Стадии исламской революции (Сиддыки)

ИЗ КНИГИ КАЛИМА СИДДЫКИ
«СТАДИИ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
(ВВЕДЕНИЕ И ПЕРВАЯ ГЛАВА).
История ислама и мусульман вступила в новую фазу быстрых перемен. Му¬сульмане осознали, что они находятся в том положении, когда необходимо инициировать важные перемены в своем обществе, направлять ход этих пе¬ремен и контролировать его, а равным образом и играть значительную роль в мировой политике. Важно, что их стремление изменить мусульманское об¬щество направляется идущим из глубины пониманием динамизма перемен. Установлено, что наибольший успех сопутствует тем государствам, органи¬зациям, культурам, движениям — даже цивилизациям, — которые способны управлять силами, ведущими к переменам, задавать им курс, влиять на них, манипулировать ими и направлять, прогнозировать и контролировать их.
Ислам является постоянным источником все более расширяющегося знания во всех областях. Ислам способен развивать, организовывать новые виды информации и знания, повелевать ими. Другими словами, ислам по¬велевает и управляет переменами и делает возникновение новых теорий, экспериментов, открытий, а также и создавшихся исторических ситуаций, интернациональным явлением. Вот почему ислам настаивает на том, что мусульмане — все мусульмане, когда-либо живущие в одно и то же время — должны ставить под свой контроль ту историческую ситуацию, которая господствует в данный момент, ислам требует использования мировых при¬родных ресурсов в целях, установленных Исламом для всего человечества.
Сира (жизнь) Пророка Мухаммада (АС) и его Сунна (предписание, обра¬зец) представляют собой основные модели, служащие примером метода ис¬торической трансформации, присущего исламу. Пророк начинал с горстью людей, организованных им в небольшие группы, затем — в более крупные системы, служащие достижению цели, пока данный процесс не привел к установлению исламского государства. Ясно, что это требовало развития гибкого политического процесса, обладавшего невероятной сложностью и эффективностью. Данный процесс как нечто целое может быть назван «хикмой» («мудростью»), или методом Пророка (СААС). Духовные, интел¬лектуальные и природные характеристики, укорененные в хикме, являются неотъемлемой частью Сира и Сунны Пророка (СААС). Поскольку же ис¬следователи Сира и Сунны сосредотачивали внимание практически исклю-чительно на дотошном изучении и фиксации всего того, что Пророк делал, говорил, приказывал выполнить и одобрял, возникновение аналитической и творческой литературы происходило медленными темпами. Историческая ситуация, с которой ныне сталкиваются ислам и мусульмане, требует от исследователей обратить внимание на формулирование основополагающих принципов и структурных форм хикмы Пророка. Эта часть Сирата — неот¬крытая сокровищница ислама и данной ему парадигмы.
Путь к этой сокровищнице ислама лежит через развитие целого нового направления в литературе, основанной на Сира. Применение спекулятивно¬го метода к ныне существующей литературе по Сира, являющейся по пре¬имуществу описательной, не принесет вреда. Мы должны осознать, что Мухаммад (АС), последний из всех Пророков, — это гигантская фигура в мировой истории. Исказить его жизнь и послание, как это в корыстных це¬лях делают ориенталисты, фактически невозможно. К тому же Сира обере¬гается Кораном и фиксацией осуществленной Пророком системной транс¬формации исторической ситуации.
Та колоссальная интеллектуальная энергия, которую западные ориента¬листы потратили, пытаясь подпортить репутацию Пророка (СААС), не дала результата. Самая суть действительного положения дел такова, что Пророк защищен самим Аллахом, субхнаху ва тааля. Использование спекулятивно¬го метода компетентными мусульманскими исследователями-муттаки, при четко определенных и известных целях, может оказаться ключом к огром¬ной сокровищнице, которую представляет собой Сира. В течение всех про¬должительных периодов нашей истории перемены любого рода сталкива¬лись со страхом и неуверенностью со стороны ученых и представителей правящих династий. Этим объясняется практически полный запрет иджти-хада, который чуть ли не до сих пор имеет место в суннитской традиции. Шиитской традиции первоначально был присущ такой же жесткий запрет. Медленно, под давлением условий, ошибок и противоречий, от которых нельзя было застраховаться на почве теологии, двери шиитской доктрины открылись, чтобы позволить горстке муджтахидов заниматься некоторыми видами контролируемого иджтихада. Такое медленное начало, осуществ¬ляемое усулитской школой улемов, в конечном итоге привело к переменам, которые сделали возможной Исламскую революцию в Иране.
На протяжении большей части своей истории мусульмане принимали перемены постольку, поскольку это было вызвано обстоятельствами и не требовало перемен в теологии. Ни на одном из этапов перемены, их приро¬да, направление и качество не являлись производными от Сира и Сунны Пророка, не были завещаны Сира и Сунной. Равным образом, перемены, осуществлявшиеся согласно приказам правителей, никогда не следовали критериям добра и зла, правоты и неправоты, или желательности и нежела¬тельности. Перемены в мусульманском обществе, в государствах и импери¬ях в любое время являлись результатом необходимости, вызванной теми или иными тенденциями либо династическими и политическими интереса¬ми. Короче говоря, перемены не были порождены, не контролировались и не управлялись каким-либо интеллектуальным движением, которое также являлось бы частью политической системы ислама, или по крайней мере какого-нибудь исламского движения. Уже один этот фактор больше, нежели другие, в конечном итоге способствовал упадку Дар аль-Ислама (исламско¬го мира) и его захвату колониальными державами.
Литература по Сира и Сунне изобилует деталями, событиями, датами, местностями, именами, возрастами, генеалогиями, битвами, войнами, кам¬паниями, принятием решений, высказываниями и так далее. Все это равно¬сильно высококачественному описанию. Но прямолинейное высвечивание фактов самих по себе ведет к ограниченному пониманию, особенно если это понимание представляется существенным, являясь руководством для будущих действий и поведения. Так, известно, что Пророк организовал из Медины не менее 63 военных кампаний. Лишь малая часть из них носили чисто оборонительный характер, и Пророк лично участвовал менее чем в половине из них. Эти кампании — богатый источник фактов и другой ин¬формации, касающейся ситуации в Медине и ее ближайших окрестностях. Но было предпринято мало попыток — или такие попытки вообще не предпринимались — очертить концептуальные рамки, в пределах которых военные кампании последовательно соответствуют методу Пророка — го¬сударственного деятеля и военного лидера.
Здесь предлагается абстракция и концептуализация, а они являются су¬щественными процессами, которые сегодня можно применить ко всей об¬ширной литературе по Сира и Сунне, существующей в данный момент на¬подобие хранилища дотошно изученных данных. Для того чтобы помочь установить связь между фактами и событиями, происходившими в разное время, нам послужат определенные концепции.
Это требует нового типа учености, чтобы данные Сира и Сунны были использованы для создания теоретических формул в сферах, где мусуль¬мане, а на самом-то деле — все человечество, сталкиваются сегодня с проблемами политического, социального и экономического характера. Мы также должны создать возможности для проведения нового курса, органи¬зационные структуры и приспособленные к соперничеству поведенческие модели. В короткое время Сира и Сунна должны быть использованы в це¬лях создания новых дисциплин научного знания, направленных на решение проблем. Затем, чтобы поспеть за меняющейся исторической ситуацией, это может быть пересмотрено. Люди, живущие в разных частях света, в разных природных условиях и в разных исторических ситуациях, смогут, таким образом, создавать собственное научное знание, основанное на Сира и Сунне, специально отвечающее их проблемам и обстановке.
Историки лишь недавно и крайне неохотно признали, что никакой ис¬тории без концепций не будет и что для их организации в значимый нар-ратив требуется та или иная ценностная система. Последовательное напи¬сание литературы по Сира и Сунне на протяжении сотен лет — это свидетельство того, как мусульманские историки мертвой хваткой вцепи¬лись в концепции и задающие организованность схемы. Даже отклонение от пути, проложенного Пророком (мир ему!), имевшее место в мусуль¬манской истории, и возникновение династического правления, прикрывающегося флагом ислама, не смогли оставить след на достоверности со¬держания литературы по Сира и Сунне.
Надо также отметить, что сотни лет враждебной интеллектуальной про¬дукции ученых-ориенталистов, направленной прежде всего на извращение Сира и Сунны Пророка (СААС), не дали результата. Если бы было возмож¬но подпортить репутацию Пророка или исказить данные о нем, ориентали¬сты давно бы уже осуществили это. Фактически, единственное, что походит на вред, нанесенный Пророку (СААС) и Сира его, и Сунне — это то, что на определенном историческом этапе мусульмане потерпели поражение.
Если человеческому существу присуща способность к изменению, что, очевидно, и происходит на самом деле, то знание, идущее от источника всех видов знания, также должно расширяться в своем качестве и количе¬стве, чтобы покрыть все допустимые человеческой историей ситуации. Что¬бы Сира и Сунна Пророка (СААС) снова стали двигателем истории, должно произойти по крайней мере следующее: (а) интеллектуальная революция в исламе, которая восстановит соответствие поведения мусульман поведению Пророка; и (б) возникновение такой трансформирующей исторической си-туации, которая была бы обязана своими категориями «лидерства», «власти», «динамизма» и «успеха» соотношению с Сира и Сунной Пророка (АС).

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс