Соглашение жителей селений Ансуб и Исиниб, находившихся в составе Аваристана
(1666г.; особая научная ценность данного текста в том, что он сохранился в копии 2-й половины XVIIв., которая принадлежит руке Кадиясулава Ободинского)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала – Аллаху, который приказал нам быть справедливыми и совершать благодеяния, а также – отвратил нас от распутства и еззакония! Да благословит Аллах Мухаммеда, его родичей и его сподвижников – всех вместе, и да приветствует Он их! Это — разъяснение и, одновременно, доказательство, и аргумент, данные для будущих времен.
Жители селений Ансуб и Исиниб согласились:
Если кто-либо убьет кого-либо, то на убийцу «наложат» они кровную месть.
Если наследник убитого простит [убийцу] и, таким образом, решится принять дият, то дият будет тут равняться тридцати коровам, каждая из которых должны иметь стоимость в пять овец.
В качестве же наказания (накал) убийце будет налагаться на последнего еще сто овец, которые пойдут в пользу нуцала – сына Умма-нуцала, а также будет тут наложен на него один бык стоимостью в двадцать овец, который пойдет затем в пользу тех людей, которые были между ними, [то есть родственниками убитого, с одной стороны, и родственниками убийцы – с другой], во время их примирения.
Жители Ансуба и Исиниба будут отныне налагать одного быка стоимостью в восемь овец:
на того, кто украдет что-либо;
на того, кто захватит что-либо;
на того, кто совершит какое-либо насилие (залама);
на того, кто арестует и, как результат, свяжет [чужого] пастуха.
Одного быка стоимостью в восемь овец будут налагать жители Ансуба и Исиниба:
на того, кто выпустит стрелу;
на того, кто обнажит саблю;
на того, кто вытащит кинжал или нож.
Если предполагаемый вор станет отказываться от того, в чем его обвиняют, то его заставят — жители Ансуба и Исиниба — принести тут клятву, сделав этого согласно тому обычаю, который имеет место в их среде.
Если предполагаемый вор уклонится от дачи клятвы, то украденное у человека взыщут с него и, причем, изъятие может быть затянуто в данном случае на срок не свыше семи дней.
Жители Ансуба и Исиниба будут налагать отныне трех овец на того, кто взял силой одну овцу из [чужой] отары.
Если двое или трое человек побьют кого-либо: кулаками ли, тростями ли или же камнями, — то на них будет наложен один бык стоимостью в восемь овец.
Если кто-либо из двух или трех человек, названных выше, станет отрицать факт [избиения], то жители Ансуба и Исиниба будут принуждать такого человека — отказника дать клятву [в подтверждение своей правоты] и, причем, сделать это совместно с одним из надежных людей [своего] селения.
Свидетели этому: эмир эмиров — известный как нуцал – сын Умма-нуцала; главарь по имени Каракиши – сын Сулаймана; главарь Султанхусайн – сын Амира; главарь Мухаммадхан – сын Угуза; главарь Юнус – сын Илика (Илико?); третейский судья (хаким) в делах жителей селения Ансуб; третейский судья в делах жителей селения Исиниб, известный как Хусайн – сын Атанаса; написавший эту бумагу Кадиясулав – сын кадия Шабана Ободинского; ахвахцы Гази и Тункуш; Шабанилав из селения Ассаб (Асави).
Этот акт, ведущий к примирению, имел место в среду месяца шабан тысяча семьдесят шестого (1666) года от хиджры Пророка!
О, Боже! Установи Ты мир среди мусульман!

Комментарии закрыты.