ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАЙТАГСКОГО УЦМИЯ РУСТЕМ-ХАНА
Чтецу этих постановлений — кусок шелковой материи (или три рубля) с того, в чью пользу будет решено дело.
Бек должен давать чтецу лошадь. Не читать для того, кто не имеет от бека бумаги с приложением его печати.
Если же кадий прочитает для того, у кого нет письменного позволения от бека, то с него, с кадия, взыскивать одну лошадь в пользу бека. Кто убьет вора в своем доме, или в стаде, того оставлять безнаказанным.
С того, кто убьет убившего вора, две пени и два канлы (кровных врага).
Тому, кто поймает вора, тысяча кари хабцалдику и сто кари беку с пойманного вора.
С того, кто поймает вора и отпустит его, брать штраф сто кари хабцалдику в пользу общества.
Штраф за прелюбодеяние брать в таком же количе¬стве, как и за воровство.
За взятую в безлюдном месте барамту, за ограбленное или отнятое в ссоре, виновный должен платить обиженному в десять раз более против им взятого.
Если же при этом произойдет убийство, то кроме того, с виновного семь пеней и семь канлы.
Того, кто убьет грабителя, оставлять безнаказанным. С того,, кто убьет убившего грабителя,—две пени и два канлы.
Кто убьет кого-либо и возьмет с убитого какую-нибудь вещь или после того на убитом не окажется чего-либо, с того брать десятерную цену взятого им с убитого, или пропавшего и, кроме того семь пеней и семь канлы.
Если же убийца станет отпираться в том, что он с убитого ничего не брал, то ближайший родственник убитого с семью тусевами (соприсягателями) должен принять присягу в том, что не оказавшаяся на убитом вещь или взята им или -он, убийца, был причиною ее пропажи.
За убийство с грабежом женщины — четырнадцать пеней и четырнадцать канлы.
За убийство с грабежом — семь пеней и семь канлы.
В случае убийства кого-либо в драке, происшедшее между многими лицами, если не будет отысканный, то родственники убитого могут считать кровным врагом, кого пожелают, из числа бывших в драке.
Если кто-либо умрет от ран, нанесенных несколькими лицами, то двоих из них считать кровными врагами, и, по умерщвлении одного, с другого брать шестьдесят рублей,
С канлы, который не выедет из селения, в котором будет находиться искатель его крови, взыскивать в пользу общества сто кари хабцалдику.
С того, кто поведет канлы на разбирательство по ка¬кому-нибудь делу к кадию или обществу, взыскивать сто кари хабцалдику.
Канлы не должен сам ходить на разбирательство, а посылать от себя доверенное лицо.
Кайтахцы должны разбираться по этим постановлениям.
Кто не выедет на тревогу, с того брать сто кари хабцалдику.
С того, кто возвратится прежде выехавших на тревогу — сто кари хабцалдику.
Кто даст знать ищущему кровь о том, где последний может подстеречь своего канлы, с того брать сто кари хабцалдику.
По чьим доносам будет убит канлы, того вместе с семейством считать кровными врагами.
Если родственники убитого канлы убьют подобного доносчика, то кровь последнего считать безвозмездною.
Обвиненный в воровстве должен заплатить десятер¬ную цену уворованного.
Подозреваемый в воровстве должен очистить себя присягою вместе с семью тусевами.
‘За приближение к воротам чьего-либо дома с злым умыслом, с каждого виновного взыскивать по сто кари хабцалдику.
Убийство нападающего на дом считать безвоз¬мездным.
С того, кто прикоснется к женщине с прелюбодейной целью, взыскивать тысячу кари хабцалдику.
Если женщина с криком прибежит домой и покажет, что кто-либо коснулся ее с прелюбодейственною целью, и обвиняемый будет найден на месте, указанном женщиною, тогда принимать показание ее.
Если же женщина не закричит, когда коснется ее мужчина, а предъявит о том после того, как придет до¬мой, тогда жалобы ее не принимать.
Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
Если кто-либо покажет, что такой-то ударил его или бросил в него камень или стрелу из лука, и слова свои подтвердит присягою вместе с семью родственниками, то показание его считать справедливым.
С врагом следует мириться или получив от него что-нибудь, или когда враг позовет к себе и угостит, или по просьбе посторонних лиц.
Если раб прикоснется к жене узденя с прелюбодейной целью, то его убивать.
Если бек прикоснется к жене узденя, то должен дать штраф сто рублей в пользу всего общества.
Если кто-либо увезет женщину, и увезенная согласится быть женой увезшего, то таковых сочетать браком.
Когда же увезенная не пожелает вступить с увезшим ее в брак, то ее возвратить родственникам.
Если увезший женщину будет насильно удерживать ее, то убийство его считать безвозмездным.
Когда хозяин сгоревшего, узнав, кем именно был сделан поджог, укажет на другого и будет требовать от него очистительной присяги, то с такого хозяина брать сто кари хабцалдику в общественную пользу.
Кто согласится, выдать дочь свою или родственницу за кого-либо в замужество и после того откажется, тот должен уплатить жениху за все издержки его по сватовству вдесятеро.
Если кто-либо сознается в нанесении кому-нибудь смертельной раны, того сознание принимать.
Если же родственники умершего от раны после созна¬ния кого-либо в нанесении оной, потребуют от другого очистительной присяги, то с них, с родственников, и с того, кто пойдет принимать присягу, брать по сто кари хабцалдику.
Если кто-нибудь понесет от кого-либо вред или бу¬дет убит кем-нибудь по наущению и подстрекательствам другого, то за все это должен отвечать подстрекатель и, в случае убийства, быть кровным врагом.
Если в драке будет убито несколько лиц, то после умерший должен быть кровным врагом прежде умершего.
Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
С того, кто не позволит внутри селения взять барамту, брать штраф сто кари хабцаядику.
Кто возьмет барамту из стада, сто кари хабцалдику. Обязавшийся в чем-либо неминуемо должен испол¬нять свое обязательство.
Если прибудет откуда-нибудь канлы, то принимать его, но не выселять.
Если же канлы пожелает уехать, то вместе с ним никому не ездить.
Если будет убит едущий вместе с канлы, то кровь его считать безвозмездною.
С того, кто начнет спорить с чаушем (глашатаем) брать сто кари хабцалдику.
Следующих слов жителя другого общества не передавать.
Если канлы приедет из другого общества, то его не принимать.
Кто приедет и пожелает остаться в нашем обществе на жительство, того принимать.
У кадия, чауша, нарочного, старика и ученика барамты не брать,если же кто возьмет барамту у упомянутых лиц, с того брать пеню (3 руб. 60 коп.).
Если несколько лиц, сговорившись, пожелают отделиться от общества, то с таких брать тысячу кари хабцалдику.
Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
Кто во время месяца Рамазана не будет соблюдать поста, оставит молитву, с того тысячу кари хабцалдику.
С того, кто украдет что-либо из мечети взыскивать за уворованное вдесятеро и дом его разрушать.
Подозреваемый в воровстве чего-либо из мечети, должен очистить себя присягою вместе с сорока родственниками.
Подозреваемому в поджоге дома, складов хлеба или другого чего-нибудь, давать очистительную присягу, вместе с сорока его родственниками.
Если подозреваемый не исполнит присяги надлежащим образом, то за все сгоревшее он должен заплатить вдесятеро.
Если кто-либо взятую им на время у кого-нибудь вещь скроет -и не будет возвращать, то хозяин оной должен подтвердить показание свое присягою, после которой обвиняемый обязан уплатить за взятую вещь или возвратить ее и, кроме того, взыскивать с него в пользу общества сто кари хабцалдику.
Если кто-либо, выехав по своим делам из селения, при нападении на него грабителей или желающих взять с него барамту, по неосторожности- ранит или убьет другого, находящегося в стороне или нанесет вред чьему-либо имуществу: бекскому, узденскому или крестьянскому, или же сам понесет таким образом вред от другого, то за все это должно отвечать общество селения, хотя бы пришлось платить в семь раз более (это тогда, когда на убитом не окажется какой-либо вещи).
Если кто-либо убьет кого-нибудь и скроет убитого, с того триста кари хабцалдику, семь пеней и семь канлы.
Кто по неудовольствию на решение дела. по этим по¬становлениям убьет кого-либо, с того две пени и два кровных врага.
За убийство женщины брать тысячу кари хабцалдику.
Подозреваемый в воровстве должен принимать очи¬стительную присягу вместе с родственниками со стороны жены его.
За убийство кем-либо бекского раба взыскивать с каждого дома всего общества по одной паре обуви и по мешку саману.
За убийство еврея, виновный должен наполнить кожу убитого серебром и дать беку.
Если кто-либо предъявит жалобу, что чей-нибудь купа к причинил ему вред в доме или в поле, а хозяин, принимавший кунака, отвергнет такое предъявление, то он, хозяин, должен подтвердить отрицание свое присягою вместе с родственниками и, в случае неисполнения присяги, уплатить за весь показанный вред.
С того, кто не согласится принять очистительной присяги, брать штраф — сто кари хабцалдику.
Кто откажется дать присягу им подозреваемому или без причины откажется присягнуть за другого, того скот не принимать в общественное стадо и всем прекратить с ним всякое знакомство; с того же, кто примет скот его в свое стадо, или позовет к себе в гости, брать полтораста кари хабцалдику.
Кто не постарается примирить ссорящихся, а напро¬тив сам примет чью-нибудь сторону, с того взыскивать штраф сто кари хабцалдику.
Кто же примет чью-либо сторону после поранения, с того брать полтораста кари хабцалдику.
Доброго человека не обвинять, если дурной не пожелает принять за него очистительной присяги.
Дурного же обвинять, если добрый откажется принять за него очистительную присягу.
Брать барамту с тех, которые не отделились от тохума ответчика.
Если отделившийся от родственников будет требо¬вать в случае убийства его другим, пени или искать кровного врага, то с него брать две пени и два канлы.
Кто берет барамту с жителей нашего общества, с тех и нам брать;
Кто в доме своем или на пашне убьет кого-либо без всякой причины, с того семь пеней и семь канлы.
Кто убьет идущего принять присягу или на суд, с того две пени и два канлы.
Кто, оставив сознавшегося в убийстве, будет поло¬женное за убийство искать на другом, с того брать штраф—тысячу кари хабцалдику.
Если кто-либо заметит своего родственника в дурных поступках, то родственники должны убить его, в против¬ном же случае обязаны отвечать за все противозаконные его поступки.
Дурному человеку не оказывать помощь; кто же окажет дурному человеку помощь, с того брать штраф . тысячу кари хабцалдику.
Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена.
Этими постановлениями должен руководствоваться бек и все Кайтахское общество.
Прелюбодеяние раба с бике оставлять безнаказанным.
Кто не выедет на тревогу вместе с обществом, с того брать штраф сто кари хабцалдику.
Если бек выедет на тревогу, то должны все ехать, с не выехавшего же на тревогу вместе с беком — тысячу кари хабцалдику.
Бек должен всякий год собирать суд, в противном случае, его сменять.
С не явившихся по призыву бека на суд брать По сто кари хабцалдику.
В государстве без правителя, в обществе — без су¬да, в стаде — без пастуха, в войске — без разумного, в селе — без головы ,— добра не будет. .
Кто имеет ум, тот пусть поразмыслит об этом.
Если бек будет притеснять какое-либо селение, то остальные селения должны вступиться за него и остановить бека.
Все должны говорить, единогласно, кто же будет про¬тиворечить обществу, того дом разрушить, а самого из¬гонять.
Бек должен наказывать поступающих противозаконно, в противном случае бека удалять.
Бек должен ежегодно собирать умных людей и по этим постановлениям разбирать тяжущихся и не оставлять без наказания ни вора, ни грабителя.
Никто не должен завещать имение свое в пользу бека или чанки. Кто же сделает такое завещание, того вместе с семейством изгонять из селения. А кто будет упрашивать и советовать, чтобы такого завещателя оставить, того дом разрушать.
Если бек или чанка приедет в какое-нибудь селение, то никто без позыва не должен приходить к нему. Если же кто пойдет к беку, будучи не позван им, с того брать сто кари хабцалдику.
Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спа¬сена.
Бек не должен предпринимать похода, предварительно не посоветовавшись о том с благоразумными. В противном же случае, брать с него штраф триста рублей в пользу общества.
Если поход будет предпринят беком после обсужде¬ния о нем с благоразумными, то с того, кто не выедет в такой поход, брать сто кари хабцалдику.
Бек, раб, чанка, уздень должны руководствоваться этими постановлениями.
Если какое-либо селение, принадлежащее к Кайтахскому обществу, отделится, то с него брать триста рублей.
Если же один кто-либо отделится от общества, то с него брать сто рублей.
Кто откажется поступать по этим постановлениям, того изгонять из общества.
Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спа¬сена.
Смотри, бек говори правду — муж правды прославляется, и власть его остается навеки. Земля не съедает тело того, кого бог благословит прославить ее.
Смотрите, кайтахцы, принимайте правду: правдивое государство прославляется и никогда ни в чем не рас¬каивается.
Кто будет беречь рот свой, того и голова спасена будет.