РАПОРТ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА Г. В. РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ПЕРЕГОВОРАХ КНЯЗЯ И. В. ШАХОВСКОГО С КАРАЧАЕВЦАМИ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРИСЯГИ НА ВЕРНОПОДДАНСТВО РОССИИ
(24 сентября 1834 г., г. Тифлис)
Отношением от 5 июля за № 849 я имел честь сообщить вашему сиятельству о переходе генерального штаба штабс-капитана князя Шаховского из Сванетии через снеговой хребет на северную покатость Кавказа, по направлению горы Ламария, земель Уруспиевцев и Баксанского ущелья и о данном мною ему приказании возвратиться в Сванетию через Карачай, дабы получить верное сведение, который из двух путей через снеговой хребет удобнее в сем направлении. Офицер сей, вполне оправдавший мое доверие отличным исполнением возложенного на него трудного поручения, показал ныне новый опыт благоразумия и распорядительности: на обратном пути он успел, сходно с данным ему многонаставлением, склонить карачаевцев к возобновлению присяги на верноподданство государю императору. Народ карачаевский обитает в вершинах реки Кубань, народонаселение оного можно положить до 5 000 душ, кои разделяются на два сословия: старшин и вольный народ. Карачаевцы неоднократно производили набеги сами или вместе с др. горцами на наши границы. В 1828 г. генерал от кавалерии Емануель проник в земли и в залог верности взял от них аманатов, но как они продолжали пропускать хищников через свои земли и некоторые из них лично участвовали в хищничествах, то аманаты их отправлены в начале 1833 г. в Дмитриевский полубатальон военных кантонистов. По положению своему карачаевцы весьма много могут содействовать к обеспечению спокойствия окрестностей Минеральных Вод и Кабарды, дабы успеть убедить их к сему, я разрешил штабс-капитану князю Шаховскому обещать им, что прежние аманаты их будут возвращены, если они изъявят вновь покорность на выгодных для нас условиях. На что они обещались:
1. Давать по одному аманату от старшин и вольного народа.
2. Принять к себе приставом одного из преданных нам Кабардинских князей, дабы при проходе хищнических партий с Закубанскими князьями народ карачаевский мог поднимать оружие на княжеские роды, ибо по существующему у некоторых горцев древнему обычаю простой народ не может сражаться с князьями, не имея на то приказание от равных им родом.
3. Прекратить всякое дружелюбное отношение с неприязными нам горцами, содержать караулы от вершин Кавказских гор до реки Моржисина, что близ каменного моста на Кубани, и удерживать хищнические партии, не превышающие тысячи человек, если же их будет более, то давать знать урусбиевцам и ближайшему воинскому посту.
4. Если хищнические партии прорвутся ниже речки Маржисина, то ближайшее воинское начальство обязано уведомить о том карачаевского пристава, дабы он успел принять надлежащие меры к содействию в случае преследования хищников русскими войсками. Если правительство признает нужным ввести в Карачаевские земли войска, то они должны по возможности оказывать помощь оным.
Во время продолжавшихся переговоров между князем Шаховским и старшинами карачаевский народ сей доказал на опыте свое усердие и пользу, которую можно ожидать от искренней их преданности. Партия хищников, переправясь через Кубань, угнала из Кабарды 6 баранов и 60 штук рогатого скота и увлекла в плен трех мальчиков; почетнейших из старшин карачаевских семидесятилетний старик Крым Шамхалов с 30 своих людей бросился в погоню, нагнал хищников и невзирая на то, что их было 140 человек, остановил и удерживал до того времени, пока не получил подкрепление от народа, потом, отбив у них всю добычу, возвратил кабардинцам по принадлежности.
О чем имею честь сообщить вашему сиятельству, покорнейше прошу исходатайствовать высочайшее соизволение на возвращение из Дмитриевского полубаталиона военных кантонистов, сосланных в оный в 1833 г., карачаевских аманатов, означенных в прилагаемом при сем списке.
Генерал-адъютант барон Розен.
Помета: Карачаевских аманатов, отправленных 6 мая 1833 г. в Дмитриевский полубаталион, возвратить на родину.
Подписал военный министр генерал-адъютант граф Чернышев.

Комментарии закрыты.