договоров, законов и постановлений, согласных с обычаями и обычным правом наших отцов и предков судей, представителей, господ и начальников области Джара и Ули (Талы?). Эти постановления были приняты на их собрании в Агдаме в конце сафра алмузаффара 1165 г. (1752/2) в присутствии великих и малых представителей Области, с их согласия и одобрения, а также с согласия других (представителей), начиная с Елису и до Белокана. Постановления эти даны в помощь и подкрепление мусульманскому шариату и ради благоденствия и счастья народонаселения.
Начнем, прежде всего, с того, что относится к убийству. Представители Области постановили следующее:
1. Тот, кто умышленно или неумышленно убьет верующего мусульманина, у того будут преданы огню жилице, вырублены и уничтожены деревья и виноградник, и он будет выслан из родного края и будет находиться на чужбине до тех пор, пока ему не разрешат вернуться и он не примирится с 9 родственниками убитого) согласно обычаю и урфу, принятым в Области, т.е. пока не уплатит виру в размере 12 туманов. В случае, если убийца умрет до уплаты виры и совершения рад’и, то их обязана уплатить его родственники и его дети, которые не могут возвратиться на родину, не получив на то разрешения и не уплатив вторично рад’у. Но если родственники убитого или имеющие право мстить убьют (убийцу) до уплаты штрафа, то кровь (убитого) не требует уже мщения и его родственники могут, когда пожелают, вернуться на родину, не совершив рад’у.
2. Если кто будет убит, причем убийца не будет точно известен, родственникам убитого предоставляется право указать и назвать убийцей кого они пожелают на его врагов. После этого родственники убитого должны потребовать от родственников подозреваемого в убийстве лица совершения тазкии и татхира, т.е., чтобы они в количестве двенадцати видных мужчин – шести со стороны отца и шести со стороны матери – поклялись (в невинности подозреваемого). Кроме этих двенадцати, должны поклясться еще двадцать восемь человек, безразлично кто, так, чтобы число поклявшихся было 40 человек.
Если эти лица произнесут клятву согласно установленному обычаю, а именно, двенадцать из них, поклянутся сначала священным Кораном, а затем троекратным талаком, а остальные только Кораном, то подозреваемый становится чистым и вне подозрения.
3. Если во время драки, при которой будут пущены в ход руки, камни или палки, окажется убитым один, двое или трое, причем убийцы будут известны, тогда вступают в силу постановления об убийстве; но если убийцы не будут известны и их участие не будет доказано на основании урфа, то ближайший родственник убитого имеет право объявить убийцей кого он пожелает и применить к нему постановление кровной мести. Но если кто-нибудь будет убит в открытом бою неумышленно или по ошибке и сам убийца сознается в этом или кто другой укажет на него по имени и отчеству, то никакой ответственности за это он нести не будет.
4. Если убийство будет совершено кем-либо, при ком живут дети, братья и другие родственники нераздельно, то за убийство отвечают все, а именно – у всех предаются огню дома, все высылаются с их родины и т.п.; но если кто-нибудь из них имеет отдельное от убийцы движимое и недвижимое имущество и не имеет с ними общего огня и дыма, то в том случае он сам подлежит высылке на один год, но дом его не подвергается разрушению. В случае, если его дом будет сожжен, а деревья его и виноградники будут срублены вместе с домом убийцы и его жены, то те, кто это сделал, обязаны возместить ему убыток.
5. Если кто похитит чужую жену или дочь, или отнимет жену у другого, или украдет платье или другие вещи предательским образом, то к нему должны быть применены постановления, относящиеся к убийству, а именно: он должен быть наказан, бит кнутом, выслан на год, и лицо его должно быть вымазано в черный цвет; при этом у него отнимают похищенную жену или дочь и передают ее ближайшему ее родственнику. В случае убийства похитителя в бою, его кровь (смерть) не подлежит отмщению. Но если будет решено взять за него выкуп, то это делается по постановлению представителей Области и сообразно с имущественным положением его (сородичей) и их происхождением, а также с положением других, причем каждый из этих обязан внести по три тумана.
6. Если прелюбодей совершит прелюбодеяние с честной женщиной или прелюбодейка с честным мужчиной, то женщина подлежит смерти через побиение камнями, в пятницу, после молитвы, перед соборной мечетью в Джаре или перед областным Собранием; если же один из двух прелюбодеев окажется не женатым, а другой женатым, то смерти через побиение камнями подлежит женатый или замужняя, а неженатый (или незамужняя) будет наказан ста ударами и лицо его (или ее) будет вымазано в черный цвет; кроме того, он должен быть посажен на осла задом наперед и в таком виде проводим несколько раз перед всем народом.
7. Заключение брака должно быть совершаемо через деревенского кадыя согласно одному из четырех мазхабов, но если брак будет заключен по чужому мазхабу, и это вызовет жалобы и раздоры, то брак должен быть отменен и впредь считаться запрещенным во избежание нареканий и раздоров, а совершивший брак по чужому мазхабу, будь то кадый или кто другой, должен уплатить три тумана в виде пени.
8. Тот, кто будет скрывать человека, убившего своего господина или своего агу, уплачивает 12 туманов.
9. Тот, кто найдет краденую вещь или совершит кражу или нападение на кого-либо, должен уплатить штраф в три тумана; столько же должен уплатить и тот, кто укроет вора, окажет ему гостеприимство, даст ему хлеб или укажет ему дорогу.
10. Тот, кто возьмет ишкиль с человека, являвшегося в деревню за своим (пропавшим) имуществом, обязан уплатить штраф в размере двух туманов и возвратить (ему) его добро. Всякая деревня, которая откажется (окажет сопротивление) возвратить имущество его владельцу, явившемуся за ним хотя бы и в неурочное время (?), должна уплатить 12 туманов штрафа.
11. Если кто найдет свое пропавшее добро или заблудившийся скот, перешедший к другому посредством кражи или иным путем, тот имеет право отобрать его у того, у кого оно будет найдено, согласно шариатскому закону или обычному писаному (праву). Но если тот откажется выдать его, то (первому) владельцу скота взыскать его стоимость.
12. Всякий, кто похитит или ограбит чужое имущество, безразлично – малое или большое, и скроет его, но потом оно будет обнаружено при помощи так называемого мушдулука или кого-либо из народа, тот будет рассматриваться как обыкновенный вор и обязан будет уплатить собственнику украденного или ограбленного троекратную его стоимость. Если же похититель заявит еще до обнаружения украденного через глашатая, что он взял ту вещь для такой-то надобности, то он будет рассматриваться как признавшийся (в своей вине) и на него будет наложен установленный шариатом или обычаем штраф.
Если же у кого-нибудь будет найдена только часть украденного, что на языке турок называется «лишан» (нишан), как то рубаха, халат, пояс и другие шитые вещи, или же оружие и шкуры вьючных животных и будет доказано, что они …, то собственник этих вещей может их отобрать у того, у кого они окажутся и, кроме того, с него же должен быть взысканы «мушдулук» и троекратная стоимость найденной вещи. В случае, если найденное имущество будет состоять из небольшого куска старой и поношенной материи, или куска кожи или мяса и не будет доказано, что они были украдены, или …, то лицо, у кого окажутся эти вещи, обязано уплатить лишь то, что установлено шариатом или обычаем. Но если вор не сознается и он будет принужден вернуть украденное добро только при помощи мушдулукчия, который открыто, в присутствии Дивана обнаружит украденное и изобличит вора, то последний обязан уплатить три тумана штрафа и должен понести наказание больше того, о котором я выше упомянул; в противном случае он обязан уплатить только установленный обычаем штраф, о котором мы говорили выше.
13. Если тот, у кого будут найдены украденные или потерянные вещи, заявит, что такой-то, сын такого-то, является его соучастником в краже, то, если данное лицо относится к числу ненадежных и подозрительных людей, т.е. таких, которые иногда занимались воровством или у которых хоть один раз были обнаружены краденые вещи, и если это будет доказано сначала путем клятвы на священном Коране, а затем произнесением троекратного талака как самим подозреваемым, так и другим, равным первому (по социальному положению) и называемых по-турецки «шишпапаком», то указанное лицо будет считаться соучастником в воровстве (и отвечать по закону). Но если подозреваемый (в соучастии) известен как честный, верный и справедливый человек, за которым не числится ни предательства, ни воровства, то он обязан совершить только тахарет и тазкию по примеру тех подозреваемых, соучастие которых в краже не было доказано, но которые по обычному праву Области обязаны совершить тазкию.
14. Если в какой-либо деревне будет совершена кража и воры уйдут в другую деревню и вслед за ними и за украденным добром будут погоня и преследование до самой деревни, в которую бежали воры, и если эти последние бросят краденое на открытую с двух сторон и доступную улицу деревни, и оно подобрано будет преследователями, то совершившие воровство обязаны только сделать тахарет и тазкие согласно принятым в Области обычаям. Но если украденное будет брошено на улицу, не имеющую выхода (тупик), то воры отвечают полностью за краденое и выдают сверх того, в виде штрафа, одно вьючное животное. Точно так же они отвечают полностью и в том случае, если краденое будет ими брошено за забор (дома) или в сад.
15. Если в каком-либо жилом помещении или в чьем-либо хлеве будет найдена краденая вещь, то ее собственник имеет право отобрать ее и требовать недостающую до троекратной стоимости сумму, но он обязан при этом, в подтверждение своей претензии, произнести вместе с одним свидетелем клятву в присутствии урфского суда и Дивана.
16. Если у кого есть совершеннолетний и здравомыслящий пленник, которого он освободит и отпустит на его родину до получения от его неверующих (не мусульман) хозяев выкуп, и если этот самый пленник вторично попадает в руки новых завоевателей, то он должен принадлежать последним, и первый хозяин, получивший за него выкуп, не будет иметь никаких прав на него.
17. Если две тяжущиеся стороны обратятся в суд с жалобой на шариатского судью, и представитель власти прикажет истцу представить доказательство (своей правоты), а ответчику – произнести клятву, то истец не имеет права больше месяца откладывать без достаточных оснований представление доказательства, т.е. свидетелей.
Если же ответчик представит доказательство спустя месяц, то оно не будет принято от него, хотя бы он был шейхом или ученым (правоведом). Точно так же и истец не имеет права откладывать больше месяца произнесение клятвы.
18. Претензии по поводу движимого имущества, оставшегося после умершего, не будут приняты и заслушаны, если они будут предъявлены по истечении сорока лет со дня смерти данного лица. Точно так же не будут приняты (во внимание) ни жалобы, ни заявления, ни просьбы о дележе имущества после указанного срока. Что касается недвижимого имущества, то претензии относительно его не будут слушаться (им не будет дан ход) по истечении шестидесяти лет (со дня смерти наследователя). Если же будет открыто новое имущество и наследники будут требовать нового дележа, то тогда поступают по шариату и согласно обычаю, принятому в Области.
19. Если родственники подозреваемого в краже или в чем-либо другом явятся по истечении месяца со свидетелями, требуемыми урфом и обычаем Области (и будут требовать пересмотра дела), то на их требование не будет также обращено внимания.
20. Не будут вновь пересмотрены претензии одних к другим, если они были уже разрешены на основании официальных документов с печатью и подписью сельского кадыя того времени и с указанием мотивов состоявшегося решения относительно оставленного имущества и прекращения всяких споров и недоразумений между спорящими сторонами, со ссылкой на мнения известных судей, если только постановление кадыя явно не противоречит шариатскому закону и древнему урфу или если его решение не было вынесено под влиянием запрещенного подкупа, дружбы или пристрастий. В этих случаях постановление кадыя отменяется, и официальные документы считаются не имеющими силы и подлежат сожжению, а кадый – составитель таких документов – обязан внести за свое преступление три тумана штрафа.
21. Если чей-либо дом будет подожжен неизвестно кем, но потом поджигатель обнаружится, то к нему должны быть применены постановления, касающиеся убийства, и им должны быть возмещены все убытки; кроме того, виновник обязан еще внести пять туманов штрафа. Но если виновник не будет обнаружен, а будет только высказано на кого-либо подозрение, то хозяину подожженного дома предоставляется право требовать с подозреваемого тазкию и татхир.
22. Если кто-либо сделает подкоп под (чужой) дом или выломает (двери или стену) или же разрушит его, то к нему должны быть применены постановления, относящиеся к убийству, и если виновный будет убит, то его кровь не подлежит отмщению.
23. Если кто-либо, в случае войны с неверующими или врагами мусульман, отправится (тайком) к ним и донесет о выступлении войска или ополчения и будет захвачен войсками, то он подлежит смерти, и убийство его считается безнаказанным. Но если он успеет вернуться домой и не будет схвачен войсками, он обязан уплатить двенадцать туманов штрафа.
24. Если кто разведет огонь в кустах(?), в поле, на лугу или во дворе дома и огонь распространится на чью-либо собственность, находящуюся хотя бы и в отдалении, то разведший огонь обязан уплатить стоимость сгоревшего или восстановить его. Если огонь разведет лишь один из толпы, а другие будут поддерживать его собиранием и принесением дров и будут сидеть кругом, смотреть и беседовать, хотя у них и не было вначале намерения греться, то все они участвуют в возмещении убытком, согласно существующему в области урфу.
Опубликовано: Памятники обычного права Кавказа. Махачкала, 2007. С. 81-87.

КОДЕКС УММА-ХАНА АВАРСКОГО (СПРАВЕДЛИВОГО)
(Не позднее 1783 г.)
1. За нанесение раны в голову или в живот, глубина которой доходит до головного мозга или внутренностей живота, взыскать с виновного 66 овец с ягнятами.
2. Выбивший оба глаза обязан уплатить 200 овец.
3. Выбивший один глаз обязан уплатить 100 овец.
4. Отрубивший или изувечивший одну руку обязан уплатить 100 овец.
5. Отрубивший или изувечивший обе руки обязан уплатить 200 овец.
6. Отрубивший ноги или изувечивший их подвергается такому же наказанию, что и отрубивший или изувечивший руки.
7. Отрубивший одно ухо должен уплатить в пользу воеводства 50 овец и штраф установленного размера в пользу потерпевшего.
8. Отрубивший оба уха обязан уплатить 100 овец.
9. Если кто-либо из нашего края убьет кого-либо из другого края и, услышав, что родственники убитого объявляют его убийцей, пошлет к ним тайно своего представителя, чтобы этим избавиться от наказания, и после этого родственники убитого скажут, что убийцей является другое лицо, и в этом власть хана будет сомневаться, то оно должно очистить себя присягой со своими 10 родственниками-соприсягателями.
10. Если они дадут присягу, то дело на том кончается, а если они откажутся от присяги, то надлежит взыскать с подозреваемого половину дията.
11. Кто убьет чужую собаку без причины, с того взыскивается такая же собака и одна овца, а если убьет собаку по какой-либо причине, то взыскивается только собака или одна овца .
12. Если хозяин собаки будет утверждать, что собака убита без причины, то виновный может доказать, что она убита по причине, путем присяги бее прикосновения к корану. Присягу может дать как взрослый, так и малолетний, безразлично.
13. Если не может дать присяги, то должен внести штраф.
14. Если собака оказалась тайно ночью убитой и подозрения хозяина падают на кого-либо, то подозреваемый обязан дать присягу с одним близким своим родственником.
15. Если они не смогут дать присяги, то обязаны возместить стоимость собаки, дать овцу и, кроме того, уплатить штраф за воровство.
16. За убийство кота взыскивается кот.
17. За убийство петуха взыскивается петух.
18. За убийство курицы взыскивается курица.
19. Если во время драки кто-либо оказался убит и убийца неизвестен, а подозрение падает на кого-либо, то подозреваемый обязан очистить себя присягой вместе с 10 соприсягателями.
20. Если при драке кто-либо оказался раненым и не известно, кто нанес ранение, то подозреваемый должен очистить себя присягой вместе с 3 соприсягателями.
21. Отрубивший палец обязан уплатить 15 овец.
22. Такая же мера наказания применяется за отрубание каждого другого пальца.
23. Если кто-либо оказался раненым и родственники его не окажут в течений 3 дней, кого они подозревают, то с родственников взыскивается 1/4 ратла чистой меди.
24. Если кто-либо нанес кому-либо колотое несквозное ранение, то рана измеряется пальцами средней толщины в ширину и за каждый палец ширины раны с виновного взыскивается по одной овце. Чем большее число пальцев требуется для измерения раны, тем больше число овец, подлежащих взысканию.
25. Если кто-либо нанес ранение кому-либо ударом кинжала или ножа, то рана также измеряется пальцами средней толщины и за каждый палец ширины раны взыскивается половина овцы или за два пальца ширины раны – целая овца.
26. Если без драки и ссоры ночью кто-либо кого-либо ранит, то надо рану измерить.
27. Если стоимость раны не превышает стоимости 2 овец, подозреваемый может очистить себя присягой.
28. Если же стоимость раны достигает 3 овец, то за него должен дать присягу еще один человек. Таким образом, по мере увеличения стоимости раны также увеличивается число соприсягателей.
29. Если .кто отрежет кому палец ноги, то с виновного взыскивается 10 овец, если отрежет часть пальца, то взыскивается 5 овец. Также взыскивается 5 овец за увечье пальца.
30. Если кто кому сломает стопу ноги, то с виновного взыскивается 10 овец, а если сломает одну из частей стопы, то взыскивается 5 овец, если после перелома стопа выправляется.
31. Если кто кому сломает ногу или руку и потерпевший поправился от перелома, то с виновного взыскивается 10 овец.
32. Если кто кому поранит ладонь, с виновного взыскиваются 2 овцы.
33. Если кто нанесет кому ранение в голову и глубина раны охватывает, первую оболочку, то с виновного взыскивается 1 овца с ягненком; если рана охватывает вторую оболочку, то 2 овцы с ягнятами; если же глубина раны доходит до кости черепа, то взыскивается 10 овец с ягнятами.
34. Если кто нанес ранение, длина которого равна глубине, то рана измеряется средними пальцами и за каждый палец в глубину взыскивается одна овна, а за каждый палец в ширину взыскивается половину овцы, если рана зажила без всяких последствий; по мере возрастания числа пальцев увеличивается число овец.
35. Если кто ранил, кого и два справедливых человека признали необходимым пригласить к больному лекаря, то тот, кто ранил, обязан за свой счет пригласить лекаря; если же он медлит с ‘приглашением лекаря, то с него взыскивается за каждый день 1/4 ратла меди – до тех пор, пока он не пригласит лекаря.
36. Если кто кому выбил один зуб, то с виновного взыскивается 10 овец.
37. Если кто кому сломает одно ребро и в результате откроется рана, то с виновного взыскивается 5 овец, а если рана не открылась, то 3 овцы.
38. Если возникает между ними спор о том, сломано ли ребро или кость, то родственники обвиняемого должны дать присягу, что ребро не сломано.
39. Если кто кому сломал позвонок, то с виновного взыскивается 5 овец.
40. Если двое подрались между собой и нанесли друг другу удары, то с того, кто нанес первый удар, взыскиваются 2 овцы, кто нанес ответный удар, взыскивается 1 овца, а с того, кто, за кого-либо из них заступившись, также нанес удар, взыскиваются 3 овцы, а с того, кто исподтишка ударил – 2 овцы.
41. За обнажение кинжалов взыскивается по одной овце с каждого.
42. Если кто с целью учинения скандала носит оружие, хотя и не употребил его, с того взыскивается 1 овца.
43. Если двое подрались на учаре, тот, кто первый ударил, должен платить штраф – стоимость 2 быков.
44. Если родственники убитого до истечения 10 дней согласятся на очное примирение, то с них взыскивается 1 бык.
45. Если же они согласились на примирение после 10 дней, то с них ничего не взыскивается.
46. Если кто-либо убьет беременную женщину, с него взыскивается дият в двойном размере.
47. Если беременность была скрыта, то взыскивается дият, как обычно, и 10 овец.
48. Убийца должен удалиться из аула не позднее 10 дней.
49. Если выплата дията будет просрочена, то за каждый просроченный день взыскивается по овце.
50. Дият принимают 6 справедливых человек, назначенных воеводством.
51. Если кто из этих назначенных для приема дията не явится на прием, то они виновны перед воеводством.
52. Если кто убьет своего кровника до истечения 3 лет, дият и другие взысканные расходы возвращаются, и он должен удалиться из аула.
53. Если кровник будет убит, после того как ему было разрешено жить и своем ауле, родственниками убитого, убийца подвергается изгнанию и с него взыскиваются дият и другие расходы.
54. Если родственники убитого до примирения сожгут дом своего кровника, то с них дият не взыскивается.
55. Если из 10 подлежащих присяге один отказывается, то вместо него назначаются 2 женщины.
56. Если родственники и наследники убитого или раненого пошлют один или два раза в день к родственникам убийцы или того, кто ранил, а те отказываются от признания в этот же день, то признание в дальнейшем в расчет не принимается.
57. Если родственники или наследники убийцы скажут, что убийца или тот, кто ранил, отсутствует, и назовут отсутствующего, то разрешается ждать 3 дня.
58. Если отсутствующий вернется и признается, тогда дело разрешается на общих основаниях, а если не признается, тогда в дальнейшем его признание в расчет не принимается .
59. Если кто кого ранит и обвиняемый признался, но возникает между ним’и спор о размере раны, как-то: обвиняемый окажет, что рана доходит до первой оболочки, в таком случае он должен дать присягу с одним своим родственником; если спор идет, что рана задевает вторую оболочку, – присягает с 2 родственниками; если спор идет, что рана доходит до кости черепа, – присягает с 3 родственниками. Так же решается спор в отношении других ран.
60. Если изгнанный в канлы нарушил место поселения, взыскивается с него 1 ратл меди; если не признается, то обязан дать присягу «хатун-таллах» .
61. Если человек из другого края нанес ущерб человеку нашего края и будет подозрение в соучастии на человека нашего края, должны дать присягу 3 почетных человека из его аула.
62. Если они примут присягу, то он считается невиновным, иначе он обязан возместить причиненный ущерб, согласно обычаям нашего края, и уплатить штраф 2 ратла меди.
63. Если кто украдет овцу другого и подозреваемый не признается, го он может быть оправдан, если даст присягу с одним соприсягателем, названным владельцем овцы.
64. Если свидетель откажется от присяги, вор обязан возместить ущерб в троекратном размере.
65. Если кто скажет, что из его дома похищены вещи, а подозреваемый отрицает свою вину, то воровство считается установленным, если кто-нибудь из аула подтвердит это; тогда подозреваемый должен очистить себя присягой с 6 родственниками-соприсягателями.
66. Если же он откажется от присяги, то потерпевший должен дать присягу с 3 справедливыми лицами из зула, что действительно его вещи такой-то стоимости похищены именно этим подозреваемым.
67. Если украденное не весит больше ратла, то можно ограничиться взысканием с виновного стоимости похищенного, а штрафу его не подвергать.
68. Если же в ауле не найдется человека, который подтвердит воровство, то сам потерпевший с 1 соприсягателем должен подтвердить хищение присягой.
69. Если обвиняемый очистит себя присягой с 6 односельчанами-соприсягателями, то он считается невиновным.
70. Если кто украдет или убьет коня, мула или кобылицу и хозяин их предъявит к кому-либо иск, то подозреваемый обязан дать присягу с 6 соприсягателями, на которых укажет потерпевший; если он с этими лицами откажется дать присягу, то должен возместить стоимость украденного, укачанную 3 справедливыми лицами из его аула.
71. Если спор касается другого скота, то число соприсягателей определяется: за кражу быка – 4, за кражу коровы – 3, за кражу нетели – 2, за кражу теленка – 1.
72. Если они не могут дать присяги, то виновный должен возместить стоимость краденого, установленную 3 справедливыми лицами из аула.
73. ‘Если кто у другого украдет овцу и виновный признается в краже, то с него взыскивается только одна овца и штраф за кражу.
74. Если у кого-нибудь будет похищено что-либо из вещей и об этом он поставил власть хана в известность только через год, то его жалоба оставляется без последствий, даже если она справедлива.
75. Если кто обвинит другого в краже, заявив об этом властям, а подозреваемый в ответ на это также заявит, что потерпевший или его родственники совершили кражу у него, то жалоба подозреваемого в данном случае до истечения 3 месяцев во внимание не принимается.
76. Если кто заявит, что такой-то похитил с поля хлеб в снопах, а подозреваемый отрицает это, он может очистить себя присягой с одним соприсягателем, если похищенное составляет один вьюк ишака, а если меньше одного вьюка, то достаточно присяги самого обвиняемого. Так же решается спор о хищении с поля сена.
77. Если двое или больше по сговору между собой украдут овцу, или одного барана, или одну козу, а затем признаются в краже, с них взыскиваются 3 головы за одну украденную; кроме того, с каждого взыскивается штраф – 1 1/2 ратла меди. Штраф идет в пользу воеводства хана.
78. Если же они не признаются в краже, то владельцу похищенного предоставляется право предъявить иск одному из них; если же и этот будет отрицать, то он должен очистить себя присягой, если украдена 1 голова; если же украдены 2 головы, то к присяге привлекаются и родственники его.
79. Если они не смогут дать присяги и он вынужден будет возместить ущерб потерпевшему, тогда он имеет право обратиться к своим соучастникам, чтобы они также участвовали в возмещении ущерба.
80. Если они согласятся на это, то должны будут принять участие в возмещении; если же откажутся, то должны дать присягу, что они не принимали участия в краже и не ели краденого мяса.
81. Если не смогут дать присяги, то считаются соучастниками и должны во всем одинаково отвечать.
82. Если у кого-либо в доме подряд две ночи совершаются кражи и в первую ночь вора не поймали, а поймали во вторую, тогда этот пойманный вор должен нести ответственность и за первую кражу.
83. Если кто насильственно войдет в дом другого и возьмет что-нибудь, то с виновного взыскивается то, что он забрал, и, кроме того, штраф для воеводства хана – одна овца; если же он ничего не забрал, а только вошел в дом, то изыскивается только штраф – одна овца.
84. Если в этом принимали участие многие, то с каждого участника также взыскивается по одной овце штрафа ежедневно до окончания спора.
85. Если будет установлено, что человек другого .края должен человеку нашего края, а должник отказывается от уплаты, тогда человек нашего края обязан обратиться в воеводство, и если же пошлют его в другой край за долгом, то он должен пойти туда и обратиться в воеводство другого края.
86. Если они погасят ему долг – это хорошо, а если нет, тогда он имеет право держать ишкиль.
87. Запрещается назначать начальниками в одном месте отца и сына, или двух родных братьев, или двух двоюродных братьев; если таковые окажутся назначенными, то вышестоящие начальники обязаны освободить от работы младшего из них.
88. Если кто кому отдаст свое имущество и в это время появится третье лицо, которое скажет, что это имущество было раньше ему отдано, и в подтверждение приведет свидетелей, которые перед муфтием это подтвердят согласно законам шариата, и муфтий признает показания свидетелей правильными, то имущество переходит в собственность третьего лица; если же они подтвердить этого не могут, то имущество остается у того, кому оно собственником было передано.
89. Если, одни пустят свой окот на горные пастбища других и последние, найдя чужой скот, начнут выгонять его, а в это время появившиеся владельцы скота учинят драку, то с каждого участника драки взыскивается по 5 овец штрафа в пользу воеводства хана.
90. Если потрава превышает стоимость одной овцы, то владельцы скота должны возместить ущерб или один из них по указанию владельцев пастбищ должен дать присягу, что потравы не было.
91. Если стороны желают разрешить спор: одни – по шариату, а другие – по адату, то вопрос этот разрешается по мнению большинства из воеводства.
92. Если по требованию начальников воеводства какой-либо аул не выделит своего представителя для разрешения спора, то с этого аула взыскивается штраф 10 овец в пользу воеводства хана.
93. Если кто не согласен с решением воеводства хана, тот должен обратиться к муфтию воеводства; если муфтию будет дан отвод по той причине, что он является одной из спорящих сторон – сыном, братом, двоюродным братом, тогда местные власти обязаны вызвать другого справедливого старейшину для разрешения опора.
94. Если же муфтий не является таким родственником, то решение его считается законным и отвод во внимание не принимается.
95. Если должник не возвращает долг в установленный срок до применения к нему ишкиля, то на него возлагается пеня; так, например, если кто-нибудь 1 ратл чего-либо в течение года просрочил, то должен вернуть 1 1/2 ратла, если кали – то 1 1/2 кали, если 1 абас – то вернуть 1 абас и 1 драхму.
96. Если после правильного разрешения спора залог не возвращен, то он должен быть возмещен.
97. Без надлежащего разрешения воеводства нельзя назначить ни сельских судей, ни глашатаев.
98. Если кто-либо медлит, или откажется пойти для выполнения поручения воеводства, или вместо себя пошлет другое лицо, то с него взыскивается штраф 1 1/4 ратла меди. Если кто по тревоге воеводства не выйдет без уважительных причин, то взыскать по одной овце с каждого невышедшего. Уважительными причинами являются болезнь, преклонный возраст, несовершеннолетие – не достигшие 20 лет – и наличие вражды с кем-либо.
99. Если кто убьет кровника до примирения, за это наказанию не подвергается; так же кончается спор, если будет убит член семьи кровника.
100. Если после того как кровника выслали из аула, родственники убитого убьют брата кровника или другого его сородича, то с убийцы взыскивается 100 овец; кроме того, он обязан вернуть дият, который получил от своего кровника, и вся его семья осуждается на вечное изгнание без права возвращения в аул.
101. Если кто-либо убьет вора, который, растранжирив свое имущество, находится в бегах, то за его кровь никто не несет ответственности.
102. Если кто продаст что-либо человеку, у которого нет никакого имущества, то запрещается взыскивать долг с его родственников.
103. Если вор, который находится в бегах, будет убит, то тому, кто его убил, надо дать 10 овец.
104. За убийство такого вора дият не взыскивается.
105. Если кто такого вора сдал его родственникам, с него взыскивается 100 овец.
106. Если же им будет доказано, что он не в состоянии был его держать, тогда ничего не взыскивается.
107. Если в этом будут сомневаться старейшины воеводства, он должен дать вместе с 3 родственниками по выбору старейшин присягу.
108. Если родственники, получив вора, убьют его, то все на этом кончается; если же не убьют, то старейшины воеводства должны им предложить: «Вы убейте его; если убить не хотите, то возместите весь ущерб, который он причинил; если же у вас нет достояния для возмещения, тогда идите прочь от нас за вором, оставьте наш край, мы не ваши и вы не наши».
109. Если же вор не был передан в руки родственников, то они не отвечают за него. Так же решается вопрос в отношении общества, если вор был передан обществу.
110. Если кто украдет у кого барана или овцу и хозяин скажет, что его баран стоит четыре и более валухов, а овца стоит три и более валухов, то такой иск нельзя признать правильным, так как баран более 3 валухов не стоит, а овца более овцы и одного ягненка не стоит. Это есть весенняя цена, а осенью баран более 2 валухов не стоит.
111. Если односельчане вышли получить ишкиль от лиц, пустивших скот на их территорию, и при этом в драке кто окажется убитым или раненым с обеих сторон, то дият или стоимость раны должны дать все односельчане, а не один, кто совершил убийство или ранение.
112. Если кто в ауле продаст имущество другому и тот об этом заявит, те, которые к продавшему имеют иск, должны заявить об этом; если в течение 3 дней иск поступит, то вопрос решается по шариату, а иск, поступивший по истечении 3 дней с момента заявления, во внимание не принимается.
113. Если скот одного потравит нивы или луга другого и по поводу нанесенного ущерба между ними возникнет спор, то обвиняемый (ответчик) обязан дать присягу с 3 лицами, которых укажет истец.
114. К присяге не привлекаются: дибир, будун, давший обет об отказе от присяги, раб и наемный работник.
115. Давшим обет не давать присяги считается тот, который пошел к старейшинам воеводства с коровой, подарил ее им, и они, получив корову, признали за ним право не привлекаться к присяге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.