К.Пейсонель. Трактат о торговле на Черном море

КАРЛ ПЕЙСОНЕЛЬ. ТРАКТАТ О ТОРГОВЛЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ. XVIII В.
Черкесская Татария тянется в настоящее время от Босфора Киммерийского или пролива Эникале до Кабарды. Она граничит на севере с прикубанскими ногайцами, на юге  с абасами и Кавказскими горами, на востоке  с Кабардой, на западе  с Черным морем. Черкесы, зависимые от хана, разделяются на 14 кабиле или племен и каждое племя разделено на чагары. Чагар состоит из 10 семей. Население Черкесии делится на 4 класса: беи, сипаги, уздени, кулы.
В каждом кабиле имеется знатная семья, которая суверенно владеет всеми землями кабиле и деспотически правит ими. Каждая из этих семей имеет первого бея, который является главой и становится им по возрасту, и много других беев, начальников различных ответвлений дома; они все подчинены первому. Эти беи делят между собою земли и подданных кабиле. Главный бей имеет наибольшее число чагаров в своей доле, другие делят между собою то, что остается.
Все черкесы от рождения сервы – крепостные – и рабы своих дворян, которые могут завладеть их имуществом, умертвить их, продать или подарить их кому вздумается. Однако среди них имеется два разряда свободных людей: сипаги и уздени. Сипаги – куллы, которые после того, как были захвачены на войне или проданы своими беями, получили свободу и вернулись в свое отечество. Они и их потомки свободны, и если у них достаточно имущества для приобретения, они покупают чагар и часто возвышаются до уровня беев.
Уздени – вольноотпущенные, получившие от своих беев свободу в благодарность за некоторые услуги. Они и их потомки пользуются теми же правами, что и сипаги.
Кулы – подданные рабы, которые не были отпущены на свободу и которые являются рабами, следуя давнишнему устройству страны.
Беи Черкесии производят беспрерывные набеги один на другого, из кабиле на кабиле для захвата рабов. Все, что агрессор может увезти с собой, считается законной добычей и не подлежит возврату; но если он имеет несчастье быть захваченным, все люди, находящиеся при нем, остаются рабами. Лишь один бей не задерживается; оскорбленный довольствуется отправлением. Ему отрезают уши и хвост его лошади; это единственная месть, которую они применяют один к другому в подобных случаях. Дети беев не избегают рабства: как только их схватили или продали, они лишаются прав и не могут больше быть беями. Если, получив свободу, они возвращаются к ним, они становятся не выше, чем сипаги, и не могут больше войти в состав дворянского класса. Беи продают своих дочерей, как только они уличены в безнравственности; они продают даже своих детей мужского пола, если они совершили какие-нибудь важные проступки, которые считаются заслуживающими подобного наказания.
АБИВЕА, с. 200.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.